ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. Н. Васильев, О. В. Луговой
ГРАНИ́ЦА ПРОИЗВО́ДСТВЕННЫХ ВОЗМО́ЖНОСТЕЙ (кривая производственных возможностей, функция трансформации), комбинации объёмов производства товаров (услуг), которые могут быть достигнуты в условиях полного использования фиксированного набора ресурсов и доступных технологий.
Граница производственных возможностей.
Г. п. в. при произ-ве двух видов товарной продукции наглядно представляются в двухмерном координатном пространстве (рис.). Кривая очерчивает область производств. возможностей, внутри которой находятся все возможные комбинации товаров и услуг, которые могут быть произведены экономикой в определённый период времени. Любая точка, лежащая на этой кривой (0, 1, 2, …, 5), характеризует альтернативную комбинацию произ-ва двух благ (в нашем примере оружие и масло) при полном и эффективном использовании доступных ресурсов. Точки, лежащие за пределами кривой, такие как точка 9, недостижимы в условиях существующих технологий и располагаемого объёма ресурсов. Любая точка, лежащая внутри кривой, напр. точка 6, показывает, что некоторые ресурсы не задействованы или использованы не самым лучшим образом. Т. о., кривая 0–5, т. е. Г. п. в., характеризует максимально возможные комбинации объёмов произ-ва двух товаров.
Экономика, находящаяся ниже Г. п. в., либо задействует не все имеющиеся в её распоряжении ресурсы (напр., при наличии безработицы и незадействованных производств. мощностей), либо неэффективно их использует.
Кривая наглядно демонстрирует ограниченность выпуска в условиях располагаемых ресурсов. Находясь на Г. п. в., экономика должна сократить произ-во одних видов товаров и высвободить часть ресурсов, чтобы увеличить произ-во других. Количество товара Б, которым необходимо пожертвовать для увеличения объёма производства товара А на одну единицу, называют затратами упущенных возможностей (альтернативными, вменёнными затратами) произ-ва товара А или предельной нормой трансформации. Эти затраты определяются углом наклона границы производственных возможностей.
Вогнутость кривой 0–5 к началу координат говорит об убывающей отдаче от масштаба при произ-ве обоих благ. Иными словами, одни ресурсы могут быть более эффективно использованы в произ-ве масла, другие – в произ-ве оружия. Двигаясь вдоль Г. п. в. вправо вниз и изменяя, т. о., структуру производства в пользу увеличения выпуска масла, всё в большей мере привлекаются сравнительно малоэффективные для их выпуска ресурсы. Поэтому выпуск каждой дополнит. единицы масла «оплачивается» всё большим сокращением выпуска оружия. По мере приближения к любой из осей координат альтернативные затраты произ-ва дополнит. единицы продукции в условиях отрицательной отдачи от масштаба будут увеличиваться вместе с изменением наклона кривой.
В случае постоянной отдачи от масштаба Г. п. в. будет иметь форму прямой с отрицательным наклоном. В такой ситуации факторы, используемые при произ-ве одного товара, могут быть без потери эффективности перенаправлены на произ-во др. товара. В случае положительной отдачи от масштаба кривая будет вогнутой вверх.
Сдвиг Г. п. в. вправо-вверх означает экономич. рост. Такой сдвиг возможен либо за счёт приращения производств. ресурсов (экстенсивный рост), либо за счёт технологич. нововведений, т. е. роста производительности (интенсивный рост). И точка 9, лежащая вне прежних границ области производств. возможностей экономики, может перейти в область достижимых значений.
Обществ. выбор объёмов произ-ва товаров определяется потребительскими предпочтениями (касание кривой безразличия и Г. п. в.). Несмотря на то что экономика не может выйти за пределы Г. п. в. по объёмам произ-ва, объёмы потребления могут быть выше этой границы. Более высокие объёмы потребления (точка 9) могут быть достигнуты, напр., посредством выгод от внешней торговли, в случае наличия у страны сравнительных преимуществ в произ-ве к.-л. товара.
1.3. Построение кривой производственных возможностей
Изобразим данные, представленные в таблице, на графике, создав кривую производственных возможностей.
Существует два определения КПВ, в каждом из которых содержатся важные нюансы данной модели:
Определение | |
Кривая
(граница) производственных возможностей (КПВ, production possibilities curve, production possibilities frontier)
— линия, показывающая все возможные
комбинации двух благ (или типов благ),
которые могут быть произведены в
экономике при полном и эффективном
использовании ресурсов (при условии
неизменного количества ресурсов и
технологии). |
Определение | |
Кривая (граница) производственных возможностей (КПВ, production possibilities curve, production possibilities frontier) — кривая, ограничивающая все возможные комбинации двух благ (или типов благ), которые могут быть произведены в экономике (при условии неизменного количества ресурсов и технологии). |
Обратим внимание на различия в этих определениях: первое определяет КПВ как геометрическое место точек, отражающих эффективное производство в нашей экономике, а второе – как границу всего допустимого производства
.ВАЖНЫЙ ВЫВОД!!! | |
На кривой производственных возможностей
располагаются все максимально возможные
комбинации благ A и B,
которые одновременно можно произвести в нашей экономике в данный момент. |
Иногда кривую производственных возможностей называют кривой трансформации (transformation curve). Причина этого в том, что в процессе перехода от одной альтернативы к другой, скажем, от В к С, мы как будто «превращаем» одно благо в другое, переключая ресурсы с производства блага A на производство блага B.
Обратите внимание! | |
На самом деле мы не превращаем благо A в благо B, а производство блага A «превращаем» в производство блага B. |
Мы уже выяснили, что КПВ непременно является убывающей функцией, вследствие ограниченности ресурсов. Но любая ли убывающая функция может являться КПВ?
1.4.1. КПВ – убывающая функция, график которой является «выпуклым» относительно начала координат В нашем примере с футбольным матчем
тренер располагал игроками разных
амплуа, то есть ресурсы для игры в
футбол были неоднородны. |
Определение | |
Неоднородные ресурсы – ресурсы, каждая единица которых в разной степени пригодна для производства данного блага. |
Посмотрим на график. Первыми в атаку тренер отправил нападающих, лишь немного снизив возможности в обороне, затем – полузащитников, ухудшив оборону уже больше, следующими – защитников, оголив тылы. И только последним забивать отправился наш вратарь, оставив свои ворота вовсе без прикрытия. Если бы наш тренер был нерациональным с экономической точки зрения (и просто плохим тренером – со спортивной), в атаку сначала бы отправился вратарь, а нападающие – в последнюю очередь (конечно, такая ситуация в футбольном матче кажется нам бредом |
тяжело
больного, и такой тренер провел бы за
свою карьеру не больше одного матча). Но аналогично нашему разумному тренеру
поступит и любой другой рационально
мыслящий экономический агент. Сначала
мы включаем в производство самые лучшие
ресурсы, затем — лучшие из оставшихся,
итд.
Пусть мы хотим последовательно увеличивать производство одного блага на одну и ту же величину. Тогда если ресурсы неоднородны, производство второго блага будет каждый раз снижаться на все большую и большую величину, то есть будет действовать закон возрастания альтернативных издержек. Поэтому КПВ будет выпуклой.
Обратите внимание! | |
КПВ выпуклая, если:
|
В математике примером уравнения выпуклой КПВ могут быть уравнения окружности или эллипса:
A2 = R2 – B2
nA2 = R2 – mB2
1. Представьте себе, что у себя на даче вы решили сделать маленькую (это важно) гряд- |
ку, на которой собираетесь
посадить укроп или петрушку. Очевидно,
что на каждом кусочке этой маленькой
грядки (допустим, ее площадь всего 1м
Определение | |
Однородные
ресурсы – ресурсы, каждая
единица которых одинаково пригодна
для производства данного блага. |
Поэтому мы можем сажать на грядке укроп и петрушку в любой пропорции, но каждый раз, одинаково увеличивая производство укропа, мы будем пропорционально снижать производство петрушки.
Рассмотрим такую ситуацию на графике: | Еще раз отметим, что совершенно не обязательно, что в результате производства мы максимально можем получить одинаковые количества обоих благ (тем более, что на осях КПВ могут откладываться блага, измеряемые в разных единицах, например, в килограммах и километрах). Но для производства каждой единицы блага B мы всегда будем отказываться от одинакового количества единиц блага A. В этом случае закон возрастания альтернативных издержек действовать не будет. А КПВ будет линейной. |
Обратите внимание! | |
Если ресурсы однородны, КПВ является
линейной. |
В математике уравнение линейной КПВ имеет вид линейной функции B = Bmax – kA, но график такой функции может располагаться только в I четверти координатной плоскости (поскольку нельзя произвести отрицательное количество блага).
Задача | |
Задание 3. Вид КПВ Постройте эскиз КПВ, иллюстрирующей следующие ситуации: 1) Весь дачный участок используется для выращивания клубники и газона; 2) В классе 15 парт. Ученики пишут сочинение по любому из двух произведений: «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского; 3) В
классе 20 парт. Во время урока часть
учеников решает тест, а часть – пишет
эссе. 4) Приближается футбольный матч. Покажите возможности команды в атаке и защите, если в результате эпидемии бараньей оспы из всех игроков здоровы лишь 11 полузащитников. |
Представьте себе, что вы и ваши одноклассники сидите и пишете эссе по экономике, и |
вдруг узнаете, что за
ближайший час вашему классу (всем вместе)
предстоит решить некоторое количество
олимпиадных задач по математике.
Предположим, что в вашем классе 20 человек,
каждый ученик класса может решить за
час одну сложную математическую задачу,
а способности к написанию эссе у всех
различны: пятеро коллективно могут
написать четыре эссе за час, еще пятеро
– три эссе, пятеро следующих напишут
два эссе, а оставшаяся пятерка – одно. Итого «производственные» возможности
класса составляют 10 эссе за час.
Изобразим ваши возможности при помощи вогнутой КПВ и проанализируем график. На графике видно, что первыми решать задачи (если их надо решить ровно пять) отправятся самые сильные «эко- | |
номисты» и за час вы не напишете
4 эссе. Если задач нужно будет решить
10, к самым сильным «экономистам»
присоединятся те, кто лишь немного
послабее, и ваш класс подготовит 3 эссе
(и не подготовит 7). Следующие 5
задач будут решать не самые сильные,
но и не самые слабые «экономисты», а
эссе будут писать те, у кого это
получается хуже всех. Вы лишитесь еще
двух эссе, коллективно подготовив
всего одно. И лишь в последнюю очередь
отвлечете от занятия экономикой
«ресурс», наиболее непригодный для
этого. | |
рии – невозможно3. |
Обратите внимание! | |
В рамках этой темы КПВ считается линейной или выпуклой вверх. |
1.4.4. Вертикальный и горизонтальный участки КПВ Но вернемся к занятию фермерством (вообще в задачах на КПВ часто приводятся примеры из сельскохозяйственного производства). Предположим, что дачный участок не ваш, |
а
арендован у вашей знакомой тетушки
Марфы. На участке есть 10 небольших
грядок, шесть из которых вы можете
использовать как под укроп, так и под
петрушку (они маленькие, то есть ресурсы
однородны). Еще на двух грядках по прихоти
тетушки Марфы можно выращивать только
укроп, а на двух оставшихся участках –
петрушку (вот такая она капризная, ваша
тетушка). Предположим, что на каждой
грядке может вырасти 1 килограмм укропа
или 2 килограмма петрушки. Построим КПВ
для всего участка. Обратите внимание,
что тетушка Марфа не заставляет вас
становиться «счастливым фермером» и
засаживать все грядки, а лишь разрешает выращивать урожай, то есть на КПВ мы
показываем не результат, а возможности
производства на этом участке.
Мы можем максимально засеять восемь из десяти грядок укропом, вырастив его в количестве 8 килограммов. В то же время мы можем максимально вырастить 16 килограммов петрушки, посеяв ее на восьми грядках. Но наша КПВ не будет линейной, поскольку дачный участок состоит из грядок трех типов:
|
не прибавится. Этот участок КПВ будет параллелен оси, на которой отражается производство укропа (кстати, именно на этих грядках мы будем сажать укроп в первую очередь).
На 6 грядках мы можем сеять как укроп, так и петрушку (отказываясь от укропа). КПВ будет убывающей линией, так как ресурсы ограничены и (в нашей модели) однородны.
Еще на двух грядках мы можем сеять лишь петрушку (или не сеять ничего). КПВ, иллюстрирующая производство, здесь будет параллельна оси, на которой отражается производство петрушки. И сеять петрушку мы начнем с этих двух грядок, ведь здесь мы не будем жертвовать производством укропа.
Обратите внимание! | |
Участок КПВ параллелен оси блага, если
ресурсы полностью непригодны для
производства второго блага (то есть
являются абсолютно специфичными). |
Задача | |
Задание 3. Уравнение КПВ Постройте математическую функцию для графика КПВ из приведенного выше примера. |
Обратите внимание! | |
1. Участок КПВ параллелен оси блага, если ресурсы полностью непригодны для производства второго блага (то есть являются абсолютно специфичными). 2. Вертикальный и
горизонтальный участок КПВ правильнее
обозначать пунктиром, ибо наши возможности позволяют произвести
максимальное количество из всех
ресурсов, отображенных на этом участке,
то есть все точки, лежащие левее (или
ниже) будут показывать неполное или
неэффективное использование ресурсов,
имеющихся в нашем распоряжении (в
примере выше мы можем засеять две
грядки укропом и две петрушкой). |
Задача | |
Задание 3. Построение КПВ для производства со специфичными ресурсами Постройте КПВ, иллюстрирующую возможности выполнения контрольной работы в классе, в котором находятся 20 парт, причем сидящие на парте слева могут писать только 1 вариант контрольной, а сидящие справа только 2 вариант. |
1.4.5. КПВ – точка
Представим себе, что на следующий год мы вновь арендовали дачу у тетушки Марфы. Но теперь она разрешила 5 грядок засеивать только петрушкой, а оставшиеся пять – только укропом. Если мы по-прежнему можем собирать с грядки по 2 кг петрушки или 1 кг укропа, на графике эта ситуация может быть изображена следующим образом: |
Теперь наши ресурсы столь специфичны,
что, снижая производство одного блага,
мы вовсе не получим приращение другого.
Обратите внимание! | |
КПВ имеет форму точки (является вырожденной), если все ресурсы полностью специфичны. |
ВАЖНЫЙ ВЫВОД!!! | |
1. Если ресурсы однородны, КПВ – линейная функция. 2. Если ресурсы неоднородны, КПВ – выпуклая функция. 3. Если ресурсы полностью специфичны, КПВ – точка (вырождена). |
Граница производственных возможностей, подробное объяснение.
Граница производственных возможностей (PPF) представляет собой кривую, показывающую различные комбинации выпуска, которые экономика может производить для двух товаров при наличии имеющихся факторов производства и доступных производственных технологий.
Содержание
- Определение
- Граница производственных возможностей
- Примеры
Хотя в реальной экономике производятся тысячи товаров и услуг. Давайте представим себе экономику, которая производит только два товара — автомобили и компьютеры.
И автомобильная промышленность, и компьютерная промышленность используют все экономические факторы производства.
Граница производственных возможностей — это график, показывающий различные комбинации выпуска.
В данном случае автомобили и компьютеры.
Экономика производит при наличии имеющихся факторов производства и доступных производственных технологий, которые фирмы могут использовать для превращения этих факторов в выпуск продукции.
На приведенном выше графике показан пример кривой границы производственных возможностей.
В этой экономике, если бы все ресурсы использовались в автомобильной промышленности, экономика производила бы 1000 автомобилей и не производила бы компьютеров. Если бы все ресурсы использовались в компьютерной индустрии, экономика произвела бы 3000 компьютеров и ни одного автомобиля.
Две крайние точки границы производственных возможностей представляют эти крайние возможности.
Если бы экономика разделила свои ресурсы между двумя отраслями. Он мог производить 700 автомобилей и 2000 компьютеров, что показано на графике выше точкой А.
Напротив, результат в точке D невозможен, потому что ресурсы ограничены. В экономике недостаточно факторов производства, чтобы поддерживать такой уровень выпуска.
Другими словами, экономика может производить в любой точке на границе производственных возможностей или внутри нее. Но он не может производить в пунктах за границей.
Результат эффективен, если экономика получает все, что может, из имеющихся ограниченных ресурсов. Точки на (а не внутри) границы производственных возможностей представляют эффективные уровни производства.
Когда экономика производит в такой точке, скажем, в точке А, невозможно производить больше одного товара, не производя меньше другого.
Точка B по какой-то причине представляет собой неэффективный результат. Возможно, повсеместная безработица, экономика производит меньше, чем могла бы из имеющихся у нее ресурсов.
Производит всего 300 автомобилей и 1000 компьютеров. Если бы источник неэффективности был устранен, экономика могла бы переместиться из точки B в точку A9.0003
Увеличение производства как автомобилей (до 700), так и компьютеров (до 2000).
Один из десяти принципов экономики состоит в том, что люди вынуждены идти на компромиссы. Граница производственных возможностей показывает один компромисс, с которым сталкивается общество.
Как только мы достигли эффективных точек на границе, единственный способ получить больше одного товара — это получить меньше другого. Например, когда экономика перемещается из точки А в точку С, общество производит больше компьютеров, но за счет меньшего количества автомобилей.
Еще один принцип экономики заключается в том, что стоимость чего-либо — это то, чем вы жертвуете, чтобы получить это. Это называется альтернативной стоимостью.
Граница производственных возможностей показывает альтернативную стоимость одного товара, измеренную с точки зрения другого товара.
Когда общество перераспределяет некоторые факторы производства из автомобильной промышленности в компьютерную, перемещая экономику из точки А в точку С, оно отказывается от 100 автомобилей, чтобы получить 200 дополнительных компьютеров.
Другими словами, когда экономика находится в точке А, альтернативная стоимость 200 компьютеров равна 100 автомобилям.
Обратите внимание, что граница производственных возможностей на приведенном выше графике изогнута наружу. Это означает, что альтернативная стоимость автомобилей в пересчете на компьютеры зависит от того, сколько каждого товара производит экономика.
Когда экономика использует большую часть своих ресурсов для производства автомобилей, граница производственных возможностей довольно крутая.
Потому что даже рабочие и машины, наиболее подходящие для изготовления компьютеров, используются для производства автомобилей. Экономика получает существенное увеличение количества компьютеров на каждый автомобиль, который она сдает.
Напротив, когда экономика использует большую часть своих ресурсов для производства компьютеров, граница производственных возможностей довольно плоская.
В этом случае ресурсы, наиболее подходящие для создания компьютеров, уже имеются в компьютерной индустрии. И каждый автомобиль, от которого отказывается экономика, приводит лишь к небольшому увеличению количества компьютеров.
Граница производственных возможностей показывает компромисс между производством различных товаров в данный момент времени. Но компромисс может меняться со временем.
Например, ,
Если технический прогресс в компьютерной индустрии увеличивает количество компьютеров, которые рабочий может производить в неделю. Экономика может производить больше компьютеров для любого заданного количества автомобилей.
В результате граница производственных возможностей смещается наружу. Как показано на графике ниже.
Благодаря этому экономическому росту общество может переместить производство из точки А в точку Е.
Наслаждаясь большим количеством компьютеров и автомобилей.
Граница производственных возможностей упрощает сложную экономику, чтобы выделить и прояснить некоторые основные идеи. Например, дефицит, эффективность, компромиссы, альтернативные издержки и экономический рост.
Когда вы будете изучать экономику, эти идеи будут повторяться в различных формах. Граница производственных возможностей предлагает один простой способ осмыслить их.
Границы производственных возможностей Примеры
Предположим, что фермер и владелец ранчо работают по 40 часов в неделю и могут посвятить это время выращиванию картофеля, разведению крупного рогатого скота или тому и другому одновременно. В таблице ниже показано количество времени, которое требуется каждому человеку для производства 1 фунта каждого товара.
Фермер может произвести фунт картофеля за 10 часов и фунт мяса за 20 часов. Владелец ранчо, более продуктивный в обоих видах деятельности, может произвести фунт картофеля за 8 часов и фунт мяса за 1 час.
На приведенном выше графике показано количество мяса и картофеля, которое может произвести фермер.
Если фермер посвящает все 40 часов своего времени картофелю, он производит 4 фунта картофеля и не производит мяса. Если он посвящает все свое время производству мяса, он производит 2 фунта мяса и не производит картофеля.
Если фермер делит свое время поровну между двумя видами деятельности, тратя на каждую из них 20 часов. Он производит 2 фунта картофеля и 1 фунт мяса.
На рисунке показаны эти три возможных исхода и все остальные между ними.
Этот график представляет собой границу производственных возможностей фермера. Как мы обсуждали выше, граница производственных возможностей показывает различные сочетания продукции, которую может производить экономика.
Он иллюстрирует один из Десяти принципов экономики: люди идут на компромиссы.
Здесь перед фермером стоит выбор между производством мяса и производством картофеля. Компромисс между двумя товарами зависит от производимых количеств.
Однако здесь технология фермера по производству мяса и картофеля (как показано на графике выше) позволяет ему переключаться между одним товаром и другим с постоянной скоростью. В этом случае граница производственных возможностей представляет собой прямую линию.
На этом графике показана граница производственных возможностей владельца ранчо.
Если владелец ранчо посвящает картофелю все 40 часов своего времени, он производит 5 фунтов картофеля и не производит мяса.
Если она посвящает все свое время производству мяса , она производит 40 фунтов мяса и не производит картофеля.
Если владелец ранчо делит свое время поровну, тратя на каждое занятие по 20 часов, он производит 2 1/2 фунта картофеля и 20 фунтов мяса. Опять же, граница производственных возможностей показывает все возможные результаты.
Если фермер и владелец ранчо предпочитают быть самодостаточными, а не торговать друг с другом, то каждый потребляет именно то, что производит.
В этом случае граница производственных возможностей является также границей возможностей потребления. То есть без торговли. Оба графика в этом примере показывают возможные комбинации мяса и картофеля, которые могут потреблять фермер и владелец ранчо.
Хотя эти границы производственных возможностей полезны для демонстрации компромиссов, с которыми сталкиваются фермер и владелец ранчо.
Они не говорят нам, что на самом деле решат делать фермер и владелец ранчо. Чтобы определить их выбор, нам нужно знать вкусы фермера и владельца ранчо.
Предположим, они выбрали комбинации, обозначенные точками A и B, показанными на обоих графиках. Фермер производит и потребляет 2 фунта картофеля и 1 фунт мяса.
Пока владелец ранчо производит и потребляет 2 1/2 фунта картофеля и 20 фунтов мяса.
2.2 Границы производственных возможностей и социальный выбор – принципы экономики
Глава 2. Выбор в мире дефицита
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Интерпретировать графики границ производственных возможностей
- Сравните бюджетное ограничение и границу производственных возможностей
- Объясните взаимосвязь между границей производственных возможностей и законом убывающей отдачи
- Сравнение продуктивной эффективности и эффективности распределения ресурсов
- Дайте определение сравнительному преимуществу
Точно так же, как люди не могут иметь все, что они хотят, и вместо этого должны делать выбор, общество в целом также не может иметь все, чего оно может хотеть. В этом разделе главы объясняются ограничения, с которыми сталкивается общество, с использованием модели, называемой 9-й.0071 граница производственных возможностей (PPF) . Между индивидуальным выбором и социальным выбором больше сходств, чем различий. Читая этот раздел, сосредоточьтесь на сходстве.
Поскольку ресурсы общества (например, рабочая сила, земля, капитал, сырье) ограничены в любой момент времени, существует предел количества товаров и услуг, которые оно может производить. Предположим, что общество хочет два продукта: здравоохранение и образование. Эту ситуацию иллюстрирует граница производственных возможностей на рис. 1.9.0003 Рисунок 1. Граница производственных возможностей здравоохранения и образования. Эта граница производственных возможностей показывает компромисс между выделением социальных ресурсов на здравоохранение и выделением их на образование. В A все ресурсы идут на здравоохранение, а в B большая часть идет на здравоохранение. В D большинство ресурсов идет на образование, а в F все идут на образование.
На рис. 1 здравоохранение показано по вертикальной оси, а образование — по горизонтальной оси. Если бы общество направило все свои ресурсы на здравоохранение, оно могло бы производить в точке А. Но у него не было бы ресурсов для производства образования. Если бы оно направило все свои ресурсы на образование, оно могло бы производить продукцию в точке F. В качестве альтернативы общество могло бы выбрать любую комбинацию здравоохранения и образования, показанную на границе производственных возможностей. По сути, граница производственных возможностей играет для общества ту же роль, что и бюджетное ограничение для Альфонсо. Общество может выбрать любую комбинацию двух товаров на PPF или внутри нее. Но у него недостаточно ресурсов для производства вне ППФ.
Самое главное, граница производственных возможностей ясно показывает компромисс между здравоохранением и образованием. Предположим, что общество решило действовать в точке B и рассматривает возможность повышения уровня образования. Поскольку PPF наклонен вниз слева направо, единственный способ, которым общество может получить больше образования, — это отказаться от части здравоохранения. Это компромисс, с которым сталкивается общество. Предположим, он рассматривает возможность перемещения из точки B в точку C. Какова будет альтернативная стоимость дополнительного образования? Альтернативная стоимость будет заключаться в том, что обществу здравоохранения придется сдаться. Так же, как и в случае с бюджетным ограничением Альфонсо, альтернативные издержки представлены уклон границы производственных возможностей. К настоящему моменту вы можете сказать: «Эй, этот PPF звучит как бюджетное ограничение». Если это так, прочитайте следующую статью Clear It Up.
В чем разница между бюджетным ограничением и PPF?
Есть два основных различия между бюджетным ограничением и границей производственных возможностей. Во-первых, это тот факт, что бюджетное ограничение представляет собой прямую линию. Это связано с тем, что его наклон определяется относительными ценами двух товаров. Напротив, PPF имеет изогнутую форму из-за закона убывающей отдачи. Второе – это отсутствие конкретных цифр на осях ППФ. Конкретных цифр нет, потому что мы не знаем ни точного количества ресурсов, которыми располагает эта воображаемая экономика, ни того, сколько ресурсов требуется для производства здравоохранения и сколько ресурсов требуется для производства образования. Если бы это был реальный пример, эти данные были бы доступны. Еще одна причина отсутствия цифр заключается в том, что не существует единого способа измерения уровня образования и здравоохранения. Однако, когда вы думаете об улучшениях в образовании, вы можете думать о таких достижениях, как большее количество лет окончания школы, меньшее количество отсева из средней школы и более высокие баллы на стандартных тестах. Когда вы думаете об улучшениях в здравоохранении, вы можете думать о большей продолжительности жизни, более низком уровне детской смертности и меньшем количестве вспышек заболеваний.
Независимо от того, есть ли у нас конкретные цифры, концептуально мы можем измерить альтернативную стоимость дополнительного образования по мере того, как общество перемещается из точки B в точку C на PPF. Дополнительное образование измеряется горизонтальным расстоянием между B и C. Упущенное здравоохранение определяется вертикальным расстоянием между B и C. Наклон PPF между B и C (приблизительно) представляет собой вертикальное расстояние («подъем») по горизонтальному расстоянию («бег»). Это альтернативная стоимость дополнительного образования.
Бюджетные ограничения, представленные ранее в этой главе и показывающие индивидуальный выбор в отношении того, какое количество товаров потреблять, представляли собой прямые линии. Причиной этих прямых линий было то, что наклон бюджетного ограничения определялся относительными ценами двух товаров в бюджетном ограничении потребления . Однако граница производственных возможностей для здравоохранения и образования была проведена в виде кривой линии. Почему PPF имеет другую форму?
Чтобы понять, почему PPF изогнут, начните с рассмотрения точки A в верхней левой части PPF. В точке А все доступные ресурсы направляются на здравоохранение, и на образование их не остается. Такая ситуация была бы крайней и даже смешной. Например, дети ежедневно посещают врача, независимо от того, больны они или нет, но не посещают школу. Люди делают косметические операции на каждой части своего тела, но не имеют среднего образования или высшего образования. Теперь представьте, что некоторые из этих ресурсов перенаправляются из здравоохранения в образование, так что экономика находится в точке B, а не в точке A. Перенаправление некоторых ресурсов из A в B приводит к относительно небольшому ухудшению здоровья, потому что последние несколько предельных долларов идут на здравоохранение. услуги не приносят существенной дополнительной пользы для здоровья. Однако вложение этих маргинальных долларов в образование, которое совершенно лишено ресурсов в точке А, может принести относительно большую прибыль. По этой причине форма PPF от A до B относительно плоская, что отражает относительно небольшой спад в здоровье и относительно большой прирост в образовании.
Теперь рассмотрим другой конец, нижний правый край границы производственных возможностей. Представьте себе, что общество начинает с выбора D, который выделяет почти все ресурсы на образование и очень мало на здравоохранение, и движется к точке F, когда тратит все расходов на образование и ничего на здравоохранение. Ради конкретности вы можете себе представить, что при движении от D к F последние несколько врачей должны стать учителями естественных наук в средней школе, последние несколько медсестер должны стать школьными библиотекарями, а не раздатчиками прививок, а последние несколько отделений неотложной помощи превратились в детские сады. Выгоды для образования от добавления этих последних ресурсов к образованию очень малы. Тем не менее, альтернативные издержки, потерянные для здоровья, будут довольно большими, и, таким образом, наклон PPF между D и F крутой, что свидетельствует о значительном ухудшении здоровья лишь при небольшом повышении уровня образования.
Урок не в том, что общество, скорее всего, сделает экстремальный выбор, например, не будет выделять ресурсы на образование в точке А или не будет выделять ресурсы на здравоохранение в точке F. Урок состоит в том, что выгоды от выделения дополнительных предельных ресурсов на образование зависят от того, насколько уже много тратится. Если, с одной стороны, в настоящее время на образование выделяется очень мало ресурсов, то увеличение используемых ресурсов может принести относительно большие выгоды. С другой стороны, если на образование уже выделено большое количество ресурсов, то выделение дополнительных ресурсов принесет относительно меньшую прибыль.
Этот паттерн настолько распространен, что ему дали название: закон убывающей отдачи , согласно которому по мере добавления дополнительных приращений ресурсов для определенной цели предельная выгода от этих дополнительных приращений будет уменьшаться. Например, когда правительство тратит на снижение уровня преступности на определенную сумму больше, первоначальный выигрыш в снижении уровня преступности может быть относительно большим. Но дополнительное увеличение обычно приводит к относительно меньшему сокращению преступности, и платить за достаточное количество полиции и безопасности, чтобы свести преступность к нулю, было бы чрезвычайно дорого.
Кривизна границы производственных возможностей показывает, что по мере добавления к образованию дополнительных ресурсов, двигаясь слева направо по горизонтальной оси, первоначальный выигрыш довольно велик, но постепенно уменьшается. Точно так же, по мере добавления дополнительных ресурсов к здравоохранению, двигаясь снизу вверх по вертикальной оси, первоначальный прирост довольно велик, но снова постепенно уменьшается. Таким образом, закон убывающей отдачи создает изогнутую наружу форму границы производственных возможностей.
Изучение экономики не претендует на то, чтобы говорить обществу, какой выбор оно должно сделать на границе своих производственных возможностей. В рыночной экономике с демократическим правительством выбор будет включать в себя сочетание решений отдельных лиц, фирм и правительства. Однако экономика может указать на то, что некоторые варианты однозначно лучше других. Это наблюдение основано на понятии эффективности. В повседневном использовании эффективность относится к отсутствию отходов. Неэффективная машина работает на высоких стоит , в то время как эффективная машина работает с меньшими затратами, потому что она не тратит впустую энергию или материалы. Неэффективная организация работает с длительными задержками и высокими затратами, в то время как эффективная организация соблюдает графики, сосредоточена и работает в рамках бюджета.
Граница производственных возможностей может иллюстрировать два вида эффективности: эффективность производства и эффективность распределения. Рисунок 2 иллюстрирует эти идеи, используя границу производственных возможностей между здравоохранением и образованием.
Рисунок 2. Производственная и аллокационная эффективность. Производственная эффективность означает, что невозможно производить больше одного товара, не уменьшая количество другого товара. Таким образом, все варианты выбора в заданной PPF, такие как B, C и D, демонстрируют продуктивную эффективность, а R — нет. Аллокационная эффективность означает, что определенный набор производимых товаров — то есть конкретный выбор на границе производственных возможностей — представляет собой распределение, которого общество больше всего желает.
Эффективность производства означает, что при имеющихся ресурсах и технологиях невозможно производить больше одного товара без уменьшения количества другого товара. Все варианты PPF на рис. 2, включая A, B, C, D и F, показывают продуктивную эффективность. По мере того, как фирма переходит от одного из этих вариантов к любому другому, либо здравоохранение растет, а образование снижается, либо наоборот. Однако любой выбор внутри границы производственных возможностей является продуктивно неэффективным и расточительным, поскольку можно производить больше одного товара, другого товара или некоторой комбинации обоих товаров.
Например, точка R продуктивно неэффективна, потому что при выборе C возможно иметь больше обоих товаров: образование на горизонтальной оси выше в точке C, чем в точке R (E 2 больше, чем E 1 ), и здравоохранение на вертикальной оси также выше в точке C, чем в точке R (H 2 больше, чем H 1 ).
Конкретный набор производимых товаров и услуг, то есть конкретное сочетание здравоохранения и образования, выбранное вдоль границы производственных возможностей, можно изобразить в виде луча (линии) от начала координат до определенной точки на PPF. Смеси выпуска с более высоким уровнем здравоохранения (и меньшим количеством образования) будут иметь более крутой луч, а с более высоким уровнем образования (и меньшим уровнем здравоохранения) — с более плоским лучом.
Аллокационная эффективность означает, что конкретный набор товаров, производимых обществом, представляет собой сочетание, наиболее желаемое обществом. Вопрос о том, как определить, чего желает общество, может быть спорным вопросом и обычно обсуждается на уроках политологии, социологии и философии, а также экономики. По своей сути аллокационная эффективность означает, что производители поставляют то количество каждого продукта, которое требуется потребителям. Только один из продуктивно эффективных выборов будет аллокационно эффективным выбором для общества в целом.
Каждая экономика сталкивается с двумя ситуациями, в которых она может увеличить потребление всех товаров. В первом случае общество может обнаружить, что оно использует свои ресурсы неэффективно, и в этом случае, повышая эффективность и производя на границе производственных возможностей, оно может иметь больше всех товаров (или, по крайней мере, больше некоторых и меньше ни одного). ). Во втором случае по мере того, как ресурсы растут в течение нескольких лет (например, больше труда и больше капитала), экономика растет. При этом граница производственных возможностей общества будет смещаться наружу, и общество сможет позволить себе больше всех товаров.
Но для обнаружения и внедрения улучшений в эффективности производства требуется время, а экономический рост происходит постепенно. Итак, общество должно выбирать между компромиссами в настоящем. Для правительства этот процесс часто включает попытку определить, где дополнительные расходы могут принести наибольшую пользу, а где сокращение расходов принесет наименьший вред. На уровне индивидуума и фирмы рыночная экономика координирует процесс, в котором фирмы стремятся производить товары и услуги такого количества, качества и цены, которые нужны людям. Но как для правительства, так и для рыночной экономики в краткосрочной перспективе увеличение производства одного товара обычно означает компенсацию сокращения где-то еще в экономике.
Хотя каждое общество должно выбирать, сколько каждого товара оно должно производить, оно не обязано производить каждый отдельный товар, который оно потребляет. Часто то, сколько товара страна решает производить, зависит от того, насколько дорого обходится его производство по сравнению с покупкой в другой стране. Как мы видели ранее, кривизна PPF страны дает нам информацию о компромиссе между выделением ресурсов на производство одного товара и другим. В частности, его наклон дает альтернативную стоимость производства еще одной единицы товара по оси x относительно другого товара (по оси y). Страны, как правило, имеют разные альтернативные издержки производства конкретного товара из-за разного климата, географии, технологий или навыков.
Предположим, двум странам, США и Бразилии, необходимо решить, сколько они будут производить двух культур: сахарного тростника и пшеницы. Из-за своих климатических условий Бразилия может производить много сахарного тростника с акра, но не много пшеницы. И наоборот, США могут производить много пшеницы с акра, но мало сахарного тростника. Очевидно, что альтернативные издержки производства сахарного тростника (в пересчете на пшеницу) в Бразилии ниже, чем в США. Верно и обратное; альтернативные издержки производства пшеницы в США ниже, чем в Бразилии. Это можно проиллюстрировать PPF двух стран на Рисунке 3.
Рисунок 3. Границы производственных возможностей для США и Бразилии. PPF США является более плоским, чем PPF Бразилии, что означает, что альтернативные издержки производства пшеницы в пересчете на сахарный тростник в США ниже, чем в Бразилии.
Когда страна может производить товар с меньшими альтернативными издержками, чем другая страна, мы говорим, что эта страна имеет сравнительное преимущество в этом товаре. В нашем примере Бразилия имеет сравнительное преимущество по сахарному тростнику, а США — по пшенице. В этом легко убедиться, просто наблюдая за крайними производственными точками в ППФ двух стран. Если бы Бразилия направила все свои ресурсы на производство пшеницы, она производила бы в точке А. Однако если бы вместо этого она направила все свои ресурсы на выращивание сахарного тростника, то в точке В она производила бы гораздо большее количество. из пункта А в пункт Б Бразилия отказалась бы от относительно небольшого количества пшеницы, чтобы получить большое производство сахарного тростника. Для США верно обратное. Если США переместятся из точки А в точку Б и будут производить только сахарный тростник, это приведет к большим альтернативным издержкам с точки зрения упущенного производства пшеницы.
Наклон PPF дает альтернативную стоимость производства дополнительной единицы пшеницы. Хотя наклон PPF не является постоянным для всех PPF, совершенно очевидно, что PPF в Бразилии намного круче, чем в США, и, следовательно, альтернативная стоимость пшеницы в целом выше в Бразилии. Из главы о международной торговле вы узнаете, что различия в сравнительных преимуществах стран определяют, какие товары они будут производить и продавать. Когда страны участвуют в торговле, они специализируются на производстве товаров, в которых они имеют сравнительные преимущества, и обменивают часть этого производства на товары, в которых у них нет сравнительных преимуществ. В торговле товары производятся там, где альтернативные издержки самые низкие, таким образом, общий объем производства увеличивается, принося пользу обеим торговым сторонам.
Граница производственных возможностей определяет набор вариантов, с которыми сталкивается общество в отношении комбинаций товаров и услуг, которые оно может производить при имеющихся ресурсах. Форма PPF обычно изогнута наружу, а не прямая. Выборы за пределами PPF недостижимы, а выборы внутри PPF расточительны. Со временем растущая экономика будет иметь тенденцию смещать PPF наружу.
Закон убывающей отдачи утверждает, что по мере того, как приращения дополнительных ресурсов расходуются на производство чего-либо, предельное увеличение выпуска будет становиться все меньше и меньше. Все варианты выбора на границе производственных возможностей демонстрируют продуктивную эффективность; то есть невозможно использовать ресурсы общества для производства большего количества одного товара без уменьшения производства другого товара. Конкретный выбор на границе производственных возможностей, отражающий сочетание товаров, предпочитаемых обществом, — это выбор с эффективностью распределения. Кривизна PPF, вероятно, различается в зависимости от страны, что приводит к тому, что разные страны имеют сравнительные преимущества в отношении разных товаров. Общий объем производства может увеличиться, если страны будут специализироваться на товарах, в которых они имеют сравнительные преимущества, и обменивать часть своей продукции на оставшиеся товары.