При каких условиях знак неравенства меняется – Линейные неравенства. Подробная теория с примерами.

Правила решения неравенств — Науколандия

При решении числовых неравенств пользуются несколькими правилами, основанными на свойствах неравенств. Решить числовое неравенство с переменной — это значит, найти такие значения переменной (область значений), при которых данное неравенство становится верным. Обычно значения переменных выражаются пределами (множествами чисел, лучами, отрезками), которым они принадлежат.

Правила решения неравенств позволяют привести неравенство к виду, когда область значений становится очевидна. Например, x < b, где знак неравенства и число b могут быть любыми.

Перечислим эти правила.

Член неравенства можно перенести из одной его части в другую. При этом следует поменять знак этого члена на противоположный. Например:

3x + 4 < 10
3x < 10 – 4

Здесь положительное число 4 было перенесено из левой части неравенства в правую. При этом число стало отрицательным. Почему можно это делать? Одним из свойств числовых неравенств является следующее:

если a < b, то a + c < b + c. Другими словами, если к обоим частям исходного неравенства прибавить одно и то же число, то получится равносильное неравенство.

Перенос члена неравенства из одной части в другую с противоположным знаком — это по-сути прибавление к обоим частям одного и того же числа. В приведенном выше примере к обоим частям неравенства было прибавлено число –4:

3x + 4 + (–4) < 10 + (–4)
3x < 10 – 4

Левую и правую части неравенства можно одновременно умножить или разделить на одно и тоже число. Если это число положительное, то знак неравенства не меняется. Если это число отрицательно, то знак неравенства меняется на противоположный.

Данное правило вытекает из свойства числовых неравенств. Если a < b и c > 0, то ac < bc; если же с < 0, то ac > bc. Это правило касается только умножения. Однако операцию деления можно представить, как умножение на 1/c (как дробь).

Например, неравенство 3x < 6 можно упростить, разделив обе его части на 3. Так как 3 — положительное число, то знак неравенства остается прежним. В результате получается неравенство вида x < 2, глядя на которое сразу можно сказать, что областью значения переменной x является числовой луч (–∞; 2). Именно при этих значениях переменной x исходное неравенство (которое было дано до упрощения) является верным.

Допустим, дано неравенство –0,5x ≥ 1. Здесь можно умножить обе части на –2 (чтобы получить 1x в левой части). Поскольку умножение выполняется на отрицательное число, то следует поменять знак неравенства на обратный. Получится x ≤ –2. Таким образом, неравенство –0,5x ≥ 1 верно при x ∈ (–∞; 2].

scienceland.info

Знак неравенства меняется на противоположный.

Поиск Лекций

 

2.2.5. Расставьте знаки квадратичной функции на следующих рисунках.

 

К работе допускается ______________

 

 

3. Результаты работы

 

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

 

Выполнение тождественных преобразований над степенными выражениями.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться применять свойства степени с действительным показателем и свойства корня n –ой степени для тождественных преобразований выражений

 

2. Ход работы

 

2.1 Вариант

 

Упростите:

 

2.1.1     2.1.8  
2.1.2     2.1.9    
2.1.3     2.1.10    
2.1.4     2.1.11    
2.1.5     2.1.12    
2.1.6     2.1.13  
2.1.7        

 

Вычислите:

2.1.14     2.1.15  
2.1.16      

 

2.1.17 Вынести из под корня :

2.1.18 Внести под корень:

 

2.1.19 Вынести из под корня:

 

 

2.1.20 Вынести из под корня:

 

2.1.21 Внести под корень:

 

2.1.22 Внести под корень:

 

2.1.23 Вынести из под корня:

 

2.1.24 Преобразуйте выражение к виду :

 

2.2

Допуск к работе

 

Продолжите равенства:

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

 

Решение показательных уравнений и неравенств.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться решать показательные уравнения и неравенств, используя свойства показательной функции

 

2. Ход работы

 

2.1 Вариант

 

2.1.1. Решите уравнения:

 

2.1.1.1.

 

 

2.1.1.2.

 

 

2.1.1.3

 

 

2.1.1.4

 

 

2.1.1.5

 

 

2.1.2. Решите неравенства:

 

2.1.2.1.

 

 

2.1.2.2.

 

 

2.1.2.3

 

 

2.1.2.4

 

 

2.1.2.5

 

 

2.2

Допуск к работе

 

2.2.1 Представьте в виде степени с основанием 2:

 

2.2.2 Укажите вид монотонности функции y = a x в зависимости от значения а.

 

 

0<a<1 , функция убывает ; a>1 , функция возрастает.

2.2.3 Закончите схему:

 

af(x

) > ag(x)

a > 1 0 < a < 1

f(x) > g(x) f(x) < g(x)

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6

 

Преобразование и вычисление логарифмических выражений.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться применять определение логарифма и логарифмические тождества для вычисления значений и преобразования логарифмических выражений

 

2. Ход работы

 

2.1 Вариант

 

 

Найдите х, используя определение логарифма:

 

 

Вычислите:

2.1.3     2.1.10  
2.1.4     2.1.11    
2.1.5     2.1.12    
2.1.6     2.1.13    
2.1.7     2.1.14    
2.1.8     2.1.15  
2.1.9     2.1.16  

 

2.1.17 Сравните:

 

2.1.18 Прологарифмируйте по основанию выражение:

 

2.1.19 Выразите х из выражения:

2.1.20 Составьте математическую модель фразы и вычислите: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2.2

Допуск к работе

 

2.2.1 Дайте определение логарифма

Логарифмом положительного числа b по основанию a называется показатель степени в которую нужно возвести число a , чтобы получить число b и обозначается

 

2.2.2

Продолжите равенства:

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7

 

Построение графиков степенных, показательных и логарифмических функций.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться строить графики степных показательных и логарифмических функций

 

2. Ход работы

 

2.1 Вариант

 

 

Составьте таблицу значений функции и постройте её график:

 

2.1.1 2.1.3   2.1.5  
2.1.2   2.1.4   2.1.6  

 

Изобразите схематически график функции:

2.1.7 2.1.10   2.1.13  
2.1.8   2.1.11   2.1.14  
2.1.9   2.1.12   2.1.15  

 

 

2.2

Допуск к работе

 

2.2.1 Вычислите:

 


2.2.2 Впишите данные числа в таблицу : 12,3; -8,12; 15; -12; 23; 0,28; 1,23; -0,73; 26; -18; 35,6

 

Положительное чётное целое число  
Положительное нечётное целое число  
Отрицательное чётное целое число  
Отрицательное нечётное целое число  
Дробное число большее единицы  
Дробное положительное число меньшее единицы  
Дробное отрицательное число  

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 8

 

Решение логарифмических уравнений и неравенств.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться решать логарифмические уравнения и неравенств, используя определение и свойства логарифмической функции

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

2.1.1 Решите уравнения:

 

2.1.1.1.

 

 

2.1.1.2.

 

 

2.1.1.3

 

 

2.1.1.4

 

 

2.1.1.5

 

 

2.1.2. Решите неравенства:

 

2.1.2.1.

 

 

2.1.2.2.

 

 

2.1.2.3

 

 

2.1.2.4

 

 

2.1.2.5

 

 

2.2

Допуск к работе

 

2.2.1 Представьте в виде логарифма с основанием 2:

 

2.2.2 Укажите вид монотонности функции y = log a x в зависимости от значения а.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

2.2.3 Закончите схему:

 

log a f(x) > log a g(x)

a > 1 0 < a < 1

f(x) g(x) f(x) g(x)

 

f(x) f(x)

 

g(x) g(x)

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 9

 

Выполнение тождественных преобразований тригонометрических выражений.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться преобразовывать тригонометрические выражения и вычислять значения тригонометрических функций, используя основные тригонометрические формулы

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

Вычислите:

 

2.1.1.

 

 

2.1.2

 

Упростите:

 

2.1.3

Известно, что х = и < x < . Вычислить:

 

2.1.4

 

2.1.5

 

2.1.6

 

2.1.7

 

Упростите:

2.1.8

 

Вычислите:

2.1.9.

 

Упростите:

2.11

 

2.11

 

2.2.

Допуск к работе

 

2.2.1. Заполните таблицу:

 

2.2.2 Заполните схему

 

Знаки синуса Знаки косинуса Знаки тангенса

 

2.2.3 Продолжите равенства:

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10

 

Построение графиков тригонометрических функций.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться строить графики тригонометрических функций и выполнять преобразование графиков

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

Постройте графики функций:

 

2.1.1.   2.1.3
2.1.2   2.1.4
2.1.5  

 

 

2.2. Допуск к работе

 

2.1.1. Вычислите:

 

2.2.2 При построении графиков тригонометрических функций часто используют следующий масштаб: — 6 клеток. Заполните таблицу

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11

 

Решение тригонометрических уравнений.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться решать простейшие тригонометрические уравнения;

1.2 Научиться решать тригонометрические уравнения, приводимые к простейшим;

1.3 Научиться решать однородные тригонометрические уравнения первой и второй степени.

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

Решите уравнения:

 

2.1.1.   2.1.6.  
2.1.2   2.1.7  
2.1.3   2.1.8  
2.1.4   2.1.9  
2.1.5   2.1.10  

 

 

2.2. Допуск к работе

 

2.2.1 Заполните таблицу:

 

Уравнение Решение уравнения
   
   
   
   

 

2.2.2 Вычислите:

 

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12

 

Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей.

 

1. Цель работы

 

1.1 Научиться вычислять n-ые члены последовательностей, заданных различными способами;

1.2 Научиться изображать последовательности различными способами;

1.3 Научиться использовать формулу суммы геометрической прогрессии для решения задач

1.3 Научиться вычислять пределы числовых последовательностей.

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

 

2.1.1 Найдите первые пять членов последовательности yn =

2.1.2 Найдите минимальный отрезок [m;M] с целочисленными m и M, которому принадлежат все члены последовательности хn = .

2.1.3 Первые четыре члена последовательности аn = отметьте на оси ОХ и укажите характер монотонности.

 

2.1.4 Выясните, является ли число b членом последовательности bn и укажите номер n

 

bn = , b=

2.1.5 Вычислите пределы

 

2.2. Допуск к работе

 

2.2.1. Дайте определение числовой последовательности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2.2. Перечислите способы задания последовательностей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2.3. Укажите нижнюю границу последовательности 4,5.6,…,n+3,…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2.4. Укажите верхнюю границу последовательности -6,-7, -8, …, — n — 5

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2.5. Запишите формулу для вычисления суммы геометрической прогрессии, если

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

2.2.6 Продолжите равенства:

 

Если , то

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 13

 

Нахождение производных функции.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться вычислять производную функции, используя таблицу производных и правила дифференцирования;

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

Вычислите производную:

 

2.1.1.   2.1.11  
2.1.2   2.1.12  
2.1.3   2.1.13  
2.1.4   2.1.14  
2.1.5   2.1.15  
2.1.6   2.1.16  
2.1.7   2.1.17  
2.1.8   2.1.18  
2.1.9   2.1.19  
2.1.10   2.1.20  

 

 

2.2. Допуск к работе

 

2.2.1 Заполните таблицу производных:

 

 

2.2.2 Допишите равенства:

 

 

К работе допускается ______________

 

3. Результаты работы

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 14

 

Построение графиков функции с помощью производной.

 

1. Цель работы

 

1. 1 Научиться исследовать функцию с помощью производной и строить по результатам исследования график

 

2. Ход работы

 

2.1. Вариант

 

Исследовать функцию и построить её график:

 

2.1.1

 

2.1.2

 

2.1.3

 

2.1.4

 

2.2. Допуск к работе

 

2.2.1 Заполните пропуски

 

А) Если производная дифференцируемой функции положительна на промежутке, то функция на этом промежутке _____________________.

 

Б) Если производная дифференцированной функции _________________ на промежутке, то функция на этом промежутке убывает.

 

В) Если для дважды дифференцируемой функции вторая её производная отрицательнавнутри промежутка, то график функции является ______________ на данном промежутке.

 

Г) Если же вторая производная __________________ внутри промежутка, то график функции является вогнутым на данном промежутке.

 

3.2.1 Заполните пропуски

 

Схема исследования функции

1. Найдите область определения функции.

2. Определите четность, нечетность функции. ( f(-x) = f(x) — ____________________

f(-x) = __________ — нечётная)

4 Найти точки пересечения график функции с осями координат. ( с осью ОХ у = ___ , с осью _____ х = 0).

4. Найдите производную функции.

5. Определите стационарные и критические точки производной. Т. е. точки в которых производная равна ________ и не существует.

 

  1. Определите промежутки монотонности (возрастания, _____________ ) и экстремумы (максимумы и ________________ ) функции.

 

7. Найдите значения функции в _________________________ и критических точках.

 

  1. Найдите вторую производную и исследуйте функцию на выпуклость и ____________.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Решение показательных неравенств – Сайт Александра Бабаева

Перед тем, как решать показательное неравенство, я хочу напомнить вам важную формулу:

$\frac{1}{x^{n}}=x^{-n}$

Весь смысл решения показательных неравенств сводится к тому, что нужно левую и правую часть неравенства представить в виде показательной функции с одинаковым основанием (т.е., если слева стоит $2^{…}$, то и справа должно стоять $2^{…}$). Как только мы приходим к такому виду, сразу же мысленно зачёркиваем основания и переходим к степеням. Знак же между степенями подчиняется следующему правилу.

Если основание показательной функции больше 1, то при переходе от показательного неравенства к неравенству степеней знак неравенства сохраняется, а если же меньше 1, то меняется на противоположный.

Дальше получается обычное неравенство, решив которое, мы получим ответ.

Рассмотрим на примерах.

Пример 1. Это самый лёгкий пример. На практике вы его вряд ли встретите, но на нём мы подробно рассмотрим вышеизложенное.

$2^{x} \leq 4$

Давайте посмотрим на правую часть. Очевидно следующее: $4=2^{2}$. Используя это, неравенство перепишется в виде:

$2^{x} \leq 2^{2}$

Итак, слева и справа у нас стоят функции с одинаковым основанием $2$, которое больше $1$. Поэтому мы мысленно зачеркнём $2$ в основании и не меняя знак (основание-то больше $1$), перейдём к следующему неравенству степеней:

$x \leq 2$

Ответ: $x \in (-\infty ; 2]$

Пример 2.

$8^{x} \leq \frac{1}{128}$

$\frac{1}{128}=128^{-1}$

Заметьте, что здесь была применена самая первая формула. А вот далее студенты часто останавливаются. Ведь $128$ не является степенью $8$. Что же делать? В таком случае надо посмотреть что находится с другой стороны неравенства. Часто (а в нами рассматриваемых примерах всегда!) там стоит показательная функция, у которой основание само является степенью какого-то числа. В нашем случае $8$ – это $2^{3}$, поэтому нужно смотреть, является ли $128$ степенью $2$. Да, является. Итак, перепишем (а точнее, допишем) последнее:

$\frac{1}{128}=128^{-1}=\left(2^{7}\right)^{-1}=2^{-7}$

Нельзя забывать, что мы должны изменить и левую часть:

$8^{x}=\left(2^{3}\right)^{x}=2^{3x}$

Подставляем всё в неравенство.

$2^{3x} \leq 2^{-7}$

Основание равно $2$ больше 1, значит знак не меняется.

$3x \leq -7$

$x \leq – \frac{7}{3}$

Ответ: $x \in (-\infty; -\frac{7}{3}]$

Пример 3.

$0,1^{x} \leq 1000$

$1000=10^{3}=\left(\frac{1}{10}\right)^{-3}=0,1^{-3}$

$0,1^{x} \leq 0,1^{-3}$

Основание равно $0,1$ меньше 1, значит знак меняется на противоположный.

$x \geq -3$

Ответ: $x\in [-3; +\infty)$

babaev-an.ru

Свойства неравенств, с примерами

Неравенства отношений называют строгими, неравенства , называют нестрогими.

В неравенства могут сравниваться числа – это числовые неравенства, также неравенство может зависеть от переменной, например, сравнение функций и . Неравенства с переменной могут быть линейными, дробно-линейными, квадратными, логарифмическими, показательными, тригонометрическими и т.д.

Неравенства, содержащие два знака отношения, называются двойными неравенствами.

Пример.

Решением неравенства называется отыскание всех значений переменной, при котором данное неравенство верно.

Свойства неравенств

  1. К обеим частям неравенства можно прибавить или отнять любое выражение:

       

  2. Неравенства одного знака можно почленно складывать

       

  3. Неравенства разных знаков можно почленно вычитать:

       

  4. Обе части неравенства можно умножать или делить на одно и тоже положительное число:

       

  5. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число, то при этом изменится знак неравенства на противоположный:

       

Примеры решения задач

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

ru.solverbook.com

Свойства, действия с неравенствами. Перенос слагаемого, умножение, деление на выражение. Тесты

Тестирование онлайн

Основные свойства неравенств

1) Если

2) Свойство транзитивности. Если

3) Если к обеим частям верного неравенства прибавить одно и то же число, то получится верное неравенство, т.е. если

4) Если из одной части верного неравенства перенести в другую какое-либо слагаемое, изменив его знак на противоположный, то получится верное неравенство, т.е. если

5) Если обе части верного неравенства умножить на одно и то же положительное число, то получится верное неравенство. Например, если

6) Если обе части верного неравенства умножить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство. Например, если

7) Аналогично правилам 5) и 6) действуют правила для деления на одно и то же число. Если

Действия с неравенствами

1) Неравенства одинакового знака можно почленно складывать.
или

2) Неравенства противоположных знаков можно почленно вычитать, оставляя знак того неравенства, из которого производится вычитание.
или

3) Неравенства одинаковых знаков с положительными членами можно почленно умножать.

4) Обе части неравенства с положительными членами можно возводить в одну и ту же натуральную степень.

5) Верно обратное действию 4) утверждение

fizmat.by

Линейные неравенства с одной переменной

Как решать линейные неравенства с одной переменной вида ax+b>cx+d?

Для этого используем всего два правила.

1) Слагаемые можно переносить из одной части неравенства в другую с противоположным знаком. Знак неравенства при этом не меняется.

2) Обе части неравенства можно разделить на число, стоящее перед иксом (или другой переменной). При делении на положительное число знак неравенства не меняется. При делении на отрицательное число знак неравенства изменяется на противоположный.

В общем виде решение линейного неравенства с одной переменной

   

можно изобразить так:

1) Неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:

   

   

2) Если число перед иксом не равно нулю (a-c≠0), обе части неравенства делим на a-c.

Если a-c>0, знак неравенства не изменяется:

   

   

Если a-c<0, знак неравенства изменяется на противоположный:

   

   

Если a-c=0, то это — частный случай. Частные случаи решения линейных неравенств рассмотрим отдельно.

Примеры.

   

Это — линейное неравенство. Переносим неизвестные в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:

   

   

Обе части неравенства делим на число, стоящее перед иксом. Так как -2<0, знак неравенства изменяется на противоположный:

   

   

   

Так как неравенство строгое, 10 на числовой прямой отмечаем выколотой точкой. Штриховка от 10 влево, на минус бесконечность. 

Так как неравенство строгое и точка выколотая, 10 записываем в ответ с круглой скобкой.

Ответ:

   

   

Это — линейное неравенство. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:

   

   

Обе части неравенства делим на число, стоящее перед иксом. Так как 10>0, знак неравенства при этом не изменяется:

   

   

   

Так как неравенство нестрогое, -2,3 на числовой прямой отмечаем закрашенной точкой. Штриховка от -2,3 идёт вправо, на плюс бесконечность.

Так как неравенство строгое и точка закрашенная, -2,3 в ответ записываем с квадратной скобкой.

Ответ:

   

   

Это — линейное неравенство. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую с противоположным знаком.

   

   

Обе части неравенства делим на число, стоящее перед иксом. Поскольку 3>0, знак неравенства при этом не изменяется:

   

   

Так как неравенство строгое, x=2/3 на числовой прямой изображаем выколотой точкой.

Так как неравенство строгое и точка выколотая, в ответ 2/3 записываем с круглой скобкой.

Ответ:

   

   

Это — линейное неравенство. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:

   

   

Обе части неравенства делим на число, стоящее перед иксом. Так как -4 — отрицательное число, знак неравенства при этом изменяется на противоположный:

   

   

   

Поскольку неравенство нестрогое, -2,25 на числовой прямой отмечаем закрашенной точкой. 

Так как неравенство нестрогое и точка закрашенная, -2,25 включаем в ответ, то есть записываем с квадратной скобкой.

Ответ:

   

 

Решать линейные неравенства с одной переменной в алгебре приходится не только в виде отдельных примеров, но также при нахождении области определения функций, области допустимых значений выражений, решении уравнений и более сложных неравенств. Вот почему важно вовремя понять эту тему и научиться применять её.

www.algebraclass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *