Производство товаров первой необходимости и продовольствия продолжат в Подмосковье в нерабочие дни — Центр |
Новости Подмосковья 2 апреля 2020 г. 19:15
Красногорск. 2 апреля. ИНТЕРФАКС — Подмосковные организации, которые производят, хранят и перевозят товары первой необходимости, продолжат работать в объявленные президентом нерабочие дни в обычном режиме, сообщает пресс-служба министерства инвестиций, промышленности и науки области.
«Продолжают работать организации, деятельность которых связана с производством, хранением, перевозкой продовольственных товаров и товаров первой необходимости, а также если компания занимается производством работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям. Организации, осуществляющие неотложные ремонтные, аварийные и погрузочно-разгрузочные работы тоже не прекращают свою деятельность. К ним относятся в том числе и логистические центры, пункты выдачи товаров, шиномонтажи и автосервисы в части неотложных и аварийных работ», — приводятся в сообщении слова руководителя ведомства Натальи Егоровой.
В пресс-службе отмечают, что нерабочий день не относится к выходным и праздничным дням, оплата за работу в такой день не оплачивается в двойном размере.
Президент РФ Владимир Путин в четверг в рамках борьбы с коронавирусом подписал указ, которым продлил в России нерабочие дни с 4 по 30 апреля.
Особенности применения режима на территории Московской области остаются прежними: работники не должны приходить на работу без оформления работодателем каких-либо дополнительных документов, соглашений, приказов, при этом заработная плата сохраняется в полном объеме, добавили в областном ведомстве.
Главные события
Обнаруженный в Белгородской области неразорвавшийся снаряд ликвидирован — власти
Обнаруженный в Белгородской области неразорвавшийся снаряд ликвидирован — властиТочка зрения
Нештатная ситуация
Interfax-Russia.
Нештатная ситуацияru — Нештатный сход авиационного боеприпаса у самолета ВКС при выполнении полета над Белгородом стал причиной взрыва в центре города.
Нападение на села
Interfax-Russia.ru — Вылазку украинских диверсантов пресекли в Брянской области. Диверсионную группу «выдавили» на территорию Украины, где по ней нанесли массированный артиллерийский удар.
Пожар в «Полигоне»
Interfax-Russia.ru — Пожар в костромском кафе «Полигон» унес жизни 13 человек. Предполагаемый виновник пожара арестован. Расследованием гибели людей занялся центральный аппарат СКР.
Отказал двигатель
Interfax-Russia.ru — Военный самолет Ил-76 совершил жесткую посадку под Рязанью. Четыре человека погибли, пятеро находятся в реанимации.
Новые обстрелы
Interfax-Russia.
ru — Пункт пропуска в Курской области обстреляли со стороны Украины. Ответным огнем российские пограничники подавили нападение. Накануне было обстреляно село в Брянской области.
Как регулируются цены на товары первой необходимости
Что такое товары первой необходимости, регулируют ли на них цены, может ли принудительное сокращение цен привести к дефициту и черному рынку — в материале «Ъ».
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Что относится к товарам первой необходимости
Чаще всего про товары первой необходимости вспоминают во время кризисов, когда рост цен сильнее влияет на качество жизни россиян. Так, список важнейших продуктов питания составили во время экономического спада 2010 года. В него вошли:
- говядина, свинина и баранина с костями;
- курица, не считая окорочков;
- замороженная рыба;
- сливочное и подсолнечное масло;
- молоко и куриные яйца;
- сахар и соль;
- чай черный;
- пшеничная мука;
- хлеб из ржаной и пшеничной муки;
- рис, пшено и гречка;
- вермишель;
- овощи: картофель, капуста, лук и морковь;
- яблоки.
- средств индивидуальной защиты;
- дезинфицирующих и антисептических средств;
- сухих и влажных салфеток;
- туалетного и хозяйственного мыла;
- зубной пасты и щеток;
- туалетной бумаги;
- гигиенических прокладок;
- стирального порошка;
- спичек и свечей;
- сосок, детских подгузников, пеленок для новорожденного;
- детского шампуня и кремов от опрелостей;
- бутылочек для кормления и пустышек;
- бензина, дизельного и газомоторного топлива;
- автозапчастей;
- печатных СМИ;
- зоотоваров и др.
Кроме того, правительство каждый год принимает список жизненно необходимых и важнейших лекарств.
Как и когда регулируются цены на товары первой необходимости
Регионы имеют право принудительно снижать цены на важнейшие продукты питания, если в предыдущие два месяца их стоимость в магазинах выросла на 10% или выше. Например, в сентябре 2021 года ФАС потребовала снизить цены на пшеничную муку, хлеб, кур и мясо в магазинах «Магнит» и «Пятерочка» Московской области.
Мониторинги цен проводят местные власти и территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Раз в квартал отчеты по средним ценам печатаются на сайтах региональных органов власти или Минпромторга России.
Сезонные скачки цен не считаются поводом для вмешательств. Например, яблоки могут заметно подорожать зимой, и это не считается значимой причиной для принудительного снижения стоимости.
Цены на продукты снижают только на время — не больше, чем на 90 дней. Стоимость непродовольственных товаров первой необходимости пока не регулируется.
Цены на важнейшие лекарства власти определяют раз в год. Они складываются из цены производителя, оптовой и розничной наценок. В разных регионах наценки отличаются — чем дальше регион, тем сложнее доставка и выше цена. Цены в конкретном регионе можно найти на сайтах местных властей. Мониторинг аптек проводят территориальные подразделения Росздравнадзора.
Как проверяют ценники
Олег Москвитин, и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры»:
«Органы власти, в том числе антимонопольные, имеют серьезные возможности по проверке адекватности роста цен: информация органов статистики, таможни, налоговиков, запросы в отраслевые ассоциации, опрос участников рынка и смежных отраслей (например, перевозчиков). Соответственно, проверить соразмерность роста цены росту издержек того или иного предприятия государство вполне может. Хотя это порой и сложно просто исходя из количества проверяемых компаний, поступающих жалоб и ограниченности человеческих ресурсов любого органа власти.
Если дело дойдет до антимонопольного расследования, то могут быть привлечены и независимые эксперты для оценки ситуации. Например, Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ относительно недавно выполнял такие исследования по запросам антимонопольных органов.
10-процентный (или иной) рост цен за определенный период — важный индикатор, но, безусловно, государство реагирует и на другие факторы. Например, на существенные изменения, всплески цен в течение короткого периода. Или на массовые жалобы граждан и предпринимателей на изменение цен на каких-то рынках. Для жалоб граждан существуют специальные формы и горячие линии в региональных антимонопольных управлениях. Некоторые жалобы приводят в итоге к возбуждению дел о ценовых картелях, монопольно высоких ценах и т. п.
При этом само по себе превышение ростом цен какой-либо величины за период может не образовывать нарушение, если такой рост обоснован. И напротив, отставание роста цен от какой-либо усредненной величины может быть незаконным».
Существуют как минимум два механизма, с помощью которых легко определить, что в той или иной отрасли существует так называемый картельный или ценовой сговор. Первый — одномоментное, в один день или в одну неделю, повышение цен несколькими участниками рынка на одинаковый процент. Второй признак — рост цен, опережающий инфляцию, говорит Игорь Качалов, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
Можно ли продавать эти товары по высоким ценам
В России производители и продавцы сами определяют цены на свои товары исходя из своих затрат на их производство, рекламные расходы, стоимость логистики и др.
ФАС России может вмешиваться не во все цены, а только когда выявлен сговор или речь о ценах монополистов. В иных случаях антимонопольные и иные государственные органы действуют скорее методами убеждения и стимулируют бизнес к ответственному саморегулированию, говорит Олег Москвитин, и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры».
Может ли регулирование цен привести к дефициту товаров и черному рынку
Олег Москвитин, и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры»:
«Ценовое регулирование может вести к дефициту, если это регулирование необоснованно. Если государство вынуждает бизнес торговать себе в убыток или существенно дешевле, чем можно было бы, бизнес будет закрываться, сворачивать мощности или же уходить в тень и продавать свою продукцию в теневом сегменте, попутно уходя от налогов, ущемляя права потребителей, стимулируя рост коррупции со стороны правоохранительных и контролирующих структур.
Причем это имеет место даже в странах с жестким законодательством и правоприменительной практикой. Лучшим регулятором являются рыночные механизмы, прямое же госрегулирование применяется только в сферах естественных монополий (ЖКХ, транспорт), где нет конкуренции и выбора поставщиков и обычные рыночные инструменты утряски цен не работают.
Важный инструмент при сдерживании цен — снижение публичных издержек в виде расходов на административные процедуры, налоговых послаблений и др.».
Игорь Качалов, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС:
«Контроль и регулирование цен — один из самых спорных моментов на любом рынке. Традиционно с точки зрения рынка (и это зачастую прописано в законодательстве) предприниматель вправе сам назначать те цены, которые считает нужным, поскольку закон гарантирует свободное ценообразование. Исключение составляют определенные монопольные и государственные рынки, рынки госуслуг. Свободная конкуренция подразумевает, что сотни разного рода игроков на рынке сами отрегулируют цены в процессе борьбы за потребителя. Но еще в XIX веке было доказано, что это не всегда так. Самый простой пример — рост цен на сахар в марте 2022 года.
Во всех государствах мира существуют официальные механизмы контроля цен. Строго говоря, страны делятся на две части: где-то контролируется порядка 5% рыночных цен, где-то — ближе к 20%. Также ставятся предельные планки роста цен, хотя, к сожалению или к счастью, невозможно это сделать для всех товаров».
Елена Федотова
Международная торговля во время COVID-19 | Годовой отчет за 2020 г.
Большая часть исследований экономических последствий COVID-19 была сосредоточена на финансовых рынках и рынках труда, а также фискальной и денежно-кредитной политике. Фернандо Лейбовичи и Ана Мария Сантакреу занимаются малоизученным вопросом международной торговли. Они показывают, что импорт медицинского оборудования в США резко вырос, увеличив дефицит торгового баланса США и по-новому взглянув на старый вопрос устойчивости самообеспечения по сравнению с эффективностью свободной торговли.
Фернандо Лейбовичи и Ана Мария Сантакреу
Страны, открытые для международной торговли, в которых модели производства определяются сравнительными преимуществами, получили огромные выгоды от доступа к мировым рынкам. Но пандемия COVID-19 в начале 2020 года выявила напряженность и некоторые ограничения, присущие структуре международной торговой политики: страны, которые в значительной степени зависели от импорта жизненно важных медицинских товаров, таких как средства индивидуальной защиты, оказались в явно невыгодном положении, когда пандемия создала резкое увеличение спроса на эти товары во всем мире.
Международная торговля играет ключевую роль в предоставлении странам доступа к основным медицинским продуктам. Их производство сосредоточено в нескольких странах, и большинство стран импортируют их. Увеличение спроса на эти продукты наряду с медленным увеличением предложения привело к дефициту во всем мире.
На приведенном ниже рисунке показано, что несколько стран прибегли к торговой политике, чтобы уменьшить этот дефицит. К марту 2020 года 58 стран ввели ограничения на экспорт, а 50 стран либерализовали импорт этих товаров. Хотя эти политики были в основном временными, в некоторых странах они все еще действовали в конце 2020 года, через девять месяцев после начала пандемии. Данные взяты из Global Trade Alert и включают торговую политику, связанную с либерализацией импорта и экспортными ограничениями в связи с COVID-19.продуктов, согласно информации Всемирной торговой организации о COVID-19 и мировой торговле.
ИСТОЧНИК: «Международная торговля товарами первой необходимости во время пандемии», рабочий документ Фернандо Лейбовичи и Аны Марии Сантакреу за 2020 год.
ПРИМЕЧАНИЯ. Значения за каждый месяц отражают количество стран с активными изменениями торговой политики, введенными во время COVID-19. На пике 64 страны ввели экспортные ограничения в апреле, а 61 страна либерализовала импорт в мае.
Итак, должны ли страны во время пандемии реагировать введением ограничений на экспорт и либерализацией импорта? Существуют ли другие меры, которые могли бы лучше подойти для повышения благосостояния экономики после начала пандемии?
В нашем рабочем документе 2020 года «Международная торговля товарами первой необходимости во время пандемии» исследуются оптимальные ответные меры торговой политики во время пандемии в контексте динамической модели международной торговли с основными и второстепенными секторами. Мы обнаружили, что, как и во время пандемии COVID-19,Оптимальная односторонняя торговая политика заключается в одновременном и временном повышении экспортных барьеров при одновременном снижении импортных барьеров.
Но пандемия также подняла несколько вопросов, касающихся разработки торговой политики в обычное время, до того, как разразится пандемия:
- В какой степени страны должны по-разному проводить торговую политику в отношении товаров, которые могут оказаться жизненно важными во время пандемии?
- Должны ли страны вводить импортные барьеры или внутренние субсидии для поощрения внутреннего производства?
- Должны ли страны создавать запасы этих товаров, чтобы обеспечить достаточный запас для обеспечения надлежащего доступа во время пандемии?
Эти соображения выходят за рамки продолжающейся пандемии, от доступа к продуктам питания до производства сырья и промежуточных материалов, которые могут иметь решающее значение для важных отраслей. Мы ожидаем, что будущие дискуссии о желательности открытости для международной торговли будут вращаться вокруг многих из этих вопросов.
Примечания и ссылки
- Данные взяты из Global Trade Alert и включают торговую политику, связанную с либерализацией импорта и экспортными ограничениями для продуктов COVID-19, согласно информации Всемирной торговой организации о COVID-19 и мировой торговле.
Связанные ресурсы
- Об экономике: насколько США зависят от других стран в отношении основного медицинского оборудования?
- Об экономике: протекционизм и зависимость от импорта основного медицинского оборудования
- Экономические синопсисы: международная торговая политика во время COVID-19
- Экономические обзоры: динамика дефицита торгового баланса США во время COVID-19: роль основных медицинских товаров
Фернандо Лейбовичи — экономист, чьи исследования сосредоточены на международной торговле, международных финансах и макроэкономике. Он присоединился к ФРБ Сент-Луиса в 2016 году.
Узнайте больше об авторе и его исследованиях.
↑ Наверх
Ана Мария Сантакреу — старший экономист, научные интересы которой включают международную торговлю, макроэкономику, экономический рост и международные финансы. Она присоединилась к Федеральному резервному банку Сент-Луиса в 2014 году.
Узнайте больше об авторе и ее исследованиях.
↑ Вернуться к началу
Глобальные цепочки создания стоимости: часть проблемы или решение? Ари Ван Аш :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
Публикации Школы государственной политики, том 14:17, май 2021 г.
12 страниц Опубликовано: 7 июня 2021 г.
Просмотреть все статьи Ари Ван Аше
HEC Montreal; Центр межуниверситетских исследований и анализа организации (CIRANO)
Дата написания: 27 мая 2021 г.
Резюме
Сбои в цепочке поставок не привели к нехватке средств индивидуальной защиты (СИЗ) и других товаров первой необходимости, с которой мир столкнулся в период первые месяцы COVID-19пандемия. Скорее, причина заключалась в неспособности производителей нарастить производство средств индивидуальной защиты для удовлетворения потребностей кризиса. Общепринятое мнение о том, что пандемия выявила серьезные структурные проблемы в международных цепочках поставок, такие как чрезмерная зависимость от Китая, и что странам было бы лучше закупать товары внутри страны, является неточным. Компании, производившие СИЗ и другие товары первой необходимости, имели опыт разработки стратегий управления рисками. Производители осознали риски, связанные с потрясениями в международных цепочках поставок, по крайней мере, после глобальной рецессии 2008 года, и уже давно реагируют диверсификацией баз поставщиков, увеличением производственных мощностей и созданием запасов. Многие фирмы также полагались на стратегию «Китай плюс один» в качестве буфера, что предполагало дублирование производства в Китае и по крайней мере еще в одной стране для защиты от сбоев в цепочке поставок и колебаний валютных курсов.
Пандемия не только не выявила слабости глобальных цепочек создания стоимости, но и продемонстрировала их устойчивость. Индустрия масок для лица настолько быстро оправилась от своего первоначального дефицита, что доходы отрасли выросли на 450 процентов с 2019 по 2021 год. Скорее, нехватка возникла из-за ограниченных запасов, неподготовленности правительств и ограниченного производства, таких как сложность в ускорении процесса выдувания из расплава, который создает нетканый материал для масок. Ситуацию усугубляли, но только временно, запреты на экспорт, подобные тем, которые администрация Трампа наложила на производителей, которые требовали от них получения федерального разрешения перед экспортом СИЗ.
COVID-19 не будет последней пандемией в мире. Правительства могут подготовиться к следующему, установив стресс-тесты, которые оценивают способность страны справляться со скачками спроса и другими сбоями. Тесты должны учитывать уровень государственных запасов, скорость, с которой может быть увеличено внутреннее и зарубежное производство, диверсификацию источников импорта и ограничения, создаваемые ограничениями на иностранный экспорт. Если рынок не проходит эти стресс-тесты, то правительство должно разработать инструменты политики для устранения недостатков, выявленных тестами. Ограничение экспортных ограничений для повышения устойчивости, проведение совместных закупок и разработка соглашений о совместном использовании товаров первой необходимости — это способы совместной работы стран для повышения устойчивости.
Самодостаточность, которая казалась решением в первые дни пандемического дефицита, только увеличивает уязвимость перед локальными бедствиями, которые могут сократить внутреннее производство. Это также создает более высокие производственные затраты и снижает возможность наращивания производства. Самодостаточность вынуждает страны самостоятельно поглощать потрясения, что приводит к значительным колебаниям цен и изменениям в производстве.
Теперь правительства должны усвоить тяжелые уроки, которые преподал COVID-19, и повысить готовность к будущим пандемиям.
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Ван Аш, Ари, Нехватка товаров первой необходимости: глобальные цепочки создания стоимости — часть проблемы или решение? (27 мая 2021 г.). Публикации Школы государственной политики, том 14:17, май 2021 г., доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3857187
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, звоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.