Основы комбинаторики — что это, определение и ответ
Решение комбинаторных задач заключаются в нахождении различных комбинаций элементов какого-либо множества. Отсюда и название раздела математики – комбинаторика.
От количества задействованных элементов множества и способов их комбинирования зависит подход к решению задачи. Каждый из типов задач имеет свои специальные формулы для расчета комбинаций, но пока для понимания сути расположения элементов множества проще всего использовать различные визуализации.
ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ТИПА:
Пример №1:
Турист собирается посетить за лето три города – Москву, Санкт-Петербург и Казань. Сколько существует вариантов поездок, если каждый город турист посетит один раз?
1. У нас есть множество, состоящее из трёх городов. Обозначим их как М, С и К. Задачи такого типа отличаются тем, что мы должны комбинировать все элементы множества между собой без повторений.
2. Подумаем, какие варианты поездок существуют. Обозначим три ситуации, где первым город является один из городов:
3. Если города не могут повторяться, тогда после М возможно поехать только в С или К, после С только в М или К, а после К только в М или С. Дополним схему:
4. Если турист уже посетил города в порядке \(M \Rightarrow C\), то ему остается посетить только К. Если он проехал путь \(M \Rightarrow K,\) ему остается посетить только С. Аналогично проанализируем каждый маршрут и заполним схему до конца:
5. В итоге у нас получились следующие комбинации посещения городов: МСК, МКС, СМК, СКМ, КМС, КСМ. Итого 6 различных маршрутов.
Ответ: 6.
ЗАДАЧИ ВТОРОГО ТИПА:
Пример №2:
При встрече 7 приятелей пожали друг другу руки. При этом каждый пожал руку с каждым. Сколько всего было рукопожатий?
1. Обычно друг другу жмут руки именно два человека, поэтому будет рассматривать всевозможные пары друзей. Этот тип задач отличается от первого тем, что в наших комбинациях будут участвовать не все 7 элементов множества друзей сразу, а только по два из них. То есть обозначим каждого друга цифрой от 1 до 7 и будем комбинировать из этих чисел пары, они будут являться подмножеством множества друзей.
2. При этом пары, содержащие одинаковые элементы, неважно в каком порядке, считаются одинаковыми. Это значит, что рукопожатия друзей, например, 2 и 7 равно рукопожатию друзей 7 и 2. Будем брать именно ту пару, которая начинается на меньшую цифру. В данном случае рукопожатие именно этих людей запишем как 27.
3. Аналогично примеру №1 будем анализировать друзей по одному. Выпишем, какому количеству человек может пожать руку первый приятель:
12, 13, 14, 15, 16, 17 – 6 раз пожмёт кому-либо руку первый друг.
Сам себе он пожать руку не может, поэтому получилось 7 – 1 = 6 рукопожатий
4. Второй друг пожмёт руку друзьям такими комбинациями:
23, 24, 25, 26, 27 – 5 раз.
Он не пожмет руку сам себе и первому другу, т.к. их рукопожатие мы уже посчитали. Аналогично рукопожатия каждого следующего приятеля будет уменьшаться на 1:
34, 35, 36, 37 – 4 раза пожал руку третий приятель;
45, 46, 47 – 3 раза четвёртый;
56, 57 – 2 раза пятый;
67 – и 1 раз шестой.
5. Посчитаем, сколько раз происходило рукопожатие каких-либо друзей. Получим
\(6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 21\)
Ответ: 21.
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ТИПА:
Есть лампочки четырех цветов – синего (с), красного (к), зеленого (з) и жёлтого (ж). Сколько существует комбинаций их включения? Вариант, когда все выключены тоже является одной из комбинаций.
1. Здесь нам снова неважен порядок включения лампочек, важно сколько и какие именно могут гореть одновременно. Будем рассматривать варианты включения разного количества лампочек.
2. Существует только один вариант, что лампочки выключены. Если лампочки включены по одной, то это может быть 4 варианта: с, к, ж или з:
3. Если горят две лампочки, то существует 6 таких комбинаций. Подобрать их можно так же, как мы находили пары в примере №2. Аналогично найдем уже тройки горящих лампочек, таких вариантов будет 4. И существует один вариант, когда горят все лампочки.
Горят ноль лампочек: | — | 1 вариант |
---|---|---|
Горит одна лампочка: | с к з ж | 4 варианта |
Горят две лампочки: | ск сз сж кз кж зж | 6 вариантов |
Горят три лампочки: | скз скж кзж зжс | 4 варианта |
Горят четыре лампочки: | скзж | 1 вариант |
4. Таким образом существует 16 различных вариантов одновременного включения лампочек, включая вариант, когда горят все лампочки и не горит не одной.
То есть мы нашли все возможные варианты подмножеств множества лампочек, включая пустое множество и само множество лампочек.
«Комбинаторика-это интересно!»-научный проект секция математика
Раздел 2.
2.1. История развития комбинаторики
С задачами, получившими название комбинаторных, оказывается, люди сталкивались в глубокой древности. Уже несколько тысячелетий назад в Древнем Китае увлеклись составлением магических квадратов, в которых заданные числа располагались так, что их сумма по всем горизонталям, вертикалям и главным диагоналям была одной и той же.
В Древней Греции подсчитывали число различных комбинаций длинных и коротких слов в стихотворных размерах, занимались теорией фигурных чисел, изучали фигуры, которые можно составить из частей особым образом разрезанного квадрата и т. д. Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д.
Первым рассматривал комбинаторику как самостоятельную ветвь науки всемирно известный немецкий учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц.
В 1666 году Лейбниц опубликовал «Рассуждения о комбинаторном искусстве». В своём сочинении Лейбниц, вводя специальные символы, термины , находит все k -сочетания из n элементов, выводит свойства сочетаний, строит таблицы сочетаний, после чего рассуждает о приложениях комбинаторики к логике, арифметике, к проблемам стихосложения и др. Мечтой Лейбница, оставшейся неосуществлённой, оставалось построение общей комбинаторной теории.
В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Замечательные достижения в области комбинаторики принадлежат Леонарду Эйлеру. Он рассматривал задачи о разбиении чисел, о циклических расстановках, о построении магических и латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я. Бернулли, в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты. Комбинаторными задачами интересовались и математики, занимавшиеся составлением и разгадыванием шифров, изучением древних письменностей. Теперь комбинаторика находит приложения во многих областях науки: в биологии, где она применяется для изучения состава белков и ДНК, в химии, механике сложных сооружений и т.д. Комбинаторные задачи физики, химии, биологии, экономики и других наук, которые не поддавались ранее решению из-за трудоемкости вычислений, стали успешно решаться на ЭВМ. В результате этого комбинаторные методы исследования все глубже проникают во многие разделы науки и техники. В частности, с помощью ЭВМ решена проблема четырех красок: доказано, что любую карту можно раскрасить в четыре цвета так, чтобы никакие две страны, имеющие общую границу, не были окрашены в один и тот же цвет.
Еще в 1844 году Дж. Сильвестр говорил: «Число, положение и комбинация — три взаимно пересекающиеся, но различные сферы мысли, к которым можно отнести все математические идеи».
2.2. Дерево возможных вариантов.
Самые разные комбинаторные задачи решаются с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название метода — дерево возможных вариантов. Ветви дерева отображают различные события, которые могут иметь место. Корень дерева – состояние, в котором возникает необходимость выбора.
Задача 1. Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 2, 4?
Решение. Построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе.
Ответ: 200, 202, 204, 220, 222, 224, 240, 242, 244, 400, 402, 404, 420, 422, 424, 440, 442, 444.
Задача 2. Школьные туристы решили совершить путешествие к горному озеру. Первый этап пути можно преодолеть на поезде или автобусе. Второй этап — на байдарках, велосипедах или пешком. И третий этап пути — пешком или с помощью канатной дороги. Какие возможные варианты путешествия есть у школьных туристов?
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив путешествие на поезде П, на автобусе — А, на байдарках — Б, велосипедах — В, пешком — Х, на канатной дороге — К.
Ответ: На рисунке перечислены все 12 возможных вариантов путешествия школьных туристов.
Задача 3. Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив М — математика, Р — русский язык, И — история, А — английский язык,
Ответ: Всего 24 возможных варианта.
Задача 4.
Саша ходит в школу в брюках или джинсах, к ним надевает рубашки серого, голубого, зеленого цвета или в клетку, а в качестве сменной обуви берет туфли или кроссовки.
а) Сколько дней Саша сможет выглядеть по-новому?
б) Сколько дней при этом он будет ходить в кроссовках?
в) Сколько дней он будет ходить в рубашке в клетку и джинсах?
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив Б — брюки, Д — джинсы, С — серая рубашка, Г — голубая рубашка, З — зеленая рубашка, Р — рубашка в клетку, Т — туфли, К — кроссовки.
Ответ: а) 16 дней; б) 8 дней; в) 2 дня.
2.3. Перестановки.
Простейшими комбинациями, которые можно составить из элементов конечного множества являются перестановки.
Два элемента a и b могут быть выписаны в строчку всего двумя способами: ab и ba. Для трёх элементов, существует 6 вариантов. Посчитаем и число перестановок для 4 элементов:
1234, 1243, 1324, 1342, 1423, 1432,
2134, 2143, 2314, 2341, 2413, 2431,
3124, 3142, 3214, 3241, 3412, 3421,
4123, 4132, 4213, 4231, 4312, 4321.
Всего 24 перестановки, расположенные в 4 столбца по 6 перестановок в каждом.
Для числа перестановок n элементов есть обозначение: n! (читаем: «эн факториал»).
Факториал равен произведению всех натуральных чисел от n до 1.
Например, 4! = 1 · 2 · 3 · 4= 24. Здорово! Одна строчка, а перебирая все возможные случаи выше, сколько записи всех перестановок. А если бы было не 4 элемента, а 8? Значит, и не надо было выписывать все возможные перестановки. Неужели так просто. Вот задачи, которые я смог решить.
Задача 1. В семье – 6 человек, и за столом в кухне стоят 6 стульев. Семья решила каждый вечер, ужиная, рассаживаться на эти стулья по-новому. Сколько дней члены семьи смогут осуществлять задуманное?
Решение. Ответ оказывается неожиданно большим: получается почти два года! Объясню его.
Для удобства рассуждений , будем считать, что семья (бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, сын) будет рассаживаться на стулья поочередно. Меня интересует, сколько всего существует различных способов их размещения на стульях.
Предположим, что первой усаживается бабушка. У нее имеется 6 вариантов выбора стула. Вторым садится дедушка и независимо выбирает стул из 5оставшихся. Мама делает свой выбор третьей, и выбор у нее будет из 4 стульев. У папы будет уже три варианта, у дочки – 2, ну а сын сядет на единственный незанятый стул. По правилу умножения получаем, что имеется 720 различных способов размещения. Таким образом, в «игру с рассаживаниями» семья может играть 720 дней, т.е. почти два года. [3] Теперь стало понятно, что в обеих задачах речь шла о пяти перестановках.
Задача 2. Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека – Антонов, Григорьев, Сергеев и Федоров, тренер выделяет пару для участия в соревнованиях. Сколько существует вариантов выбора такой пары?
Решение: Составим сначала все пары, в которые входит Антонов (для краткости будем писать первые буквы фамилий).
Получим три пары: АГ, АС, АФ.
Выпишем теперь пары, в которые входит Григорьев, но не входит Антонов.
Далее составим пары, в которые входит Сергеев, но не входят Антонов и Григорьев. Такая пара только одна: СФ.
Других вариантов составления пар нет, так как все пары, в которые входит Федоров, уже составлены.
Итак, мы получили 6 пар:
АГ, АС, АФ
ГС, ГФ
СФ,
т.е. 3•2•1=6. значит,
существует всего шесть вариантов выбора тренером пары теннисистов из группы.
2.4. Размещение
Следующее важное понятие комбинаторики — размещение.
Размещением называется расположение «предметов» (объектов) на некоторых «местах» при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.
Задача 1. В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник – и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.
Решение:
Борщ | Рассольник | ||||||
гуляш | котлеты | сосиски | пельмени | гуляш | котлеты | сосиски | пельмени |
Ответ: 8 обедов.
Задача 2. В классе, в котором 25 учеников, нужно выбрать командира, его заместителя и помощника заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
Решение:
1. 25 способами можно выбрать любого ученика в командиры.
2. Затем из 24 оставшихся — заместителя старосты.
3. После этого любой из 23 оставшихся может оказаться помощником заместителя.
Всего имеем: 25·24·23 = 13800
Ответ: 13800 способов.
Задача 3. В футбольной команде (11 человек) нужно выбрать капитана и вратаря. Сколькими способами это можно сделать?
Решение:
1. Капитаном может стать любой из 11 футболистов.
2. После выбора капитана на роль вратаря могут претендовать 10 оставшихся человек.
Таким образом, есть 11 · 10 = 110 разных вариантов выбора.
Ответ: 110 способов.
Задача 4. Сколько семизначных чисел не содержат цифры 2?
Решение:
Всего цифр 10. Первую цифру не может быть нулем и двойкой, значит её можно выбрать 8 способами. Каждую следующую цифру можно выбрать 9 способами.
8 · 9 · 9 · 9 · 9 · 9 · 9 = 4 251 528.
Ответ. 4 251 528 семизначных чисел.
Вот это количество. А если бы не знать этот способ решения, перебрать все возможные случаи, кажется, невозможно. Это долго и опасно ошибиться.
Задача 5. Сколькими способами можно составить расписание на день из 5 различных уроков, если изучается 14 предметов.
Решение:
В данном примере из 14 предметов нужно выбрать 5. Число способов составления расписания можно посчитать по формуле:
14 · 13 · 12 · 11 · 10 = 240240
Ответ: 240240 способов.
Задача 6. Сколько времени потребуется, чтобы открыть дверь с кодовым замком, если на один набор чисел из 3-х цифр уходит 3 секунды. (Причем порядок нажатия кнопок с числами неважен).
Решение: Первую цифру кода можно выбрать одной из 10 — всего 10 вариантов. Вторую цифру можно выбрать любой из 9 оставшихся. Значит, всего 10*9*8 = 720 комбинаций. Решение было бы верно, если бы не замечание в задаче: Причем порядок нажатия кнопок с числами неважен. Это означает, что композиция 123, 321, 213, и т.п. (всего их 6) одинаковые.
Поэтому надо брать не размещение, а сочетания. Для сочетаний – результат нужно разделить на 6, т.е. на число перестановок из трёх элементов, равных 3!.
720 : 6=120 комбинаций, 120 · 3 = 360 секунд = 6 минут и код будет разгадан.
Ответ: 6 минут.
3. Комбинаторика в различных областях жизнедеятельности человека.
Области применения комбинаторики:
- учебные заведения (составление расписаний)
- сфера общественного питания (составление меню)
- лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
- география (раскраска карт)
- спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
- производство (распределение нескольких видов работ между рабочими)
- агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
- азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
- химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
- экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)
- криптография (разработка методов шифрования)
- доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
- биология (расшифровка кода ДНК)
- военное дело (расположение подразделений)
- астрология (анализ расположения планет и созвездий)
3. 1 Комбинаторика в литературе.
В басне Ивана Андреевича Крылова «Квартет»: «проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка» устроили любопытный эксперимент, они исследовали влияние взаимного расположения музыкантов на качество исполнения.
Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки — пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та: у нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осёл: — мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй, — говорят: — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших, понежней, —
Им отвечает Соловей: —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка пересаживались, считая, что от этого зависит звучание музыки. И если бы не вмешался Соловей, участники квартета, наверное, перепробовали бы все возможные варианты.
Так сколько же существует способов, чтобы рассадить, например в один ряд, четырех музыкантов?
Число перестановок можно посчитать по формуле: 4 × 3 × 2× 1 = 24 способа.
Ответ: 24 способа.
3.2 Комбинаторика на шахматной доске и в играх.
Шахматы не только популярная игра, но и источник множества интересных комбинаторных задач. Не случайно шахматные термины можно встретить в литературе по комбинаторике. Рассмотрим примеры задач на шахматной доске.
Задача 1: Обойти конем все поля доски, посетив каждое из них по одному разу.
Этой задачей занимались многие математики XVIII и XIX вв., в том числе и Л. Эйлер. Хотя задача была известна и до Эйлера, лишь он впервые обратил внимание на ее математическую сущность. Доказано, что таких маршрутов не более 30 млн. Задачи о маршрутах составлены и для других фигур.
Задача 2: Сколькими способами можно расставить на доске восемь ферзей так, чтобы они не угрожали друг другу, т. е. никакие два из них не стояли бы на одной линии ( вертикали, горизонтали, диагонали).
Доказано, что существует 92 требуемых расстановки. Подобные задачи ставятся для всех шахматных фигур. Исследование конкретных позиций или их классов в игре применяется для достижения определенных результатов, например матовой позиции за определенное число ходов. Так как борьба за уменьшение времени на «обдумывание» хода всей программой является принципиальным фактором, то математики затрачивают массу усилий на создание входящих в нее приложений (задач, решаемых при поиске нужного хода), работающих наиболее быстро, а также требующих по минимуму оперативной памяти. Это направление породило множество изящных логико-вычислительных проблем. Некоторые из них и по сей день предлагаются на различных математических и программистских олимпиадах, а также для развлечения на досуге.
Выдающиеся шахматисты Клод Шеннон и Михаил Ботвинник внесли огромный вклад в создание математической модели шахматной игры и способствовали прогрессу в интеллектуализации программ для нее.
Компьютерные шахматы — едва ли не самый убедительный пример за полвека развития информационных технологий, когда именно в интеллектуальной деятельности автомат успешно соперничает с человеком.
3.3 Комбинаторика и кубик Рубика.
Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика, изобретенный в 1975 году преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов.
Кубик Рубика – это куб, как бы разрезанный на 27 одинаковых кубиков. В исходном положении каждая грань куба окрашена в один из 6 цветов. Остроумный механизм позволяет поворачивать любой слой из 9 кубиков, примыкающий к одной грани куба, вокруг ее центра. При этом цвета граней смешиваются. Задача состоит в том, чтобы вернуть разноцветные грани кубика в исходное положение. Теоретически из любого состояния кубика можно вернуться в исходное, не более чем за 23 хода. Лучшее время, показанное на чемпионате мира 1982 г. по скоростной сборке кубика Рубика, составило всего 22,95 секунды.
Кубик Рубика служит не только развлечением, но и прекрасным наглядным пособием по комбинаторике.
3.4 Старинные задачи
Задача: «Волк, козел и капуста»
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козла и капусту. Лодка так мала, что в ней кроме крестьянина может поместиться только или волк, или козел, или капуста. Но если оставить волка с козлом, он его съест, а если оставить козла с капустой, то будет съедена капуста. Как быть крестьянину?
Для решения требуется путем взаимной перестановки элементов расположить их в соответствии с условием задачи в определенном порядке. В случае с крестьянином переправу следует начать с перевозки козла. Затем крестьянин возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег и оставляет там, а козла возвращает назад на предыдущий берег. Оттуда забирает капусту и перевозит ее к волку. А затем возвращается и забирает козла.
Задача-игра: «Крестики-нолики»
Самая известная древняя игра. В квадрате, разделенном на девять клеток, игроки по очереди ставят в свободную клетку свой знак: крестик или нолик, стараясь выстроить три крестика или три нолика подряд. Тот, кто первым сделает это, тот и выигрывает.
Если не делать ошибок, то игра оканчивается в ничью. Выиграть можно только в том случае, если противник ошибется. Самый правильный ход –
занять угловую клетку. И если партнер не ответит на это своим знаком в центре, то он проиграл.
Задача-игра: «Ним» Пусть имеется одна или несколько групп предметов. Играющие берут по очереди предметы из групп по правилам, которые заранее устанавливают: какое количество предметов разрешается брать за один раз и из скольких групп. Существует множество вариантов игры, и для большинства известна наилучшая стратегия, ведущая к выигрышу.
Заключение
В ходе проекта мною рассматривается история возникновения комбинаторики как науки, начиная с Древнего Китая и Древней Греции и заканчивая современным периодом ее развития. В работе приводятся сведения о великих математиках, которые стояли у истоков теории комбинаторных задач таких, как П. Ферма, Галилео Галилей, Я. Бернулли, Паскаль, Лейбниц, Л. Эйлер и многие другие.
Таким образом, изложенные сведения, доказывают, что комбинаторные задачи сопровождают человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с искусством и наукой, что математике присущ элемент игры, которая тренирует интеллект и развивает самые различные способности, особенно творческие.
В рамках проекта полученная информация была изучена и применена при решении задач на перестановки, размещения, и были сделаны выводы, что несомненно, знание правил решения комбинаторных задач дает шанс намного быстрее прийти к положительному результату в логических рассуждениях.
В ближайшем будущем я научусь решать более сложные задачи комбинаторики, а знания по этой теме будут востребованы при решении задач олимпиадного типа и помогут мне в будущем при подготовке к итоговой аттестации по математике.
Вывод: Комбинаторика повсюду. Комбинаторика везде. Комбинаторика вокруг нас. Думаю, что цели я добился, так как после написания работы расширил и углубил свои знания по комбинаторике и научился решать задачи из этого раздела.
Литература:
1.Энциклопедический словарь юного математика - /составитель Савинов А.П..- М.: Педагогика » -1985г.-352стр с ил.
2.Виленкин Н.Я. Комбинаторика.: Изд. « Наука»,1969г.
3.Деплан И. Я ., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.- Пособие для учащихся 5-6кл средних школ. М.:Просвещение,1989-287стр. с иллюстрациями.
4.Г. Я. Гик «Занимательные математические игры». - М.:Знание,1982г.
5.Математическая энциклопедия /Виноградов И.М..-М.:Советская энциклопедия. Том 3.,1984г
6.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. Пособие для техникумов. – 2-е изд., перераб.-М.: Высш. Школа, 1983.-399 с., ил.
7.Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. Ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.- 688с.: ил.
8/
Раздел 5.
Приложение
Задача. У меня есть любимый костюм, в котором я хожу в школу. Я надеваю к нему белую, голубую, розовую или красную блузку. Кроме того у
Летом на каникулах наша семья планирует поездку в отпуск в г. Тюмень.
Сколько существует вариантов маршрутов из г. Белоярский до г. Тюмени
и какой из них выгодней по времени и стоимости?
Комбинаторика
Комбинаторика включает в себя общее изучение дискретных объектов. Рассуждение о такие объекты встречаются в математике и естественных науках. например, майор биологические проблемы, связанные с расшифровкой генома и филогенетических деревьев, преимущественно комбинаторный. Исследователи квантовой гравитации разработали глубокие комбинаторные методы вычисления интегралов и многие задачи статистического механика дискретизируется на комбинаторные задачи. Трое из четырех 2006 Филдсовские медали были присуждены за работы, тесно связанные с комбинаторикой: работа Окунькова. работа о случайных матрицах и гипотеза Концевича, работа Тао о простых числах в арифметическая прогрессия и работа Вернера о просачивании.
Наша кафедра была на переднем крае комбинаторики в течение последних сорока годы. Покойный Джан-Карло Рота считается отцом-основателем современной перечислительную/алгебраическую комбинаторику, превратив ее из набора специальных трюков в глубокий, единый предмет, имеющий важные связи с другими областями математики. Наш отдел был связующим звеном для развития связей между комбинаторикой, коммутативная алгебра, алгебраическая геометрия и теория представлений, которые привели к решение основных давних проблем. Мы также являемся лидером в области экстрима, вероятностная и алгоритмическая комбинаторика, имеющие тесные связи с другими областями включая информатику.