Тема 1 Аудиторная самостоятельная работа №1 «Решение простейших логических задач»
Задания 1- 3. Сделайте верный вывод й обоснуйте его.
1. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, вмещающая только одного человека. Оба они переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали? (1 балл)
2. Сын (дочь) моего отца, но мне не брат (не сестра). (1 балл)
3. Встретились два человека, друзья детства:
-Сколько лет я тебя не выидел и ничего о тебе не слышал!
— А у меня уже есть дочь!
— Как ее зовут?
— Как и ее мать!
— А сколько же лег Леночке?
Как собеседник узнал имя дочери? (1 балл)
Примечание: минимально необходимое количество баллов – 3
Домашняя самостоятельная работа №1
Задание: подготовка краткого конспекта теоретического вопроса «История развития логики».
Требования к оформлению: не более 2 печатных листов (14 кегль, 1,5 интервал), указание на используемую литературу и интернет- ресурсы.
Примечание: максимальная оценка — 5 баллов, необходимо набрать не менее 3 баллов.
Тема 2
Информационный материал
Закон мышления, или формально-логический закон — это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Основными законами являются законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Их принято называть основными формально—логическими законами. Закон тождества можно сформулировать следующим образом: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль). Формально-логический закон непротиворечия выражает следующее требование: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон можно сформулировать так:
studfiles.net
13 проблем в браке, с которыми легко справляются мудрые пары. И у вас тоже получится
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В жизни каждой семьи случаются кризисы — большие и маленькие. Некоторые пары разводятся после 2–3 лет совместной жизни, а другие состоят в браке долгие годы. И дело здесь вовсе не в везении, просто счастливым супругам известна простая истина: со всеми проблемами в семейной жизни можно справиться.
AdMe.ru составил список главных проблем, с которыми могут столкнуться даже самые счастливые семьи. И, как оказалось, все их можно решить.
1. Лишний вес
Большинство пар, вступивших в брак, значительно прибавляют в весе. Ученые из Университета Глазго провели масштабное исследование и пришли к выводу, что молодожены в первый год семейной жизни набирают в среднем 1,5–2 кг. В целом люди, состоящие в браке, весят на 6 кг больше, чем холостые. Часто набор веса связан с состоянием психологического комфорта: партнеры уверены друг в друге, и поэтому они позволяют себе немного расслабиться.
Что делать? Худеть вместе проще, чем кажется, ведь рядом всегда будет человек, который разделяет ваше стремление к здоровому образу жизни. Однако диетологи предупреждают: мужчины худеют быстрее, и это может привести к некоторому разочарованию со стороны женщины. Отличный способ привести фигуру в порядок — езда на велосипеде, скалолазание и даже банальные прогулки перед сном.
2. Рождение детей привело к финансовому кризису
Рождение детей действительно приводит к финансовым проблемам в молодой семье. Опросы, проведенные NerdWallet, показали, что родители почти всегда оказываются неподготовленными к появлению наследников, причем это не зависит от уровня благосостояния: и семьи среднего класса, и пары с более скромным достатком испытывают недостаток денег.
Что делать? Начните откладывать деньги задолго до рождения первенца и сократите ненужные расходы: так, коляску, кроватку и некоторые виды одежды дешевле купить уже подержанными, а без ходунков, детской переноски-кенгуру и музыкального мобиля можно и обойтись.
3. Конфликты со свекровью или тещей
Отношения «свекровь — невестка» и «теща — зять» не раз обыгрывались в анекдотах, комичных сценках и ситкомах. Психологи отмечают, что такие отношения могут быть весьма драматичны и зачастую даже вредят здоровью обеих сторон.
Особенно силен накал страстей в отношениях свекрови и невестки. Исследование, проведенное аж в 1954 году, показало, что 2/3 свекровей недовольны женой сына, а невестки, напротив, враждебно настроены по отношению к матери мужа. А японские ученые установили, что женщины, проживающие со свекровью, чаще сталкиваются с ишемической болезнью сердца.
Что делать? Самый верный способ избежать конфликтов со свекровью — жить отдельно. Возможно, на первых порах самостоятельная жизнь будет накладной, но оно того стоит. Однако если возможности жить отдельно у вас нет, придется задействовать все свои дипломатические навыки и спокойно объяснить мужу, как вас расстраивают ссоры с его матерью.
4. Вы тратите деньги по-разному
www.adme.ru
10 ситуаций, которые знакомы всем, кто хоть раз был в долгих отношениях
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Бояться позвонить первым, написать сообщение или даже поставить лайк — как много вещей пугает нас в начале отношений и сколько всего еще ждет впереди. Согласно исследованию психолога Дэниэла О’Лири из Университета Стоуни-Брук, спустя 10 лет брака супруги отмечают, что их чувства стали только сильнее. Так чем же так хороши длительные отношения? Пары, которые прошли вместе огонь, воду и медные трубы, уже не испугать спорами или другими мелочами. Да и вообще ничем не испугать.
Мы в AdMe.ru решили разобраться, от каких именно страхов люди свободны при длительных отношениях.
1. Вы не боитесь, что у партнера окажутся другие планы или ценности
Один из самых больших плюсов стабильности в том, что вы знаете своего партнера и уверены друг в друге. В каких-то моментах это доходит до абсурда, и вы можете договаривать его / ее фразы, но настоящая любовь делает вас товарищами по команде, причем очень сыгранной, которая работает как единый и слаженный механизм.
Так что если в начале отношений вас могут удивить взгляды партнера или его планы на жизнь (например, уехать изучать панд в заповедник в Китае), то с течением времени вы уже хорошо знаете, что именно нужно от жизни вашей второй половине, и, скорее всего, имеете общие планы.
2. Вы не боитесь обсуждать любые темы
И в начале отношений, и 20 лет спустя общение остается ключом к взаимопониманию. И если «свежеобразованные» пары еще ограничивают круг обсуждаемых тем, то те, кто уже провел вместе не один год, могут обсуждать все что угодно: от квантовой физики до того, как себя вести, если один из них станет зомби. Чем ближе и доверительнее общение между партнерами, тем крепче их отношения.
3. Не боитесь показаться перед партнером «не в форме»
В начале отношений и даже в начале совместной жизни мы стремимся быть идеальными: всегда прекрасно выглядеть, вкусно пахнуть и быть в хорошем настроении. Когда отношения проверены временем, можно показаться партнеру на глаза больным и уставшим, но все еще быть самым прекрасным человеком на свете, потому что внешность уступает место чувствам, а красота, как известно, в глазах смотрящего.
4. Вас не пугает, если партнер не понравится друзьям или родителям
Незрелые отношения плохо переносят критику, особенно со стороны близких людей. Когда вы вместе уже долго, становится неважно, что думают о партнере окружающие. Девушка может не нравиться вашей бабуленьке или парень казаться крайне неподходящей партией в глазах ваших подруг — все это вызывает только улыбку, ведь они все равно рано или поздно поймут, какое же чудо вы встретили.
5. Вы не боитесь, что рабочие проблемы скажутся на отношениях
Карьерные взлеты и падения — то еще испытание для человека, и неизвестно, с чем из этого справиться сложнее. В длительных отношениях пары проходят через разные периоды и переживают вместе успехи и неудачи, поддерживают друг друга.
Конечно, пережить материальные кризисы или постоянные авралы одного из партнеров бывает нелегко, но те, кто давно вместе, таких трудностей не боятся, ведь проходили через сверхурочные или творческие кризисы уже не раз и знают, как на них реагировать.
6. Не боитесь, что встретили партнера слишком рано или слишком поздно
www.adme.ru
Методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных работ
КОНТРОЛЬНЫЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛОГИКЕ
для студентов направлений
100700.62 — «Торговое дело»
080500.62 — «Бизнес — информатика»
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
При выполнении контрольных и самостоятельных работ по работы по курсу «Логика» студент должен в соответствии с вариантом задания для контрольной (самостоятельной) работы изложить ответ на теоретические вопросы и выполнить предложенные практические задания. При ответе на теоретические вопросы студент должен показать понимание сущности поставленного перед ним теоретического вопроса. При выполнении практических заданий студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений разделов курса, а так же умения и навыки их применения при решении задач.
Учебный материал по курсу «Логика» разбит на 4 модуля, в соответствие с учебной программой дисциплины и составляет 2, 6, 5, 5 недель (всего 18 недель).
По модулям 1 и 2 теоретические знания проверяются в форме тестирования (3 и 6 недели), каждый тест оценивается 5 баллами. Минимальная сумма баллов за тесты – 5 баллов.
Лекционные занятия проводятся раз в две недели. Посещаемость одного лекционного занятия оценивается в 1 балл. Активность на занятии (участие в проблемной дискуссии, правильные ответы на вопросы, решение задач, подготовка сообщения и т.д.) оценивается так же в 1 балл (максимально за лекцию можно набрать 2 балла).
Практические занятия проводятся каждую неделю (2 часа по расписанию). Активность студента на занятии оценивается количеством баллов, полученных в результате тестирования, а также выполнения самостоятельных и контрольных работ. Формами отчета о самостоятельной работе являются домашние контрольные работы, домашние самостоятельные работы и реферат. Балльные оценки аудиторных и внеаудиторных самостоятельных и контрольных работ будут приведены ниже.
Распределение баллов (максимально возможное) в течение 1-8 учебной недели приведено в табл. 1
Таблица 1.
Пример распределения баллов, набранных студентом к первой контрольной точке (8 неделя семестра)
ФИО | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 6 неделя | 7 неделя | 8 неделя | всего | Норм. балл | ||||||||||
Лекция | Практика (с. р. №1) | Д. с. р. № 1 | Практика. С. р. №2 | Практика Тест №! | Д. к. р №1 | Лекция | Практика. С. р. №3 | Д. с.. р №2 | Практика С. р. № 4 | Лекция | Практика. С. р. №5 | Практика С. р. № 6 | Лекция | Практика. С. р. № 7 | Тест №2. | Д. с.. р №3 | Практика К. р. №1 | |||
Макс. | 2 | 5 | 5 | 46 | 5 | 103 | 2 | 39 | 5 | 60 | 2 | 90 | 60 | 2 | 40 | 5 | 13 | 76 | 560 | 25 |
Структура аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение 1- 8 учебных недель семестра приведена в таблице 2.
Таблица 2
№ недели | Тема лекционного занятия | Номер аудиторной самостоятельной (контрольной) работы | Номер внеаудиторной самостоятельной (контрольной) работы |
1 | Тема 1. Предмет и значение логики Тема 2. Основные формально-логические законы | С. р. №1 Решение простейших логических задач | Домашняя с. р. №1 Подготовка краткого конспекта теоретического вопроса «История развития логики» |
2 | Тема 2. Основные формально-логические законы | С. р. №2 Применение основных формально-логических законов Тест №1 | Домашняя контрольная работа №1 «Ловушки языка» |
3 | Тема 3. Понятие как форма мышления | С. р. №3 (виды понятий) | Домашняя самостоятельная работа № 2 Описание логической схемы образования понятия. |
4 | Тема 3. Понятие как форма мышления | С. р. №4 (полная логическая характеристика понятий по содержанию и объему) | |
5 | Тема 3. Понятие как форма мышления | С. р. №5 (отношения между понятиями, обобщение и ограничение понятий) | |
6 | Тема 3. Понятие как форма мышления | С. р. №6 (отношения между понятиями, обобщение и ограничение понятий) | |
7 | Тема 3. Понятие как форма мышления | С. р. №7. (определение и деление понятий) Тест №2 | Домашняя самостоятельная работа № 3 (классификация, операции с классами) |
8 | Контрольная работа №1 |
Распределение баллов (максимально возможное) в течение 9-18 учебной недели приведено в табл. 3
Таблица 3.
Распределение баллов, набранных студентом ко второй контрольной точке (15 неделя семестра)
ФИО | 9 неделя | 10 неделя | 11 неделя | 12 неделя | 13 неделя | 14 неделя | 15 неделя | 16 неделя | 17 неделя | 18 неделя | всего | Норм. балл | |||||||||
Лекция | Практика (с. р. №8) | Д. с.. р №4 | Практика. С. р. №9 | Д. с р №5 | Лекция | Практика. С. р. №10 | Д. с.. р №6 | Практика С. р. № 11 | Лекция | Практика. К. р. №2 | Практика | Лекция | Практика. | Практика. Д. к. р №2 | Лекция | Практика. | Практика. Защита реферата | ||||
Макс. | 2 | 29 | 5 | 29 | 59 | 2 | 180 | 100 | 50 | 2 | 43 | 2 | 105 | 2 | 10 | 503/117 | 25/10 |
Структура аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение 9 — 18 учебных недель семестра приведена в таблице 4.
Таблица 4
№ недели | Тема лекционного занятия | Номер аудиторной самостоятельной (контрольной) работы | Номер внеаудиторной самостоятельной (контрольной) работы |
9 | Тема 4. Суждение | С. р. №8 (простые суждения, распределенность терминов в суждении, объединенная классификация атрибутивных суждений по качеству и количеству) | Домашняя с. р. №4 Подготовка краткого конспекта теоретического вопроса «Модальные суждения» |
10 | Тема 4. Суждение | С. р. №9. (сложные суждения, построение таблиц истинности сложных суждений) | Домашняя самостоятельная работа №5 (сложные суждения, построение таблиц истинности сложных суждений) |
11 | Тема 4. Суждение | С. р. №10. (применение основных равносильностей алгебры высказываний к решению задач) | Домашняя самостоятельная работа №6 (применение основных равносильностей алгебры высказываний к решению задач) |
12 | Тема 4. Суждение | С. р. №11. (приведение формул алгебры высказываний к ДНФ, КНФ, СДНФ и СКНФ виду) | |
13 | Тема 4. Суждение | Контрольная работа №2 | |
14 | Тема 5. Умозаключение | Утверждение тем рефератов (защита рефератов — 18 учебная неделя) | |
15 | Тема 5. Умозаключение | Домашняя контрольная работа №2 | |
16 | Тема 5. Умозаключение | ||
17 | Тема 5. Умозаключение | ||
18 | Тема 5. Умозаключение | Предоставление к защите реферата |
2. СОДЕРЖАНИЕ И БАЛЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(1-8 УЧЕБНЫЕ НЕДЕЛИ)
Тема 1
Аудиторная самостоятельная работа №1
«Решение простейших логических задач»
Задания 1- 3. Сделайте верный вывод й обоснуйте его.
1. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, вмещающая только одного человека. Оба они переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали? (1 балл)
2. Сын (дочь) моего отца, но мне не брат (не сестра). (1 балл)
3. Встретились два человека, друзья детства:
-Сколько лет я тебя не выидел и ничего о тебе не слышал!
— А у меня уже есть дочь!
— Как ее зовут?
— Как и ее мать!
— А сколько же лег Леночке?
Как собеседник узнал имя дочери? (1 балл)
Задание 4. На одном предприятии работают четыре супружеских
пары, однако никто из супругов не работает в одном цехе или отделе. Георгий.
Анна и Галина работают в одном цехе. Коллега Анны — Бочкин — прямой руководитель Беллы. Валентина Бочкина и Борис работают в лаборатории.
Галина, Валентин и Атаманова — члены профсоюзного бюро цеха.
Белла и Арсен Валеев выиграли в парном разряде межцеховой турнир по
теннису. Галина, Атаманов и Белла выступили в капустнике на праздничном
вечере в отделе. Георгий обучает Горина работе на компьютере, т. к. они работают в паре. Кто кому приходится мужем и женой? (2 балла)
Примечание: минимально необходимое количество баллов – 3
Домашняя самостоятельная работа №1
Задание: подготовка краткого конспекта теоретического вопроса «История развития логики».
Требования к оформлению: не более 2 печатных листов (14 кегль, 1,5 интервал), указание на используемую литературу и интернет- ресурсы.
Примечание: максимальная оценка — 5 баллов, необходимо набрать не менее 3 баллов.
Тема 2
Информационный материал
Закон мышления, или формально-логический закон — это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Основнымизаконами являются законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Их принято называть основными формально—логическими законами. Закон тождества можно сформулировать следующим образом: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль). Формально-логический закон непротиворечия выражает следующее требование: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон можно сформулировать так: неверно, что а и не—а. Иначе говоря, не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений — и противоположных а противоречащих. Противоположными или контрарными суждениями называются такие суждения, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается о каждом предмете некоторого множества. Противоречащими или контрадикторными являются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом это же самое отрицается (утверждается) о некоторой части этого множества. Такие утверждения не могут быть ни истинными, ни ложными одновременно. Если одно истинно, то другое ложно, и наоборот. Закон исключенного третьего формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. А есть либо В, либо не-В. Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений.Закон непротиворечия действует по отношению ко
всем несовместимым друг с другом суждениям — и противоположным и противоречащим (контрарным и контрадикторным), он устанавливает. что одно из них необходимо ложно. Но другом нельзя сказать, что оно истинно или ложно. Закон исключенного третьего устанавливает,что два противоречащих
суждения не могут быть одновременно истинными, но также и
одновременно ложными — третьего не дано. Каждое утверждение должно быть обоснованным. Требование доказанности выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание a. Достоверным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а является основанием для b, а b следствие этого основания. Все это базируется на объективности причинно-следственных связей реального мира.
Аудиторная самостоятельная работа №2
«Применение основных формально-логических законов»
Задание 1. Сохраняют ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием, заключенным в скобки?
а) Калигула начал с амнистии всем осужденным при Тиберии (помилования, прощения). (1 балл)
б) В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре рас- следования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).
(1 балл)
в) Виновность Мушкина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниям и, доводами, аргументами). (1 балл)
г) Злоумышленник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой). (1 балл)
Задание 2. Можно ли использовать как: равнозначные следующие понятия:
а) «Обвиняемый» и «Преступник». (1 балл)
б) «Адвокат» и «Защитник». (1 балл)
в) «Ядро» и «Спортивный снаряд для толкания». (1 балл)
Задание 3. Содержится ли логическая ошибка в следующих выражениях?
а) Судья: Вы совершили восемь ограблений за одну неделю. Как это возможно? Преступник: Я работал день и ночь. Если бы все трудились так, как я, наша страна давно вышла бы на путь процветания. (1 балл)
б) Студент товарищу: — Купи сто апельсинов и я съем один. — Не съешь.
— Съем.
Товарищ купил, студент взял один апельсин и съел его. (1 балл)
в) Лекарство есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарство нужно принимать как можно больше. (1 балл)
Задание 4. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными приведенные пары суждений.
а) Все студенты этой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты этой группы к зачету не подготовились. (1 балл)
б) В некоторых государствах существует монархическая форма правления. Ни в одном государстве нет монархической форы правления. (1 балл)
в) Некоторые данные не могут быть судебными доказательствами. Любые данные могут быть судебными доказательствами. (1 балл)
г) Н. был на месте совершенного преступления Н. не был на месте совершенного преступления. (1 балл)
Задание 5. Установите, нет ли противоречий в следующих понятиях:
а) Антагонистическое единство. (1 балл)
б)Жаркая зима. (1 балл)
в) Горячий снег. (1 балл)
г) Холодное лето. (1 балл)
д)Фантастическая реальность. (1 балл)
Задание 6.
Установите, применим ли закон исключенного третьего для каждой из следующих пар понятий:
а) Адмирал, контрадмирал. (1 балл)
б) Обвиняемый, арестованный. (1 балл)
в) Законность, беззаконие. (1 балл)
г)Начальник, подчиненный. (1 балл)
д) Преступник, адвокат. (1 балл)
е) Друг,недруг. (1 балл)
ж) Довод, контрдовод. (1 балл)
з) Порядок, беспорядок. (1 балл)
Задание 7. Могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:
а) «Показания свидетеля не являются ложными» и «Показания свидетеля не являются истинными». (1 балл)
б) «Этот человек непоследователен в своих суждениях» и «Этот человек неискренен в своих суждениях». (1 балл)
в) «Ни одно предложение в этом тексте не является истинным» и «Все суждения в этом тексте являются ложными». (1 балл)
Задание 8. Установите, выполняется ли закон исключенного третьего в следующих примерах:
а) Человек в обществе не может жить без каких-либо правил. Эти правила либо в законе — тогда они одинаковы для всех членов общества, либо это правила поведения, принятые среди определенного круга лиц. (1 балл)
б) Или он виноват — и тогда должен быть наказан. Или же он не виноват, а значит, ни о каком наказании речи не может быть. (1 балл)
Задание 9. Какому закону подчиняются высказывания:
а) «Все студенты нашей группы перешли на следующий курс» и «Ни один студент нашей группы не перешел на следующий курс». (1 балл)
б) «Все студенты нашей группы перешли на следующий курс» и «Некоторые студенты нашей группы не перешли на следующий курс». (1 балл)
Могут ли эти высказывания быть одновременно истинными или одновременно ложными?
Задание 10. Нарушен ли закон исключенного третьего?
а) «Ветер рвал пологи палаток. Кругом холодное, неприветливое безмолвие».
(1 балл)
б) «Раннее утро. Начинают просыпаться после ночной службы пограничники». (1 балл)
Задания 11 – 20: Определить, нарушены ли (в случае нарушения указать, какие именно) методологические принципы формальной логики в следующих рассуждениях?
Задание № 11.
— А вот про кукушку — вы это уже слыхали, Василий Степанович? Что она вовсе не несет яиц, а просто скачкообразно на основе перехода количественных изменений в качественные, а возникает как новый вид в яйце птицы. В результате условий питания. На какой же это фундамент может опираться? Слышал, слышал. Да, это высказывание и меня, пожалуй, озадачило. Но ведь и Иосиф Виссарионович нашего академика не одернул. А уж Иосифу Виссарионовичу не откажешь в знании диалектики». (Дудинцев В. Белые одежды. М., 1989. С. 47.)
(1 балл)
Задание № 12.
«Специалист от любителя отличается тем, что знает историю вопроса, держит в поле зрения все стороны предмета и понимает, как они между собой связаны. Хрущев был любитель до мозга кос гей. Истории вопроса для него обычно не существовало, видел он обычно одну, от силы две стороны предмета — довольно случайные, но почему-то привлекательные, о целом клубке связей и не подозревал. Что и позволяло ему отзываться о том же американском сельском хозяйстве — высшем достижении человечества за всю его историю — так: «Никакой особой американской мудрости нет. Удобрений много вносят!» Он был любитель по своей слишком увлекающейся и нетерпеливой натуре. Как можно с одинаковым вниманием всматриваться во все стороны предмета, если вот эта — такая интересная, такая привлекательная, просто чудо!» (Стреляный А. Последний романтик//Дружба народов. 1988. № 11. С. 219.) (1 балл)
Задание № 13.
«Гость раскланялся с легкостью неимоверной, сохраняя почтительное положение головы, несколько набок, и в коротких, но определенных словах изъяснил, что он увлекся картинным местоположением его деревни, что, несмотря, однако же, на местоположение, он не дерзнул бы обеспокоить его неуместным заездом своим, если б не случилось, по поводу весенних разлитии и дурных дорог. внезапной изломки в экипаже; что при всем том, однако же, если бы даже и ничего не случилось в его бричке, он не мог бы отказать себе в удовольствии засвидетельствовать ему лично свое почтение». (Гоголъ Н.В. Мертвые души. Сочинения. М., 1953, Т. 5. С. 284-285.)(1 балл)
Задание № 14.
Однажды падишах спросил Бирбала:
— Скажи мне, Бирбал. сколько останется, если из двенадцати отнять четыре?
— Ничего не останется, — ответил Бирбал.
-Как это ничего? — удивился падишах.
— А так, — ответил Бирбал,- если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего! (Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М., 1976. С. 38.) (1 балл)
Задание № 15.
«Ночью один из моих пациентов взял принадлежащее другому каноэ и отправился ловить рыбу при лунном свете. Владелец лодки на рассвете захватил его с поличным и потребовал, чтобы тот заплатил ему порядочную сумму за пользование каноэ, а равно и отдал ему весь свой улов. По существующим у туземцев законам, он имел на это право. С этой тяжбой оба они явились ко мне, — и, как то уже случалось не раз и прежде, мне пришлось выступить в роли судьи. Я начал с того, что объявил им, что на моей территории действует не туземный закон, а закон разума, который исповедуют белые и который они услышат из моих уст. После этого я приступил к дознанию. Я становил, что каждый из них был одновременно в прав, и не прав. Ты прав, — сказал я владельцу каноэ, — потому, что тот человек должен был попросить у тебя разрешения взять твою лодку. Но ты не прав, потому что оказался беспечным и ленивым. Беспечность твоя выразилась в том, что ты просто закрутил цепь твоего каноэ вокруг ствола пальмы, вместо того чтобы как полагалось, запереть на замок. Беспечностью твоей ты ввел этого человека в соблазн поехать на твоей лодке. А лень твоя привела к тому, что в эту лунную ночь ты спал у себя в хижине, вместо того чтобы воспользоваться удобным случаем половить рыбу. Ты же, — сказал я, обратясь к другому, — виноват в том, что взял лодку, не спросив позволения ее владельца. Но ты одновременно и прав — в том, что оказался не столь ленив, как он, в не захотел упустить лунной ночи, не воспользовавшись ею для рыбной ловли. После этого в соответствии с существующим обычаем я постановил, что ловивший рыбу должен отдать, одну треть своего улова за пользование лодкой владельцу последней, вторую же треть может оставить себе, ибо затратил силы на ловлю рыбы. Оставшуюся треть я постановил передать в пользу больницы, потому что дело происходило на ее территории и самому мне пришлось затратить время на разрешение их спора.
Задание № 16.
. «Дед: — Да ты, Алеша, в этом костюме утонешь. Внук: — А я не собираюсь в нем купаться». (1 балл)
Задание № 17.
«Один философ испытал сильнейшее потрясение, узнав от Бертрана Рассела, что из ложного утверждения следует любое утверждение. Он спросил: «Вы всерьез считаете, что из утверждения«два плюс два — пять» следует, что вы папа римский?» Рассел ответил утвердительно. «И вы можете доказать это?» — продолжал сомневаться философ. «Конечно!» — последовал утвердительный ответ, и Рассел тотчас же предложил такое доказательство: 1) предположим, что 2 + 2=5; 2) вычтем из обеих частей по 2: 2=3; 3) переставим правую и левую части: 3=2; *4) вычтем из обеих частей по 1: 2 = 1. Папа римский и я — нас двое. Так как 2 = 1, то папа римский и я — одно лицо. Следовательно, я папа римский». (Смаллиан. Р. Как же называется эта книга? М., 1981. С. 202.) (1 балл)
Задание № 18.
«Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом. А ваша мать болела артритом? спросил врач.
-Нет.
-А отец?
— Тоже не болел.
Нет у вас артрита, — заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений». (Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. С. 66.)
(1 балл)
Задание № 19.
«Говорят, однажды он так спросил об Афине Фидия: «Не правда ли, Афина, дочь Зевса, это бог?» Ему ответили: «Правда». — «Но ведь эта Афина создана не Зевсом, а Фидием?». Согласились и с этим. — «Стало быть, она — не бог!». За это его привлекли к суду Ареопага; он не отпирался, а утверждал, что рассуждение его правильно: Афина действительно не бог, а богиня, потому что она женского пола. Тем не менее судьи приказали ему немедленно покинуть город». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 127-128.) (1 балл)
Задание № 20.
«Чем отчетливее выявляется стремление Бердникова к тому, чтобы Туркина ушла с завода, тем меньше остается оснований обвинять его в понуждении к сожительству, используя ее служебную зависимость. Ведь с уходом Туркиной с завода исчезает ее служебная зависимость. Бердников теряет единственный способ воздействия на нее. Признан, что Бердников выживал Туркину с завода — а не признать это невозможно, — прокурор понимает, что это означает признать установленным, что Бердников сознательно лишал себя средств понуждения». (Киселев Я.С. Речь по делу Бердникова.//Судебные речи адвокатов, Л., 1972. С. 112.) (1 балл)
Примечание: минимально необходимое количество баллов – 18
Домашняя контрольная работа №1
«Ловушки языка»
Примечание: каждое из заданий домашней контрольной работы №1 оценивается в 1 балл.
Задание № 1
В басне Козьмы Пруткова «Стан и голос» обыгрывается многозначность одного старого русского слова. Что это за слово?
…Какой-то становой, собой довольно тучный,
Надевши ваточный халат,
otnos.ru
Вместо предисловия (4) — Сборник задач и тестов
В первом туре Александр играл с представителем Воркуты, уфимец – с Николаем, а Геннадий – с Михаилом. Во втором туре Денис играл с представителем Тюмени, а шахматист из Воркуты – с Николаем. В третьем туре Михаил играл с иркутянином.
Кто из игроков какой город представлял, если в итоге Николай занял первое место, Геннадий и иркутянин поделили 2 и 3 места, Денис был четвёртым, а Семён и саратовец поделили 5 – 6-е места.
№ 1 3
Шесть шахматистов провели однокруговой турнир. Грачев сыграл вничью со всеми, кроме Смирнова, и поделил последнее место с Данилиным, с которым играл в первом туре. Смирнов сыграл вничью с Данилиным, Алексеевым и Лебедевым. Борисов сыграл вничью с Лебедевым. Других ничьих в турнире не было.
В каждом туре по крайней мере одна партия заканчивалась вничью. Каждый шахматист сводил вничью свои партии по меньшей мере в двух турах подряд. Два шахматиста, поделившие первое место, во втором туре не встречались между собой.
Какие пары играли в последнем, пятом, туре турнира?
№ 1 4
В розыгрыше первенства по футболу встретились футбольные команды «Авангард», «Буревестник», «Динамо», «Спартак» и «Торпедо». Они сыграли между собой по одному матчу, причём в каждом туре одна из команд была свободна от игры.
В первом туре «Буревестник» проиграл спартаковцам, а во втором – выиграл у «Авангарда».
В третьем туре команда «Торпедо» была свободна от игры, одержав перед этим победу и проиграв другую встречу.
В четвёртом туре свободным был «Авангард», имевший в своём активе две победы при трёх сыгранных матчах. Динамовцы к этому времени сумели выиграть только один матч.
Каких результатов добилась каждая из команд в соревнованиях, если встречи четвёртого и пятого тура окончились вничью?
№ 1 5
На спортивных состязаниях спортсмены с номерами 1, 2, 3 и 4
заняли первые четыре места, причём ни один из них не занял места, совпадающего с его номером. Оказалось, что номер спортсмена, занявшего четвёртое место, совпадает с номером места того спортсмена, чей номер есть номер места спортсмена с номером 2; спортсмен с номером 3 занял не первое место.
Какое место занял каждый из спортсменов?
№ 1 6
Лауреатом женского поэтического конкурса стали пять поэтесс.
1-е место заняла мисс Мартин. Бетти Мун не писала стихотворение «Сорока». Своё стихотворение Мэри сочинила в мае. «Муза» была написана» в сентябре. Джастина Моран написала «Зрелый день». Стихотворение «Человек» принадлежит перу Кэт. «Муссон» был создан Сюэан в марте. Мисс Мегге написала своё стихотворение в апреле. Фамилия Мэри не Мульдон.
Назовите имя и фамилию каждой поэтессы, название стихотворения, которое она написала, а также время его создания.
№ 1 7
В одной семье было много детей. Семеро из них любили макароны, шестеро – гречневую кашу, пятеро – жареный картофель. Четверо любили макароны и гречневую кашу, трое – макароны и жареный картофель, двое – гречневую кашу и жареный картофель. А один охотно ел и макароны, и гречневую кашу, и жареный картофель.
Сколько всего детей было в этой семье?
№ 1 8
Машинист, помощник машиниста, кондуктор и проводник – сотрудники поездной бригады. Их имена: Василий, Иван, Николай и Алексей.
Николай старше Василия.
У кондуктора нет родственников в бригаде.
Машинист и помощник машиниста – братья. Других братьев у них нет.
Николай – племянник Ивана.
Проводник – не дядя машиниста, а помощник машиниста – не дядя проводника.
Кто кем работает и какие родственные отношения существуют между членами бригады?
№ 1 9
В семье Гарифуллиных пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Все они работают. Один – инженер, другой – юрист, третий – слесарь, четвёртый – экономист, пятый – учитель. Вот что ещё известно о них.
Юрист и учитель не кровные родственники.
Слесарь – хороший спортсмен. Он пошёл по стопам экономиста и играет в футбол за сборную завода.
Инженер старше жены своего брата, но моложе, чем учитель.
Экономист старше, чем слесарь.
Назовите профессии каждого члена семьи Гарифуллиных.
№ 20
Нуждин, Соловьёв и Ильин живут в одном посёлке. Один из них работает плотником, другой – маляром, третий – водопроводчиком.
Однажды маляр пришёл к плотнику попросить его починить дверь в своей квартире, но ему сказали, что плотник помогает Ильину ремонтировать пол.
Определите профессию каждого, если известно, что водопроводчик никогда не видел Соловьёва.
№ 2 1
Три супружеские пары нижнекамцев: Ибрагимовы, Лутфуллины и Закировы – уселись за круглый стол, чтобы выпить по чашке чая. Справа и слева от каждой жены сидел мужчина, но ни один муж не сидел рядом со своей женой.
Участников чаепития звали Зайтуна, Кадрия, Мавлюда, Гарай, Данис и Хасан. Занятия мужей – журналист, политолог и предприниматель (имена и занятия перечислены в произвольном порядке).
Данис и Ибрагимов часто играют в теннис с женой журналиста и Закировой.
Предприниматель, не имеющий ни братьев, ни сестёр, сидит рядом с Мавлюдой, слева от неё.
Политолог сидит ближе к Зайтуне, чем к Лутфуллиной.
Хасан – брат жены журналиста. Единственная сестра Хасана сидит рядом с ним слева. У журналиста сестёр нет.
Кто из мужчин чем занимается, кто на ком женат, в каком порядке сидят за столом участники чаепития?
№ 2 2
Катя, Маша, Петя, Витя и Никита учатся в университете. Их фамилии: Клименко, Пащенко, Ермоленко, Малащенко и Лавриненко.
Мать Вити умерла.
Родители Кати никогда не встречались с родителями Пети.
Студенты Лавриненко и Клименко играют в одной баскетбольной команде.
Услышав, что родители Пащенко собираются поехать за город, мать Лавриненко пришла к матери Пащенко и попросила, чтобы та отпустила своего сына к ним на вечер, но оказалось, что отец Пети уже договорился с родителями Пащенко и пригласил их сына к Пете.
Отец и мать Ермоленко – хорошие друзья родителей Клименко. Все четверо очень довольны, что их дети собираются пожениться.
Назовите имя и фамилию каждого из молодых людей и девушек.
№ 2 3
Иванов, Петров, Сидоров и Шакиров – жители Бугульмы. Их профессии: милиционер, стоматолог, повар и технолог.
Иванов и Петров – соседи и всегда на работу ездят вместе.
Петров старше Сидорова.
Иванов регулярно обыгрывает Шакирова в настольный теннис.
Повар всегда на работу ходит пешком.
Милиционер не живёт рядом со стоматологом.
Технолог и милиционер встречались единственный раз, когда милиционер оштрафовал технолога за нарушение правил дорожного движения.
Милиционер старше стоматолога и технолога.
У кого какая профессия?
№ 2 4
В одном городе живут 5 человек. Их имена: Леонид, Михаил, Николай, Олег и Пётр. Их фамилии: Атаров, Бартенев, Кленов, Данилин и Иванов.
Данилин и Михаил незнакомы.
Пётр знаком со всеми, кроме одного.
Леонид знает только одного из всех.
Бартенев знаком только с двумя из перечисленных мужчин.
Николай и Иванов знают друг друга.
Михаил, Николай и Олег знакомы между собой.
Атаров незнаком только с одним из всех. Только один из всех знаком с Кленовым.
Назовите имена и фамилии каждого. С кем знаком каждый из них?
№ 2 5
Пять мужчин : Леонид, Владимир, Николай, Олег и Пётр – живут в Самаре. Их фамилии: Степанов, Борисов, Козин, Дроздов и Истомин. Борисов знаком только с двумя, а с Козиным знаком только один мужчина. Пётр знаком со всеми, кроме одного, а Леонид знает только одного из них. Николай и Истомин знают друг друга с детства. Владимир и Николай дружат с Олегом. Дроздов и Владимир вовсе не знакомы, а Олег, Николай и Борисов часто ходят вместе на стадион.
Назовите имена и фамилии каждого из мужчин.
№ 2 6
В небольшом городке живут пятеро приятелей: Попов, Соловьёв, Ахметов, Зайцев и Максютин. Профессии у них разные: один из них – маляр, другой — почтальон, третий – плотник, четвёртый – мельник, пятый – парикмахер.
Соловьёв и Зайцев никогда не держали в руках малярную кисть. Попов и Зайцев всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Соловьёв и Попов живут в одном доме с почтальоном. Попов и Ахметов каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Соловьёв брал билеты в театр для себя и для мельника.
Назовите профессию каждого из приятелей.
№ 2 7
На одном предприятии работают четыре супружеские пары, однако никто из супругов не работает в одном цехе или отделе.
Георгий, Анна и Галина работают в одном цехе.
Коллега Анны – Бочкин – прямой руководитель Беллы.
Валентина Бочкина и Борис работают в лаборатории.
Галина, Валентин и Атаманова – члены профсоюзного бюро цеха.
Белла и Арсен Валеев выиграли в парном разряде межцеховый турнир по теннису.
Галина, Атаманов и Белла выступили в капустнике на праздничном вечере в отделе.
Георгий обучает Горина работе на компьютере, так как они работают в паре.
Кто кому приходится мужем и женой?
№ 2 8
Акберов, Бурганов, Вагапов и Газизов встретились на Сабантуе. Один из них врач, другой – шофёр, третий – юрист, четвёртый – журналист. О них известно следующее:
Бурганов – двоюродный брат юриста и часто гостит у него в Елабуге.
Вагапову 40 лет.
Шофёр на 3 года моложе журналиста.
Акберову 35 лет.
Газизов, который на год моложе Бурганова, живёт в Альметьевске и никогда не водил машину.
Юрист более чем на 5 лет старше врача.
Кому сколько лет? Кто чем занимается?
№ 2 9
Однажды в одном купе оказались поэт, астроном, прозаик и драматург. Их фамилии: Гайсин, Сахабиев, Сибгатуллин и Салихов. Оказалось, что каждый из них взял с собой книгу, написанную одним из пассажиров этого купе.
Гайсин и Сахабиев углубились в чтение, предварительно обменявшись купленными книгами.
Поэт читал. пьесу.
Прозаик, очень молодой человек, выпустивший свою первую книгу, говорил, что он никогда ничего не читает по астрономии.
Сахабиев купил в дорогу одно из произведений Салихова.
Никто из пассажиров не покупал и не читал книги, написанные им самим.
Что читал каждый из них? Кто кем был?
№ 3 0
Мухаметзянов, Кавиев, Валеев и Гильмуллин – инженеры. Один из них –строитель, другой – химик, третий- автомеханик, четвёртый – радиотехник.
Мухаметзянов, который обыгрывает в шахматы Валеева, но проигрывает Гильмуллину, бегает на лыжах лучше того инженера, который моложе его, и ходит в театр вдвое чаще, чем тот инженер, который старше Кавиева.
Химик, который посещает театр вдвое чаще, чем автомеханик, не является ни самым молодым, ни самым пожилым из этой четвёрки.
Строитель, который на лыжах бегает хуже, чем радиотехник, как правило, проигрывает в шахматных сражениях автомеханику.
Самый пожилой из инженеров лучше всех играет в шахматы и чаще всех бывает в театре, а самый молодой лучше всех ходит на лыжах.
Назовите профессии каждого из этой четвёрки инженеров, если известно, что ни в спорте, ни в приверженности к театру среди них нет двух одинаковых.
№ 3 1
В педагогическом институте Казакова, Андреева, Покаташкина, Галеев, Шакиров и Веселов преподают философию, математику, английский язык, французский язык, немецкий язык, историю.
Преподаватель немецкого языка и преподаватель математики в студенческие годы занимались художественной гимнастикой.
Шакиров старше Веселова, но стаж работы у него меньше, чем у преподавателя философии.
Будучи студентками, Казакова и Андреева учились вместе в одном университете. Все остальные окончили педагогический институт.
Веселов – отец преподавателя французского языка.
Преподаватель английского языка – самый старший из всех по возрасту и по стажу работы. Он работает в этом институте с тех пор, как окончил его. Преподаватели математики и истории – его бывшие студенты.
Казакова старше преподавателя немецкого языка.
Кто какой предмет преподаёт?
№ 3 2
Четверо друзей: Валентин Петрович, Федор Семёнович, Алексей Иванович и Григорий Аркадьевич – как-то раз со своими сыновьями были в парке культуры и отдыха. Они катались на «колесе обозрения». В кабинах «колеса» оказались вместе: Лёва с Алексеем Ивановичем, Паша с отцом Васи, Рома с отцом Паши, Фёдор Семенович с сыном Валентина Петровича, а Валентин Петрович с сыном Алексея Ивановича.
Назовите, кто чей сын и кто с кем катался, если ни один из мальчиков не катался со своим отцом.
№ 3 3
Пятеро мужчин проводили свой отпуск вместе с сыновьями в доме отдыха. За время отпуска они достаточно близко познакомились друг с другом, как и их дети. Дети любили читать и обменивались книгами. В последний раз случилось так, что сын кузнеца взял книгу у Кузнецова, а сын плотника – у Поварова.
Назовите фамилию лесника, если известно, что:
— сын наследует профессию отца;
— каждый из пятерых отдыхающих имеет фамилию, обозначающую профессию, но ни у одного из них фамилия не совпадает с его профессией;
— сын кузнеца имеет фамилию, совпадающую с профессией сына Кузнецова, и одновременного того, чью книгу взял Кузнецов-младший;
— фамилия плотника не Столяров.
№ 3 4
Комендант переселял студентов на время ремонта общежития. Дело это не простое. Посудите сами. На очередную комнату было 8 кандидатов, а поселить в неё можно было только четырёх. Пошёл комендант расспрашивать студентов, кто с кем жить хочет. Вот что он услышал:
Андрей согласен на любых соседей.
Борис без Кости не переселится.
Костя не хочет жить в одной комнате с Василием.
Василий согласен жить с кем угодно.
Дима не будет переселяться без Юры.
Федя не будет без Гриши жить в одной комнате с Димой, а без Димы не будет жить в одной комнате с Костей.
Гриша не хочет, чтобы его соседями были и Борис и Костя вместе, а кроме того, он не желает жить в одной комнате ни с Андреем, ни с Василием.
Юра даст согласие переехать в новую комнату, если туда же переберутся либо Борис, либо Федя. Кроме того, Юра не будет жить в одной комнате с Костей, если туда не переедет Гриша, и не желает жить в одной комнате ни с Андреем, ни с Василием.
«Задали они мне задачу», — подумал комендант. Но в конце концов сумел учесть все пожелания. Итак, кто же вселится в свободную комнату?
№ 3 5
6 человек (назовём их А, Б, В, Г, Д и Е) – кандидаты на посты председателя, заместителя председателя и секретаря правления общества книголюбов. Но определить состав этой тройки оказалось не так-то легко. Судите сами:
А не хочет входить в состав руководства, если Д не будет председателем.
Б не хочет входить в состав руководства, если ему придётся быть старшим над В.
Б не хочет работать вместе с Е ни при каких условиях.
В не хочет работать, если в состав руководства войдут Д и Е вместе.
В не будет работать, если Е будет председателем или если Б будет секретарём.
Г не будет работать с В или Д, если ему придётся подчиняться тому или другому.
Д не хочет быть заместителем председателя.
Д не хочет быть секретарём, если в состав руководства войдёт Г.
Д не хочет работать вместе с А, если Е не войдёт в состав руководства.
Е согласен работать только в том случае, если председателем будет либо он, либо В.
Задумались книголюбы, но в конце концов догадались, кому какое место предоставить, чтобы удовлетворить все претензии капризных кандидатов.
uchebana5.ru
Супруги на одной работе — приговор браку?
Есть такая пословица: муж и жена — одна сатана. Я считаю ее не очень удачной. Потому что муж и жена — две сатаны. Поссорившись с утра из-за того, чья очередь выносить ведро, супруги обычно разлетаются — каждый в свой офис — и за день выпускают пар. Вечером они снова готовы друг друга любить. Но что делать, когда место работы на двоих — одно? Психологи знают несколько советов.Если ваш супруг — по совместительству ваш коллега, главное — не дать рабочим склокам расколоть вашу крепкую семью
Конечно, пара паре рознь. И то, что противопоказано многим, иные отношения лишь скрепляет. Мои дядя и тетя, например, предпочитают не расставаться никогда. Когда он меняет место работы — по соображениям карьерного роста или другим причинам — она уходит вслед за ним. Ей при этом неважно, на какую должность — администратора, бухгалтера или офис-менеджера. Ей важно быть рядом.А у одного моего студенческого друга, наоборот, был четкий принцип: в институте амуров не крутить. «Расстанемся мы, и будем все равно каждый день видеться на лекциях. Общаться как?» — говорил он. Этого же принципа он придерживается и на работе: ни-ни. По его мнению, и офисный роман, и брак, и развод — все этапы человеческих отношений — сказываются на рабочем процессе крайне негативно.
Кого-то сближает, кого-то разлучает, все зависит от двоих
Именно с этого начинали свою беседу с Office Life психологи. «Все зависит от супругов, от их характера», — говорит психолог Галина Чаплинская. «Совместная работа некоторые пары даже сближает, — считает психолог Людмила Сербина. — Когда работа интересна и увлекательна, жизнь дома вполне естественно продолжается на работе».
Однако примеры из жизни часто говорят об обратном. «У нас был период, когда муж был моим начальником, — рассказывает Юлия. — Мне было очень тяжело: на работе я не могла поговорить с коллегами-женщинами на извечную тему про мужей «А мой-то..», дома — пожаловаться на начальника. Развестись мы не развелись, но работу я сменила». В такой ситуации Чаплинская советует заводить подруг в другом отделе (если это возможно), а то и вовсе за пределами офиса. «Главное, чтобы у вас было кому излить душу, выпустить пар», — говорит она.
Положение супругов «руководитель-подчиненный» в любом случае ведет к конфликту, полагает Людмила Сербина. «Конфликт будет однозначно, если только один из супругов не примет позицию: «Ты начальник, я — дурак», — говорит она. Избежать же ссор и ругани возможно лишь в том случае, если муж и жена смогут абстрагироваться от своих домашних ролей на работе и наоборот. Отношения в семье должны быть таковы, чтобы, приходя на работу, люди забывали, что они любящие супруги, а, возвращаясь домой, что один — начальник другого. На практике осуществить это очень сложно.
Галина Чаплинская считает несколько по-другому. «Супруги могут мирно и эффективно сосуществовать на работе, если мужчина — начальник, а женщина — подчиненный, — говорит она. — Если наоборот, это очень тяжело». В российском обществе мальчики по-прежнему воспитываются как цари зверей. Зарабатывать меньше жены до сих пор считается неприличным, а уж быть у нее в подчинении — подавно! А вот женщина гораздо легче приспосабливается к ситуации, в которой муж — по совместительству босс. Во многом этому способствуют сами женщины, добавляет Чаплинская: «мы часто слышим презрительные фразы по отношению к мужчинам: «А у нас в семье мужик — я!» или «мой муж сидит у меня на шее».
Если уж в одном офисе, то хоть подальше друг от друга
Но лучше всего, по словам Сербиной, когда супруги занимают равные позиции или работают в разных отделах, мало пересекаясь по работе. Иногда один офис на двоих даже помогает убедиться в том, что избранник — действительно твоя половина.
«Когда-то давно мы работали вместе с мужем в одном издательском доме, правда, в разных изданиях, — вспоминает Ира. — Я была рядовым фоторедактором, а он — арт-директором. Главный редактор моего издания меня не взлюбил и однажды оскорбил при всем коллективе, а потом устроил скандал генеральному директору с выпадом «или я, или она!». Муж со всеми дизайнерами встал на мою защиту: сказал, что если ухожу я, то они уходят всей командой (честно говоря, я ни о чем подобном его не просила). В итоге все остались на своих местах. И жили долго и счастливо… пока журнал не закрылся».
Галина Чаплинская считает, что супругам, работающим вместе, надо стараться избегать конкуренции. «Конкуренция между собой очень тяжело переносится семейными парами», — говорит она. Полезнее объединяться. Например, против плохого начальника. «Если муж и жена работают в одном отделе и там сложная обстановка, они могут начать «дружить» против босса и создать вокруг себя альянс боссоненавистников», — говорит Сербина. Эффективность работы отдела это может снизить, но вот семейные узы только укрепит.
Работа или любовь? Всю жизнь на качелях
И все-таки совместная работа — ситуация взрывоопасная. У супругов автоматически появляется в два раза больше поводов для ссор. Ведь к «дому-детям-быту» прибавляются еще и «офис-отчеты-дедлайны». «Конфликтные моменты на работе могут вести к проблемам в семье, — объясняет Сербина. — И наоборот, если взаимоотношения в семье разлаживаются, это ведет к дисгармонии отношений на работе».
Работа в одном офисе на одно общее дело — безусловная проверка отношений. Поэтому, решаясь на этот шаг, следует хорошенько подумать и, прежде всего, ответить на вопросы:
— Готовы ли ваши отношения к совместному решению рабочих проблем?
— Готовы ли вы проводить с супругом 24 часа в сутки, не имея возможности психологического отдыха?
— Насколько авторитетно для вас мнение супруга, готовы ли вы воспринимать его объективно?
— И, наконец, уверены ли вы, что всегда будете стоять друг за друга? Быть по одну сторону баррикад? Не разведут ли вас рабочие разногласия?
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
rb.ru
1 500 влюбленных рассказали, в чем главный секрет счастливых отношений
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Известный писатель и блогер Марк Мэнсон (Mark Manson) провел невероятный эксперимент. Он опросил 1 500 влюбленных, чтобы выяснить, в чем секрет их крепких и долгих отношений. И то, что он обнаружил, поразило его.
Редакция AdMe.ru предлагает сокращенную версию величайшего пособия по отношениям и делам сердечным на основе исследований Марка.
«Ромео и Джульетта» — это не история любви. Это трехдневные отношения между 13-летней девушкой и 17-летним парнем, из-за которых умерли 6 человек.
Настоящая любовь — это выбор. Это постоянная преданность человеку вне зависимости от мгновенных обстоятельств. Многие люди вместо этого пристрастились к взлетам и падениям романтической любви. Когда чувства заканчиваются, они уходят из отношений.
Многие начинают отношения, чтобы компенсировать что-то, чего им не хватает или что они ненавидят в себе. Это билет в один конец. Любовь становится условной: вы вместе, пока даете нужное друг другу.
Марк спросил у людей, которые были в браке уже не первый раз, о том, что они до этого делали не так. С огромным отрывом победил ответ «встречался с человеком по неправильным причинам».
Например:
- давление со стороны друзей или семьи;
- кто-то чувствовал себя неудачником, будучи одиноким, и согласился на первого встречного;
- отношения ради образа — потому что отношения хорошо выглядели на бумаге или на фотографиях, а не потому что два человека восхищались друг другом;
- были молодыми и наивными, по уши в любви, думали, что любовь решит все проблемы;
- желание исправить себя за счет другого человека.
Много сказано о жертвах в отношениях. Вам нужно сохранять отношения счастливыми, постоянно принося себя в жертву вашему партнеру, его желаниям и нуждам. Но проблемы начинаются тогда, когда все счастье отношений зависит от другого человека, а оба партнера находятся в постоянном состоянии жертвования.
Для здоровых и счастливых отношений нужны две здоровые и счастливые личности. Ключевое слово — личности. То есть два человека, каждый из которых сохраняет собственную индивидуальность, собственные интересы, стремления и то, чем он занимается в свое личное время.
Люди, которые прошли через развод и были со своими партнерами 10–15 лет, почти всегда утверждали, что общение — важнейшее условие того, чтобы все работало. Но люди, которые были в браке уже 20, 30
www.adme.ru