Решение уравнения cos x 1 2: Решить уравнение: cosx=1/2 — ответ на Uchi.ru

Уравнение cos x = а

Мы знаем, что значения косинуса заключены в промежутке [-1; 1], т.е. -1 ≤ cos α ≤ 1. Поэтому если |а| > 1, то уравнение cos x = а не имеет корней. Например, уравнение cos x = -1,5 корней не имеет.

Рассмотрим несколько задач.

Задача 1.

Решить уравнение cos x = 1/2.

Решение.

Вспомним, что cos x – это абсцисса точки окружности с радиусом, равным 1, полученной в результате поворота точки Р (1; 0) на угол х вокруг начала координат.

Абсцисса 1/2 есть у двух точек окружности М1 и М2. Так как 1/2 = cos π/3, то точку М1 мы можем получить из точки Р (1; 0) путем поворота на угол х1 = π/3, а также на углы х = π/3 + 2πk, где k = +/-1, +/-2, … 

Точка М2 получается из точки Р (1; 0) поворотом на угол х2 = -π/3, а также на углы -π/3 + 2πk, где k = +/-1, +/-2, …

Итак, все корни уравнения cos x = 1/2 можно найти по формулам
х = π/3 + 2πk                      

х = -π/3 + 2πk,

где k € Z.

Две представленные формулы можно объединить в одну:

х = +/-π/3 + 2πk, k € Z.

Задача 2.

Решить уравнение cos x = -1/2 .

Решение.

Абсциссу, равную – 1/2 , имеют две точки окружности М1 и М2. Так как -1/2 =  cos 2π/3, то угол х1 = 2π/3, а потому угол х2 = -2π/3.

Следовательно, все корни уравнения cos x = -1/2 можно найти по формуле: х = +/-2π/3 + 2πk, k € Z.

Таким образом, каждое из уравнений cos x = 1/2 и cos x = -1/2 имеет бесконечное множество корней. На отрезке 0 ≤ х ≤ π каждое из этих уравнений имеет только один корень: х1 = π/3 – корень уравнения cos x = 1/2 и х1 = 2π/3 – корень уравнения cos x = -1/2.

Число π/3 называют арккосинусом числа 1/2 и записывают: arccos 1/2 = π/3, а число 2π/3 – арккосинусом числа (-1/2) и записывают: arccos (-1/2) = 2π/3.

Вообще уравнение cos x = а, где -1 ≤ а ≤ 1, имеет на отрезке 0 ≤ х ≤ π только один корень. Если а ≥ 0, то корень заключен в промежутке [0; π/2]; если а < 0, то в промежутке (π/2; π].

Этот корень называют арккосинусом числа а и обозначают: arccos а.

Таким образом, арккосинусом числа а € [-1; 1 ] называется такое число а € [0; π], косинус которого равен а:

arccos а = α, если cos α = а и 0 ≤ а ≤ π      (1).

Например, arccos √3/2 = π/6, так как cos π/6 = √3/2 и 0 ≤ π/6 ≤ π;
arccos (-√3/2) = 5π/6, так как cos 5π/6 = -√3/2 и 0 ≤ 5π/6 ≤ π.

Аналогично тому, как это сделано в процессе решения задач 1 и 2, можно показать, что все корни уравнения cos x = а, где |а| ≤ 1, выражаются формулой

х = +/-arccos а + 2 πn, n € Z         (2).

Задача 3.

Решить уравнение cos x = -0,75.

Решение.

По формуле (2) находим, х = +/-arccos (-0,75) + 2 πn, n € Z.

Значение arcos (-0,75) можно приближенно найти на рисунке, измерив угол при помощи транспортира. Приближенные значения арккосинуса также можно находить с помощью специальных таблиц (таблицы Брадиса) или микрокалькулятора. Например, значение arccos (-0,75) можно вычислить на микрокалькуляторе, получив приблизительное значение 2,4188583.

Итак, arccos (-0,75) ≈ 2,42. Следовательно, arccos (-0,75) ≈ 139°.

Ответ: arccos (-0,75) ≈ 139°.

Задача 4.

Решить уравнение (4cos x – 1)(2cos 2x + 1) = 0.

Решение.

1) 4cos x – 1 = 0, cos x = 1/4, х = +/-arcos 1/4 + 2 πn, n € Z.

2) 2cos 2x + 1 = 0, cos 2x = -1/2, 2х = +/-2π/3 + 2 πn, х = +/-π/3 + πn, n € Z.

Ответ. х = +/-arcos 1/4 + 2 πn, х = +/-π/3 + πn.

Можно доказать, что для любого а € [-1; 1] справедлива формула arccos (-а) = π – arccos а       (3).

Эта формула позволяет выражать значения арккосинусов отрицательных чисел через значения арккосинусов положительных чисел. Например:

arccos (-1/2) = π – arccos 1/2 = π – π/3 = 2π/3;

arccos (-√2/2) = π – arсcos √2/2 = π – π/4 = 3π/4

из формулы (2) следует, что корни уравнения, cos x = а при а = 0, а = 1 и а = -1 можно находить по более простым формулам:

cos х = 0           х = π/2 + πn, n € Z        (4)

cos х = 1           х = 2πn, n € Z                (5)

cos х = -1        х = π + 2πn, n € Z          (6).

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Решение тригонометрических уравнений

Модульный урок в 10 классе

 

Тема: «Решение тригонометрических уравнений»

 

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.

Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика.

Сначала определяются цели для учащегося, т.е. устанавливается, кто хочет знать не более того, что требуется государственным стандартом, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступить в институт или просто хочет получить высокую оценку. После того как учащиеся определились со своими целями, учитель выстраивает свое целеполагание, определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся.

Исходя из целей проектируется итоговая диагностика. Она создается с учетом уровневой дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определять то минимум знаний, который необходим для получения оценки «3».

На основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики, отбирается предметное содержание (объяснение и задания из учебника, из дидактических материалов и т. д.).

На основе отобранного содержания выстраивается логика изучения темы (поурочное планирование), определяются время и место промежуточной и итоговой диагностик и учебной коррекции. Для каждого урока определяются микроцели учащихся и приемы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.

В результате описанного процесса учитель создает:

  • логическую структуру уроков с промежуточной диагностикой;
  • разноуровневые материалы для диагностики знаний учащихся;
  • дидактический материал ко всем урокам.

Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.

 

Цели изучения этого модуля распределяются по трем уровням: I уровень – самый общий, т.е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся, II уровень включает все, что достигнуто на I уровне, но в более сложном виде, а III уровень – все, что достигнуто на I и на II уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.

В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны уметь:

I уровень — решать простейшие тригонометрические уравнения; решать                                                                                       тригонометрические уравнения по заданному алгоритму;

II уровень —     Решать тригонометрические уравнения, самостоятельно выбирая метод решения;

III уровень —     применять полученные знания в нестандартной ситуации.

 

Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Учебные элементы № 1 – 4 соответствуют I уровню подготовки, № 5 обеспечивает II уровень, № 6 – III уровень подготовки. Каждый учебный элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий, или ссылки на то, где в учебнике можно найти нужные пояснения, а также список заданий. Индивидуальный оценочный лист приведен ниже.

 

Оценочный лист учащегося

Фамилия

Имя

Учебные элементы

Количество баллов за основные задания

Корректирующие задания

Общее количество баллов за этап

№1

 

 

 

№2

 

 

 

№3

 

 

 

№4

 

 

 

№5

 

 

 

№6

 

 

 

Итоговое количество баллов

(n)

Оценка

 

 

Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверяет их по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы. Ученик сравнивает свои ответы с эталонными и исправляет ошибки. Если он получил менее указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях. Для этого ученик решает задания другого варианта, которые аналогичны тем, где он допустил ошибку. Оценка за весь модуль зависит от суммы n набранных баллов по всем учебным элементам. Если n ³ 32, то ученик получает «5», при 27 £ n £ 31 – оценка «4», при 21£ n £ 26 – оценка «3», при n £ 21 ученик получает «2».

Приведу теперь материалы, предлагаемые ученику в каждом учебном элементе.

Учебный элемент №1

Ц е л ь: Закрепить решение простейших тригонометрических уравнений.

 

Указания учителя

Вспомните основные правила решения тригонометрических уравнений.

Выполните письменно самостоятельную работу.

 

Задания самостоятельной работы (на 10 мин)

Решите уравнения (по вариантам по 7 уравнений) Каждое оценивается в 1  балл.

I вариант                                                                  

cosx=1/2
sinx=-√3/2
tgx=1
cos(x+Π/3)=0
2cosx=1
3tgx=0
sin4x=1

II вариант

sinx=-1/2
cosx=√3/2
ctgx=-1
sin(x-Π/3)=0
4sinx=2
cos4x=0
5tgx=0

Список правильных ответов и критерии оценивания ученик получает от учителя. Учащийся исправляет ошибки и проставляет число заработанных баллов в свой оценочный лист. Если он набрал 6баллов или больше, то переходит к следующему учебному элементу. Если же набрано меньше 6 баллов, то следует прорешать задания другого варианта, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка, и поставить набранные баллы в графу «Корректирующие задания».

 

Учебный элемент №2

Ц е л ь: закрепить умения решать тригонометрические уравнения методом сведения к квадратному.  

 

Указания учителя

Прочитайте внимательно данные ниже пояснения.

Выполните самостоятельные работы.

Метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что, пользуясь изученными формулами ( они собраны в таблицу, которая вывешена в классе), надо преобразовать уравнение к такому виду, чтобы какую-то функцию (например, sin x или cos x ) или комбинацию функций обозначить через у, получив при этом квадратное уравнение относительно у.

Пример. Решить уравнение 4 – cos2x = 4 sin x.

Р е ш е н и е. Вместо cos2x подставим тождественное ему выражение 1 – sin2x . Тогда исходное уравнение примет вид

4 – (1 –sin2x) = 4 sin x?

3 + sin2x =4 sin x

sin2x – 4 sin x + 3 = 0.

Если положить y = sin x, получим квадратное уравнение y2 – 4y + 3 = 0. Оно имеет корни 1 и 3. Значит, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

sin x = 1 или  sin x = 3.

Уравнение sin x = 1 имеет решение

Уравнение sin x = 3 решений не имеет.

О т в е т:  

Задания самостоятельной работы (на 10 мин)

Решите уравнения

 

 

I вариант

 

tg2 x – 3tg x + 2 = 0           (2 балла),

2cos2 x + 5sin x – 4 =0       (3 балла),

           (3 балла).

 

     II вариант

 

2+ cos2 x — 3 cos x = 0        (2 балла),

4 – 5 cos x – 2 sin2 x = 0     (3 балла),

           (3 балла).

Указания учителя

Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть, поставьте количество баллов в оценочные листы.

Если вы набрали 5 баллов, то переходите к следующему этапу, если же меньше, то решайте задание другого варианта, аналогичное тому, в котором ошиблись.

 

Учебный элемент №3

Ц е л ь: закрепить навык решения тригонометрических уравнений методом разложения на множители.

 

Указания учителя

Внимательно прочитайте данные ниже пояснения и выполните задания.

Метод разложения на множители

Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит произведение нескольких множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, исходное уравнение можно представить в виде совокупности более простых уравнений.

К сожалению, нельзя указать единого способа разложения на множители любого выражения. Одними из самых популярных являются способы вынесения за скобки общего множителя, группировки, применения формул сокращенного умножения.

Пример. Решите уравнение 2 sin3 xcos 2xsin x = 0 .

Р е ш е н и е. Сначала сгруппируем первый член с третьим, а cos 2x представим в виде cos2 x sin2 x. Получим

(2sin3 x- sin x) –(cos2 x- sin2 x) = 0

Из выражения, стоящего в первых скобках, вынесем sin x, а в выражении, стоящем во вторых скобках, вместо cos2 x запишем 1 – sin2x. Уравнение примет вид

sin x (2sin2 x – 1) – (1 – 2sin2 x) = 0.

Выполним дальнейшие тождественные преобразования

sin x (2sin2 x – 1)+ (2sin2 x – 1) = 0,

(2sin2 x – 1)×(sin x + 1) = 0.

 

Отсюда следует, что исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

2sin2 x – 1= 0     или      sin x + 1= 0

Отсюда . Тогда

     или     sin x = -1.

                                           О т в е т:          

 

Задания самостоятельной работы (на 10 мин)

Решите уравнения

 

 

I вариант

sin2 x – sin x = 0       (2 балла),

3cos x + 2sin 2x = 0 (3 балла).

 

II вариант

ctg2 x – 4ctg x = 0     (2 балла),

5sin 2x – 2sin x = 0   (3 балла).

 

 

Указания учителя

Если набрано 5 баллов, то переходите к следующему элементу. Если меньше, то прорешайте соответствующее задание другого варианта.

 

Учебный элемент №4

Ц е л ь: закрепить навык решения однородных уравнений.

 

Указания учителя

Прочитайте пояснения и выполните задания.

Однородными называются уравнения вида

a sin x + b cos x = 0,

a sin2 x+ b sin x cos x + c cos2 x = 0

и т. д. Здесь a, b, c числа.

Покажем сначала, как решать однородное уравнение первой степени, т. е. уравнение вида

a sin x + b cos x = 0.

Пример 1. Решить уравнение 5sin x – 2cos x = 0.

Р е ш е н и е. Поделим обе части уравнения cos x на sin x или. Но предварительно надо доказать, что это выражение никогда не обращается в нуль. Итак, предположим, что cos x = 0. Тогда 5sin x – 2× 0 = 0 Û sin x = 0. Получается, что если sin x = 0, то и cos x = 0, чего быть не может ввиду равенства sin2 x + cos2 x = 1.

Значит, можно поделить уравнение на cos x:

.

Получим уравнение 5tg x – 2 = 0. Отсюда

Аналогично решаются однородные уравнения вида

a sin2 x+ b sin x cos x + c cos2 x = 0.

Их решение начинается с того, что обе части уравнения делят на cos2 x или  sin2 x.

Пример 2. 12 sin2x + 3 sin 2x – 2 cos2 x = 2.

Р е ш е н и е. Данное уравнение не является однородным. Но его можно превратить в однородное, заменив 3 sin 2x на 6 sin x cos x и число 2 на 2sin2x+2cos2x.

Приведя подобные члены, получим уравнение

10 sin2 x+ 6 sin x cos x — 4 cos2 x = 0.               (*)

Теперь надо доказать, что cos x¹ 0.

Пусть cos x = 0. Подставим это значение косинуса в уравнение (*). Получим 10sin2 x = 0 Û sin x = 0, чего быть не может ввиду равенства sin2 x + cos2 x = 1. Значит, cos x¹ 0. Тогда можно поделить обе части уравнения (*) на cos2 x. Получим 10tg2 x+ 6tg x – 4 = 0 Û tg x = -1 или . Отсюда .

 

Задания самостоятельной работы (на 10 мин)

Решите уравнения

 

 

I вариант

sin x – cos x = 0                   (2 балла)

sin2 x – sin 2x = 3cos2 x        (3 балла)

 

 

 

II вариант

5sin x + 6cos x = 0                    (2 балла)

3sin2 x – 2sin 2x + 5cos2 x = 2   (3 балла)

                                            

 

Указания учителя

Если набрано 5 баллов, то можно переходить к следующему учебному элементу. Если набрано менее 5 баллов, то нужно прорешать тот номер другого варианта, где допущена ошибка.

 

Учебный элемент №5

Указания учителя

Вы прошли I уровень усвоения материала. Теперь вам самостоятельно придется выбрать метод решения уравнений. Вспомните основные тригонометрические формулы.

Выполните письменно самостоятельную работу. 

 

Задания самостоятельной работы (на 20 мин.)

Решите уравнения

 

 

 

I вариант

cos 2x – 5 sin x – 3 = 0              (1 балл), 

sin 2x + cos 2x = 0                   (1 балл), 

cos2 x – cos 2x = sin x               (2 балла). 

sin 4x – cos 2x = 0                   (2 балла), 

(2 балла), 

 

 

II вариант

cos 2x + 3 sin x = 2                       (1 балл), 

sin 2x — cos 2x = 0                         (1 балл), 

6 – 10 cos2 x + 4 cos 2x = sin 2x   (2 балла),

cos x cos 2x = 1                             (2 балла),

     (2 балла).

 

Указания учителя

Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть. Проставьте баллы в оценочные листы.

Если набрано 5 баллов или больше, то переходите к следующему учебному элементу, если меньше, то решайте задания другого варианта аналогичные тем, в которых была допущена ошибка.

 

Учебный элемент №6

Указания учителя

Молодцы! Вы освоили решение уравнений II уровня сложности. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.

 

Задания самостоятельной работы

(Они даются в одном варианте и не ограничиваются временными рамками, так как их решают далеко не все учащиеся. А время, отводимое на эту работу, определяется ситуацией на уроке.)

  1. sin 6x + cos 6x = 1 – 2 sin 3x                                        (2 балла),
  2. 29 – 36 sin2 (x – 2) – 36 cos (x – 2) = 0                         (3 балла),
  3.                                      (2 балла),
  4. sin 4x = 2 cos2 x – 1                                                        (2 балла),
  5. sin x(sin x + cos x) = 1                                                   (3 балла),
  6.                                                        (3 балла).

Указания учителя

В случае затруднений воспользуйтесь подсказками, Данными ниже.

 

Подсказки

  1. Воспользуйтесь формулой двойного угла для sin 6x, cos 6x.
  2. Обозначьте х – 2 = t, решите уравнение, сведя его к квадратному с помощью формулы sin2 t = 1 — cos2 t
  3. Сгруппируйте первое и третье слагаемые, примените разложение на множители.
  4. Воспользуйтесь формулой двойного угла для sin 4x, cos 4x, формулой понижения степени 2 cos2 x – 1 = cos 2x.
  5. Раскройте скобки, примените основное тригонометрическое тождество.
  6. Приведите дроби к общему знаменателю. А затем используйте основное тригонометрическое тождество sin2 x + cos2 x = 1, сведите уравнение к квадратному.

 

Указания учителя

Проверьте и оцените свои работы. Исправьте ошибки, если они есть, подсчитайте количество баллов. Проставьте количество баллов в оценочный лист. Оцените свои работы.

 

Домашнее задание

  1. Если вы получили оценку «4» или «5», то выполните любое задание из дополнительных глав учебника.
  2. Если вы получили «3» или»2», то выполните из учебника под редакцией А.Г. Мордковича №№ 18.4; 18.3; 21.24.

 

 

 

 

 

   
                                                             

3-8 9 Оценить квадратный корень из 12 10 Оценить квадратный корень из 20 11 Оценить квадратный корень из 50 94 18 Оценить квадратный корень из 45 19 Оценить квадратный корень из 32 20 Оценить квадратный корень из 18 92

Мэтуэй | Популярные задачи

92
1 Найти точное значение грех(30)
2 Найти точное значение грех(45)
3 Найти точное значение грех(30 градусов)
4 Найти точное значение грех(60 градусов)
5 Найти точное значение загар (30 градусов)
6 Найти точное значение угловой синус (-1)
7 Найти точное значение грех(пи/6)
8 Найти точное значение cos(pi/4)
9 Найти точное значение грех(45 градусов)
10 Найти точное значение грех(пи/3)
11 Найти точное значение арктан(-1)
12 Найти точное значение cos(45 градусов)
13 Найти точное значение cos(30 градусов)
14 Найти точное значение желтовато-коричневый(60)
15 Найти точное значение csc(45 градусов)
16 Найти точное значение загар (60 градусов)
17 Найти точное значение сек(30 градусов)
18 Найти точное значение cos(60 градусов)
19 Найти точное значение соз(150)
20 Найти точное значение грех(60)
21 Найти точное значение cos(pi/2)
22 Найти точное значение загар (45 градусов)
23 Найти точное значение arctan(- квадратный корень из 3)
24 Найти точное значение csc(60 градусов)
25 Найти точное значение сек(45 градусов)
26 Найти точное значение csc(30 градусов)
27 Найти точное значение грех(0)
28 Найти точное значение грех(120)
29 Найти точное значение соз(90)
30 Преобразовать из радианов в градусы пи/3
31 Найти точное значение желтовато-коричневый(30)
35 Преобразовать из радианов в градусы пи/6
36 Найти точное значение детская кроватка(30 градусов)
37 Найти точное значение арккос(-1)
38 Найти точное значение арктан(0)
39 Найти точное значение детская кроватка(60 градусов)
40 Преобразование градусов в радианы 30
41 Преобразовать из радианов в градусы (2 шт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015 - 2019 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таловская средняя школа»

Карта сайта