Урок математики в 5 классе для детей со слабой математической подготовкой «Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел»
Урок математики в 5 «В» классе по теме «Решение задач»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок — путешествие в страну мультяшек.
Урок подготовлен для учащихся со слабой математической подготовленностью и низким уровнем усвоения нового материала. Наглядно – иллюстративный метод с использованием любимых мультипликационных героев должен повысить познавательную активностью учащихся и способствовать лучшему усвоению программного материала (см. презентацию к уроку).
Цель урока: создать условия для обучения учащихся решению простейших математические задачи арифметическим способом с использованием логических приёмов перехода, которые вытекают из условия задачи.
Задачи урока:
Активизировать мыслительную деятельность учащихся по средствам участия каждого из них в деятельности;
Развивать самостоятельность, умения ориентироваться в нестандартной ситуации.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, чистые листы бумаги – 3 шт., фломастер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение темы, цели и задач урока (слайд 1). Мотивация познавательной деятельности
Записать в тетрадях число, тему урока.
Целевой блок.
Устный счёт.
Задание от «Мудрой Совы» (слайд 2)
Быстрый счёт. Сколько очков набрал Робин – Гуд, стреляя из лука? (слайд 3)
Решение задач:
Решение задач с использованием логических приёмов перехода, вытекающим из условия задачи:
№1. а), б), в) – подготовительные задачи (слайд 4, 5, 6).
№2. Задача «Букеты цветов от Вини – Пуха и Пятачка» (слайд 7).
№3. Задача «Песни Белоснежки» (слайды 8).
Решение геометрических задач:
№4. Задача из письма, которое принес почтальон Печкин для Фёдора на нахождение периметра треугольника. Создание ситуации взаимопомощи (слайды 9).
№5. Задача «Проблема Леди и Бродяги». Данная задача практической направленности на нахождение необходимого числа дощечек для ограждения прямоугольной площадки забором (слайды 10).
Математический фокус «Тайна девяток» (слайды 11).
Ученик пишет на доске любое число. Учитель, обращает внимание, что примера на доске нет, а он готов записать ответ в пока ещё не существующем примере, и прячет лист с ответом.
Затем ученик пишет второе число, содержащее такое же количество цифр.
Третье число пишет учитель.
Ученики все вместе считают получившуюся сумму трёх чисел.
Каково же бывает удивление ребят, когда учитель раскрывает уже давно записанный ответ.
24673 489021 4567890
38045 279637 6789012
61954 720362 3210987
124672 1489020 14567889
Секрет фокуса: если к любому числу прибавить многозначное число, содержащее только цифру 9 в таком же количестве как у первоначального числа, то результат будет очевиден для любого человека немного разбирающегося в математике.
Для записи ответа пишется впереди цифра 1, а в конце числа цифра уменьшается на 1. Трете, число пишется так, чтобы сумма цифр в каждом разряде равнялась 9. Потому и фокус называется «Тайна девяток».
Запись домашнего задания (слайды 12).
Рефлексия: (слайд 13)
Сравните своё настроение с персонажем мультфильма.
Кто чувствовал на уроке себя как Золушка?
А кто — то может быть скучал как Ариэль?
У кого настроение весёлое как у Микки – Маусов?
Учитель математики КОГОБУ СШ с УИОП г.Яранска
Смирнова Л.Л.
infourok.ru
Конспект урока по математике на тему «Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания» (5 класс)
УРОК № 9. Глава 1. Натуральные числа и нуль (46 – 1 = 45 часов)
Тема. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

Цель. Формирование умений и навыков решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Какие числа называются натуральными?
Назовите наименьшее натуральное число. Существует ли наибольшее натуральное число?
Как сравнить многозначные натуральные числа, если они содержат разное количество разрядов? А одинаковое?
Как называются компоненты при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Какие законы сложения вы знаете?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
Чему равна разность равных чисел? Чему равна разность а – 0?
Решение упражнений.
1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) 72 + х = 81, б) х – 36 = 54, в) 75 – х = 51,
х = 81 – 72, х = 54 + 36, х = 75 – 51,
х = 9. х = 90. х = 24.
Ответ: 9. Ответ: 90. Ответ: 24.
2. Выполните действия «цепочкой»:
а) 23 + 8 + 11 – 12 = 31 + 11 – 12 = 32 – 12 = 20;
б) 59 – 56 + 29 – 14 = 3 + 29 – 14 = 32 – 14 = 18.
Объяснение нового материала.
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
С помощью сложения и вычитания решают задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее данного на несколько единиц, ответить на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «сколько всего?», «сколько осталось?».
К выбору действия сложения или вычитания для решения задачи надо подходить очень внимательно. В решении необходимо рассуждение, показывающее, какое действие надо применить.
Решение задач.
Уч.с.19 № 67(б). От Санкт-Петербурга до Петрозаводска 401 км, а от Петрозаводска до Мурманска на 643 км больше. Сколько километров от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск?
От Санкт-Петербурга до Петрозаводска – 401 км
? км
От Петрозаводска до Мурманска – ? км, на 643 км б
Решение.
1) 401 + 643 = 1044 (км) – от Петрозаводска до Мурманска;
2) 401 + 1044 = 1445 (км) – от Санкт-Петербурга до Мурманска.
Ответ: 1445 км.
Уч.с.19 № 70(б). За две недели бригада собрала 113 т картофеля. Из них за первую неделю – 54 т. В какую неделю картофеля собрано больше и на сколько?
I неделя – 54 т
113 т на сколько т б
II неделя – ? т
Решение.
1) 113 – 54 = 59 (т) – собрали во II неделю;
2) 59 – 54 = 5 (т) – больше собрали во II неделю.
Ответ: собрали во II неделю на 5 т больше.
Уч.с.19 № 71(б). В швейной мастерской было 900 м ткани. За первый месяц израсходовали 225 м ткани, за второй — на 23 м больше. Сколько ткани осталось в швейной мастерской к концу второго месяца?
сколько?
I месяц – 225 м
900 м
II месяц – ? м, на 23 м б
Осталось – ? м
Решение.
1) 225 + 23 = 248 (м) – израсходовали за II месяц;
2) 900 – (225 + 248) = 900 – 473 = 427 (м) – осталось.
Ответ: 427 м.
Уч.с.19 № 72(б). У одного мужика 26 овец, а у другого на 5 овец меньше. Сколько у них вместе овец?
I мужик – 26 овец
? овец
II мужик – ? овец, на 5 овец м
Решение.
1) 26 – 5
2) 26 + 21 = 47 (овец) – вместе.
Ответ: 47 овец.
Уч.с.19 № 74. Первая бригада собрала за смену 52 прибора, вторая — на 9 приборов меньше, чем первая, а третья — на 12 приборов больше, чем вторая. Сколько всего приборов собрали три бригады за смену?
I бригада – 52 прибора
II бригада – ? приборов, на 9 приборов м ? приборов
III бригада – ? приборов, на 12 приборов б
Решение.
1) 52 – 9 = 43 (прибора) – собрала II бригада;
2) 43 + 12 = 55 (приборов) – собрала II бригада;
3) 52 + 43 + 55 = 150 (приборов) – собрали вместе.
Ответ: 150 приборов.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. § 1.6 (выучить теорию). № 67(а), 70(а), 71(а), 72(а).
infourok.ru
Самостоятельная работа «Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания» 5 класс
Вариант 1
1. За второй час велосипедист проехал 17 км, что на 9 км больше, чем за первый час. Сколько километров проехал велосипедист за первый час?
2. Общая тетрадь стоит 49 р., а книга — на 77 р. 50 к. больше. Сколько стоят книга и тетрадь вместе?
3. Васе дали задание прочитать 64 страницы за 3 дня. За первый день он прочитал 23 страницы, за второй — на 3 страницы больше. Сколько страниц ему осталось прочитать за третий день?
4. Утренний сеанс в кинотеатре посетило 83 зрителя, дневной сеанс — на 38 зрителей больше, чем утренний, а вечерний — на 49 зрителя меньше, чем утренний и вечерний вместе. Сколько всего зрителей посетило кинотеатр за три сеанса?
** 5. Задумали число, увеличили его на 40, а результат уменьшили на 97. Получили 29. Какое число задумали?
*** 6.Злая мачеха перед отъездом на бал рассыпала на столе четыре пакета с крупами. В итоге перемешались гречка, рис, пшено и перловка. В этой куче оказалось 7кг 140г крупы. Мыши, помогавшие Золушке наводить порядок, собрали 2 кг 14г гречки, 1 кг 57г пшена и 2 кг 63г риса, оставив только перловку. Сколько перловки лежит на столе?
Вариант 2
1. На новогодней елке 202 фонарика, а сосулек на 38 больше.
Сколько всего игрушек использовали для ее украшения?
2. Вини-Пух и Пятачок, собираясь на елку хорошо подготовились. Вини-Пух купил 126 хлопушек, что на 10 больше, чем у Пятачка.
Сколько хлопушек у Пятачка?
3. В этом году елку посетят 475 ребят, что на 54 больше, чем в прошлом.
Сколько ребят посетило елку в прошлом году?
4.. Альбом стоит 69 р., а книга — на 59 р. 50 к. больше. Сколько стоят альбом и книга вместе?
** 5. Задумали число, уменьшили его на 30, а результат увеличили на 87. Получили 102. Какое число задумали?
***6. Первого сентября Красная шапочка решила устроить большой пирожковый праздник. Она испекла 15 пирожков с яблочным повидлом, 12 пирожков с малиновым вареньем, 7 пирожков с грушами и пирожки с капустой и картошкой, сладких пирожков девочка приготовила на 8 больше чем капустно-картофельных. 3 пирожка с капустой и 2 пирожка с грушами Красная шапочка унесла бабушке, остальные пирожки съели одноклассники. Сколько всего пирожков съели одноклассники Красной шапочки?
infourok.ru
Конспект урока по математике на тему «Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания 2» (5 класс)
УРОК № 10. Глава 1. Натуральные числа и нуль (46 – 1 = 45 часов)
Тема. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Цель. Формирование умений и навыков решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Какие числа называются натуральными?
Назовите наименьшее натуральное число. Существует ли наибольшее натуральное число?
Как сравнить многозначные натуральные числа, если они содержат разное количество разрядов? А одинаковое?
Как называются компоненты при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Какие законы сложения вы знаете?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
Чему равна разность равных чисел? Чему равна разность а – 0?
Решение упражнений.
1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) х + 31 = 50, б) 87 – х = 45, в) х – 13 = 33,
х = 50 – 31, х = 87 – 45, х = 33 + 13,
х = 19. х = 42. х = 46.
Ответ: 19. Ответ: 42. Ответ: 46.
Решение задач.
Уч.с.19 № 68(б). Мальчик прочитал 42 страницы книги, и ему осталось прочитать на 8 страниц больше, чем он уже прочитал. Сколько страниц в книге?
Прочитал – 42 станицы
? страниц
Осталось – ? станиц, на 8 страниц б
Решение.
1) 42 + 8 = 50 (стр) – осталось;
2) 42 + 50 = 92 (стр) в книге. Ответ: 92 стр.
Уч.с.20 № 70(в). За сентябрь и октябрь завод выпустил 193 станка, при-чём за сентябрь 98 станков. В какой из этих месяцев было выпущено больше станков и на сколько?
Сентябрь – 98 ст.
193 ст. на сколько ст. б
Октябрь – ? ст.
Решение.
1) 193 – 98 = 95 (ст.) – выпустили за октябрь;
2) 98 – 95 = 3 (ст.) – больше выпустили в сентябре.
Ответ: за сентябрь выпустили на 3 ст. больше.
Уч.с.21 № 75(б). За первый день старшеклассники собрали 312 ящиков огурцов, а за второй — на 120 ящиков больше. За третий день они собрали на 218 ящиков меньше, чем за первые два дня вместе. Сколько ящиков огурцов собрали старшеклассники за три дня?
сколько?
I день – 312 ящиков
? ящ. ? ящиков
II день – ? ящ., на 120 ящ. б
III день – ? ящ., на 218 ящ. м
Решение.
1) 312 + 120 = 432 (ящ.) – собрали за II день;
2) (312 + 432) – 218 = 744 – 218 = 526 (ящ.) – собрали за III день;
3) (312 + 432) + 526 = 744 + 526 = 1270 (ящ.) – собрали за три дня.
Ответ: 1270 ящиков.
Уч.с.21 № 76. В трёх классах 44 девочки — это на 8 меньше, чем мальчи-ков. Сколько мальчиков в трёх классах?
Девочки – 44 чел., что на 8 чел. м
Мальчики – ? чел.
Решение.
44 + 8 = 52 (чел.) – мальчики. Ответ: 52 мальчика.
Уч.с.21 № 77(б). Мама на 23 года старше сына, а папа на 2 года старше мамы. Сколько лет сыну, если папе 34 года?
Сын – ? лет
Мама – ? лет, на 23 года старше
Папа – 34 года, на 2 года старше
Решение.
1) 34 – 2 = 32 (года) – возраст мамы;
2) 32 – 23 = 9 (лет) – возраст сына. Ответ: 9 лет.
Уч.с.21 № 78(б). Доярки надоили за июль 300 тыс. литров молока. Это на 4 тыс. литров больше, чем в июне, и на 6 тыс. литров меньше, чем в августе. Сколько литров молока надоили доярки за летние месяцы?
Июль – 300 тыс.л., на 4тыс.л. б на 6 тыс.л. м
Июнь – ? тыс.л. ? тыс.л.
Август – ? тыс.л.
Решение.
1) 300 – 4 = 296 (тыс.л.) – надоили за июнь;
2) 300 + 6 = 306 (тыс.л.) – надоили за август;
3) 296 + 300 + 306 = 902 (тыс.л.) – надоили за летние месяцы.
Ответ: 902 тыс.л.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. § 1.6 (повторить теорию). № 68(а), 75(а), 77(а), 78(а).
infourok.ru
Разработка урока по математике «Решение текстовых задач на сложение и вычитание» 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Урок разработан согласно программе, с учетом современных требований, были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
Для каждого ученика создана ситуация успеха, что поддерживает познавательный интерес к учению, повышению мотивации.
Материал урока важен, так как в дальнейшем обучении часто используется при решении различных задач по алгебре и геометрии, причем задачи решаются арифметически, а не алгебраически.
Ученики вовлечены в активную мыслительную, познавательную деятельность.
Материал урока связан с жизнью.
Перегрузки на уроке нет, чередовались устные и письменные виды работ
Тема урока: «Решение текстовых задач на сложение и вычитание»
Цель урока: формирование умение учащихся решать текстовые задачи на нахождение чисел, зная их сумму и разность.
Задачи урока:
Образовательные — познакомить с разными способами решения на нахождение чисел, зная их сумму и разность.
Развивающие — развитие логического мышления посредством наблюдений, сопоставлений, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, математической речи.
Воспитательные — воспитание познавательной активности, чувства уверенности в себе, сознательного отношения к учёбе.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: карточки для устного счёта, таблица.
Ход урока
Организационный момент урока.
Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, письменных принадлежностей).
Эмоциональный настрой на урок:
Математика- сложный , важный, но очень интересный предмет. Повторите про себя, закрыть глаза: « У меня всё получается, я люблю математику, я её понимаю, учусь легко и с интересом».
Математическая разминка, включение детей в работу.
1.Устный счёт, карточки:
8+7 11-3 9*8 45:9
16+9 16-7 8*7 64:8
28+0 12-5 9*9 49:7
19+5 15-9 6*8 30:6
37+0 21-0 7*0 48:8
Таблица
Заполните пустые клетки:
1517
29
49
слагаемое
10
10
18
27
сумма
40
25
70
Мотивация урока.
На прошлом уроке мы с вами решали задачи на сложение и вычитание. Сегодня вы познакомитесь с задачами, в которых нужно найти два числа, зная их сумму и разность , научитесь их решать.
Изучение нового материала.
Рассмотрим задачу:
В двух кусках ткани 50 м. Разность кусков составляет 10 м. Сколько метров ткани в каждом куске?
Разбираем условие задачи.
Как понимать слова «разность кусков составляет 10 м»? Делаем графическую иллюстрацию к задаче, рассматриваем и записываем два способа решения задачи:
способ
50 м – 10 м = 40м (длинна двух меньших кусков)
40м : 2 = 20м ( длинна одного меньшего куска)
20 м +10 м = 30 м ( длинна большего куска)
Проверка
20 м + 30 м = 50 м
30м – 20 м = 10 м
способ
50 м + 10 м = 60 м ( длинна двух больших кусков)
60 м : 2 = 30 м ( длинна большего куска)
30 м – 10 м = 20 м ( длина меньшего куска)
Ответ: в одном куске 20 м, а в другом 30 м ткани.
5. Момент физической разгрузки. Физкультминутка.
6. Закрепление новых знаний и умений.
Устно: Найдите два числа, если: а) их сумма 100, а разность но; б) их 150, а разность 30; в) их сумма 500, а сумма 200; г) их сумма 200, а разность 8; д) их сумма 800, а разность 20.
Письменно:
Задача. У голубей высиживание птенцов и их кормления до вылета из гнезда длится 38 дней; при этом период высиживания меньше периода кормления на 2 дня. Сколько времени длится каждый период?
7. Итог урока
Ребята, с какими задачами вы познакомились сегодня на уроке?
8. Домашнее задание:
1) выполнить N 74.
2) решить уравнения:
1794+х=13201, 23004 — y= 10596.
.
infourok.ru
Этапы урока | время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
I. Организационная часть. | 1 мин | Приветствие, | ||
II. Выборочное краткое домашней работы | до 10 минут | Анализируют ошибки допущенные, при решение заданий. Выполняют вычисления с натуральными числами | Организует работу учащихся | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: умения формулировать вопросы к тексту, самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст. |
Самоопределение к деятельности. Этап работы с информацией. | 5 мин | Разбирают решение задачи рабочей тетради стр13. № 44 | Организует и контролирует обсуждение вопросов. | |
IV. Постановка учебной задачи | 1-2 мин | Устанавливаем цели урока. | Организует работу по целеполаганию и мотивации | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование |
V. Этап тренинга | 10 мин | Обсуждаем, что это за этап, производим целеполагание, планирование, распределение времени, задаём необходимость самооценки и коррекции результатов. Решают в парах задачи 45 – 47. По истечении отведённого для выполнения заданий времени производим самооценку и коррекцию результатов. | Организует и контролирует работу учащихся. Организует обсуждение и итоги работ. | Познавательные УУД: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – по использованию доказательной математической речи; – по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами; – регулятивные УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; – коммуникативные УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. |
VI. Физкультминутка. | 1-2 мин | Ученики выполняют упражнение. | Сядьте равно. Руки положите за спины. Не поворачивая головы, посмотрите на окно, на стенд на противоположной стороне, наверх, на парту, на доску. Закройте глаза, представьте голубое небо. Откройте глаза. Руки положите на стол. Продолжим… | |
VII. Этап закрепления нового материала. Работа с самопроверкой по эталону | 20 мин | Выполняют самостоятельно с взаимопроверкой задания на стр. 20. № 71(а), 72(а), 74 По истечении времени, отведённого для выполнения работы, её результаты выносятся для обсуждения в классе: | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | познавательные УУД формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; регулятивные УУД формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; коммуникативные УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом. |
VI. Домашнее задание | 1 мин | Записывают домашнее задание | Комментирует дом задание: Стр.21 Информационный блок . № 74, 75 | |
VII. Рефлексия Подведение итогов урока | 1 мин | Участвуют в рефлексии, выражают свое настроение. устно оценивают содержание урока. | Организует рефлексию.. Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка |
multiurok.ru
Решение текстовых задач при помощи сложения и вычитания» 5 класс
Муниципальное образовательное учреждение «Школа №2» г. Алушта
Тема урока:
Учитель математики
Лебединская Е.В.
2016 год
Цель:
образовательная: создать условия для углубления навыков решения текстовых задач с помощью сложения и вычитания;
развивающая: создать условия для развития логического мышления, поисково-познавательной активности учащихся, смекалки, настойчивости и математической речи;
воспитательная: создать условия для воспитания трудолюбия, чувства ответственности за свои знания, за успехи своего коллектива.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, дневник, учебник).
Настроились на работу, улыбнулись. На листочке написали свою фамилию и нарисуйте мне смайлик своего настроения в начале урока. Отложите листочки на край парты, к ним мы вернёмся в конце урока.
Актуализация знаний и умений.
Расшифруйте фразу. Зачеркните те результаты которых нет в нашей цепочке.
Как вы уже догадались тема нашего урока «Решение текстовых задач на сложение и вычитание».
Открываем тетради (4 клетки отступили), записываем число, классная работа, тема урока «Решение текстовых задач на сложение и вычитание».
Как вы думаете, чему мы с вами сегодня должны научиться? (решать задачи)
Какие цели мы с вами перед собой поставим? (углубление навыков в решении задач)
Отработка навыков
Прочитайте задачу.
Обсуждение.
Схема.
Решение
Прочитайте задачу.
Обсуждение.
Схема.
Решение
Есть ли еще способы решения?
Обменялись тетрадями, проверяем.
А скажите, что значит :
Работа с учебником
№ 70(а), № 71(а) дополнительно
Домашнее задание п. 1.6 №70(б), № 76, по желанию №77(а или б)
Рефлексия. Возвращаемся к нашим листочкам со смайликами.
Нарисуйте свое настроение. Ответьте мне на вопросы
infourok.ru