Формулы сокращенного умножения примеры решения задач, формулы и вычисления онлайн
Содержание:
- Квадрат суммы
- Квадрат разности
- Разность квадратов
- Куб суммы
- Куб разности
- Сумма кубов
- Разность кубов
Формулы сокращенного умножения активно используются в решении задач, так как позволяют в некоторых случаях свести умножение одного выражения (многочлена, числа) на другое к компактному, легко запоминающемуся результату. То есть на практике можно сэкономить время, не умножая каждый раз одно выражение на другое, а воспользовавшись уже известным результатом.
Перед изучением примеров решения задач советуем изучить теоретический материал по формулам сокращенного умножения, прочитать все определения и свойства.
Квадрат суммы
Теоретический материал по теме — квадрат суммы.
Пример
Задание. Раскрыть скобки
Решение. Решение проведем в два этапа, первый — возведем в квадрат по определению, то есть умножим выражение на себя; второй — используем формулу сокращенного умножения «квадрат суммы».
1. По определению:
2. Используя формулу сокращенного умножения:
Как видно, использование формулы сокращенного умножения привело к более быстрому решению.
Квадрат разности
Теоретический материал по теме — квадрат разности.
236
проверенных автора готовы помочь в написании работы любой сложности
Мы помогли уже 4 396 ученикам и студентам сдать работы от решения задач до дипломных на отлично! Узнай стоимость своей работы за 15 минут!
Пример
Задание. Раскрыть скобки
Решение. Решение проведем в два этапа, первый — возведем в квадрат по определению, то есть умножим выражение на себя; второй — используем формулу сокращенного умножения «квадрат разности».
1. По определению:
2. Используя формулу сокращенного умножения:
Как видно, использование формулы сокращенного умножения привело к более быстрому решению. Использование такой формулы уменьшит вероятность ошибки.
Разность квадратов
Теоретический материал по теме — разность квадратов.
Пример
Задание. Раскрыть скобки
Решение. Решение проведем в два этапа, первый — умножим два двучлена по определению, то есть умножим выражение на ; второй — используем формулу сокращенного умножения «разность квадратов».
1. По определению:
2. Используя формулу сокращенного умножения:
Как видно, использование формулы сокращенного умножения привело к более быстрому решению.
Куб суммы
Теоретический материал по теме — куб суммы.
Пример
Задание. Раскрыть скобки
Решение. Решение проведем в два этапа, первый — возведем в куб по определению, то есть умножим выражение два раза на себя; второй — используем формулу сокращенного умножения «куб суммы».
1. По определению:
2. Используя формулу сокращенного умножения:
Как видно, использование формулы сокращенного умножения значительно упростило и ускорило решение.
Куб разности
Теоретический материал по теме — куб разности.
Пример
Задание. Раскрыть скобки
Решение. Решение проведем в два этапа, первый — возведем в куб по определению, то есть умножим выражение два раза на себя; второй — используя формулу сокращенного умножения «куб разности».
1. По определению:
2. Используя формулу сокращенного умножения:
Как видно, использование формулы сокращенного умножения упростило решение на несколько шагов и скоратило вероятность ошибки.
Сумма кубов
Теоретический материал по теме — сумма кубов.
Пример
Задание. Разложить выражение на множители:
Решение.
Разность кубов
Теоретический материал по теме — разность кубов.
Пример
Задание. Разложить выражение на множители.
Решение.
Читать первую тему — квадрат суммы, раздела формулы сокращенного умножения.
Формулы сокращённого умножения | О математике понятно
Формулы сокращённого умножения необходимы во всех разделах математики. От элементарной до высшей. Они применяются практически везде — в упрощении выражений, решении уравнений и неравенств, сокращении дробей, вычислении пределов, решении интегралов — список можно продолжать ещё долго…
Следовательно, нужно основательно разобраться с этими формулами. Понять, откуда они берутся, зачем они нужны, как их применять на практике и, самое главное, как их запомнить. А запомнить всё-таки придётся, да…
Поехали?
Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, куб суммы, куб разности, сумма кубов, разность кубов — что за звери?
Итак, вот они, формулы сокращённого умножения:
Эти семь формул — полный джентльменский набор. Последние две формулы (сумма и разность кубов) записаны не так как в большинстве учебников, а наоборот — справа налево. Это не просто так.) Любая формула в математике работает в обоих направлениях — как туда, так и обратно. Именно такая запись наиболее наглядно показывает, откуда берутся формулы сокращённого умножения.
Они берутся из… умножения. Вот ведь удивил, да?) Что ж, смотрите сами. Берём, например, самую первую формулу по списку:
(a+b)2 = (a+b)(a+b) = a2+ab+ba+b2 = a2+2ab+b2
Вот и все дела. Самое обычное перемножение скобок и приведение подобных. Именно так и получаются все формулы сокращённого умножения. Сокращённое умножение — потому, что в самих формулах нет раскрытия скобок и приведения подобных. Эти промежуточные действия сокращены. Сразу дан готовый результат. Пользуйтесь на здоровье!
Эти формулы надо знать наизусть. Без знания первых трёх формул, с квадратами, даже не мечтайте о тройке! Без всех остальных (с кубами) — о четвёрке и выше. Нет-нет, бросаться зубрить весь этот список прямо сейчас мы не будем.) Об этом позже. Пока просто знакомимся.)
Зачем нужны формулы сокращённого умножения?
Полезная вещь первая — самая очевидная. Это быстрое (т.е. сокращённое) умножение многих алгебраических выражений без промежуточных выкладок. Меньше выкладок — меньше и ошибок. Но это не самая главная полезная вещь! А вот вторая.
Дело в том, что вся математика строится на преобразованиях выражений. Вся! От школьной до высшей. Сообразил, что, где и как преобразовать и упростить — решил пример. Не сообразил — увы, не решил. Есть, допустим, выражение (a—b)(a+b). Как его можно преобразовать? Да просто тупо перемножить скобки и привести подобные. Не вопрос.) А вот что делать с a2–b2? Чему это равняется? Попробуй, догадайся! Только знания и спасают, да…
Сравним два равенства:
(a—b)(a+b) = a2–b2
и
a2–b2 = (a—b)(a+b)
Для математики эти два равенства абсолютно одинаковы. А вот для нас с вами — не совсем. Возьмём первую запись, слева направо:
(a—b)(a+b) = a2–b2
Это самое обычное умножение скобок, не более того. Никаких принципиально новых возможностей. А теперь возьмём второй вариант того же равенства, справа налево:
a2–b2 = (a—b)(a+b)
А вот такая запись резко повышает уровень вашей математической культуры! Почему? Потому, что такая запись формулы, справа налево, — это разложение на множители! А разложение на множители — процедура поважнее простого умножения, да…) Сомневаетесь? Не надо. В соответствующей теме подробно расскажу.)
И такое разложение на множители имеет место быть во всех формулах сокращённого умножения! Почему? Давайте внимательно посмотрим на наш список. В левой части каждой формулы мы увидим перемножение скобок:
(a+b)2 = (a+b)(a+b) =…
(a-b)2 = (a-b)(a-b) = …
(a-b)(a+b) = …
(a+b)3 = (a+b)(a+b)(a+b) =…
и т.д.
Стало быть, левая часть каждой формулы разложена на множители, а вот правая часть — нет. Список, что приведён выше, — это, действительно, всего лишь сокращённое умножение. Но! Стоит только поменять местами левую и правую части каждой из формул, как тот же самый список становится формулами разложения на множители!
Для полного понимания перепишу этот список ещё разок, но справа налево. Вот так:
Такая обратная запись формул сокращённого умножения идеально подходит для разложения на множители многочленов, для сокращения алгебраических дробей и для решения самых разнообразных примеров. Но есть существенная проблема. Как их запомнить?
Запоминаем формулы сокращённого умножения! Секретные приёмы…
Начинаем с самого простого — запоминаем названия формул. Это совсем легко. Смотрим в таблицу и видим выражение (a+b)2. Или квадрат скобок. А в скобках что? Правильно, сумма! Стало быть, выражение (a+b)2 называется квадрат суммы. Аналогично, (a—b)2 называется квадрат разности. Элементарно, Ватсон!
С выражениями (a+b)3 и (a—b)3 всё то же самое — куб суммы и куб разности соответственно.
А как назвать a2–b2? «Одно выражение в квадрате минус другое выражение в квадрате?» Точно, но слишком уж длинно. Зато разность квадратов — и точно, и кратко!
Надеюсь, что названия сумма кубов и разность кубов у вас уже не вызовут недоумения?
А вот теперь начинается самое сложное — запоминание самих формул, со всеми этими выражениями. К сожалению, здесь тот самый случай, когда без механической памяти не обойтись. Это огорчает.
Однако здесь у нас с вами тайные знания! Эти знания помогут вам побыстрее сориентироваться во всех этих скобках, плюсах/минусах, квадратах/кубах, сведя механическую зубрёжку к минимуму. Читаем дальше и вникаем.
Итак, начинаем с квадрата суммы:
Просто медитировать, сверля формулу взглядом, будет недостаточно. Для лучшего запоминания настоятельно рекомендую выучить (да-да, именно выучить!) словесную формулировку:
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения ПЛЮС удвоенное произведение первого выражения на второе ПЛЮС квадрат второго выражения.
Эта мантра реально облегчает жизнь во многих разделах школьной математики! Да и в институте, при работе со всякими там пределами да интегралами, тоже. Ещё не раз вспомните эту формулировку добрым словом!)
Если вы запомнили квадрат суммы, то дальше будет проще. Можно включать логику и здравый смысл. Переходим к квадрату разности:
Сравните с квадратом суммы! Нашли отличие? Да! Перед удвоенным произведением появился минус. Ведь должен же он где-то появиться?! Перед a2 и b2 он появиться никак не может, ибо любое число в квадрате есть число положительное. Остаётся только серединка.) Для понимания рекомендую просто перемножить скобки сами на себя да привести подобные. И тогда у вас пропадут все вопросы.
В словесной расшифровке:
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения МИНУС удвоенное произведение первого выражения на второе ПЛЮС квадрат второго выражения.
Разность квадратов:
Эта формула обычно и так легко запоминается. Единственное, можно случайно влепить в скобки два плюса или два минуса. Но тогда это уже будут квадрат суммы и квадрат разности. А это — совсем другие формулы…
Итак:
Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Переходим к следующей группе формул — к сумме и разности кубов:
Приём для запоминания здесь следующий. В первых скобках (маленьких) знак совпадает со знаком в исходном выражении: плюс-плюс, минус-минус. А вот во вторых (больших) скобках — меняется на противоположный. Причём меняется не перед квадратами, а снова посерединке! Квадраты a2 и b2 — положительные!
Кстати, посмотрите внимательнее на большие скобки в каждой из формул и сравните с формулами квадрата суммы и квадрата разности!
Нашли отличия? Да! В кубах не хватает двойки посерёдке. Именно по этой причине выражения в больших скобках
a2+ab+b2
и
a2—ab+b2
часто называют неполным квадратом суммы/разности.
А теперь можно и шаблонные словесные формулировки из учебников привести:
Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности.
Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений и неполного квадрата их суммы.
Вот так. Слово «неполный» хорошо помогает не запутаться. Допустим, в тревожной боевой обстановке на контрольной или экзамене нахлынули сомнения — писать двойку в сумме/разности кубов или нет? Вот тут самое время вспомнить, что в кубах стоят неполные квадраты. А для полных квадратов есть свои формулы. Которые к кубам не имеют никакого отношения.
Остаётся последняя парочка — куб суммы и куб разности:
Эти две формулы встречаются в заданиях пореже предыдущих пяти, но знать их тоже не помешает, да. Претендуете на пятёрку? Тогда читаем дальше!
Итак, как запомнить куб суммы? Во-первых, все знаки в формуле — плюсы! Оно и естественно. Ведь мы же перемножаем только положительные выражения, так с какого перепугу минусам-то взяться? Первое и последнее слагаемые — чистые кубы первого и второго выражений. А вот по центру — утроенные произведения.
Обратите внимание, как в формуле идут переменные a и b! Переменная a идёт по убыванию степени — сначала a3, потом a2, потом просто a (т.е. a1), а в последнем слагаемом буква a и вовсе исчезает, превращаясь в единичку или a0. Для полной ясности ситуации последнее слагаемое b3 я перепишу вот так:
b3 = 1∙b3 = a0∙b3
А вот переменная b — наоборот, идёт по возрастанию степени. От нуля и до тройки включительно: в первом слагаемом переменной b нет (т.е. она сидит в виде единички, или b0), во втором b1, в третьем b2, в четвёртом b3.
Но и это ещё не всё! Смотрите-ка, какая интересная штука: сумма степеней a и b в каждом из слагаемых всегда равна трём! Например:
a3 = a3·b0 (3+0=3)
3a2b = 3a2b1 (2+1=3)
и так далее…
Такой порядок хорошо помогает не запутаться.)
Если вы уловили принцип запоминания куба суммы, то куб разности запомнится без проблем. Всё то же самое, только минусы надо правильно расставить. А это очень легко сообразить! Какая переменная у нас с минусом? Правильно, переменная b! Следовательно, в слагаемых, где b стоит в первой степени и в кубе — будет минус. Ибо любой минус в нечётной степени всегда даёт минус. А вот минус в квадрате (b2) даст плюс. И все дела.)
Разумеется, изложенные выше советы — это не жёсткие правила математики. Это просто практические приёмы, помогающие более быстрому и комфортному запоминанию. Чисто для себя. Куда уж лучше, чем механическая зубрёжка, правда?)
Но, как ни крути, самый надёжный способ запомнить эти формулы — решать побольше примеров. Тогда весь этот перечень запомнится очень быстро. Сам собой, можно сказать.
Ну что, потренируемся?)
Примеры на формулы сокращённого умножения.
Начнём с самого простого — с прямого применения формул. Для разминки.)
Преобразовать в многочлен:
(5x+4y)2
Сразу видим квадрат скобок. А в скобках — сумму. Значит, работаем по самой первой формуле, вот этой:
Вспоминаем словесную формулировку: «Квадрат первого выражения…». За первое выражение у нас идёт 5x. Квадрат будет 25х2. Вот и пишем:
(5x+4y)2 = 25х2….
Идём дальше: «Плюс удвоенное произведение первого выражения на второе…». Удвоенное — это умножение на двойку. Первое выражение — это 5x, второе — это 4y. Продолжаем:
(5x+4y)2 = 25х2+2∙5x∙4y….
«Плюс квадрат второго выражения.» В роли второго выражения у нас 4y. Квадрат — это 16y2. Получим:
(5x+4y)2 = 25х2+2∙5x∙4y+16y2
Практически всё. Осталось «причесать» удвоенное произведение (перемножить 2∙5∙4) и получим окончательный ответ:
(5x+4y)2 = 25х2+40xy+16y2
Это было разминочное задание. А теперь примерчик посерьёзнее.
Разложить на множители:
4x2–20x+25
Что, внушает? Опять смотрим на наш список. Но не на тот, что в начале урока (для умножения), а на второй, для разложения на множители. Вот на этот:
Тут, разумеется, нашего выражения нет. Ну и что? Здесь важно понимать, что под буквами a и b может скрываться всё что угодно — и числа, и другие буквы, и более сложные выражения. Поэтому смотрим на список и ищем похожую формулу. И зацепкой будут степени переменной.
В нашем выражении есть x2 и просто x. Ясное дело, отбрасываем все формулы с кубами — у нас их явно нет. Далее выкидываем из рассмотрения формулу разности квадратов: там нет переменных в первой степени, только квадраты. А у нас — есть.
Остаются первые две формулы — квадрат суммы или квадрат разности. Уже проще, не так ли? Осталось сообразить, что в формуле квадрата суммы — только плюсы. А в нашем выражении в серединке стоит минус. Стало быть, похожая формула — это квадрат разности.
Но не факт, что квадрат разности сработает, совсем не факт… Наша задача — убедиться, что предложенное выражение 4x2–20x+25 точно соответствует квадрату разности. Только тогда у нас появится возможность записать и правую часть равенства (т.е. разложение на множители).
Для удобства я перепишу формулу и исходное выражение прямо одно под другим:
a2—2ab+b2 = (a—b)2
4x2–20x+25 = ….
Надо выяснить, что скрывается под буквами a и b в нашем выражении. Начинаем по порядочку — с самого первого слагаемого. Допустим, a2 — это 4x2. Тогда чему равно само а? Какое выражение в квадрате даёт 4x2? Очевидно, что 2х. Тогда a=2x. Есть! Первое выражение нашли.
А что может скрываться под b2. Ну, точно не 20х! Во-первых, икс уже в букве a сидит, а во-вторых, b2 должно быть с плюсом. А 20х у нас с минусом. Значит, под b2 скрывается число 25! Стало быть, b — это пятёрка!
Итого: a=2x, b=5
Всё? Можно записывать разложение? Пока нет.
Нужна последняя, контрольная проверка по выражению 20х. Надо убедиться, что наши 20х точно соответствуют удвоенному произведению 2ab.
Итак, затаив дыхание составляем удвоенное произведение первого и второго выражений:
2ab = 2∙2x∙5 = 20x
Ура! Совпало! Значит, наше выражение — это действительно квадрат разности 2х и 5. Вот теперь можно со спокойной душой записывать ответ:
4x2–20x+25 = (2х-5)2
Идея ясна? Сначала ищем в списке похожую формулу, а затем сверяем с ней выражение, предложенное в задании, на полное соответствие. Если повезло и всё совпало, то записываем ответ. Если не повезло, то, значит, раскладывать надо как-то иначе.
Это были самые простые примеры, для младшеньких. А теперь переместимся в старшие классы, с их синусами да логарифмами. Да-да, старшеньким формулы сокращённого умножения тоже бывают нужны!
Например, такое задание:
Упростить:
cos4x — 2cos2x∙sin2x + sin4x
Вся мощь тригонометрии слабо помогает в этом примере. Только алгебра седьмого класса и спасает, да…
Конечно, это выражение сильно смахивает на квадрат разности. Вот и пробуем применить эту формулу к нашему выражению! Что будет скрываться под буквами a и b? Конечно же, cos2x и sin2x. Удвоенное произведение, ясен перец, будет 2cos2x∙sin2x, как, собственно, в нашем выражении и записано. Смело сворачиваем нашего монстра в квадрат разности по формуле:
cos4x — 2cos2x∙sin2x + sin4x = (cos2x — sin2x)2
А вот теперь и тригонометрия в игру вступает! Что у нас в скобочках? У нас в скобочках косинус двойного угла!
cos2x — sin2x = cos2x
Вот вам и ответ:
cos4x — 2cos2x∙sin2x + sin4x = cos22x
Или такое задание:
Вычислить:
Пример не подарок, прямо скажем… Логарифмические формулы явно не катят, да и сами логарифмы ровно не считаются… Проверим на алгебру? Числитель явно намекает на применение формулы разности квадратов.
Вот этой: a2–b2 = (a-b)(a+b)
В роли a и b у нас логарифмы. Ну и что? Это формулу никак не портит, ибо законы алгебры работают во всей математике. Смело заменяем числитель дроби на произведение скобок и пишем:
А вот теперь и логарифмические формулы заработали! В первых скобках (разность) получается lg4, который и сокращается благополучно со знаменателем. А во вторых скобках (сумма) будет lg100. Что по свойствам логарифмов есть 2.
Конечно, подобные примеры в этом уроке легко решаются. Но на практике, когда ученик глубоко погружён в синусы/косинусы да логарифмы, разложение на множители просто не приходит в голову…
Посему практический совет:
Проверяем замороченные примеры на алгебру седьмого класса! В частности, на формулы сокращённого умножения.
И напоследок…
О типичном ляпе, который сразу же показывает блистательное отсутствие хоть какого-то понимания. Ляп настолько часто встречается, что хочется заявить громко:
И запомните это крепко-накрепко!
Формулы — штука жёсткая! Раз требуют удвоенного произведения 2ab, помимо чистых квадратов, значит спорить бессмысленно. Напишете такое на контрольной — будьте готовы получить заслуженную двойку! Такого не прощают. Вот так.
Наглядный пример на добрую память с квадратом суммы. Всё-таки картинки иногда проливают свет на очень многие волнующие вопросы. Нарисуем в тетрадке квадрат со стороной a+b. Можно по клеточкам. Допустим, для конкретики, a — это 4 клетки, a b — это 2 клетки.
Вот так:
Очевидно, площадь всего квадрата будет равна квадрату его стороны, т.е. как раз (a+b)2. В числах, безо всяких формул, это будет (4+2)2 = 62 = 36.
А теперь, глядя на картинку, соображаем: из чего складывается эта площадь? Правильно! Из большого (зелёного) квадрата площадью a2, маленького (жёлтого) квадратика площадью b2 и двух прямоугольников по ab площадью каждый.
Вот и получается: (a+b)2 = a2+ab+ab+b2 = a2+2ab+b2
Или, в числах, для a=4 и b=2:
(a+b)2 = a2+2ab+b2= 42+2∙4∙2+22 = 16+16+4 = 36
Вот и все дела. )
Упражнение для интересующихся: аналогичным образом доказать геометрически (т.е. через квадраты и прямоугольники) две другие формулы сокращённого умножения с квадратами — квадрат разности и разность квадратов. Попробуйте! Интересно.)
Ну что, порешаем?)
1. Преобразовать в многочлен стандартного вида:
(5a+1)2=
(3y-4)2=
(a-y3)2=
(a2+b2)2=
(3b-1)(3b+1)=
(x+7)(7-x)=
(3x+2)3=
Ответы (в беспорядке):
9b2 — 1
9y2-24y+16
27x3+18x2+36x+8
a4+2a2b2+b4
25a2+10a+1
49-x2
a2-2ay3+y6
Ну как, размялись? Получилось? Тогда продолжаем:
Разложить на множители:
16x2+8x+1 =
36x2y4-60xy2+25=
y2-100=
81a2-64x2y6=
27m3+8=
64x3-y6=
Ответы (в беспорядке):
(y-10)(y+10)
(4x-y2)(16x2+4xy2+y4)
(4x+1)2
(9a-8xy3)(9a+8xy3)
(6xy2-5)2
(3m+2)(9m2-6m+4)
И это получилось? Блеск! Значит, формулы сокращённого умножения на самом минимально необходимом уровне вы освоили. Можно браться за задания посерьёзнее.
Что-то не срослось? Бывает… Возможно, проблема не в самих формулах, а в банальной арифметике — знаках, действиях со степенями. Повторите степени! Без отточенного навыка работы со степенями дальше идти нельзя. К сожалению…
А вообще, рецепт здесь простой — решать побольше заданий! Да-да! Задания этого урока — капля в море. Помогут, но не сильно. Маловато их… Берите любой учебник 7-го класса и решайте, решайте! До автоматизма. А сайт — ваш надёжный помощник! Тогда формулы сами собой и запомнятся. А труды окупятся. Проверено!)
полиномиальных тождеств
Когда у нас есть сумма (разность) двух или трех чисел в степени 2 или 3, и нам нужно удалить скобки, мы используемполиномиальные тождества (короткие формулы умножения) :
(x + y) 2 = x 2 + 2xy + y 2
(x — y) 2 = x 2 — 2xy + y 2
Пример 1: Если x = 10, y = 5a
(10 + 5a) 2 = 10 2 + 2·10·5a + (5a) 2 = 100 + 100a + 25a 2
Пример 2: если x = 10 и y равно 4
(10 — 4) 2 = 10 2 — 2·10·4 + 4
Верно и обратное:
25 + 20а + 4а 2 = 5 2 + 2·2·5 + (2а) 2 = (5 + 2а) 2
Последствия приведенных выше формул:
(-x + y) 2 = (y — x) 2 = y 2 — 2xy + x 2
(-x — y) 2 = (-(x + y)) 2 = (x + y) 2 = x 2 + 2xy + y 2
Формулы для 3 степени:
(x + y) 3 = x 3 + 3x 2 y + 3xy 2 + y 3
(x — y) 3 900 07 = х 3 — 3х 2 у + 3xy 2 — y 3
Пример: (1 + a 2 ) 3 = 1 3 + 3,1 2 . a 2 + 3.1.(а 2 ) 2 + (а 2 ) 3
= 1 + 3а 2 + 3а 4 + а 6 9001 9 (x + y + z) 2 = x 2 + y 2 + z 2 + 2xy + 2xz + 2yz
(x — y — z) 2 9000 7 = х 2 + у 2 + z 2 — 2xy — 2xz + 2yz
Правила фактора
х 2 — у 2 = (х — у)(х + у)
х 2 + у 2 = (х + у) 2 — 2xy
или
x 2 + y 2 = (x — y) 2 + 2xy
Пример: 9a 2 — 25b 2 = (3a) 2 — (5b) 2 = (3а — 5б)(3а + 5б)
x 3 — y 3 = (x — y)(x 2 + xy + y 2 )
x 3 + y 3 = (х + у)(х 2 — ху + у 2 )
Если n натуральное число
х n — y n = (x — y)(x n-1 + x
Если n четно (n = 2k)
x n + y n = (x + y)(x n-1 — x n-2 y +…+ y n-2 x — y n-1 900 07 )
Если n нечетно (n = 2k + 1)
x n + y n = (x + y)(x n-1 — x n-2 y +…- y n-2 x + y n-1 900 07 ) 92 + 20$
3) Решите уравнение: x 2 — 25 = 0
Решение: x 2 — 25 = (x — 5)(x + 5)
=> мы должны решить следующие 2 уравнения:
x — 5 = 0 или x + 5 = 0
поэтому уравнение имеет два решения: x = 5 и x = -5
Связанные ресурсы:
Викторина по полиномиальным тождествам
Упрощение полиномиальных выражений — задачи с решениями
Факторинг полиномов — задачи с решениями
Полиномиальные тождества на форуме
Умножение комплексных чисел
Комплексное число — это комбинация действительного числа и мнимого числа:
Действительное число — это число, которое мы используем каждый день.
Примеры: 12.38, ½, 0, −2000
Мнимое число, возведение в квадрат которого дает отрицательный результат:
«Единица» мнимого числа, возведенная в квадрат, равна −1
i 2 = −1
Примеры: 5 i , −3,6 i , i /2, 500 i
Примеры комплексных чисел:
3,6 + 4 и | | (действительная часть 3,6, мнимая часть 4 i ) |
−0,02 + 1,2 i | | (действительная часть равна −0,02, мнимая часть равна 1,2 i ) |
25 − 0,3 i | | (действительная часть равна 25, мнимая часть равна −0,3 i ) |
Любая часть может быть равна нулю:
0 + 2 и | | (нет реальной части, мнимая часть 2 i ) | | то же, что и 2 i |
4 + 0 i | | (действительная часть равна 4, мнимая часть отсутствует) | | то же, что и 4 |
Умножение
Чтобы умножить комплексные числа:
Каждая часть первого комплексного числа умножается на
каждая часть второго сложного номера
Просто используйте «ФОЛЬГА» , что означает « F первых, O маточных, I внутренних, L астровых» (дополнительную информацию см. в Биномиальное умножение):
| |
(a+b i )(c+d i ) = ac + ad i + bc i + bd i 2 |
Вот так:
Пример: (3 + 2
i )(1 + 7 i )(3 + 2 i )(1 + 7 i ) = 3×1 + 3×7 i + 2 i ×1+ 2 i ×7 i 903 38
= 3 + 21 i + 2 i + 14 i 2
= 3 + 21 i + 2 i − 14 (потому что i 2 = −1)
= −11 + 23 i
Вот еще один пример:
Пример: (1 +
i ) 2(1 + i ) 2 = (1 + i )(1 + i )
= 1×1 + 1× i + 1× i + i 2
= 1 + 2 i − 1 (поскольку i 2 = −1) 9 0019
= 0 + 2 i
Но есть быстрее Способ!
Используйте это правило:
(a+b i )(c+d i ) = (ac−bd) + (ad+bc) i
Пример:
(3 + 2 i )(1 + 7 i ) = (3×1 − 2×7) + (3×7 + 2×1) i
= − 11 + 23 i
Почему это правило работает?
Это просто метод «ФОЛЬГА» после небольшой работы:
(a+b i )(c+d i ) | = | ac + ad i + bc i + bd i 2 | ФОЛЬГА метод | |
= | ак + ад я + бк я — бд | (потому что i 2 = −1) | ||
= | (ac — bd) + (ad + bc) i | (сбор одинаковых терминов) |
И вот вам шаблон (ac − bd) + (ad + bc) i .
Это правило, безусловно, быстрее, но если вы его забудете, просто запомните метод FOIL.
Теперь давайте посмотрим, как выглядит умножение на комплексной плоскости.
Сложный самолет
Это сложный самолет: | Это самолет для сложных номеров ! |
Мы можем построить комплексное число, например 3 + 4i : Размещается
| |
Умножение на i
Умножим на i : (3 + 4 i ) x i = 3 i + 4 i 2 , что упрощается до (потому что i 2 = −1): −4 + 3 i |
И вот что интересно. .. это то же самое, что и , вращающийся под прямым углом (90° или π/2)
Это было просто странное совпадение?
Попробуем еще раз умножить на i : (-4 + 3 i ) x i = -4 i + 3 i 2 = -3 — 4 i и еще раз : (−3 − 4 i ) x i = −3 i − 4 i 2 = 4 − 3 i 9033 8 и еще раз : (4 − 3 i ) x i = 4 i − 3 i 2 = 3 + 9 0555 4 и |
Разве это не потрясающе? Каждый раз он поворачивается на прямой угол, пока не окажется там, где начал.
Попробуем на номер 1:
|
Каждый раз поворот под прямым углом.
Выберите свой собственный комплексный номер и попробуйте сами, это хорошая практика.
Давайте теперь более внимательно посмотрим на углы.
Полярная Форма
Наш дружный комплексный номер 3+4i : | ||
Вот опять, но в полярной форме: |
Таким образом, комплексное число 3 + 4i также может быть представлено как расстояние (5) и угол (0,927 радиан).
Как мы делаем преобразования?
Пример: число
3 + 4iМы можем сделать декартово преобразование в полярное:
- r = √(x 2 + y 2 ) = √(3 2 + 4 2 ) = √25 = 90 337 5
- θ = тангенс -1 (y/x) = тангенс -1 (4/3) = 0,927 (до 3 десятичных знаков)
Мы также можем взять полярные координаты и преобразовать их в декартовы координаты:
- x = r × cos( θ ) = 5 × cos( 0,927 ) = 5 × 0,6 002. .. = 3 (достаточно близко)
- y = r × sin( θ ) = 5 × sin( 0,927 ) = 5 × 0,7998… = 4 (достаточно близко)
На самом деле, обычный способ записать комплексное число в полярной форме:
x + i y | = | r cos θ + i r sin θ |
= | r(cos θ + i грех θ ) |
И «cos θ + i sin θ » часто сокращается до «cis θ », поэтому:
x + i у = r цис θ
цис — это просто сокращение для , потому что θ + i sin θ
Итак, мы можем написать:
3 + 4i = 5 цис 0,927
В некоторых предметах, таких как электроника, «цис» используется очень часто!
Теперь еще немного об умножении
Давайте попробуем другое умножение:
Пример: Умножьте 1+i на 3+i
(1+ i ) (3+ i ) =1(3+ я ) + i (3+ i )
=3 + i + 3 i + i 2
=3 + 4 i − 1
= 2 + 4 i
А вот результат на комплексной плоскости:
Но интереснее увидеть эти числа в полярной форме:
Пример: (продолжение)
Преобразовать 1+i в полярную:
- r = √(1 2 + 1 2 ) = √2
- θ = тангенс -1 (1/1) = 0,785 (до 3 десятичных знаков)
Преобразовать 3+i в полярную:
- r = √(3 2 + 1 2 ) = 9 0337 √10
- θ = tan -1 (1/3) = 0,322 (до 3 десятичных знаков)
Преобразовать 2+4i в полярную:
- r = √(2 2 + 4 2 ) = √20
- θ = тангенс -1 (4/2) = 1,107 (до 3 десятичных знаков)
Взгляните на значения r в течение минуты. Они как-то связаны?
А как насчет θ значений?
Вот это умножение в одну строку (с использованием «цис»):
(√2 цис 0,785) × (√10 цис 0,322) = √20 цис 1,107
9000 5 Это самое интересное:- √2 х √10 = √20
- 0,785 + 0,322 = 1,107
Итак:
Величины умножаются.
И углы добавляются.
При умножении в полярной форме: умножьте величины, добавьте углы.
И поэтому при умножении на i получается прямой угол:
i имеет величину 1 и образует прямой угол на комплексной плоскости
Квадратура
Квадратура комплекса число, умножьте его само на себя:
- умножьте величины: величина × величина = величина 2
- добавляем углы: угол + угол = 2 , поэтому мы удваиваем их.
Результат: квадрат величин, удвоение угла.
Пример: возведем в квадрат 1 +
2 i :(1 + 2 90 337 i )(1 + 2 i ) = 1 + 4 i + 4 i 2 = −3 + 4 i
На диаграмме угол выглядит (и есть!) удвоенным.
Также:
- Величина (1+2 i ) = √(1 2 + 2 2 ) = √5
- Величина (−3+4 i ) = √(3 2 + 4 2 ) = √25 = 5
Таким образом, величина тоже была возведена в квадрат.
В общем, комплексное число, подобное:
r(cos θ + i sin θ )
Когда в квадрате становится:
90 005 r 2 (cos 2 θ + i sin 2 θ )(величина r возводится в квадрат, а угол θ удваивается). 54 θ
Формула де Муавра
А математик Абрахам де Муавр обнаружил, что это работает для любого целого показателя степени n :
[ r(cos θ + i sin θ ) ] n = r n (cos n θ + i sin n θ )
(величина становится r n угол становится nθ . )
Или короче «cis «обозначение:
(r цис θ ) n = r n цис n θ
Пример: Что такое (1+
i ) 6 90 147Преобразование 1+ i в полярное:
- r = √(1 2 + 1 2 ) = √2
- θ = тангенс -1 (1/1) = π/4
В цис-нотации: 1+ i = √2 цис π/4
Теперь, с показателем степени 6, r становится r 6 , θ становится 6θ :
(√2 цис π/4) 6 = (√2) 6 цис 6π/4 = 8 цис 3π/2
Теперь величина равна 8, а угол равен 3π/2 (= 270° )
Это также 0−8 i (см. схему)
Сводка
- Используйте «ФОЛЬГА» для умножения комплексных чисел,
- Или используйте формулу:
(a+b i )(c+d i ) = (ac−bd) + (ad+bc) i
- Или используйте полярную форму, а затем умножьте величины и сложите углы.