Y x 2 40x 625: Задание №948. Тип задания 12. ЕГЭ по математике (профильный уровень)

{2}-4ac}}{2a}.

x=\frac{-50±\sqrt{2500-4\left(-1\right)\left(-y-225\right)}}{2\left(-1\right)}

Возведите 50 в квадрат.

x=\frac{-50±\sqrt{2500+4\left(-y-225\right)}}{2\left(-1\right)}

Умножьте -4 на -1.

x=\frac{-50±\sqrt{2500-4y-900}}{2\left(-1\right)}

Умножьте 4 на -225-y.

x=\frac{-50±\sqrt{1600-4y}}{2\left(-1\right)}

Прибавьте 2500 к -900-4y.

x=\frac{-50±2\sqrt{400-y}}{2\left(-1\right)}

Извлеките квадратный корень из 1600-4y.

x=\frac{-50±2\sqrt{400-y}}{-2}

Умножьте 2 на -1.

x=\frac{2\sqrt{400-y}-50}{-2}

Решите уравнение x=\frac{-50±2\sqrt{400-y}}{-2} при условии, что ± — плюс. Прибавьте -50 к 2\sqrt{400-y}.

x=-\sqrt{400-y}+25

Разделите -50+2\sqrt{400-y} на -2.

x=\frac{-2\sqrt{400-y}-50}{-2}

Решите уравнение x=\frac{-50±2\sqrt{400-y}}{-2} при условии, что ± — минус. Вычтите 2\sqrt{400-y} из -50.

x=\sqrt{400-y}+25

Разделите -50-2\sqrt{400-y} на -2.

x=-\sqrt{400-y}+25 x=\sqrt{400-y}+25

Уравнение решено. {2}+2 x-3}

«Применение операторов графики для построения графиков элементарных функций и приближённого решения уравнений»

Предмет Информатика и информационные технологии

Тема «Применение операторов графики для построения графиков элементарных функций и приближённого решения уравнений»
Разработка учителя МОУ УСОШ №5 с углублённым изучением отдельных  предметов Горбиной Елены Анатольевны

 

Место: Тема входит в раздел «Графические возможности языка программирования».

 

Тип уроков   – комбинированный – включает как усвоение нового материала в виде лекции с элементами беседы, так и формирование умений и навыков в виде практической работы за компьютерами.

 

Цели и задачи:

 

1.     образовательные:

·        усвоить принцип построения точечного графика;

·        получить навыки построения точечного графика элементарной функции с помощью известных операторов графики;

·        закрепить навыки вывода текстовой информации в графическом режиме;

·        закрепить навыки написания арифметических выражений на языке QBASIC;

·        сформировать умение использовать построенный график для решения алгебраических уравнений;

·         укрепить межпредметные связи информатики с алгеброй и геометрией.

2.     развивающие:

·        выработать умение применять знания, полученные на информатике при изучении других предметов;

·        развить умение делать выводы, самостоятельно проводить исследования и принимать решения.

3.     воспитательные:

·        сформировать у учащихся представление о компьютере, как о средстве помогающем решать трудоёмкие задачи и экономящем время для творческой работы.

 

Программно-методическое обеспечение:

—     интерактивная доска;

—     персональные компьютеры для каждого ученика;

—     система программирования QBASIC.

 

Урок 1

Тема: «Построение графиков элементарных функций»

 

Ход урока:

1.    Организационный момент.

Приветствие. Тема урока.  Цели урока. (1 мин)

 

2.    Актуальность знаний.  (2 мин)

При изучении математики очень часто возникает необходимость в построении графиков функций. Это занимает большую часть времени на уроке. Частично уменьшить  затраты времени может помочь компьютер, который обладает замечательным качеством – способностью воспроизводить графическое изображение на экране монитора. Трудно переоценить методическую значимость машинной графики.  Вычерченный машиной график, помимо наглядности и точности,  даёт наиболее эффективные возможности обнаружения и исправления ошибок по сравнению с другими формами представления знаний. Кроме того, беря на себя трудоемкую часть работы, компьютер освобождает время для исследовательской творческой работы, появляется возможность делать самостоятельные выводы, работая с большим объемом изучаемого материала.

 

  1. Изучение нового материала.

1)     Построение эскиза. (20 мин)

Для построения графика будем использовать графический режим №12, разрешение которого 640 точек по горизонтали и 480 точек по вертикали. При построении обращаем внимание на то, что  начало координат экрана находится в левом верхнем углу экрана, а ось ОY экрана направлена вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обращаем внимание на то, что мы строим точечный график, а значит нужно

1.         вычислить значение функции у при определённом значении х,

2.         перевести значения x и y в координаты точки на экране xt  и yt,

3.         изобразить точку с этими координатами (оператор PSET),

4.         увеличить значение х на небольшую величину dx и повторить всё c пункта1.

 

Вводим  условные обозначения:

 

а, b – границы диапазона изменения аргумента х;

ymin, ymax –  границы диапазона изменения функции у;

mx, my –  масштабные коэффициенты по осям ОХ и ОY – определяют количество точек экрана на единичное значение аргумента и функции

n – количество точек графика;

dxшаг изменения аргумента    

x, y – значения аргумента и соответствующее ему значение функции;

xt, yt – координаты точки графика на экране;

xt = x · mx + 320

 yt = y · my + 240

 

2)     Физкультминутка – упражнения для глаз, спины и шеи.  (2 мин)

 

3)     Написание программы. (20 мин)

 

‘Предварительные вычисления

a = –10  :  b = 10

ymin = –10  : ymax = 10

mx = 640 / (b – a)

my = 480 / abs(ymax – ymin)

n = 3000  : dx = (b – a) / n

‘Построение системы координат с сеткой

SCREEN 12

FOR x = 0 TO 640 STEP mx                  вертикальная разметка

LINE (x, 0) – (x, 480), 8

NEXT x

LINE (320, 0) – (320, 460), 10               ‘вертикальная ось

LINE (320, 0) – (325, 5), 10                   ‘стрелка на вертикальной оси

LINE (320, 0) – (315, 5), 10

LOCATE 1, 42: PRINT «y»

FOR y = 0 TO 480 STEP my                  горизонтальная разметка  

LINE (0, y) – (640, y), 8                         ‘самостоятельно на ПК

NEXT y

LINE (0, 240) – (630, 240), 10     

LINE (630, 240) – (625, 245), 10

LINE (630, 240) – (625, 235), 10

LOCATE 17, 78: PRINT «x»

LOCATE 17, 42: PRINT «0»

‘Построение точечного графика

FOR x = a TO b STEP dx

    y = x ^ 2                                            ‘Построение параболы

    xt = x * mx + 320

    yt = – y * my + 240

    PSET (xt, yt), 12

NEXT x

END

 

Урок 2

 

4)     Набор, отладка и сохранение программы. (18 мин)

Ученики  набирают программу в индивидуальном темпе, добавляя пропущенную часть с горизонтальной разметкой. Построение графика будет происходить прямо на глазах у учащихся. После окончания построения необходимо обратить внимание учащихся на правильность построения – парабола должна проходить через точки (1;1), (1;1), (2;4) и (2;4).

 

5)     Физкультминутка – упражнения для глаз, спины и шеи. (2 мин)

 

6)     Работа с программой. (25 мин)

Учащимся предлагаются карточки для проведения индивидуальной практической работы. Для построения графиков других функций необходимо в цикле построения графика записать новую формулу. Каждый построенный график анализируется и демонстрируется учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы:

1)      2)  3)

 

 4)  5)   6)

 

7)       8)  9)

 

10) 11) 12)  

Урок 3

Тема: «Приближённое решение уравнений с использованием графика функции»

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Тема урока. Цели урока. (1 мин)

 

  1. Изучение нового материала.  (15 мин)

Построенный график функции может быть использован для приближённого решения уравнений вида f(x)=0. Корни этого уравнения являются точками пересечения графика функции y=f(x) с осью ОХ.

 

Пример. Решить уравнение х2 – 5х + 4= 0, используя программу построения графиков функций.

 

На интерактивной доске запускается программа построения графиков и строится график функции у = х2 – 5х + 4.

 

 

Отмечаем две точки пересечения графика с осью ОХ: (1;0) и (4;0). Значит, уравнение х2 – 5х + 4= 0 имеет два корня х1 = 1 и х2 = 4.

 

 

3.      Физкультминутка – упражнения для глаз, спины и шеи.  (2 мин)

 

  1. Работа с программой. (27 мин)

 

Учащимся предлагаются карточки для проведения индивидуальной практической работы. Каждое решённое уравнение оформляется в рабочей тетради в виде схематического эскиза графика и решения. Правильность решения контролируется учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы:

1)    х = -1         2) х1 = -2;  х2 = 2

 

3) х1=0;х2=1 4) нет решений

 

5) х = 2      6) х1=-2; х2=2

 

7) х1= -1;  х2 = 1   8) х1= -2;  х2 = 1

 

 

 

Урок 4

Тема: «Приближённое решение уравнений с использованием графика функции»

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Тема урока. Цели урока. (1 мин)

 

  1. Изучение нового материала.  (25 мин)

Построенный график функции может быть использован для приближённого решения уравнений вида f1(x) = f2(x). Корни этого уравнения являются точками пересечения графиков функций y = f1(x)  и у = f2(x).

 

Пример. Решить уравнение , используя программу построения графиков функций.

 

Чтобы найти решения этого уравнения можно построить графики двух функций y1 =  и , а затем найти точки пересечения графиков.

Для того чтобы построить два графика в одной системе координат можно воспользоваться двумя способами:

 

Способ 1.

Добавить в программу второй цикл для построения графика, в котором изменить функцию и цвет точек. Получим:

 

‘Построение первого точечного графика

FOR x = a TO b STEP dx            

    y = (7 * x + 4) / (x^2 + 5)

    xt = x * mx + 320

    yt = – y * my + 240

    PSET (xt, yt), 12

NEXT x

 

‘Построение второго точечного графика

FOR x = a TO b STEP dx            

    y = 0. 2 – 5 * x + 9.5

    xt = x * mx + 320

    yt = – y * my + 240

yt1 = – y * my + 240

    PSET (xt, yt), 12

PSET (xt, yt1), 14

NEXT x

 

Отмечаем две точки пересечения графиков друг с другом: (2;2) и (6;1). Значит, уравнение имеет два корня х1 = 2 и х2 = 6.

 

 

3.      Физкультминутка – упражнения для глаз, спины и шеи. (2 мин)

 

  1. Работа с программой. (17 мин)

 

Учащимся предлагаются карточки для проведения индивидуальной практической работы. Каждое решённое уравнение оформляется в рабочей тетради в виде схематического эскиза графика и решения. Правильность решения контролируется учителем.

 

 

 

 

 

 

 


1)    х1=-2; х2 =3   2) х=1

 

3) х1=-4; х2=-1; х3=1; х4=4   4)х=2

 

 

5) х1=-2; х2 = 1  6) х1=-3;  х2=1

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1 вариант

1.      Наберите программу построения точечных графиков элементарных  функций.

 

2.     Постройте график функции y = | |x2 – 2х | – 8| на экране и перенесите его в тетрадь.

 

3.     Решите уравнение | |x2 – 2x | – 8| = 0, используя построенный график

 

4.     Решите уравнение  4 |x| – х3 = 2x + 7.

 

2 вариант

1.     Наберите программу построения точечных графиков элементарных  функций.

 

2.     Постройте график функции y = | |0,5x2 – 5 | – 3| на экране и перенесите его в тетрадь.

 

3.     Решите уравнение  | |0,5x2 – 5 | — 3| = 0, используя построенный график.

 

4.     Решите уравнение  4 – 2x  = х3 – 4 |x|. 3 – 4 * ABS(X), а затем найти точки пересечения графиков.

 

 

Отмечаем одну точку пересечения графиков друг с другом: (2;0). Значит, уравнение имеет один корень х= 2.

 

Для оценивания этой контрольной работы предлагается следующая схема, которая сообщается учащимся до начала работы. Правильно набранная работающая программа (правильность работы должна быть самостоятельно проверена учащимися с помощью известной функции, например у=х или у=х2) и выполненное в тетради задание №2 оцениваются оценкой «удовлетворительно». Задания №1 + №2 + №3 – оценкой «хорошо», все задания – оценкой «отлично».

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Изучение темы «Применение операторов графики для построения графиков элементарных функций и приближённого решения уравнений» на языке Visual Basic.

 

1.      На форме размещаются два инструмента Picture1, Command1.

 

Вывод графика осуществляется в Picture1. Отличие состоит в том, что не надо вводить масштабные коэффициенты. С помощью оператора Picture1.Scale (a, ymax)-(b, ymin) создаётся нормальная система координат с нулем в центре Picture1. В скобках указываются координаты двух противоположных углов системы координат. В нашем случае (-10,10) и (10,-10). Благодаря такой системе координат нет необходимости пересчитывать значения X и Y в координаты экрана.

2.     Создаём процедуру для командной кнопки:

Private Sub Command1_Click()

a = -10: b = 10: ymin = -10: ymax = 10 : n = 3000: dx = (b — a) / n

‘Задание масштаба

Picture1.Scale (a, ymax)-(b, ymin)

‘Вертикальная разметка

For I = a To b

Picture1.Line (I, ymin)-(I, ymax), vbGreen

Picture1.PSet (I, 0)  :  Picture1.Print I                     ‘Числа на оси

Next I

‘Горизонтальная разметка

For I = ymin To ymax

Picture1. 2 — 7

        Picture1.PSet (X, Y)

Next X

End Sub

3.     В результате получается:

Приложение 2.

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема «Применение операторов графики для построения графиков элементарных функций и приближённого решения уравнений»

 

1 вариант

 

1.    Наберите программу построения точечных графиков элементарных  функций.

 

2.    Постройте график функции y = | |x2 – 2х | – 8| на экране и перенесите его в тетрадь.

 

3.    Решите уравнение | |x2 – 2x | – 8| = 0, используя построенный график

 

4.    Решите уравнение  4 |x| – х3 = 2x + 7.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема «Применение операторов графики для построения графиков элементарных функций и приближённого решения уравнений»

 

2 вариант

 

1.    Наберите программу построения точечных графиков элементарных  функций.

 

2.    Постройте график функции y = | |0,5x2 – 5 | – 3| на экране и перенесите его в тетрадь.

 

3.    Решите уравнение  | |0,5x2 – 5 | — 3| = 0, используя построенный график.

 

4.    Решите уравнение  4 – 2x  = х3 – 4 |x|.

{2}-4ac}}{2a}.

x=\frac{-\left(-240\right)±\sqrt{57600-4\times 19\times 625}}{2\times 19}

Квадрат -240.

x=\frac{-\left(-240\right)±\sqrt{57600-76\times 625}}{2\times 19}

Умножить -4 на 19.

x=\frac{- \left(-240\right)±\sqrt{57600-47500}}{2\times 19}

Умножить -76 на 625.

x=\frac{-\left(-240\right)±\sqrt {10100}}{2\times 19}

Добавьте 57600 к -47500.

x=\frac{-\left(-240\right)±10\sqrt{101}}{2\times 19}

Извлеките квадратный корень из 10100.

x=\frac{240±10\sqrt{101}}{2\times 19}

Противоположность -240 равна 240.

x=\frac{240 ±10\sqrt{101}}{38}

Умножить 2 раза на 19.

x=\frac{10\sqrt{101}+240}{38}

Теперь решите уравнение x=\frac{240± 10\sqrt{101}}{38}, когда ± плюс. Добавьте 240 к 10\sqrt{101}.

x=\frac{5\sqrt{101}+120}{19}

Разделите 240+10\sqrt{101} на 38.

x=\frac{240-10\sqrt{101}}{ 38}

92 = \frac{2525}{361} u = \pm\sqrt{\frac{2525}{361}} = \pm \frac{\sqrt{2525}}{19}

Упростите выражение, умножив -1 с обеих сторон и извлеките квадратный корень, чтобы получить значение неизвестной переменной u

r =\frac{120}{19} — \frac{\sqrt{2525}}{19} = 3,671 s = \frac{120} {19} + \frac{\sqrt{2525}}{19} = 8,960

Факторы r и s являются решениями квадратного уравнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *