Задачи на построение кривой производственных возможностей: Задача № 143. Построение КПВ

Учимся решать экономические задачи — Студопедия

Поделись  

Типы задач:

· Анализ функции кривой производственных возможностей и её графическое обоснование;

· Построение кривых производственных возможностей на основании различных данных об альтернативных возможностях производителей.

· Расчёт альтернативных издержек.

· Применение закона возрастающих альтернативных издержек.

1.1. На машиностроительном предприятии в одном из цехов можно произвести 1000 двигателей или 500 агрегатов, а в другом альтернативная стоимость производства 2 агрегатов равна 8 двигателям при максимально возможном производстве двигателей равном 1600 единицам.

Постройте общую кривую производственных возможностей машиностроительного предприятия и заштрихуйте плоскость каждого цеха.

Решение:

Рассчитаем максимально возможное производство двигателей (Д.) и агрегатов (А.) в двух цехах. Если максимально возможное производство двигателей во втором цехе составляет 1600 единиц, а при этом альтернативная стоимость производства 2 А.

равна 8 Д., то в данном цехе, при имеющихся ограниченных ресурсах, можно произвести 400 агрегатов. Тогда в обоих цехах можно произвести либо 2600 двигателей (1600 Д. + 1000 Д.), либо 900 агрегатов. (500 А. + 400 А.).

Приступим к построению общей КПВ машиностроительного предприятия, при условии, что в данном году руководство предприятия решило произвести только двигатели. По оси абсцисс отложим максимально возможное производство двигателей в двух цехах (2600 Д.), а по оси ординат максимально возможное производство агрегатов (900 А.).

Построение КПВ начнём со второго цеха, т.к. в данном цехе потери в виде недополученных агрегатов минимальные(альтернативная стоимость 1 Д. = ¼ А.). Линия производственных возможностей второго цеха будет соединять точку максимального производства агрегатов на предприятии (0 Д.; 900 А.) с проекцией точки наибольшего производства двигателей в данном цехе (1600 Д.; 500 А.). При таком выборе предприятие, отдавая предпочтение производству двигателей, отказалось от возможного производства агрегатов в размере 400 единиц (900 А.

– 400 А.). Данная прямая линия есть частный случай общей выпуклой кривой производственных возможностей предприятия.

Точка с координатами (1600 Д.; 500 А.) – это точка перегиба КПВ.

КПВ первого цеха строится аналогично. Увеличив производство двигателей на величину возможного производства (1000 единиц), мы попадём в точку с координатами (2600 Д.; 0 А.) В данном выпуске продукции машиностроительное предприятие не сможет произвести 500 агрегатов. Линия, соединяющая точку (2600 Д.; 0 А.) с точкой перегиба, будет частным случаем кривой производственных возможностей первого цеха.

Ответ:

Заштрихованные области – цеха машиностроительного предприятия.

1.2. Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (18; 0), В (11; 16), С (16; 9), Е(8;15), М (7; 16), Р (0; 21)? Обоснуйте свое решение, не прибегая к построению графика КПВ.

Решение:

Применим закон возрастающих альтернативных издержек. Расположим заданные точки по возрастанию одной из координат (например, координаты Х): Р (0; 21), М (7; 16), Е (8; 15), В (11; 16), С (16; 9), А(18; 0). Если данные точки принадлежат одной КПВ, то значения чисел по другой координате (например, Y) должны убывать. Однако точка В с координатами (11; 16) не отвечает главному требованию нашего условия.

Ответ:

Точки А, В, С, Е, М и Р не могут принадлежать одной кривой производственных возможностей, т.к. нарушен закон возрастающих альтернативных издержек.

1.3. Ниже приведена кривая производственных возможностей машиностроительного предприятия, которое производит двигатели и агрегаты (в единицах).

Охарактеризуйте производственные возможности предприятия при условии, что в данном году оно будет производить только двигатели. Ответьте на следующие вопросы:

А) Сколько у предприятия производственных участков и чему равны альтернативные возможности производства на них?

Б) Чему равна альтернативная стоимость производства ещё одного двигателя, если их производится 60 единиц? Вычислите максимально возможное производство агрегатов.

Решение:

А) На предприятии три участка с максимально возможным производством или 350 двигателей (Д.), или 190 агрегатов (А.).

На верхнем участке производственные возможности предприятия позволяют произвести или 100 Д., или 40 А. (190 А. – 150 А.). Альтернативная стоимость производства 1 Д. = 0,4 А..

На среднем участке можно будет произвести или 100 Д. (200 Д. — 100 Д.) или 50 А. (150 А. – 100 А.). Альтернативная стоимость производства 1 Д. равна 0,5 А..

На нижнем участке возможное производство составит или 150 Д. (350 Д. – 200 Д.) или 100 А. (100 А. – 0 А.) с альтернативной стоимостью производства 1 Д. = 0,7 А.

Если предположить, что в этом году на предприятии решили производить только двигатели, то процесс производства начнут с того участка, на котором потери в виде недополученных агрегатов будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость двигателей наименьшая. Следовательно, эффективное производство двигателей можно достичь на верхнем участке, где производство каждой его дополнительной единицы предполагает потерю ресурсов, предназначаемых на производство 0,4 агрегатов.

Б) Если двигателей производится 60 единиц, то это означает, что рациональный производитель будет работать на верхнем участке, т.к. на данном участке альтернативная стоимость каждой дополнительной единицы двигателя наименьшая (0,4 А.). При этом производство 60 двигателей приведёт к тому, что производитель должен будет отказаться от выпуска 24 агрегатов (60 Д. × 0,4). Увеличив производство двигателей ещё на одну единицу, производитель уже теряет 24,4 А. от максимально возможного производства. Следовательно, максимально возможное производство агрегатов, при условии, что производитель будет производить только 61 Д., составит 165,6 А. (190 А. — 61 т × 0,4).

1.4. Дана кривая производственных возможностей фермера на трех полях.

Предположим, что он решил под выращивание 130 тонн картофеля отвести нижнее поле, а два других поля не трогать. Используя графическое изображение КПВ фермера, оцените его выбор. Вычислите максимально возможное производство пшеницы, если картофеля будет произведено 130 тонн.

Решение:

В плоскости нижнего поля производство каждой тонны картофеля предполагает, что потери пшеницы на нем будут составлять ⅔ тонны от возможного выпуска. Тогда, при производстве 130 тонн картофеля, возможные потери пшеницы составят 86,6 т (130 т К. × ⅔). Отсюда следует, что максимально возможное производство пшеницы фермером будет 103,4 т (190 т П. – 86,6 т П.).

Однако следует заметить, что данный выбор фермера является не эффективным. Согласно теории КПВ эффективным считается выбор, при которомпотери в виде недополученной продукции минимальны. Следовательно, фермер под выращивание 130 т К. должен отвести верхнее поле полностью и часть среднего. На данных полях потери в виде недополученной пшеницы будут минимальными (каждая тонна картофеля предполагает отказ от производства 0,4 или 0,5 тонн пшеницы соответственно). Отсюда альтернатива отказа по полям составит 55 т пшеницы (40 т П. + 30 т П. × 0,5). Тогда максимально возможное производство пшеницы фермером, при условии, что он будет производить 130 т К.

, составит 135 т (190 т П. – 55 т П.).

Ответ:

Эффективное производство 130 тонн картофеля возможно при возделывании верхнего поля полностью и части среднего. Потери в виде недополученной пшеницы на них будут минимальными (55 т против 86,6 т). Максимально возможное производство пшеницы составит 135 т против 103,4 т.

1.5. На одном поле фермер может произвести 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, а на другом, альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 6 т картофеля при максимальном производстве картофеля равном 1500 т.

А) Постройте общую кривую производственных возможностей фермера на двух полях при условии, что фермер решил выращивать картофель. Заштрихуйте поля.

Б) Допустим, фермер всегда засевал все поля картошкой, но на этот год ему потребовалось произвести только 200 т пшеницы. На каком поле её посадить? Каково при этом максимально возможное производство картофеля (в тоннах)?

Решение:

А) Построим КПВ:

· (2500 т К. ; 0 т П.) и (0 т К.; 900 т П.) – координаты максимально возможного производства картофеля и пшеницы фермером на двух полях;

· (1500 т К.; 400 т П.) – координаты точки перегиба КПВ.

· 1 т К. = 0,3 т П. – альтернативные возможности производства на верхнем поле;

· 1 т К. = 0,4 т П. – альтернативные возможности производства на нижнем поле.

Б) Если исходить из того, что на этот год фермеру потребовалось произвести только 200 т пшеницы, то ему выгоднее всего ее посадить на том поле, где потери в виде недополученного картофеля будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость пшеницы наименьшая. В силу того что на нижнем поле альтернативная стоимость 1 т П. = 2,5 т К., а на верхнем 1 т П. = 3 т К., то фермеру выгоднее произвести 200 тонн пшеницы на том поле, где каждая тонна пшеницы предполагает отказ от производства 2,5 тонн картофеля, т.е. на нижнем.

При производстве только 200 т пшеницы потери в виде недополученного картофеля составят 500 тонн (2500 т К. – 200 т П. ×2,5). Отсюда максимально возможное производство картофеля будет 2000 тонн.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1 — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации — обмен информацией между организацией и её внешней средой…

Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному…

Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров…

Интересное:

Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски. ..

Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений…

Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1

Дисциплина «Основы экономической теории»

Тема «Построение и анализ кривой производственных возможностей»

Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Эффективность использования ограниченных ресурсов» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.

Материальное обеспечение:

1. Методические указания к практической работе

2. Тетради для практической работы

3. Калькуляторы

Ход работы:

1. Повторить теоретический материал по теме

2. Решить задачи

3. Выполнить тест к практической работе

4. Ответить на контрольные вопросы

 

Теоретические сведения

 

От того, как будут использованы хозяйственные ресурсы в экономике, зависят производственные возможности общества.

Между потребностями людей и возможностями (производственными ресурсами) для их удовлетворения существует обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены, т. е. их можно использовать в количестве, не превышающем определенный предел, лимит. Из-за ограниченности производственных ресурсов перед людьми постоянно встает проблема выбора: что и сколько произвести, продать, купить. Ограниченность ресурсов означает, что выбор одного товара приводит к отказу от другого (например, что лучше: съесть любимое мороженое или купить интересную книгу?). Управляя экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придется отказаться. В связи с этим обратимся к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определенный период времени, при данных ресурсах и технологии. При этом имеется в виду эффективное использование всех наличных ресурсов (рабочей силы, средств производства и других хозяйственных факторов). Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что экономическое хозяйство производит две группы продуктов: средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). В нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет в течение года производить эти товары в следующих альтернативных соотношениях:

а) десять станков при нулевом выпуске книг;

б) девять станков и одна книга;

в) семь станков и две книги и т. д. (см. таблицу):

На графике, построенном по данным таблицы, точка А отражает ситуацию, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д — альтернативу, когда выпускаются только книги. В действительности общество старается не допускать таких крайностей и всегда стремится найти нужный ему баланс в увеличения производства одного распределении производства. Точки Б, В и Г представляют альтернативные варианты такого баланса, т. е. максимально возможный объем одновременного производства и станков, и книг в различных сочетаниях (больше станков — меньше книг, и наоборот). Ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг за линией границы производственных возможностей (ГПВ), например, в точке Н (от слова «нельзя»), соответствующей выпуску двух единиц станков и семи единиц книг. В отличие от этого производственная комбинация в точке М (от слова «можно») вполне реальна, но при этом ресурсы использованы неполно и неэффективно (низкие занятость рабочей силы и производительность труда, не загруженные фабрики, чрезмерные затраты сырья и т. п.). Следовательно, здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки, расположенные на линии границы производственных возможностей, соответствуют наиболее эффективным вариантам использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. Производственные возможности отражают максимум производства при полном использовании данных ресурсов и технологий. Однако с течением времени ресурсы и технологии обычно прогрессивно меняются: увеличивается количество рабочей силы и средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии и т.д. Все это расширяет возможности производства, и следовательно, линия ГПВ смещается вправо от центра координат. Мощности общества по производству разных продуктов чаще всего растут не в одинаковой степени.

Задание № 1

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.

 

комбинации танки автомобили альтернативные издержки
 
 
 
 
 
 
 
 

Требуется:

1) построить кривую производственных возможностей, на оси Ох отложив количество производимых автомобилей, на оси Оу — танков;

2) определить, какое оптимальное количество автомобилей можно произвести;

3) найти альтернативные издержки производства одного танка (столбец №4), т. е. рассчитать, от какого количества автомобилей нужно отказаться, чтобы произвести дополнительное количество танков.

Задание № 2

Постройте по данным, приведенным в таблице, график кривой производственных возможностей для пушек и масла и определите точки, в которых неэффективно, а также невозможно одновременное увеличение разных товаров. Напишите, что отражает построенный график.

Задание № 3

Ответьте на вопросы теста

В – 1

В – 2

Микроэкономика изучает

1 Объем национального производства.

2 Производство сахара и динамику его цены.

3 Общий уровень цен.

4 Численность занятых в народном хозяйстве.

Плановая экономика по характеру функционирования выступает как экономика

1 Смешанная

2 Командная

3 Социальная ориентированная

4 Либеральная

В – 3

В – 4

Литература

Основные источники:

  1. Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО / И. А. Ким. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 328 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/A904235E-5F8D-48AB-89C7-D82..
  2. Родина, Г. А. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова ; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03554-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/7C885D75-C0BD-4C7D-AB47-BE4A2B45E496
  3. Коршунов, В. В. Основы экономической теории : учебник для СПО / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04674-8. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/59644F44-D83F-430A-BE19-DCBD8D026B70
  4. Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 277 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03462-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/782CA950-0240-4EA0-97C5-BE8E55B0642F
  5. Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02475-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2CDBBA69-9128-4A68-9154-551..
  6. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01003-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-548..
  7. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова ; под ред. А. А. Степанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBE..

 

 

Дополнительные источники:

  1. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева.- М.: «ВЛАДОС», 2010.
  2. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: «ВЛАДОС», 2010.
  3. Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 282 с.
  4. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 756 с
  5. В.А. Баринов «Бизнес-планирование», Москва, Форум-Инфра-М, 2004 г.
  6. А.И. Ильин «Планирование на предприятии», Минск, «Новое знание», 2004 г.
  7. Дж. А. Ковелло, Б. Дж. Хейзенгрен «Бизнес-планы», Москва, «Издательство БИНОМ», 1998 г.
  8. И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия», Москва, «Дашков и К», 2004 г.
  9. Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2006.
  10. Борисов Б.Ф. Экономическая теория. — М. , 2008.
  11. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
  12. Купиков Л.М. Основы экономических знаний. — М.: «Финансы и статистика», 2006.
  13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. — М.: КНОРУС, 2006.
  14. Бабин ЭЛ., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — М.: Экономика, 2007.
  15. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. — М.: Инфра-М, 2005.
  16. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. — М: Инфра-М, 2007.
  17. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. — М.: КноРус, 2008.
  18. Практикум по маркетингу: учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М. : КНОРУС, 2005. – 416

Internet-ресурсы:

  1. www.cbr.ru (сайт Банка России) §К
  2. www.government.ru (сайт Правительства России)
  3. www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России) –
  4. www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
  5. www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
  6. www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
  7. www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  8. www.wto.org.ru (сайт ВТО)
  9. www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1

Дисциплина «Основы экономической теории»

Тема «Построение и анализ кривой производственных возможностей»

Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Эффективность использования ограниченных ресурсов» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.

Материальное обеспечение:

1. Методические указания к практической работе

2. Тетради для практической работы

3. Калькуляторы

Ход работы:

1. Повторить теоретический материал по теме

2. Решить задачи

3. Выполнить тест к практической работе

4. Ответить на контрольные вопросы

 

Теоретические сведения

 

От того, как будут использованы хозяйственные ресурсы в экономике, зависят производственные возможности общества.

Между потребностями людей и возможностями (производственными ресурсами) для их удовлетворения существует обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены, т. е. их можно использовать в количестве, не превышающем определенный предел, лимит. Из-за ограниченности производственных ресурсов перед людьми постоянно встает проблема выбора: что и сколько произвести, продать, купить. Ограниченность ресурсов означает, что выбор одного товара приводит к отказу от другого (например, что лучше: съесть любимое мороженое или купить интересную книгу?). Управляя экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придется отказаться. В связи с этим обратимся к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определенный период времени, при данных ресурсах и технологии. При этом имеется в виду эффективное использование всех наличных ресурсов (рабочей силы, средств производства и других хозяйственных факторов). Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что экономическое хозяйство производит две группы продуктов: средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). В нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет в течение года производить эти товары в следующих альтернативных соотношениях:

а) десять станков при нулевом выпуске книг;

б) девять станков и одна книга;

в) семь станков и две книги и т.д. (см. таблицу):

На графике, построенном по данным таблицы, точка А отражает ситуацию, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д — альтернативу, когда выпускаются только книги. В действительности общество старается не допускать таких крайностей и всегда стремится найти нужный ему баланс в увеличения производства одного распределении производства. Точки Б, В и Г представляют альтернативные варианты такого баланса, т. е. максимально возможный объем одновременного производства и станков, и книг в различных сочетаниях (больше станков — меньше книг, и наоборот). Ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг за линией границы производственных возможностей (ГПВ), например, в точке Н (от слова «нельзя»), соответствующей выпуску двух единиц станков и семи единиц книг. В отличие от этого производственная комбинация в точке М (от слова «можно») вполне реальна, но при этом ресурсы использованы неполно и неэффективно (низкие занятость рабочей силы и производительность труда, не загруженные фабрики, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Следовательно, здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки, расположенные на линии границы производственных возможностей, соответствуют наиболее эффективным вариантам использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. Производственные возможности отражают максимум производства при полном использовании данных ресурсов и технологий. Однако с течением времени ресурсы и технологии обычно прогрессивно меняются: увеличивается количество рабочей силы и средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии и т.д. Все это расширяет возможности производства, и следовательно, линия ГПВ смещается вправо от центра координат. Мощности общества по производству разных продуктов чаще всего растут не в одинаковой степени.

Задание № 1

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.

 

комбинации танки автомобили альтернативные издержки
 
 
 
 
 
 
 
 

Требуется:

1) построить кривую производственных возможностей, на оси Ох отложив количество производимых автомобилей, на оси Оу — танков;

2) определить, какое оптимальное количество автомобилей можно произвести;

3) найти альтернативные издержки производства одного танка (столбец №4), т. е. рассчитать, от какого количества автомобилей нужно отказаться, чтобы произвести дополнительное количество танков.

Задание № 2

Постройте по данным, приведенным в таблице, график кривой производственных возможностей для пушек и масла и определите точки, в которых неэффективно, а также невозможно одновременное увеличение разных товаров. Напишите, что отражает построенный график.

Задание № 3

Ответьте на вопросы теста

В – 1

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). ..

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…



Границы производственных возможностей

Цель обучения

  1. Что мы можем производить и как это соотносится с затратами?

Формально набор производственных возможностейСовокупность допустимых результатов отдельного человека, группы, общества или страны. представляет собой совокупность «возможных результатов» отдельного человека, группы, общества или страны. Вы можете проводить время за уборкой своей квартиры, а можете учиться. Чем больше времени вы посвящаете учебе, тем выше будут ваши оценки, но тем грязнее будет ваша квартира. Для гипотетического студента это показано на рис. 6.1 «Граница производственных возможностей».

Набор производственных возможностей воплощает возможные альтернативы. Если вы тратите все свое время на учебу, вы можете получить 4,0 (отлично) средний балл (GPA). Часовая уборка снижает средний балл, но ненамного; второй час уменьшает его еще немного, и так далее.

Граница множества производственных возможностей известна как граница производственных возможностейГраница множества производственных возможностей. Это наиболее важная часть множества производственных возможностей, поскольку в любой точке строго внутри множества производственных возможностей возможно чтобы иметь больше всего, и обычно мы предпочитаем иметь больше. Чтобы было ясно, мы рассматриваем пример с двумя товарами: чистотой и средним баллом. Как правило, есть много занятий, таких как сон, еда, чистка зубов и т. д.; граница производственных возможностей охватывает все эти товары. Тратить все свое время на сон, учебу и уборку все равно будет представлять собой точку на трехмерной границе. Наклон границы производственных возможностей отражает альтернативные издержки, потому что он описывает, от чего нужно отказаться, чтобы приобрести больше товара. Таким образом, чтобы получить более чистую квартиру, необходимо потратить больше времени или капитала, или того и другого, на уборку, что уменьшает количество других товаров и услуг, которые можно получить. Для случая с двумя товарами на рис. 6.1 «Граница производственных возможностей» отвлечение времени на уборку сокращает обучение, что снижает средний балл. Наклон определяет, сколько потерь GPA приходится на каждую единицу уборки.

Рисунок 6.1 Граница производственных возможностей

Одна важная особенность границ производственных возможностей показана на рисунке 6.1 «Граница производственных возможностей»: они вогнуты к началу координат. Хотя эта функция не обязательно должна быть универсальной, она является общей функцией, и для нее есть причина, которую мы можем увидеть в приложении. Если вы собираетесь потратить на учебу всего час, вы потратите этот час на самое важное изучение, которое можно сделать за час, и, таким образом, получите существенное улучшение оценок за часовую работу. Второй час обучения дает меньшую ценность, чем первый, а третий час меньше, чем второй. Таким образом, увеличение затрат на что-то снижает стоимость единицы продукции. Это принцип убывающей предельной отдачи. Принцип, заключающийся в том, что увеличение затрат на что-либо снижает произведенную стоимость на единицу продукции. Уменьшение предельной отдачи похоже на сбор яблок. Если вы собираетесь собирать яблоки всего несколько минут, вам не нужна лестница, потому что плоды находятся низко на дереве; чем больше времени вы потратите, тем меньше яблок в час вы соберете.

Рассмотрим двух человек, Энн и Боба, которые готовятся к вечеринке. Один режет овощи; другой готовит закуски. Энн может нарезать 2 унции овощей в минуту или приготовить одну закуску за минуту. Боб, немного не умеющий обращаться с ножом, может нарезать 1 унцию овощей в минуту или приготовить 2 закуски в минуту. Границы производственных возможностей Энн и Боба показаны на рис. 6.2 «Две границы производственных возможностей», учитывая, что у них есть час на работу.

Так как Энн может произвести 2 унции нарезанных овощей в минуту, если она потратит весь свой час на овощи, она может произвести 120 унций. Точно так же, если она посвящает все свое время закускам, она производит 60 из них. Постоянный перевод между двумя значениями означает, что ее граница производственных возможностей представляет собой прямую линию, которая показана в левой части рисунка 6.2 «Две границы производственных возможностей». У Боба все наоборот: он производит 60 унций овощей или 120 закусок, или что-то среднее между ними.

Рисунок 6.2 Две границы производственных возможностей

Для Энн альтернативная стоимость унции овощей составляет половину одной закуски — чтобы получить одну дополнительную унцию овощей, она должна потратить на овощи 30 дополнительных секунд. Точно так же стоимость одной закуски для Энн составляет 2 унции овощей. Затраты Боба обратны затратам Энн: унция овощей стоит ему двух закусок.

Рисунок 6.3 Совместный PPF

Что Боб и Энн могут сделать вместе? Важно понять, что они должны использовать дешевого человека в производстве каждого товара, когда это возможно. Это означает, что если будет приготовлено менее 120 унций овощей, Энн приготовит их все. Точно так же, если приготовлено менее 120 закусок, Боб готовит их все. Это дает границу возможностей совместного производства, как показано на рисунке 6.3 «Совместное PPF». Вместе они могут сделать 180 из одного и ни одного из другого. Если Боб приготовит только закуски, а Энн приготовит только нарезанные овощи, у них будет по 120 штук каждого. При менее чем 120 унциях овощей альтернативная стоимость овощей равна стоимости Энн и, таким образом, составляет половину закуски; но если требуется более 120, альтернативная стоимость возрастает до двух.

Теперь немного изменим гипотезу. Предположим, что Боб и Энн устраивают отдельные званые ужины, на каждом из которых будут представлены нарезанные овощи и закуски в равных порциях. Одна Энн может произвести только 40 унций овощей и 40 закусок, если она должна производить равные порции. Она достигает этого, тратя 20 минут на овощи и 40 минут на закуски. Точно так же Боб может произвести 40 штук каждого вида, но используя обратное распределение времени.

Работая вместе, они могут иметь больше обоих товаров. Энн специализируется на производстве овощей, а Боб — на приготовлении закусок. Это дает 120 единиц каждого, которые они могут разделить поровну, чтобы получить 60 единиц каждого. Специализируясь на деятельности, в которой они имеют более низкие затраты, Боб и Энн могут совместно производить больше каждого товара.

Кроме того, Боб и Энн могут добиться этого путем обмена. По цене «один к одному» Боб может приготовить 120 закусок и обменять 60 из них на 60 унций овощей. Это лучше, чем выращивать овощи самому, что принесло ему только 40 штук каждого. Точно так же Энн производит 120 унций овощей и продает 60 из них за 60 закусок. Эта торговля делает их обоих лучше.

Выгоды от специализации потенциально огромны. Дедушка экономики Адам Смит писал о специализации на производстве булавок:

Один человек вытягивает провод; другой поправляет; третий режет его; четвертый указывает на это; пятый шлифует его вверху для получения головы; для изготовления головы требуется две-три отдельные операции; надевать — дело особое; белить булавки — другое; это даже ремесло само по себе помещать их в газету; Таким образом, важное дело по изготовлению булавки разделено примерно на восемнадцать отдельных операций, которые на некоторых мануфактурах выполняются разными руками, хотя на других один и тот же человек иногда выполняет две или три из них. Адам Смит, 9 лет0039 Исследование о природе и причинах богатства народов, первоначально опубликовано в 1776 году, выпущено проектом Гутенберга в 2002 году. но при наличии специализации 10 человек могли производить 48 000 булавок в день, что в 240 раз больше булавок на душу населения.

Ключевые выводы

  • Набор производственных возможностей представляет собой совокупность «возможных результатов» отдельного лица или группы.
  • Граница набора производственных возможностей известна как граница производственных возможностей.
  • Принцип убывающей предельной отдачи подразумевает, что граница производственных возможностей вогнута по направлению к началу координат, что эквивалентно увеличению альтернативных издержек.
  • Эффективность, создаваемая специализацией, создает потенциал для получения прибыли от торговли.

Упражнения

  1. Manning Company имеет две фабрики, одна из которых производит фермы для крыш, а другая — шкафы. С м рабочих, кровельный завод производит м ферм в день. При n рабочих кабинетный завод производит 5n. Manning Company имеет 400 рабочих для использования на двух фабриках. Начертите границу производственных возможностей. (Подсказка: пусть T будет количеством произведенных ферм. Сколько рабочих используется для изготовления ферм?)
  2. Alarm & Tint, Inc. имеет 10 рабочих, работающих в общей сложности 400 часов в неделю. Тонировка занимает 2 часа на машину. Однако установка сигнализации сложна, и выполнение A установка сигнализации требует A 2 часов труда. График границы производственных возможностей Alarm & Tint на неделю.
  3. Рассмотрим двух потребителей и два товара, x и y . Потребитель 1 имеет утилиту U 1 ( x 1 , y 1 ) = x 1 + Y 1 и потребитель 2 HAT. u 2 ( x 2 , y 2 ) = мин { x 2 , 8 y } Потребитель 1 имеет запас (1, 1/2), а запас потребителя 2 равен (0, 1/2).

    1. Нарисуйте прямоугольник Эджворта для этой экономики.
    2. Найдите контрактную кривую и ее индивидуально рациональную часть. (Вы должны описать их в письменной форме и выделить их в поле Эджворта.)
    3. Найдите цены, поддерживающие равновесие системы и окончательное распределение товаров по этим ценам.

    В ответах на вопросы с 4 по 7 рассмотрим завод по производству апельсинового сока, который использует в качестве исходных ресурсов апельсины и рабочих. Если фабрика использует х фунтов апельсинов и х рабочих в час, она производит галлоны апельсинового сока; Т = 20 х 0,25 у 0,5 .

  4. Предположим, что апельсины стоят 1 доллар, а рабочие — 10 долларов. Какую относительную пропорцию апельсинов и рабочих должна использовать фабрика?
  5. Предположим, галлон апельсинового сока продается за 1 доллар. Сколько единиц должно быть продано, и какой входной набор будет использоваться? Какова прибыль?
  6. Обобщите предыдущее упражнение для цены p долларов за галлон апельсинового сока.
  7. Что такое эластичность предложения?

Кривые производственных возможностей

Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей (иногда называемая границей, границей или линией производственных возможностей) представляет собой кривую, показывающую максимальную комбинацию любых двух товаров, которую экономика могла бы произвести, если бы все ее ресурсы были

(a) полностью заняты и
(b) организованы максимально эффективно.

Как строится кривая?

Рассмотрим выбор, стоящий сегодня перед многими экономиками, то есть между производством, скажем, вооружений или социальными услугами (экономисты иногда называют это проблемой «оружие против масла»). Это проблема распределения скудных ресурсов общества. (Очевидно, что больше одного означает меньше другого, так что это также проблема альтернативных издержек). Мы можем представить этот выбор на диаграмме, как на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1 Построение кривой производственных возможностей

  • По одной оси отмеряем количество вооружений, по другой — социальные услуги
  • Затем нанесите на график все эти комбинации вооружений и социальных услуг, если ресурсы используются полностью (X на рисунке 1)
  • Соедините эти точки, и полученная линия называется кривой производственных возможностей

КПП и альтернативные издержки

Нисходящий наклон линии или кривой указывает на наличие альтернативных издержек производства большего количества товаров одного типа.

Рис. 2 Альтернативная стоимость

Мы можем увидеть эту альтернативную стоимость на рисунке 2. Если мы переместимся из точки X в точку Y, мы перераспределим ресурсы из производства вооружений в производство социальных услуг. Производство вооружений падает с OA до OA1, а производство социальных услуг увеличивается с OW до OW1. Альтернативная стоимость дополнительных социальных услуг во время Первой мировой войны — это упущенное вооружение AA1.

Экономика внутри КПП

Рисунок 3 Безработица=Неэффективное использование ресурсов

Экономика может производить в какой-то точке внутри кривой (производить меньше обоих товаров). Этому есть две основные причины:

  1. Неиспользование ресурсов
  2. Неэффективное использование ресурсов

Итак, на рис. 3 сплошная кривая — это КПП при полной занятости, а пунктирная — КПП при безработице.

Фактический рост и потенциальный рост

Фактический рост

Если экономика работает в пределах своей КПП и производит больше в результате использования ранее неиспользованных ресурсов или более эффективного использования ресурсов, это называется фактический рост . Это показано на рисунке 4 ниже в виде движения от точки в пределах PPC к точке в направлении или на PPC.

Рисунок 4 Фактический рост

Движение от точки Z к КПП представляет собой увеличение фактического роста.

Потенциальный рост

Производственный потенциал экономики может быть увеличен за счет увеличения качества и/или количества ресурсов, и когда это происходит, это называется потенциальным ростом.

Это показано на рис. 5 ниже в виде смещения PPC наружу.

Рисунок 5 Потенциальный рост

Это означает увеличение производственных мощностей или потенциала экономики, поскольку теперь можно производить больше обоих товаров.

Разница между ростом и развитием

Как отмечалось в разделе 1.3, экономическое развитие — более широкое понятие, чем экономический рост. В то время как экономический рост измеряется увеличением реального объема производства страны с течением времени, экономическое развитие может дополнительно включать изменения в структуре выпуска, более равномерное распределение доходов, более широкий доступ к здравоохранению и т. д.

Эту разницу можно проиллюстрировать с помощью PPC. На двух предыдущих диаграммах (рис. 4 и 5) показано увеличение экономического роста за счет увеличения потенциального и фактического выпуска. Рисунок 6 ниже показывает экономическое развитие.

Рисунок 6 Экономическое развитие

Переход от PPC1 к 2 показывает, что больше ресурсов общества используется для производства медицинских услуг и меньше для производства предметов роскоши. Это один из показателей экономического развития, обеспечивающий достаточное количество людей доступом к лучшему медицинскому обслуживанию.

Рисунок 7 показывает, что экономический рост и развитие происходят одновременно.

Рисунок 7 Экономический рост и развитие

КПП сместился наружу, обозначая экономический рост, но пропорционально больше ресурсов экономики теперь направляется на производство медицинских услуг, а не предметов роскоши по сравнению с исходным положением (ППК1) .

Повысился производственный потенциал экономики (экономический рост) и произошло качественное улучшение структуры выпуска продукции (экономическое развитие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *