Скалярное произведение векторов
Урок 6. Геометрия 11 класс ФГОС
Этот урок посвящён скалярному произведению двух векторов, в том числе правилу вычисления скалярного произведения двух векторов в координатах. Проводится анализ формулы вычисления скалярного произведения, в результате которого выделяют несколько частных случаев. Так же учащиеся вспомнят понятие скалярного квадрата вектора и правило его вычисления.
Конспект урока «Скалярное произведение векторов»
Вы уже знакомы с понятием угла между векторами в пространстве. Поэтому на этом уроке мы приступим к рассмотрению скалярного произведения векторов в пространстве.
Как и на плоскости, скалярное произведение двух векторов в пространстве равно произведению длин этих векторов на косинус угла между ними.
Задание: по рисунку определить величину угла между векторами.
Рассмотрим куб АBCDА1B1C1D1
Мы с вами выполнили задание, где нашли скалярное произведение данных пар векторов.
Можно заметить, что, если угол между векторами острый, то скалярное произведение больше нуля. А если угол между векторами тупой, то их скалярное произведение меньше нуля. И только лишь когда векторы перпендикулярны, их скалярное произведение равно нулю. В данном случае, конечно, имеется в виду, что рассматриваемые векторы ненулевые.
А сейчас попробуем разобраться, как находить скалярное произведение векторов по их координатам.
На плоскости скалярное произведение двух векторов равнялось сумме произведений соответствующих координат. В пространстве имеет место такая же формула.
Задание: по координатам векторов , и найти значения выражений: , , , , .
Решение:
Задание: пользуясь координатами векторов , , , выяснить, каким является угол между парами векторов: острым, прямым или тупым.
а) б) в)
Решение:
Итак, мы узнали и использовали 2 формулы скалярного произведения.
Выразив из первой формулы косинус угла между векторами, скалярное произведение можно расписать по второй формуле. А вот длины векторов запишем как корни квадратные из сумм квадратов их соответствующих координат.
Так мы получили формулу вычисления косинуса угла между векторами по их координатам.
Задание: найти угол между векторами и .
а) , , б) , , в) , , г) , , д) , .
Решение:
Стоит отметить, что для скалярного произведения векторов в пространстве справедливы те же свойства, что и для скалярного произведения на плоскости.
Скалярный квадрат вектора всегда больше либо равен нулю.
; , если
А также можно записать переместительный, распределительный и сочетательный законы скалярного произведения. Они позволят в будущем преобразовывать выражения с векторами.
(переместительный закон)
(распределительный закон)
(сочетательный закон)
Итоги:
На этом уроке мы сформулировали определение скалярного произведения двух векторов в пространстве, записали формулу вычисления скалярного произведения векторов по их координатам и получили формулу вычисления косинуса угла между двумя векторами. Помимо этого, для скалярного произведения в пространстве имеют место те же свойства, что и на плоскости.
Предыдущий урок 5 Угол между векторами
Следующий урок 7 Вычисление углов между прямыми и плоскостями
Получите полный комплект видеоуроков, тестов и презентаций Геометрия 11 класс ФГОС
Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт
Простейшие задачи в координатах 11 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Введение
Мы уже ввели понятие системы координат в пространстве, а также задали основные связанные с ней термины. Рассмотрим простейшие, базовые задачи в координатах, на которых в дальнейшем будет строиться решение большинства задач.
Задача.
Нахождение координат середины отрезка
Дано: ; , – середина . Найти: .
Решение: Обозначим в пространстве точки и – середину отрезка . (См. Рис. 1.)
Рис. 1. Ввели систему координат
Вектор является половиной суммы векторов и , потому что – это половина диагонали параллелограмма, построенного на векторах и . (См. Рис. 2.)
Рис. 2. Использование правила параллелограмма
Так как и , и (по правилу параллелограмма),
то значит:
Осталось заметить, что координаты точки совпадают с координатами вектора , так как – начало координат. То есть .
Таким образом, координаты середины отрезка есть полусуммы соответствующих координат его концов.
Можно было действовать и иначе: . Координаты вектора мы знаем, значит, можем найти координаты вектора , а отсюда, зная координаты начала этого вектора находим координаты конца – .
Ответ: .
Задача (координаты точки на отрезке)
Пусть даны две точки: ; , точка делит отрезок в отношении от вершины . Найти: . (См. Рис. 3.)
Рис. 3. Иллюстрация к условию задачи
Решение
Если , то мы получаем тот самый случай, который мы уже разобрали, то есть деление в отношении или середину отрезка.
Как мы будем находить координаты точки ? Заметим, что векторы и сонаправлены. Значит, они отличаются в константу раз, причем эту константу мы знаем. Ведь на весь отрезок приходится частей, а на отрезок – частей.
Значит, вектор .
Так как , то .
Но тогда координаты точки находятся как сумма соответствующих координат вектора и точки . Найдем абсциссу, остальное – аналогично.
.
Значит, имеет координаты:
Разберем пример: , . Найти координаты точки , если . (См. Рис. 4.)
Рис. 4. Иллюстрация к примеру
Решение: по нашим формулам: С.
Ответ: .
Задача. Длина вектора
Пусть дан вектор . Тогда: .
Доказательство
Чтобы вывести эту формулу, рассмотрим прямоугольный параллелепипед с измерениями , и . (См. Рис. 5.)
Рис. 5. Иллюстрация к доказательству
Тогда вектор , так как их координаты попарно равны. (См. Рис. 6.)
Рис. 6.
Значит, , где – диагональ параллелепипеда. Но диагональ прямоугольного параллелепипеда равна корню из суммы квадратов его измерений (по свойству): , что и требовалось доказать.
Коротко напомним: достаточно рассмотреть теоремы Пифагора для треугольника в основании параллелепипеда (таким образом найдем диагональ основания ) и затем для треугольника . (См. Рис. 7.)
Рис. 7. Как найти диагональ параллелепипеда
Следствие. Как вы помните, координаты вектора – это разность координат его конца и начала. То есть если ; , то . Тогда получим, что .
Задачи на использования выведенных формул
Задача 1. Найти длину медианы треугольника , где , , .
Решение. Найдем координаты точки – середины отрезка . По формуле нахождения координат середины отрезка получаем, что .
По формуле нахождения длины вектора получаем, что .
Ответ: .
Задача 2. Определите вид треугольника и найдите его периметр, если , , .
Решение. По формуле , найдем длины , и :
Значит, треугольник равнобедренный, т. к. .
.
Тогда периметр .
Ответ: треугольник равнобедренный; .
Заключение
На этом уроке были разобраны три классические задачи координатного метода в стереометрии: мы научились находить координаты середины отрезка по координатам его концов: , длину вектора и, как следствие, длину любого отрезка: .
Список литературы
- Геометрия. Учебник для 10-11 классов. Атанасян Л.С. и др. 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
- А.В. Погорелов. Геометрия 11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 78 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Yaklass.ru (Источник).
- Cleverstudents.ru (Источник).
- Cleverstudents.ru (Источник).
Домашнее задание
- Найти координаты точки если известны координаты точки , середины отрезка и точки .
- Вычислить длину вектора , если даны точки и .
- Вычислить длину вектора , если ; ; .
Формула результирующего вектора — GeeksforGeeks
В математике мы часто слышали о двух терминах скаляр и вектор. Скаляр — это величина, которая имеет только величину, т.е. скалярная величина описывает расстояние. С другой стороны, Вектор — это величина, которая имеет дело как с величиной, так и с направлением. Векторная величина имеет как величину, так и направление.
Формула результирующего вектора дает результирующее значение двух или более векторов. Результат получается путем вычисления векторов с учетом направления каждого вектора по отношению к другим. Эта формула имеет различные приложения в технике и физике. В зависимости от направления вектора относительно других векторов формула результирующего вектора подразделяется на три типа.
Результирующий вектор 1-я формула
Если векторы имеют одинаковое направление, то результирующая вектора может быть вычислена путем сложения векторов, направленных в одном направлении. Пусть « a» и « b» — векторы с одинаковым направлением, тогда результирующий вектор « r» определяется как-
r = а + б
Результирующий вектор 2-я формула
Если векторы разнонаправлены, то результирующий вектора можно вычислить путем вычитания векторов друг из друга. Пусть » b» вектор, противоположный вектору » a» , тогда результирующий вектор » р» дается по-
г = а – б
Результирующий вектор 3-я формула
Если какие-либо векторы наклонены друг к другу под некоторым углом, то по этой формуле можно вычислить равнодействующую этих векторов. Пусть «а» и «b» — два вектора, наклоненные друг к другу под углом θ , тогда результирующий вектор «r» равен: + b 2 + 2abcosθ
Здесь a 2 , b 2 представляет модуль вектора a, b.
Представление результирующего вектора
Примеры задач
Вопрос 1. Найдите результирующий вектор для векторов i+2j+3k и 4i+8j+12k
Решение: 900 03
Даны два вектора a= i+2j+3k и b=4i+8j+12k
Отношения направлений двух векторов равны. Итак, два вектора направлены в одну сторону.
Формула результирующего вектора для заданных векторов:
r = a + b
= (i+2j+3k) + (4i+8j+12k)
= 5i+10j+15k
Результирующий вектор из данных векторов равен 5i+10j+15k
9 0007 Вопрос 2: Найдите результирующий вектор для векторов i-2j+5k и 2i-4j+10k
Решение:
Даны два вектора: a=i-2j+5k и b=2i-4j+10k
отношения направлений двух векторов находятся в равной пропорции. Итак, два вектора направлены в одну сторону.
Результирующая векторная формула для заданных векторов имеет вид-
r = a + b
= (i-2j+5k) + (2i-4j+10k)
= 3i-6j+15k
Результирующий вектор из данных векторов равен 3i-6j+15k
Вопрос 3: Найдите результирующий вектор для векторов 2i-2j+k и 2i+7j+3k
Решение:
Даны два вектора a=2i-2j+k и b= 2i +7j+3k
Отношения направлений двух векторов не равны. Итак, два вектора направлены в противоположные стороны.
Формула результирующего вектора для заданных векторов: Результирующий вектор из данных векторов равен 0i-9j-2k
Вопрос 4: Найдите результирующий вектор для векторов 9i+2j-3k и i-3j+2k
Решение:
9003 0Дано два вектора: a=9i+2j-3k и b=i-3j+2k
Отношения направлений двух векторов не равны. Итак, два вектора направлены в противоположные стороны.
Формула результирующего вектора для заданных векторов:
r = a – b
= (9i+2j-3k) – (i-3j+2k)
= 8i+5j-5k
Результирующий вектор из данных векторов равен 8i+5j-5k
Вопрос 5: Найдите равнодействующую векторов 2i+2j+2k и i+2j+3k, наклоненных друг к другу под углом 30°.
Решение:
Даны два вектора: a=2i+2j+2k и b=i+2j+3k
92}= \sqrt{1+4+9}
=√14
b 2 =√14
r = a 2 + b 2 900 84 + 2abcosθ
= 2√3 + √14 + 2(2√3)(√14)cos30°
= 2√3 + √14 + 4(√3)(√14)(√3/2)
= 29,65
Результирующий вектор из заданных векторов равно 29,65
Вопрос 6: Найдите равнодействующую вектора с величиной 2, 4, наклоненного под углом 45°.
Ответ:
Дано,
Величина вектора a (a 2 )=2
Величина вектора b (b 2 )=4
θ = 45°
Итак результирующая векторная формула для заданных векторов имеет вид определяется как-
r = a 2 + b 2 + 2abcosθ
= 2+4+2(2)(4)cos45°
= 6+16×(1/√2)
9 0002 = 17.31Результирующий вектор данных векторов равен 17.31
Величина и направление векторов
Горячая математикаВеличина вектора
Величина вектора п Вопрос → это расстояние между начальной точкой п и конечная точка Вопрос . В символах величина п Вопрос → записывается как | п Вопрос → | .
Если заданы координаты начальной и конечной точек вектора, то Формула расстояния можно использовать для нахождения его величины.
| п Вопрос → | «=» ( Икс 2 − Икс 1 ) 2 + ( у 2 − у 1 ) 2
Пример 1:
Найдите величину вектора п Вопрос → чья начальная точка п Я сидел ( 1 , 1 ) и конечная точка находится в Вопрос Я сидел ( 5 , 3 ) .
Решение:
Используйте формулу расстояния.
Подставьте значения Икс 1 , у 1 , Икс 2 , и у 2 .
| п Вопрос → | «=» ( 5 − 1 ) 2 + ( 3 − 1 ) 2 «=» 4 2 + 2 2 «=» 16 + 4 «=» 20 ≈ 4,5
Величина п Вопрос → около 4,5 .
Направление вектора
Направление вектора — это мера угла, который он образует с горизонтальная линия .
Для нахождения направления вектора можно использовать одну из следующих формул:
загар θ «=» у Икс , где Икс горизонтальное изменение и у вертикальное изменение
или
загар θ «=» у 2 − у 1 Икс 2 − Икс 1 , где ( Икс 1 , у 1 ) является начальной точкой и ( Икс 2 , у 2 ) является конечной точкой.
Пример 2:
Найдите направление вектора п Вопрос → чья начальная точка п Я сидел ( 2 , 3 ) и конечная точка находится в Вопрос Я сидел ( 5 , 8 ) .
Заданы координаты начальной и конечной точек. Подставляем их в формулу загар θ «=» у 2 − у 1 Икс 2 − Икс 1 .
загар θ «=» 8 − 3 5 − 2 «=» 5 3
Найдите обратный загар, затем воспользуйтесь калькулятором.