Симметрические системы уравнений и системы, содержащие однородные уравнения
Разделы: Математика
Цели урока:
- образовательная: обучение решению систем уравнений, содержащих однородное уравнение, симметрических систем уравнений;
- развивающая: развитие мышления, внимания, памяти, умения выделять главное;
- воспитательная: развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии обучения:
- КСО;
- работа в группах;
- проектный метод.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
За неделю до урока учащиеся получают темы творческих заданий (по вариантам).
I вариант. Симметрические системы уравнений. Способы решения.
II вариант.
Каждый ученик, используя дополнительную учебную литературу, должен найти соответствующий учебный материал, подобрать систему уравнений и решить её.
По одному учащемуся от каждого варианта создают мультимедийные презентации по теме творческого задания. Учитель при необходимости проводит консультации для учащихся.
Содержание урока
I. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя
На предыдущем уроке мы рассматривали решение систем уравнений методом замены неизвестных. Общего правила выбора новых переменных не существует. Однако, можно выделить два вида систем уравнений, когда есть разумный выбор переменных:
- симметрические системы уравнений;
- системы уравнений, одно из которых однородное.
II. Изучение нового материала
Учащиеся II варианта отчитываются о проделанной домашней работе.
1. Демонстрация слайдов мультимедийной презентации «Системы, содержащие однородное уравнение» (презентация 1).
Учащиеся записывают в тетради:
2. Работа в парах учащихся, сидящих за одной партой: учащийся II варианта объясняет соседу по парте решение системы, содержащей однородное уравнение.
Отчёт учащихся I варианта.
1. Демонстрация слайдов мультимедийной презентации «Симметрические системы уравнений» (презентация 2).
Учащиеся записывают в тетради:
2. Работа в парах учащихся, сидящих за одной партой: учащийся I варианта объясняет соседу по парте решение симметрической системы уравнений.
III. Закрепление изученного материала
Работа в группах (в группу по 4 ученика объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами).
Каждая из 6 групп выполняет следующее задание.
Определить вид системы и решить её:
Учащиеся в группах анализируют системы, определяют их вид, затем, в ходе фронтальной работы обсуждают решения систем.
а) система
симметрическая, введем новые переменные x+y=u, xy=v
б) система
содержит однородное уравнение.
Пара чисел (0;0) не является решением системы.
IV. Контроль знаний учащихся
Самостоятельная работа по вариантам.
Решите систему уравнений:
Учащиеся сдают тетради учителю на проверку.
V. Домашнее задание
1. Выполняют все учащиеся.
Решите систему уравнений:
2.Выполняют «сильные» учащиеся.
Решите систему уравнений:
VI. Итог урока
Вопросы:
С какими видами систем уравнений вы познакомились на уроке?
Какой способ решения систем уравнений применяется при их решении?
17.03.2008
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Факультативное занятие по матемтаике «Системы симметрических уравнений»
Факультатив по математике
8 класс
Разработка занятия по теме:
Системы симметрических(симметричных) уравнений
Теоретический блок.
Система уравнений называется симметрической (симметричной)
В любой симметричной системе уравнений ответы симметричны, т.е. если пара чисел (х0, у0) – решение системы, то пара чисел (у0, х0) тоже является решением.
Симметричные системы можно решать методом замены переменных, в роли которых выступают основные симметрические многочлены. Симметрическая система двух уравнений с двумя неизвестными х и у решается подстановкой u = x+y, v = xy
х2 + у2 = (х + у)2 – 2ху = u2 – 2v
x3 + y3 = (x + y)(x2 – xy + y2) = u(u2 – 2v – v) = u3 – 3uv и тд
Практический блок.
Решите систему уравнений:
Решение:
пусть x +y = u, xy = v
Произведем обратную замену.
Используя обратную теорему Виета или способ подстановки, получаем
х1 = 1, х2 = 3
у1 = 3, у2 = 1
Ответ: (1;3), (3;1)
Решите систему уравнений:
Решение:
Замена х + у = а, ху = в
9в + 9 – в2 — в = 25
в2 – 8в + 16 = 0
(в – 4)2 = 0
в = 4
Произведем обратную замену.
Ответ: (1;4), (4;1)
Работа в группах.
Решите системы уравнений:
(3;2), (2;3),
(2; — 1), (- 1; 2)
(), ()
Взаимопроверка и разбор спорных заданий.
Рефлексия
решите симметрическую систему уравнений, алгебра
леха1умник05 окт. 2015 г., 20:31:38 (3 года назад)
Сделаем замену:
Теперь подставляем:
Из первого уравнения выразим u, получим что: u=5-v
Подставляем во второе и получаем:
Теперь найдем u
Получили две пары решений: (2,3), (3,2)
Теперь вернемся к исходным переменным:
Получим:
Ответ:
algebra.neznaka.ru
Археология Архитектура Астрономия Аудит Биология Ботаника Бухгалтерский учёт Войное дело Генетика География Геология Дизайн Искусство История Кино Кулинария Культура Литература Математика Медицина Металлургия Мифология Музыка Психология Религия Спорт Строительство Техника Транспорт Туризм Усадьба Физика Фотография Химия Экология Электричество Электроника Энергетика | Введение
Г. Вейль Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека, и употреблялось скульпторами ещё в V веке до н. э. Действительно, симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, — всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии. Симме́три́я (др.-греч. συμμετρία — «соразмерность»), в широком смысле — неизменность при каких-либо преобразованиях. Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
-рассмотреть виды и типы симметрий; -проанализировать как и где используется симметрия; -рассмотреть, как симметрия используется в школьном курсе алгебры
2) некоторые признаки — величины, свойства, отношения, процессы, явления — объекта, которые при преобразованиях симметрии остаются неизменными; их называют инвариантными или инвариантами. 3)изменения (объекта), которые оставляют объект тождественным самому себе по инвариантным признакам; такие изменения называются преобразованиями симметрии; 4) свойство объекта превращаться по выделенным признакам в самого себя после соответствующих его изменений.
Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.
Диссимметрия
^ Типы симметрий, встречающиеся в математике и в естественных науках:
У животных появление билатеральной симметрии в эволюции связано с ползанием по субстрату (по дну водоема), в связи с чем появляются спинная и брюшная, а также правая и левая половины тела. В целом среди животных билатеральная симметрия более выражена у активно подвижных форм, чем у сидячихУ растений билатеральную симметрию имеет обычно не весь организм, а его отдельные части — листья или цветки. Билатерально симметричные цветки ботаники называют зигоморфными. ^ Симметрия n-го порядка — симметричность относительно поворотов на угол 360°/n вокруг какой-либо оси. Описывается группой Zn. Аксиальная симметрия (радиальная симметрия, лучевая симметрия) —форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. Часто эта точка совпадает с центром симметрии объекта, то есть той точкой, в которой
^ Вращательная симметрия — термин, означающий симметрию объекта относительно всех или некоторых собственных вращений m-мерного евклидова пространства.
Симметрия в искусстве
Симметрия в алгебре.
Пример 1: Квадратное уравнение имеет корни и . Не решая этого уравнения, выразим через и суммы , . Выражение симметрическое относительно и . Выразим их через + и , а затем применим теорему Виета. . . Пример 2: Найдем такое значение , при котором сумма квадратов корней уравнения равна 13. Пусть и корни уравнения . То условию =13. Левая часть последнего равенства симметрическое выражение относительно и . Выразим его через + и . Получим уравнение: , т.к. , а , то получим . Отсюда . ^ Решение симметрических систем уравнений. Если оба уравнения системы являются симметрическими многочленами от и , то систему уравнений называют симметрической системой уравнений.
Соответственно , . Остается решить систему уравнений: а) и б)
Система б) решений не имеет.
|
studopedya.ru