Основы этики и эстетики :: Этическая теория :: ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
В результате, делается вывод: изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:• Жадность.
• Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.
• Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.
• Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.
• Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.
• Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.
• Низкое качество работы и товаров.
• Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.
• Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.
• Наличие фаворитов.
• Жесткие цены.
• Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.
• Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.
• Недостаток внимания семье или личным делам из-за обилия работы.
• Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.
• Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.
• Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.
• Большее внимание перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.
• Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.
• Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.
• Затягивание и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.
media.ls.urfu.ru
Понятие этикиЭтика — это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль (см. Мораль), выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:
Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось. Предмет и проблематика этикиРазмышления о предмете этики в истории европейской философии традиционно концентрировались вокруг ряда сквозных проблем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и тому подобных. Их особенность состояла в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретали характер дилемм, свидетельствуя о многократной дисгармонии человеческого существования. В этом смысле этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращённость сознания на себя). Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, вошедшее в язык самой практики, то этика есть сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня. Решающая причина, определяющая необходимость такой вторичной рефлексии, состоит в том, что моральное сознание попадает в ситуацию, которую вслед за Кантом можно было бы назвать ситуацией двусмысленности притязаний. Речь идёт о конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит при столкновении различных культур или культурных эпох, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, — обратиться к познающему разуму, чтобы с его помощью восстановить порвавшиеся нити общественной коммуникации, обосновать необходимость морали и дать новое её понимание. Этика есть способ, каким мораль оправдывается перед разумом. По родовой принадлежности этика относится к философии (см. Философия), составляя её нормативно-практическую часть. При этом она существенным образом связана с
Вопрос о предмете этики не имеет однозначного, бесспорного решения: как философская наука этика в определённой мере сама создаёт свой предмет — отсюда многообразие и индивидуализированность этических систем. Развитие этикиПредставления об этике формируются в процессе осмысления правильного поведения человека в обществе (см. Общество), прежде всего в восточной духовной культуре первой половины I тысячелетия до новой эры и в западной [античной] философии, начиная с IV века до новой эры. Комплекс этических воззрений Древнего Востока, сохраняющий свои основные аксиомы и в современной концептуальной модели нравственности, отличается космологизмом, интенцией на гармонию человека и мира, метафоричностью и мифопоэтичностью, поисками путей нравственного совершенствования. Основополагающее этическое знание представлено в древнеиндийских памятниках литературы «Ведах» (в особенности, в «Ригведе») и «Упанишадах» (комментариях к «Ведам»). Тезис о единстве Брахмана как мировой души, абсолютного духовного начала, и Атмана как самосознания этого Абсолюта предписывает человеку освобождение от страстей и самосовершенствование, самопознание как путь к высшей реальности. В послеведический период моральные представления сконцентрированы прежде всего в буддизме. В основе этики буддизма — теория о двух родах бытия: сансаре как бытии проявленном, колесе перевоплощений в жизни как страдании, и нирване — вечном успокоении, искомом конечном состоянии, в котором индивидуальность растворяется. В древнекитайской философии этические идеи представлены наиболее полновесно в даосизме и конфуцианстве. Основатель даосизма Лао-цзы рассуждал о Дао («пути») как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты и страстей, к достижению простоты, чистоты помыслов, к смирению и состраданию путём не-деяния, не насилия над миром. Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности-милосердии, долге-справедливости, послушании, почтительности, мудрости. Подобное понимание этики как «практической философии» является исходным и в европейской теории морали, что демонстрирует общегуманитарные ценно |
gtmarket.ru
Для существования любого философского течения принципиально важным является наличие круга проблем: вопросов, на которые оно пытается найти ответ. Этика – не исключение. Она имеет несколько основных проблем, и попытки решения каждой из них влияют на ее развитие. Первой следует назвать проблему критериев добра и зла. Необходимо дать им определение, а также назвать ряд признаков, по которым то или иное явление можно будет отнести к ним. Изначально добро противопоставлялось понятию «худа», и определялось в общем смысле как результат действия блага. Позднее стало антонимом к слову зло, означая, в первую очередь, намерение, стремление к совершению полезного деяния или просто хорошего поступка. Если спросить у среднестатистического человека, что есть добро, можно услышать, что оно ассоциируется со счастьем и радостью, а то и со всем, что получает, по его мнению, положительную оценку. Помог ближнему – совершил добро. И не важно, перевел ты бабушку через дорогу или пожертвовал крупную сумму денег на благое дело. Что касается зла, оно, как несложно догадаться, противопоставляется понятию добра. К нему относят то, что порицается людьми, что доставляет им страдание, ущерб и другие отрицательные последствия. Что характерно, в понятии зла почти никогда не учитывается воля человека, которому его пытаются причинить. То есть, даже если он добровольно соглашается на причинение себе ущерба (по глупости, незнанию и т.п.), зло не перестает быть злом. Определение его критериев не составляет поэтому особой сложности. При этом вред, причиненный неумышленно (например, в результате несчастного случая), как правило, злом не считается. Кстати, злом является именно намерение причинить вред, а не сами повреждения. К примеру, хирург в процессе операции наносит физический вред телу пациента, но, конечно, это не может считаться злом. Следующей проблемой этики являются поиски смысла жизни и предназначения человека. Человечество занимается ею едва ли не с самого своего появления, причем различные религии, философские течения и отдельные мыслители дают свои варианты ответа на этот вопрос. Однако на сегодняшний день единого, принятого безоговорочно всем человечеством варианта ответа нет. Причем, понятие смысла жизни – довольно широкое, в него входит как определение главных жизненных ценностей, так и поиски цели жизни. Следует отметить, что существование человека, который не находит лично для себя ответы на эти вопросы, сильно осложняется. Люди, живущие бесцельной жизнью, могут поддаваться слабостям, перед которыми устоят другие, поскольку не видят необходимости не потакать своим сиюминутным прихотям. При этом необходимо отметить, что взгляд на жизненные ценности и цели тесно взаимосвязан с социальным положением человека и его насущными, каждодневными проблемами. Говоря о смысле жизни, стоит отметить так называемый прагматический взгляд на него. Его основоположником (как и одним из ведущих прагматиков в целом) считают Уильяма Джеймса. Этот взгляд основывается на том мнении, что поиски абстрактного смысла жизни абсолютно бессмысленны, поскольку он индивидуален для каждого, причем выбирается им лично и достаточно осознанно. Другими словами, смысл жизни – это то, что ценишь в ней лично ты. Следующей проблемой этики является справедливость. Это очень широкое понятие, имеющее массу трактовок. В основе его лежит принцип весов: действие должно быть равно результату (вознаграждению или порицанию). То есть, права должны компенсироваться обязанностями, труд – вознаграждением, а преступление должно в глазах общества соответствовать наказанию. Таким образом, становится понятно, что справедливость – это не абстрактная философская категория, а вполне конкретно желание (или требование) социума, которое должно быть учтено при формировании практически любых норм взаимоотношений. Для принятия справедливого решения всегда нужно выслушать все стороны, причем желательно, чтобы судей было не меньше трех. Как именно следует поступить, решается в каждой конкретной ситуации, в идеале, незаинтересованными лицами. Часто при разделении какого-либо блага применяется принцип яблока: один делит, другой выбирает свою половину. Последним из основных вопросов этики является долг. Долг в философии – это добровольно принятое моральное обязательство перед другим человеком, группой людей или Богом. Взгляды на то, к чему он обязывает, зависят от нравственных законов, которым подчиняется человек. Согласно некоторым учениям, несмотря на примесь принудительного в понятии долга, именно его выполнение способно сделать человека счастливым и удовлетворенным собой. Проблемы этики – это проблемы всего человечества. Это вопросы, на которые оно пытается найти ответы все время своего существования, поэтому они остаются актуальными. Причем, ответы, которые находит лично для себя каждый индивидуум, серьезно влияют на его взаимоотношения с окружающими и осознание собственной роли в жизни окружающего мира. А трудности на пути к их определению лишь добавляют им ценности, когда они однажды наконец определены. |
abccba.ru
Первый и основной вопрос этики
Основной этический вопрос звучит так: что делать со знанием будущего? Утаить или предать гласности? Если предать гласности, то пред кем? При этом следует учесть два эффекта:
1. Самореализация пророчеств, и их
2. Самоуничтожение.
В первом случае, если предвидения нет как феномена, пророк становится его творцом. Во втором случае, если предвидение есть, он становится его отрицателем, так как предвосхищая его, он может его тем самым предотвратить.
Данный вопрос существует не только в сфере сознания, но и на архетипическом уровне, становясь тем самым частью основания современной культуры. Он, например, нашел свое отражение в истории христианской религии. Иллюстрацией и доказательством данного утверждения является история возникновения Ватопедской иконы Божией Матери, где мнение Младенца Христа разошлось с мнением Матери Божией относительно предсказания опасности монахам (см. Оппоненты).
На основной этический вопрос в нашем случае существует два ответа и одно предположение:
1. Для доказательства феномена предвидения будущего — надо молчать о факте такого предвидения, тем самым доказывая только самому себе факт его существования;
2. Для предотвращения нежелательного будущего — надо говорить о нем, коль оно стало доступно для восприятия и понимания, тем самым делая его менее вероятным в будущем, и менее доказуемым как феномен.
3. Есть предположение, что в самом факте предвидения заложен и ответ на вопрос, что с ним делать. Этот ответ надо просто распознать среди предвестников будущего.
Эти ответы не дают нам знаний для решения научной проблемы: существует ли предвидение будущего, так как научный метод предполагает доказательство утверждений другому наблюдателю и их проверяемость другим наблюдателем. Событием в науке является только то, что может наблюдаться более чем одним наблюдателем. В нашем же случае, когда мы делаем предвидение о будущем предсказанием для других, то оно может самореализоваться или самоуничтожиться. Другими словами, как только помимо самого провидца возникает еще хотя бы один наблюдатель предвидения, оно становится подверженным самореализации или самоуничтожению. Подобный феномен является проблемой не только в современной науке. (см. Наблюдатель).
Вероятно, в вопросе доказательства существования предвидения будущего следует сделать поправки в научном методе познания, доверяя фактам и обобщениям одного наблюдателя (т.е. только самого провидца), которые не могли стать таковыми для других наблюдателей. Здесь главным становиться вопрос доверия, вопрос правдивости единственного наблюдателя, другими словами чисто этический вопрос, который можно считать частью научного метода.
skravchenko.ru
Основные принципы профессиональной этики
Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Шестой принцип — этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям , традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
Восьмой принцип — индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип — не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм* как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип— состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности, т.к. конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.
Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Шестнадцатый принцип — работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Семнадцатый принцип — не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» — коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.
Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.
Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.
Виды профессиональной этики
Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями.
Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.
Например, врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа.
Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.
Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия*, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия*, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).
Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.
Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов. Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только u1087 производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.
Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» — теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, имеют практическое значение и в настоящее время.
Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.
Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику.
Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.
В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).
studfiles.net
В чем своеобразие этики как науки, каковы ее основные задачи. Предмет этики.
Э́тика — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.
Основные проблемы этики:
Проблема критериев добраизла
Проблема смысла жизнии назначениячеловека
Проблема справедливости
Проблема должного
В этике выделяют следующие направления исследований:
Метаэтика— изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.
Нормативная этика— поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
Прикладная этикаизучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
2. Структура этики.
В этике можно выделить основные три уровня: эмпирический, теоретический и нормативный.
— На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение к моральной жизни человека и общества, собирают и описывают их, устанавливают закономерности. Задача этики на этом уровне – описание морали. Это происходит и в таких разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.
— На теоретическом уровне этика объясняет мораль. Задача этики на этом уровне – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, обосновать сложившуюся систему моральных норм и ценностей, доказать ее преимущество, мотивацию, надежность.
— Нормативный уровень. Задача этики на этом уровне: внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.
3. Происхождение и содержание самого термина «этика». Историко-этимологическая справка терминов: «мораль» и «нравственность».
Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этикос» (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нравам; то есть «этика» в буквальном значении — теория нравственности. Таким образом, этика — это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло.
Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos – характер, обычай, закон. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слово moralis — моральный, говоря о моральной философии (т.е. – этике), и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.
Слово «нравственность» славянского происхождения. Нравственность — термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики. Так же как греческое слово ήβος (этос), латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое “Sittlichkeit”, русское слово “нравственность” этимологически восходит к слову “нрав” (характер).
Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель. Под «моралью» он понимал субъективный аспект поступков человека, форму сознания, т.е. это осознаваемые человеком принципы, правила, нормы поведения, а под «нравственностью» — сами поступки. Нравственность насыщена конкретным жизненным и социальным содержанием, т.е. это реальное внедрение принципов, норм, правил поведения в жизнь.
studfiles.net
Этические проблемы и вопросы для учёного
Для любого ученого существует великое множество этических вопросов. Они касаются выбора темы исследования, применяемых методов, принципов организации процесса работы, обнародования ее результатов. Не праздными являются и правила взаимодействия с профессиональным сообществом, поскольку в изоляции от информационного пространства в столь быстро развивающемся мире крайне сложно создать нечто новое и внести свой вклад в развитие науки.
Научную этику определяют как систему норм и представлений, связанных с познанием, анализирующих конфликты морального характера, возникающие в ходе проведения исследований. Она направлена на поиск совместных решений, в котором задействованы как ученые, так и общество. Этика обязательно должна соответствовать сформировавшимся моральным установкам, а также принципу гуманизма.
Подходы к научной этике многообразны. Одни ученые полагают, что она содержится в самой науке. В частности, так считал норвежский философ Г. Скирбекк. Он говорил, что, «будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами: “ищи истину”, “избегай бессмыслицы”, “выражайся ясно”». Другие заявляют о важности наличия строгой регламентации. Так или иначе этические вопросы не просто остаются внутренней дилеммой самого ученого или профессионального сообщества, существует объективная потребность в налаживании диалога с обществом, с которым многие исследования и их результаты связаны напрямую.
Научная этика зародилась вместе с университетами. За основу были взяты религиозные традиции и правила, которым следовали члены городских корпораций учащихся. Несколько позже академическая этика связывалась с нормами поведения, предписываемыми дворянскому сословию и буржуазии. Серьезные изменения произошли в XX в., когда образование стало массовым. Это породило необходимость более детально прорабатывать этические нормы и правила поведения. Поэтому стали появляться специальные уставы и кодексы, которые имеются при университетах.
Несмотря на то что в профессиональных ассоциациях и научных учреждениях существуют официальные кодексы, есть еще и свод неформальных правил и установок, которые соблюдаются всем сообществом. Всегда непростительными остаются плагиат, злоупотребление положением в личных целях, подтасовка данных и результатов экспериментов. При этом к нарушению этики не относятся неосознанные ошибки, различные толкования результатов проведенного эксперимента. Таков естественный ход исследовательского процесса. Также любой ученый должен быть готов к критике и принимать во внимание рекомендации коллег.
Nestor Rizhniak / shutterstock.com
Одна из основных проблем связана с тем, что академическое сообщество является в высокой степени глобализированным, поскольку его невозможно представить без международного сотрудничества. Поэтому можно отметить наличие различных культурных контекстов, которые также затрагивают этические вопросы для ученого. Примером могут являться отношения аспиранта и научного руководителя. В каких-то культурах принято жестко регламентировать их сводом формальных правил, в других эти взаимоотношения выстраиваются на основании модели мастер — ученик.
С этическими вопросами связана принятая на Генеральной ассамблее ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. «Рекомендация относительно статуса работников науки». Ее ратифицировала большая часть государств. В соответствии с документом работники науки наделяются главной ролью в повышении эффективности науки и ее использования на благо человечества, а также в содействии поддержанию мира и стабильности в международных отношениях.
Ученые в соответствии с документом принимают на себя обязательства активно участвовать в научной жизни, информировать общество о возможных социальных последствиях, осуществляя их контроль, передавать свои профессиональные знания, проявлять инициативу, осознавать риски, связанные с проведением научных исследований. Также они несут ответственность за обмен информацией, обеспечение сотрудничества и здоровой конкуренции с коллегами, содействие диалогу с обществом.
Биоэтика — попытка соотнести морально-мировоззренческий аспект общественной жизни с возможностями медико-биологических исследований.
В целом в научной этике выделяют два круга проблем. Первый связан исключительно с самим научным знанием, а второй — с регулированием его взаимодействия с обществом. Внутренняя организация науки соблюденает принципы ценности истины, новизны, свободы научного творчества, равенства всех перед лицом истины, которые помогают ее самосохранению. В рамках этого измерения поднимаются вопросы авторства и оригинальности исследования, плагиата, проблемы фальсификации результатов и компетентности их достижения. В данном контексте отдельно стоит сказать о т.н. одержимости ученого. Некоторые в ходе проведения исследования склонны утрачивать связь с миром, а иные чрезмерно преувеличивают свой профессиональный вклад в сравнении с коллегами.
Система правил существует и в случае регулирования работы коллектива ученых. Их руководители должны обеспечивать климат взаимного доверия, уважения, прозрачность системы, с пониманием относиться к тем, кого затрагивает их деятельность. Важная составляющая — поддержание обратной связи с представителями научного коллектива. Также представители научного сообщества могут столкнуться с конфликтом интересов, ситуацией, когда действия отдельного лица затрагивают противоположные по форме и содержанию интересы. Возможны случаи, когда подобные ситуации возникают на почве личных отношений. Тогда ответственному лицу лучше отказаться от участия в принятии решения, если оно затрагивает личные отношения с теми, кого они касаются (например, родственники или друзья).
Измерение, затрагивающее взаимодействие науки и общества, зиждется на столкновении внутринаучного интереса и социального. Для этого есть ряд объективных предпосылок. Современная экспериментальная база и информационное обеспечение науки требуют большого количества ресурсов, в том числе людских, поэтому общество имеет право быть в курсе того, как они используются. В поле зрения современной науки включаются многие природные объекты и сам человек.
Проведение экспериментов в этих областях сопряжено с серьезными рисками, поэтому они должны регламентироваться. Также исследование не должно угрожать правам и достоинству отдельного человека. Выбор внутринаучных целей требует учета системы ценностей, а также существующих для социума приоритетных проблем. Поэтому на свободу научного творчества накладываются разумные ограничения в случае, если его результаты могут привести к негативным последствиям.
Alexander Raths / shutterstock.com
Пример биоэтики помогает проиллюстрировать всю сложность вопроса о том, как далеко может зайти наука и как она может выстраивать диалог с социумом. Биоэтика — попытка соотнести морально-мировоззренческий аспект общественной жизни с возможностями медико-биологических исследований. Наиболее актуальными вопросами для нее являются эвтаназия, клонирование, евгеника, аборты, клинические испытания, искусственное оплодотворение, а также множество иных.
Например, в реанимационной практике существует сложный морально-этический вопрос о том, кто принимает решение о смерти. Врачи, родственники или же сам умирающий? Или современное развитие нейробиологии. За последнее время она серьезно преуспела в изучении центральной нервной системы человека. Однако есть риск, что результаты исследования будут применяться не для лечения расстройств психики, а для «модификаций поведения».
Необходимо признать, что этические вопросы — неотъемлемая составляющая жизни ученого. Наличие системы норм, писаных и неписаных правил помогает более продуктивно заниматься исследованием и распространением его результатов. Также не менее важным остается диалог с обществом, формирующим русло для развития науки. В истории уже были примеры, когда ученые могли отодвинуть рассуждения о морали и с головой погрузиться в исследование. Сегодня уже невозможно представить такие радикальные случаи, как эксперименты нацистов или японского «Отряда 731» во времена Второй мировой войны, но новые вызовы и возникающие перед наукой горизонты требуют постоянного поиска компромисса между стремлением к открытию нового и следованием принципам гуманизма.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sciencepop.ru