Задачи (1) на сложение и вычитание векторов (9 кл.)
Задачи (1) на сложение и вычитание векторов (9 кл.)
Вопрос 1. Дан вектор . Номер вектора :
Вопрос 2. Номер вектора ?
Вопрос 3. Номер вектора ?
Вопрос 4. Номер вектора ?
Вопрос 5. Номер вектора ?
Вопрос 6. Номер вектора ?
Вопрос 7. Номер вектора ?
Вопрос 8. Номер вектора ?
Вопрос 9. Номер вектора ?
Вопрос 10. Номер вектора ?
infourok.ru
Разработка урока по теме «Вычитание векторов. Решение задач».
Г- 9 класс Урок № 5
Тема: «Вычитание векторов»
Цели урока:
Дидактическая: ввести понятие разности двух векторов, рассмотреть теорему о разности векторов; сформировать умение находить разность двух векторов двумя способами.
Развивающая: развивать воображение – репродуктивное, творческое, образное; абстрактное и логическое мышление, умение обобщать.
Воспитательная: нравственное воздействие, воспитание культуры умственного труда, культуры общения.
Обучающиеся должны:
Знать, какой вектор является разностью двух векторов, теорему о разности векторов.
Уметь строить разность двух векторов двумя способами, применять эти знания при решении задач.
Оборудование: проектор, презентация «Вектора».
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний и умений обучающихся.
Проверка выполнения домашнего задания. Разбор нерешенных заданий.
Проверка пройденного материала.
1. Как называются векторы, имеющие равные модули и противоположно направленные?
А) противоположные
Б) противоположно направленные
В) равные
2. Тело переместили из точки А в точку В, а потом из точки В в точку С. Какой вектор представляет суммарное перемещение тела?
А)
Б)
В)
3. Закончите предложение:
Суммой двух векторов называется вектор, построенный по правилу…. (треугольника)
4. Вставьте пропущенное слово:
Чтобы сложить два неколлинеарных вектора и, нужно отложить от произвольной точки О векторы = и = и построить …. ОАСВ, тогда =+
(параллелограмм)
5. Изображенный на рисунке способ построения суммы нескольких векторов называется правилом…
(многоугольника)
III. Объяснение нового материала:
План объяснения:
1. Разность векторов
Вычитание векторов, как и вычитание чисел, — это действие, обратное сложению. Разность двух векторов и называется такой вектор , который в сумме с вектором дает вектор . Разность векторов и обозначается так: — . Построить разность векторов и можно следующим образом. Отложим от произвольной точки О векторы и . Получим векторы = и =. Тогда вектор и будет разностью — , поскольку
=+. Итак, == — = — .
Вычитание векторов можно свести к сложению точно так же, как и в случае чисел а и b:
а — b = а + (- b), где числа b и + (- b) — противоположные.
Итак, нам надо доказать, что результат вычитания вектора из вектора тот же, что и результат сложения векторов а + (- b).
2. Теорема о разности двух векторов.
Теорема (о разности векторов)
Для любых векторов и справедливо равенство — = + (- ).
Доказательство:
Отложим от произвольной точки О векторы и . Получим векторы = и =. Тогда, согласно определению, разность векторов и есть вектор , т.е. = — = — . По правилу треугольника = + . Кроме того, = — = -. Поэтому — = = + = (-) + =+(-)=+(-). Теорема доказана.
3. Построение разности векторов.
Доказанная теорема подсказывает еще один способ построения разности векторов и .
Отложим от произвольной точки О вектор = , затем от точки А отложим вектор = -. Тогда по теореме о разности двух векторов — = + (-), поэтому — = + = . Итак, мы построили разность векторов и .
IV. Закрепление полученных знаний.
Тестирование.
1. Какой вектор называется разностью векторов и ?
А) Разностью двух векторов и называется такой вектор , построенный по правилу треугольника.
Б) Разностью двух векторов и называется такой вектор , который получается после ряда последовательных сложений
В) Разностью двух векторов и называется такой вектор , который в сумме с вектором дает вектор
2. Какой вектор, изображенный на рисунке, является разностью векторов и ?
А)
Б)
В)
3. №767. Дан треугольник АВС. Выразите векторы = и = вектор .
а) —
б) —
в) +
4. №762. Сторона равностороннего треугольника АВС равна а .Модуль — = а
да нет
V. Подведение итогов.
Выводы по уроку:
1. Разностью двух векторов и называется такой вектор , который в сумме с вектором дает вектор .
2. Теорема ( о разности двух векторов): Для любых векторов и справедливо равенство:
— = + (-).
VI. Домашнее задание: прочитать п.82, решить №№754, 756, 767.
infourok.ru
Вычитание векторов — Математика — 8 класс
Разработка предназначена для введения понятия разности векторов и способов построения разности векторов. Содержит задачи на нахождение вектора суммы и вектора разности векторов и их длин. Презентация может быть использована при объяснении нового материала по геометрии в 8 классе, либо в 9 классе (учебник Геометрия 7-9, автор Л.С.Атанасян)
Просмотр содержимого документа
«Вычитание векторов»
Вычитание векторов
К учебнику Геометрия 7-9,
автор Л.С.Атанасян и др.
Автор: Софронова Наталия Андреевна,
учитель математики высшей категории
МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа»
Оршанского района Республики Марий Эл
Разность векторов
А
О
В
Построения
разности
векторов
А
О
В
В параллелограмме АВСD
О – точка пересечения диагоналей .
ВС
О
А
D
Противоположные векторы
Противоположные векторы
С
В
D
А
НАЗОВИТЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ
С
В
O
О
D
А
К
B
А
С
Построения
разности
векторов
С
В
А
Построения
разности
векторов
В
А
А
О
О
В
Q
U
W
D
I
E
F
C
R
O
E 1
V
G
P
T
R 1
P 1
B
H
Y
A
N 1
A 1
T 1
N
S
J
L
K 1
S 1
Y 1
K
M
Z
D 1
L 1
U 1
Q 1
X
Z 1
B 1
F 1
M 1
G 1
X 1
O 1
C 1
H 1
V 1
ВЫПОЛНИТЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ
Задача 1.
В равнобедренном треугольнике АВС точка D — середина основания АС.
В
С
А
D
РЕШЕНИЕ
8
В параллелограмме АВСD О –
точка пересечения диагоналей.
Задача 2.
В
С
12
РЕШЕНИЕ
О
10
К
А
D
30 0
Задача 3.
В равнобедренной трапеции АВСD ∠А=30 0 , меньшее основание равно боковой стороне, а высота, опущенная из вершины тупого угла В на основание АD, равна 4 см.
С
В
РЕШЕНИЕ
4
D
А
К
Н
multiurok.ru
Урок геометрии в 9 классе «Сложение и вычитание векторов»
«Сложение и вычитание векторов»
Цель урока: 1) закрепление теоретического материала;
2) совершенствование навыков решения задач по данной теме.
Ход урока:
. Орг. момент.
. Актуализация знаний учащихся:
1) геометрический диктант
а) Направленный отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая концом называется … (вектором).
б) Длиной или модулем вектора АВ называется … (длина отрезка АВ).
в) Если вектора лежат на одной прямой или на параллельных прямых, то они называются … (коллинеарными).
г) Одинаково направленные вектора называются … (сонаправленные).
д) Вектора, имеющие противоположное направление, называются … (противоположно направленные).
е) Если векторы сонаправлены и длины их равны, то они называются … (равными).
ж) От любой точки можно отложить вектор … (равный данному и притом только один).
Самопроверка: ответы на доске, ученики оценивают сами себя.
Ошибки Отметка
0 5
1 4
2 – 3 3
более 3 2
2) Устно: на доске параллелограмм АВСD.
. Закрепление изученных знаний:
1) Устно: правила сложения и вычитания векторов.
а) правило треугольника;
б) правило параллелограмма;
в) правило вычитания;
г) теорема о разности векторов.
2) по рисунку параллелограмма АВСD найти суммы и разности векторов.
Учащиеся записывают решение в тетрадях.
3) Задание на доске.
4) Работа с учебником
№764(а) (работают на местах, отвечают с места)
5) Физкультминутка.
а) глаза закрыть (1 – 2 мин), открыть; сильно зажмурить, широко открыть; зажмурить открыть.
б) водить глазами по стрелкам:
6) Работа с учебником.
№768 (по готовому чертежу, чертеж на доске)
Наводящие вопросы:
. Самостоятельная работа.
1 вариант
2 вариант
V. Подведение итогов урока. Д/з: №770, №772.
infourok.ru
Урок геометрии для 9 класса по теме «Сложение и вычитание векторов»
Класс: 9 классЦели урока: ввести понятие вектора, равного сумме двух и более векторов, разности двух векторов; сформировать умение выполнять основные действия над векторами: складывать векторы по правилу треугольника и параллелограмма и вычитать векторы.
Этапы урока:
Актуализация опорного материала.
Опрос: решение задач по готовым чертежам.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Первичный контроль и коррекция.
Постановка домашнего задания.
Использование интерактивного оборудования: на данном уроке используется интерактивная доска, а также компьютер с подключённым выходом в сеть Интернет, позволяющими делать урок более наглядным и динамичным.
На первом этапе обозначена тема урока и поставлены вопросы на повторение, которые помогут учащимся повторить пройденный материал и подготовить к усвоению нового. На этом же слайде методом «перетаскивания» учитель открывает вторую часть, содержащую задачу. Проверяются умения учащихся определять равные векторы, коллинеарные векторы, за счёт чего экономится время на уроке, повышается наглядность, следовательно, усвоение учебного материала.
При изучении нового материала используется метод «копирования», который ещё раз демонстрирует учащимся понятие равных векторов, являющееся основным понятие изучаемой на уроке темы. Используемые на слайдах гиперссылки, делают урок мобильным. Если класс подготовленный, то можно предложить учащимся самостоятельно доказать изучаемые теоремы, если класс более слабый, то показать доказательство на доске и попросить прокомментировать его одного или двух учеников.
На этапе первичного закрепления нового материала учащимся получают тесты в печатном виде. Учитель на доске комментирует раздаточный материал, обращая внимание учащихся на более важные и значимые моменты. Сам тест является интерактивным, что позволяет проверить результаты здесь же на уроке.
Вся информация с урока остаётся на доске и может быть использована на следующем уроке.
Ход урока:
Этапы урока | Учитель | Ученики |
Актуализация опорного материала | Слайд 1. Разделен на две части: Тема урока. Сформулированы вопросы на повторение. | Отвечая на вопросы, вспоминают понятие вектора, нулевого вектора, длины (модуля) вектора, дают определение коллинеарных векторов. |
Опрос | Вторая часть слайда содержит задачу. Докажите, что векторы AD и ВС равны? | Один ученик (слабый) у доски на параллелограмме показывает с помощью инструмента перо (маркер) равные и противоположно направленные вектора. Остальные учащиеся комментируют с места. Доказывает (сильный) ученик. Демонстрирует наложение вектора на равный ему вектор (слабый) ученик. |
Изучение нового материала | Слайд 2. На примере движения от одного пункта к другому учитель вводит понятие суму векторов. Слайд 3. «Конструктор сложения векторов». Учитель с помощью инструмента копирования и вставки показывает сложение векторов и доказывает, что получившийся вектор не зависит от выбора точки. Слайд 4. «Конструктор законов сложения векторов». Учитель формулирует законы сложения векторов и доказывает их. Переход на доказательство можно оформить по гиперссылке для работы в более подготовленном классе Слайд 5. «Конструктор вычитания векторов» | Один ученик показывает на рисунке направление движения с помощью инструмента стрелка. Учащиеся делают в тетради необходимые записи и новые обозначения. Учащиеся выполняют чертежи в тетрадях. Если класс подготовленный, можно вызвать одного ученика к доске для доказательства свойств. |
Первичное закрепление | Слайд 3 или 5. «Конструктор»
| Для слабого класса в режиме «Конструктор» два – три ученика показывают сложение векторов про правилу треугольника и параллелограмма. Остальные учащиеся выполняют поэтапное построение в тетрадях. |
Первичный контроль и коррекция | Слайд 5. «Проверь себя». По гиперссылке учитель выходит на сайт «ЦОР» на вариант первичного закрепления нового материала.
| Учащиеся обсуждают предложенные задания и отвечают на вопросы. После обсуждений заполняют тест на ИД и получают результат. |
Определение домашнего задания | Постановка домашнего задания. Индивидуальное домашнее задание: получение раздаточного материала. |
Используемая литература:
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М.: Просвещение, 2003
Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М.: Просвещение, 1999
Геометрия. Задачи на готовых чертежах для VII – IX классов. / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
Тесты для самостоятельной работы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa9a8892-0e44-4ae5-b192-77d9bbbb6e17/%5BG79_9-09-02%5D_%5BQS_v1%5D.html
Раздаточный материал
Сложение и вычитание векторов
У
В
- кажите номер того равенства, которое является верным:
А
С
Может ли модуль суммы двух векторов быть равным разности модулей этих векторов?
У
Q
- кажите номер того равенства, которое является верным:
P
R
Назовите вектор, который является разностью векторов и ?
Запишите векторную сумму в виде одного вектора с началом и концом в каких-то из указанных точек.
Ответы:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
3 | да | 3 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
8 класс. Геометрия. Векторы. Применение векторов к решению задач. — Сложение и вычитание векторов.
Комментарии преподавателя
Сложение и вычитание векторов
На предыдущем уроке мы определили понятие вектора, сказали, какие векторы называются равными, коллинеарными, сонаправленными и противонаправленными.
Теперь пусть задано два вектора – вектора и . Найдем сумму этих двух векторов . Для этого отложим из некоторой точки А вектор . Из точки В отложим вектор . Тогда вектор называют суммой заданных векторов: (см. Рис. 1).
Рис. 1
Данное определение можно объяснить так: пусть был задан груз, и сначала на него подействовала сила – он переместился из точки А в точку В, после этого подействовала сила – груз переместился из точки В в точку С. Но в результате действия двух этих сил груз переместился из точки А в точку С.
Таким образом, мы получили определение суммы двух векторов – правило треугольника.
Правило треугольника
Для того чтобы получить сумму двух векторов, нужно из произвольной точки отложить первый вектор, из конца полученного вектора отложить второй вектор, и построить вектор, соединяющий начало первого с концом второго – это и будет сумма двух векторов.
Можно провести аналогию с числами. Мы ввели понятие числа, научились складывать числа, определили законы сложения и так далее. Теперь мы ввели понятие вектора, научились находить равные вектора, складывать вектора. Теперь нужно определить законы сложения.
Законы сложения векторов
Для любых векторов , и справедливы следующие равенства:
– переместительный закон.
Доказательство: отложим из точки сначала вектор , получаем точку В, из нее откладываем вектор , получаем точку С и вектор .
Теперь отложим из точки А сначала вектор получим точку В, из нее отложим вектор, получим точку С и вектор .
Чтобы доказать равенство полученных векторов, выполним оба построения из одной точки и получим таким образом правило параллелограмма (см. Рис. 2).
Рис. 2
Откладываем из точки А вектор и вектор . Из точки В откладываем вектор , вектора и равны, а значит, стороны ВС и АВ1 четырехугольника АВСВ1 параллельны. Аналогично параллельны и стороны АВ и В1С, таким образом, мы получили параллелограмм. АС – диагональ параллелограмма. , таким образом, мы доказали переместительный
Рис. 3
www.kursoteka.ru
Практическая работа по геометрии «Сложение и вычитание векторов» 1
Практическая работа №2
«Сложение и вычитание векторов»
Вариант 1
Цель работы:
• уяснить понятия: сумма двух векторов, сумма нескольких векторов, разность векторов, противоположные векторы;
• научиться выполнять сложение векторов по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;
• научиться выполнять вычитание векторов.
Ход работы:
Выполните задания:
Задание 1 Выполните сложение векторов и .
Задание 2 Выполните сложение векторов и .
Задание 3 Выполните сложение векторов и .
Задание 4 Найдите разность .
Вывод (По каким правилам можно выполнять сложение векторов? Как найти разность векторов): _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Работу выполнил учащийся (учащаяся) 9 класса_____________________________
Дата выполнения __________________
infourok.ru