Уравнение метод подстановки: Способ подстановки — урок. Алгебра, 7 класс.

11 класс. Алгебра. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства с параметром. — Системы уравнений. Основные сведения и примеры. Метод подстановки.

Комментарии преподавателя

Си­сте­мы урав­не­ний. Ос­нов­ные све­де­ния и при­ме­ры

Рас­смот­рим си­сте­мы двух урав­не­ний с двумя неиз­вест­ны­ми (1) и трех урав­не­ний с тремя неиз­вест­ны­ми (2).

Здесь р и q – неко­то­рые вы­ра­же­ния, за­ви­ся­щие от х и у.

Здесь р, q и r – неко­то­рые вы­ра­же­ния, за­ви­ся­щие от х, у и z.

Част­ным ре­ше­ни­ем си­сте­мы 1 на­зы­ва­ет­ся пара чисел () такая, при под­ста­нов­ке ко­то­рой в урав­не­ния си­сте­мы по­лу­чим вер­ные ра­вен­ства.

Част­ным ре­ше­ни­ем си­сте­мы 2 на­зы­ва­ет­ся трой­ка чисел () такая, при под­ста­нов­ке ко­то­рой в урав­не­ния си­сте­мы по­лу­чим вер­ные ра­вен­ства.

Ре­шить си­сте­му урав­не­ний – озна­ча­ет найти мно­же­ство всех ее ре­ше­ний.

Чтобы найти мно­же­ство всех ре­ше­ний си­сте­мы, лучше всего поль­зо­вать­ся эк­ви­ва­лент­ны­ми или рав­но­силь­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, то есть та­ки­ми, ко­то­рые не ис­ка­жа­ют мно­же­ство ре­ше­ний.

Таким об­ра­зом, про­цесс ре­ше­ния си­сте­мы сво­дит­ся к по­сте­пен­но­му пе­ре­хо­ду от за­дан­ной слож­ной си­сте­мы к все более про­стой и так до тех пор, пока не по­лу­чим ответ.

После по­лу­че­ния от­ве­та можно вы­пол­нить про­вер­ку, под­ста­вив най­ден­ные ре­ше­ния в ис­ход­ную си­сте­му, но если при ре­ше­нии были при­ме­не­ны толь­ко рав­но­силь­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, то про­вер­ку вы­пол­нять прин­ци­пи­аль­но не обя­за­тель­но.

Ме­то­ды ре­ше­ния си­стем с по­мо­щью эк­ви­ва­лент­ных пре­об­ра­зо­ва­ний:

-ме­тод под­ста­нов­ки;           

-ме­тод ал­геб­ра­и­че­ско­го сло­же­ния;

-ме­тод вве­де­ния новых пе­ре­мен­ных;

Не все­гда уда­ет­ся со­хра­нить рав­но­силь­ность пре­об­ра­зо­ва­ний, в таких слу­ча­ях при­хо­дит­ся при­бе­гать к пе­ре­хо­ду к след­ствию. Пусть мы упро­сти­ли ис­ход­ную си­сте­му (си­сте­ма вида 1) и по­лу­чи­ли неко­то­рую новую. Если в ис­ход­ной си­сте­ме было два ре­ше­ния – две пары чисел х и у, то в новой си­сте­ме эти ре­ше­ния со­хра­нят­ся, но до­ба­вят­ся новые – по­сто­рон­ние ре­ше­ния. В таких слу­ча­ях необ­хо­ди­мо вы­пол­нить про­вер­ку, найти и от­бро­сить по­сто­рон­ние ре­ше­ния и толь­ко после этого вы­пи­сать ответ.

Об­ра­тим вни­ма­ние, что при ре­ше­нии си­стем недо­пу­сти­ма по­те­ря ре­ше­ний. Одной из важ­ных при­чин таких по­терь яв­ля­ет­ся суже­ние ОДЗ при упро­ще­нии си­сте­мы. То есть, на­при­мер,  в ис­ход­ной си­сте­ме вида 1 было два ре­ше­ния, а в ре­зуль­та­те по­лу­че­на си­сте­ма, име­ю­щая един­ствен­ное ре­ше­ние. По­это­му важно во время пре­об­ра­зо­ва­ний сле­дить за об­ла­стью до­пу­сти­мых зна­че­ний.

При­мер 1 – ре­шить си­сте­му:

В пер­вом урав­не­нии вы­ра­зим у через х, вто­рое урав­не­ние без из­ме­не­ний:

Под­став­ля­ем по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние во вто­рое урав­не­ние:

Под­став­ля­ем най­ден­ное зна­че­ние х в пер­вое урав­не­ние и на­хо­дим у:

По­сколь­ку при ре­ше­нии мы поль­зо­ва­лись эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, про­вер­ку вы­пол­нять не нужно.

Ответ: (1;1)

При­мер 2 – ре­шить си­сте­му:

Дан­ную си­сте­му можно ре­шать раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, мы пе­рей­дем к след­ствию – вос­поль­зу­ем­ся свой­ства­ми ло­га­риф­ма:

По­лу­чи­ли про­стую си­сте­му с двумя неиз­вест­ны­ми, ре­ша­ем ее:

По­сколь­ку не все­гда при ре­ше­нии си­сте­мы при­ме­ня­лись рав­но­силь­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, обя­за­тель­на про­вер­ка. Вто­рое ре­ше­ние () не удо­вле­тво­ря­ет ОДЗ, его сле­ду­ет от­бро­сить.

Ответ: ()

 

Рас­смот­рим неко­то­рые фор­му­лы и их осо­бен­но­сти, ко­то­рые при­во­дят к по­те­ре ре­ше­ний.

1. 

Когда n – на­ту­раль­ное число, левое вы­ра­же­ние спра­вед­ли­во при любом зна­че­нии х, кроме нуля, а пра­вое спра­вед­ли­во уже толь­ко при по­ло­жи­тель­ных х, про­изо­шло суже­ние ОДЗ. Для со­хра­не­ния рав­но­силь­но­сти необ­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать мо­дуль:

2. 

Про­ана­ли­зи­ру­ем ОДЗ. Для левой части:

Для пра­вой части:

Суже­ние ОДЗ в дан­ном слу­чае про­де­мон­стри­ро­ва­но на ри­сун­ке 1:

Рис. 1. Cу­же­ние ОДЗ

Чтобы из­бе­жать дан­ной си­ту­а­ции, по­ста­вим мо­дуль, при этом про­изой­дет рас­ши­ре­ние ОДЗ, что не так страш­но:

Те­перь в пра­вой части и х, и у могут быть любым чис­лом.

Си­сте­мы урав­не­ний. Метод под­ста­нов­ки

Рас­смот­рим си­сте­мы двух урав­не­ний с двумя неиз­вест­ны­ми (1) и трех урав­не­ний с тремя неиз­вест­ны­ми (2).

Здесь р и q – неко­то­рые вы­ра­же­ния, за­ви­ся­щие от пары пе­ре­мен­ных х и у.

Здесь р, q и r – неко­то­рые вы­ра­же­ния, за­ви­ся­щие от трой­ки пе­ре­мен­ных х, у и z.

Част­ным ре­ше­ни­ем си­сте­мы 1 на­зы­ва­ет­ся пара чисел () такая, при под­ста­нов­ке ко­то­рой в урав­не­ния си­сте­мы по­лу­чим вер­ные ра­вен­ства.

Част­ным ре­ше­ни­ем си­сте­мы 2 на­зы­ва­ет­ся трой­ка чисел () такая, при под­ста­нов­ке ко­то­рой в урав­не­ния си­сте­мы по­лу­чим вер­ные ра­вен­ства.

Ре­шить си­сте­му урав­не­ний озна­ча­ет найти мно­же­ство всех ее ре­ше­ний.

Чтобы найти мно­же­ство всех ре­ше­ний си­сте­мы, лучше всего поль­зо­вать­ся эк­ви­ва­лент­ны­ми или рав­но­силь­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, то есть та­ки­ми, ко­то­рые не ис­ка­жа­ют мно­же­ство ре­ше­ний. В ре­зуль­та­те таких пре­об­ра­зо­ва­ний мы по­лу­ча­ем рав­но­силь­ные си­сте­мы, то есть име­ю­щие одно и то же мно­же­ство ре­ше­ний

Таким об­ра­зом, про­цесс ре­ше­ния си­сте­мы сво­дит­ся к по­сте­пен­но­му пе­ре­хо­ду от за­дан­ной слож­ной си­сте­мы к все более про­стой и так до тех пор, пока не по­лу­чим ответ.

Ме­то­ды ре­ше­ния си­стем с по­мо­щью эк­ви­ва­лент­ных пре­об­ра­зо­ва­ний:

-ме­тод под­ста­нов­ки;           

-ме­тод ал­геб­ра­и­че­ско­го сло­же­ния;

-ме­тод вве­де­ния новых пе­ре­мен­ных;

По­вто­рим метод под­ста­нов­ки. На­пом­ним суть дан­но­го ме­то­да. Мы рас­смат­ри­ва­ем за­дан­ную си­сте­му вида 1 и за­ме­ча­ем, что в одном из урав­не­ний, пусть во вто­ром, легко вы­ра­зить одну пе­ре­мен­ную через дру­гую, пусть у через х:

По­лу­чен­ное вы­ра­же­ние под­став­ля­ем в пер­вое урав­не­ние си­сте­мы:

Таким об­ра­зом мы по­лу­ча­ем одно урав­не­ние (в дан­ном слу­чае пер­вое) толь­ко от­но­си­тель­но х. ре­ша­ем это урав­не­ние, на­хо­дим все зна­че­ния х, под­став­ля­ем их в вы­ра­же­ние для у и на­хо­дим со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния у.

При­мер 1 – ре­шить си­сте­му ме­то­дом под­ста­нов­ки:

В дан­ном слу­чае удоб­но из пер­во­го урав­не­ния вы­ра­зить у:

Под­ста­вим по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние во вто­рое урав­не­ние:

На­хо­дим со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния у:

Ответ: (2;-1), (-1;2)

При­мер 2 – ре­шить си­сте­му ме­то­дом под­ста­нов­ки:

В дан­ном слу­чае удоб­но из пер­во­го урав­не­ния вы­ра­зить х:

Под­ста­вим по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние во вто­рое урав­не­ние:

На­хо­дим со­от­вет­ству­ю­щее зна­че­ние х:

Ответ: (3;1)

В сле­ду­ю­щей си­сте­ме важно об­ра­тить вни­ма­ние на ОДЗ.

При­мер 3 – ре­шить си­сте­му ме­то­дом под­ста­нов­ки:

Ука­жем ОДЗ для пер­во­го урав­не­ния:

При со­блю­де­нии ОДЗ пер­вое урав­не­ние можно пре­об­ра­зо­вать:

Имеем си­сте­му:

В дан­ном слу­чае удоб­но из пер­во­го урав­не­ния вы­ра­зить у:

Под­ста­вим по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние во вто­рое урав­не­ние:

На­хо­дим со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния у:

Све­рив­шись с ОДЗ, вы­пи­сы­ва­ем ответ.

Ответ: (5;4), (-1;0)

При­мер 4 – ре­шить си­сте­му ме­то­дом под­ста­нов­ки:

В дан­ном слу­чае удоб­но из пер­во­го урав­не­ния вы­ра­зить у:

Под­ста­вим по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние во вто­рое урав­не­ние:

На­хо­дим со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния у:

Ответ: (), ()

Об­ра­тим вни­ма­ние, что n здесь про­бе­га­ет все це­ло­чис­лен­ные зна­че­ния

При­мер 5 – ре­шить си­сте­му ме­то­дом под­ста­нов­ки:

Рас­смот­рим пер­вое урав­не­ние:

ОДЗ со­блю­де­но

По­лу­чи­ли рав­но­силь­ную си­сте­му:

В дан­ном слу­чае удоб­но из пер­во­го урав­не­ния вы­ра­зить у:

Под­ста­вим по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние во вто­рое урав­не­ние:

На­хо­дим со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния у:

Ответ: (2;6)

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/uravneniya-i-neravenstva-sistemy-uravneniy-i-neravenstv/sistemy-uravneniy-osnovnye-svedeniya-i-primery?seconds=0&chapter_id=824

http://interneturok. ru/ru/school/algebra/11-klass/uravneniya-i-neravenstva-sistemy-uravneniy-i-neravenstv/sistemy-uravneniy-metod-podstanovki

https://downloader.disk.yandex.ru/disk/197fa925c280a3c019e8f0b97c7065779aec80a75626f3c3c7877370509af9a4/56a1139b/gl1wdmatkHwr1IvHwfPzjlCbLxx51K2AXTrKx-khOfQ1WIGwVJDIxTfxWZJp9W23tYCJlb2c61QroEWHqjfeTQ%3D%3D?uid=0&filename=%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&disposition=attachment&hash=Ev/JAxs9FONy74%2BMIKGz214ILPNlyMZo/xnQbixz5Z8%3D%3A/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0. 11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&limit=0&content_type=application%2Fpdf&fsize=18366111&hid=c9e0cd334be9f7c6de02c1f2d04edf87&media_type=document&tknv=v2

http://metodtest.ru/index.php/algebra/uravneniya/79-sistemy-uravnenij/396-reshite-sistemu-uravnenij-2x-3y-16-3x-2y-11-metodom-podstanovki.html

http://www.tutoronline.ru/blog/reshenie-sistem-uravnenij-sposobom-podstanovki

 

Решение систем линейных уравнений методом подстановки / Системы линейных уравнений с двумя переменными / Алгебра / Справочник по математике 5-9 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике 5-9 класс
  4. Алгебра
  5. Системы линейных уравнений с двумя переменными
  6. Решение систем линейных уравнений методом подстановки

Алгоритм решения системы линейных уравнений методом подстановки:

1) выразить из любого уравнения системы одну переменную через другую;

2) подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной выражение, полученное на первом шаге;

3) решить уравнение с одной переменной, полученное на втором шаге;

4) подставить найденное значение переменной в выражение, полученное на первом шаге;

5) вычислить значение другой переменной;

6) записать ответ.

Пример:

Решите систему уравнений методом подстановки

Решение:

Из первого уравнения системы, используя свойства уравнений, выразим переменную через переменную . Для этого перенесем в первом уравнении системы слагаемое 5 из левой части уравнения в правую, изменив при этом его знак:

.

Теперь умножим обе части этого уравнения на 1, получим:

или .

Подставим во второе уравнение системы вместо переменной выражение . Получим систему

Эта и исходная система имеют одни те же решения.

Последнее уравнение полученной системы является уравнением с одной переменной. Решим его:

Используя распределительное свойство умножения, раскрываем скобки:

Перенесем слагаемое из левой части уравнения в правую, изменив при этом его знак:

В левой части уравнения приводим подобные слагаемые:

Мы получили линейное уравнение, которое имеет единственный корень: или, разделив числитель на знаменатель, .

Подставим найденное значение переменной в уравнение . Получим:

Пара чисел (7; 3) — искомое решение системы.

Обратите внимание, при записи решения системы в скобках на первом месте пишут значение , на втором — значение .

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Уравнения с двумя переменными

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

Решение систем линейных уравнений методом сложения

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

Введение в алгебру

Линейное уравнение с одной переменной

Решение задач с помощью уравнений

Тождественно равные выражения. Тождества

Степень с натуральным показателем

Свойства степени с натуральным показателем

Одночлены

Многочлены

Сложение и вычитание многочленов

Умножение одночлена на многочлен

Умножение многочлена на многочлен

Разложение многочленов на множители

Формулы сокращенного умножения

Функции

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Алгебра

Правило встречается в следующих упражнениях:

7 класс

Номер 1034, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1036, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1037, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1039, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1052, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1055, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1056, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1058, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1090, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 8, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник


Метод подстановки — Бесплатная помощь по математике

Метод исключения »

Решение системы линейных уравнений: (урок 1 из 5)

Метод подстановки наиболее полезен для систем из 2 уравнений с 2 ​​неизвестными. Основная идея здесь состоит в том, что мы решаем одно из уравнений для одного из неизвестных, а затем подставить результат в другое уравнение.

Метод замены может применяться в четыре этапа

Шаг 1:

Решите одно из уравнений либо для x = , либо для y = .

Шаг 2:

Подставьте решение шага 1 в другое уравнение.

Шаг 3:

Решите это новое уравнение.

Шаг 4:

Найдите вторую переменную.

Пример 1: Решите следующую систему подстановкой

$$ \begin{выровнено} 2х + 3у &= 5\ х + у &= 5 \end{выровнено} $$

Решение:

Шаг 1: Решите одно из уравнений либо для x = , либо для y = . мы решим второе уравнение для y.

$$ \begin{выровнено} х + у &= 5 \\ \color{синий}{y} &\color{синий}{=} \color{синий}{5 — x} \end{выровнено} $$

Шаг 2: Подставьте решение шага 1 во второе уравнение.

$$ \begin{выровнено} 2x + 3\цвет{синий}{у} &= 5 \\ 2x + 3\цвет{синий}{( 5 — x)} &\цвет{синий}{=} \цвет{синий}{5} \end{выровнено} $$

Шаг 3: Решите это новое уравнение.

$$ \begin{выровнено} 2х + 3( 5 — х) &= 5 \\ 2х + 15 — 3х &= 5\ — х + 15 &= 5\ — х &= 5 — 15\ \color{red}{x} &\color{red}{=} \color{red}{10} \end{выровнено} $$

Шаг 4: Решите для второй переменной

$$ \begin{выровнено} у &= 5 — \цвет{красный}{х} \\ у &= 5 — \цвет{красный}{10} \\ у &= — 5 \end{выровнено} $$

Решение: (x, y) = (10, -5)

Примечание: Неважно, какое уравнение мы выберем. первый и какой второй. Просто сначала выберите наиболее удобный!

Пример 2: Решение подстановкой

$$ \begin{выровнено} 2х + 5у &= 12\ 4х — у &= 2 \end{выровнено} $$

Решение:

Шаг 1: Решите одно из уравнений либо для x =, либо для y =. Поскольку коэффициент y в уравнении 2 равен -1, проще всего найти y в уравнении 2.

$$ \begin{выровнено} 4х — у&=2\ — у &= 2 — 4х \\ \color{синий}{y} &\color{синий}{=} \color{синий}{4x — 2} \end{выровнено} $$

Шаг 2: Подставьте решение шага 1 во второе уравнение.

$$ \begin{выровнено} 2x + 5\цвет{синий}{у} &= 12 \\ 2x + 5 \color{blue}{(4x — 2)} &= 12 \\ \end{выровнено} $$

Шаг 3: Решите это новое уравнение (для x).

$$ \begin{выровнено} 2x + 5\color{blue}{(4x — 2)} &= 12 \\ 2х + 2х + 20х — 10 &= 12\ 22x &= 22\\ \color{red}{x} &\color{red}{=} \color{red}{1} \end{выровнено} $$

Шаг 4:

Решите для второй переменной

$$ \begin{выровнено} у &= 4 \цвет{красный}{х} — 2 \\ y &= 4 \cdot \color{red}{x} — 2 \\ у &= 2 \end{выровнено} $$

Решение: $(x, y) = (1, 2)$

Упражнение: Решите следующие системы путем замены

Уровень 1

$$ \color{синий}{x + y = 4}\\\color{синий}{2x — 3y = 18} $$ $ ( х , у ) = ( 6 , 2 ) $
$ (х, у) = (-6, 2) $
$ ( х , у ) = ( 6 , -2 ) $
$ ( х , у ) = (-6 , -2 ) $

Уровень 2

$$ \color{синий}{3x + 5y = -2}\\\color{синий}{2x — y = 3} $$ $ ( х , у ) = ( 1 , -1 ) $
$ ( х , у ) = (-1 , -1 ) $
$ ( Икс , у ) = ( 1 , 1 ) $
$ ( х , у ) = (-1 , 1 ) $

Решение систем линейных уравнений с использованием подстановки

Горячая математика

Системы линейных уравнений:

А система линейные уравнения представляет собой просто набор из двух или более линейных уравнений.

В двух переменных ( Икс а также у ) , график системы двух уравнений представляет собой пару прямых на плоскости.

Есть три возможности:

  • Линии пересекаются в нулевых точках. (Прямые параллельны.)
  • Линии пересекаются ровно в одной точке. (Большинство случаев.)
  • Прямые пересекаются в бесконечном числе точек. (Два уравнения представляют одну и ту же прямую.)

Как решить систему с помощью

Метод замены

  • Шаг 1 : Сначала решим одно линейное уравнение относительно у с точки зрения Икс .
  • Шаг 2 : Затем подставьте это выражение вместо у в другом линейном уравнении. Вы получите уравнение в Икс .
  • Шаг 3 : Решите это, и вы получите Икс -координата перекрестка.
  • Шаг 4 : Затем подключите Икс к любому уравнению, чтобы найти соответствующее у -координата.

Примечание 1 :

Если проще, можно начать с решения уравнения для Икс с точки зрения у , а также – такая же разница!

Пример:

Решите систему { 3 Икс + 2 у знак равно 16 7 Икс + у знак равно 19

    Решите второе уравнение для у .

    у знак равно 19 − 7 Икс

    Заменять 19 − 7 Икс за у в первом уравнении и решить Икс .

    3 Икс + 2 ( 19− 7 Икс ) знак равно 16 3 Икс + 38 − 14 Икс знак равно 16 − 11 Икс знак равно − 22 Икс знак равно 2

    Заменять 2 за Икс в у знак равно 19 − 7 Икс и решить для у .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *