Экономика общественного сектора решение задач с ответами – Практические задания к семинарскому занятию по курсу «Экономика общественного сектора»

Практические задания к семинарскому занятию по курсу «Экономика общественного сектора»

Краткое изложение материала.

Общественный сектор – это совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций. Этоэкономическое пространство, в котором:

во-первых, рынок не действует или действует только частично;

во-вторых, производятся, распределяются и потребляются общественные блага;

в-третьих, экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага, обеспечивается государством и НКО помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью налогово-бюджетной политики.

Основными производителями общественных благ являются государственные и частные некоммерческие организации НКО, их функционирование в национальной экономике можно проследить с помощью модели экономического кругооборота общественных благ, производимых преимущественно на некоммерческой основе. Однако, следует учитывать, что существует поток общественных благ, предоставляемых на рыночных условиях государственными и частными НКО, а также коммерческими структурами.

Критериями разграничения экономических благ на различные виды являются их конкурентность (соперничество) в потреблении и исключаемость из потребления.

Конкурентность блага в потреблении означает, что получение выгоды (полезности) от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этой выгоды другим экономическим субъектом. Исключаемость из потребления блага предполагает, что право использования блага данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным субъектам потреблять данное благо.

С эти позиций все экономические блага можно разбить на группы: чистые частные блага, чистые общественные блага и промежуточные между ними — смешанные общественные блага.

1. Чистое частное благо — это одновременно и конкурентное, и исключаемое благо, в силу чего такие блага максимально подходят для обращения на рынке. Чистое частное благо — товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность (выгоду) лишь исключительно данному покупателю.

2.Чистое общественное благо — это такое благо, единицы производства которого потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, обеспечение общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, услуги пожарных, правосудие. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

а) они являются неконкурентными в потреблении.

б) чистые общественные блага не обладают исключительностью в потреблении, что порождает проблему или феномен «безбилетника», который даром пользуется услугой, оплаченной другими.

3.Смешанные общественные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемости в процессе их потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи. Их производство также сталкивается с проблемой «безбилетника», поэтому их производство, как и в случае чистых общественных благ, сопряжено с принудительным налогообложением. Сфера их функционирования предполагает наличие конкуренции между частными и государственными секторами экономики (платная и бесплатная медицина и др.)

Спрос на чистое общественное благо отличается от спроса на частное благо. Величина коллективного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него. Все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного блага одновременно. Следовательно,

предельная общественная выгода от потребления каждой дополнительной единицы общественного блага будет суммой предельных выгод, получаемых всеми потребителями

В ситуации с общественными благами кривая коллективного спроса может быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого потребителя оплатить данное количество блага согласно своей индивидуальной выгоде от его потребления

Общественный сектор призван действовать в зонах провалов рынка.

Провал (несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая ситуация, в которой свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-эффективного использования ресурсов.

Парето-эффективностью называется такое изменение экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния одного участника, при этом не снижается уровень благосостояния других участников рынка

Для достижения эффективного использования ресурсов данное общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная общественная выгода MSB от потребления данного объема, выражающая готовность оплатить это количество, не станет равной предельным издержкам MC выпуска данного количества блага.

studfiles.net

1.Предмет, цель и объект исследования дисциплины «Экономика общественного сектора»

47

Экономика общественного сектора -это наука, которая входит в систему экономических наук, изучающих отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на микро-уровне.

  • К микро-уровню относятся: предприятие, отрасль и рынки конкретной продукции.

  • Макро-уровень образуют хозяйства регионов, стран и мировое хозяйство.

Государство рассматривается здесь как особого рода организация, которая, взаимодействуя с другими организациями (фирмами) производит и потребляет блага в рыночной среде, хотя и обладает специфическими возможностями и статусом.

Государство — это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Дисциплина рассматривает участие государства сквозь призму рынка:

  • потребность в участии государства в экономической жизни возникает, если рынок не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

  • цели государственных органов и способы их достижения определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

  • государство использует прежде всего финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

Предмет исследования дисциплины — хозяйственная деятельность .

Хозяйственная деятельность -это принятие управленческих решений по поводу использования ограниченных ресурсов.

Цель дисциплины — изучение направлений повышения эффективности использования совокупности ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Объект исследования — общественный сектор экономики.

Общественный сектор — это совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Общественный сектор функционирует в формах:

-государственных предприятий и учреждений;

-налогообложения;

-программ общественных расходов.

Варианты решения проблемы расходования общественных средств:

  • создание нового государственного предприятия или некоммерческой организации;

  • — финансирование существующих государственных структур;

  • — заключение договора на поставку нужных государству услуг с частным предприятием или независимой некоммерческой организацией.

Экономика общественного сектора призвана ответить на вопросы:

  • каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели государства;

  • как государство изыскивает средства для их достижения;

  • как эти средства расходует;

  • за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

Принципиальное отличие государства от других участников рынка: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов.

Особенности поведения государства:

  • ресурсы государства могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций;

  • изъятие доходов достигается посредством налогообложения;

  • всякое принуждение, особенно, принудительное перераспределение ресурсов, целесообразно ограничить необходимым минимумом.

В каких специфических случаях использование элементов принуждения оправдано с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости? Общественный сектор призван участвовать в решении тех задач, которые не удается успешно решить на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности.

Задачи общественного сектора:

  • достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка;

  • перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

Парето-улучшением называется такое изменение, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников.

Распределение ресурсов -движение ресурсов между людьми и организациями

Аллокация или размещение ресурсов — движение средств между отраслями и видами деятельности.

Изъяны рынка(провалы рынка, ошибки рынка, неэффективность рынка) — ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов .

Причины изъянов рынка:

  • ограниченность конкуренции;

  • внешние эффекты;

  • неполнота информации.

Обычная монополия может быть преодолена с помощью мер правового регулирования:

Основы естественной монополии:

  • экономия, обусловленная масштабом производства:

  • быстрое снижение предельных издержек с увеличением масштаба производства, при этом его концентрация экономически эффективна;

  • если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его искусственное поддержание конкуренции снижает эффективность производства

Примеры естественной монополии:

  • городской водопровод

  • услуги врача, учителя, парикмахера и др. в маленьком населенном пункте

Меры воздействия государства в условиях естественной монополии

  • использовать меры регулирования не для устранения монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста;

  • заполнять зоны естественной монополии предприятиями, организациями и программами общественного сектора

Меры регулирования:

  • установление предельных уровней цен;

  • возложение на поставщиков услуг разного рода дополнительных обязательств.

Внешние эффекты возникают при использовании ограниченных ресурсов без обеспечения их альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость (издержки) – это потенциальная отдача от лучшего из всех тех вариантов использования ресурса, которые остались нереализованными, но были потенциально возможны.

Внешние эффекты (экстерналии):

  • позитивные

  • негативные

Использование ограниченного ресурса без обеспечения его полной стоимости — Негативный внешний эффект (экстерналия)

Использование ограниченных ресурсов с возмещением части издержек других индивидов — Позитивный внешний эффект (экстерналия).

Меры вмешательства государства при условии внешних эффектов:

  • выполнять функции, порождающие позитивные экстерналии;

  • формировать налоговые регуляторы деятельности, сопровождающейся негативными экстерналиями.

Неполнота информации

  • ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, вызывая неоптимальное поведение продавцов и покупателей;

  • ограничивает конкуренцию;

  • мешает заключению долгосрочных сделок.

  • вызывает неполноту рынков и информационную асимметрию

Неполнота рынка — ситуация, когда изготовители не предлагают услуги, товары в связи с чрезмерно высокой неопределенностью их производства. В ответ на запросы потенциальных потребителей не появляется адекватное предложение.

Информационная асимметрия- это ситуация, при которой информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников.

В условиях неполноты рынков и информационной асимметрии оправдано участие общественного сектора (страхование банковских депозитов, деятельность в сфере здравоохранения).

Инструментами преодоления изъянов рынка могут служить некоммерческие организации, так как они менее, чем коммерческие, склонны использовать изъяны рынка в ущерб потребителю.

studfiles.net

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

 

Учебное пособие

 

САМАРА 2012

 

 

УДК 330(075.8)

ББК 65.01я73

Э-40

 

 

Экономика общественного сектора. Учебное пособие. / Составитель Нестерова С.И. — Самара, МИР, 2012. — 76 с.

 

 

Учебное пособие по курсу «Экономика общественного сектора» содержит краткое содержание курса, вопросы к экзамену, варианты контрольной работы, список рекомендованной литературы.

Пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по направлению «Экономика», но может быть использовано студентами и других направлений.

 

 

СоставительНестерова С.И., к.э.н.

РецензентРазуваев И.Г., к.э.н., доц.; Баранова В.В., к.э.н., доц.

 

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2012

© Составление Нестерова С.И., 2012

 

 

Содержание

 

Введение. 4

1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗЪЯНЫ РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ.. 5

1.1.Сущность государства в экономической теории. 5

1.2.Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику 5

2.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА.. 9

2.1.Понятие и виды общественного блага. 9

2.2.Проблема безбилетника. 11

2.3.Государственный сектор и производство общественных благ. 12

2.4.Негосударственный сектор и производство общественных благ. 16

2.5.Проблема переполнения и теория клубов. 18

3.РАВНОВЕСИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ. 20

3.1.Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия. 20

3.2.Общее и частичное равновесие в общественном секторе. Цены Линдаля. 24

3.3.Проблема обеспечения внутреннего и внешнего равновесия в общественном секторе 27

4.ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР. 28

4.1.Нерыночное согласование предпочтений. 28

4.2.Общественный сектор: потребители и поставщики. 29

4.3.Механизм голосования. 34

4.4.Рациональный коллективный выбор. 37

4.5.Медианный избиратель и коалиции. 41

4.5.Группы специальных интересов и погоня за рентой. 44

4.6.Логроллинг. 46

4.7.Исполнительные структуры.. 47

4.8.Изъяны государства. 49

5.БЮРОКРАТИЯ.. 51

5.1.Экономика бюрократии. 51

5.2.Поиск политической ренты.. 52

5.3.Политико-экономический цикл. 53

6.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ. 54

6.1.Перераспределительные процессы, издержки перераспределения, принцип компенсации. 54

6.2.Эффективность и справедливость, благосостояние общества. Анализ политических решений. 60

7.БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ.. 65

7.1.Понятие и сущность бюджетного федерализма. 65

7.2.Зарубежные модели бюджетного федерализма. 68

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 70

Заключение. 73

Экзаменационные вопросы.. 74

Рекомендуемая литература. 76

 

Введение

Общественный сектор в рыночной экономике играет особую роль, которая заключается в предоставлении потребителям особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе, а так же в осуществлении перераспределения доходов и социальной защите населения. Принципы функционирования общественного сектора кардинально отличаются от принципов действия рыночных механизмов, так как они основываются не на свободном действии конкурентных сил, а опираются на право принуждения, принадлежащее государству, и ориентируются на коллективные предпочтения и коллективный выбор.

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Экономика общественного сектора» являются:

– ознакомление студентов с комплексом проблем общественного выбора и государственных финансов, составляющих основу экономической деятельности государства на основе инструментального аппарата микроэкономики;

– приобретение новых и углубление имеющихся знаний в области микроэкономических подходов к объяснению и анализу функций и деятельности государства и его институтов, их влияния на выбор экономических агентов и рыночное равновесие;

– формирование и закрепление навыков экономического анализа природы и последствий государственных решений, возможностей и границ использования инструментов экономической политики в сферах общественных доходов и расходов;

– изучение особенностей организации и функционирования общественного сектора в странах с развитой рыночной экономикой и России.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗЪЯНЫ РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ

Сущность государства в экономической теории

Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Обычно выделяются такие важнейшие функции государства, как:

— организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;

— специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;

— функция «юридического государства» — создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.

Важнейшими чертами демократического государства являются:

— принуждение;

— ответственность и подотчетность;

— особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам. Использование принуждения оправдано только тогда, когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения общественного благосостояния.

Подотчетность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая мотивация – мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан.

 

Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции.

Конкуренция — важнейшее условие существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учетом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые, неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные — остаются и расширяют свое производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Появление и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах действует антимонопольное законодательство, существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемую крупной фирмой. Кроме того, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфраструктуры (компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.).

Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Проблема безбилетника

Проблема безбилетника (фрирайдера)— это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.

В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.

Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного.

Дилемма заключенногоявляется теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечают критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга.

В нашем случае каждый потребитель стоит перед выбором — платить или не платить за потребление, а, значит, и за производство общественного блага. В табл. 1 представлены два потребителя А и В, варианты платить и не платить, их различные сочетания. Числа означают выигрыш или пользу со знаком (+), потери со знаком (-) для потребителей при принятии того или иного решения. Предположим, что польза от общественного блага для каждого из них равна 8 единицам, а общие затраты на производство блага равны 10.

Рассмотрим разные варианты принятия решений потребителями общественного блага. Если оба потребителя решили платить (левая верхняя клетка таблицы), то они делят издержки производства блага между собой, поэтому выигрыш каждого равен +3 единицам (10 : 2 = 5; 8 — 5 = 3).

В том случае, когда платит один, он несет на себе все затраты по производству блага, а другой является «безбилетником». Например, если платит потребитель А (правая верхняя клетка таблицы), то он теряет -2, а потребитель В имеет выигрыш +8 единиц. Если платит потребитель В, то он теряет -2, а потребитель А выигрывает +8.

Если никто не платит (правая нижняя клетка таблицы), то благо не производится, результат для каждого равен нулю.

Выбор каждого с учетом возможных выигрыша и потерь — не платить. Например, если потребитель В платит, то в результате он имеет либо выигрыш +3, либо проигрыш -2. Если же он не платит, то он либо выигрывает +8, либо остается без выигрыша, но и без проигрыша.

В конечном итоге общественное благо не производится, поскольку каждый в отдельности решил не платить за его потребление. Каждый рассуждал рационально, но коллективный выбор нерационален. Из табл. 1 видно, что если бы каждый заплатил, то общий результат был бы выше (+6), чем в случае с отказом платить, где общий результат равен нулю.

 

Таблица 1 – Дилемма заключенного в случае с общественным благом

  Потребитель В
  Платить Не платить
Потребитель А Платить +3; +3 -2; +8
Не платить +8; -2 0; 0

Численность потребителей смешанного общественного блага целесообразно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не вызовет такого уменьшения выгод для других его членов, которое уравновешивает снижение издержек, обусловленное участием новичка в финансировании затрат. Если же численность пользователей задана, то количество предлагаемого для потребления блага должно возрастать, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Понимание природы провалов рынка, общественных благ и перераспределительных процессов позволяет уяснить роль государства в рыночной экономике и оценивать фактическое положение дел в общественном секторе с точки зрения принципов экономической теории. Однако ответ на вопрос, как должен функционировать общественный сектор, обычно не во всем совпадает с ответом на вопрос, как он функционирует на практике.

Очевидно, что этот сектор – не просто механизм, способный трансформировать ресурсы в общественные блага в соответствии с запросами потребителей. Он представляет собой, прежде всего, особую сферу деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Стратегия развития общественного сектора формируется на основе политических решений, а они, очевидно, могут в большей или меньшей степени соответствовать принципам экономической эффективности и справедливости.

Изучение политической жизни общества составляет, разумеется, предмет политологии, а не экономической науки. Однако экономика общественного сектора не может оставить в стороне влияние политических процессов на перераспределение и аллокацию ресурсов этого сектора. Первостепенный интерес для нее представляет, в частности, понимание причин, в силу которых решения, касающиеся общественного сектора, бывают неоптимальными, а также возможностей корректировки таких решений.

Эта проблема имеет две стороны. Необходимо проанализировать, во-первых, возможность достижения в общественном секторе относительно устойчивого баланса разнонаправленных интересов, подобного тому, который обеспечивается в состоянии равновесия на конкурентном рынке. Во-вторых, важно понять, почему такая возможность не полностью реализуется, даже если существует.

Механизм голосования

Как избиратели, так и члены представительных органов, принимают решения с помощью голосования. Более того, совещание, проводимое в органе исполнительной власти, также подразумевает своего рода подачу голосов за различные варианты решения. Другой вопрос, что голоса участников в этом случае неравноценны, но то же имеет место, например, на собрании акционеров корпорации, если один из них имеет контрольный пакет акций.

Голосование – достаточно универсальная модель коллективного принятия решений. Весомость каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди его участников. Какие налоги и бюджетные программы будут одобрены, не в последнюю очередь зависит от процедуры, с помощью которой на основе разнообразных индивидуальных предпочтений определяется точка зрения, получающая признание в качестве позиции всего общества.

Смысл процедуры состоит в том, чтобы, с одной стороны, адекватно выявитьимеющиеся предпочтения, а с другой – по мере возможности их согласовать. Применительно к частным благам аналогичные задачи решаются с помощью механизма спроса–предложения. Механизм голосования – это, помимо прочего, применяемый на практике инструмент определения совокупного спроса на общественные блага. Способность механизмов голосования справляться с подобного рода задачами имеет, очевидно, немалое значение для использования ресурсов в общественном секторе.

Решения, как правило, принимаются большинством голосов. Однако в соответствии с процедурой может быть достаточно относительного большинства или требоваться абсолютное; иногда дляутверждения проекта необходимо квалифицированное большинство; имеются примеры решений, для принятия которых требуется общее согласие (отсутствие голосов против) и т. д. Обычно при голосовании действует принцип: один человек – один голос, но и из этого правила бывают исключения. В прошлом избирательное право зачастую обусловливалось имущественным цензом, а в некоторых странах по сей день существует ценз оседлости.

Каким тенденциям, непосредственно затрагивающим общественный сектор, дают импульс те или иные особенности процедуры определения большинства?

Чем большая доля голосов необходима для принятия решения, тем, при прочих равных условиях, менее вероятны частые и глубокие изменения в общественном секторе. Так, если для введения либо отмены налога требуются две трети голосов, налоговая система обнаруживает большую стабильность, чем если процедура допускает принятие решений простым большинством.

Развитие общественного сектора, как и всей экономики, инерционно. Решения, касающиеся бюджетных вопросов, как правило, подразумевают наличие ранее сложившихся тенденций и имеют своей целью их корректировку. Даже при подготовке таких крупных мероприятий, как приватизация или национализация, практически значимы не столько конечные идеальные цели, сколько конкретные темпы, масштабы и методы изменения исходной ситуации. Если не удается в рамках принятой процедуры одобрить ни один из обсуждавшихся проектов, это на деле не приводит ни к исчезновению общественного сектора (хотя, например, несвоевременное утверждение бюджета может нанести ему урон), ни к резкой смене приоритетов. Скорее закрепляется статус-кво. Точно так же, если не принимается ни один из вариантов нового законодательства, обычно сохраняют силу законы, одобренные ранее.

При одном и том же распределении мнений сторонники существующего положения вещей имеют тем большее преимущество, чем большее единодушие требуется для принятия решения. Поскольку принятие решений на основе общего согласия соответствует принципу Парето, существует внутренняя взаимосвязь между этическим либерализмом, неприятием радикальных изменений и поддержкой процедур, предполагающих более жесткие требования, чем достижение относительного большинства. В то же время радикальная приверженность быстрым изменениям обычно предполагает признание приоритета активного меньшинства перед большинством. Иногда такой приоритет обусловливается несовпадением фактических предпочтений большинства с его подлинными интересами, однако подобное допущение в свою очередь вступает в конфликт с принципом суверенитета потребителя.

Признание позиции большинства точкой зрения всего общества в целом соответствует утилитаристской установке и готовности к умеренным изменениям.

Принцип один человек – один голос несет на себе отпечаток эгалитаризма. Право всех граждан, включая освобожденных от налогов, на равных участвовать в принятии решений, касающихся общественного сектора, воспринимается ныне как естественное. Но исторически оно существовало далеко не всегда, и нет вполне объективных аргументов, которые позволяли бы безоговорочно доказать, что для этого сектора неприемлемы, например, принципы голосования, характерные для акционерных обществ. Рассматриваемый принцип имеет, в конечном счете, этическую природу, а потому не может быть ни доказан, ни опровергнут с помощью аргументов, типичных для экономической науки.

Итак, на общественный выбор влияет не только распределение предпочтений между голосующими, но и процедура принятия решений, причем она не является этически нейтральной. Одна и та же процедура и принимаемые на ее основе решения могут оцениваться одними людьми как справедливые, а другими – как несправедливые. Нельзя однозначно определить, кто в подобном случае прав, но можно и нужно улавливать связь между особенностями процедуры и тем, какие аллокационные и перераспределительные решения она делает наиболее вероятными.

Способность механизма, с помощью которого принимаются коллективные решения, обеспечивать результативный выбор при любом сочетании индивидуальных предпочтений относится, очевидно, к числу его важнейших свойств. Это свойство называется универсальностью. При сравнении вариантов изменений иногда используются неуниверсальные процедуры, и если ни одна из альтернатив не получает поддержки, сохраняется статус-кво. Однако это возможно лишь потому, что статус-кво само играет роль неявно присутствующей альтернативы, причем фактически для ее одобрения обычно требуется меньше голосов, чем для принятия других. В общем случае неуниверсальные процедуры неприемлемы.

Между тем, при наличии двух альтернатив любой критерий выбора, более жесткий, чем правило простого большинства, не является универсальным. Так, если из двух кандидатов на государственную должность избранным считается тот, кто набрал не менее двух третей голосов, выборы могут оказаться безрезультатными. Строго говоря, даже простое большинство может не достигаться, если число голосующих четно или если допустимо воздержаться от голосования.

На практике же приходится иметь дело со множеством альтернатив, и обеспечение абсолютного большинства голосов в пользу одной из них зачастую сомнительно. Когда речь идет о решениях, затрагивающих общественный сектор, число подразумеваемых альтернативных вариантов его развития, по сути, бесконечно. Так, если предлагаются два варианта снижения налогов: на 10 и 12%, всегда можно поставить вопрос, не будет ли предпочтительнее третий вариант, предусматривающий снижение на 11%.

Коль скоро альтернатив много, допустимо использовать, например, критерий относительного большинства, или поэтапно отсекать варианты, поддерживаемые наименьшим числом голосующих. Любой из таких подходов в конечном итоге эквивалентен некоторой процедуре последовательного сопоставления пар альтернатив. Скажем, если есть четыре альтернативы: а, b, c, d, то сначала можно сравнить аи b, а затем то решение, которое получит большую поддержку, следует сравнить с с и т. д. Определение относительного большинства фактически предполагает попарное сравнение числа голосов, поданных за каждую альтернативу.

Естественно ожидать от процедуры полноты, то есть способности обеспечить сравнение любой возможной пары альтернатив и признание одной из них превосходящей другую либо равноценной.

Способно ли появление дополнительных вариантов, в том числе не получающих широкой поддержки, изменить исход выбора между двумя первоначально существовавшими альтернативами? Имеет ли значение порядок, в котором альтернативы сравниваются? За подобными вопросами стоит более общая проблема, которая заключается в следующем. Можно ли найти универсальную процедуру, обеспечивающую устойчивые результаты коллективного выбора для любых наборов альтернатив и индивидуальных предпочтений участников?

Разумеется, коль скоро существуют конфликты интересов, как правило, не удается находить решения, полностью удовлетворяющие всех. Однако и равновесные цены на частные блага не обязательно всех устраивают, тем не менее состояние равновесия в условиях совершенной конкуренции обладает известными свойствами, в силу которых именно его естественно считать выражением баланса несовпадающих интересов. На вопрос, можно ли сконструировать универсальный механизм, позволяющий множеству людей с несовпадающими предпочтениями последовательно и непротиворечиво осуществлять индивидуальный выбор частных благ на основе “голосования рублем”, есть основания дать положительный ответ: таким механизмом является рынок совершенной конкуренции. Делая этот вывод, мы, очевидно, отвлекаемся от того, как распределены денежные средства между индивидами и какие причины мешают в полной мере реализовать преимущества такого механизма на практике. Однако сама теоретическая возможность рыночного согласования предпочтений, в рамках которого ни одно из них не игнорируется (хотя они и получают разный вес в зависимости от платежеспособности), имеет принципиальное значение. Достижимо ли нечто подобное в сфере нерыночного совместного (коллективного) выбора?

Логроллинг

В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя системулогроллинга (logrolling — «перекатывание бревна») — практику взаимной поддержки путем «торговли голосами».

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок) не считают всякую «торговлю голосами» отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов, т. е. распределения, повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Парето-оптимальности. Однако не исключен и прямо противоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т. д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

Классической формой логроллинга является«бочонок с салом» — закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т. д.) могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

 

Исполнительные структуры

Взаимодействие избирателей и политиков, а также решения представительных органов обычно определяют лишь общие контуры стратегии развития общественного сектора. Ее конкретизация и реализация – задачи исполнительных органов власти. В непосредственном распоряжении этих органов в значительной мере находится то законное право принуждения, которое отличает государство от других субъектов рыночной экономики.

В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащих принято обозначать термином “бюрократия”. В данном случае не обязательно подразумеваются те заведомо негативные ассоциации, которые связаны с этим термином в русском языке. В частности, отнюдь не предполагаются постоянные сознательные отклонения от выполнения служебного долга. Однако само положение бюрократии во многих случаях предопределяет выбор в пользу не самых эффективных из имеющихся альтернатив.

В то время как предприниматели ориентируются преимущественно на величину прибыли, которую можно точно оценить, и даже политические деятели имеют, в конечном счете, количественно определенные критерии успеха (победы на выборах), государственный аппарат занят выполнением разнородных, зачастую поддающихся не вполне однозначной интерпретации решений представительных органов. Выполнять эту миссию тем легче, чем больше ресурсов находится в распоряжении бюрократии. Вместе с тем четкие и универсальные критерии оценки результативности обычно отсутствуют.

В силу самого статуса исполнительной власти и специализации государственного аппарата служащие редко имеют дело непосредственно с предпочтениями избирателей во всем их многообразии. Так, звенья аппарата, ответственные за развитие здравоохранения, не могут и не должны соизмерять значимость выполняемых ими функций со значимостью работы оборонного или образовательного ведомства. Их задача – обеспечить как можно лучшее состояние здравоохранения, и даже в силу одной только искренней преданности делу служащие склонны добиваться увеличения бюджетных расходов на эти цели. Но такое увеличение отвечает и их экономическим интересам, поскольку облегчает выполнение миссии, а в той мере, в какой речь идет о росте самого аппарата и повышении окладов, расширяет возможности их продвижения по службе и укрепляет материальное положение.

Аппарат исполнительных органов не только реализует принятые политические решения, но фактически участвует и в подготовке большинства из них. При этом бюрократия проявляет свою заинтересованность в ослаблении ресурсных ограничений и не слишком жестком определении задач. Служащие специализированных государственных органов, подобно представителям групп специальных интересов, зачастую имеют значительные преимущества в информированности по тем конкретным вопросам, на которых сфокусировано их внимание. Это позволяет им в существенной степени формировать мнения политиков. Нередко возникают неформальные коалиции между специализированными органами и группами интересов, отстаивающими принятие одних и тех же решений.

Бюрократия не заинтересована в конфликтах с активными группами специальных интересов. Положение государственных служащих, особенно высокопоставленных, зависит в конечном счете от одобрения политиков и общественности. При недостаточной ясности и объективности критериев, по которым оценивается работа, основную опасность может представлять не столько умеренное недовольство общим положением дел со стороны большинства, сколько настойчивая целенаправленная критика, пусть даже она выражает позицию заинтересованного меньшинства и сосредоточена на частностях. В то же время те органы и служащие, которые сумели заручиться симпатиями активных влиятельных групп, могут рассчитывать на их поддержку даже в случае явного провала.

Допустим, что предстоит выбор между двумя системами контроля за состоянием окружающей среды. Одна из систем несколько надежнее другой, но гораздо дороже. При этом ее отстаивает влиятельная группа интересов. Политики, принимающие решение, во многом полагаются на мнение служащих того государственного органа, который непосредственно отвечает за осуществление контроля. Трудно ожидать, что они выскажутся за более дешевый вариант.

Экономия им практически ничего не принесет, а принятие дорогостоящего варианта может обеспечить, помимо прочего, увеличение штата данного органа и расширение его полномочий. В то же время собственные профессиональные интересы и убеждения, а также нежелание брать на себя ответственность за возможные сбои более дешевой системы и стремление избежать конфликта с заинтересованной группой создают мощные стимулы поддержать первый вариант.

Наряду со склонностью к расточительностидля бюрократии чаще всего характерно стремление к стабильности. Предприниматель зачастую готов пойти на риск и осуществлять кардинальные изменения, поскольку, с одной стороны, он распоряжается собственными ресурсами, а с другой – результат предпринятых усилий в случае успеха воплотится в его собственной прибыли. Государственным служащим, включая наиболее высокопоставленных, труднее предпринимать крупные инновации, поскольку они расходуют общественные средства и стеснены инструкциями. Вместе с тем если нововведение принесет отдачу, эквивалентную, например. 1000 годовых окладов служащего, который его предложил, сам он скорее всего получит лишь относительно скромную премию или очередную должность.

Чем больше преимущества бюрократии в информированности и ее реальное влияние на принятие политических решений, тем, при прочих равных условиях, вероятнее избыточные затраты ресурсов в общественном секторе и консервация неоптимальных вариантов его развития.

Определенную заинтересованность в экономии и нововведениях создает конкуренция между органами, выполняющими схожие или взаимозаменяемые функции. Каждый из них, стремясь расширить сферу своей компетенции и увеличить степень влияния, может искать наиболее эффективные решения. Конкуренция возникает, если, например, вопросами охраны окружающей среды в некоторой мере занимаются не только специализированные органы, но и органы здравоохранения. Однако оборотной стороной подобной конкуренции является нечеткое разделение полномочий и ответственности, а также и дублирование функций и связанные с ним издержки.

Изъяны государства

Изъян государства – это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка. Однако выделяются четыре группы факторов, негативно сказывающихся на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой относится ограниченность доступной информации. Здесь имеется прямая аналогия с информационными проблемами, возникающими в условиях рынка. Само по себе участие государства далеко не всегда позволяет решить эти проблемы. В ряде случаев общественный сектор лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с увеличением ее объема.

Между тем каждое конкретное решение, прежде чем быть принятым, нуждается в анализе с точки зрения возможных потерь. Там, где не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует, как правило, воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии общественного сектора.

Вторая группа факторов – это неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Общественный сектор – лишь одна из составных частей рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики. Государство не может и не стремится нейтрализовать их активность, оно лишь в некоторой мере ее модифицирует. Но, следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.

Помня, что государство в рыночной экономике заведомо не является всесильным, удается избежать иллюзии, будто для любого изъяна рынка существует такая форма государственного вмешательства, которая позволяет его полностью преодолеть, не вызвав побочных негативных последствий.

Третья группа связана с несовершенствами политического процесса. Под воздействием обстоятельств, рассмотренных в данной главе, в частности рационального неведения избирателей, принятия произвольных и манипулируемых решений, влияния групп специальных интересов и погони за рентой, политика государства отнюдь не всегда обеспечивает даже ту меру эффективности и справедливости, которая в принципе достижима на основе доступной информации и фактического влияния на рыночные процессы.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Экономика общественного сектора. Тест для самопроверки №2

1. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется …
не маркированным
маркированным
льготным

2. Распределение Лоренца — кривая, которая показывает …
накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения
долю расхода группы населения, представленной как процент от всего населения
долю национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

3. Избыточное налоговое бремя — это …
общие потери от налогообложения, имеющие не денежное измерение
чистые потери от налогообложения, имеющие денежное и не денежное измерение
чистые потери от налогообложения, имеющие денежное измерение

4. Под общественными расходами понимают использование ресурсов общественного сектора с целью удовлетворения …
рыночных потребностей
потребностей в общественных благах
личных и социальных потребностей
государственных потребностей

5. Финансовые инструменты горизонтального регулирования
собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета
закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета
субвенции (целевая помощь)
субсидии (долевая помощь)

6. Взаимозависимые предпочтения имеют место, когда уровень полезности, достигаемый индивидом зависит …
только от набора материальных благ и услуг, потребляемых им лично
не только от набора материальных благ и услуг потребляемых им лично, но и от характера потребления других членов общества
только характера потребления других членов общества

7. Эффект замещения возникает когда индивид …
замещает потребление одного товара, который облагается высоким налогом, другим товаром
прекращает потребление товара, который облагается высоким налогом
увеличивает потребление товара, который облагается высоким налогом

8. Блочный грант поступает в … быть использован по усмотрению территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы.
частичное распоряжение территориального бюджета и может
полное распоряжение территориального бюджета и может
полное распоряжение территориального бюджета, но не может

9. Трансферт имеет …
только денежную форму
только не денежную форму
денежную и не денежные формы

10. Налоговая система признается горизонтально равной, если люди находящиеся в …
относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения
плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами

11. Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью …
разграничения расходных полномочий по уровням власти
разграничения общества по доходам
географического разграничения территории

12. Сфера действия налога … с кругом его непосредственных плательщиков.
всегда совпадает
не совпадает
не всегда совпадает

13. Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что …
общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства

14. Бюджетный федерализм — это система …
отношений
оплаты
продажи

15. Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает, что …
общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства.

16. Финансовые инструменты вертикального регулирования
собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета
закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета
все налоги
финансовая помощь безвозмездная и безвозвратная
нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания

17. Утверждение: «При наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям» является …
теоремой о централизации
гипотезой Тибу
теоремой о децентрализации

18. Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивида остается …
меньший доход, и он замещает потребление одного товара другим
меньший доход, и он вынужден сократить свое потребление
больший доход, и он вынужден увеличить свое потребление

19. Согласно правилу Рамсея при оптимальном налогообложении физический объем производства или продаж каждого из товаров …
сокращается в одинаковой пропорции
сокращается в разных пропорциях
не сокращается

20. «Разрыв бедности» — это …
доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума
доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

21. Налоговая система признается вертикально равной, если люди, находящиеся в …
плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами
относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения

22. Согласно «Теории проспектов» Д. Канемана и А. Тверски люди придают … даже если их величины одинаковы.
меньшее значение потерям, чем приобретениям
большее значение потерям, чем приобретениям
большее значение приобретениям, чем потерям

23. Перераспределительные процессы …
сводятся к непосредственной передаче денег
сводятся к непосредственной передаче товаров и услуг
не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг, экономических возможностей

24. Категориальный грант, направляется в территориальный бюджет для использования …
на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
на любые цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
только на государственные цели, которые устанавливаются органами более высокого уровня

25. Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является …
теоремой о централизации
гипотезой Тибу
теоремой о децентрализации

26. Натуральные доходы – это …
продукция, произведенная домохозяйствами для собственного потребления
номинальные доходы после вычета из них налогов и обязательных платежей
зарплата, прибыль, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости

27. Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены … необходимость их возврата.
не влечет
влечет

28. Сфера действия программы общественных расходов – это …
круг лиц, на которых распространяются выгоды (приращения полезности)
частные блага потребляемые населением
общественные блага потребляемые населением

29. Реципиентами называют тех, кто получает …
какие-либо блага непосредственно из общественного сектора
денежные средства непосредственно из общественного сектора
какие-либо блага непосредственно из рыночного сектора экономики
какие-либо денежные средства непосредственно из рыночного сектора экономики

30. Формы осуществления общественных расходов
финансирование расходов коммерческих и не коммерческих организаций
закупка товаров или услуг
представление субсидий предприятиям с целью их самостоятельного развития
денежные выплаты по программам социальной помощи и страхования

nn.dekane.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *