Рациональные неравенства примеры с решением: Рациональные неравенства — теория и формулы, подготовка к ЕГЭ по математике

Решение рациональных неравенств. — Республикалық білім порталы

— Bilimger ·

 

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ «№34 гимназиясының»

математика пәнінің мұғалімі

СындаркуловаГазизаБауыржановна

 

Решение рациональных неравенств.

 

Раздел:Глава4.8.4A Неравенства
ФИО педагогаСындаркулова Г.Б.
Дата:11.04.2022г.
Класс: 8Количество присутствующих:Количество отсутствующих:
Тема урокаРациональное неравенство. Метод интервалов
Цели обучения в соответствии  с учебной программой8.2.2.9-решать рациональные неравенства;
Цели урокаУчащиеся изучат понятие рационального неравенства с одной переменной;  сформируют представление об алгоритме решения рациональных неравенств; научатся применять метод интервалов к решению рациональных неравенств

Ход урока

Этапы Действия педагогаДействия учениОцениваниеРесурсы
Начало урока

3 мин

1.        Организационный момент.  Создание положительного эмоционального настроя.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Древняя китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». И сегодня я вас призываю следовать этой мудрости.

«Я слышу – я вижу – я делаю»

положительный настрой урокаУстный комментарийпрезентация

 

 

Целеполагание:

-Как вы думаете, называются неравенства №3 и №4?

— Сформулируйте тему урока.

— Чем будем заниматься на уроке?

Данные неравенства называются рациональными.

Решение рациональных неравенств.

Учиться решать рациональные неравенства.

 

 

 

 

 

Середина урока

Середина урока

1.Определение рационального неравенства с одной неизвестной.

Рациональное неравенство – это неравенство с переменными, обе части которого есть рациональные выражения.

Рациональное неравенство будем называть целым, если обе его части – целые рациональные выражения.

Дробно рациональное неравенство – это рациональное неравенство, хотя бы одна часть которого – дробное выражение.

2.                   Примеры  рациональных неравенств.

3.                   Что значит решить неравенство?

4.                   Какие методы решения целых рациональных неравенств вы уже изучили?

5.                   Обоснование равносильности неравенств>0  и  А(х)*В(х)>0

6.                   Вывод.

Алгоритм решения рациональных неравенств.

а) А(х)В(х)>0

 

б) (

 

>00

 

>00

 

Посмотри видео https://www. youtube.com/watch?v=QadYDGSo3nIрешение неравенств

Приводят свои примеры на каждый случай.

Учащиеся отвечают на вопрос.

 

Учащиеся отвечаю

 

 

 

 

 

>0

Решают пример

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Индивидуальная работа.
Выполнение разноуровневых заданий
Уровень А

>0

Уровень В.

>0

 

Самостоятельно выполняют задание

 

   Наблюдение

 

ФО

 

езентация

 

Коллективная работа.Выполнить упр.№ 19.15 (9,11) из учебника изд-ва «Мектеп»,Выполняют задание в тетрадях и на доске под контролем учителя и сильных учащихся.ФО 
Конец урока

5 мин

7. Рефлексия. В трех углах кабинета закреплены 3 листа бумаги разных цветов.

Зеленый лист: Я все понял, могу объяснить другим.

Синий лист: Я все понял, но еще допускаю ошибки.

Красный лист: Я еще недостаточно хорошо понимаю тему урока, мне нужна помощь.

  Оценивают свою деятельность на уроке

 

 

 

 

 

Устный комментарий учителя

 

 
 Домашнее задание.Выучить алгоритм решения рациональных неравенств. Выполнить из учебника: № 19.15 (10, 12), 19.18 (1)Записывают домашнее задание  

 

Приложение:

№ 19.15.

9)

 

 

 

 

 

Ответ: x€[- 4;- 3)Մ(- 1;1].

 

Читайте также:

9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

— Линейные и квадратные неравенства.
Комментарии преподавателя

На этом уроке мы будем повторять неравенства. Мы вспомним, что такое линейное и квадратное неравенство, частное и общее решение, символическая запись. А также вспомним специфику решения неравенств – три правила равносильных преобразований. И решим несколько примеров на линейные неравенства.

Тема: Ра­ци­о­наль­ные нера­вен­ства и их си­сте­мы. Ли­ней­ные и квад­рат­ные нера­вен­ства (по­вто­ре­ние)

Урок: Ос­нов­ные по­ня­тия, ре­ше­ние ли­ней­ных нера­венств

Ра­ци­о­наль­ные нера­вен­ства – ос­нов­ные по­ня­тия и ре­ше­ния квад­рат­ных и ли­ней­ных нера­венств (9 класс)

Ли­ней­ное и квад­рат­ное нера­вен­ство, по­вто­ре­ние, урок 1, ос­нов­ные по­ня­тия ре­ше­ния ли­ней­ных нера­венств

Нера­вен­ство с одной пе­ре­мен­ной имеет вид: f(x) > 0, вме­сто (> 0) может быть (≥ 0), (< 0), (≤ 0).

Для опре­де­лен­но­сти будем за­пи­сы­вать нера­вен­ство в виде f(x) > 0.

x – пе­ре­мен­ная,

f – функ­ция, вы­ра­же­ние, за­ви­ся­щее от х.

В за­ви­си­мо­сти от f раз­ли­ча­ют раз­ные типы нера­венств. Если f – ли­ней­ная функ­ция, то это ли­ней­ное нера­вен­ство. Если f – квад­ра­тич­ная функ­ция, то это квад­рат­ное нера­вен­ство.

Итак, ли­ней­ное нера­вен­ство имеет вид ax+b>0, пред­по­ла­га­ет­ся, что a≠0.

Квад­рат­ное нера­вен­ство имеет вид .

Зна­че­ние x, при ко­то­ром нера­вен­ство об­ра­ща­ет­ся в вер­ное чис­ло­вое нера­вен­ство, яв­ля­ет­ся част­ным ре­ше­ни­ем нера­вен­ства. Ре­шить нера­вен­ство – найти все ре­ше­ния нера­вен­ства. Мно­же­ство всех ре­ше­ний нера­вен­ства на­зы­ва­ет­ся общим ре­ше­ни­ем нера­вен­ства, или про­сто ре­ше­ни­ем нера­вен­ства.

Рас­смот­рим при­мер:

1) Ре­шить нера­вен­ство 2x – 5 > 9.

Это ли­ней­ное нера­вен­ство, най­дем его ре­ше­ние и об­су­дим ос­нов­ные по­ня­тия.

2x – 5 > 9 <=> 2x > 14 (5 пе­ре­нес­ли в левую часть с про­ти­во­по­лож­ным зна­ком), далее раз­де­ли­ли все на 2 и по­лу­чи­ли x > 7. Изоб­ра­зим мно­же­ство ре­ше­ний на оси 

x.

Это по­ло­жи­тель­но на­прав­лен­ный луч. За­пи­сы­ва­ет­ся мно­же­ство ре­ше­ний либо в виде нера­вен­ства x > 7, либо в виде ин­тер­ва­ла (7; ∞). А что яв­ля­ет­ся част­ным ре­ше­ни­ем этого нера­вен­ства? На­при­мер, x = 10 – это част­ное ре­ше­ние этого нера­вен­ства, x = 12 – это тоже част­ное ре­ше­ние этого нера­вен­ства.

Част­ных ре­ше­ний много, но наша цель – найти все ре­ше­ния. А ре­ше­ний, как пра­ви­ло, бес­чис­лен­ное мно­же­ство.

Рас­смот­рим при­мер 2:

2) Ре­шить нера­вен­ство 4a – 11 > a + 13.

Решим его: а пе­ре­не­сем в одну сто­ро­ну, 11 пе­ре­не­сем в дру­гую сто­ро­ну, по­лу­чим 3a < 24, и в ре­зуль­та­те после де­ле­ния обеих ча­стей на 3 по­лу­чим a < 8.

4a – 11 > a + 13 <=> 3a > 24 <=> a > 8.

Ответ либо за­пи­сы­ва­ет­ся в виде нера­вен­ства a > 8, либо а  (8; +∞), 8 не вклю­ча­ет­ся.

При ре­ше­нии нера­вен­ства есть важ­ное от­ли­чие его от урав­не­ний, ко­то­рое со­сто­ит в том, что любое ре­ше­ние урав­не­ния можно про­ве­рить про­сто под­ста­нов­кой в ис­ход­ное урав­не­ние. В нера­вен­ствах такой воз­мож­но­сти нет, здесь бес­чис­лен­ное мно­же­ство ре­ше­ний под­ста­вить в ис­ход­ное нера­вен­ство не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. По­это­му есть важ­ное по­ня­тие, вот эти стре­лоч­ки <=> — это знак эк­ви­ва­лент­ных, или рав­но­силь­ных, пре­об­ра­зо­ва­ний. Пре­об­ра­зо­ва­ние на­зы­ва­ют­ся рав­но­силь­ны­ми, или эк­ви­ва­лент­ны­ми, если они не ис­ка­жа­ют мно­же­ства ре­ше­ний. О важ­но­сти эк­ви­ва­лент­ных (рав­но­силь­ных) пре­об­ра­зо­ва­ний можно узнать, рас­смот­рев сле­ду­ю­щий при­мер.

3) Ре­шить нера­вен­ство  ≤ 1.

Ре­ше­ние будем ис­кать среди x ≠ 0, по­то­му что x стоит в зна­ме­на­те­ле.

Если x ≠ 0, то обе части нера­вен­ства можно умно­жить наx: , ос­нов­ное свой­ство дроби поз­во­ля­ет со­кра­тить в левой части , и в ре­зуль­та­те по­лу­чим  ≥ 1.

Од­на­ко нера­вен­ство ре­ше­но невер­но. По­че­му? Возь­мем  =-1, ко­то­рое не вхо­дит в най­ден­ный про­ме­жу­ток, под­ста­вив его в ис­ход­ное нера­вен­ство, по­лу­чим -1 ≤ 1, т.е. это еще одно част­ное ре­ше­ние ис­ход­но­го нера­вен­ства: -1.

Что же мы сде­ла­ли? Мы обе части нера­вен­ства  ≤ 1 умно­жи­ли на , не зная знака этого вы­ра­же­ния, ведь  может при­ни­мать как по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния, так и от­ри­ца­тель­ные.

Таким об­ра­зом, мы под­твер­ди­ли важ­ность эк­ви­ва­лент­ных, рав­но­силь­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Вспом­ним, что это за рав­но­силь­ные, эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, и про­де­мон­стри­ру­ем их на кон­крет­ном при­ме­ре.

Ре­шить нера­вен­ство 2 – 2 >4.

1. Любой член нера­вен­ства можно пе­ре­не­сти в дру­гую сто­ро­ну с про­ти­во­по­лож­ным зна­ком, рав­но­силь­ность, эк­ви­ва­лент­ность не на­ру­шит­ся.

2 – 2 > 4 <=> -2 > 4 – 2 <=> -2 > 2

Эк­ви­ва­лент­ность не на­ру­ши­лась, о чем мы го­во­рим вот таким зна­ком <=>.

2. Вто­рое пра­ви­ло нам го­во­рит, что обе части нера­вен­ства можно умно­жить или раз­де­лить на одно и то же от­ри­ца­тель­ное число, при этом знак нера­вен­ства из­ме­нит­ся на про­ти­во­по­лож­ный.

3. И еще одно пра­ви­ло: обе части нера­вен­ства можно умно­жить или раз­де­лить на одно и то же по­ло­жи­тель­ное число, и знак нера­вен­ства не из­ме­нит­ся.

Те­перь ис­ход­ное нера­вен­ство имеет вид: -2x > 2. Да­вай­те обе части нера­вен­ства раз­де­лим на (-2):

-2 >2 <=>  <-1. Знак нера­вен­ства из­ме­нит­ся, т.к. мы делим на (-2) и поль­зу­ем­ся со­от­вет­ству­ю­щим пра­ви­лом.

Мы поль­зо­ва­лись рав­но­силь­ны­ми, эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми и по­лу­чи­ли пра­виль­ный ответ:  < -1.

 

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=sVF1mn9HSfs

Источник конспекта: http://interneturok. ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/osnovnye-ponyatiya-reshenie-lineynyh-neravenstv?konspekt&chapter_id=22

Пример 1 = (x + 2)/(x – 3)

f(x) < 0

(x + 2)/(x – 3) < 0

Приравнивая числитель и знаменатель равны нулю, получаем

х + 2 =  0, х – 3  =  0

х = -2 и х = 3 (критические числа)

Критические числа делят числовую прямую на три отрезка.

Со стола, возможные значения x:

-2 < x < 3

Записав это как интервальной записи, получаем

(-2, 3)

Итак, искомое решение is -2 < x < 3

Пример 2  :

(x + 3)/(2 – x) < 0

Решение  :

Пусть f(x) = (x + 3)/(2 – x)

f(x) < 0

(x + 3)/(2 – x) < 0

Приравнивая числитель и знаменатель равны нулю, получаем

х + 3 = 0, 2 – х = 0

х = -3 и х = 2 (критические числа)

Критические числа делят числовую прямую на три отрезка.

Со стола, возможные значения x:

x < -3 или x > 2

Записав это как интервальной записи, получаем

(-∞, -3) u (2, ∞)

Итак, искомое решение x < -3 или x > 2

Пример 3  :

(x — 1)/(x + 3) ≥ -1

Решение :

Пусть f(x) = (x — 1)/(x + 3)

f(x) ≥ -1

(x — 1)/(x + 3) ≥ -1

Добавьте 1 к обоим стороны, получаем

(x — 1)/(x + 3) + 1 ≥ -1 + 1

общее кратное, получаем

[(x – 1) + (x + 3)]/(x + 3) ≥ 0

(x – 1 + x + 3)/(x + 3) ≥ 0

( 2x + 2)/(x + 3) ≥ 0

Приравнивая числитель и знаменатель равны нулю, получаем

2х+2 = 0, х + 3 = 0

х = -1 и х = -3 (критические числа)

Из таблицы, возможные значения x:

x < -3 или x ≥ -1

Записав это как интервальной записи, получаем

(-∞, -3) u [-1, ∞)

Итак, искомое решение x < -3 или x ≥ -1

) < 1

Вычесть 1 из обоих стороны, получаем

(x + 2)/(2x — 3) — 1 < 1 – 1

(x + 2)/(2x — 3) — 1 < 0

Принимая наименьшее общее кратное, получаем

[(x + 2) + (-2x + 3)]/(2x — 3) < 0

(x + 2 — 2x + 3)/(2x — 3) < 0

-(x — 5)/(2x — 3) < 0

Сделать коэффициент x положителен, поэтому мы должны умножать на -1 через уравнение,

(x — 5)/(2x — 3) > 0

Приравнивая числитель и знаменатель к нулю, получаем

х — 5 = 0, 2x — 3 = 0

x = 5 и x = 3/2 (критические числа)

Со стола, возможные значения x:

x < 3/2 или x > 5

Записав это как интервальной записи, получаем

(-∞, 3/2) u (5, ∞)

Итак, искомое решение x < 3/2 или x > 5

x) > 4

Вычесть 4 из обоих стороны, получаем

(5 – 2х)/(1 – х) – 4 > 4 – 4

(5 – 2х)/(1 – х) – 4 > 0

Взять хотя бы общее кратное, получаем

[(5 – 2x) – 4(1 – x)]/(1 – x) > 0

(5 – 2x – 4 + 4x)/(1 – x) > 0

(2x + 1)/(1 — x) > 0

Приравнивая числитель и знаменатель к нулю, получаем

2х+1 = 0, 1 — х = 0

х = -1/2 и х = 1 (критические числа)

Из таблицы, возможные значения x:

-1/2 < x < 1

Записав это как обозначение интервала, мы получаем

(-1/2, 1)

Итак, требуемый решение: -1/2 < x < 1.

Помимо материалов, приведенных выше, если вам нужны какие-либо другие материалы по математике, воспользуйтесь нашим пользовательским поиском Google здесь.

Пожалуйста, отправьте ваш отзыв на [email protected]

Мы всегда ценим ваши отзывы.

©Все права защищены. onlinemath5all.com

Объяснение урока: Рациональные неравенства | Nagwa

В этом объяснителе мы научимся решать рациональные неравенства.

Напомним определение рациональной функции.

Определение: рациональная функция

Рациональная функция 𝑓 — это функция, формула которой является рациональным выражением, то есть частное двух полиномиальных функций. Так, 𝑓(𝑥)=𝑃(𝑥)𝑄(𝑥), с полиномами 𝑃(𝑥) и 𝑄(𝑥).

Поскольку и 𝑃, и 𝑄 являются полиномами, мы можем использовать методы связанные с полиномами при работе с рациональными функциями.

Предположим, что нам дано неравенство, например 𝑥+3𝑥−8𝑥−3≥2.

Как и в случае с полиномиальными неравенствами, когда порядок больше единицы, полезно рассматривать происходящее графически. Хотя это не так будем решать неравенство. Вот график:

Включены (i) вертикальная асимптота 𝑥=3 и (ii) горизонтальная строка 𝑦=2.

Решением 𝑓(𝑥)>2 является просто набор значений 𝑥 которому соответствует точка (𝑥,𝑓(𝑥)) на графике, строго над чертой 𝑦=2. Решения 𝑓(𝑥)=2 есть 𝑥-координаты точек на этой прямой.

Судя по графику, линия 𝑦=2 соответствует графику в точках (−2,2) и (1,2), что дает интервал [−2,1]={𝑥∣−2≤𝑥≤1} как часть решения.

А затем справа у нас есть часть кривой для 𝑥>3, асимптота. Для всех этих значений по-прежнему верно, что 𝑓(𝑥)≥2. Этот добавляет интервал ]3,∞[. Итак, мы можем прочитать решение задачи 𝑓(𝑥)≥2 как объединение интервалов: [−2,1]∪]3,∞[.

Как найти решение, не прибегая к графу? Мы следуем шагам ниже.

  1. Преобразовать вопрос в сравнение с 0.
    Итак, вместо 𝑥+3𝑥−8𝑥−3≥2 мы вычтем 2 из любого стороны, чтобы получить эквивалентное неравенство: 𝑥+3𝑥−8𝑥−3−2≥0 или 𝑥+𝑥−2𝑥−3≥0.
    Решения здесь такие же, как решения исходной задачи.
  2. Если возможно, разложите рациональную функцию, чтобы идентифицировать нули числитель и нули знаменателя (которые дают расположение вертикальных асимптоты).
    Это дает нам (𝑥−1)(𝑥+2)𝑥−3≥0.
    Итак, мы видим, что вертикальная асимптота действительно находится на 𝑥=3. Этот рациональная функция равна нулю, когда 𝑥=−2 и 𝑥=1.
  3. Перечислите нули числителя и знаменателя в порядке возрастания и рассмотрим интервалы между ними, включая −∞ слева и ∞ вправо.
    Создайте таблицу, как показано ниже, где 𝑔(𝑥)=(𝑥−1)(𝑥+2)𝑥−3 как выше, и мы случайным образом выбираем точку в этом интервале.
    Список будет −∞,−2,1,3,∞. Таблица, которая решает 𝑔(𝑥)>0, равна
    Interval 𝑥 𝑔(𝑥) Sign
    ]−∞,−2[ −3 −23
    ]−2,1[ 0 23 +
    ]1,3[ 2 −4
    ]3,∞[ 4 18 +

    The table определяет, что (𝑥−1)(𝑥+2)𝑥−3>0𝑥∈]−2,1[∪]3,∞[. точно при
  4. Если неравенство не является строгим (как в данном случае), дописать нули 𝑔(𝑥).
    Здесь это 𝑥=−2 и 𝑥=1, так что (𝑥−1)(𝑥+2)𝑥−3≥0𝑥∈[−2,1]∪]3,∞[.preciselywhen

Мы нашли такое же решение, как показано на графике ранее. Если бы мы хотели выразить множество решений с помощью неравенств, это 𝑥+3𝑥−8𝑥−3≥2−2≤𝑥≤1𝑥>3.ifandonlyifor Итого:

Решение рационального неравенства, такого как 𝑃(𝑥)/𝑄(𝑥) ≤ 𝐴

  1. Если неравенство 𝑃(𝑥)𝑄(𝑥)≤𝐴 с 𝐴≠0, заменить на 𝑃(𝑥)𝑄(𝑥)−𝐴≤0 вместо.
  2. Перепишем рациональную функцию в виде 𝑃(𝑥)𝑄(𝑥)=0 и факторизуем как 𝑃(𝑥), так и 𝑄(𝑥).
  3. Мы можем удалить постоянные множители из 𝑃 и 𝑄, будучи осторожно менять знак неравенства, если мы делим отрицательную константу.
  4. Обратите внимание на нули 𝑃(𝑥), которые также являются решениями 𝑃(𝑥)𝑄(𝑥)=0.
  5. Перечислите нули двух многочленов в порядке возрастания.
  6. Используя −∞ и ∞, поместите множество открытых интервалы, созданные в таблице, как показано. Выберите тестовые значения в каждом таком интервале, чтобы определить знак 𝑃(𝑥)𝑄(𝑥) там.
  7. Если неравенство не строгое, добавить нули в качестве границ некоторых интервалов к завершить решение.

Пример 1. Решение неравенств рациональных функций

Каковы все значения 𝑥, для которых верно, что 𝑥+3𝑥−1≥3?

Ответ

Во-первых, нам нужно переписать это неравенство, используя 0 вместо показанных 3. Мы трансформируем, упрощаем и факторизуем: 𝑥+3𝑥−1≥3𝑥+3𝑥−1−3≥0−2𝑥+6𝑥−1≥0−2(𝑥−3)𝑥−1≥0.

Поскольку множитель −2 можно разделить, мы делаем это, стараясь переключить неравенство с ≥ на ≤. Наше неравенство имеет те же решения, что и: 𝑥−3𝑥−1≤0.

Отметим, что 𝑥−3𝑥−1=0𝑥=3.when

Нули числителя и знаменателя, взятые вместе, равны 3 и 1. Составление из них интервалов, взятых с ±∞, дает нам ]−∞,1[]1,3[]3,∞[ в этой последовательности.

Мы создаем таблицу, чтобы решить, где 𝑥 -3𝑥 -10:

Интервал 𝑥 𝑥 -3𝑥 -1 Знак
]] − называют
] –ist. +
]1,3[ 2 −1
]3,∞[ 4 13 +

We find that 𝑥−3𝑥−10𝑥∈]1,3[.когда и заключить 𝑥−3𝑥−1≤0𝑥∈]1,3].когда

Другими словами, условие на 𝑥 равно 1𝑥≤3.

Ниже приведен еще один пример.

Пример 2. Решение неравенств рациональных функций

Решите неравенство 𝑥−1(𝑥+1)(𝑥−3)≤13.

Ответ

Преобразуем в форму 𝑃(𝑥)𝑄(𝑥)≤0, соответствующим образом факторизованную, последовательностью эквивалентностей: 𝑥−1(𝑥+1)(𝑥−3)≤13𝑥−1(𝑥+1)(𝑥−3)−13≤0−𝑥+5𝑥3(𝑥+1)(𝑥−3)≤0−𝑥( 𝑥−5)3(𝑥+1)(𝑥−3)≤0−1𝑥(𝑥−5)(𝑥+1)(𝑥−3)≥0.затем деля на

Это дает нам новую рациональную функцию 𝑓( 𝑥)=𝑥(𝑥−5)(𝑥+1)(𝑥−3), и отметим прежде всего, что 𝑓(𝑥)=𝑥(𝑥−5)(𝑥+1)(𝑥−3)=0𝑥=0,5.когда

Чтобы решить, где 𝑓(𝑥)>0, мы используем список нулей обоих числитель и знаменатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *