Математика для ИИ: линейная алгебра
В мире IT сейчас часто можно услышать о машинном обучении, нейронных сетях и искусственном интеллекте. И не удивительно — эти отрасли быстро развиваются и используются для решения различного рода задач.
Большинство концепций были открыты ещё 50 лет назад, и множество из них основаны на математических принципах. Поэтому у людей, пытающихся войти в данную нишу, часто возникает вопрос: «На каком уровне нужно знать математику?». Эта статья даст представление о некоторых необходимых основах, в частности, о базовых концепциях линейной алгебры.
Базовые термины
По сути, вся линейная алгебра вертится вокруг нескольких понятий: векторы, скаляры, тензоры и матрицы, — всё это очень важно для машинного обучения, ведь благодаря им можно абстрагировать данные и модели. Например, каждая запись в каком-нибудь наборе данных может быть представлена в виде вектора в многомерном пространстве, а параметры нейронных сетей абстрагируются как матрицы. Каждое из понятий по своему специфично, так что рассмотрим их подробнее.
Скаляр
Скаляр — это просто число, в отличие от вектора или матрицы. Скаляры определены как элементы поля, предназначенные для описания пространства вектора. Несколько скаляров образуют вектор. Скаляры могут быть представлены разными типами чисел: вещественными, действительными или натуральными. Обозначаются скаляры строчными и прописными буквами латинского и греческого алфавита:
Вектор
Вектор — это упорядоченный массив скаляров. Скаляры выступают в роли координат точек в пространстве. Скопление векторов становится так называемым векторным пространством. Векторы можно складывать вместе, перемножать друг на друга и масштабировать. Они обозначаются жирным шрифтом. Каждый элемент вектора имеет индекс.
Матрица
Матрица — это двумерный массив скаляров. Обозначается жирным шрифтом в верхнем регистре. Например, если говорить о матрице из вещественных чисел, где m рядов и n столбцов, записывается такая матрица вот так:Поскольку матрица — двумерный массив, элементы матрицы имеют два индекса:Две матрицы могут быть сложены или вычтены одна из другой, только если у матриц одинаковое количество рядов и столбцов. Две матрицы могут быть перемножены только тогда, когда количество столбцов первой матрицы соответствует количеству рядов второй. Например, вы можете умножить матрицу A размера m, n на матрицу B размера n, p. В результате вы получите матрицу C размера m, p. Формула умножения выглядит вот так:
Важно заметить, что матричное произведение дистрибутивно и ассоциативно:
Однако, иногда может понадобиться перемножить элементы матриц между собой. Такую операцию называют произведением Адамара (обозначается A ∘ B). Матрицы также можно умножать на векторы и на скаляры. Интересно, что произведением матрицы и вектора будет вектор:
Тензор
Тензор — это многомерный массив чисел. Обычно в нём больше двух измерений, так что он может быть изображён как многомерная сетка, состоящая из чисел. На самом деле, матрицы — те же тензоры, только они двухмерные, вот и все их отличия. Тензоры получили известность благодаря фреймворку для машинного обучения TensorFlow.
Операции
Есть несколько операций, которые можно производить с матрицами, и знание которых пригодится для понимания принципов работы ИИ.
Транспонирование матрицы
В результате выполнения этой операции появляется так называемая транспонированная матрица. По сути, это зеркальное отображение матрицы по главной диагональной линии, которая начинается в верхнем левом и идёт в правый нижний угол. Транспонированной матрицей от матрицы A будет матрица AT (также A′, Atr, tA или At). Кроме того, транспонированную матрицу можно получить, записав ряды матрицы A как столбцы матрицы AT, а столбцы матрицы A — как ряды матрицы AT.
Умножение единичной матрицы на вектор
Существует такое понятие как единичная матрица. Если умножить её на вектор, значения вектора не меняются. Элементы главной диагонали единичной матрицы имеют значение 1, а все остальные равны 0:
Перед тем, как вы продолжите, немного информации о диагональной матрице (она очень похожа на единичную). Все элементы матрицы, за исключением тех, что находятся на главной диагонали, равны нулю. Но, в отличие от единичной, на главной диагонали диагональной матрицы элементы имеют значение, не равное 1. Получается, единичная матрица — это вид диагональной матрицы. Они очень полезны для некоторых алгоритмов.
Умножение на обратную матрицу
Обратная матрица определяется следующим образом:
Если умножить матрицу A на обратную ей матрицу A-1, получится единичная матрица. Обратная матрица похожа на обратное число. То есть для a обратным числом будет 1/a. Если обычное число умножить на обратное ему, получится единица: a * 1/a = 1. Здесь то же самое, только с матрицами. Но, увы, это работает только с квадратными матрицами.
Псевдоинверсия Мура-Пенроуза
Для неквадратных матриц нужно применять псевдоинверсию Мура-Пенроуза:Где U, D и V — сингулярное разложение матрицы A. Псевдоинверсия D+ матрицы D создаётся путём взятия элементов, обратных элементам матрицы, и её дальнейшим транспонированием. Но будьте осторожны с концепцией обратной матрицы A-1, потому что пока что она больше используется в теории, чем на практике. Это обусловлено тем, что вычислительные способности современных компьютеров позволяют дать лишь приблизительный ответ.
Преобразование матрицы в скаляр
Бывает, что нужно преобразовать матрицу в скаляр, для этого нужно найти определитель, он обозначается det(A)
или |A|
. Так как преобразование возможно только с ними, вот пример с матрицей 2×2:Напоследок про линейную зависимость. Набор векторов будет линейно зависим, если хотя бы один вектор может быть представлен как комбинация других векторов из набора. Иначе набор будет линейно независим. Обычно векторы x и y будут линейно независимы, только если значения для скаляров a и b, удовлетворяющих ax + by = 0, будут равны a = b = 0.
Нормы
Иногда для работы с вектором нужно знать его размер. Для этого существуют специальные функции, которые называют нормами — Ln. Маленькая буква n обозначает количество измерений, в которых находится вектор. В зависимости от того, сколько измерений в вашем векторном пространстве, нормы будут разными. Наиболее известная норма — норма двумерного пространства (Евклидова норма). Чаще всего она представляет собой Евклидово расстояние от начала вектора до точки в пространстве, находящейся на конце этого вектора. При обобщении пространства на несколько измерений используют глобальную норму:На самом деле, нормой может быть любая функция, удовлетворяющая следующим требованиям:
- f(x + y) ≤ f(x) + f(yv) (удовлетворяет неравенству треугольника).
- f(ax) = |a| f(x) (является абсолютно масштабируемой).
- Если f(x) = 0, то x = 0 (определена положительно).
Часто, когда вы создаёте ИИ-приложение, очень важно различать элементы, равные 0, и элементы, имеющие значение, близкое к 0. Для этого используется норма L1. Она проста и растёт с одинаковой скоростью во всех точках векторного пространства. Если любой элемент вектора x движется от 0 к a — эта функция вырастает на a:Как упоминалось выше, в глубоком обучении параметры нейронных сетей абстрагируются как матрицы. Следовательно, нужно знать размер матрицы, и с этим нам поможет норма Фробениуса:
Заключение
В этой статье мы затронули основы линейной алгебры, которые пригодятся, чтобы понять, что же происходит в мире нейронных сетей и искусственного интеллекта. Надеемся, эта статья поможет вам начать свой путь в этой сфере. Успехов!
Перевод статьи «Mathematics for Artificial Intelligence – Linear Algebra»
что это такое в математике, операции и действия, как составить, примеры
Способ Крамера
Метод Крамера используют для решения квадратной системы уравнений, представленной в линейном виде, где определитель основной матрицы не равен нулю. Считается, что система обладает единственным решением. Например, задана система линейных уравнений:
Её необходимо заменить равноценным матричным уравнением.
Второй столбец вычисляют, а первый уже задан. Есть предположение, что определитель матрицы отличен от нуля. Из этого можно сделать выводы, что существует обратная матрица. Перемножив эквивалентное матричное уравнение на обратного формата матрицу, получим выражение:
В итоге получают выражения:
Из представленных уравнений выделяют формулы Крамера:
Метод Крамера не представляет сложности. Он может быть описан следующим алгоритмом:
Высчитывают определитель дельта базовой матрицы.
В матричной таблице А замещают первый столбец на вектор свободных элементов b.
Выполняют расчёт определителя дельта1 выявленной матрицы А1.
Определяют переменную Х1 = дельта1/дельта.
Повторяют шаги со 2 по 4 пункт в матрице А для столбов 2,3…n.
Проверить решение матрицы методом Крамера онлайн позволяет калькулятор автоматического расчёта. Для получения быстрого ответа в представленные поля подставляют переменные числа и их количество. Дополнительно может потребоваться указание вычислительного метода разложения по строке или столбу. Другой вариант заключается в приведении к треугольному виду.
Указывается также представление чисел в виде целого числа, обыкновенной или десятичной дроби. После введения всех предусмотренных параметров и нажатия кнопки «Вычислить» получают готовое решение.
Предыдущая
АлгебраЧетность и нечетность функции как определить, примеры решения задач на исследование функции на определение четности и нечетности, условие
Следующая
АлгебраФункция y=k/х свойства и график, область определения функции, коэффициент в графике функции, примеры решения задач
Примечания
- Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: Очерки современной японской массовой культуры. — М.: Восточная литература РАН, 2012. — С. 107. — 357 с. — ISBN 978-5-02-036522-3.
- Катасонова Е. Л. Мангамания // Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2. — С. 70—81.
- Chaim Gartenberg. . The Verge (20 августа 2019). Дата обращения: 20 августа 2019.
- D’Alessandro, Anthony . Deadline.com (12 июня 2020). Дата обращения: 13 июня 2020.
- . Box Office Mojo. Дата обращения: 5 декабря 2009.
- . Box Office Mojo. Дата обращения: 5 декабря 2009.
- . Box Office Mojo. Дата обращения: 5 декабря 2009.
- Комментарии авторов на документальном сборнике The Matrix Revisited (англ.).
Лента
Деньги, как они есть. 1 серия |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) |
Материя Информация Мера |
Долгосрочная битва за шестой континент, вышиванки с пингвинами или зачем русские совершали великие географические открытия |
Смена вод (информации) в жизни общества |
Артефакты Тартарии #2. Валы, линии и крепости |
Сеанс разоблачения КОБ |
Куда ведет распятие |
Встреча с М.В.Величко 13.12.2020 |
Планы контролеров |
Новости сталинских репрессий. Про пересадку деревьев |
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? |
Запретная история России – 2. Русь изначальная |
“Чёрная знать” – заказчики и организаторы “перестройки”-развала СССР |
Песни про модную болезнь |
Горбачев. Зачем понадобился? |
Матрица (1999)
https://youtube.com/watch?v=ihTvN2iCnhA%3F
Томас Андерсон с виду обыкновенный парень. Днём от работает программистом, а в ночное время суток проводит жизнь в необычном формате. Он занимается хакерством. Однажды к нему нагрянули странные люди, они сказали ему, что герой находится в матрице. Объяснить толком, что собой представляет данное явление, гости не могли. Немного позже к Томасу прибыл мужчина, которого власти объявили террористом. Он предложил юноше пойти дальше в изучениях странного понятия. Если же герой боится предпринимать столь глобальные шаги, он должен принять синюю таблетку. В том случае, если любопытство подсказывает двигаться дальше, нужно выпить красную таблетку. Парень решил действовать до конца. С этого мгновения он увидел иное пространство, в которым привычные человеческие каноны бездействуют.
Факты о фильме:
- Режиссеры Вачовски применили странный метод подачи материала: кадры из мира Матрицы показаны в зеленоватом фильтре, тогда, как картины реальной жизни в синем.
- Перестрелка в холле длится три минуты, а вот в реальной жизни её снимали порядка девяти дней.
- Режиссёры, просчитав бюджет, выдвинули прайс на сумму 60 миллионов долларов, тогда как студия дала им только 9. В итоге на первую сцену были потрачены все финансы, и в дальнейшем многие сотрудники боялись, что картину вообще не получится снять до конца.
- Главные сцены были сняты в Австралии.
- Для съемки сцены с появлением главного героя в нескольких эпизодах одновременно, пришлось подбирать двойников.
Кто такой Нео?
Первый фильм «Матрица» заставляет нас вспомнить все древние пророчества, начиная с библейских; на каждом шагу нам твердят, что Нео – герой, Избранный, призванный спасти человечество от мира машин. Первая серия трилогии убеждает нас в этом, вторая «Матрица: Перезагрузка» – разочаровывает, третья «Матрица: Революция» – наполняет мессианскую роль Нео особым смыслом. Но кто же он, спаситель человечества эры машин?
Молодой человек по имени Томас Андерсон днём работает программистом в солидной компании, а ночью — взламывает компьютеры, орудуя под хакерским ником Нео. Это образ типичного борца с системой, подпольщика-одиночки, которому не хватает своей «партизанской ячейки». И вскоре она находится – в образе группы Морфеуса, бунтаря, который привык держать в руках оружие потяжелее компьютерной мышки.
Морфеус увлекает Нео за собой, уводит за пределы Матрицы в реальный мир. Символически это означает разрыв с системой, неповиновение властям, открытый переход на сторону террористов-повстанцев. Вот только имя Морфеуса слишком похоже на имя древнегреческого бога сна. Это символ обмана – Нео всё ещё во сне, он не освободился, хотя этого не знает.
Нео сначала сопротивляется навязываемой ему роли мессии; но потом принимает на себя ответственность за будущее человечества. Он готов бороться с системой, готов бороться с Матрицей, он верит в то, что спасёт мир. Но вторая и третья части трилогии «Матрица» обрушивают на голову Нео страшную правду: он – такой же винтик в огромной машине мироздания, как и все другие, его действия запрограммированы, предусмотрены, и ему приходится заключать договор с Главным Компьютером, который он хотел уничтожить, и даже действовать с ним заодно. {2}
Далее используем свойство степеней
Ответ
Пример 2
Задание
Найдите определитель матрицы А.
Решение
«Аниматрица»
Основная статья: Аниматрица
В 2003 году по мотивам вселенной «Матрицы» был выпущен сборник коротких аниме-OVA, связанных между собой общей тематикой и сеттингом. Название является комбинацией двух слов — «аниме» (англ. anime) и «матрица» (англ. matrix). По словам Вачовски, у них изначально были планы создать аниме по мотивам своего нашумевшего фильма, так как японские анимационные фильмы во многом послужили для них вдохновением. Вачовски являются авторами сценария только первого эпизода «Аниматрицы» («Последний полёт „Осириса“»). Для остальных эпизодов лично Вачовски были приглашены другие режиссёры (за исключением эпизода «Мировой рекорд»), которые сами написали сценарии своих работ.
Вычисление определителя матрицы при помощи теоремы Лапласа
Теорема Лапласа – это глубокое разложение определителя по элементам. При помощи данной теоремы можно решать матрицы не только третьего порядка, но и более высших порядков.
Напомним – минор – это определитель матрицы, который составлен методом вычёркивания – той строки и – того столбца. А алгебраическое дополнение – соответствующий минор, который берётся со знаком минус . Знаки же зависят от места элемента в определителе и определяются по схеме:
Приведём пример решения алгебраических дополнений по схеме:
Пример
Задача
Найти алгебраические дополнения элементов определителя:
Решение
Понятия алгебраического дополнения даёт возможность ещё одного способа определения определителя, который утверждается теоремой Лапласа (про распределение определителя):
Теорема
Определитель равняется сумме произведения элементов строк (столбца) на их алгебраические дополнения. Например,
. – это равенство проверяется непосредственно
Заметно, как последнее выражение совпадает с выражением из правила треугольника (правила Саррюса). Давайте по теореме Лапласа разберём несколько примеров:
Пример
Задача
Вычислить определитель матрицы, разложив его за элементами третьего порядка:
Решение
Ответ
.
Аниматрица (2003)
https://youtube.com/watch?v=94fPVqJqBGA%3F
Аниме сериал про Матрицу. Здесь представлено эпизодических девять частей, полностью открывающие истинность шаткого Мира Матрицы. Благодаря картине можно узнать историю создания иллюзорного пространства, откуда начался создаваться Мир Машин, прокатиться по последним городам человеческого существования, встретиться с последними представителями мира людей, увидеть воочию главные этапы битвы человечества и машин. Цивилизация людей канула в Лету, но вместе с ней появилась новая эпоха, неординарная и автоматизированная.
Список эпизодов аниме:
- Эпизод 1: Последний полёт «Осириса» (Final Flight of the Osiris. Авторы сценария: Лана и Лилли Вачовски. Режиссёр: Энди Джонс
- Эпизод 2: «Второе возрождение, часть 1» (The Second Renaissance. Part I). Автор сценария и режиссёр: Махиро Маэда
- Эпизод 3: «Второе возрождение, часть 2» (The Second Renaissance. Part II). Автор сценария и режиссёр: Махиро Маэда
- Эпизод 4: «История одного ребёнка» (Kid’s Story). Автор сценария и режиссёр Ватанабэ Синъитиро
- Эпизод 5: «Программа» (Program). Автор сценария и режиссёр: Кавадзири Ёсиаки
- Эпизод 6: «Мировой рекорд» (World Record). Автор сценария: Кавадзири Ёсиаки. Режиссёр: Койкэ Такэси
- Эпизод 7: «За гранью» (Beyond). Автор сценария и режиссёр: Моримото Кодзи
- Эпизод 8: «Детективная история» (A Detective Story). Автор сценария и режиссёр: Ватанабэ Синъитиро
- Эпизод 9: «Посвящённый» (Matriculated). Автор сценария и режиссёр: Питер Чеунг
Факты о мультфильме:
- Слоганом мультипликационной картины является фраза «Освободите свои разумы».
- Картину номинировали на «Golden Satellite Awards» в категории «лучшего аниме-сериала».
- Герой Майкла Карла Поппера присутствовал в «Матрице».
- Фрагмент, где робот B1-66-AR убивает агрессивного владельца, позаимствован из кинофильма «Блэйд Раннер».
Виды матриц в зависимости от значений их элементов.
Если все элементы матрицы $A_{m\times n}$ равны нулю, то такая матрица называется нулевой и обозначается обычно буквой $O$. Например, $\left( \begin{array} {cc} 0 & 0 \\ 0 & 0 \\ 0 & 0 \end{array} \right)$, $\left( \begin{array} {ccc} 0 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 0 \end{array} \right)$ – нулевые матрицы.
Рассмотрим некоторую ненулевую строку матрицы $A$, т.е. такую строку, в которой есть хоть один элемент, отличный от нуля. Ведущим элементом ненулевой строки назовём её первый (считая слева направо) ненулевой элемент. Для примера рассмотрим такую матрицу:
Во второй строке ведущим будет четвёртый элемент, т.е. $w_{24}=12$, а в третьей строке ведущим будет второй элемент, т.е. $w_{32}=-9$.
Матрица $A_{m\times n}=\left(a_{ij}\right)$ называется ступенчатой, если она удовлетворяет двум условиям:
- Нулевые строки, если они есть, расположены ниже всех ненулевых строк.
- Номера ведущих элементов ненулевых строк образуют строго возрастающую последовательность, т.е. если $a_{1k_1}$, $a_{2k_2}$, …, $a_{rk_r}$ – ведущие элементы ненулевых строк матрицы $A$, то $k_1\lt{k_2}\lt\ldots\lt{k_r}$.
Примеры ступенчатых матриц:
Для сравнения: матрица $Q=\left(\begin{array}{ccccc} 2 & -2 & 0 & 1 & 9\\0 & 0 & 0 & 7 & 9\\0 & -5 & 0 & 10 & 6\end{array}\right)$ не является ступенчатой, так как нарушено второе условие в определении ступенчатой матрицы. Ведущие элементы во второй и третьей строках $q_{24}=7$ и $q_{32}=10$ имеют номера $k_2=4$ и $k_3=2$. Для ступенчатой матрицы должно быть выполнено условие $k_2\lt{k_3}$, которое в данном случае нарушено. Отмечу, что если поменять местами вторую и третью строки, то получим ступенчатую матрицу: $\left(\begin{array}{ccccc} 2 & -2 & 0 & 1 & 9\\0 & -5 & 0 & 10 & 6 \\0 & 0 & 0 & 7 & 9\end{array}\right)$.
Ступенчатую матрицу называют трапециевидной или трапецеидальной, если для ведущих элементов $a_{1k_1}$, $a_{2k_2}$, …, $a_{rk_r}$ выполнены условия $k_1=1$, $k_2=2$,…, $k_r=r$, т. е. ведущими являются диагональные элементы. В общем виде трапециевидную матрицу можно записать так:
Примеры трапециевидных матриц:
Дадим ещё несколько определений для квадратных матриц. Если все элементы квадратной матрицы, расположенные под главной диагональю, равны нулю, то такую матрицу называют верхней треугольной матрицей. Например, $\left( \begin{array} {cccc} 2 & -2 & 9 & 1 \\ 0 & 9 & 8 & 0 \\ 0 & 0 & 4 & -7 \\ 0 & 0 & 0 & 6 \end{array} \right)$ – верхняя треугольная матрица. Заметьте, что в определении верхней треугольной матрицы ничего не сказано про значения элементов, расположенных над главной диагональю или на главной диагонали. Они могут быть нулевыми или нет, – это несущественно. Например, $\left( \begin{array} {ccc} 0 & 0 & 9 \\ 0 & 0 & 0\\ 0 & 0 & 0 \end{array} \right)$ – тоже верхняя треугольная матрица.
Если все элементы квадратной матрицы, расположенные над главной диагональю, равны нулю, то такую матрицу называют нижней треугольной матрицей. Например, $\left( \begin{array} {cccc} 3 & 0 & 0 & 0 \\ -5 & 1 & 0 & 0 \\ 8 & 2 & 1 & 0 \\ 5 & 4 & 0 & 6 \end{array} \right)$ – нижняя треугольная матрица. Заметьте, что в определении нижней треугольной матрицы ничего не сказано про значения элементов, расположенных под или на главной диагонали
Они могут быть нулевыми или нет, – это неважно. Например, $\left( \begin{array} {ccc} -5 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 0\\ 0 & 0 & 9 \end{array} \right)$ и $\left( \begin{array} {ccc} 0 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 0\\ 0 & 0 & 0 \end{array} \right)$ – тоже нижние треугольные матрицы
Квадратная матрица называется диагональной, если все элементы этой матрицы, не лежащие на главной диагонали, равны нулю. Пример: $\left( \begin{array} {cccc} 3 & 0 & 0 & 0 \\ 0 & -2 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 0 & 6 \end{array} \right)$. Элементы на главной диагонали могут быть любыми (равными нулю или нет), – это несущественно.
Диагональная матрица называется единичной, если все элементы этой матрицы, расположенные на главной диагонали, равны 1. Например, $\left(\begin{array} {cccc} 1 & 0 & 0 & 0 \\ 0 & 1 & 0 & 0 \\ 0 & 0 & 1 & 0 \\ 0 & 0 & 0 & 1 \end{array}\right)$ – единичная матрица четвёртого порядка; $\left(\begin{array} {cc} 1 & 0 \\ 0 & 1 \end{array}\right)$ – единичная матрица второго порядка.
Что такое матрицы в математике
Матрица в математике — это абстрактный объект, имеющий вид таблицы чисел или других математических величин. Чаще таблица прямоугольная, но встречаются и другие виды (квадратные, треугольные).
Обычно матрица называется заглавной буквой латинского алфавита: матрица A, матрица B. В таблице есть строки (их количество называется m) и столбцы (их количество называется n). Количество строк и столбцов определяет размер матрицы и может называться порядком. Матрицы такого типа называются матрицами строения m×n, или размера m×n, или порядка m×n.
Элементы матрицы, т.е. числа или остальные величины, называются строчной буквой. Они имеют 2 нижних индекса, необходимых для определения их положения в матрице. Например, элемент a13 располагается на пересечении 2 строки и 3 столбца. Значения элемента а13 читаются по-отдельности, не как целое число: «а один-три».
Откуда они взялись и чем полезны
Первые упоминания матрицы появились в Древнем Китае. Это была квадратная таблица, получившая название магического или волшебного квадрата. Самым древним и известным считается квадрат 3×3, датируемый около 2200 г до н.э. Он был высечен на панцире черепахи. В Китае его называют квадрат Ло Шу, а в Западной Европе — «Печать Сатурна».
Таким же древним является квадрат, найденный в Кхаджурахо, столице средневекового государства Чандела (IX–XIII вв. ) в Центральной Индии. Это первый из «дьявольских квадратов». Также он называется пандиагональным.
В древности матрицы были необходимы преимущественно для решения линейных уравнений. Когда матрицы появились в арабских странах, стали разрабатываться принципы работы с ними, в том числе, принцип сложения. В XVIII веке швейцарский математик, «отец линейной алгебры» Габриэль Крамер опубликовал правило Крамера. Это способ решения систем линейных уравнений с помощью матрицы.
Способ Крамера не подходит для решения тех систем линейных уравнений, в которых может быть бесконечное множество решений.
В следующем веке появляется метод немецкого математика Карла Фридриха Гаусса. Этот способ решения алгебраических уравнений не является открытием ученого. Впервые о методе Гаусса написали в китайском трактате «Математика в девяти книгах», а сам он только привел способ в удобную форму.
Для решения уравнений таким способом необходимо записать расширенную матрицу системы.
В отличие от метода Крамера, правило Гаусса можно использовать для решения любых систем линейных уравнений.
Детальная разработка теории матриц активно продолжилась с середины XIX века. Наиболее значимые ученые: Уильям Гамильтон, Артур Кэли, Карл Вейерштрасс, Мари Энмон Камиль Жордан, Фердинанд Георг Фробениус.
Сам термин «матрица» предложил английский математик Джеймс Сильвестр в 1850 г.
В наше время матрицы используются не только для записи и решения систем линейных уравнений. Списки, статистические данные, табеля с информацией — все это в какой-то степени матрица. Их применяют для упрощения подачи и работы с информацией в любой сфере. Например, таблица продаж, где указан год (первый столбец), вид продукции (первая строка), а остальные значения — количество проданных единиц.
Нео и Морфеус поменяются ролями
Сюжет «Матрицы 4» пока держится в строгом секрете. Между тем, некоторые слухи о содержании фильма все же просочились в Сеть. Они говорят нам о том, что на экранах мы вновь увидим персонажей предыдущих фильмов — Нео, Морфеуса, Тринити, Ниобе и некоторых других. Нео и Тринити должны сыграть роль своего рода моста, соединяющего все части франшизы.
Поговаривают, что это будет приквел, основанный на рассказе Морфеуса в первой части фильма. Напомним, после встречи с Нео он поведал парню о том, что когда-то давно был рожден человек, способный освободить человеческую расу от власти искусственного интеллекта. Этот человек, по его словам умер, но должен был родиться вновь и он родился: Нео — тот освободитель, которого они так ждали.
«Матрица» увидит продолжение в мае 2021 года. Кадр из фильма
Обладая этими знаниями, мы можем предположить, что теперь увидим прошлое, где герой Киану Ривза был уже взрослым, а Морфеус, напротив — молодым. В том прошлом именно первый Нео будет обучать Морфеуса, а не наоборот.
Кроме того, в картине может появиться новый персонаж — девушка, которая должна сыграть важную роль в истории человечества, как было с Нео в первом фильме. Если это приквел, то она вполне может оказаться будущей матерью Нео, если новый сиквел, тот, не сомневаемся, сценаристы придумали для нее не менее захватывающую судьбу.
Краткий сюжет трилогии «Матрица»
В чём смысл фильма «Матрица», невозможно понять, если пропустить основные вехи развития сюжета.
Начинается трилогия со знакомства с главным героем – Томасом Андерсеном (Киану Ривз). Жизнь Томаса протекает обычно, так живут миллионы жителей мегаполисов по всему миру: утром он уходит на работу, весь день кое-как выполняет свои обязанности в офисе. Зато вечером Андерсен увлечён любимым делом: хакерит в интернете под псевдонимом Нео.
Однажды на Нео выходит девушка-хакер Тринити. Он встречается с ней в ночном баре, затем разговаривает с её другом Морфеусом и получает подтверждение своим догадкам: есть где-то иная жизнь, не похожая на ту, которой он сейчас живёт.
Нео принимает красную капсулу в знак того, что согласен узнать правду. В ответ Морфеус показывает Андерсену истинную реальность. И она, к сожалению, ужасающа. Миром давно уже правят машины. Они поработили людей, заперли их в своеобразные капсулы и подключили к компьютерной матрице, чтобы получать энергию. Машины питаются этой энергией, они существуют за счет неё. А «нормальная» жизнь, которую Томас созерцал каждый день, – всего лишь иллюзия, часть программы.
Нео освободился из-под гнёта машин и присоединился к повстанцам, которые воюют против них и в реальном мире, и в матрице. Молодому человеку пришлось потерять многих друзей и отдать свою жизнь ради того, чтобы в финале Главный компьютер предоставил всем желающим людям возможность покинуть Матрицу.
Фильмы
«Матрица»
Основная статья: Матрица (фильм)
Программист одной американской компании Томас Андерсон, также известный в неофициальных кругах как хакер Нео, узнаёт, что наш мир, всё, что есть вокруг, это всего лишь порождение компьютерной программы — Матрицы. На самом же деле на Земле уже давно правят машины, которые выращивают людей на специальных плантациях и используют в качестве источников энергии. Но есть и люди, которые противостоят Машинам, они живут в единственном городе людей, до которого Машины ещё не смогли добраться, и периодически входят в Матрицу. Нео узнаёт, что он «избранный», и именно ему предстоит разрушить Матрицу, чтобы освободить людей от власти Машин.
«Матрица: Перезагрузка»
Основная статья: Матрица: Перезагрузка
Чтобы выполнить свою миссию избранного, Нео необходимо встретиться с Архитектором, с тем, кто создал Матрицу, но найти путь к Архитектору очень непросто. Тем временем Агент Смит нашёл возможность самопроизвольного копирования, и теперь Смит готов сразиться с Нео не в одиночку — Нео придётся сражаться с целой армией Агентов Смитов. Машины всё продолжают искать способы попасть в город людей — Зион, охотники рыщут повсюду. Нео остаётся последней надеждой человечества, если он не справится, мир людей перестанет существовать.
«Матрица: Революция»
Основная статья: Матрица: Революция
Машины начинают последний решающий штурм единственного города людей — Зиона. Сил защитников города не хватит на то, чтобы отразить этот натиск, им остаётся только умереть, защищая свой город. Нео решает отправиться в сердце города Машин, чтобы не допустить падения Зиона и выполнить предначертанное ему. Теперь уже не Матрица контролирует Смита, а Смит контролирует Матрицу, он вышел из-под контроля Машин. Если Нео сможет противостоять Смиту, то у людей и у Зиона появится шанс уцелеть, если же Нео не справится — всё будет кончено.
Затраты на фильмы и кассовые сборы
Фильм | Дата выходана экраны | Кассовые сборы (долл.) | Бюджет (долл.) | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|---|
США | Другие страны | Во всём мире | ||||
«Матрица» | 31 марта 1999 | 171 479 930 | 292 037 453 | 463 517 383 | 63 000 000 | |
«Матрица: Перезагрузка» | 15 мая 2003 | 281 576 461 | 460 552 000 | 742 128 461 | 150 000 000 | |
«Матрица: Революция» | 5 ноября 2003 | 139 313 948 | 288 029 350 | 427 343 298 | 150 000 000 | |
Итого | 592 370 339 | 1 040 618 803 | 1 632 989 142 | 363 000 000 |
Актёры и персонажи
Персонаж | Фильм | ||
---|---|---|---|
«Матрица» | «Матрица: Перезагрузка» | «Матрица: Революция» | |
Нео / Избранный / Томас Андерсон | Киану Ривз | ||
Морфеус | Лоуренс Фишборн | ||
Тринити | Керри-Энн Мосс | ||
Агент Смит / Смит | Хьюго Уивинг | ||
Пифия | Глория Фостер | Мэри Элис | |
Сайфер | Джо Пантолиано | ||
Агент Браун | |||
Агент Джонс | Роберт Тейлор | ||
Ниобе | Джада Пинкетт-Смит | ||
Меровинген | Ламбер Вильсон | ||
Персефона | Моника Беллуччи | ||
Линк | Гарольд Перрино | ||
Сераф | |||
Зи | Нона Гэй | ||
Бэйн (Смит) | |||
Архитектор | |||
Рама-Кандра | |||
Близнецы | Эдриан и Нил Рэйменты | ||
Мастер ключей | Рэндалл Дук Ким | ||
Агент Джонсон | Даниэл Бернхардт | ||
Агент Томпсон («Матрица: Перезагрузка») / вампир в клубе («Матрица: Революция») | Мэтт Макколм | ||
Агент Джексон | |||
Проводник | Брюс Спенс | ||
Главный компьютер | Генри Блейсингейм (образ)Кевин Майкл Ричардсон (голос) |
См. также: Агенты
Съёмочная группа
Роль | Фильм | |
---|---|---|
«Матрица» | «Матрица: Перезагрузка» | «Матрица: Революция» |
Режиссёр | братья Вачовски | |
Продюсер | Джоэл Сильвер | |
Сценарист | братья Вачовски | |
Композитор | Дон Дэвис | |
Оператор | Билл Поуп |
Гонорары
Гонорары режиссёров и основных актёров (в долларах США).
- «Матрица» (1999)
- Киану Ривз (Нео) — 10 млн +10 % от сборов (17 млн), а также бонус в размере 8 млн[неавторитетный источник?]. Киану Ривз вложил собственные 38 млн в производство спецэффектов для двух сиквелов.
- Лоуренс Фишборн (Морфеус) — 500 тыс.
- Керри-Энн Мосс (Тринити) — 500 тыс.
- Хьюго Уивинг (агент Смит) — 500 тыс.
- «Матрица
- Перезагрузка» (2003)
- Эндрю и Ларри Вачовски (режиссёры) — 4 млн (+ % от сборов, составивший 6 млн) каждому
- Киану Ривз (Нео) — 15 млн (+15 % от сборов, составившие 42 млн). Киану Ривз отказался от причитающейся ему доли от продажи билетов, равной примерно 40 млн, после того как продюсеры засомневались, что картина окупит затраты на спецэффекты.
- Лоуренс Фишборн (Морфеус) — 1 млн
- Керри-Энн Мосс (Тринити) — 1 млн
- Хьюго Уивинг (агент Смит) — 1 млн
- Дэвид Килд (агент Джексон) — 500 тыс. (в неделю)
- «Матрица
- Революция» (2003)
- Эндрю и Ларри Вачовски (режиссёры) — 4 млн (+ % от сборов, составивший 6 млн) каждому
- Киану Ривз (Нео) — 15 млн (+15 % от сборов, составившие 21 млн)
- Лоуренс Фишборн (Морфеус) — 1 млн
- Керри-Энн Мосс (Тринити) — 1 млн
- Хьюго Уивинг (агент Смит) — 1 млн
Расчёт определителя
В линейной алгебре существует понятие определителя или детерминанта. Это число, которое ставят в соответствие каждой квадратной матрице, вычисленное из её элементов по специальной формуле. Определитель или модуль используется для решения большинства задач. Детерминант самой простой матрицы определяется с помощью вычитания перемноженных элементов из побочной диагонали и главной.
Произведения могут отличаться друг от друга составом элементов. Со знаком плюс будут включаться в сумму числа, если их индексы составляют чётную подстановку, в противоположном случае их значение меняется на минус. Определитель обозначается символом det A. Круглые скобки матричной таблицы, обрамляющие её элементы, заменяются на квадратные. Формула определителя:
Определитель первого порядка, состоящий из одного элемента, равен самому этому элементу. Детерминант матричной таблицы размером 2*2 второго порядка вычисляется путём перемножения её элементов, расположенных на главной диагонали, и вычитания из них произведения элементов, находящихся в побочной диагонали. Наглядный пример:
Для матрицы также можно найти дискриминант многочлена, отвечающий формуле:
Когда у многочлена имеются кратные корни, тогда дискриминант равен нулю.
Популярное
О масках и перчатках, если не слушать шоуменов и политиков 2002 |
Хочется “жечь напалмом” виновных в диверсии 1836 |
COVID-19: Правда врачей, а не чиновников 1642 |
Маски бесполезны: Учёные раскрыли “самую большую ложь” о COVID-19 1345 |
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? 1290 |
“Чёрная знать” – заказчики и организаторы “перестройки”-развала СССР 1260 |
Пландемия под диктовку или Как с потрохами продали Россию западным консалтинговым монстрам 1250 |
Как дышится в наморднике под лапой?! 1231 |
Горбачев. Зачем понадобился? 1192 |
Китай выдвинул предложения по мировому устройству после пандемии 1124 |
Контакт с “тонким миром” 1033 |
Ссученные патриоты и ментовское озверение 1017 |
Конституция или маскарад? 959 |
25 лет КОБ в Госдуме России 920 |
Планы контролеров 874 |
Поговорим о пирамиде власти 858 |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-2 843 |
Религиозность и её роль в жизни современного человека 819 |
Сеанс разоблачения КОБ 814 |
Артефакты Тартарии #2. Валы, линии и крепости 812 |
Новости сталинских репрессий. Про пересадку деревьев 781 |
Диалектика. Величко М.В. 761 |
Что такое Матрица?
Матрица — это замена реальности, виртуальный суррогат. Компьютер дарит людям фальшивую жизнь, доказывая, что очень хорошо узнал характер своих создателей и даже перенял их худшие черты. Искусственный интеллект взял в руки бразды правления расхлябанной человеческой цивилизацией. В сущности, люди сами виноваты: они превратились из личностей в «пользователей», из самостоятельного биологического вида – в батарейки, сырьевой придаток гаджетов, и можно только поражаться гениальному прозрению сценаристов, предвидевших развитие ситуации, которое мы наблюдаем сейчас.
Даже Пифия, пророчица, которой так искренне верит Морфеус – одна из программ. Она такая же часть Матрицы, как агенты, преследующие повстанцев, как грозный враг Нео – агент Смит, компьютерный вирус, взбунтовавшийся и против людей, и против машин. В этих сложных взаимоотношениях также прослеживается чёткий социальный и психологический смысл: любая система порождает антагонистов и внешних, и внутренних. На счастье Главного Компьютера, Нео и Смит не договорились друг с другом; Нео понял, что победа Смита приведёт ещё к худшим последствиям: тот действительно уничтожит Матрицу, но и человеческий род погубит тоже.
Архитектор, автор Матрицы, когда-то пытался создать идеальный мир для человечества, но в итоге вышел далеко не лучший вариант. Библейские оттенки образа Архитектора несомненны: это Бог искусственного интеллекта, действующий сразу в двух мирах: реальном и виртуальном. Именно он объясняет Нео, что нет никакого пророчества, а его задача — перезагрузка Матрицы. Повстанческая группа Морфеуса — это особый механизм саморегуляции Матрицы, который должен найти ошибки в её действующей версии. Уничтожение этого вспомогательного инструмента заранее запрограммировано. Никакого победного исхода не будет.
Эта мысль также отражает один из законов социальной и политической истории человечества: очень многие террористы негласно содержались самим государством, его правящими элитами, чтобы выявлять настроения народа и через такие подконтрольные группы находить и разоблачать реальных противников правящего строя.
В чём состоит психологическое новаторство трилогии?
В трилогии «Матрица» намеренно поставлена с ног на голову главная мечта человечества, ради которой совершалось столько подвигов и преступлений: чаяние светлого будущего. Конец света уже случился, и надо с этим жить. Главный вопрос, который стоит перед героями – нужно ли покидать уютный, убаюкивающий, удобный мир Матрицы ради страшной реальности? Захочет ли человечество отказаться от комфорта ради самостоятельности?
Фактически, новый мессия компьютерной эры зовёт людей не вперёд, к вожделенному «светлому будущему», а назад, в прежние времена, когда они не были придатками к компьютерам. Сможет ли человек отвернуться от даров Матрицы, от всего, что создал силами своего интеллекта, попав к своему созданию в добровольное рабство?
Новый Морфеус и женский вариант Нео
Как мы уже отмечали выше, роль Нео в фильме продолжит играть Киану Ривз (кстати, ему уже 55 лет), роль его протеже Морфеуса, скорее всего, досталась актеру по имени Яхья Абдул Матин II («Рассказ служанки»), чье участие в проекте официально подтверждено.
Яхья может сыграть молодого Морфеуса Фото: Instagram / @yahya
Женского персонажа, подобного Нео, по некоторым данным, играет 27-летняя Джессика Хенвик («Фортитьюд», «Звездные войны: Пробуждение силы»). Актриса якобы так хорошо показала себя на пробах, что у Ланы Вачовски не было никаких сомнений относительно того, кому доверить столь важную роль.
Многих, конечно же, интересует, появится ли в фильме старый добрый агент Смит. Да, возможно, его мы увидим, вот только играть его будет уже не Хьюго Уивинг, также знакомый нам как Элронд из «Властелина колец». Хьюго сам рассказал журналистам о том, что Вачовски звала его сниматься, но расхождения с рабочим графиком вынудили его отказаться и предпочесть четвертой «Матрице» другой проект — театральную постановку «Визит».
Роль Тринити, тем временем, продолжит играть Кэрри-Энн Мосс, роль Ниобе — Джада Пинкетт Смит. Кроме них в картине на экране могут появиться Приянка Чопра, Джонатан Грофф, Нил Патрик Харрис, Ламберт Уилсон, Эндрю Колдуэлл, Макс Римельт, Эрендира Ибарра, Тоби Онвумере, Уилльям Барбо.
Нахождение определителя матрицы
Определитель матрицы обозначается как $Δ$ или $\det$.
Замечание 2
Детерминант возможно найти только для квадратных разновидностей матриц.
В простейшем случае, когда матрица состоит из всего одного элемента, её определитель равен этому элементу:
$det A = |a_{11}|= a_{11}$
Вычислить определитель от матрицы порядка двух можно следуя такому правилу:
Определение 1
Определитель матрицы размера 2 равен разности произведений элементов, стоящих на главной диагонали с произведением элементов с побочной диагонали:
$\begin{array}{|cc|} a_{11}& a_{12} \\ a_{21} & a_{22} \\ \end{array} = a_{11} \cdot a_{22} – a_{12} \cdot a_{21}$
В случае если определитель матрицы задан размером $3 \times 3$, то найти его можно используя мнемонические правила: Саррюса или треугольников, также можно разложить матрицу по строчке или столбцу или воспользоваться преобразованиями Гаусса.
Для определителей большего размера можно использовать преобразования Гаусса и разложение по строчке.
Заключение
Итак, определитель квадратной матрицы – это число, полученное при помощи заданных чисел, расположенных в виде квадратной таблицы,которое вычисляется по рассмотренным выше формулам. Мы рассмотрели три основных способа вычисления определителя:
- через сумму двух произведений сочетаний элементов квадратной матрицы;
- по правилу разложения определителя по элементам строк (столбцов) квадратной матрицы;
- по методу Гаусса, когда матрицу нужно привести к треугольному виду.
Также были рассмотрены формулы для решения матрицы второго, третьего и высших порядков.
Мы разобрали 10 свойств определителя матриц, благодаря которым можно быстрее и легче найти определитель матрицы.
Удобно решать матрицу третьего порядка методом Гаусса, где нужно выполнить элементарные преобразования матрицы и привести её к ступенчатому виду. Определитель матрицы равняется произведению элементов, которые стоят на главной диагонали.
Полезная литература
Что такое матрицы и что с ними делать? *
Первым и, пожалуй, одним из простых понятий, встречающихся в математической науке, является матрица. В нашей статье речь пойдет не о знаменитом одноименном фильме, а о математической единице. Сегодня мы расскажем: что это такое и с чем это «есть», как применять на практике.
Что такое матрица?
Впервые с этим понятием сталкиваются студенты 1-2 курсов независимо от факультета и выбранной специальности. В общем виде матрица представляет собой прямоугольную таблицу с числами, притом каждое из них занимает определенное место и положение, имеет собственное обозначение.
Каждая матрица имеет свое имя. Оно обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и пр.
У каждой матрицы есть свой размер. Одежду подбирать ей не придется, но вот учитывать это параметр при действиях над матрицей нужно обязательно. Размер матрицы определяется, исходя из количества строк и столбцов, которые обозначают m и n соответственно.
Пример матрицыВсе числа, образующие таблицу (непосредственно матрицу), называют элементами матрицы. У каждого из них есть свое обозначение с учетом местоположения (строка+столбец). Например, элемент, находящийся в первой строке и первом столбце обозначают а11, а элемент в первой строке и втором столбце – а12.
Какие действия можно выполнять над матрицами?
Матрицы, как математическая единица, поддаются всем основным действиям: сложение, вычитание, умножение и даже деление. Каждая из операций будет иметь определенный порядок действий и потребует соблюдение конкретных условий.
Особенности сложения и вычитания матриц
Одним из важнейших требований в данном случае является соразмерность матриц. Оно означает, что размер матриц должен быть одинаковым. В противном случае сложить или вычесть один элемент из другого не удастся. При разном количестве элементов произвести необходимые действия не представляется возможным.
Сложение и вычитание соразмерных матриц производится следующим образом: все действия осуществляют над одними и теми же элементами из разных матриц.
Как происходит сложение матриц?Вычитание производится аналогично, поэлементно. Важно отметить, что количество слагаемых (суммируемых или вычитаемых матриц) может быть неограниченно.
Особенности умножения матриц
Умножение необходимо рассматривать в двух вариантах:
- Когда матрица умножается на число.
Это самый простой вариант развития событий. В данном случае необходимо умножит каждый элемент матрицы на число.
- Когда матрица умножается на матрицу.
Получить произведение матриц возможно не во всех случаях. Здесь также необходимо соблюдение определенных условий: число столбцов одной матрицы должно быть равнозначным числу строк другой матрицы.
Как умножаются матрицы?Специфика умножения матриц проявляется в следующем: умножение производится не просто поэлементно, но и с учетом строк и столбцов. Элементы новой матрицы получаются в ходе умножения элементов и суммирования двух произведений. То есть фактически нужно умножать строку на столбец.
Рассмотрим порядок умножения матриц на примере:
Правила умножения матрицыДеление матриц
При делении матриц выделяют новое понятие – обратная матрица, которая обозначается А.
Данный критерий действителен только в отношении квадратных матриц (когда число строк равно числу столбцов).Раскрываем понятие деление матрицыПроизведение матрицы А и А даст единичную матрицу Е.
Транспонирование матрицы – это…
У матриц есть одно специфическое действие, когда можно поменять местами строки и столбцы. Такая операция называется транспонированием. Если обычная матрица обозначается А, то транспонированная — А.
Рассмотрим процесс транспонирования на конкретном примере:
Что такое транспортирование матрицы?Определитель матрицы – это…
Одним из важнейших элементов матрицы является ее определитель. Данный критерий представляет собой численную характеристику матрицы. Для ее получения нужно, чтобы матрица была квадратной. Расчет определителя производится на основе разности произведений диагоналей: главной и побочной.
Понятие определителя в квадратной матрицеДля чего нужны матрицы?
Матрицы успешно используются, как в математике, так и иных науках. В математическом направлении они позволяют просто и быстро решить систему уравнений.
В экономике использование матричных структур целесообразно при решении некоторых задач. При этом важно чтобы вычисление нужного параметра было можно представить в виде таблицы или системы уравнений.
Матрицы также уместны при вычислении в таких науках, как физика, механика, эконометрика и пр. Они упрощают процесс вычисления искомого параметра при грамотной интерпретации известных критериев.
Команда ОЦ DissHelp готова помочь в рении задач и выполнении контрольных, курсовых и дипломных работ для студентов всех направлений обучения с использованием матриц и без них. Наши специалисты грамотно и просто пояснят, как пользоваться ими в науке и жизни, решат любое задание независимо от уровня сложности. Мы гарантируем высокое качество услуг, соблюдение сроков и индивидуальный подход, конфиденциальность данных.
5.1: Что такое матрица?
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 7672
- Роберт Ханнеман и Марк Риддл
- Калифорнийский университет, Риверсайд
Начнем с того, что матрица — это не что иное, как прямоугольное расположение набора элементов (на самом деле это немного сложнее, но мы вернемся к матрицам больше двух измерений чуть позже). Прямоугольники имеют размеры, которые описываются количеством строк элементов и столбцов элементов, которые они содержат. Матрица «3 на 6» имеет три строки и шесть столбцов; матрица «I на j» имеет I строк и j столбцов. Матрица, имеющая только одну строку, называется «вектор-строка». Матрица, имеющая только один столбец, называется «вектор-столбец».0032
На рис. 5.1 показана матрица размером два на четыре. На рис. 5.2 показана матрица четыре на два. На данный момент игнорируйте содержимое ячеек (например, 1,1).Рисунок 5.1. Пример матрицы «два на четыре»
1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 |
Рисунок 5.2. Пример матрицы «четыре на два»
1,1 | 1,2 |
2,1 | 2,2 |
3,1 | 3,2 |
4,1 | 4,2 |
Элементы (ячейки) матрицы идентифицируются по их «адресам». Элемент 1,1 — это запись в первой строке и первом столбце; элемент 13,2 находится в 13-й строке и является вторым элементом этой строки. Адреса ячеек были введены как матричные элементы в двух приведенных выше примерах.
Матрицы часто представляются в виде массивов элементов, окруженных вертикальными линиями слева и справа или квадратными скобками слева и справа. На веб-страницах проще использовать «таблицы» для представления матриц. Матрицам можно давать имена; эти имена обычно представляются заглавными жирными буквами. Социологи, использующие матрицы для представления социальных сетей, часто обходятся без математических соглашений и просто отображают свои данные в виде массива помеченных строк и столбцов. Метки на самом деле не являются частью матрицы, а просто для ясности представления. Например, матрица на рис. 5.3 представляет собой матрицу 4 на 4 с дополнительными метками.
Рисунок 5.3. Матрица четыре на четыре с дополнительными метками строк и столбцов
А | Б | С | Д | |
А | — | 1 | 0 | 0 |
Б | 1 | — | 1 | 0 |
С | 1 | 1 | — | 1 |
Д | 0 | 0 | 1 | — |
Матрицы, используемые в анализе социальных сетей, часто являются «квадратными».
То есть они содержат одинаковое количество строк и столбцов. Но также используются «прямоугольные» матрицы, а также векторы-строки и столбцы. Ко всем этим вариациям применяются одни и те же соглашения.Иногда аналитики социальных сетей используют «трехмерную» матрицу. Трехмерная матрица имеет строки, столбцы и «уровни» или «срезы». Каждый «срез» имеет те же строки и столбцы, что и каждый другой срез. UCINET рассматривает эти более сложные трехмерные массивы данных как набор двумерных матриц.
Эта страница под названием 5.1: Что такое матрица? распространяется по незаявленной лицензии, автором, ремиксом и/или куратором выступили Роберт Ханнеман и Марк Риддл.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Роберт Ханнеман и Марк Риддл
- Показать страницу TOC
- нет
- Теги
Матрица (математика) Факты для детей
На конкретные элементы матрицы часто ссылаются с помощью пар нижних индексов для чисел в каждой из строк и столбцов .
В математике матрица (множественное число: матриц ) представляет собой прямоугольник чисел, расположенных в строк и столбцов . Строки представляют собой строки слева направо (горизонтальные), а столбцы идут сверху вниз (вертикально). Верхняя левая ячейка находится в строке 1, столбце 1 (см. диаграмму справа) .
Матрицы часто представляются заглавными латинскими буквами, такими как , и , и существуют правила сложения, вычитания и «умножения» матриц вместе, но правила отличаются от правил для чисел. Например, произведение не всегда дает тот же результат, что и умножение обычных чисел. Матрица может иметь более двух измерений, например трехмерная матрица. Кроме того, матрица может быть одномерной, состоящей из одной строки или одного столбца.
Многие естественные науки довольно часто используют матрицы. Во многих университетах курсы по матрицам (обычно называемые линейной алгеброй) преподаются очень рано, иногда даже на первом курсе. Матрицы также очень распространены в информатике, технике, физике, экономике и статистике.
Содержание
- Определения и обозначения
- Пример
- Операции
- Дополнение
- Умножение двух матриц
- Специальные матрицы
- Квадратная матрица
- Личность
- Обратная матрица
- Матрица с одним столбцом
- Детерминанты
- Свойства определителей
Определения и обозначения
Горизонтальные линии в матрице называются строками , а вертикальные линии называются столбцами . Матрица с m 90 264 строк и 90 263 n 90 264 столбцов называется матрицей 90 263 m 90 264 x 90 263 n 90 264 (или матрицей 90 263 m 90 264 × 90 263 n 90 264), а 90 263 m 90 264 и 90 263 n 9 ее измерениями называются
Места в матрице, где стоят числа, называются элементами . Запись матрицы A , которая находится в строке с номером i и столбце с номером j , называется записью i,j матрицы A . Это пишется как A [ i,j ] или a i,j .
Мы пишем, чтобы определить m × n матрицу A , где каждый элемент в матрице называется a i,j для всех 1 ≤ 3 ≤ 40263 i j ≤ n .
Пример
Матрица
— это матрица 4×3. Эта матрица имеет m=4 строки и n=3 столбца.
Элемент A [2,3] или a 2,3 равно 7.
Операции
Сложение
Главная страница: Сложение матриц
Сумма двух матриц i , j )-й элемент равен сумме ( i , j )-го элемента двух матриц:
Две матрицы имеют одинаковые размеры. Здесь верно (и вообще верно для матриц одинаковой размерности).
Умножение двух матриц
Главная: Умножение матриц
Умножение двух матриц немного сложнее:
Итак с номерами:
- Две матрицы можно перемножать друг с другом, даже если они имеют разные размеры, если количество столбцов в первой матрице равно количеству строк во второй матрице.
- Результат умножения, называемый произведением, представляет собой другую матрицу с тем же количеством строк, что и у первой матрицы, и тем же количеством столбцов, что и у второй матрицы.
- Умножение матриц некоммутативно, а это означает, что в общем случае .
- Умножение матриц ассоциативно, а это значит, что .
Специальные матрицы
Существуют специальные матрицы.
Квадратная матрица
Главная страница: Квадратная матрица
Квадратная матрица имеет столько же строк, сколько и столбцов, поэтому m=n.
Пример квадратной матрицы:
Эта матрица имеет 3 строки и 3 столбца: m=n=3.
Индивидуальность
Главная страница: Матрица идентичности
У каждой квадратной размерности матрицы есть специальный аналог, называемый «матрицей идентичности», представленный символом . В единичной матрице нет ничего, кроме нулей, за исключением главной диагонали, где все единицы. Например:
— единичная матрица. Существует ровно одной единичной матрицы для каждого набора квадратных измерений. Единичная матрица особенная, потому что при умножении любой матрицы на единичную матрицу всегда получается исходная матрица без изменений.
Обратная матрица
Main page: Обратимая матрица
Обратная матрица — это матрица, которая при умножении на другую матрицу равна единичной матрице. Например:
является инверсией .
Формула обратной матрицы 2×2:
Где определитель матрицы. В матрице 2×2 определитель равен:
Матрица с одним столбцом
Матрица, которая имеет много строк, но только один столбец, называется вектор-столбцом.
Определители
Главная страница: Определитель
Определитель берет квадратную матрицу и вычисляет простое число, скаляр. Чтобы понять, что означает это число, возьмите каждый столбец матрицы и нарисуйте его как вектор. Параллелограмм, нарисованный этими векторами, имеет площадь, которая является определителем. Для всех матриц 2×2 формула очень проста:
Для матриц 3×3 формула сложнее:
Не существует простых формул для определителей больших матриц, и многие программисты изучают, как заставить компьютеры быстро находить большие определители. .
Свойства определителей
Все определители следуют трем правилам. Это:
- Определитель единичной матрицы равен 1
- Если поменять местами две строки или два столбца матрицы, то определитель умножается на -1. Математики называют это чередованием и .
- Если все числа в одной строке или столбце умножить на другое число n , то определитель умножится на n . Кроме того, если матрица M имеет столбец v , который является суммой двух матриц столбцов и , тогда определитель M является суммой определителей M с вместо v и M с вместо против . Эти два условия называются полилинейностью .
Связанные страницы
- Собственные значения и собственные векторы
- Анализ матрицы
- Функция матрицы
- Численная линейная алгебра
- Система линейных уравнений
- Транспонировать
Изображения для детей
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Процитируйте эту статью:
Матрица (математика) Факты для детей. Энциклопедия Киддла.
Математика для глубокого обучения: матрица, сложение матриц и умножение матриц | Мишель Рекса | Фи Навыки
Чему вы научитесь:
Основное внимание уделяется интуитивному пониманию и возможности применять его на практике. Если вы заинтересованы в глубоком погружении в линейную алгебру, вот несколько замечательных ресурсов:
Робер Мессер, Linear Algebra: Gateway to Mathematics
Первоначально я планировал написать синтетическую статью, представляющую наиболее важные математические концепции для Глубокое обучение. Однако, когда я начал, я понял, что для тех, кто не знаком с этими понятиями, эффективнее и быстрее сосредоточиться на одном понятии сразу.
Поэтому я буду писать исключительно о матрицах и матрицах умножении ориентируясь на интуицию и практические советы. В будущих статьях я собираюсь обратиться к другим фундаментальным понятиям, таким как производная функции и закон больших чисел.
Что такое матрица?
Я люблю фильмы Матрица. Но мы не будем говорить об этом здесь. Вместо этого я хочу показать вам, что матрицы — это не какое-то эзотерическое заклинание, скрывающее темные секреты, которые могут понять только самые заядлые из нас.
Вы когда-нибудь играли в одну из этих карточных игр, где вам нужно табло? Если да, то у меня есть хорошая новость: вы уже знаете, что такое матрица , и вы можете в любой момент вспомнить, как она работает, реконструируя табло.
Как вы можете видеть на изображении выше, есть один столбец для каждого игрока и строка для каждого хода. Матрица заполняется значениями, представляющими счет конкретного игрока в определенный ход. Например, на третьем повороте у Даниэля было 4 очка.
Согласно Википедии:
«Матрица — это прямоугольный массив чисел или других математических объектов, для которых определены такие операции, как сложение и умножение».
Это определение матрицы тяготеет к трем понятиям:
- Измерение : фиксированное количество столбцов и фиксированное количество строк.
- Значения : значения, содержащиеся в матрице, должны быть согласованы. Если некоторые записи содержат информацию об апельсинах, а другие о никотине, ваша матрица будет бесполезна.
- Операции: набор инструментов для математических операций, таких как сложение и умножение.
Как и все в Математика , матрица — это идея , переведенная в определение и представленная с помощью обозначения .
Последнее несложно, мы просто заключаем числа в скобки или круглые скобки:
Если вы не привыкли к математике нотации , изображение выше может показаться пугающим в Первый взгляд. Давайте разберемся вместе.
Символы с зеленым и красным подчеркиванием представляют элементы матрицы:
Значение, найденное в первой строке и втором столбцеЭта нотация очень удобна, когда мы манипулируем огромными матрицами или когда мы хотим оставаться общими и выражать что-то для каждой матрицы с 90 578 90 613 m 90 614 90 579 строк и 90 578 90 613 n 90 614 90 579 столбцов. В этом случае мы бы сказали, что матрица имеет размеры (m, n).
Следующие матрица представляет табло, которое мы видели в предыдущем разделе:
Матричное представление табло вышеЕсли бы к игре присоединился другой игрок, нам пришлось бы добавить столбец для этого игрока в табло. То же самое произойдет с матрицей : нам потребуется 5 столбцов для представления всей игры.
Сложение матриц
Чтобы сложить две матрицы вместе, необходимо выполнить обычное сложение по записи, как на изображении ниже.
Вы могли заметить, что мы добавляем две матрицы с одинаковыми размерами. Это чрезвычайно важно для матриц. В Mathematics добавление (или любая другая операция) определяется значениями, которые вы добавляете. Вы можете думать об этом как о слове «медведь». В Finance , когда кто-то говорит «медведь», это обычно относится к падению фондового рынка, тогда как в лесу это обычно означает, что кто-то заметил медведя, и вам лучше убраться оттуда как можно быстрее. Здесь нам нужно помнить, что значение математической операции зависит от ее контекста .
Давайте рассмотрим простой пример, чтобы убедиться, что мы все на одной волне.
Предположим, мы хотим определить дополнение для эмодзи. Вы явно не можете использовать дополнение , которое вы изучаете в школе, но вы всегда можете создать для него правило.
Например, мы могли бы сказать следующее:
😃 + 🙁 = 😐
Здесь наше сложение представляет среднюю эмоцию. т.е. счастливое лицо с грустным лицом дает нейтральное лицо. Но вместо этого нас может заинтересовать подсчет количества лиц.
😃 + 🙁 = 2
Здесь добавление двух граней эквивалентно подсчету количества граней. Как видите, это совсем другое.
Если вам это интересно, я приглашаю вас ознакомиться с работами Джузеппе Пеано по аксиоматизации.
Подводя итог, добавление матрицы представляет собой двухэтапный процесс:
- Убедитесь, что размеры совпадают, т. е. обе матрицы имеют размерность (m,n)
- Суммируйте все записи с учетом их положения в матрице
Что происходит с умножением?
Умножение матриц
Умножение матриц — более сложная операция. Вы могли бы ожидать, что это работает как дополнение, но это не так.
Если вы когда-нибудь изучали Математику в средней школе, вы, возможно, помните, как решали уравнения с более чем одной переменной, например следующие: уравнения, а затем повторить процесс.
Оказывается, математики очень умны, и они поняли, что мы можем определить Умножение матриц таким образом, чтобы можно было автоматизировать метод решения приведенной выше системы уравнений.
Правила умножения матриц гарантируют, что следующее уравнение эквивалентно системе уравнений выше:
Как вы можете заметить, мы умножаем матрицу на вектор неизвестных переменных и з . Матрицы можно рассматривать как словари, которые позволяют переводить язык на другой. В нашем примере это означает, что мы переводим неизвестные переменные, чтобы получить правую часть уравнения. Столбцы матрицы представляют язык для перевода, а строки представляют язык, на который необходимо перевести.
Следовательно, матрица умножение не является коммутативным: вы не можете поменять порядок множителей и ожидать того же результата. Это означает, что вы обычно не может сказать, что a*b = b*a. Вы не можете этого сделать, потому что слева вы переводите с английского на китайский, а справа с китайского на английский. Я почти уверен, что английский и китайский — это не одно и то же.
Теперь, когда у вас есть интуиция, я дам вам рецепт умножения матриц. Предположим, что A и B представляют собой две матрицы с размерами соответственно (ma,na) и (mb, nb) и что вы вычисляете A * B.
- Вы можете выполнить матричное умножение тогда и только тогда, когда
- 9057 9057
- Результатом умножения является матрица с размерами (ma, nb) .
- Каждая запись новой матрицы будет суммой произведения соответствующей строки в столбце A и в столбце B. покажется яснее.
Допустим, мы перемножаем следующие матрицы:
Матрица слева имеет размерность (3, 2) : три строки и два столбца.
Матрица справа имеет размерность (2,1) : две строки и один столбец.Следовательно, количество столбцов первой матрицы равно количеству строк, и мы можем выполнить умножение.
Самый простой способ вычисления умножения следующий (используйте ручку и бумагу):
Зеленая и коричневая пунктирные линии показывают, какое число нужно умножать на каждом этапе процесса. Затем вы повторяете это для каждой строки в левой матрице:
Наконец, мы получаем желаемый результат:
Этот пример был очень простым, но что происходит, когда правильная матрица имеет более одного столбца?
Как видите, мы повторяем тот же процесс для каждой строки левой матрицы и каждого столбца правой.
В итоге мы получаем следующее:
Заключение
В этой статье мы дали неформальное введение в матрицы и их две наиболее важные операции. Я изо всех сил старался сделать статью, которая не предполагала каких-либо предварительных математических знаний.
За несколько минут вы узнали:- Что такое матрица
- Выполнить сложение матриц
- Выполнить умножение матриц
4 понять, как работают нейронные сети .
Матрицы можно использовать для распараллеливания вычислений. Вспомните умножение матриц выше.