Разработка урока ( 2*45 мин.) в 10 классе с профильным изучением математики по теме: «Применение производной к решению математических задач практического содержания.» Останькович Татьяна Эдгаровна- учитель высшей категории. Цель: формирование практических навыков применения теоретических знаний и общеучебных компетенций учащихся. Задачи: · познавательный аспект- расширение общего кругозора школьников, стимулирование познавательной деятельности, умение находить и обрабатывать информацию; · учебный аспект- активизация мыслительной деятельности учащихся при решении задач прикладного характера, алгоритмизация деятельности; · воспитательный аспект- развитие умения работать в команде, активно слушать, уважать чужое мнение, формировать потребности в самовыражении и научном творчестве. Математические задачи с практическим содержанием – это такие задачи, которые связаны с применением математики в технике, химии, экономике, медицине, экологии, а так же в быту. Мы рассмотрим задачи, которые можно решить с помощью производной . Эти задачи не совсем обычны как по форме изложения, так и по применяемым методам решения. Одним из важнейших понятий математического анализа является производная функции. Производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В геометрии производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в биологии – скорость размножения колонии микроорганизмов, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в химии – скорость химической реакции. В приложениях математики к решению конкретных задач приходится иметь дело с величинами, числовые значения которых получены путем измерений и, следовательно, точное их значение неизвестно. Если исходные данные содержат погрешности измерений, то применение точных методов измерения не целесообразно. Для упрощения и облегчения вычислений в таких случаях лучше использовать приближенные методы. Теоретической основой одного из простейших приемов приближенных значений вычислений является понятие дифференциала. Приближенное значение приращение функции называется дифференциалом функции и обозначается dy, причем dy=y’(x)dx.Среди многих задач, решаемых с помощью производной, наиболее важной является задача нахождения экстремума функции и связанная с ней задача нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций. Рассмотрим некоторые из них. ( Образцы задач может приводить как сам учитель, так и заранее подготовленные ученики). Задача №1 Докажите, что уравнение 3×5 – 25×3 + 60x + 15 = 0 имеет только один действительный корень. Решение: Рассмотрим функцию f(x) = 3×5 – 25×3 + 60x + 15 = 0 и найдем её интервалы монотонности. Имеем: f’(x) = 15×4 – 75×2 + 60 = 15(x + 2)(x + 1)(x — 1)(x — 2). Производная f’(x) обращается в нуль в четырех точках: -2, -1, 1, 2. Эти точки разбивают числовую прямую на пять промежутков: (- ∞; -2), (-2; -1), (-1; 1), (1; 2), (2; +∞). На каждом из указанных промежутков производная сохраняет постоянный знак. Отсюда заключаем, что на каждом из этих промежутков функция y = f(x) монотонна, т.е. или возрастает или убывает. Тогда график функции на каждом из указанных промежутков может пересекать ось абсцисс не более∞ чем в одной точке. Это значит, что функция y = f(x) на каждом из рассматриваемых промежутков может иметь не более одного корня, причем корни функции могут быть в тех и только тех промежутках, на концах которых функция имеет разные по знаку значения. Имеем lim f(x) = — ∞, f(- 2) < 0, f(- 1) < 0, f(1) > 0, f(2) > 0, lim f(x) = +∞ x → — ∞ x → +∞
f(1) > 0, f(2) > 0, lim f(x) = +∞ x → + ∞ Так как f(x) имеет различные знаки только на концах промежутка (-1; 1), то заданное уравнение имеет лишь один действительный корень, лежащий внутри этого интервала. Задача №2. При извержении вулкана камни горной породы выбрасываются перпенди- кулярно вверх с начальной скоростью 120 м/ с. Какой наибольшей высоты достигнут камни, если сопротивлением ветра пренебречь? Решение: Вещество выбрасывается перпендикулярно вверх. Высота камня h, функция времени- h(t) = Vо t -1/2gt2 .Откуда следует: h(t)= v(t)= vо–gt. Следовательно, 0= 120-9,8t и t≈13 сек. Тогда h=745м, т.е. камни горной породы достигают уровня 720 м от края вулкана.
Задача №3. Нагруженные сани движутся по горизонтальной поверхности под действием силы F, приложенной к центру тяжести. Какой угол α должна составлять линия действия силы F с горизонтом, чтобы равномерное движение саней происходило под действием наименьшей силы? Коэффициент трения саней о снег равен к. Решение: Разложим силу F на горизонтальную и вертикальную составляющие. Сила нормального движения саней и вертикальной составляющей силы F:N=P-F sinα, поэтому сила трения F тр =kN= =k(P-Fsinα). Сани будут двигаться равномерно при условии компенсации горизонтальных сил: Fx=Fтр., то есть Fcosα=k (P-Fsinα). Далее находим силу как функцию угла α: F(α)= kP/(ksinα+cosα). F′(α) =kP(sinα-kcosα)/(ksinα+cosα)2. Тогда F′(α)=0 при k=tgα. Определим знак второй производной в этой точке…
Из решения этой задачи можно сделать практический вывод: когда необходимо везти на санях груз по дороге с большим коэффициентом трения, нужно тянуть сани за короткую веревку. Если же коэффициент трения мал, веревка должна быть длинной.
Задача№4. Расход горючего легкового автомобиля (литр на 100 км) в зависимости от скорости х км/ч при движении на четвертой передачи приблизительно описывается функцией f(x)=0,0017х-0,18х+10,2; х>30. При какой скорости расход горючего будет наименьший? Найдите этот расход. Решение: Исследуем расход горючего с помощью производной: f′(х)=0,0034х-0,18.Тогда f′(х)=0 при х≈53. Определим знак второй производной в критической точке: f′′(х)=0,0034>0, следовательно, рас- ход горючего при скорости 53 км/ч будет наименьшим.
Задача№5. Оборот предприятия за истекший год описывается через функцию U(t)=0,15t2 – 2t2 + 200, где t –месяцы, U-миллионы. Исследуйте оборот предприятия. Решение. Исследуем оборот предприятия с помощью производной:U′(t)=0,45t2 — 4t U′′(t)=0,9t-4 U″′(t)=0,9. Момент наименьшего оборота при U(t)=0, т.е.при t=8,9.Наименьший оборот был на девятом месяце. Первая производная показывает экстремальное изменение оборота. Из U(t)=0 следует t=4,4.Так как U″′(t)>0, то на пятом месяце имеется сильное снижение оборота. Точки перегиба важны в экономике, так как именно по ним можно определить, в какой конкретно момент произошло изменение. Так, например, по решению предложенной задачи можно сделать выводы: 1.В начале исследуемого периода у предприятия было снижение оборота; 2.Предприятие пыталось выйти из этого состояния и для этого использовало определенные средства. На пятом месяце ( точка перегиба) что-то было предпринято и предприятие стало выходить из кризиса, а на девятом месяце стало набирать обороты.
Задачи из биологии и химии Биологический смысл производной. Пусть зависимость между числом особей популяции микроорганизмов у и временем t её размножения задана уравнением: у=p(t). Пусть ∆t-промежуток времени от некоторого начального значения t до t+∆t. Тогда у+∆у=p(t+∆t)- новое значение численности популяции, соответствующее моменту t+∆t, а ∆y+p(t+∆t)-p(t)-изменение числа особей организмов. Химический смысл производной. Пусть дана функция m=m(t),где m-количество некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию в момент времени t. Приращению времени ∆t будет соответствовать приращение ∆m величины m. Отношение ∆m/∆t- есть средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆t. Предел этого отношения при стремлении t∆ к нулю- есть скорость химической реакции в данный момент времени .
Р а с с м о т р и м н е с к о л ь к о з а д а ч
Задача №6. Зависимость между количеством х вещества, получаемого в результате некоторой химической реакции и временем t выражается уравнением Х=А(1+е) Определите скорость химической реакции в момент времени t.
Задача №7. Закон накопления сухой биомассы у винограда сорта Шалса определяется уравнением y=0,003x-0,0004x , где x- число дней от распускания почек, y-накопление биомассы в кг на 1 куст. Равенство отражает зависимость величин x и y как средний результат массовых наблюдений. Выясните, как изменится сухая биомасса при изменении от 50 до 60 дней.
Задача №8. Реакция организма на введенное лекарство может выражаться в повышении кровяного давления, уменьшения температуры тела, изменении пульса или других физиологических показателей. степень реакции зависит от назначенного лекарства, его дозы. Предположим, что Х обозначает дозу назначенного лекарства, У — функция степени реакции. У=f(x)=x2(a-x) ,где а — некоторая положительная постоянная. При каком значении Х реакция максимальна? Решение: 0<x<а. Значит f′(x)=2ax-3×2 . Тогда f′(x)=0 при x=⅔ а. В этой точке f″(⅔ а)= -2а<0, то х=⅔-а — тот уровень дозы, который дает максимальную реакцию. Точки перегиба важны в биохимии, так как они определяют условия, при которых некоторая величина, например скорость процесса, наиболее ( или наименее) чувствительна к каким-либо воздействиям.
Предлагается творческое задание (при наличии времени на уроке, если имеем в наличии сдвоенные уроки. Если такая возможность отсутствует, творческое задание выполняется дома). Задача №9. За последние 10 лет численность грызунов в городе Н выросла в 5 рази достигла 1 миллиона особей: по одной крысе на каждого жителя. За год одна пара крыс способна воспроизвести 50 штук себе подобных. По словам эпидемиологов, крысы являются переносчиками многих болезней – чумы, бешенства, энцефалита. Составьте задачу по приведенным данным и решите её.
Задача №10. Зависимость суточного удой У в литрах от возраста коров Х в годах определяется уравнением У(х)= -9,3+6,86х-0,49х , где х>2.Найдите возраст дойных коров, при котором суточный удой будет наибольшим. Подведение итогов.
|
trig derivatives worksheet — Google Suche
AlleBilderBücherVideosMapsNewsShopping
Suchoptionen
Bilder
Alle anzeigen
Alle anzeigen
[PDF] Trig Derivatives Worksheet #1
mryangteacher.weebly.com › uploads › trig_derivatives_ws_1
Trig Рабочий лист №1 по производным… Нахождение производной тригонометрической функции. Упражнения 39-54, найдите производную тригонометрической функции.
[PDF] Дифференциация — Тригонометрические функции — Kuta Software
cdn.kutasoftware.com › Рабочие листы › Calc › 03 — Цепное правило с триггером
Рабочий лист от Kuta Software LLC. Программное обеспечение Kuta — Бесконечное исчисление … Дифференциация — Тригонометрические функции. Дифференцируйте каждую функцию по …
[PDF] Исчисление 1. Рабочий лист для наставника 4. Производные тригонометрических. ..
Исчисление 1 Репетитор — Рабочий лист 4 – Производные тригонометрических функций … Производная функции, умноженная на константу, является константой.
[PDF] Производные тригонометрических функций. Математические задания. Найдите производные тригонометрических функций: = 4 sin. + 5 соед. = грех, потому что. = 2 сек + тангенс.
Исчисление I. Производные триггерных функций (практические задачи)
tutorial.math.lamar.edu › calci › difftrigfcns
16.11.2022 · Вот набор практических задач для сопровождения раздела «Производные триггерных функций» глава «Производные» заметок для Пола …
Рабочий лист II | Superprof
www.superprof.co.uk › … › Исчисление › Производные
Bewertung 4,0
(2)
92 — 4}.Урок Рабочий лист: Дифференцирование тригонометрических функций — Nagwa
www.nagwa.com › рабочие листы
В этом рабочем листе мы потренируемся находить производные тригонометрических функций и применять к ним правила дифференцирования.
[DOC] Производные тригонометрических функций
www.cbsd.org › cms › lib › Centricity › Domain › Trig Derivatives Notes Производные тригонометрических функций. Для каждого уравнения найти. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Исчисление AP Имя AB. Рабочий лист триггерных производных.
[PDF] Исчисление 1 Рабочий лист №16 Производные тригонометрических функций …
2.files.edl.io › …
22.09.2010 · Страница 1. |. +. |. +. +. +. +. +. + +. Т.+. Т.+. +. +. +. Т.+. |. +. |. ||. |. = ||. ||. ||. +. +. ||. ||. ||. ||. ||. ||. знак равно = ||.
Ähnliche Fragen
Что такое 6 триггерных производных?
Что такое 12 триггерных функций?
Что такое 7 триггерных функций?
Калькуляторточек разрыва — Googlesuche
AlleBilderVideosBücherMapsNewShopping
suchoptionen
Онлайн-калькулятор разрыва — Wolfram|Alpha
www.wolframalpha.com › калькуляторы › прерывание. ..
Больше, чем просто онлайн-инструмент для изучения непрерывности функций. Wolfram|Alpha — отличный инструмент для поиска неоднородностей функции.
Калькулятор непрерывности функций — Symbolab
www.symbolab.com › … › Функции › Функции
Бесплатный калькулятор разрыва функции — шаг за шагом определите, является ли функция разрывной.
Калькулятор разрывов — Math34.pro
math34.pro › разрывы
Калькулятор находит разрывы функции с пошаговым решением. Разрыв — это точка, в которой математическая функция не является непрерывной.
Ähnliche Fragen
Как найти точки разрыва?
Как найти разрыв в TI 84 Plus CE?
Как определить виды разрыва функции в точке?
Как избавиться от точки разрыва?
Калькулятор непрерывности — AllMath
www.allmath.com › Калькулятор непрерывности
Калькулятор непрерывности определяет, является ли функция непрерывной или прерывистой. Этот непрерывный калькулятор находит результат шагами за пару секунд.
Найти точку разрыва и сказать, устранимая она или нет
www.youtube.com › смотреть
29.09.2016 · Ваш браузер не может воспроизвести это видео. Учить больше. Переключить камеру.
Dauer: 1:46
Прислан: 29.09.2016
Нахождение разрывов рациональных функций — YouTube
www.youtube.com › смотреть
22.05.2011 · http://www.gdawgenterpriseshowes найти разрывы рационального …
Дауэр: 17:19
Прислан: 22.05.2011
Нахождение непрерывности на вашем графическом калькуляторе [Calc] — YouTube
www.youtube.com › смотреть
18.03.2020 · Поиск непрерывности в графическом калькуляторе [Calc] … Точка, бесконечность и скачок разрыва …
Дауэр: 3:19
Прислан: 18.03.2020
Разрывы рациональных функций, дыры и вертикальные асимптоты
www.youtube.com › смотреть
11.11.2015 · Разрывы рациональных функций, дыры и вертикальные асимптоты .