Решение задач с помощью квадратных уравнений 8 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
При решении любой задачи необходимо сначала перевести её условие на математический язык, составить нужное уравнение (или не одно, а несколько уравнений – систему уравнений), а затем решить его. Поговорим о таких задачах, в которых уравнения будут получаться не линейные, как это было раньше, а квадратные. Или сводящиеся к квадратным.
Три основных типа текстовых задач в математике – на движение, на работу и на смеси. На смеси очень редко бывают задачи, сводящиеся к квадратным уравнениям, так что о них сейчас говорить не будем. Рассмотрим задачу на движение.
Задача 1. Катер прошел 5 км по течению реки и 8 км по озеру, затратив на весь путь 1 час. Скорость течения равна 3 км/ч. Найти скорость катера по течению.
В подобных задачах лучше всего за х брать то, что спрашивают. Тогда мы не ошибемся, если, найдя х, сразу запишем его в ответ.
Итак, пусть х км/ч – скорость катера по течению. Тогда скорость катера по озеру меньше ровно на скорость течения – ведь в озере течения нет. Значит, по озеру катер двигался со скоростью (х-3) км/ч. При этом мы также знаем пути, которые катер прошёл по реке и по озеру. Вспомним уравнение движения: S = vt. Найдем время по формуле t = s:v. Время движения по озеру 8:(x-3), а по реке 5:x.
Чтобы было удобнее, запишем все данные в следующую таблицу.
|
S, км |
v, км/ч |
t, ч |
По течению |
5 |
x |
5x |
По озеру |
8 |
x-3 |
8x-3 |
Теперь вспомним, что в общей сложности катер плыл 1 час, получаем уравнение:
8x-3+5x=1 .
Умножим обе части уравнения на x(x-3) и приравняем числители при условии x(x-3)≠0.
8x+5x-3=x(x-3)
8x+5x-15=x2-3x
x2-16x+15=0
D=(-16)2-4∙1∙15=256-60=196
D=14
x1=—16-142=1
x2=—16+142=15
Первый ответ не подходит, так как скорость катера по течению не может быть меньше скорости течения. Значит, ответ: 15 км/ч.
Универсальный алгоритм для решения текстовых задач:
- Переписать условие на математический язык.
- Составить уравнение или систему уравнений.
- Решить полученное уравнение или систему.
- Проанализировать полученное решение и записать ответ.
Так, в рассмотренной задаче про катер получилось два значения неизвестной, и чисто алгебраически оба они являются решениями уравнения (системы). Однако для одного из значений скорость катера против течения реки получается отрицательной – это и есть анализ: в ответ записываем только второе значение.
Задача 2. Бассейн наполняется двумя трубами за 10 часов. За сколько часов наполнит бассейн первая труба, если она это делает на 15 ч быстрее, чем вторая?
Для начала вспомним формулу для вычисления объёма проделанной работы: А = vt. Обрати внимание на то, что здесь есть полное соответствие задачам на движение: путь – объём работы, скорость – производительность, время – время.
Эту задачу можно решить по алгоритму. Сначала перепишем условие на математическом языке.
Работа по наполнению бассейна объёмом A выполнена двумя трубами одновременно с общей скоростью v1+v2 за время t = 10 ч.
Первая труба наполняет бассейн (объём работы A) со скоростью v1 за время t1.
Вторая труба наполняет бассейн (объём работы A) со скоростью v2 за время t2.
Разница между временем t2 и временем t1 равна 15 (t2>t1 на 15 ч).
Обрати внимание на то, что в подобных задачах на совместную работу производительности складывать можно, а времена – нет.
Второй шаг – составляем систему:
A=10v1+v2A=v1t1A=v2t2t2-t1=15
Так как трубы заполняют один и тот же бассейн, то есть выполняют одинаковую работу, то можно принять работу за 1. Обрати внимание, речь не идет об 1 литре или кубометре, 1 в данном случае – это 1 бассейн. Так что и производительность в этом случае будет измеряться не в литрах в час, а в бассейнах в час, то есть какую часть бассейна заполнит труба за час.
Третий шаг – решаем систему:
110=v1+v2A1t1=v1A1t2=v2At2=15+t1
Получаем:
1t1+1t1+15=110
Умножим обе части на 10t1(t1+15)
10t1+15+10t1=t1(t1+15)
10t1+150+10t1=t12+15t1
t12-5t1-150=0
Решая уравнение, получим два корня: 15 и -10.
И теперь анализ: время не может быть отрицательным, так что ответ – 15 часов.
Урок алгебры в 8-м классе по теме «Решение задач с помощью квадратных уравнений»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цели урока:
- обеспечить применение учащимися знаний и умений о квадратных уравнениях, способах их решений в разнообразных ситуациях;
- создать содержательные условия для развития у учащихся умений: анализировать, сравнивать, выделять главное при решении задач с помощью квадратных уравнений;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному решению разноуровневых задач.
План урока:
- Актуализация знаний по теме «Квадратные уравнения».
- Составление уравнений к задачам разных типов.
- Решение задачи двумя способами.
- Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов).
- Решение задач трёх уровней сложности по вариантам.
- Подведение итогов урока и задание на дом.
Оборудование урока:
- Компьютер, мультимедийный проектор с экраном.
- Карточки с задачами.
- Чистый лист бумаги на каждого ученика.
- Карточки с домашним заданием.
1. Организационный этап
Сообщить учащимся тему, цели и план урока.
2. Этап актуализации комплекса знаний учащихся и способов деятельностиТеоретические вопросы:
- Сформируйте определение квадратного уравнения.
- Какие вы знаете виды квадратных уравнений?
- Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением? Приведите примеры.
- Какое уравнение называют приведённым квадратным уравнением?
Практические задания:
Корни какого из уравнений обладают свойствами:
- сумма корней равна 6, а произведение корней равно ─16;
- один из корней равен 6; в) корни равны.
На экране через проектор высвечиваются квадратные уравнения:
х²-6х-16=0,
х²-2х-24=0,
х²-2х+24=0,
х²+6х-16=0,
х²-10х+25=0,
х²-6х=0.
На основании какой теоремы вы выполняли это задание?
3. Этап самостоятельного применения знаний в сходной и новой ситуацияхСоставить уравнения к задачам, при этом корни уравнения находить не надо (7-10 минут).
- Найти два последовательных натуральных числа, произведение которых равно 210.
- Площадь прямоугольника, одна из сторон которого на 3 см больше другой, равна 54 см². Найти стороны и периметр прямоугольника.
- Периметр прямоугольника равен 34 см, а его диагональ 13 см. Найти стороны прямоугольника.
- Две машинистки, работая вместе, могут выполнить задание за 3 часа. Сколько времени потребуется для выполнения этого задания первой машинистке, если она может выполнить все задание на 8 часов быстрее второй?
- Скорость моторной лодки в стоячей воде 7 км/ч. Время, затраченное на движение лодки на 24 км по течению и на 24 км против течения равно 7 часам. Найти скорость течения реки.
По окончании времени учащиеся выходят к доске и записывают полученные уравнения с комментариями.
Ответы:
- х(х + 1) = 210; х2 + х ─ 210 = 0
- х(х + 3) = 54; х2 +3х ─ 54 = 0
- х2 + (17 ─ х)2 = 169; 2х2 ─ 34х + 120 = 0
- + =
- + = 7.
Решить задачу двумя способами (использовать алгоритм).
На середине пути между станциями А и В поезд был задержан на 10 минут. Чтобы прибыть в В по расписанию, машинисту пришлось первоначальную скорость поезда увеличить на 12 . Найти первоначальную скорость поезда, если известно, что расстояние между станциями равно 120 км.
У доски выполняет решение один ученик.
Первый способ:
Пусть х скорость поезда на 1-й половине пути.
А так как вторую половину пути поезд прошел на часа быстрее, имеем уравнение.
Второй способ: Учащимся предлагается рассмотреть возможность обозначения за х другой величины.
Пусть х часов время за которое поезд прошел первую половину пути, тогда (х ─ ) ч вторую половину пути. А так как разница скоростей 12 имеем уравнение.
Дополнительный теоретический материал:
С помощью проектора на экране появляется информация:
Даны уравнения: х² ─ 243х+242=0 и 2х² ─7х+5=0. За 20 секунд найти их корни.
─ Существует способ нахождения корней квадратного уравнения через свойство коэффициентов.
Если а+в+с=0, то х1=1, х2= .
Если а-в+с=0, то х
─ Используя эти свойства, приведите пример уравнения и запишите его.
4. Этап контроля и самоконтроляУчащимся предлагается решить на выбор одну из трех задач.
Вариант 1
На «3» Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?
На «4» Пешеход должен был пройти 9 км с некоторой скоростью, но увеличив эту скорость на 2 км/ч, он прошел 9 км на 45 минут быстрее. Найти истинную скорость пешехода.
На «5» Слесарь должен выполнить заказ за то же время, что и два ученика, работая вместе. За сколько часов может выполнить задание слесарь и каждый из учеников, если слесарь может выполнить заказ на 2 часа быстрее, чем один первый ученик, и на 8 часов быстрее, чем один второй?
Вариант 2
На «3» Знаменатель дроби на 5 больше ее числителя. Если к числителю прибавить 14, а от знаменателя отнять 1, то получиться дробь, обратная данной. Найти первоначальную дробь.
На «4» Велосипедист должен был проехать 40 км с некоторой скоростью, но увеличив эту скорость на 6 км/ч, он проехал 40 км на 20 минут быстрее. Найти истинную скорость велосипедиста.
На «5» Из города А в город В, расстояние между которыми 30 км, выехал грузовой автомобиль, а через 10 минут вслед за ним отправился легковой автомобиль, скорость которого на 20 км/ ч больше скорости грузового. Найти скорость легкового автомобиля, если известно, что он приехал в город В на 5 минут раньше грузового автомобиля.
После того, как учащиеся сдали свои решения, с помощью проектора на экране появляются решения и ответы всех задач. Учащиеся устно воспроизводят свои решения и самостоятельно выполняют проверку.
5. Этап подведения итогов урока и информации о домашнем заданииДать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Задание на дом. Решить задачу:
6. Рефлексия«Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?»
Использование педагогической техники «Координаты»
Приложение 1.
Возраст и числа — Алгебра среднего уровня
Глава 10: Квадратика
Квадратичные текстовые задачи — это третий тип текстовых задач, охватываемых MATQ 1099, причем первый представляет собой линейные уравнения с одной переменной, а второй — линейные уравнения с двумя или более переменными. 2 = 68[/латекс]. Упрощение дает: 92&=&68 \\ &&&&4x&+&4&=&68 \\ &&&&&-&4&&-4 \\ \hline &&&&&&\dfrac{4x}{4}&=&\dfrac{64}{4} \\ \\ &&&&&&&x&=&16 \end {array}[/latex]
Это означает, что два целых числа равны 16 и 18.
Произведение возрастов Салли и Джоуи теперь на 175 больше, чем произведение их возрастов пятью годами ранее. Если Салли на 20 лет старше Джоуи, каков их нынешний возраст? 92&-&10J&& \\ \hline &&\dfrac{10J}{10}&=&\dfrac{100}{10} &&&&&& \\ \\ &&J&=&10 &&&&&& \end{array}[/latex]
Это означает, что Джоуи 10 лет, а Салли 30 лет.
Для вопросов с 1 по 12 напишите и решите уравнение, описывающее взаимосвязь.
- Сумма двух чисел равна 22, а произведение этих двух чисел равно 120. Что это за числа?
- Разница двух чисел равна 4, а произведение этих двух чисел равно 140. Что это за числа?
- Разница двух чисел равна 8, а сумма квадратов этих двух чисел равна 320. Что это за числа?
- Сумма квадратов двух последовательных четных целых чисел равна 244. Что это за числа?
- Разница квадратов двух последовательных четных целых чисел равна 60. Что это за числа?
- Сумма квадратов двух последовательных четных целых чисел равна 452. Что это за числа?
- Найдите три последовательных четных числа, произведение первых двух на 38 больше, чем произведение третьего числа.
- Найдите три последовательных нечетных числа, произведение первых двух на 52 больше, чем произведение третьего числа.
- Произведение возрастов Алана и Терри на 80 больше, чем произведение их возрастов 4 года назад. Если Алан на 4 года старше Терри, каков их текущий возраст?
- Произведение возрастов Кэлли и Кэти на 130 меньше, чем произведение их возрастов через 5 лет. Если Кэлли на 3 года старше Кэти, каков их текущий возраст?
- Произведение возраста Джеймса и Сьюзен через 5 лет на 230 больше, чем произведение их возраста сегодня. Каков их возраст, если Джеймс на год старше Сьюзен?
- Произведение возрастов (в днях) двух новорожденных младенцев Симрана и Джесси через два дня будет на 48 больше, чем произведение их сегодняшних возрастов. Сколько лет малышам, если Джесси на 2 дня старше Симрана?
Даг отправился на конференцию в город в 120 км. На обратном пути из-за ремонта дороги ему пришлось ехать на 10 км/ч медленнее, в результате чего обратный путь занял на 2 часа больше. С какой скоростью он ехал на конференцию?
Первое уравнение: [латекс]r(t) = 120[/латекс], что означает, что [латекс]r = \dfrac{120}{t}[/latex] или [латекс]t = \dfrac{120 }{r}[/латекс].
Во втором уравнении [латекс]r[/латекс] на 10 км/ч медленнее, а [латекс]t[/латекс] на 2 часа дольше. Это означает, что второе уравнение имеет вид [латекс](r — 10)(t + 2) = 120[/латекс].
Мы исключим переменную [латекс]t[/латекс] во втором уравнении путем замены:
[латекс](r-10)(\dfrac{120}{r}+2)=120[/латекс]
Умножьте обе части на [latex]r[/latex], чтобы исключить дробь, которая оставляет нам:
[latex](r-10)(120+2r)=120r[/latex]
Умножение всего дает нам: 92-10r-600&=&0 \\ (r-30)(r+20)&=&0 \\ r&=&30\text{ км/ч или }-20\text{ км/ч (брак)} \end{ массив}[/латекс]
Марк плывет вниз по течению 30 км, затем разворачивается и возвращается на прежнее место. 2&-&60r&-&32&=&0&& \end{массив}[/латекс] 92-15r-8&=&0 \\ (2r+1)(r-8)&=&0 \\ r&=&-\dfrac{1}{2}\text{ км/ч (брак) или }r=8 \text{км/ч} \end{массив}[/latex]
вопросов
Для вопросов с 13 по 20 напишите и решите уравнение, описывающее взаимосвязь.
- Поезд проехал 240 км с определенной скоростью. При замене двигателя на усовершенствованную модель скорость увеличилась на 20 км/ч, а время в пути на рейс сократилось на 1 час. Какова была скорость каждого двигателя?
- Мистер Джонс регулярно навещает свою бабушку, которая живет в 100 км от него. Недавно открылась новая автострада, и, хотя длина автострады составляет 120 км, он может ехать в среднем на 20 км/ч быстрее и тратит на поездку на 30 минут меньше времени. Какова скорость мистера Джонса как на старом маршруте, так и на автостраде?
- Если бы велосипедист ехал на 5 км/ч быстрее, ему потребовалось бы на 1,5 часа меньше времени, чтобы проехать 150 км. Найдите скорость велосипедиста.
- Если бы транзитный автобус двигался на 15 км в час быстрее, ему потребовалось бы на 1 час меньше, чтобы проехать 180 км. Какова была средняя скорость этого автобуса?
- Велосипедист едет в хижину в 72 км вверх по долине и возвращается через 9 часов. Его скорость возвращения на 12 км/ч больше, чем его скорость движения. Найдите его скорость как на пути, так и на обратном пути.
- Велосипедист проехал 120 км и вернулся через 7 часов. На обратном пути скорость увеличилась на 10 км/ч. Найдите скорость этого велосипедиста, движущегося в обе стороны.
- Расстояние между двумя автовокзалами 240 км. Если скорость автобуса увеличить на 36 км/ч, то поездка займет на 1,5 часа меньше. Какова обычная скорость автобуса?
- Пилот пролетел с постоянной скоростью 600 км. Вернувшись на следующий день, летчик летел против встречного ветра со скоростью 50 км/ч, чтобы вернуться в исходную точку. Если самолет находился в воздухе всего 7 часов, какова была средняя скорость этого самолета?
Найдите длину и ширину прямоугольника, длина которого на 5 см больше ширины, а площадь равна 50 см 2 . 2 [/латекс]. 92-4ac}}{2a},\hspace{0,25in}\text{, где }a=-15, b=24\text{ и }c=144[/latex]
Подстановка этих значений в yields [latex] x = 4[/latex] или [latex]x=-2,4[/latex] (отклонить).
Ник и Хлоя хотят окружить свою свадебную фотографию 60 на 80 см рогожей одинаковой ширины. Полученное фото и паспарту накрыть 1 м 2 листом дорогого архивного стекла. Найдите ширину коврика.
Во-первых, площадь этого прямоугольника равна [латекс]L\times W[/латекс], что означает, что для этого прямоугольника: 92-4(1)(-1300)}}{2(1)}\hspace{0,5 дюйма}x=\dfrac{-70\pm 10\sqrt{101}}{2}[/latex]
[ латекс]x=-35+5\sqrt{101}\hspace{0,75 дюйма} x=-35-5\sqrt{101}\text{(отклонено)}[/latex]
вопросов
Для вопросов с 21 по 28 напишите и решите уравнение, описывающее взаимосвязь.
- Найдите длину и ширину прямоугольника, длина которого на 4 см больше ширины, а площадь равна 60 см 2 .
- Найдите длину и ширину прямоугольника, ширина которого на 10 см меньше его длины, а площадь равна 200 см 2 .
- Большой прямоугольный сад в парке шириной 120 м и длиной 150 м. Призван подрядчик, чтобы добавить кирпичную дорожку вокруг этого сада. Если площадь дорожки 2800 м 2 , то какой ширины дорожка?
- Парковый бассейн шириной 10 м и длиной 25 м. Покрытие для бассейна покупается для покрытия бассейна, перекрывая все 4 стороны на одинаковую ширину. Если крытая площадь за пределами бассейна составляет 74 м 2 , насколько широка площадь перекрытия?
- В ландшафтном плане прямоугольная клумба запроектирована так, чтобы ее длина была на 4 м больше ширины. Если 60 м 2 нужны для растений на грядке, какие должны быть размеры прямоугольной грядки?
- Если сторона квадрата увеличивается на 5 единиц, площадь увеличивается на 4 квадратных единицы. Найдите длину сторон исходного квадрата.
- Участок прямоугольной формы имеет длину на 20 м больше ширины и площадь 2400 м 2 . Найдите размеры участка.
- Длина комнаты на 8 м больше ширины. Если и длину, и ширину увеличить на 2 м, площадь увеличится на 60 м 9 .0149 2 . Найдите размеры комнаты.
Ключ ответа 10.7
Как решать текстовые задачи в квадратных уравнениях
Мы можем выполнить шаги, указанные ниже, чтобы решить текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
Шаг 1 :
Понимание вопроса важнее всего остального. То есть всегда очень важно понимать информацию, изложенную в вопросе, а не решать.
Шаг 2 :
Если это возможно, мы должны разделить данную информацию. Потому что, когда мы разделяем данную информацию на части, мы можем легко их понять.
Шаг 3 :
Как только мы ясно поймем данную информацию, решение задачи со словами в квадратном уравнении не будет сложной задачей.
Шаг 4:
Когда мы пытаемся решить задачи со словами в квадратных уравнениях, мы должны ввести «x» или какой-либо другой алфавит для неизвестного значения (= ответ на наш вопрос) и составить квадратное уравнение с этим «x». . Наконец, мы должны получить значение для алфавита, которое было введено для неизвестного значения.
Шаг 5 :
Если требуется, мы должны нарисовать картинку для данной информации. Рисунок для данной информации даст нам четкое представление о вопросе.
Шаг 6 :
Используя алфавит, введенный для неизвестного значения, мы должны перевести английское утверждение (информацию), данное в вопросе, как уравнение квадратного уравнения.
При переводе мы должны перевести следующие английские слова как соответствующие математические символы.
из ——> x (умножение)
am, есть, есть, было, были, будут, будет ———> = (равно)
Шаг 7:
Как только мы правильно переведем английское утверждение (информацию), данное в вопросе, в виде квадратного уравнения, 90% работы будет выполнено. Оставшиеся 10% просто получают ответ. Это решение для неизвестного.
Это шаги, наиболее часто используемые при решении текстовых задач в квадратных уравнениях.
Давайте посмотрим, как описанные выше шаги работают при решении текстовых задач с использованием квадратных уравнений.
Задача :
Кусок железного стержня стоил 60 долларов. Если бы стержень был на 2 метра короче, а каждый метр стоил бы на 1 доллар больше, общая стоимость осталась бы неизменной. Какова длина стержня?
Решение:
Шаг 1:
Давайте разберемся в данной информации. В вопросе даны три информации.
1. Кусок железного стержня стоит 60 долларов.
2. Если стержень был на 2 метра короче и каждый метр стоит на 1 доллар больше
3. Общая стоимость останется неизменной.
Шаг 2:
Цель вопроса: Какова длина стержня?
Шаг 3 :
Пусть «x» — длина стержня.
Очевидно, мы должны найти значение «x»
Шаг 4 :
Если стержень короче на 2 метра, длина стержня будет
= (x-2)
Шаг 5 :
Из третьей информации имеем следующие утверждения.
Общая стоимость стержня длиной x метров составляет 60 долларов США.
Общая стоимость стержня длиной (x-2) метра составляет 60 долларов США.
Шаг 6 :
Стоимость 1 метра стержня длиной x метров составляет
= 60 / x ——(1)
Стоимость 1 метра стержня длиной (x-2) метра составляет
= 60 / (x — 2) ——(2)
Шаг 7 :
Из второй информации получаем можно рассмотреть следующий пример.
То есть, если стоимость 1 метра прута x равна 10$, то стоимость 1 метра прута (x-2) будет 11$.
10 и 11 долларов можно сбалансировать, как показано ниже.
10 + 1 = 11
(это только для примера)
Шаг 8:
Если мы применим ту же логику для (1) и (2), мы получим
(60 / x) + 1 = 60 / (x – 2)
(60 + x) / x = 60 / (x – 2)
(x + 60)(x – 2) = 60x
x 2 + 58x — 120 = 60x
x 2 — 2x — 120 = 0
(x — 12)(x + 10) = 0
x — 12 = 0 или x + 10 = 0
x = 12 или x = -10
Поскольку длина никогда не может быть отрицательным значением, мы можем игнорировать x = -10.