Задачи кривая производственных возможностей с решением – Эконом Вишев

Содержание

Задача №140. Анализ КПВ

На рисунке приведена кривая производственных возможностей фермера, который выращивает пшеницу и картофель на двух полях:

а) Какова альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если производится 95 т? 150 т?

Какова при этом альтернативная стоимость одной тонны пшеницы?

б) Определить альтернативную стоимость выращивания первых 90 т пшеницы.

в) Вычислить среднюю урожайность пшеницы и картофеля при наилучшем использовании ресурсов, если площадь каждого поля равна 10 га, а картофеля выращено 120 т.

г) Картофеля вырастили 60 т, а пшеницы – 100 т. На сколько можно было увеличить урожай пшеницы и картофеля?

 

Решение:

а) Точка на кривой производственных возможностей, в которой производится 95 тонн картофеля, соответствует верхнему участку, отражающему производственные возможности первого поля.

Из графика КПВ видно, что на этом поле можно произвести либо 100 т картофеля, либо 40 т пшеницы (140 — 100 = 40). Следовательно, альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля составит 0,4 т пшеницы (40 / 100 = 0,4). А альтернативная стоимость производства одной тонны пшеницы будет равна 2,5 т картофеля (100 / 40 = 2,5).

Точка, в которой производится 150 тонн картофеля, соответствует нижнему участку КПВ, отражающему производственные возможности второго поля.

На этом поле можно произвести либо 200 т картофеля (300 — 100 = 200), либо 100 т пшеницы. Следовательно, альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля составит 0,5 т пшеницы (100 / 200 = 0,5). А альтернативная стоимость производства одной тонны пшеницы будет равна 2 т картофеля (200 / 100 = 2).

б) Точка, в которой производится 90 тонн пшеницы, соответствует нижнему участку КПВ, отражающему производственные возможности второго поля.

Так как альтернативная стоимость производства одной тонны пшеницы на втором поле будет равна 2 т картофеля, то альтернативная стоимость производства 90 т пшеницы:

90 × 2 = 180 т картофеля.

Итак, первые 90 т пшеницы фермер вырастит на втором поле, пожертвовав при этом 180 т картофеля.

в) Точка на кривой производственных возможностей, в которой производится 120 тонн картофеля, соответствует нижнему участку, отражающему производственные возможности второго поля.

При этом первое поле будет засеяно картофелем полностью и максимально на нём фермер сможет вырастить 100 тонн картофеля. Остальные 20 тонн будут собраны со второго поля. На втором поле катрофелем будет засеян 1 га земли. Так как на 10 га можно вырастить максимально 200 тонн, следовательно, чтобы вырастить 20 тонн картофеля достаточно занять 1 га земли. Оставшаяся земля на втором поле будет занята под выращивание пшеницы.

Вычислим среднюю урожайность картофеля используя логическую формулу:

 

Так как первое поле полностью занято картофелем, а также занят 1 га второго поля, на выращивание пшеницы остаётся 9 га земельных угодий. Альтернативная стоимость 180 т картофеля (300 — 120 = 180) равна 90 т пшеницы.

Итак, на 9 га будет выращено 90 т пшеницы. Следовательно, средняя урожайность пшеницы по той же логической формуле будет равна:

г) Картофеля вырастили 60 тонн. Точка, в которой производится 60 тонн картофеля, соответствует верхнему участку КПВ, отражающему производственные возможности первого поля. Пшеницы при этом можно вырастить максимум 116 т (140 — 0,4 × 60 = 116), следовательно, можно было увеличить урожай пшеницы на 16 т.

Пшеницы вырастили 100 т, что соответствует точке перелома на графике КПВ. При этом картофеля можно получить максимум 100 т вместо 60, следовательно, можно было увеличить урожай картофеля на 40 т.

ecson.ru

Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей



Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей

Экономика

10 класс

Автор: учитель экономики МОУ «Тверская гимназия № 8» Макаревская О.М.

Рациональное поведение людей

  • Человек так организует свою деятельность, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся у него ресурсах.

  • Рациональное поведение не всегда является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали.

  • Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели.

  • Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.





Альтернативная стоимость

  • Альтернативная стоимость – благо, которым мы жертвуем ради иного блага.

  • Конфеты – АС букета, кран – АС букета.



Свойства АС

  • Альтернативная стоимость субъективна, то есть зависит от потребностей индивида.

  • Альтернативная стоимость не зависит от цены и денежных затрат.

Принципиальная разница цены от альтернативной стоимости в том,

что цена – объективна,

а АС – субъективна.

Решите задачу

  • Ученик Петя решает задачу по геометрии за 10 минут, а задачу по физике – за 30 минут. Его друг, ученик Вася, решает задачу по геометрии за 20 минут, а по физике – за 10 минут.

  • Помогите им справиться с двумя контрольными, в каждой из которых по 3 задачи физики и 3 задачи геометрии, за 1 час, если они сидят за одной партой, но на разных вариантах.



Проверяем!

Для Пети: решая 1 задачу по геометрии, он отказывается от решения 0,3 задачи по физике.
  • АС 1 задачи по геометрии = 0,3 задачи по физике

  • АС 1 задачи по физике = 3 задачам по геометрии

Для Васи:
  • АС 1 задачи по геометрии = 2 задачам по физике

  • АС 1 задачи по физике = 0,5 задачи по геометрии.

  • Петя должен решать геометрию, а Вася — физику



Специализация

  • При производстве благ необходимо учитывать альтернативную стоимость.

  • Производство товаров по меньшей альтернативной стоимости называют сравнительным преимуществом.

  • Специализация – это концентрация производства на благах сравнительного преимущества



Кривая производственных возможностей

  • Решение подобных задач можно представить с помощью кривой производственных возможностей

  • КПВ показывает максимальный объем выпуска или производства при полном использовании ресурсов, при данной технологии и на данный момент времени.

  • Точка на кривой – комбинация двух товаров.



Кривая производственных возможностей



Решите задачу

  • В России с 1 гектара в год можно собрать 20 тонн пшеницы или 20 тонн картофеля. В Казахстане – 40 тонн пшеницы или 20 тонн картофеля.

  • Какая из стран обладает сравнительным преимуществом в выращивании пшеницы? Картофеля?

  • Постройте совокупную КПВ для обеих стран в условиях специализации. Укажите координаты точки специализации.



Решите задачу

  • В США 1 автомобиль может быть произведен за 200 рабочих часов, а на производство 1 тонны риса – 20 рабочих часов.

  • В Японии для производства машины – 150 часов, а для производства 1 тонны риса – 50 часов.

  • Какова в каждой из стран АС производства риса, выраженная в автомобилях? Какова АС автомобилей, выраженная в рисе? Какая из стран обладает сравнительным преимуществом в производстве автомобилей? Риса?



Домашнее задание

  • Конспект в тетради

  • Учебник: глава 1, пункт 2.

  • Повторить алгоритм решения задач.


rpp.nashaucheba.ru

1. Кривая производственных возможностей

Тема 1. Кривая производственных возможностей.

Благо – товар или услуга, способные удовлетворять потребности людей.
Кривая производственных возможностей (КПВ) – кривая, состоящая из возможных комбинаций объемов производства двух альтернативных благ в условиях полной занятости всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологий.
Ресурсы – источники, средства обеспечения производства.
Факторы производства – задействованные в производстве ресурсы.
Издержки – выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием

ресурсов в процессе производства благ.
Альтернативные издержки – 1) величина, отражающая ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которых пришлось отказаться ради выбранного варианта;

2) стоимость выбранного блага, выраженная в количестве альтернативного блага, от которого пришлось отказаться для получения выбранного блага.
Абсолютное преимущество

– превосходство, выраженное в количестве произведенного блага или его стоимости.
Относительное преимущество – превосходство, выраженное в альтернативной стоимости произведенного блага.
Специализация – способ реализации относительного преимущества в виде сосредоточения основной деятельности на производстве узкого круга благ.

^

Определение вида КПВ. Вид КПВ зависит от эффективности применения ресурсов в производстве альтернативных благ. Если ресурсы обладают различной эффективностью в производстве альтернативных благ, то КПВ принимает вид кривой, вогнутой относительно начала координат. Если ресурсы обладают одинаковой эффективностью в производстве альтернативных благ (или если ресурс один), то КПВ принимает вид прямой.

^ КПВ строится в системе координат, где вдоль каждой оси откладываются количества двух альтернативных благ. Граничная точка на графике КПВ (точка на оси) демонстрирует ситуацию, в которой все ресурсы направлены на производство одного блага из двух возможных. Обозначим имеющийся объем ресурса как VR, а удельный (на единицу производимого блага) расход ресурса на блага A и B как RA и RB – соответственно. Граничная точка на оси A показывает, какое максимальное количество блага A может быть произведено, если в экономике будет производиться только благо A, следовательно: maxQA=VR/RA. Граничная точка на оси B показывает, какое максимальное количество блага B может быть произведено, если в экономике будет производиться только благо B, следовательно: maxQB=VR/RB.

^ Предположим, что хозяйствующий субъект обладает достаточными ресурсами для производства блага A в объеме QA или блага B в объеме QB. Альтернативная стоимость производства блага A выражается в количестве блага B, от производства которого нужно отказаться ради производства дополнительной единицы блага A, следовательно:

Альтернативная стоимость блага A = QB/ QA.

Аналогично,

Альтернативная стоимость блага B = QA / QB.

^ Направление специализации определяется, исходя из альтернативной стоимости в соответствии со следующей логикой: хозяйствующий субъект должен специализироваться на производстве того блага, альтернативная стоимость которого минимальна (что означает наименьшие потери при производстве альтернативных благ).
^

Благо – товар или услуга, способные удовлетворять потребности людей.

Неэкономические блага – это блага даровые, свободно предоставляемые природой и существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей людей.
Экономические блага являются результатом экономической деятельности людей. Их объемы по сравнению с потребностями ограничены.
Чистая питьевая вода в большинстве крупных городов развитых стран производится (очищается от примесей и насыщается полезными веществами), а значит, является благом экономическим.

Экономические блага являются результатом экономической деятельности людей. Их объемы по сравнению с потребностями ограничены.
Чистая питьевая вода в большинстве крупных городов развитых стран производится (очищается от примесей и насыщается полезными веществами), а значит, является благом экономическим.

Ресурсы – источники, средства обеспечения производства.
Факторы производства – задействованные в производстве ресурсы.
^
Экономика некоторой страны находится на границе своих производственных возможностей, которые отражены на графике:

Текущая ситуация: производится 60 тыс. шт. инвестиционных товаров и 40 млн шт. потребительских товаров. Альтернативная стоимость решения об увеличении производства потребительских товаров на 50 млн шт. равна ____ тыс. шт. инвестиционных товаров.

Решение:
Величину экономического эффекта X (инвестиционных товаров), которой пришлось пожертвовать ради прироста иного экономического эффекта Y (потребительских товаров), принято называть альтернативной стоимостью эффекта Y: .

Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.) в своем сочинении «Ойкономикос» (в переводе на русский язык «Домострой») впервые ввел термин «экономика», произошедший от соединения двух греческих слов: οikos – дом и nomos – закон.
Методологическая функция экономической теории подразумевает выработку ею принципов, форм и способов научного познания, что делает ее основой комплекса экономических наук.
Типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

^ характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Свободный рынок характеризуется неограниченным числом участников, свободным доступом к любой хозяйственной деятельности, полной мобильностью факторов производства, стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции.

^ – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремиться смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или смягчить отрицательные последствия рынка.

Чрезмерное государственное вмешательство способно привести к деформации рынка: развитию черного рынка, инфляции, монополизации экономики, бартерных сделок и др.
К условиям возникновения рынка относят:

1) разделение труда и специализацию труда;

2) экономическую обособленность, возникающую на основе развития прав собственности;

3) разрешение проблемы трансакционных издержек; если трансакционные издержки высоки (выше доходов), то рынок таких товаров не будет создан;

4) самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Следовательно, к условиям возникновения рынка не относят наличие высоких трансакционных издержек.
Рынок выполняет следующие функции: регулирующую, стимулирующую, ценообразующую, контролирующую, посредническую, информационную, экономичности и реализации интересов экономических субъектов.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечение согласованности производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированности спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса. Контролирующаяфункция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
Перечисленные в задании характеристики являются сутью регулирующей функции рынка.
К основным направления формирования рыночной экономики относят:
1) либерализацию экономики;
2) демонополизацию экономики и создание конкурентной среды;
3) институциональные преобразования;
4) структурные преобразования;
5) макроэкономическую стабилизацию;
6) формирование адекватной рыночной среде системы социальной защиты.
Прекращение централизованного распределения ресурсов можно отнести к либерализации экономики; обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов – к демонополизации экономики и созданию конкурентной среды; принятие адекватного рыночным условиям законодательства – к институциональным преобразованиям. А вот разработка и применение протекционистских мер (протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений) являются ограничением развития конкурентной среды, и их (меры) нельзя отнести к основным направлениям формирования рыночной экономики.

К типам экономических систем относят: традиционную, командно-административную, рыночную, смешанную экономические системы.
Рыночная система (чистый капитализм) – экономическая система, при которой ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.
Эта система была характерна для капитализма эпохи свободной конкуренции. Рыночная экономическая система имеет следующие отличительные черты: многообразие форм собственности, ведущее место среди которых занимает частная собственность; решения по поводу распределения ресурсов принимают домашние хозяйства и фирмы (производители) на соответствующих рынках; цена устанавливается на основе спроса и предложения и является главным инструментом регулирования дефицита и излишка товаров на рынке; возрастает роль услуг; происходит максимизация дохода на основе принятия индивидуальных решений; существует конкуренция, как между фирмами, так и между домашними хозяйствами, действующими самостоятельно; роль правительства ограничивается только защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Смешанная экономика включает сочетание различных секторов экономики (частного и государственного) и разнообразие форм собственности. К наиболее характерным моделям смешанной экономики относят: американскую, германскую, шведскую и японскую модели.

.
^


    1. Фирма изготовляет два типа теннисных мячей, тратя на их производство по $ 2 и $ 3 за штуку. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере $ 90.

    2. Марья Ивановна – домработница. Она тратит по 15 мин. на стирку рубашки и по 45 мин. – на мытье окна. Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-ти часового рабочего дня. Как изменится график, если в результате совершенствования технологии на мытье окна Марья Ивановна станет тратить 20 мин.?

zadocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *