Основы интеллектуального труда тесты – Тест по УД «Основы интеллектуального труда»

Контрольно-оценочные средства (дифференцированный зачёт) на промежуточной аттестации адаптационной дисциплины «Основы интеллектуального труда» по профессии 16185 Оператор швейного оборудования

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»

Рассмотрено:
Руководитель ЦМК
___________А.И. Московских
«_____»_________
Утверждаю:
Зам. директора по УР
_________И. А. Григорян
«_____»_________

Контрольно-оценочные средства (дифференцированный зачёт)
на промежуточной аттестации
адаптационной дисциплины «Основы интеллектуального труда»

по профессии 16185 Оператор швейного оборудования

Сухой Лог
2016

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

Разработчик:
Московских А. И., преподаватель русского языка и литературы.

Содержание
13TOC14[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Конторольно-измерительный материал. Тест7
3 Критерии оценивания зачётной работы…9
4.Инструкция для обучающихся по выполнению зачётной работы. 10

5.Инструкция для экзаменатора12
15

Пояснительная записка

Освоение адаптационной дисциплины адаптированной образовательной программы при подготовке служащих по профессии 16185 Оператор швейного оборудования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации- дифференцированного зачёта по адаптационной дисциплине «Основы интеллектуального труда».
Дифференцированный зачёт по адаптационной дисциплине «Основы интеллектуального труда» является обязательным. Проводится в форме теста, на выполнение которого отводится 2 часа (90 минут). Форма представления теста- в печатном крупношрифтовом или электронном крупношрифтовом виде. Допустимо выполнение теста в дистанционном формате (для обучающихся, имеющих индивидуальный учебный план или находящихся на реабилитационном, плановом или неплановом лечении).
При необходимости рекомендуется предусмотреть для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья увеличение времени на подготовку к зачету, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете. Возможно уста

educontest.net

Рабочая программа адаптационной учебной дисциплины «Основы интеллектуального труда»

Государственное бюджетное социальное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Советский техникум-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АД.02 Основы интеллектуального труда

по специальности 39.02.01 Социальная работа

г. Советск

2018 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Методических рекомендаций Минобрнауки России по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года № 06-830-вн.

Организация-разработчик: государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум – интернат» (далее ГБСУ КО ПОО «Советский техникум – интернат»).

Разработчик Яковлева Алла Ивановна, методист ГБСУ КО ПОО «Советский техникум – интернат»

Рассмотрена на заседании методической комиссии ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат». Протокол № __ от _________2018 г.

Рекомендована методическим советом Советского техникума-интерната, протокол № ___ от __________2018 г.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по учебной работе__________________

Рецензент ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория)

М.П.

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АЦ.02 Основы интеллектуального труда

1.1. Область применения программы

Рабочая программа адаптационной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 39.02.01 Социальная работа в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года № 06-830-вн.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании по другим специальностям и профессиям СПО, а также в профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в адаптационный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников;

— работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;

— выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию;

— представлять результаты своего интеллектуального труда;

— ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;

— рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;

— применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы;

— использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы;

знать:

— особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий;

— основы методики самостоятельной работы;

— принципы научной организации интеллектуального труда и современных технологий работы с учебной информацией;

— различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;

— способы самоорганизации учебной деятельности;

— рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.).

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов,

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

подготовка презентаций

подготовка докладов

подготовка сообщений

6

6

6

Итоговая аттестация в форме зачета

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

АЦ.02 Основы интеллектуального труда

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объ-ем часов

Уровень

усвоения

Тема 1

Содержание учебного материала

Основные подразделения образовательной организации. Права и обязанности обучающихся

Практическое занятие № 1. Экскурсия по техникуму-интернату. «Профессиональная адаптация обучающихся».

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений по теме занятия.

2

2

2

2

Тема 2

Содержание учебного материала

Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы. Особенности работы студента на различных видах аудиторных занятий

Практическое занятие №2. Семинар «Как готовиться к различным видам аудиторных занятий»

Самостоятельная работа. Подготовка презентации по теме занятия

«Особенности работы студента на различных видах аудиторных занятий» (индивидуальные задания)

4

2

2

2

Тема 3

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа обучающихся. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Практическое занятие № 3. Выполнение различных видов внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа. Подготовка доклада по теме «Самостоятельная работа как средство развития будущего специалиста среднего звена»

2

2

2

3

Тема 4

Содержание учебного материала

Технология конспектирования. Виды конспектирования. Опорные конспекты.

Практическое занятие № 4. Составление конспекта учебного материала

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений по теме «Как составить опорный конспект по учебной дисциплине».

2

2

4

2

Тема 5

Содержание учебного материала

Формы и методы проверки знаний обучающихся. Организация промежуточной аттестации с учетом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ.

Практическое занятие № 5. Правила сдачи зачетов и экзаменов.

Самостоятельная работа. Составление контрольных вопросов по изученной теме.

2

2

2

2

Тема 6

Содержание учебного материала

Реферат и доклад как формы самостоятельной работы студента: содержание, этапы, правила подготовки и выступления.

Практическое занятие № 6. Правила оформления докладов и рефератов

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по индивидуальным заданиям.

2

4

2

3

Тема 7

Содержание учебного материала

Основы библиографии и книжного поиска, работа с электронными образовательными ресурсами

Практическое занятие № 8. Работа с электронными ресурсами.

Самостоятельная работа. Выполнение индивидуальных домашних заданий

2

2

2

Тема 8

Содержание учебного материала

Подготовка компьютерной презентации к докладу

Практическое занятие № 8. Правила создания и оформления компьютерной презентации.

Самостоятельная работа. Подготовка презентаций по индивидуальным заданиям.

2

2

2

3

Итого:

54

Для характеристики освоения учебного материала используются обозначения:

1.Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2.Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением

— мультимедиапроектор

— экран настенный.

3.2. При осуществлении рабочей адаптационной программы предусмотрены специальные требования к условиям ее реализации.

В рамках выполнения Государственной программы «Доступная среда» обеспечена доступность входных путей в техникум-интернат, путей перемещения внутри здания, наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений в общежитии, системы сигнализации и оповещения для обучающихся инвалидов. Все этажи в техникуме-интернате оборудованы специальными перилами для обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА), работают специальный подъемник и лифт.

организация безбарьерной архитектурной среды : кабинет № 408 находится на 4 этаже здания техникума-интерната; добраться в кабинет можно при помощи лифта; 4 этаж оборудован специальными перилами для обучающихся с заболеваниями ОДА;

Обучающиеся с ОВЗ, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными ОР (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

  • — для лиц с нарушениями зрения:

  • 1. в печатной форме с увеличенным шрифтом

  • 2. в форме электронного документа

  • 3. в форме аудиофайла

  • — для лиц с нарушениями слуха:

  • 1 в печатной форме

  • 2. в форме электронного документа

  • — для лиц с нарушениями ОДА:

  • 1 в печатной форме

  • 2. в форме электронного документа

  • — для лиц с нервно-психическими нарушениями ( расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития)

  • 1. тексты с иллюстрациями

  • 2. мультимедийные материалы

Основная литература

1. Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов.

– Ростов н/Д : РГПУ, 2014.

2. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: учеб.пособие /И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2013. –[Электронный ресурс:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114174].

Дополнительные источники:

1. Валеева, Н.Ш. Психология и культура умственного труда: учебное пособие /Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук. – М.: КноРус, 2014.

2. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика

подготовки и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2014

3. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013.

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред.Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2014.

5. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать учебную работу. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

6. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие /М.Ф.Шкляр. – 5-е изд. –М.: Дашков и Ко, 2014. – [Электронный ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253957]

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ebdb.ru – книжная поисковая система.

2. http://spedkoll.ru/opornye — konspekty – опорные конспекты занятий педагогов для обучающихся с ОВЗ.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

2

— составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет

— работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет

— выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет

— представлять результаты своего интеллектуального труда;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет

— ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет

— рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет

— применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания

— использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы;

Текущий контроль: практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, проектная работа

знать:

— особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий;

Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания, итоговый контроль на зачете.

— основы методики самостоятельной работы;

Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания, проектная работа, итоговый контроль на зачете.

— принципы научной организации интеллектуального труда и современных технологий работы с учебной информацией;

Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания, практические занятия, итоговый контроль на зачете.

— различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;

Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания, итоговый контроль на зачете.

— способы самоорганизации учебной деятельности;

Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания, итоговый контроль на зачете.

— рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.).

Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания, проектная работа, итоговый контроль на зачете.

infourok.ru

Рабочая программа адаптационной учебной дисциплины АЦ.01 Основы интеллектуального труда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

АЦ.01 Основы интеллектуального труда

в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО

09.02.02 Компьютерные сети (базовая подготовка)

Разработала

преподаватель

____________Яковлева А.И.

Город Советск

2016 год

Программа учебной дисциплины АЦ.01 Основы интеллектуального труда разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для обучающихся по специальности СПО 09.02.02 Компьютерные сети, укрупненная группа 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Организация-разработчик: государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум — интернат» (ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат»)

Разработчики:

Яковлева А.И., преподаватель ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат»

Рассмотрена на заседании методической комиссии информационных технологий и физической культуры, протокол № 1 от 29 августа 2016 года.

Рекомендована Методическим советом ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат», протокол Методического совета № 1 29 августа 2016 года.

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АЦ.01 Основы интеллектуального труда

1.1. Область применения программы

Рабочая программа адаптационной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для обучающихся по специальности СПО 09.02.02 Компьютерные сети в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года № 06-830-вн.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в адаптационный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников;

— работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;

— выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию;

— представлять результаты своего интеллектуального труда;

— ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;

— рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;

— применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы;

— использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы;

знать:

— особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий;

— основы методики самостоятельной работы;

— принципы научной организации интеллектуального труда и современных технологий работы с учебной информацией;

— различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;

— способы самоорганизации учебной деятельности;

— рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.).

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 24 часа,

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

*

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

подготовка презентаций

подготовка докладов

подготовка сообщений

4

4

4

Итоговая аттестация в форме зачета

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы интеллектуального труда

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

усвоения

Тема 1

Лекция «Основные подразделения образовательной организации. Права и обязанности обучающихся»

Практическое занятие № 1. Экскурсия по техникуму-интернату. Профессиональная адаптация обучающихся.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений по теме занятия.

1

2

1

2

Тема 2

Лекция «Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы. Особенности работы студента на различных видах аудиторных занятий»

Практическое занятие № 2. Семинар «Как готовиться к различным видам аудиторных занятий»

Самостоятельная работа. Подготовка презентации по теме занятия.

1

4

2

2

Тема 4

Лекция «Самостоятельная работа обучающихся»

Практическое занятие № 3. Выполнение различных видов внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа. Подготовка доклада по теме занятия

1

2

2

2

Тема 5

Лекция «Технология конспектирования»

Практическое занятие № 4. Составление конспекта параграфа из учебника.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений по теме занятия

1

2

1

2

Тема 6

Лекция «Формы и методы проверки знаний обучающихся. Организация промежуточной аттестации»

Практическое занятие № 5. Правила сдачи зачетов и экзаменов.

1

2

2

Тема 7

Лекция «Реферат и доклад как формы самостоятельной работы студента: содержание, этапы, правила подготовки и выступления».

Практическое занятие № 6. Правила оформления докладов и рефератов

Самостоятельная работа. Подготовка реферата

1

2

2

2

Тема 8

Лекция «Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными ресурсами»

1

2

Тема 9

Лекция «Подготовка компьютерной презентации к докладу»

Практическое занятие № 7. Правила создания и оформления компьютерной презентации.

Самостоятельная работа. Подготовка презентаций.

1

2

2

2

Итого:

36

Для характеристики освоения учебного материала используются обозначения:

1.Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2.Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением

— мультимедиапроектор

— экран настенный.

3.2. При осуществлении рабочей адаптационной программы предусмотрены специальные требования к условиям ее реализации.

В рамках выполнения Государственной программы «Доступная среда» обеспечена доступность входных путей в техникум-интернат, путей перемещения внутри здания, наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений в общежитии, системы сигнализации и оповещения для обучающихся инвалидов. Все этажи в техникуме-интернате оборудованы специальными перилами для обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА), работает современный лифт – поэтому учебные кабинеты доступны для каждого студента.

организация безбарьерной архитектурной среды: кабинет № 504 находится на 5 этаже здания техникума-интерната; добраться в кабинет можно при помощи лифта; 5 этаж оборудован специальными перилами для обучающихся с заболеваниями ОДА;

  • организация рабочего места обучающегося: для обучающихся колясочников в учебном кабинете предусмотрено достаточно места за учебными партами, где работает вся группа.

  • Обучающиеся с ОВЗ, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными ОР (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

  • — для лиц с нарушениями зрения:

  • 1. в печатной форме с увеличенным шрифтом

  • 2. в форме электронного документа

  • 3. в форме аудиофайла

  • — для лиц с нарушениями слуха:

  • 1 в печатной форме

  • 2. в форме электронного документа

  • — для лиц с нарушениями ОДА:

  • 1 в печатной форме

  • 2. в форме электронного документа

  • — для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития)

  • 1. тексты с иллюстрациями

  • 2. мультимедийные материалы

Основная литература

  1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П.Психология и культура умственного труда: Учебное пособие. — М.: КНОРУС,2014.

  2. Общая психология Тексты. В 3-х томах Том 3. Субъект познания. Книга 3 [Электронный ресурс] /: Ю. Дормашев, С. Капустин, В. Петухов. — Москва: Когито — Центр, 2013. — 616 с. Полный текст находится в ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

  3. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие. Под ред.В.Д.Шадрикова.- М.: КНОРУС, 2014.

Дополнительная литература

  1. Семенова С.Е. Диагностика общеучебных умений первокурсников. Профессиональное образование, 2010.-№1.

  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на Дону: Феникс.2011.

Интернет-ресурсы

1. http://www.ebdb.ru – книжная поисковая система.

2. http://spedkoll.ru/tsentr-obereg – интернет-страница центра социально- педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег» на официальном сайте ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

2

— составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с

— выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— представлять результаты своего интеллектуального труда;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, зачет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы;

практические занятия, тестирование, индивидуальные задания, проектная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

знать:

— особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий;

тестирование, индивидуальные задания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— основы методики самостоятельной работы;

тестирование, индивидуальные задания, проектная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— принципы научной организации интеллектуального труда и современных технологий работы с учебной информацией;

тестирование, индивидуальные задания, практические занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;

тестирование, индивидуальные задания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— способы самоорганизации учебной деятельности;

тестирование, индивидуальные задания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

— рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.).

тестирование, индивидуальные задания, проектная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

infourok.ru

Малкова Елена Вячеславовна культура интеллектуального труда:

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет»

Кафедра философии

организация эффективной учебной деятельности студента

Электронное учебно-методическое пособие пермь 2012

ББК 87

Малкова Е.В.

М 19

Культура интеллектуального труда: организация эффективной учебной деятельности студента / Е.В. Малкова. – Пермь: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2012. – 57 с.

В учебно-методическом пособии в соответствии с тематическим планированием дисциплины «Культура интеллектуального труда» рассмотрены основные вопросы и способы формирования у студентов знаний и практических навыков использования приемов и методов познавательной, исследовательской деятельности, необходимых для успешной жизнедеятельности в информационно-образовательной среде вуза и профессиональной мотивации.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам 1 курса, получающим образование по всему спектру специальностей и направлений высшего профессионального образования.

© Малкова Е.В.,2012

№№

п/п

Раздел

стр

Введение

4

1

Культура интеллектуального труда (КИТ) как актуальная проблема высшего образования и учебная дисциплина.

1.1. Образование как когнитивный институт общества.

1.2. Организация учебного процесса в вузе.

1.3. Понятие культуры интеллектуального труда.

6

2

Культура интеллектуальной (познавательной) деятельности студента высшего учебного заведения.

2.1. Студент вуза как носитель интеллектуальной культуры.

2.2. Параметры интеллектуальной культуры студента вуза

13

3

Учебная деятельность студента высшего учебного заведения.

3.1. Формы учебной деятельности студента вуза.

3.2. Организация самостоятельной работы студента вуза

3.3. Факторы успешной учебной деятельности студента вуза

19

4

Основы презентации результатов учебной и научно-исследовательской работы студентов.

4.1. Виды письменной работы студента вуза: конспект, эссе, реферат.

4.2. Доклад как один из основных видов самостоятельной исследовательской работы студента.

4.3. Портфолио студента как инструмент успешного продвижения будущего специалиста на рынке труда.

37

Заключение.

48

Список источников

51

Приложение 1. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

53

Введение.

Современное общество предъявляет каждому выпускнику вуза особые требования, так как от начинающего специалиста требуется не только диплом о высшем образовании, но и (прежде всего) крепкая система профессиональных знаний и умений, навыки активной деятельности в профессиональной сфере, готовность и способность к постоянному профессиональному самообразованию. Обществу в целом, и работодателю, в частности, необходим активный, инициативный, самостоятельный в решении актуальных вопросов,  ответственный работник. Особо ценятся работодателями такие качества личности, как умение мыслить и развиваться, работать в команде, быть устойчивым к стрессам и толерантным. Освоение предлагаемой программы дисциплины «Культура интеллектуального труда» поможет студенту  определить свой путь развития интеллекта, коммуникативных и учебных способностей на основе достижений науки и практики.

Культура интеллектуального труда – ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности.

Существует прямая зависимость между уровнем культуры умственного труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса.

Актуальность проблемы формирования и совершенствования интеллектуальной культуры индивидов растет по мере ускорения темпов технологизации и информатизации образовательного пространства, стремительно изменяющих само содержание и формы интеллектуального труда. Как следствие, появляется необходимость в дисциплинах, предметом которых являлись бы сам интеллектуальный труд как специфическая деятельность и как культурный феномен. Помимо теоретического, такого рода учебные дисциплины, имеют практическое значение, поскольку они направлены на преодоление разрыва между высокими требованиями к культуре учебного труда, предъявляемыми на входе в информационно-образовательную среду вуза и недостаточным уровнем ее сформированности на предыдущих ступенях образования.

Ключевой целью изучения дисциплины «Культура интеллектуального труда» является формирование у студентов знаний и практических навыков использования приемов и методов познавательной, исследовательской деятельности, необходимых для успешной жизнедеятельности в информационно-образовательной среде вуза и профессиональной мотивации.

Цель достигается при реализации следующих задач курса:

  • сформировать представление о принципах организации интеллектуальной деятельности студента вуза;

  • раскрыть сущность понятия и содержание основных компонентов культуры учебного (интеллектуального) труда студента;

  • выявить специфику основных познавательных практик, применительно к различным формам учебной работы в вузе;

  • привить навыки эффективного оформления и представления результатов интеллектуального труда и навыки самопрезентации;

  • оказать практическую помощь студентам в самостоятельной организации учебного труда и исследовательской деятельности.

Дисциплина «Культура интеллектуального труда» методологически и содержательно основывается на междисциплинарном подходе и ориентируется на формирование комплексных компетенций, связанных с эффективным участием студента в образовательном процессе в целом, и в исследовательской деятельности в частности.

Наиболее тесно дисциплина «Культура интеллектуального труда» связана, с точки зрения схожести предмета и общности понятийно-категориального аппарата, с такими дисциплинами, как «Введение в профессию», «Психологические основы работы с молодежью», «Философия», «Логика», «Информатика» и др.

В целом, данный курс лекций направлен не только на освоение учебного материала дисциплины «Культура интеллектуального труда», но и на формирование активной жизненной и профессиональной позиции, самостоятельное осознанное определение собственной траектории интеллектуального, профессионального и карьерного становления.

studfiles.net

Календарно-тематическое планирование по ОУД.18 «Основы интеллектуального труда» (1 курс СПО)

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Зам. директора по УР

_________ / Н.П. Векшинская /

«____» ___________ 20___г.

По учебной дисциплине ОУД. 18 «ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА»

на 2015 / 2016 г.

Составлен на основании рабочей программы, утвержденной заместителем директора по учебной работе ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России Н.П. Векшинской.

Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК)

Председатель ЦМК ________________/ М. Г. Огорельцева /

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час)

Лабораторные занятия, практические занятия (час)

диф. зачёт

диф. зачёт

Преподаватель _________________/ М. Г. Огорельцева /

занятия

Наименование разделов, тем, занятий

Количество

часов

Вид занятий

Календарные сроки изучения

Аудиторных занятий

Внеауди-

торной

работы

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ

1

1

Основы интеллектуального труда как учебная дисциплина. Требования к уровню знаний, формы контроля.

1*

урок

1 неделя

РАЗДЕЛ 1. Культура интеллектуального труда как психолого-педагогический феномен

3

2

Тема 1.1 Образование как социокультурная ценность. Система образования в России. Образовательная организация СПО.

2

1

Образование как социокультурная ценность. Система образования в России. Особенности обучения в средней профессиональной организации.

1*

лекция

1 неделя

2

Основные подразделения образовательной организации. Учебный план техникума. Основные права и обязанности студента.

1*

2

лекция

2 неделя

2

Тема 1.2.

Понятие интеллектуального труда

1*

лекция

2 неделя

Раздел 2. Стратегия и техника эффективного обучения

26

16

Тема 2.1. Формы организации учебного труда на аудиторных занятиях в техникуме

14

7

3

Роль книги в учебном процессе. Организация и культура чтения. Формы работы с книгой.

2*

1

лекция

2 неделя

4

Виды аудиторных занятий. Особенности работы студента на лекции.

2*

1

лекция

3 неделя

5

Технология конспектирования: виды конспектов и правила их составления; техника конспектирования.

2*

1

лекция

3 неделя

6

Практическая работа №1. Конспектирование текста разными методами и приёмами.

2*

1

практическое занятие

4 неделя

7

Работа на семинарах: техника устного ответа; различные формы представления информации.

2*

1

урок

4 неделя

8

Практическая работа №2. Подготовка устного ответа; решение кейс-задач.

2*

1

практическое занятие

5 неделя

9

Организация работы студентов на практических и лабораторных занятиях.

Контрольная работа по пройденному материалу.

1*

1*

1

урок

6 неделя

Тема 2.2 Самостоятельная работа как ведущая форма умственного труда

12

6

10

Функции, цели и задачи самостоятельной работы студентов. Формы самостоятельной работы студентов. Виды заданий самостоятельной работы студентов.

2*

1

урок

7 неделя

11

Доклад как форма самостоятельной работы студентов.

2*

1

урок

8 неделя

12

Реферат как форма самостоятельной работы студентов.

2*

1

лекция

9 неделя

13

Библиографический и книжный поиск: основы библиографического и книжного поиска, в том числе с электронными ресурсами; правила оформления библиографического списка.

2*

1

лекция

10 неделя

14

Практическая работа №3. Составление и оформление библиографического списка по теме.

2*

1

практическое занятие

11 неделя

15

Компьютерная презентация как вид самостоятельной работы студентов.

2*

1

лекция

12 неделя

16

Контрольная работа №2 по пройденному материалу.

1*

урок

13 неделя

Тема 2.3 Контроль знаний и аттестация студентов

6

3

16

Формы контроля учебных достижений

1*

1

урок

13 неделя

17

Виды тестов и контрольных заданий, правила работы с ними.

2*

1

лекция

14 неделя

18

Подготовка и сдача дифференцированного зачёта и экзамена.

2*

2

урок

15 неделя

19

Дифференцированный зачёт

3*

1

урок

17 неделя

infourok.ru

Тест дистанционно тест Культура интеллектуального труда, культурология

ID (номер) заказа

863442

Тип

Тест дистанционно

Предмет

Культура интеллектуального труда, культурология

Статус

Заказ выполнен

тест

Нужно пройти 30 вопросов. за 1 час. Темы: 1.Культура как среда научения 1.1. Культура интеллектуального труда как психолого-педагогический феномен 1.2. Понятие интеллектуального труда. Когнитивные институты общества 1.3. Основные компоненты культуры интеллектуального труда 1.4. Интеллигенция и культура России 2. Основы научно-исследовательской деятельности: стратегия и техника эффективного обучения 2.1. Общеучебные и научные умения как фактор культуры интеллектуального труда 2.2. Способы восприятия и обработки учебной информации 2.3. Правила аргументации и доказательства 2.4. Интеллектуальные и исследовательские операции в учебной деятельности 3. Теория и методика профессионального обучения технике самоорганизации и самообразования 3.1. Освоение учебной информации и развитие когнитивных способностей 3.2. Самообразование студентов как фактор успешности профессиональной деятельности 3.3. Чувство времени как фактор организации умственного труда

vsesdal.com

Культура интелектуального труда

Горбачев Василий Тимофеевич (профессор) [email protected]

«У образования горькие корни, но сладкие плоды»

Аристотель

Культура интеллектуального труда как психолого-педагогический феномен.

  1. Образование как социокультурное явление

  2. Особенности обучения в высшей профессиональной школе

  3. Организационные формы учебного труда в вузе

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»

Т. Эдисон

Объект – учебная деятельность студента

Предмет – комплекс знаний, умений и навыков, связанных с процессом порождения, трансляции, применения и сохранения результатов интеллектуального труда.

Цель – получить интеллектуальные инструменты (ИИ), необходимые для успешной учебы, для непрерывного самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности.

«Умственный труд, едва ли не самый тяжелый.

Мечтать легко и приятно, но думать трудно»

К. Д. Ушинский

Для достижения цели:

  • знать психолого-педагогические основы работы с текстом

  • владеть современными методиками поиска и обработки информации

  • уметь подготовиться к лекционным, семинарским практическим занятиям

  • читать тексты учебного и научного характера в соответствии с познавательной установкой

  • готовить доклады и сообщения учебно-научного характера

  • составлять конспекты прочитанных текстов, использовать другие виды записей

  • писать контрольные и курсовые работы

Важнейший фактор высокой подготовки – активная деятельность

Студенческий возраст:

Трудности обучения:

Причины неприспособленности:

  • методы и организация обучения

  • более сложные формы умственной деятельности

  • отсутствие налаженных отношений

  • ломка старого стереотипа и формирование нового

Трудности адаптации

  • профессиональная

  • социально-психологическая

  • дидактическая

Вывод:

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности.

Lib.miemp.ru/plan/rio/kult_intelekt_truda_umm_2010.pdf

Зубра А.С. культура умственного труда студента

Симинг М.И. как учится с толком для карьеры с удовольствием для себя.

Семинар

Miemp.ru/ob_universitete/istoriya_i_rukovodstvo/.

Написать эссе (1-2) страницы на тему:

«мои первые шаги студенческой жизни».

Труд и деятельность

Творчество и креатив

Организация учебного труда в вузе

Основные категории:

— федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

— основная образовательная программа ВПО (по направлению \ профилю подготовки)

— графи учебного процесса

— базовый учебный план

— рабочий учебный план

— расписание занятий

— формы обучения

Форма обучения – обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Формы получения образования:

— в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной

— в форме семейного образования, самообразования, экстерната

— допускается сочетание различных форм получения образования.

Основные виды занятий:

— лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы), НИРС, СРП (СРС), производственная практика.

Лекция – это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы.

Вузовская лекция – главное звено цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала.

Лекция в системе традиционного обучения

Цели:

— задаются извне

— одинаковы для всех

— связаны с передачей информации

Содержание

— определяется целями

— системное, логическое расположение материала

Результат: знания-знакомства, знания-копии

Контроль: традиционные формы

Лекция в технологии контекстного обучения

Цели:

— усвоение теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности

— формирование готовности к решению профессиональных задач

Содержание:

— системная основа предмета

— проектирование деятельности студента

— учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность

Лекция должна не научить, а приучить к работе, создавать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности.

Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний.

Человек образованный – тот , кто знает

Где найти то чего он не знает

Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля (проверкой и оценкой уровня учебных достижений).

Студенту – справочник студента – методологические пособия.

Не система образования навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Образование как социальное явление:

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образовательный процесс – передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекаю из логики социального и технического прогресса.

Объективная общественная ценность – нравственный, интеллектуальный, научно-технической, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы

Основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного.

Основная функция образования – передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры.

Образование как социальный институт формирует мировоззрение, выстраивает систему ценностей, конструирует социальную реальность, стратифицирует общество, детерминирует социальную мобильность, социальное здоровье и экзистенциальное самочувствие социальных групп и каждого человека.

Общий вывод:

Образование является общесоциальной и индивидуально-личностной культурной ценностью, так как оно является духовным богатством как личности, так и общества.

Владение культурой интеллектуального труда позволит мне:

— добиться больших профессиональных успехов 1

— тратить меньше времени для решения профессиональных задач 2

— быть интеллектуалом, а не узким специалистом 3

— дороже стоить на рынке труда 4

— более качественно отдыхать 7

— быть интересным для окружающих 5

— уважать самого себя 6

Практическое задание

  1. Проведите свое ранжирование компонентов (расставьте номера согласно своим личным приоритета).

  2. Изложите содержание пунктов, как вы считаете нужным.

К семинару

Вопросы:

1 профессиональное образование в высшей школе: понятие сущность основные категории

2 организация учебного процесса

Закон об образовании

Закон о высшем и послевузовском проф образовании

Вопросы семинарского занятия:

  1. Понятие и сущность интеллектуального труда.

  2. Значение интеллектуального труда в жизни общества.

  3. Смысл интеллектуального (учебного) труда студентов личностно-потребностный и социальный аспекты.

Для рефератов

  1. Учебный труд студента как составляющая образовательного процесса.

  2. Особенности учебного труда студентов в условиях современной информационно-образовательной среды вуза.

Путь к эффективному обучения лежит через познания себя, своей способности к обучению, процесса необходимого для обучения, наличие интереса и необходимой базы для этого.

Учение есть труд полный активности и мысли.

Учебный труд – это деятельность, связанная с приемом и переработкой информации.

Деятельность – форма отношений к окружающему миру. Деятельность начинается с постановки целей, выработки плана, действия, оценкой и осмыслением процесса.

Учебная деятельность начинается с мотива, плана, исполнением и контролем.

Предметом (содержанием) учебной деятельности развивается сам обучающий.

Учебная деятельность отличается от любой другой деятельности целями и задачами …

Чем отличается учебного

Проект об образовании

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *