Дроби и дробные ходы в русском танце
В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца.
Такие движения русской пляски называются «дроби». Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения.
В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.
В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.
Третий вид дроби — тройная дробь, в которой подряд следуют два коротких удара: обычно первый — каблучком, второй — подушечкой стопы и третий — сильный удар всей ступней другой ноги.
Дроби в танце выполняются: на .месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол. Исполнитель слегка отделяет при-согнутую ногу от пола и с ударом опускает ее на пол на всю ступню.
Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.
Притопы выполняются весело, задорно, лихо.
Ход № 1 «Дробный ход»
Небольшие шаги на всю ступню с коротким ударом об пол перед следующим шагом. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Раз Небольшой шаг правой ногой вперед, с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.
и Короткий, отрывистый удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции, колено присогнуто и направлено вперед.
Два Небольшой шаг вперед левой ногой, как на счет «раз». Короткий, отрывистый удар всей ступней правой ноги об пол около левойноги, как на счет «раз-и».
Движение продолжается шагом правой ногой вперед.
Короткий удар перед шагом на счет «и» можно выполнять не всей ступней, а каблучком. Дробным ходом можно двигаться по кругу, вперед, из стороны в сторону и т. д. Темп, медленный, средний или быстрый. Выполняется дробь четко, легко, ритмично.
Ход №2 «Переменный дробный ход»
Этот ход выполняется дробными шагами и притопами. Ритмическая схема хода:
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2.4. Движение занимает два такта.
1-й такт
Раз Небольшой шаг правой ногой вперед с ударом на всю ступню.
и Короткий удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции.
Два Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню.
и Короткий удар всей ступней правой ноги об пол около левой по 6-й позиции.
2-й такт
Раз Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню. Левая нога отделяется от пола.
и Пауза.
Два Левая нога с ударом опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции; тяжесть тела остается на правой ноге.
и Пауза.
Движение продолжается с левой ноги. Выполняется ход сильно, жизнерадостно, с продвижением по кругу, по прямой, вперед или назад.. В этом дробном ходе удар перед шагом на счет «и» может выполняться не всей ступней, а каблуком.
Ход №3 «Мелкий дробный ход на всей ступне»
Исполнитель делает три быстрых и коротких переступания одной и другой ногой.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Ритмическая схема хода:
Затакт и Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции, колено свободно.
На вторую шестнадцатую левая нога с ударом опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции, колено свободно.
Раз Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции, сгибаясь в колене. Левая нога резко отделяется от пола, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем свободен.
и Повторение движения на «затакт» с другой ноги.
Два Повторение движения на счет «раз».
и Повторение движения на «затакт».
Выполняется дробь четко, легко, в быстром темпе. Удары короткие, отрывистые. Движение может выполняться на месте или с продвижением вперед, в виде хода.
Исполнитель может усложнять эту дробь, добавляя к шести ударам с одной и другой ноги еще семь переступаний на каждую шестнадцатую, с остановкой на счет «два» 2-го такта. Ритмический рисунок этих двух тактов следующий:
Ход №4 «Дробный боковой ход»
Выполняется как ход № 9 «припадание», но с двойными ударами, Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.
Раз Исполнитель делает слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо с ударом на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога в выворотном положении отделяется сзади от пола, сгибаясь в колене, подъем свободен.
и Левая нога ударяет подушечкой стопы позади пятки правой ноги, колено присогнуто.
Два Левая нога опускается позади правой ноги на всю ступню, чуть заметно сгибаясь в колене. Правая нога спереди отделяется от пола, нрисогнутая в колене, с не вытянутым подъемом.
Ход выполняется все время с одной ноги: с правой ноги — вправо или с левой ноги — влево. Удар спереди на счет «два-и» может выполняться не каблуком, а всей ступней.
Xод №5 «Мелкий дробный ход с каблука»
Исполнитель делает сначала короткий удар об пол — каблуком, слегка проскальзывая им вперед, затем перескакивает на всю ступню той же ноги. И сходное положение ног; 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и Удар каблуком правой ноги об пол около середины стопы левой ноги; колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.
Раз Чуть заметный перескок на всю ступню правой ноги, колено слегка при согнуто и направлено вперед. Левая нога чуть отделяется от пола с не вытянутым подъемом.
и Удар каблуком левой ноги об пол, как на «затакт»
Два
и Повторение движения на «затакт».
Ход выполняется в быстром темпе.
X о д №6 «Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы»
Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой. Исходное положение йог: 6-я позиция.
Музыкальный размер:2/4.
Раз Удар каблуком правой ноги об пол, колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.
и Удар подушечкой стопы правой ноги об пол около носка левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. Тяжесть тела переносится на правую ногу.
Два Чуть заметный шаг вперед левой ногой, с ударом на всю ступню, колено свободно.
и Правая нога с ударом опускается около левой ноги на всю ступню по 6-й позиции, колено свободно. Движение, продолжается с той же-ноги или с левой ноги.
Ход №7 «Ход с подсоком и ударами каблуком и всей ступней об пол»
Исполнитель с подскоком проскальзывает вперед на всей ступне одной ноги, ударяет об пол каблуком другой ноги и с ударом опускает эту ногу на всю ступню. Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и Подскок на всей ступне левой ноги, проскальзывая вперед. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола, колено направлено вперед, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую следует отрывистый удар каблуком правой ноги об пол около левой ноги.
Раз Правая нога с ударом опускается на всю ступню, чуть продвигаясь вперед. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола, колено направлено вперед, подъем не вытянут.
и Повторение движения на «затакт» с другой ноги, ( два ) Повторение движения на счет «раз» с другой ноги.
Движение выполняется живо, четко, в быстром темпе.
№8 «Дробь в сочетании с подскоком на опорной ноге»
Ход схож с ходом № 18, но усложнен переступаниями то одной, то другой ногой.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Раз Удар каблуком правой ноги об пол около середины стопы левой ноги. Тяжесть тела на левой ноге.
и Маленький подскок на всей ступне левой ноги. Правая нога отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую правая нога ударяет всей ступней об пол около левой ноги по 6-й позиции, и тут же отделяется от пола.
Два Правая нога с ударом опускается на всю ступню, чуть продвигаясь вперед, ( и ) Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню.
Движение продолжается или с той же ноги, или с другой ноги.
Д в и ж е н и е №9 Дробь «в три ножки», или «трилистник»
Исполнитель с ударом опускается на каблук, с каблука на всю ступню одной ноги; затем на всю ступню другой ноги.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и Правая нога с ударом опускается на каблук около левой ноги, колено слегка присогнуто, носок поднят вверх. На вторую шестнадцатую правая нога опускается с каблука на всю ступню, ударяя подушечкой стопы об пол.
Раз Левая нога с ударом подставляется на всю ступню к правой ноге по 6-й позиции. Колени присогнуты, носки направлены вперед,
и Повторяется движение на «затакт»
Два Повторяется движение на счет «раз».
Движение исполняется в быстром темпе, четко, живо, на месте, с продвижением вперед или с поворотом. Выполняется дробь все время с одной ноги: или с правой, или с левой.
Д в и ж е н и е №10 Дробь «в три ножки», или «трилистник», с последующими двумя притопами одной и другой ногой
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и Правая нога с ударом опускается на каблук около левой ноги, колено слегка присогнуто и направлено вперед. На вторую шестнадцатую правая нога с ударом опускается с каблука на всю ступню.
Раз Чуть заметный шаг вперед левой ногой с ударом на всю ступню, колено свободно.
и Притоп правой ногой с ударом на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции,
Два Притоп левой ногой с ударом на всю ступню по 6-й позиции,
и Повторение движения на «затакт» с той же ноги.
Выполняется движение все время с одной ноги: с правой или с левой. Эту дробь можно исполнять в ином ритмическом построении:
Раз Притоп всей ступней левой ноги,
и На первую шестнадцатую удар каблуком правой ноги. На вторую шестнадцатую удар подушечкой стопы правой ноги,
Два Притоп всей ступней левой ноги,
и Притоп всей ступней правой ноги.
Некоторые дроби используются в русском танце как концовки движений. Их называют «ключи». И в следующий раз мы рассмотрим именно их.
До встречи!
С уважением, Наталья Довбыш
www.horeograf.com
По материалам http://piruet.info
www.horeograf.com
|
|
funer.ru
05. Double Stroke Roll (Дробь Двойными Ударами)
Описание Рудимента
Double Stroke Roll (Дробь Двойными Ударами) (его также в народе называют «двойки») является чрезвычайно популярным барабанным рудиментом, который вам крайне необходимо научится исполнять качественно, если вы планирует серьезно заниматься ударными инструментами. Он не только популярен для использования его в ритмических рисунках и сбивках, но данный рудимент также является основой для многих других важных барабанных рудиментов. Кроме того, он отлично развивает выносливость, скорость, контроль палочек и независимость кистей.
Помимо указанного обозначения данного рудимента в начале статьи, double stroke roll иногда могут изображать по-другому:
Double stroke roll исполнять сложнее, чем single stroke roll, но, в отличие от дроби одиночными ударами, он звучит интереснее и способствует экономии энергии во время игры.
Существует 2 способа игры данного рудимента:
Когда после первого удара, вы делаете второй удар за счет отскока палочки.
Когда вы наносите каждый удар кистями.
Начинайте играть двойки в медленном темпе, используя запястья на каждый удар, затем, плавно увеличивая скорость, переходите на способ игры с отскоком на каждый второй удар. Сфокусируйтесь на том, чтобы у вас получались удары с одинаковой громкостью. Следите за амплитудой удара, палочки должны подниматься на одинаковую высоту. Если первый удар двойки получается громче, чем второй, то ваш double stroke roll будет звучать небрежно, неровно, а значит — некачественно.
И как всегда, не забывайте о правильном захвате барабанных палочек. Он поможет вам играть быстро и четко.
Аудио Исполнение Рудимента:
Видео Исполнение Рудимента:
Упражнение и Урок
Аппликатура Упражнения:
Аудио Исполнение Упражнения:
Видео-Урок:
Применение Рудимента
Использование Double Stroke Roll для Ритмических Рисунков
Пример №1:
Пример №2:
Использование Double Stroke Roll для Сбивок
Пример №3:
Пример №4:
Изучив данный рудимент, вы можете переходить к triple stroke roll, или сразу перейти к следующей группе рудиментов: paradiddle rudiments (рудименты с парадидлом).
Автор: Игорь Варламов
drumgalaxy.ru