Тест и курс по олигофренопедагогике
Тест «Основы олигофренопедагогики и олигофренопсихологии»
Позволяет проверить уровень знаний в вопросах физических, психофизиологических и психологических особенностей детей с нарушениями интеллекта. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе. Благодарим за сотрудничество с институтом АНО ДПО ИДПК ГО!
1. С какой наукой олигофренопедагогика имеет наиболее тесную связь?
олигофренопсихологией
медицинской психологией
общей психологией
детской психиатрией
2. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится к:
эмпирическим методам
организационным методам
интерпретационным методам
способам обработки данных
3. Процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР,включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество:
обучение
социализация
специальное образование
образование
4. Учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с ОПФР:
учреждение образования общего типа
обучение на дому
интегрированное обучение
специальное учреждение образования
5. … –это физический и психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития
аффект
дидактогения
дефект
депривация
6. Отставание в умственном развитии органического генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в пренатальный и натальный периоды и в первые три года жизни:
деменция
депривация
дезадаптация
олигофрения
7. К специальным понятиям олигофренопедагогики относят:
адаптация, реабилитация, компенсация, коррекция
все ответы верны
личность, психика, деятельность, сознание, поведение
обучение, воспитание, развитие
8. Олигофренопсихология — это:
психология глухих
психология умственно отсталых
психология слепых
9. Какое из данных определений является верным?
олигофренопедагогика это педагогическая паука о воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
олигофренопедагогика — это педагогическая наука о воспитании и обучении лиц с задержкой психического развития и с интеллектуальной недостаточностью
олигофренопедагогика это педагогическая наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями речи
олигофренопедагогика — это одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности детей с интеллектуальной недостаточностью;
10. В задачи олигофренопсихологии входит:
психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями в разных условиях
все ответы верны
разработка средств психологической коррекции недостатков развития
психологическая коррекция дезадаптации лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности
психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью
изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями в разных условиях, и, прежде всего, в условиях специального обучения
создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальных нарушений
11. У умственно отсталых учащихся наиболее развито:
словесно-логическое мышление
наглядно-образное мышление
абстрактное мышление
наглядно-действенное мышление
12. Этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования отдельных психических функций –это:
ранний возраст
подростковый возраст
дошкольный возраст
сензитивный возраст
13. Сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма, включающий восстановление или замещение утраченных функций это:
адаптация
компенсация
коррекция
коммуникация
14. Система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков детей с нарушением развития — это:
реабилитация
коррекционно-воспитательная работа
игротерапия
15. К смежным с олигофренопедагогикой медицинским наукам не относятся: :
невропатология
генетика
фтизиатрия
психиатрия
16.
дефицитарное развитие
недоразвитие
задержанное развитие
искаженное развитие
17. Система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с ОПФР в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения:
ранняя комплексная помощь
абилитация
социализация
реабилитация
18. Класс, где дети с ОПФР обучаются совместно с обычными детьми, называется:
коррекционный класс
класс выравнивания
дифференцированный класс
интегрированный класс
19. К методам исследования в олигофренопедагогикеотносят:
всё выше перечисленное
наблюдение
изучение продуктов детской деятельности
беседу
анкетирование
изучение психолого-педагогической документации
20. Сохранение в организме и психике особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития называется:
инфантилизм
мутизм
негативизм
онтогенез
Курс №3.29. Практическая олигофренопедагогика и психология (700-350 часов)
Автор публикации
Categories: все тесты*, ОВЗ*, Педагогика*, Психология*, ФГОС, Школа*Tags: Дистанционные курсы, Курсы для ДПО, Курсы для учителя, Образцы дипломов ИДПК, ОВЗ инклюзия, тесты для учителя, тесты по психологии
«Олигофренопедагогика» — Коррекционная школа — Тесты
« Олигофренопедагогика»
20190508/520/24/мДЕФ
Выберите один правильный ответ.
1. Олигофренопедагогика — это
а) педагогическая наука о вопросах обучения и развития детей с интеллектуальным недоразвитием;
б) отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности;
в) педагогика, изучающая пути и методы предупреждения социальных отношений.
2. Выберите какая из задач не относится к олигофренопедагогике:
а) разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта;
б) определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта;
в) разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития;
г) разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
д) научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами;
3. Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в следствии
а) тотального поражения цнс;
б) локального поражения цнс;
в) органического поражения цнс
4. Термин олигофрения был введен:
а) Л.С. Выготским;
б) А.Р. Лурия;
в) Э. Крепелиным
г) другие варианты
5. Автором педагогической классификации олигофренопедагогики (по степени выраженности недоразвития) является:
а) Э. Крепелин;
б) М.С. Певзнер;
в) Г.Е. Сухарева;
г) другие варианты
6. Классификация М.С. Певзнер относится к категории:
а) психолого-педагогической;
б) клинической;
в) медико-психолого-педагогической.
7. В коррекционных учреждениях VIII вида обучаются дети:
а) с ЗПР;
б) с интеллектуальным недоразвитием;
в) с эмоциональным нарушением
8. Олигофренопедагогика – это:
а) отрасль специальной педагогики;
б) лечебная педагогика;
в) народная педагогика.
Дети с интеллектуальными нарушениями это:
а) дети с сенсорными нарушениями (нарушение слуха и зрения)
б) дети с нарушениями речи
в) дети умственно-отсталые и дети с ЗПР
г) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Какая из педагогических наук занимается воспитанием и обучением умственно-отсталых детей:
а) олигофренопедагогика
б) сурдопедагогика
в) тифлопедагогика
г) логопедия
11. Причиной вызывающей умственную отсталость, является
а) тяжелое инфекционное заболевание
б) тяжелое материальное положение
в) педагогическая запущенность
г) вредная привычка
12.Стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, называется:
а) идиотия.
б) олигофрения.
в) дебильность.
г) ЗПР.
13. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Это симптомы:
а) дебильности.
б) олигофрении.
в) идиотии.
14. Основной чертой, характерной для лиц страдающих ___ является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
а) дебильностью.
б) имбецильностью.
в) идиотией.
15.Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре. Это признаки:
а) Дебильности.
б) Идиотии.
в) ЗПР.
г) Умственной отсталости.
16. Самая тяжелая степень умственной отсталости — это
а) дебильность.
б) имбецильность.
в) идиотия.
17.Деменция – это
а) стойкое ослабление познавательной деятельности;
б) врожденное слабоумие;
в) задержка психического развития.
18.Укажите русского педагога-дефектолога, который первый начал работать с глубоко умственно отсталыми детьми:
а) Грабаров А. Н.;
б) Грачева Е.К.;
в) Дульнев Г.М.;
г) Власова Т.А.
19. В России первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей было открыто доктором:
а) Ф. Пляцом
б) М.П. Постовской
в) В.П. Кащенко
20.Определите метод исследования олигофренопедагогики:
Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал – это..
а) беседа
б) анкета
в) эксперимент
г) наблюдение
21. Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется:
а) парциальностью;
б) мозаичностью;
в) тотальностью и необратимостью;
г) избирательными нарушениями.
22. Определите название одного из основных критериев умственной отсталости о котором идет речь:
психическое недоразвитие с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы — это
а) тотальность
б) непрогредиентность
23. _____________ формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением
а) осложненные
б) неосложненные
24. Неправильное строение клеток, несоответствие норме — это
а) атипия
б) олигофрения
25. К диагностическим критериям умственной отсталости НЕ относится:
а) клинический;
б) психологический;
в) педагогический.
г) социальный.
это что? Наука, специальность
В начале 21 века появилось большое количество публикаций по вопросам изучения, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями психического здоровья. Это объект, который изучает олигофренопедагогика. Что это? Это один из разделов дефектологии, изучающий проблемы подготовки умственно отсталых людей и рассматривающий вопросы их дальнейшей социальной реабилитации.
История отношения общества к слабоумию
Современная наука не располагает сведениями о том, какое положение ненормальные люди занимали в первобытных племенах. Однако доподлинно известно, что члены общества, не имевшие возможности принимать участие в производстве пищи, либо умирали сами, либо были убиты.
Нельзя назвать гуманным отношение общества к слабоумным не только в древности, но и в средние века. На таких людей смотрели как на лишенных человеческой природы и обреченных, поэтому не достойных сострадания и помощи. Общество пыталось оградить себя от тех, чье поведение в той или иной мере ущемляло его интересы.
Поворотным пунктом в отношении слабоумия стала Великая французская буржуазная революция (1786-1793). Это событие положило начало новой исторической вехе в развитии всего общества. Кроме того, эта революция оказала огромное влияние на развитие наук в различных областях знаний. В 1793 г. была опубликована Декларация прав человека, в которой, как и в некоторых декретах, говорилось, что общественная помощь несчастным людям должна считаться священной обязанностью. При этом оно рассматривалось не как милостыня или призрение, а как обязанность государства.
Во второй половине 19 века проблема слабоумия встала особенно остро. Это время характеризуется бурным развитием промышленности, усилением эксплуатации рабочих и значительным ухудшением их бытовых условий. Все это привело к росту числа ненормальных детей. Именно поэтому исследования деменции стали учитывать аспекты психолого-педагогического и клинического характера. Все работы проводились с целью дальнейшей перспективы развития интеллекта слабоумных людей.
Продолжение работ в этом направлении способствовало бурному расцвету естественных наук. Это способствовало возникновению в конце 19 — начале 20 века двух тенденций в понимании природы и природы слабоумия. Их представители сосредоточили свои усилия на поиске причин и клиническом изучении патологии, а также на обучении умственно отсталых детей. Так, значительный вклад в развитие олигофренопедагогики внесли такие психиатры, как В. Вейганд, В. П. Сербский, В. И. Яковенко и др.
Отношение к слабоумию в России
Православная Церковь начала проявлять заботу о убогих и юродивых на территории нашей страны еще в прежние времена. На это указывают официальные документы, относящиеся к X веку.
В древней Руси люди считали идиотов богоугодными и окружали их ореолом тайны и святости. Однако юродивые, бродившие по дорогам страны, причинили много зла. Они совершили большое количество преступлений и поджогов. Именно поэтому возникла необходимость их изоляции от общества. Первое такое заведение открыл в Риге доктор Фридрих Пляц. Это было лечебно-педагогическое учреждение для слабоумных и страдающих припадками. Служил в этом учреждении до 1941.
Мероприятия по воспитанию и обучению аномальных детей проводились в России и военных ведомствах с помощью специальных гимназий.
Олигофренопедагогика, история которой совершила новый виток в конце 19 века, получила мощный импульс в своем развитии благодаря работам психиатров И. Г. Игнатьевой и П. И. Ковалевского. При этом нередко указывали на недостаточность помощи государственных учреждений развитию умственно отсталых детей. В то же время Е.К. Грачева, занимавшаяся исследованиями в области обучения и воспитания ненормальных детей, указывала на вредность для общества игнорирования такой помощи.
Советский этап развития нашего государства отличается созданием дифференцированной сети специальных учреждений. Они были открыты для обучения детей с низким интеллектом.
Олигофренопедагогика — наука, получившая развитие в советский период благодаря фундаментальным трудам И. Г. Еременко, И. П. Лаужикаса, И. А. Грошенкова, М. Н. Перова и многих других исследователей.
На сегодняшний день данная дисциплина изучается в НИИ коррекционной педагогики Российской академии педагогических наук. Современная олигофренопедагогика — что это такое? Это направление, изучающее закономерности и особенности в развитии умственно отсталых детей, которые проявляются в процессе обучения. Исследования и разработки в этой области ведут современные олигофренопедагоги. На основе их работы вносятся определенные коррективы в систему не только специального, но и общего образования.
Связь с другими науками
Олигофренопедагогика не может существовать и развиваться без ряда смежных дисциплин, которые условно делятся на три блока. Это медицинская наука, психологическая, а также педагогическая. Каково значение этих направлений для олигофренопедагогики?
Что касается медицинских наук, то с их помощью ученые, изучающие проблему умственно отсталых детей, способны понять биологические причины патологии и суть изменений, произошедших в организме больного. В этом блоке находятся: физиология и анатомия, невропатология и нейрофизиология, психиатрия и психопатология, педиатрия и генетика. Эти дисциплины позволяют ученым понять те особенности, которыми обладает развитие умственно отсталого ребенка, что позволяет правильно разработать общеобразовательную систему.
С чем еще тесно связана олигофренопедагогика? Психология человека (общая, педагогическая и специальная) — дисциплина, исследования которой также очень важны для олигофренопедагогики. Они позволяют выявить закономерности, которые присутствуют у детей с нарушением интеллекта. Также с их помощью олигофренопедагоги получают представление о психических процессах, происходящих у таких больных. Это позволяет научно обосновать методы и приемы, применяемые на практике.
В воспитании и обучении детей с ограниченными интеллектуальными возможностями огромную помощь оказывает педагогика. Данная дисциплина позволяет определить специфику принципов, задач и содержания процесса обучения умственно отсталых школьников. В то же время педагогика заимствовала средства, методы и приемы, позволяющие воспитывать эту категорию воспитанников. В этот блок входит несколько наук. Среди них общая, социальная и специальная педагогика, а также дидактика воспитательной работы.
Общее понятие дисциплины
Итак, современная олигофренопедагогика — что это такое? Это наука, разрабатывающая педагогическую классификацию, способную обеспечить возможность не только индивидуального, но и дифференцированного подхода к детям с низким интеллектом. Кроме того, данная дисциплина указывает на методы и принципы воспитания таких учащихся, содержание их трудового обучения и общеобразовательной подготовки. Также в специальных учебных заведениях используются частные методы олигофренопедагогики как науки и рекомендации этой дисциплины используются для создания системы и структуры подобных школ.
Основные принципы
Всем, кто задается вопросом об олигофренопедагогике — что это такое, стоит знать, что эта дисциплина имеет те же истоки, что и педагогика. Также в ней рассматривается общая методика проведения урока, основы организации учебного процесса и т. д. Только, в отличие от педагогики, это научное направление изучает работу с умственно отсталыми детьми с учетом их особенностей. При этом такие принципы олигофренопедагогики, как образование и воспитание, развитие и формирование человека, имеют такое же значение, как и в общей педагогике.
Основные методы
Ученые-олигофренопедагоги в своей работе проводят:
- Исследования;
- Наблюдения;
- Анкетирование;
- Изучение результатов детской деятельности;
- Эксперименты;
- Изучение документации психолого-педагогического характера.
Все эти методы олигофренопедагогики как науки. Рассмотрим их подробнее.
При проведении наблюдений осуществляется целенаправленное изучение того или иного педагогического явления. В результате исследователь получает фактический материал. Наблюдение ставит перед собой определенную цель, имеет свои задачи, а также объект. При его выполнении ведутся протоколы (записи).
Часто работа ученых основывается на их исследованиях, одним из методов которых является беседа. Он позволяет получить необходимую информацию и уточнить то, что было недостаточно ясно при использовании других методов олигофренопедагогики. Проведите беседу по заранее разработанному плану.
Для проведения массового сбора информации ученым разрешается опрос. В ходе встречи адресаты письменно отвечают на поставленные вопросы.
Не менее ценный материал исследователи получают в процессе изучения изделий, изготовленных детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями. К такой продукции относятся различные поделки, рисунки, а также тетради с контрольными работами и выполненными заданиями по отдельным дисциплинам.
Следующий метод олигофренопедагогики основан на изучении разнообразной документации психолого-педагогического характера. Это медицинские карты и личные дела детей, их дневники, классные журналы, педагогические характеристики и т. д. С помощью этого метода они получают объективные данные, свидетельствующие о практике организации учебного процесса.
Особую роль в исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка приема, метода или содержания работы. Целью данного метода является определение педагогической эффективности образовательного процесса. Эксперимент состоит из следующих этапов:
- Теоретическая постановка проблемы, определение цели, предмета и объекта исследования, разработка проблемы и выдвижение гипотез;
- Методическая разработка методов исследования, а также методов дальнейшей обработки результатов;
- Проведение самого эксперимента в виде комплекса упражнений, серии заданий и т.п.;
- Аналитический качественный и количественный анализ имеющихся данных, формулирование выводов и составление практических рекомендаций.
Работа с умственно отсталыми детьми
Есть такая специальность — «олигофренопедагогика». Его получают люди, которые дополнительно обучают и воспитывают детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Однако следует учитывать, что данная профессия имеет ряд специфических особенностей. Итак, в задачу олигофренопедагога входят не только занятия со своими учениками с целью усвоения некоторого багажа школьных знаний. Этот специалист обучает детей навыкам, необходимым для дальнейшей самостоятельной жизни. Только при успешном выполнении этой задачи у ребенка-инвалида появится возможность приобщиться к достижениям и ценностям окружающего мира.
Олигофренопедагогика – это работа, направленная не только на детей, но и на их родителей, которые также нуждаются в консультации квалифицированного специалиста. Зарплата учителя коррекционного образования несколько выше, чем у его коллеги из обычной школы. И это при сокращенном рабочем дне. Кроме того, олигофренопедагог работает с небольшими группами детей (от 8 до 12 человек).
Ученики, как правило, ценят доброту своего учителя и любят его. Однако не все могут работать с детьми с низким интеллектом. Такой учитель должен иметь оптимистичный настрой. Без этого условия теряется смысл занятий с теми, кто нуждается в особой помощи. Вера в ребенка и человеческая доброта — условия, без которых не работает ни один педагогический метод.
Настоящий специалист должен видеть в каждой ученице-инвалиде уникальную личность и работать для нее. Да, эта деятельность связана со значительными эмоциональными, а иногда и физическими нагрузками. Однако видеть, что ребенок постепенно, шаг за шагом, добивается новых успехов – это настоящая радость для педагога.
Рабочее место
Олигофренопедагоги занимаются детьми в специальных садах и школах для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Рабочим местом таких специалистов также являются различные реабилитационные, а также социальные центры. Эта профессия востребована в некоторых общеобразовательных школах и медицинских учреждениях, в которых открыты классы для детей с задержкой психического развития. Во многом олигофренопедагог помогает детскому врачу-психоневрологу. Особенно это касается случаев комплексной диагностики патологии детской психики.
Основные характеристики
Олигофренопедагог не может работать без доброты и любви к детям. Кроме того, от такого специалиста нужны трудолюбие и ответственность, настойчивость, а также умение радоваться любым, даже незначительным, успехам своих подопечных. Важным условием такой специфической профессии является стремление к получению новых знаний. Ведь наука постоянно движется вперед, и учитель должен быть готов изучать и применять новые технологии и приемы, которые она предложила. Для получения новых знаний можно пройти курсы по олигофренопедагогике. Это позволит повысить существующую квалификацию и узнать о новых разработках исследователей в этой области.
Приобретение знаний
Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию их нарушений, владеть коррекционными методами и уметь оценивать результаты проделанной им работы. А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в МПГУ. В этом университете есть факультет дефектологии, готовящий специалистов в этом направлении. Профиль обучения – олигофренопедагогика.
Желающих получить эту профессию приглашает Московский городской педагогический университет. Потемкин. Обучение олигофренопедагогике на факультете специальной педагогики проходят все желающие связать свою жизнь с этой непростой профессией. Есть еще один столичный вуз, который занимается подготовкой квалифицированных кадров в этой сфере. Это Московский государственный гуманитарный университет. Шолохов. В данном учебном заведении имеется факультет дефектологии, который готовит специалистов по рассматриваемому направлению.
Получить профессию олигофренопедагога можно в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.
Татьяна Дегтяренко, Яна Шевцова. Реализация психофизиологической парадигмы олигофренопедагогики.
Татьяна Дегтяренко, Яна Шевцова.
(2016) Наука и образование, 8, 37-43. Одесса.
DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2016-8-8
Татьяна Дегтяренко ,
доктор медицинских наук, профессор кафедры биологии и здравоохранения, Украина140, Украина, 9 Национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского,
, ул. Фонтанская дорога, 4, г. Одесса, Украина,
Шевцова Яна, ассистент,
Департамент исправительного образования, Государственный университет Херсон,
27, Universytetska str., Kherson, Ukraine
Психофизиологическая реализация Paradigmme Algoglavise . педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллектуального развития является актуальным и перспективным направлением исследований, имеющим практическую направленность на творческие адаптивные методы коррекционно-развивающего обучения детей с психосоматическими нарушениями здоровья и отклонениями психофизического развития.
Анализ полученных результатов показал достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем интеллектуального развития по показателям информационной емкости зрительного гнозиса. Латентное время всех видов сенсомоторных реакций у умственно отсталых детей достоверно больше по сравнению со здоровыми детьми и нормальным диапазоном значений, что свидетельствует о сниженном характере их психомоторных качеств. Время выполнения четырех видов тестов по методике сенсомоторного возбуждения и сенсомоторной точности у детей основной группы с интеллектуальными нарушениями было значительно больше, чем у здоровых детей контрольной группы. Выявлена достоверность различия объективных показателей индекса энцефалической асимметрии (ИАИ) у детей с отклонениями интеллекта и без них. Этот показатель умственной отсталости у мальчиков и девочек равнялся 16,12 ± 3,42 у.е. и 14,14 ± 2,72 у.е. в то время как у здоровых детей ИЭИ составил 3,03 + 1,12 у.е. и 3,13 ± 1,08 у.е. соответственно. Полученные результаты позволили выявить особенности нарушений психомоторного развития, перцептивных и когнитивных качеств при умственной отсталости, которые проявлялись в следующем: уменьшение латентного времени сенсомоторных реакций у детей, повышение уровня сенсомоторного возбуждения, снижение уровня сенсомоторной точности, снижение уровня информативности зрительного гнозиса, дисбаланс нервных процессов и повышение индекса мозговой асимметрии.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
психофизиология, перцептивные и когнитивные функции, умственно отсталые младшие школьники, психомоторная система.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:
ЛИТЕРАТУРА:
1.
2. Дегтяренко Т.В. (2011). Психофизиология раннего онтогенеза. Киев: УАИП «Рада».
3. Дегтяренко Т.В., Шевцова Я.В. В. (2015). Диагностика и коррекция психомоторных расстройств у умственно отсталых детей. Одесса: ВМВ [на укр.].
4. Дегтяренко Т.В., Шевцова Я.В. В. (2010). Исследование состояния психомоторики у умственно отсталых младших школьников. Научно-практический журнал Южнонаучного центра НАПН Украины. Наука и освіта — Академический журнал Южного исследовательского центра Национальной академии образовательных наук Украины. Наука и образование, 4-5 [на украинском языке].
5. Дегтяренко Т.В., Шевцова Я.В. В. (2012).