Тесты по «Социологии»
а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом
14. В структуре действия Т. Парсонса функцию адаптации выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
15. В структуре действия
Т. Парсонса функцию целеполагания
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система,
16. В структуре действия Т. Парсонса функцию интеграции выполняет:
а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система*
17. В структуре действия Т. Парсонса функцию поддержания образца выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
18. Совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном поведении, называется: а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным отношением; г) социальным процессом.
19. Одной из форм проявления социальных взаимодействий выступают:
а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.
20. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:
а) бюрократическими; б)
21. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным стилем, на
а) бюрократическими;
б) партнерскими; в)
22. Социальные отношения, предусматривающие строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений, называются: а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 4
1. Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как.
а) социальной группы; б) социально-культурной реальности; в) социальной общности; г) социальной системы.
2. Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:
а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной структуры; г) социального статуса.
3. Социальная система характеризуется:
а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной структурой; г) социальным конфликтом.
4. Социальная структура
характеризуется: а)
в) горизонтальной
и вертикальной упорядоченностью; г)
5. Отражением уровня
экономического развития общества выступает: а) социально-
б) социально-классовая
структура; в) социально-
6. Соотношение работников молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:
а) социально-демографическую
структуру;
в) социально-профессиональную
структуру;
7. Лидерство выступает
проявлением: а) групповой
динамики;
в) социальной стратификации; г)
8. Первичные социальные группы характеризуются:
а) половозрастными
особенностями;
в) социально-экономическими
особенностями;
9. Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование:
а) социально-демографической
структуры общества;
в) социально-профессиональной
структуры общества;
10. Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого отношении других — это: а) социальная группа; б) социальная общность; в) социальный класс; г) социальная страта.
11. Работники универмага «Беларусь» представляют собой:
а) вторичную
социальную группу;
в) номинальную социальную
группу;
12. Общественное разделение труда выступает основой:
а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального неравенства.
13. Общественное распределение результатов труда выступает основой:
а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социальной стратификации.
14. Социальная стратификация выражает:
а) социальную адаптацию; б) социальную дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.
15. Сорокин П. А выделял:
а) один вид социальной
стратификации;
в) три
вида социальной стратификации;
16. Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют:
а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным классом.
17. Одной из характеристик особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:
а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль стратификации; г) роль стратификации.
18. К открытому историческому типу стратификации относится:
а) кастовое общество; б) классовое общество; в) рабство; г) сословное общество.
19. Маргинальные слои населения характеризуются:
а) высоким социальным
статусом;
в) низким социальным
статусом;
20. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:
а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.
21. Старение нации является характерной особенностью социальной структуры:
а) только белорусского общества; б) всех современных обществ; в) ряда современных стран; г) только постсоветских стран.
22. Основой стабильности и устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран выступает:
а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества; г) средний слой общества.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 5
1. Социальный институт — это: а) искусственно-целевое
образование; б) культурно-
в) локально-случайное
образование;
2. Социальная организация
— это: а) искусственно-целевое
образование; б)
в) локально-случайное
образование;
3. Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через:
а) социальные группы; б) социальные институты; в) социальные общности; г) социальные организации.
4. Социальные институты представляют собой:
а) системное объединение социальных связей и норм в определенной области деятельности;
б) случайное объединение взаимодействующих в определенной области индивидов;
5. В своем главном назначении социальные институты общества призваны.
в) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов;
г) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.
6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:
а) взаимопомощь; б)
7. Приором социального института общества является:
а) Верховный суд
Республики Беларусь;
в) профессиональный
союз;
8. Примером социальной организации является:
а) банковская система; б) Вооруженные силы; в) ОАО «Минский тракторный завод»; г) студенческое волонтерское движение.
9. Наука относится: а) к институтам
культуры; б) политическим
институтам; в) правовым инст-м; г)
10. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:
а) М, Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
11. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял: а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
12. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
13. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:
а) вступления в профсоюзную
организацию;
в) проявлении индивидуальных
личностных качеств;
14. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:
а)клановой; б) нуклеарной; в)
15. Форму брат, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией;
16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:
а) моногамией; б) полигамией;
17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
18. Тип семьи, в которой
нет четко выраженного главы, преобладает
ситуативное распределение власти и ролей
между супругами, называют: а) матриархальной се
19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:
а) к примитивному
обществу; б) первобытному обществу; в)
20. Обязательным
уровнем образования для
а) профессионально-техническое образование; б) общее среднее образование; в) базовое образование; г) последипломное образование.
21. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:
а) Е. М, Бабосов; б) М. Зебер;
22. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:
а) неформальную
власть социальной организации;
в) организационную
культуру социальной организации;
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6
1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:
а) аналитическим;
б) пилотажным; в) прикладным; г)
2. Социологическое
исследование, проводимое для проверки
методики исследования, используемого
инструментария и т. д., называют: а) аналитическим; б)
3. Социологическое
исследование, в котором анализу подвергаются
все единицы построенной микромодели
обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; в)
4. Социологическое
исследование, в котором анализу подвергаются
все единицы выбранной типичной части
обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; б)
5. Степень соответствия
используемых в социологическом исследовании
показателей тем понятиям, которые они
призваны отражать, называется: а) валидностью; б)
6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:
а) валидностью; б) методом; в) методикой; г)
7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:
а) аналитическим; б)
8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. (Боголюбов Л. Н., Жильцова Е. И., Кинкулькин А. Т. и др.)
%PDF-1.6 % 615 0 obj > endobj 612 0 obj > endobj 614 0 obj >stream application/pdf
Системы социальной стратификации | Введение в социологию
Результаты обучения
- Различие между системами социальной стратификации
Системы стратификации
Социологи различают две системы стратификации. Закрытые системы приспосабливаются к небольшим изменениям в социальном положении и обычно основаны на приписываемом статусе или какой-либо черте, присущей рождению. Они не позволяют людям переходить на другой уровень и не допускают социальных отношений между уровнями. Открытые системы , основанные на достижениях, позволяют перемещаться и взаимодействовать между слоями и классами. Эти различные системы отражают, подчеркивают и поддерживают определенные культурные ценности и формируют индивидуальные убеждения. Некоторые системы стратификации включают рабство, кастовые системы, феодальные/сословные системы и классовые системы.
Рабство
При изучении социальной стратификации мы можем начать с рассмотрения рабства в США, которое было основано на расе и привело к системе социальной стратификации — люди не были порабощены из-за совершенных ими преступлений, долгов, которые они задолжали, или проигранных войн. Рабство движимого имущества происходит, когда один человек владеет другим как собственностью. Рабы были вывезены из Западной Африки в начале 17 века и доставлены в колонии США, в основном для работы в качестве рабочих в растущей сельскохозяйственной экономике. Система поддерживалась по рождению, поэтому дети, рожденные рабами, автоматически становились рабами и считались собственностью — или «движимым имуществом» — рабовладельца.
Несмотря на то, что работорговля была прекращена в 1808 году, рабство не отменялось до тех пор, пока в 1865 году (в том же году закончилась Гражданская война) не была ратифицирована 13-я поправка, а пережитки рабства сохранялись в эпоху Реконструкции и после нее.0023 [1] . Расовое расслоение американцев продолжалось из-за законов о сегрегации Джима Кроу, которые исчезли в 1950-х и 1960-х годах, когда возникло Движение за гражданские права, и из-за системы аренды осужденных, которая также постепенно упразднялась в 20-м веке. Система апартеида в Южной Африке — еще один пример социального расслоения по признаку расы или цвета кожи. Апартеид официально начался в 1948 году и дал меньшинству белого населения политическую и культурную власть, одновременно угнетая черных, «цветных» (то есть людей смешанной расы), индейцев и азиатских народов. Это не закончилось до 1994. Обе эти системы использовали расу для оправдания закрытых систем стратификации.
Глобальная наблюдательная группа Anti-Slavery International признает другие формы рабства: торговлю людьми (при которой людей вывозят из их общин и заставляют работать против их воли), работу детей в качестве домашней прислуги и детский труд, а также некоторые формы подневольного брака, в котором женщины фактически являются собственностью или рабами движимого имущества (Anti-Slavery International 2012).
Еще один вид рабства долговая кабала , или кабальный труд, при котором бедняки обещают себя слугами в обмен на стоимость предметов первой необходимости, таких как транспорт, проживание и питание. В этом сценарии людям платят меньше, чем они берут за проживание и питание. Когда требуется поездка, они могут прибыть в долг по своим дорожным расходам и не иметь возможности работать бесплатно, поскольку их заработная плата не позволяет им когда-либо продвигаться вперед.
Дальнейшее исследование
Люди часто думают, что Соединенные Штаты защищены от жестокости торговли людьми. Узнайте больше о торговле людьми в США.
Узнайте больше о существующей практике рабства в современном мире.
Система поместья
Девятый век дал начало феодальным обществам. В этих обществах существовала строгая иерархическая система власти, основанная на владении землей и ее защите. Дворянство, известное как лорды, поставило вассалов во главе участков земли, называемых вотчинами. В обмен на ресурсы, которые давала земля, и гарантированное место для жизни, вассалы обещали сражаться за своих лордов. Феодализм был закрытой системой, в которой собственность на землю передавалась по наследству. Крестьяне, обрабатывавшие землю, служили господам из поколения в поколение, поскольку иерархия сословной системы автоматически воспроизводилась при рождении.
Подобно рабству в США, социальное положение человека определялось его рождением. В сословной системе это означало, что человек мог родиться крестьянином, простолюдином или иметь доступ к большему количеству собственности и возможностей, как, например, член духовенства или дворянство. Оправдание этой жесткой иерархии часто основывалось на определенных религиозных убеждениях, особенно на «божественном праве» или на идее, что некоторые люди правят по воле Бога. В конечном итоге социальная и экономическая система феодализма потерпела неудачу и была заменена капитализмом и технологическими достижениями индустриальной эпохи.
Кастовая система
Рисунок 1. Раньше в Индии существовала жесткая кастовая система. Люди низшей касты страдали от крайней нищеты и избегались обществом. Некоторые аспекты несуществующей кастовой системы Индии остаются социально значимыми. На этом фото индианка специфической индуистской касты работает на стройке, сносит и строит дома. (Фото предоставлено Elessar/flickr)
Кастовые системы — это закрытые стратификационные системы, в которых люди практически ничего не могут сделать для изменения своего социального положения. А кастовая система — это система, в которой люди рождаются в своей категории социального положения, или «касте», и остаются в ней всю свою жизнь. Людям назначают профессии независимо от их талантов, интересов или потенциала. Возможностей улучшить социальное положение человека практически нет.
В индуистской кастовой традиции предполагалось, что люди будут работать по роду занятий своей касты и вступать в брак в соответствии со своей кастой. Эндогамия относится к практике вступления в брак в пределах своей собственной кастовой категории. Принятие этого социального положения считалось моральным долгом. Культурные ценности укрепляли систему. Кастовые системы поощряют веру в судьбу, предназначение и волю высшей силы, а не продвигают индивидуальную свободу как ценность. Человек, живший в кастовом обществе, социализировался, чтобы принять свое социальное положение.
Хотя кастовая система в Индии официально ликвидирована, ее остаточное присутствие в индийском обществе глубоко укоренилось. В сельской местности аспекты традиции, скорее всего, останутся, в то время как в городских центрах меньше свидетельств этого прошлого. В крупных городах Индии у людей теперь больше возможностей выбирать свой карьерный путь и брачных партнеров. С появлением Индии как экономической державы корпорации ввели в стране стандарты найма и занятости, основанные на заслугах.
Смотреть
Попробовать
Система классов
Система классов — это открытая система, основанная как на социальных факторах, так и на личных достижениях. Люди в рамках классовой системы могут свободно получать образование или работу, отличные от уровня их родителей, и могут общаться с представителями других классов и вступать в брак с ними. Классовая система имеет подвижные границы — вспомните истории о «из грязи в князи» или истории о богатых и влиятельных людях, которых осудили за такие преступления, как мошенничество, инсайдерская торговля, убийство или вымогательство.
Класс определяется богатством и доходом и считается достигнутым статусом или заработанным. Богатство относится к общей стоимости денег и активов, таких как собственность и акции, тогда как доход относится к деньгам, которые человек зарабатывает на работе и/или инвестициях. Человек может иметь большое состояние, но небольшой доход (т. е. кто-то с трастовым фондом или наследством), и, наоборот, кто-то может иметь большой доход, но очень мало богатства (т. не покупать недвижимость и не инвестировать).
Макс Вебер выделил следующие три компонента классовой системы стратификации: класс, статус и власть (1922). Класс, как указано выше, включает в себя богатство и доход. Статус — это престиж или честь, приписываемые чьему-либо положению и/или чьему-либо имени. Власть – это способность навязывать свою волю другим. Можно рассматривать президента Дональда Трампа как человека, достигшего одного из самых высоких уровней класса, статуса и власти. Президента Соединенных Штатов (POTUS) часто называют самым влиятельным политиком в мире, и одной из основных обязанностей POTUS является надзор за вооруженными силами США, что само по себе влечет за собой чрезвычайную власть.
Взгляды Вебера на класс отличались от взглядов Маркса, который рассматривал общество как состоящее из двух классов буржуазии (владельцев средств производства) и пролетариата (рабочих). Вебер считал экономическое положение важным, но также подчеркивал статус и власть как важные компоненты для понимания классовой системы. Например, золотой медалист Олимпийских игр может иметь высокий статус, а также может увеличить свой доход и богатство за счет поддержки таких крупных брендов, как Nike или Adidas, но это не обязательно делает их мощный .
Другая социологическая точка зрения различает классы отчасти в соответствии с относительной властью и контролем, который они имеют над собственной жизнью. С этой точки зрения высшие классы не только обладают властью и контролем над своей собственной жизнью, но и их социальный статус также дает им власть и контроль над жизнями других. Подумайте о 1 % и непропорциональной политической власти, которой обладают миллиардеры, принимая решения, влияющие на жизнь других людей.
Веберовская структура особенно полезна при изучении взаимосвязи класса, статуса и власти, а также того, как эти компоненты влияют на классовую стратификацию. Рассмотрите решения, касающиеся здравоохранения. Большинство рабочих мест среднего класса включают медицинское и стоматологическое страхование, что позволяет отдельным лицам и семьям иметь больший контроль над решениями, связанными со здоровьем. Напротив, рабочий класс и работающая беднота в меньшей степени контролируют свою работу или решения в области здравоохранения и часто изо всех сил пытаются получить и сохранить доступ к медицинскому страхованию. Низшие классы состоят из людей в обществе, которые имеют наименьший контроль над своей жизнью.
Меритократия
Меритократия — это идеальная система, основанная на вере в то, что социальное расслоение является результатом личных усилий — или продемонстрированных заслуг — которые определяют социальное положение. Высокий уровень усилий приведет к высокому социально-экономическому положению, и наоборот. Концепция меритократии является идеалом, потому что никогда не существовало общества, в котором социальный статус основывался бы исключительно на заслугах. Из-за сложной структуры общества, таких процессов, как социализация, и реалий экономических систем на социальное положение влияет множество факторов, а не только заслуги. Например, наследование и давление с целью соответствия нормам разрушают представление о чистой меритократии. Хотя абсолютно спокойной меритократии никогда не существовало, социологи видят следы меритократии в современных обществах, когда изучают роль академической и служебной оценки, а также системы, используемые для оценки и поощрения достижений в этих областях.
Попробуйте
Watch It
Один из хороших способов изучения стратификации в Соединенных Штатах состоит в том, чтобы разбить население на квинтили, или пять групп, каждая из которых представляет 20% населения. В этом видеоролике CrashCourse объясняется общая информация, относящаяся к каждому квинтилю, а затем исследуется, как класс, статус и власть влияют на стратификацию в США
youtube.com/embed/DeiHz5tzlws» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Подумай об этом
- Каким образом классовая система поддерживает миф о чистой меритократии? Кому помогает и кому вредит эта идеология?
- Используя свое социологическое воображение, подумайте, как история колониализма, и/или империализма, и/или рабства остаточно влияет на систему стратификации страны. Пожалуйста, рассмотрите Соединенные Штаты и, по крайней мере, еще одну страну.
глоссарий
- кастовая система:
- система, в которой люди рождаются в социальном положении, которое они сохраняют всю свою жизнь
- движимое рабство:
- форма рабства, при которой одно лицо владеет другим («движимое имущество» означает «собственность»)
- класс:
- группа, которая имеет общий социальный статус, основанный на таких факторах, как богатство, доход, образование и род занятий
- класс системы:
- социальное положение, основанное на социальных факторах и личных достижениях
- долговая кабала:
- действия людей, которые обещают себя слугами в обмен на деньги за проезд, и впоследствии им платят слишком мало, чтобы восстановить свою свободу
- эндогамия:
- относится к практике заключения брака в пределах своей кастовой категории
- доход:
- деньги, которые человек зарабатывает на работе или в результате инвестиций, приносящих дивиденды
- меритократия:
- идеальная система, в которой демонстрируемые личные усилия и способности — или заслуги — определяют социальное положение
- богатство:
- стоимость денег и имущества, которыми владеет лицо, возможно, в силу наследства
Внесите свой вклад!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
- Конгресс отменяет африканскую работорговлю. History.com. https://www.history.com/this-day-in-history/congress-abolishes-the-african-slave-trade ↵
Социальная структура | Определение, примеры, теории и факты
Карл Маркс
Все СМИ
- Ключевые люди:
- Герберт Спенсер Юрген Хабермас Гуннар Мюрдал Талкотт Парсонс А. Л. Роуз
- Похожие темы:
- управление родство защита окружающей среды институционализм свадьба
См. весь связанный контент →
социальная структура , в социологии, характерное, стабильное устройство институтов, посредством которого люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая имеет дело с силами, изменяющими социальную структуру и организацию общества.
Хотя общепринято, что термин социальная структура относится к закономерностям социальной жизни, его применение непоследовательно. Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.
Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вопросы, как интеграция и тенденции неравенства. При изучении этих явлений социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или нормы (например, преступность или рождаемость). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию. Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, даже если явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на свое окружение. Однако те, кто изучает социальную структуру, придерживаются эмпирического (наблюдательного) подхода к исследованиям, методологии и эпистемологии.
Социальную структуру иногда определяют просто как структурированные социальные отношения — те регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данной социальной сущности. Даже на этом описательном уровне концепция весьма абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная единица, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура малой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры. Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения первичных характеристик социальной группы.
Прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний об общих аспектах социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована по измерениям времени и пространства. Конкретные социальные действия происходят в определенное время, а время делится на периоды, связанные с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года. Конкретные социальные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами. Кроме того, в любом обществе существует более или менее регулярное разделение труда. Еще одной универсальной структурной характеристикой человеческих обществ является регулирование насилия. Любое насилие является потенциально разрушительной силой; в то же время это средство принуждения и координации деятельности. Люди сформировали политические единицы, такие как нации, внутри которых применение насилия строго регламентировано и которые в то же время организованы для применения насилия против внешних групп.