Упрощение выражений примеры 5 класс: Упрощение выражений — урок. Математика, 5 класс.

Содержание

Тренажёр по математике (5 класс) на тему: Упрощение буквенных выражений.Решение уравнений .5 класс

1.

10 + х = 29                        19

2.

х — 14 = 21                              35

3.

34 – у = 18                         16

3.

28 · у = 84                               3

1.

5х + 8х = 13                        1

2.

6х + 7х = 26                            2

3.

3у + 9у = 24                2

4.

4у + 8у = 36                             3

5.

4а + 7а = 22                      2

6.

2а + 9a  = 33                            3

7.

14c – 6c = 16                      2

8.

16k – 8k = 24                           3

9.

17m – 8m = 36                   4

10.

15m – 6m = 45                  5

11.

24d – 17d = 21                   3

12.

23d – 16d = 28                         4

13.

4x + 10x – 13 = 1            1

14.

5x + 9x – 12 = 2                       1

15.

11y – 8y + 7 = 13                2

16.

12y – 9y + 8 = 17                      3

17.

3a + 16 + a — 8 = 20         3

18.

4a + 11 + a – 3 = 28                   4

19.

5b +12 — b — 4 = 32            6

20.

6b + 14 – b – 6 = 43              7

Учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме: «Упрощение выражений», урок в 5 классе

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0

АННОТАЦИЯ:

Тема урока – «Упрощение выражений», 5 класс

Необходимое оборудование и материалы для занятия – персональный компьютер, мультимедиа проектор.

Описание мультимедийного продукта (медиапродукта) — конспект урока + презентационное сопровождение.

Цель использования медиапродукта (презентации) на занятии:

— организовать деятельность учащихся по получению новых знаний учащихся по теме, позволяет увеличить темп обучения;

— использование презентации позволит изучаемый материал выстроить в чёткой логической последовательности;

— обеспечивает применение знаний к решению прикладных задач, отработку вычислительного навыка;

— позволяет учитывать различные каналы восприятия, активизирует лево-правополушарные способы восприятия информации учащимися.

СЦЕНАРИЙ УРОКА:

Цель урока:

Учить применять распределительное свойство умножения при упрощении выражений.

Решение примеров и задач по теме с использованием ИКТ; формирование и развитие познавательной мотивации учащихся к получению новых знаний.

Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Структура урока:

                I.            Организационный момент.

                II.            Устный счет. Сообщение темы урока.

                III.            Актуализация опорных знаний.

                IV.            Изучение нового материала.

                V.            Закрепление изученного материала.

                VI.            Физкультминутка.

                VII.            Работа по теме урока.

                VIII.            Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание.

Приложение:

Презентация к уроку «Упрощение выражений», для создания которой использована программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office 2007г., копия в программе Microsoft Office 2003г.
 

Ход урока:

                                 I.            Организационный момент.

                                II.            Устный счет. Сообщение темы урока.

Учитель: Математический язык — это язык чисел, букв, символов, рисунков и чертежей. На этом языке пишут при помощи своего особого алфавита. Для математических записей используют буквы латинского алфавита, цифры, знаки действий и много других символов, с которыми вы пока не знакомы. Изучать математический алфавит и учиться писать cлова и предложения на математическом языке вы будете в течение всего времени учебы в школе и после школы, какую бы специальность вы не выбрали. Очень важно уметь «переводить» математические записи на обычный язык и наоборот (слайд 2).

1. Восстановите цепочку вычислений (слайд 3 — 4):

30 ∙ 3 → ? — 45 → ? : 15 → ? ∙ 17 → ? + 49 → ?(ответы появляются в ячейках по щелчку)

19 ∙ 4 → ? + 8 → ? : 3 → ? + 22 → ? : 2 → ? (ответы появляются в ячейках по щелчку)

63 : 9 → ? + 23 → ? : 6 → ? ∙ 7 → ? + 15 → ? (ответы появляются в строке по щелчку)

41 — ? = 20 ∙ ? = 140 + ? = 200 : ? = 40 : ? = 2(ответы появляются в строке по щелчку)

2. Решите задачи (слайд 5 — 6):

А) На 5 грузовиках 75 ящиков. Сколько ящиков на шести таких машинах?  [90 ящиков]

Б) Токарь за 1 час делает 15 деталей, а его ученик 11 деталей. Сколько деталей сделают они за 8 часов работы. Решите задачу двумя способами.

     3.    Используя цифры 0, 1, 2, 3, запишите наибольшее и наименьшее четырехзначные числа (слайд 7).

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим правила, которые вы изучали в начальной школе, дадим им новое название и будем учиться применять их при упрощении выражений.

       III.  Актуализация опорных знаний.

 Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания) (слайд 8 — 9).

Выражения ( 5+4) ∙ 3 и 5 ∙ 3+ 4∙ 3 имеют одно и тоже значение. По рисунку видно, почему эти выражения равны.

ВЫВОД: Для того чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения.

Это правило выражает распределительное свойство умножения относительно сложения.

С помощью букв его записывают так: (a + b) c = ac + bc

 

Одинаковые значения имеют и выражения  (9- 5) ∙ 3 и 9 ∙ 3 – 5 ∙ 3.

ВЫВОД: Для того чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.

Это правило называют распределительным свойством умножения относительно вычитания.

С помощью букв его записывают так: (a — b) c = ac – bc

 

Вычислите, используя распределительное свойство умножения (слайд 10):

(100+2) ∙ 22

(200-2) ∙ 15

90 ∙ 25 + 10 ∙ 25

123 ∙ 27 — 23 ∙ 27

23 ∙ 16 + 16 ∙ 27

40 ∙ 87  — 39 ∙ 87 ( проверка с помощью анимации по щелчку)

    IV.     Изучение нового материала.

Выполните задания по данному условию (слайд 11):

  На столе стоят три вазы с розами. В первой вазе х роз, во второй – в 2 раза больше, а в третьей в 3 раза больше, чем в первой.

Запишите выражения для следующих величин:

число роз во второй вазе;

число роз в третьей вазе;

число роз во второй и третьей вазах вместе.

(Ответы возникают на слайде по щелчку: 2х, 3х, 2х + 3х)

 

Используя распределительный закон, преобразуйте выражение 2х + 3х  (слайд 12).

Проверь себя:  2х + 3х = 2 ∙ х + 3 ∙ х = ( 2+3) ∙ х = 5 ∙ х = 5х

Выражение мы записали в более простом виде или, как говорят математики, упростили.

Такие преобразования, в результате которых получается более простое выражение, называют упрощением выражений.

 Рассмотрим выражение 5х. Это произведение числа 5 и буквы х. Говорят, что число 5 – это числовой множитель или коэффициент,  а буква х – буквенный множитель.

Упрощая выражение 2х + 3х, мы сложили коэффициенты 2 и 3 , а буквенный множитель оставили без изменения.

Подумайте, как, используя распределительный закон, упростить выражение 8у – 5у (слайд13).

УПРОСТИТЕ:

7х + 2х                              11у – 3у

9а + 6а                               13с – 3с

(для проверки ответы возникают по щелчку)

Для упрощения выражений также применяют сочетательное свойство умножения.

3х ∙ 5 ∙ 10 = (3 ∙ 5 ∙ 10)х = 150х

4 ∙ 2у ∙ 15 = (4 ∙ 2 ∙ 15)у = 120у 

  V.    Закрепление изученного материала.

  1. Упростите, если возможно, выражение (слайд 14):

17m + 5m; 24b + 7a — 5a; 6a – a; y – 8; 9c + 4c — 6c; 5 + 12n – 2n.

  1. Упростите  выражение:

15a ∙ 4; 3b ∙ 12; 17a ∙5b; 11a ∙ 7b; c∙ 18 ∙ d ∙ 3; x ∙ 9 ∙ 4 ∙ y.

  1. Запишите на математическом языке (слайд 15):

Цена хризантемы а р. за один цветок, а цена одной розы – на 30 р. больше.

А) цену розы;

Б) стоимость пяти хризантем;

В) стоимость трех роз;

Г) стоимость букета из пяти хризантем и трёх роз.

  1. Запишите на математическом языке:

Цена слив х р. за 1 кг, а алыча стоит  на 7 р. дешевле.

А) цену алычи;

Б) стоимость двух килограмм слив;

В) стоимость шести килограмм алычи;

Г) стоимость двух килограмм слив и шести килограммов алычи вместе.

  1. Упростите выражение и найдите его значение (слайд 16, проверка на слайде 17):

5х + 8х при х = 13

12у – 6у при у = 6

9а + 7а при а = 16

39х – 5х -4х + 28 при х = 3

28     – 18у + 6у при у = 2

 VI.    Физкультминутка (гимнастика для глаз, слайды 18 — 22).

 VII.    Работа  по теме урока.

  1. Решите уравнение (слайд 23):

15а – 8а = 21;

3х – х = 12;

4у + 2у – у = 20;

2а + 8а + 37 = 107.

  1. Найдите при каком значении буквы (слайд 24):

А) выражение 7х больше  4х на 51;

Б) сумма 8а и 3а равна 4466.

                     VIII.   Итог урока. Задание на дом (слайд 25-26)

1)      Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания.

2)      Поясните как с помощью этих свойств упрощаются выражения вида 7а + 3а, 20у -7у.

3)      Для выражения левого столбика найдите пару из правого столбика. Соедините их стрелочками.

5х + 3х – 4                              8а

4а ∙ 3                                        12а

2а –а + 7а                                45х

12х – 7х + 2                             8х + 4

4х ∙ 6 ∙ 2                                   2 + 5х

9 ∙ х ∙ 5                                     48х

                                                 3х

Задание на дом: № 563, №566, 586(а-г).

Используемая литература: (слайд 27)

  1. Виленкин Н.Я. Математика 5.- М.: Мнемозина, 2007.
  1. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах М: Вербум-М,2000;
  2. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика, 5.- М.: Мнемозина, 2004.
  3. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы – М: Дрофа, 2004.
  4. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.- М.: Классикс Стиль, 2007.
  5. Шмырева Г.Г. Сборник задач с экономическим содержанием.- Владимир,1994.
  6. http://www.intergu.ru/infoteka . Коллекция картинок для уроков математики в Сетевом сообществе педагогов «Интернет – государство учителей», автор Савченко Елена Михайловна.

 

Вывод: Оценивая эффективность этого урока, я хочу отметить следующие моменты:

  • Все ученики класса были включены в активную деятельность на уроке;
  • Деятельность учителя инициировала у учащихся такие логические операции как анализ, синтез, сравнение;
  • Использование презентации «Упрощение выражений» позволило изучаемый материал выстроить в чёткой логической последовательности, рассмотреть множество задач для закрепления изученного материала;
  • Применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в связи с чем все происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно отражается на уровне их успеваемости;
  • Поставленные на уроке учебные задачи выполнены на оптимальном уровне.

Можно отметить бесспорный факт, что внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует интересу к ученью.

       Использование информационных технологий в процессе обучения способствует интенсификации процесса обучения, осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, повышению педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя, повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

АРХИВ К УРОКУ СОДЕРЖИТ:

  • Пояснительная записка к медиаресурсу;
  • Конспект урока;
  • Презентация к уроку (медиаресурс).

Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»

Методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме: «Упрощение выражений» 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»

        

Цели:

  1. Организовать контроль оценку и коррекцию знаний учащихся по теме «Упрощение выражений»;
  2. Способствовать развитию математического слуха, речи и мышления;
  3. Побуждать учащихся к само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении  цели.

Задачи:

Закрепить: умения упрощать выражения

Воспитывать: самостоятельность

Развивать: устный счет

Оборудование: учебник, дид .материал, карточки

Тип урока: закрепление материала

Средства зад. на доске, по карточкам

Формы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и приемы: практические, словесные, наглядные

Технология: здоровьесбережения

Планируемый результат: должны самостоятельно уметь упрощать  выражения ; уметь решать уравнения и задачи на части.

Ход урока.

I. Организационный  момент . Рефлексия.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Откройте свои тетради и запишите число и  тему нашего урока. А тема нашего урока — «Упрощение выражений».

II. Актуализация опорных знаний .

Цель: повторить определения и применение их на практике.

а) Запишите на доске:

Как с помощью букв записывается распределительное свойство умножения относительно сложения?    

Как с помощью букв записывается распределительное свойство умножения

относительно вычитания?  

б) Устный счет:

 упростите выражения

5х + 3х – 4        8а

(5 + у) ∙ 4        4х

4а ∙ 3        45х

2а – а + 7а        48х

12у – 7у – 2        8х – 4

4х ∙ 6 ∙ 2        20 + 4у

9 ∙ х ∙ 5        12а

         5у – 2

        3у

Какие выражения остались без пары?

Какие свойства применялись при упрощении выражений?

Для чего нужно хорошо уметь упрощать выражения, где это пригодится?

Сегодня на уроке мы будем  решать задачи и уравнения, и эти умения нам пригодятся.

III. Формирование практических умений и навыков.

Цель: проверить умение работать с тестом, проверить усвоенность материала

а)  Работа у доски.

1. Упростить выражение:

24а + 16а = 40а

13k + k = 14k

12х – х = 11х

3n – 2n + n = 2n

2. Найти значение выражения:

77п – 37п, если п = 18

3. 37m + 63m, если m = 8

4. Решить уравнение:

        

48у – 25у = 437

23у = 437

у = 19

15а – а – 16 = 82

14а -16 = 82

14а = 82 + 16

14а = 98

а = 7

б) Выполнение тестовой самостоятельной работы. Ответы на слайд. Взаимопроверка.

Тестовая самостоятельная работа

                

1 – В

1.Упростите:

13х + 5х

а)18;       б)18х;     в)8х

m + 12m

а)13m;    б)10m;   в)10

10у – 2у

а)10у;       б)8у;      в)8

8b + 3b – b

а)13b;    б)10b;     в)12

 

2.Решите уравнения:

2х + 9х = 902

а) 9922;     б) 80;     в) 82

3. Найдите значение выражения:

45х + 55х, если х = 48

а)  48;   б) 4800;     в) 480

2 – В

12х + 7х

а)19х;     б)19;       в)5х

5х + х

а)5х;        б)6х;       в)6

26а – 23а

  а)3а;       б)13;       в)49а

20с – 6с – с

        а)13с;       б)13;        в)14с

30у – 2у = 532

а) 14896;     б)10;      в)19

86у – 66у, если у = 70

а)14;    б)1400;      в)140

Взаимопроверка.

Поднимите руки, кто выполнил на «5», «4», «3».Поставьте свои оценки на лист «оценки  знаний».

в) Физкультминутка (через 20 мин)

Цель: поддерживать интерес к сохранению и укреплению своего здоровья

Начинаем бег на месте                             

Финиш метров через 200

Раз-два, Раз-два, Раз-два,

Хватит, хватит прибежали

Потянулись, отдышались

Вот мы руки развели

Словно удивились

И вдруг другу до земли

В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились

Ниже, ниже, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

г) Выполнить у доски задачу:

Латунь состоит из 2 частей цинка и 3 частей меди. Сколько граммов меди в куске латуни массой 450 г?

Цинк – 2 ч

Медь – 3 ч

Пусть х гр – приходится на 1 грамм, тогда 2х + 3х = 450

х = 90гр – приходится на 1 г

2)3 ∙ 90 = 270 г – масса меди

д) У доски выполнить с подробным разбором  №588

Пусть х домов на одной стороне, тогда на второй стороне – 2х. После постройки 12 домов стало

х + 2х + 12 = 99

3х = 99 – 12

х = 87:3

х = 29 домов – на 1 стороне

29 ∙ 2 = 58 домов на другой стороне

 Ответ: 20 домов и 58 домов.

 

е) Комментированное выполнение на местах  № 57

Цель: проверить умение комментировать задания с места, и умение записывать под диктовку.

3а + 17 + 3а + 14 = 6а + 31

k + 35 + 4k + 26 = 5k + 61

ж) выполнить  задания на внимательность: найди ошибку!

3а + 7а = 10а

26х – 12х = 14х

15у – 6у + 2 = 9у + 2

8 ∙ у  ∙ 20 = 160у

(6 + х) ∙ 2  = 12 + 2х 

100х ∙ 3 = 300х

2с ∙ 7 ∙ 2 = 28с

4х + 3х – х = 6х

з) Выполнить у доски  №574 (а)

Цель: проверить умения решать уравнения.

3х + 7х + 18 = 178

10х = 178 – 18

х = 160 : 10

х = 16

Ответ: х = 16.

и) Выполнение самостоятельной работы на «3», «4», «5» по карточкам.

                                    Самостоятельная работа на «3» , на «4» , на «5».

        

В – I

«3». Упростите выражения:

18а + 22а        6х + 4 + 2х + 7

с + 14с                7 + 6у + у + 4

4х + х        12х + 12х – 6х

12 у – 7у        13у – у – у 

25а – 13а                            3а – 3а + 8а

 «4». Решите уравнение:

а) 25х + 9х = 1394

б) 9а – а + 14 = 94

в) 37у = 444

«5». Для оклеивания комнаты и коридора купили 25 рулонов обоев. Сколько рулонов обоев пойдет на оклеивание стен в комнате, если для нее нужно в 4 раза больше, чем для коридора.

В – II

«3». Упростите выражения

25х + 15х        7у + 8 + 3у + 9

8а + а        5 + 7х + х + 11

с + 19с        9k + 9k – 4k

12у – 3у        4у – 3у + у

21а – 20а        8с + с – 9с

«4». Решите уравнения:

а) 30у – 2у = 532

б) а + 6а – 5 = 72

в) х : 17 = 34

«5». В книге напечатаны рассказ и повесть, которые вместе занимают 70 страниц. Повесть занимает в 4 раза больше страниц, чем рассказ. Сколько страниц занимает рассказ и сколько повесть?

к) А сейчас к вам в гости придет фокусник и задаст вам устное задание .

Задумайте число. Прибавьте к нему 12, затем вычтите 7. К результату прибавьте 8. Скажите, сколько получилось? А фокусник отгадает вами загаданное число.

х – 13 = …

Подумайте до следующего урока: как можно узнать это число.

 Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание:

Повторить п.14, № 623, № 625(а), 

Не вызовет оно проблем,

Решенье ход известен всем.

Урок закончен, друзья,

До скорого свиданья.

IV . Домашнее задание: п. 14, №623, №625(а), подробно разобрать решение.

V. Итог урока

Цель:  поддерживать интерес к изучению предмета:

 — выставление оценок за урок

 — рефлексия.

 — продолжите фразу на экране.

        -Чем мы сегодня занимались?

        -Кто считает, что он достоин другой оценки?

        -Что вам больше всего запомнилось?

                                   Спасибо за работу!

Онлайн урок: Упрощение выражений по предмету Математика 5 класс

Упростить выражение- значит найти эквивалентное ему выражение, которое будет короче (содержащее минимум знаков, символов, математических операций) и проще для вычислений и дальнейших преобразований.

После упрощения выражения значение этого выражения остается прежним.

Упрощение выражений выполняется на основе свойств математических операций над числами, не зависимо от того арифметическое это выражение или алгебраическое.

Изученные нами раннее свойства сложения, вычитания, умножения, деления позволяют преобразовывать и упрощать математические выражения.

Рассмотрим основные методы упрощения математических выражений.

1. Метод группировки

Сочетательное и переместительное свойства сложения и умножения часто используют для преобразования выражений.

Удобно использовать переместительное и сочетательное свойства, группируя числа, объединяя их по определенному признаку, чтобы в результате они давали круглые числа или легко считались.

Группировка слагаемых подразумевает объединение в группы нескольких слагаемых.

Группировка множителей- это объединение нескольких множителей в группы.

Упростим числовое выражение 242 + 183 +58 + 17.

Для упрощения данного выражения воспользуемся переместительным и сочетательным свойством сложения.

Сгруппируем числа 242 и 58 и числа 183 и 17.

Упростим числовое выражение 12 ∙

951.

Воспользуемся переместительным свойством умножения.

Сгруппируем числа 12 и 5 и числа 9 и 1.

Рассмотрим пример упрощения буквенного выражения.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть