Контрольная работа по логике — контрольная работа
Содержание
Задание
1………………………………………………………………………….
Задание
2……………………………………………………………………………
Задание
3………………………………………………………………………….
Задание
4………………………………………………………………………….
Задание
5………………………………………………………………………..
Список
использованной литературы……………………………………………..8
Задание
1
Дать логическую характеристику понятий: стол, куча, Шерлок Холмс.
Стол — общее (в объем понятия входит несколько объектов), несобирательное (понятие обозначает объект, который не состоит, не собирается из какого-то ограниченного набора элементов, не делится, не распадается на какие-то составные части, являясь чем-то единым, целым), конкретное (понятие обозначает какой-либо объект), положительное (понятие обозначает наличие чего-либо).
Куча – общее (в объем понятия входит несколько объектов), собирательное (понятие обозначает объект, который состоит, собирается из какого-то ограниченного набора элементов, делится, распадается на какие-то составные части, являясь чем-то единым, целым) конкретное (понятие обозначает какой-либо объект), положительное (понятие обозначает наличие чего-либо).
Шерлок Холмс – единичное (в объем
понятия входит один объект), несобирательное
(понятие обозначает объект, который не
состоит, не собирается из какого-то ограниченного
набора элементов, не делится, не распадается
на какие-то составные части, являясь чем-то
единым, целым), конкретное (понятие
обозначает какой-либо объект), положительное
(понятие обозначает наличие чего-либо).
Задание
2
Привести по два понятия, отвечающих следующим характеристикам:
— общее, конкретное
Понятие «купец» — общее конкретное
Понятие «газета» — общее конкретное
- конкретное, собирательное.
Понятие «Российская Федерация» — конкретное, собирательное
Понятие «Созвездие Ориона» —
— конкретное, собирательное
Задание
3
Изобразить в кругах Эйлера отношения между понятиями:
- музыкант, толстяк, немец;
- ученый, русский, академик Павлов
А – музыкант
Б – толстяк
В
– немец
У – учёный
Р – русский
А
– академик Павлов
Задание
4
Определить количественную
и качественную
характеристику суждений:
Ни один человек не родился в космосе. – общеотрицательное суждение (Е)
Ни одно S не есть P
Суждение утвердительное, обще – общее, экзистенциальное
— Большинство лебедей являются белыми. — частноутвердительное суждение (I)
Некоторые S есть Р
Суждение
утвердительное, частное. Название
данного вида свидетельствует о том, что
он представляет собой суждения с частным
объемом субъекта и утвердительной связкой.
Задание 5.
Сделайте, если можно, операции превращения, обращения и противопоставления предикату с придуманным Вами общеутвердительным суждением.
Все жидкости — упруги
Превращению подлежат все четыре вида суждения А, Е, I, О.
Суждение А переходит в Е, что записывается А > Е.
Структура: Все S есть Р. >Ни одно S не есть не-Р.
Превращение — “Ни одна жидкость не является неупругим телом”.
Обращением называется такое непосредственное умозаключение, в котором в заключении (в новом суждении) субъектом является предикат, а предикатом — субъект исходного суждения, т. е. происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Схема обращения:
1. Суждение А общеутвердительное.
Встречаются два вида обращения:
а) чистое, или простое, обращение, которое бывает при равенстве объемов S и Р (например, в определениях понятий).
б) обращение с ограничением
Обращение (с ограничением) — “Некоторые упругие тела являются жидкостями”.Противопоставление предикату — это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом является субъект, субъектом — понятие, противоречащее предикату исходного суждения, а связка меняется на противоположную.
Все S есть Р. Ни одно не-Р не есть S.
Противопоставление
предикату — “Ни одно неупругое тело
не является жидкостью”.
Список использованной литературы
1. Бартон В. И. Логика: Учеб. пособие. — Минск: Новое знание, 2007. – с.412
2. Берков В. Ф. Логика: задачи и упражнения — Минск, 2006. – с.312
3. Берков В. Ф. Логика: Учеб. для вузов — Минск, 2008. – с.387
4. Войшвилло Е. К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – с.723
5. Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. — М.: Новая школа, 2005. – с.143
6. Ивин А. А. Логика: Учеб. — М.: Гардарики, 2006. – с.512
7. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учеб. для юрид. ф-тов и ин-тов. — М.: Юрист, 2005. – с.315
8. Курбатов В. И. Логика. Систематический курс. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.318
9. Малахов В. П. Логика для юристов: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Екатеринбург, 2006. – с.417
10. Солодухин О. А. Логика. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.514
11. Челпанов Г. И. Учебник логики. — М.: Прогресс, 2004. – с.623
12. Яшин
Б. Л. Задачи и упражнения по логике. — М.:
ВЛАДОС, 2006. – с.712
turboreferat.ru
Упражнения
1. Определите объём и содержание понятий о квадрате, острове, четном числе, краже, материи, Байкале, учебнике, аспиранте, милиционере, гармонии, деструктивном поведении.
2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми? Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист.
3. Определите виды понятий о созвездии, космонавте, вечном двигателе, Аристотеле, конституции, героизме, музее, Тюмени, курсанте, преступлении, мужестве, причине, нечетном числе, грабеже.
4. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям:
а) стол — общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное;
б) слава Пушкина — единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное;
в) кремль — единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;
г) Отечественная война 1812 года — единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;
д) неопределённость — общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное.
5. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями о писателе и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости, мистификации.
6. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами:
а) безусловный рефлекс и рефлекс — соподчинение;
б) футболист, баскетболист и волейболист — пересечение;
в) щедрый и скупой — противоречие;г) изобретатель и солдат — несовместимость;
д) умный и делающий ошибки — противоположность
7. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы схеме:
а) б)
А С А В
С
В
А
в) А г) В
В
Д С С
8. Подберите понятия, тождественные данным: Квадрат. Конституция. Изваяние. Рука. Окружность. Полдень. Адвокат. Озеро. Завод. Комедия. Рекордсмен. Апелляция. Первопроходец.
9. К данным понятиям подберите подчиненные и соподчиненные понятия: Повесть. Форма правления. Улика. Награда. Писатель. Биржа. Менеджер. Реклама. Политический режим. Игра. Сделка. Хищение. Смычковый инструмент. Афиша.
10. Укажите понятия, противоположные и противоречивые данным:
Страдание. Парадоксальность. Блаженство. Честность. Святость. Благодушие. Гедонизм. Поддержка. Братство. Прихоть. Каприз. Упрямство. Серьезность. Единственное. Изящество. Мажорный. Абстрактный. Пигмей.
Занятие четвертое
Действия с понятиями
1. Обобщение и ограничение понятий. Категории науки.
2. Определение понятий, его виды и правила.
3. Деление понятий, виды и правила.
Основные понятия
Обобщение. Ограничение. Категория. Определение. Номинальное определение. Реальное определение. Явное определение. Неявное определение. Актуальное определение. Генетическое определение. Контекстуальное определение. Остенсивное определение. Сравнение. Описание. Характеристика. Деление. Основание деления. Дихотомия. Классификация.
Темы докладов и рефератов
1. Каково место обобщения в правовом познании?
2. Какие определения используются в законотворчестве?
3. Какое место занимают метафорические определения в юриспруденции?
4. Какова роль классификации в квалификации преступления?
Литература основная
Блажевич Н.В. Логика: Курс лекций для юристов. Тюмень, 2005. Т.3.
Блажевич Н.В. Логика в следственной практике. Ч.1. Тюмень, 2002. Гл.3.
Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2009. Гл.6 и 7.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл.3.
Литература дополнительная
Горский Д. П. Определение. М., 1974.
Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985.
Корнел Попа. Теория определения. М., 1976.
Попов Н. П. Определение понятий. Л., 1964.
Пузиков П. Д. Понятия и их определения. Минск, 1971.
Методические рекомендации
Изучающий первый вопрос должен понять, что обобщение и ограничение – это простейшие логические операции с понятиями. По выполняемым действиям они противоположны. Так, в процессе обобщения увеличивают объем исходного понятия, а в процессе ограничения уменьшают. Если учитывать закон связи объема и содержания понятия, то обобщение ведет к уменьшению содержания, а ограничение к увеличению содержания. Графически обобщение и ограничение представляются в виде концентрических кругов Эйлера. При обобщении внутренний круг – обобщаемое понятие, а внешний круг – обобщающее понятие. При ограничении внешний круг – ограничиваемое понятие, а внутренний круг – ограничивающее понятие.
Обобщение и ограничение можно производить многократно. Тогда выстраиваются обобщающие и ограничивающие ряды. Завершают обобщающие ряды категории, а ограничивающие – единичные понятия. Сегодня выделяют три типа категорий. Наряду с философскими, называют общенаучные и частнонаучные категории. Это предельно общие понятия, продукты обобщения в определенных областях исследования.
Обобщение и ограничение не дают точных представлений об объеме и содержании понятия. Точные границы объема и содержания понятия постигаются с помощью специальных логических действий – определения и деления. При этом надо помнить, что обобщение и ограничение являются основой определения и деления.
Готовясь ко второму вопросу, следует помнить, что определение – это логическое действие, цель которого состоит в том, чтобы раскрыть содержание понятия, т.е указать отличительные признаки класса мыслимых предметов. При этом необходимо обратить внимание на то, что существуют разные способы построения определений. Так, выделяют реальные и номинальные дефиниции. При реальном (с лат. настоящий, действительный) определении идут от исследования предмета к имени, а в номинальных (с лат. относящийся к имени) – от имени к предмету.
Реальные определения бывают двух видов: явные и неявные. В явных определениях прямо называются отличительные признаки предмета мысли. В неявных определениях называются предпосылки и условия существования предмета мысли, которые опосредствованно дают представления о его сущности. В свою очередь явные определения строятся двумя способами: 1) указывается причина происхождения предмета – генетическое определение; 2) указывается точное место предмета мысли среди ближайшего окружения – актуальное определение. Примером генетического определения является нахождение состава преступления.
Формула актуального определения была открыта еще в античности. Чтобы дать актуальное определение, надо: 1) найти ближайшее родовое понятие для определяемого понятия; 2) указать отличительный признак. Формула выглядит так: А = Вс, где А – определяемое понятие (дефиниендум), Вс – определяющее понятие (дефиниенс), В – ближайшее родовое понятие, с – отличительный признак. Например, в определении «Кража – это тайное хищение» определяемым понятием будет «кража», а определяющим – «тайное хищение». При этом используется ближайшее родовое понятие – «хищение» и отличительный признак – «тайное».
Среди актуальных определений выделяют субстанциальные (в них стремятся раскрыть сущность, качество предмета мысли), функциональные (в них раскрывается назначение предмета мысли, его роль) и структурные (в них представляются элементы предмета мысли). Иногда выделенные аспекты сочетаются и строятся структурно-функциональные, структурно-субстанциальные, функционально-субстанциальные и т.п. определения.
К наиболее распространенным способам неявных определений относятся контекстуальные и остенсивные, сравнение и различение, описание и характеристика, определение через перечисление предметов мысли. В контекстуальных определениях стремятся раскрыть содержание определяемого понятия через другие понятия, входящие в один текст с определяемым понятием. При остенсивном (с лат. показывать) определении демонстрируется предмет мысли. Частным случаем остенсивного определения является обращение к примеру. Так, многие концепты теории государства и права раскрываются при изучении истории государства и права. Когда обращаются к сравнению, то избирают известный предмет, а затем выделяют сходные признаки известного предмета с определяемым. При различении показывается отличие определяемого предмета от наиболее сходного и известного предмета. Разновидностями сравнения и различения являются метафорические определения и определения через противоположность. Так, широко известна метафора: «Право – воля господствующей группы людей, возведенная в закон». Примером определения через противоположность будет утверждение: «Диктатура – это отсутствие демократии». Описание и характеристика – взаимно дополняющие способы определения. При описании указываются внешние признаки предмета мысли, а при характеристике – внутренние, наиболее выдающиеся признаки предмета мысли. Так, точное описание места преступления позволяет правильно квалифицировать преступление, а точная характеристика обвиняемого может решить дело в суде.
В традиционной логике разрабатываются каноны построения того или иного вида определения. Так, различают требования, предъявляемые к явным и неявным определениям. Рассмотрим правила построения актуального определения.
Правило соразмерности. Определение должно быть соразмерным: ни слишком широким, но и ни слишком узким. В этом требовании идет речь о взаимной заменимости определяемого и определяющего понятий. Это правило позволяет выделять и исключать такие ошибки, как «слишком широкое определение», «слишком узкое определение», «пересечение определяемого и определяющего понятий», «несовместимости определяемого и определяющего понятий». Например, в определении «Кража – тайное хищение денег» допускается ошибка «слишком узкого определения», а в определении «Грабеж – это особо вредная кража» – определяемое и определяющие понятия соподчинены.
Правило запрета порочного круга. Определение не должно содержать в себе круга, т.е. термин, обозначающий определяющее понятие, не может быть введен ранее или разъясняться за счет определяемого термина. Это правило позволяет выделять и устранять такие ошибки, как «тавтология» и «круг в определении».
Правило ясности. Определение должно быть ясным. Это правило позволяет выделять и исключать такие типичные ошибки, как «определение через неизвестное», «безадресное определение», «невписанность в познавательную ситуацию», «несоответствие литературным нормам», «подмена определения метафорой», «громоздкое определение».
Правило запрета отрицательного определения. Определение должно указывать на то, что представляет определяемый предмет, а не на то, чем он не является. Типичную ошибку называют отрицательное определение. Она содержится, например, в определениях: «Адвокат – юрист, не являющийся судьей» и «Безопасность — отсутствие опасности».
При подготовке к третьему вопросу следует, прежде всего, различить понятия «деление» и «классификация». В логике классификация рассматривается как сложное, многоступенчатое деление. В составе классификации можно выделить два или более простых делений. Простое деление представляет собой распределение объема делимого понятия на ряд подмножеств по определенному принципу – основанию деления. Выделенные подмножества являются объемами членов деления. Делимая мысль является родовой для членов деления, члены деления – видами делимого понятия. Члены деления соподчинены между собой. Например, утверждая, что хищения бывают тайные и открытые, мы произвели простое деление, где делимой мыслью является понятие о хищении, членами деления – понятия «тайное» и «открытое хищение», основание деления – открытость хищения.
В зависимости от количества выделяемых членов деления простые деления принимают вид дихотомии, трихотомии или полихотомии. При дихотомии делимую мысль составляют противоречащие мысли. Так, объем понятия «государство» по форме правления делится на два подмножества – монархии и республики. Дихотомию, трихотомию, полихотомию следует отличать от деления по видоизменению признака. Если в первом случае признак предмета мысли не видоизменяется, а остается самим собой в каждом из членов деления, то во втором случае каждый член деления является производным от изменения видового признака. Например, объем понятия об обвинительном приговоре по виду наказания может быть разделен на классы: приговор с условным наказанием, приговор с наказанием, связанным с лишением свободы, приговор с наказанием исправительными работами и т.д.
Различают естественную и искусственную классификации. Естественной называют такую классификацию, в основе которой находится существенный признак, определяемый природой изучаемых предметов. В основе искусственной классификации лежит признак, имеющий значение с практической точки зрения для целей производимого деления. Так, естественной классификацией будет расположение первоисточников в хронологическом порядке, а расположение их по алфавиту – искусственной.
Следует обратить внимание, что распространенной ошибкой является отождествление деления с такой логической операцией, как расчленение целого на части. Например, высказывание «Университет складывается из очного и заочного отделений, факультетов, кафедр и вспомогательных служб» не выражает деления. Чтобы деление было осуществлено логически корректно, необходимо соблюдать логические правила.
Во-первых, деление должно быть соразмерным, то есть сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это правило позволяет выделять такие типичные ошибки, как неполное деление и деление с лишними членами. Так, в делении преступлений на умышленные, неосторожные и должностные, последнее понятие является лишним. Во-вторых, деление должно вестись только по одному основанию. Это означает, что избранное в начале деления основание не следует в ходе деления подменять другим. Подмена основания совершается, когда преступников делят на мужчин, женщин и детей. Нелогичность деления проявляется и в такой ошибке, как «деление по многим основаниям». В-третьих, члены деления должны исключать друг друга, то есть не иметь общих элементов в объемах, быть соподчиненными мыслями. Правило позволяет выделять ошибку «члены деления не исключают друг друга». В-четвертых, деление должно быть непрерывным и последовательным. Это правило требует не делать скачков в делении, при делении брать ближайшие виды, а не отдаленные. Другой ошибкой является непоследовательность в делении. Например, при перечислении преступников по возрасту, даже называя все возрасты, но нарушив порядок: подросток, юноша, пожилой, зрелый, старик и долгожитель, мы делаем логическую ошибку.
studfiles.net
Контрольная работа по «Логике» — Контрольная работа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курганский государственный университет»
КГУ
Юридический факультет
Заочная форма обучения
Направление подготовки – Юриспруденция
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Логика»
Вариант № 1
Студент Ткаченко И.Л.
№ зачетной книжки 131708028
Группа ЮЗ-30317в
Преподаватель: Кирик Татьяна Анатольевна
Курган 2017
Вариант 1
1.Дать логическую характеристику понятий: стол, куча, Шерлок Холмс.
Стол: общее, непустое, утвердительное, конкретное, соотносительное.
Куча: общее, непустое, утвердительное, конкретное, соотносительное.
Щерлок Холмс: единичное, пустое, утвердительное, конкретное, безотносительное.
2.Привести по два понятия, отвечающих следующим характеристикам:
— общее, конкретное; школа, землетрясение
— конкретное, собирательное: армия, отряд.
3.Изобразить в кругах Эйлера отношения между понятиями: музыкант, толстяк, немец; ученый, русский, академик Павлов.
А-музыкант
В-толстяк
С-немец[pic 1]
[pic 2][pic 3]
[pic 4]
А-ученый
В-русский
С-академик Павлов
4.Найти понятия, отношения между которыми удовлетворяли бы приведенным на рисунке схемам:
[pic 5]
А) брат-а; дядя-в; племянник-с.
Б) полка-а; дверь-в; шкаф-с.
5.Проверить, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логические ошибки):
— Смежные углы – углы, имеющие общую вершину и сторону.
Нет, определение неправильно. Это характеристика. Логическая ошибка в том, что смежные углы не имеют общей вершины.
— Математика – это не искусство.
Нет, определение неверно, так как вообще всякое определение дается через утверждение, указание положительных свойств, качеств, характеристик, а не через отрицание; через сравнение, а не через противопоставление.
6.Определить количественную и качественную характеристику суждений, распределение терминов в суждении:
— Ни один человек не родился в космосе. Выделяющее обще-отрицательное.
-Большинство лебедей являются белыми. Выделяющее частноутвердительное.
[pic 6]общеотрицательное «Ни один S не есть P»
[pic 7] Частноутвердительное «Некоторые S есть P»
7.Сделайте, если можно, операции превращения, обращения и противопоставления предикату с придуманным Вами общеутвердительным суждением.
Превращение:
S есть Р -> S не есть не- Р
«Все студенты — учащиеся»; «Ни один студент не является не учащимся»
Обращение:
Все S есть Р -> Некоторые Р есть S
«Все студенты первого курса сдали зачет по математике» -> «Некоторые сдавшие зачет по математике — студенты первого курса»
Противопоставление предикату:
Все S есть Р -> Ни одно не-Р не есть S
«Все офицеры — военнослужащие» -> «Ни один не военнослужащий не является офицером»
8.Из следующих суждений сделать выводы на основе логического квадрата и установить их истинность:
— Иногда опаздывать можно (истинно).
— Никто из путешественников не вернулся (ложно).
Суждения находятся в отношении противоречия. Суждения несовместимы по истинности и несовместимы по ложности.
ru.essays.club
1.Выберите правильный вариант логической операции и т.д.; 2.Определите фигуру силлогизма и т.д.; 3.Какие правила силлогизма и т.д. — Тестовые вопросы
Вопрос 1
Выберите правильный вариант логической операции противопоставления предикату следующего суждения: «Некоторые врачи — невропатологи».
Вопрос 2
Определите фигуру силлогизма: Страусы не могут летать. Страусы суть птицы. Следовательно, некоторые птицы не могут летать.
Вопрос 3
Какие правила силлогизма нарушает данный модус: АIА
Вопрос 4
Определите фигуру силлогизма: Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в поликлинике. Следовательно, некоторые, работающие в поликлинике, имеют высшее образование.
Вопрос 5
Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции: Всю неделю стояла жаркая погода.
Вопрос 6
Определите вид индуктивного умозаключения: «Н. обратилась в милицию и заявила, что после восьми вечера четверо неизвестных встретили ее сына, ученика 11-го класса, побили, отобрали куртку и исчезли. Позже по приметам неизвестные были задержаны. Ими оказались учащиеся ПТУ».
Вопрос 7
Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции: Все билеты на спектакль были распроданы.
Вопрос 8
Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции: Всем учащимся школы была сделана прививка.
Вопрос 9
Сохранит ли тождество суждение, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобки? Любое ГОСУДАРСТВО, проводящее миролюбивую политику, заслуживает уважения (страна).
Вопрос 10
Определите, какой формальнологический закон нарушен в приведенном отрывке? «Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом»: — А ваша мать болела артритом? — спросил врач. — Нет. — А отец? — Тоже не болел. — Нет у вас артрита, — заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений».
Вопрос 11
Какой формальнологический закон можно записать следующим образом? «Либо А есть В, либо А есть не — В».
Вопрос 12
Какой формальнологический закон можно записать следующим образом? «А не может в одно и то же время быть В и не В»
Вопрос 13
Определите вид следующего понятия — «философское произведение Сократа»:
Вопрос 14
Показать на кругах Эйлера отношение между объемами понятий: А — спортсмен, В — теннисист, С — шахматист.
Вопрос 15
Проверить, правильно ли дана логическая характеристика понятию СТОЛ
Вопрос 16
Проверьте правильность деления понятия: в неправильном делении определите, какие правила нарушены: «Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные»
Вопрос 17
Что понимается под логическими законами?
Вопрос 18
Почему законы мышления в классической (формальной) логике получили название формальных законов?
Вопрос 19
В чем заключается существенное отличие формальнологических законов от законов природы?
Вопрос 20
Логические парадоксы …
Вопрос 21
Определите вид суждения: «Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа».
Вопрос 22
Определите вид суждения: «Некоторые страны имеют однопартийную систему».
Вопрос 23
Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение: «Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое — ложным».
Вопрос 24
Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение: «Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными».
Тема: | Тестовое задание (ТИСБИ): 1.Выберите правильный вариант логической операции и т.д.; 2.Определите фигуру силлогизма и т.д.; 3.Какие правила силлогизма и т.д. |
Артикул: | 1102693 |
Дата написания: | 15.09.2011 |
Тип работы: | Тестовые вопросы |
Предмет: | Логика |
ВУЗ: | АУ ТИСБИ (Академия Управления Татарский Институт Содействия Бизнесу) |
Научный: | — |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 87% |
Количество страниц: | 5 |
a-center.ru
ПЕРЕДЕЛАННЫЕ 8-16 — Стр 2
Билет 11.
Привести пример ошибки в тезисе.
Внутренняя противоположность тезиса. Например, тезис «результаты выборов показали, что большинство населения поддерживает реформы». Поскольку не уточнено понятие реформы, то из данного тезиса можно выводить противоположные следствия, а следственно будет иметь место противоположная аргументация.
Ошибки, возникающие при нарушении этого правила, могут состоять в том, что тезис сформулирован нечетко, не определяет точно, что подлежит обоснованию, или допускает различные истолкования.
Пример. Так, тезис «Капитализм лучше социализма» является неясным, потому что одно может быть хуже или лучше другого в экономическом, социально-политическом, духовном и прочих отношениях.
Противопоставить предикату: Некоторые люди, живущие «правильно», после смерти попадают в рай.
S— P—
J: Некоторые люди, живущие «правильно» есть попадающие в рай после смерти.
Противопоставление предикату – преобразование, в котором мы выявляем отношение понятия, противоречащего предикату к субъекту.
Частноутвердительное суждение J не противопоставляется предикату, т.к. оно превращается в частноотрицательное суждение О, а суждение О не обращается (Обращение — такой вид преобразования суждения, когда на основе отношения субъекта к предикату устанавливается отношение предиката к субъекту, тем самым в процессе обращения происходит изменение предмета мысли. Если в исходном суждении предметом мысли у нас был S которому приписывалось некоторое свойство Р, то при обращении предметом мысли становится P, которому приписывается некоторое свойство S), т.к. предикат в частноуотрицательном суждении распределен, следовательно, мы не можем поставить в отношение нераспределенному субъекту весь объём предиката.
Правильно ли: Все люди не являются друг другу братьями, а мужчины – не люди, следовательно, мужчины не являются друг другу братьями.
М+ P+
Е: Все люди не являются друг другу братьями.
S+ М—
А: Мужчины – люди.
S+ P+
Е: Мужчины – не являются друг другу братьями.
Рассуждение проходит по I фигуре простого категорического силлогизма. Правило терминов, посылок и фигур не нарушены. Модус ЕАЕ соответствует I фигуре, следовательно, силлогизм верен, а значит рассуждение верно.
Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если жизнь есть страдание, то страдание — несчастье, то такая жизнь является полным несчастьем.
Закон гипотетического силлогизма или чисто условное умозаключение
А – жизнь
В – страдание
С – несчастье
Допустим наша формула ложна. Но тогда возникает противоречие. Значит наше предположение не верно, формула тождественно истинна.
Метод от противного:((АВ)˄(BC))(AС)
А | В | С | АВ | ВС | АС | (АВ)˄(ВС) | |
и | и | и | и | и | и | и | и |
и | и | л | и | л | л | л | и |
и | л | и | л | и | и | л | и |
и | л | л | л | и | л | л | и |
л | и | и | и | и | и | и | и |
л | и | л | и | л | и | л | и |
л | л | и | и | и | и | и | и |
л | л | л | и | и | и | и | и |
Сформулировать заключение и определить метод Милля, с помощью которого было получено заключение: двум группам студентов одинаковой успеваемости предложили решить логические задачи. Перед этим одной из групп дали выпить по кружке пива, они решали задачи медленно, и допускали больше ошибок.
А – решают медленнее и с большим числом ошибок
В – решают логические задачи
С – успеваемость определенного уровня
d – выпили кружку пива
ABC – d
BC –d
Вероятно А — d
(Метод различия)
Группа 1 успеваемости определенного уровня решает логические задачи, выпив кружку пива, решают медленнее и с большим числом ошибок.
Группа 2 успеваемости такого же уровня решают те же задачи, не выпив кружку пива.
Вывод: Вероятно, если выпить кружку пива, то решать будешь медленнее и с большим числом ошибок.
Правильно ли выполнено деление понятия? Медведь – это хищное животное, обладающее крупными внутренними органами, длинной шерстью и печенью.
Говорить о делении понятия некорректно, т.к. произведено расчленение предмета на части, а не деление.
Билет 12.
Дать логическую характеристику понятию: ученик.
Характеристика понятия как формы мышления:
Семантический аспект понятия ученик(т.е. выявление в понятии существенных онтологических признаков) – тот, кто узнает и запоминает что-то новое в специальном заведении.
Операционный аспект понятия кошка (т.е. выражение в понятии функциональных сторон человеческой деятельности) – человек стремится узнать и понять что-либо новое.
Логический аспект понятия кошка (т.е. понятие ввернутое суждение, и эту его формальную сторону можно представить как особое высказывание, где на месте содержательного имени поставлена переменная).
Ученик – тот, кто получает образование в специальном заведении. (истинно)
Стол – тот, кто получает образование в специальном заведении. (ложно)
Классификация по объему и содержанию:
1.Общее – т.к. в объеме фиксируется некоторый класс предметов. (по объему)
2.Конкретное – т.к. в понятии фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность.
3.Положительное – т.к. предмет в понятии обладает конкретными существенными признаками.
4.Безотносительное – т.к. предмет в понятии мыслится без своей противоположности.
5.Разделительное – т.к. понятие мыслится как элемент некоторого класса.
6.Регестрирующее – т.к. это понятие объем которого можно просчитать.
Сделать все логические необходимые заключения из суждения по логическому квадрату: Все мальчики и девочки не сильно отличаются друг от друга.
S+ P+
Е: Все мальчики и девочки не есть сильно отличающиеся друг от друга.
Нам дано суждение вида Е и оно истинно.
S+ P—
А: Все мальчики и девочки есть сильно отличающиеся друг от друга.
Суждения вида А и Е находятся в отношении противоположности. А противоположные суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. если одно истинно, то другое ложно с необходимостью. Противоположные суждения могут быть одновременно ложными, но если одно ложно, то другое может быть как истинным, так и ложным. Следовательно, если суждение вида Е истинно, то А с необходимостью ложно.
S— P—
J : Некоторые мальчики и девочки есть сильно отличающиеся друг от друга.
Суждения вида Е и J находятся в отношении противоречия. Противоречащие суждения не могут быть ни одновременно ложными, ни одновременно истинными, т.е. если одно ложно, то другое истинно с необходимостью и если одно истинно, то другое ложно с необходимостью. Если суждение вида Е истинно, то J ложно с необходимостью.
S— P+
О: Некоторые мальчики и девочки не есть сильно отличающиеся друг от друга.
Суждения вида Е и О находятся в отношении подчинения. Из истинности общего суждения вида Е истинность частного суждения вида О следует с необходимостью. Но если общее суждении ложно, что частное неопределенно. Следовательно, если суждение вида Е истинно, то О истинно с необходимостью.
Возможно ли восстановить энтимему: Некоторые розовоцветные имеют прекрасные бутоны, следовательно, некоторые розовоцветные — однолетние растения.
S— М—
J: Некоторые розовоцветные имеют прекрасные бутоны. М.П.
S— P—
J: Некоторые розовоцветные — однолетние растения.
Итак, мы видим, что пропущена большая посылка, т.к. предикат заключения, должен находится в большей посылке, а таковой мы не наблюдаем. По расположению среднего термина (т.к. вид меньшей посылки S-M возможет только в I и II фигурах, а при второй фигуре вывод отрицательное суждение, а у нас утвердительное, то средний термин находится в большей посылке на месте предиката и в меньшей – субъекта,), мы можем предположить, что собеседник рассуждал по I фигуре.
Таким образом, получаем:
М+ P—
А: Все имеющие прекрасные бутоны есть однолетние растения. Б.П.
S— М—
J: Некоторые розовоцветные имеют прекрасные бутоны. М.П.
S— P—
J: Некоторые розовоцветные — однолетние растения.
Модус АJJ соответствует I фигуре, правила терминов, посылок и фигур не нарушены, следовательно энтимема правильна.
Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Человека могут принять на работу только в том случае, если он имеет высшее образование или достаточно компетентен. Сидор Петров имеет высшее образование, значит, его могут принять на работу.
Сложное умозаключение по схемам логики высказываний.
А – могут принять на работу
В – имеет высшее образование
С – достаточно компетентен
((ВVС)А)˄В)А
Допустим наша формула ложна. Но тогда возникает противоречие. Значит наше предположение не верно, формула тождественно истинна.
Метод от противного:А | В | С | ВVС | (ВVС)А | ((ВVС)А)˄В) | |
и | и | и | и | и | и | и |
и | и | л | и | и | и | и |
и | л | и | и | и | л | и |
и | л | л | л | и | л | и |
л | и | и | и | л | л | и |
л | и | л | и | л | л | и |
л | л | и | и | л | л | и |
л | л | л | л | л | л | и |
Привести пример ошибки в аргументе доказательства.
Ошибка ложности основания. Пример: обоснование того или физического явления ведется по научным аксиомам и по гипотезам чья правдоподобность не подтверждена.
Предвосхищение основания». Эта ошибка заключается в том, что в качестве оснований используются положения, истинность которых еще не доказана.
Пример. Если доказывают тезис «Все студенты стремятся к знаниям» и в качестве аргумента приводят суждение «Все люди стремятся к знаниям», то совершается ошибка «предвосхищение основания», поскольку само суждение, приводимое в качестве аргумента, нуждается в обосновании
Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Буддист – это последователь Буддизма.
Определение дано не верно, т.к.:
Билет 13.
Привести пример ошибки по методу остатков.
Например, на конюшне украли лошадь. Следователь смотрит, кто проходил по таким делам. Определились 3 лица: Виноградов, Пупкин и Изюмов. Впоследствии оказалось, что Виноградов был на работе, Изюмов в больнице, местонахождение же Пупкина установить не удалось. Следовательно, лошадь украл Пупкин.
Ошибка в том, что следствие должно быть вероятным, т.к. вывод не должен логически следовать из посылок, а должен лишь косвенно подтверждаться ими.
Метод Милля (метод остатков):
Z – Виноградов
K – Изюмов
L – Пупкин
X – был на работе
M – был в больнице
Q – украл лошадь
Обратить суждение: Ни один человек не отменит инстинктов.
S+ Р+
E: Все люди не есть отменившие инстинкты.
Обращение — такой вид преобразования суждения, когда на основе отношения субъекта к предикату устанавливается отношение предиката к субъекту, тем самым в процессе обращения происходит изменение предмета мысли. Если в исходном суждении предметом мысли у нас был S которому приписывалось некоторое свойство Р, то при обращении предметом мысли становится P, которому приписывается некоторое свойство S.
SEPPES
Р+ S+
Е: Все отменившие инстинкты не есть люди.
Восстановить энтимему: Растения не являются грибами, а все грибы размножаются спорами…
Р+ M—
А: Все грибы размножаются спорами. Б.П.
Р+
Е: Растения не есть грибы.
Итак, мы видим, что пропущена меньшая посылка, т.к. субъект заключения, должен находиться в меньшей посылке, а таковой мы не наблюдаем. По расположению среднего термина в большей посылке на месте предиката, мы можем предположить, что собеседник рассуждал по II или IV фигуре.
Таким образом, получаем:
Р+ М—
А: Все грибы размножаются спорами. Б.П.
S+ М+
Е: Растения не есть размножающиеся спорами. М.П.
S+ P+
Е: Растения не есть грибы.
Мы видим, что рассуждение идёт по II фигуре, модус АЕЕ соответствует данной фигуре. Правила посылок, терминов и фигур не нарушены, следовательно, энтимема верна.
Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если я буду хорошо учиться, то тогда и только тогда я закончу Академию с красным дипломом, а если я закончу Академию с красным дипломом, то я смогу найти престижную работу, следовательно, если я буду хорошо учиться, то найду престижную работу.
Разделительно-категорическое умозаключение по схемам логики высказываний.
А – хорошо учиться
В – закончу Академию с красным дипломом
С – смогу найти престижную работу
Метод от противного:
((АВ)˄ (ВС))(АС)
Допустим наша формула ложна. Но тогда возникает противоречие. Значит наше предположение не верно, формула тождественно истинна.
((АВ)˄ (ВС))(АС)
А | В | С | АВ | ВС | АС | (АВ)˄( ВС) | |
и | и | и | и | и | и | и | и |
и | и | л | и | л | л | л | и |
и | л | и | л | и | и | л | и |
и | л | л | л | и | л | л | и |
л | и | и | л | и | и | л | и |
л | и | л | л | л | и | л | и |
л | л | и | и | и | и | и | и |
л | л | л | и | и | и | и | и |
Следует ли из ложности суждения: Ни одна кошка не является собакой, — истинность суждения: любая кошка – это собака.
Е: Все кошки не есть собаки. (л)
А: Все кошки есть собаки. (и)
Суждения вида А и Е находятся в отношении противоположности. А противоположные суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. если одно истинно, то другое ложно с необходимостью. Противоположные суждения могут быть одновременно ложными, но если одно ложно, то другое может быть как истинным, так и ложным. Следовательно, если суждение вида Е ложно, то суждение вида А неопределенно (может быть истинным или ложным), значит умозаключение не верно.
Правильно ли выполнено деление понятия? Пальцы бывают указательные, средние, мизинцы и безымянные.
Деление выполнено неверно, т.к.:
Деление не соразмерно, объем делимого понятия не равен сумме членов деления. Деление неполное, т.к. существует ещё один член деления – большой палец.
Билет 14.
Охарактеризовать содержание и объём следующих понятий: Вода; стол.
Вода
Классификация по объему и содержанию:
1.Общее – т.к. в объеме фиксируется некоторый класс предметов. (по объему)
2.Конкретное – т.к. в понятии фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность.
3.Безотносительное – т.к. предмет в понятии мыслится без своей противоположности.
4.Собирательное-т.к. мыслится класс предметов как целое, где целому приписываются такие свойства, которые отсутствуют у отдельных элементов.
5.Регестрирующее – т.к. это понятие объем, которого можно посчитать.
Стол
Классификация по объему и содержанию:
1.Общее – т.к. в объеме фиксируется некоторый класс предметов. (по объему)
2.Конкретное – т.к. в понятии фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность.
3.Безотносительное – т.к. предмет в понятии мыслится без своей противоположности.
4.Регистрирующее – т.к. это понятие объем, которого можно посчитать.
Превратить суждение: Человек не может убить, как Иван Грозный, своего сына.
S+ Р+
Е: Человек не есть способный убить своего сына, как Иван Грозный.
Превращение – это такой вид преобразования, когда на основе отношения субъекта к предикату устанавливается отношение субъекта к понятию, противоречащему предикату.
SЕP SАP _
S+ Р—
А: Человек есть неспособный убить своего сына, как Иван Грозный.
Восстановить энтимему: Любое заключение государственной комиссии священно. Правило силлогизма – заключение комиссии.
М+
А : Все заключения государственной комиссии есть священные.
М—
А : Правило силлогизма есть заключение комиссии.
По расположению среднего термина (в одной посылке на месте субъекта, в другой — предиката), мы можем предположить, что собеседник рассуждал по I или IV фигуре. Пропущено заключение, т.к. мы встречаем средний термин 2 раза.
Таким образом, получаем:
М+ Р—
А : Все заключения государственной комиссии есть священные. Б.П.
S+ М—
А : Правило силлогизма есть заключение комиссии. М.П.
S+ Р—
А : Правило силлогизма есть священное.
Модус ААА соответствует I фигуре, правила терминов, посылок и фигур не нарушены, следовательно, энтимема правильна.
Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если Таня – девочка, то Земля – круглая. Верно, что Таня — девочка, значит Земля – круглая.
Условно-категорическое заключение, модус утвердительный.
А – Таня – девочка
Допустим наша формула ложна. Но тогда возникает противоречие. Значит наше предположение не верно, формула тождественно истинна.
В – Земля – круглая.((АВ)˄А)В)
Метод от противного:
((АВ)˄А)В)
А | В | AВ | ( AВ)˄А | (( AВ)˄А)В |
и | и | и | и | и |
и | л | л | л | и |
л | и | и | л | и |
л | л | и | л | и |
Привести пример ошибки по методу различия.
ABC – d
BC –d
Вероятно А — d
(Метод различия)
А – ел огурцы
В – переходил дорогу в неположенном месте
С – из-за поворота резко выехала машина
d – машина сбила пешехода.
Петя ел огурцы, переходил дорогу в неположенном месте и из-за поворота резко выехала машина и сбила его. А Ваня переходил дорогу в неположенном месте и из-за поворота тоже резко выехала машина, но не сбила его. Следовательно, если поешь огурцов, то тебя собьет машина.
Ошибка в том, что следствие должно быть вероятным, т.к. вывод не должен логически следовать из посылок, а должен лишь косвенно подтверждаться ими.
studfiles.net
Вопрос 1
Логика
Вопрос
Понятие
1. Дать логическую характеристику следующим понятиям:
Дом — простое, общее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие,
Стол — простое, общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие,
Человек — простое, общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие,
Совесть — простое, общее, нерегистрирующее, абстрактное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие,
Война — общее, нерегистрирующее, конкретное, относительное, собирательное понятие,
не-дом — это простое, общее, конкретное, отрицательное, относительное, несобирательное понятие,
безумство — простое, общее, абстрактное, отрицательное, безотносительное, несобирательное понятие,
белизна — это простое, общее, конкретное/абстрактное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие,
севернее — простое, общее, конкретное/абстрактное, положительное, относительное, несобирательное понятие,
национальность — простое, общее, абстрактное, положительное, безотносительное, собирательное понятие,
не больше — простое, общее, конкретное/абстрактное, отрицательное, относительное, несобирательное понятие,
деревянность — простое, общее, конкретное/абстрактное, положительное, относительное, несобирательное понятие;
За счет изменения одного из элементов структуры понятия подразделяются на виды. По количественному признаку – на единичные, общие и пустые, а так же на регистрирующие и нерегистрирующие, собирательные и разделительные. По качественному показателю – на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные. Единичные понятия отражают индивидуальный предмет. Общие понятия представляют два или более однородных предмета. Например, понятие о «писателе» включает в себя значительный круг людей, занимающихся определенным видом творчества, а понятие о «Пушкине» отражает одного человека. Помимо вышеприведенных понятий существуют пустые (нулевые), объем которых не соответствуют никакому реальному объекту. Это результат абстрагирующей деятельности сознания человека. Среди них можно выделить те, которые отражают идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами: «абсолютно ровная поверхность», «идеальный газ». Интересно так же, что к нулевым относятся понятия о персонажах сказок и мифов («русалка», «кентавр», «единорог»). Понятия, отражающие поддающуюся исчислению область, называются регистрирующимися. Например, «дни недели», «времена года». Соответственно, понятия, объемы которых не поддаются исчислению, относятся к нерегистрирующим. Это такие предельно широкие понятия, как «человек», «стол», «дом». По качественному показателю понятия делятся на утвердительные (положительные) и отрицательные. Утвердительные отражают наличие какого- либо признака у предмета. Следует заметить, что положительными понятиями являются общие, единичные и пустые. Такие, как «стол», «дом», «писатель», «Пушкин», «кентавр». Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием. Образуются они путем прибавления к любому положительному понятию частицы «не». После этой несложной операции образуются понятия «не-стол», «не-дом», «не-писатель». Конечно же, язык человека накладывает определенный отпечаток на значение понятий. Поэтому в повседневной жизни понятия «скупость», «злость», «низость» выражают отрицательную характеристику человека. В логике же эти понятия представляются как положительные, которые можно преобразовать в отрицательные путем прибавления частицы «не». Конкретные понятия отражают предмет, явление или процесс в целом. Конкретными могут быть любые утвердительные понятия как единичные, так общие и пустые. Абстрактными называются понятия, которые отражают отдельное свойство предмета, как будто оно существует отдельно, например «человечность», «чернота», «стерильность». Надо заметить, что самих по себе в природе таких предметов нет. Соотносительными понятиями считаются те, которые требуют обязательного соотнесения с другими понятиями. Например, «копия» («копия документа»), «больше» («больше жизни»), «начало» («начало пути»). Соответственно безотносительными понятия могут существовать без соотношения с другими предметами. Безотносительными понятиями можно считать как утвердительные и отрицательные, так конкретные и абстрактные, общие и единичные. Собирательные понятия специфичны, они своим содержанием отражают определенное количество однородных предметов как нечто целое («группа», «класс», «созвездие»). Разделительные понятия своим содержанием относимы к каждому предмету множества. Например, «всякий», «каждый»
Виды понятий:
а) по количественному признаку (по объему):
понятия
общие единичные нулевые
исчислимые (регистрирующие) неисчислимые (нерегистрирующие)
б) по качественному признаку (по содержанию):
понятия
утвердительные конкретные соотносительные собирательные
отрицательные абстрактные безотносительные разделительные
завод-гигант -общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное, разделительное, безотносительное
летчик-космонавт – общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное, разделительное, безотносительное
истребитель-бомбардировщик — общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное, разделительное, безотносительное,
река-море — нулевое, нерегистрирующее, положительное, абстрактное, собирательное, безотносительное,
Великая Отечественная война- единичное, нерегистрирующее, положительное, конкретное, разделительное, безотносительное;
первая женщина-космонавт- единичное, нерегистрирующее, положительное, конкретное, разделительное, безотносительное,
общественно-экономическая формация общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное, собирательное, безотносительное,
условно-разделительное умозаключение — нулевое, нерегистрирующее, положительное, абстрактное, разделительное, безотносительное,
наука о структуре форм мысли — нулевое, нерегистрирующее, положительное, абстрактное, собирательное, безотносительное,
фигура с пятью сторонами общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное, разделительное, безотносительное.
Пример: «студент» — это простое, положительное, конкретное, общее, безотносительное понятие.
«невнимательность» — общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное.
studfiles.net
Дайте полную логическую характеристику понятия стоимость.
Дать полную логическую характеристику видов понятий значит определить вид понятия по количеству и качеству. По количеству (по объему) понятия делятся на: А) Единичные и общие (либо то, либо другое) •единичные (предмет существует в одном экземпляре и другого такого нет. Например: Луна ), •общие (существует 2 и более предмета данного вида. Например: шпаргалка, зачётка) . Б) Пустые и непустые (либо то, либо другое) •пустые (нулевые) понятия (отображают предмет. объект или процесс, которого реально не существует. Например : эликсир молодости, сухой дождь. ) •непустые понятия отображают реально существующий предмет, объект или процесс . Например зачет, армия. ) По качеству (по содержанию) понятия делятся на: А) Утвердительные (положительные) и отрицательные (либо то, либо другое) : •утвердительные понятия отражают у предмета наличие какого-либо признака. Например: стол, стул. •отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака; они формируются простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не» , в латинских словах частицы «а» ; прибавлением приставки «без» . Например: неряха, аполитичность, безнравственность. Б) конкретные и абстрактные (либо то, либо другое) •конкретные понятия отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь» , «улица» , «фонарь» . «аптека» и т. п. •абстрактные понятия отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна» , «крутизна» , «всхожесть» , «человечность» , «лошадность» , «вечность» и пр. ; а так же процессы, чувства, состояния и т. д. Например: «боль» , «дружба» , «зависть» . В) соотносительные и безотносительные (либо то, либо другое) •соотносительные понятиями описывают предметы для существования которых должен существовать какой-то другой предмет. Например: «отец» (отцом самому себе быть нельзя, нужен другой объект) , «должник» (должником самому себе быть нельзя, нужен другой объект) и пр. •безотносительные понятиями мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Например: «кот» (кот не является котом кому-то, он кот сам по себе) , «мальчик» (мальчик не является мальчиком кому-то, он кот сам по себе) и др. стоимость — общее, абстрактное, утвердительное, отночительные
стоимость-это цена которая дается за какой либо товар. посмотри в википедии
touch.otvet.mail.ru