Матрицы в математике примеры решения: умножение, сложение, вычитание. Как решать, с чего начать

Содержание

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА.

Раздел «Линейная алгебра»

Электронное учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса экономического факультета

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра высшей математики

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА.

Раздел «Линейная алгебра»

Электронное учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса экономического факультета

Кемерово 2009

Составитель: старший преподаватель Айнетдинова Л.Н.

Высшая математика. Раздел «Линейная алгебра». Электронное учебно-методическое пособие для студентов 1 курса экономического факультета./ сост. Л.Н. Айнетдинова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

– Кемерово, 2009. – 58 с.

Электронное учебно-методическое пособие написано по курсу Высшая математика. Раздел «Линейная алгебра» для студентов 1 курса экономического факультета в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Учебно-методическое пособие содержит вопросы, которые необходимо знать для изучения предложенной темы практического занятия, разработаны примеры задач, приведены задачи для работы в аудитории и для самостоятельной работы.

Рекомендовано методической комиссией математического факультета

«____» ________________ 2009 г.

Председатель методической комиссии факультета _______________ В.А. Шалаумов

Рекомендовано к утверждению на заседании кафедры высшей математики

«____» ________________ 2009 г.

Заведующий кафедрой

_____________ С.П. Брабандер

Содержание 4

Введение 5

Тема 1 6

Матрицы 6

Примеры решения задач 6

Тема 2 10

Свойства определителей 10

Примеры решения задач 10

Тема 3 14

Обратная матрица. Матричные уравнения. 14

Примеры решения задач 14

Тема 4 17

Система линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) 17

Примеры решения задач 17

Тема 5 21

Ранг матрицы СЛАУ. 21

Примеры решения задач 21

Тема 6 25

Однородная система линейных уравнений. ФСР. 25

Примеры решения задач 25

Тема 7 28

Линейная зависимость векторов. 28

Базис и размерность линейного пространства. 28

Примеры решения задач 29

Тема 8 35

Линейные операторы. 35

Тема 9 37

Квадратичные формы. 37

Тема 10 39

Аналитическая геометрия на плоскости. Простейшие задачи. 39

Тема 11 41

Кривые второго порядка. 41

Тема 12 44

Прямая и плоскость в пространстве. 44

Тема 13 46

Векторная алгебра. 46

Справочные материалы 48

ГЛОССАРИЙ 50

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ 54

Литература 58

Введение

Учебно-методическое пособие по курсу «Высшая математика» разработано в соответствии с типовой учебной программой и преследует собой – устранить недостаточность и разрозненность задачников по данному курсу.

Данное пособие предназначено для изучения следующих разделов курса: «Линейная алгебра», «Векторная алгебра», «Аналитическая геометрия».

К каждой теме приведены вопросы, которые необходимо знать для изучения предложенной темы. Представлены примеры для решения студентами, как на практических занятиях, так и для выполнения домашних заданий. В конце пособия приведен глоссарий к разделу «Линейная алгебра» и справочный материал по теме «Векторная алгебра».

Тема 1 Матрицы

  1. Контрольные вопросы.

  1. Что называется матрицей?

  2. Что понимается под операцией транспонирования матрицы? Существует ли транспонированная матрица для матрицы ?

  3. Свойства операции транспонирования матриц

  1. Записать в развернутом виде матрицу

  2. Можно ли сложить две матрицы с размерами

  3. Как перемножаются матрицы? Можно ли умножить матрицу с размерами на матрицу с такими же размерами.

  4. Как связаны между собой минор и алгебраическое дополнение элемента ? Запишите минор и алгебраическое дополнение элемента .

Примеры решения задач

Пример 1. Вычислить произведение матриц .

Решение. Перемножим матрицы, умножая элементы каждой строки на соответствующие элементы каждого столбца.

Пример 2. Доказать, что матрица удовлетворяет уравнению

Решение. Подставим матрицу в исходное уравнение

Следовательно, матрица является корнем матричного уравнения .

  1. Задания

    1. Даны матрицы . Вычислите

    1. Найти значение многочлена от матрицы :

    1. Как изменится произведение матриц , если:

а) переставить ю и ю строки ;

б) к -й строке матрицы прибавить -ую строку, умноженную на число ;

в) переставить -й и -й столбцы матрицы ;

г) к -му столбцу матрицы прибавить -й столбец, умноженный на число .

    1. Найдите те из произведений матриц , которые существуют:

    1. Вычислить , где

    1. Какие из следующих операций можно провести с матрицами А, В?

    1. Является ли матрица корнем уравнения

Собственные числа и вектора матриц. Методы их нахождения

Подробности
Просмотров: 269212

Рейтинг:  4 / 5

Литература: Сборник задач по математике. Часть 1. Под ред А. В. Ефимова, Б. П. Демидовича.

 

Квадратная таблица $$A=\begin{pmatrix}a_{11}&a_{12}\\a_{21}&a_{22}\end{pmatrix}$$ составленная из четырех действительных или комплексных чисел называется квадратной матрицей 2-го порядка.

Определителем 2-го порядка, соответствующим матрице $A$ (или просто определителем матрицы $A$) называется число $$\det A=\begin{vmatrix}a_{11}&a_{12}\\a_{21}&a_{22}\end{vmatrix}=a_{11}a_{22}-a_{12}a_{21}.$$

Аналогично если $$A=\begin{pmatrix}a_{11}&a_{12}&a_{13}\\a_{21}&a_{22}&a_{23}\\a_{31}&a_{32}&a_{33}\end{pmatrix}$$

— квадратная матрица 3-го порядка, то соответсвующим ей определителем 3-го порядка называется число

$$\det A=\begin{vmatrix}a_{11}&a_{12}&a_{13}\\a_{21}&a_{22}&a_{23}\\a_{31}&a_{32}&a_{33}\end{vmatrix}=$$ $$a_{11}a_{22}a_{33}+a_{21}a_{32}a_{13}+a_{12}a_{23}a_{31}-a_{13}a_{22}a_{31}-a_{12}a_{21}a_{33}-a_{23}a_{32}a_{11}.$$

Эту формулу называют «правило треугольника»: одно из трех слагаемых, входящих в правую часть со знаком «+», есть произведение элементов главной диагонали матрицы, каждое из двух других — произведение элементов лежащих на параллели к этой диагонали и элемента из противоположного угла матрицы, а слагаемые, входящие в со знаком минус, строятся таким же образом, но относительно второй (побочной) диагонали.

2+5x+4=0:$

$D=25-16=9$

$x_1=\frac{-5-3}{2}=-4;\qquad x_2=\frac{-5+3}{2}=-1.$

Ответ: $x_1=-4;\,\,\, x_2=-1.$

 {jumi[*4]}

 

3.13. $\begin{vmatrix}3&4&-5\\8&7&-2\\2&-1&8\end{vmatrix}.$

Решение.

$\begin{vmatrix}3&4&-5\\8&7&-2\\2&-1&8\end{vmatrix}=3\cdot 7\cdot8+(-5)\cdot 8\cdot(-1)+4\cdot(-2)\cdot2-(-5)\cdot7\cdot2-$

$-4\cdot8\cdot8-3\cdot(-2)\cdot(-1)=168+40-16+70-256-6=0.$

Ответ: $0.$

 

3.16. $\begin{vmatrix}\sin\alpha&\cos\alpha&1\\\sin\beta&\cos\beta&1\\\sin\gamma&\cos\gamma&1\end{vmatrix}.$

 Решение.

 $\begin{vmatrix}\sin\alpha&\cos\alpha&1\\\sin\beta&\cos\beta&1\\\sin\gamma&\cos\gamma&1\end{vmatrix}=\sin\alpha\cos\beta+\sin\beta\cos\gamma+\cos\alpha\sin\gamma-$

$-\cos\beta\sin\gamma-\sin\alpha\cos\gamma-\cos\alpha\sin\beta=$

$=\sin(\alpha-\beta)+\sin(\beta-\gamma)+\sin(\gamma-\alpha). T=\det A.$

2) Если все элементы строки (столбца) умножить на одно и тоже число, то определитель умножится на это число.

3) Если поменять местами две строки (столбца), то определитель поменяет знак. В частности, если две строки (столбца) равны, то определитель равен нулю.

4) Если каждый элемент некоторой строки (столбца) определителя представлен в виде суммы двух слагаемых, то определитель равен сумме двух определителей, у которых все строки (столбцы), кроме данной, прежние, а в данной строке (столбце) в первом определителе стоят первые, а во втором — вторые слагаемые.

5) Если одна строка (столбец) является линейной комбинацией других строк (столбцов), то определитель равен нулю.

6) Определитель не меняется если к одной из его строк (столбцов) добавить линейную комбинацию его других строк (столбцов).

 

Примеры:

3.24. Используя свойства определителя доказать следующее тождество: $\begin{vmatrix}a_1+b_1x&a_1-b_1x&c_1\\a_2+b_2x&a_2-b_2x&c_2\\a_3+b_3x&a_3-b_3x&c_3\end{vmatrix}=$ $-2x\begin{vmatrix}a_1&b_1&c_1\\a_2&b_2&c_2\\a_3&b_3&c_3\end{vmatrix}. $

Доказательство.

$\begin{vmatrix}a_1+b_1x&a_1-b_1x&c_1\\a_2+b_2x&a_2-b_2x&c_2\\a_3+b_3x&a_3-b_3x&c_3\end{vmatrix}=$

 $\begin{vmatrix}a_1&a_1-b_1x&c_1\\a_2&a_2-b_2x&c_2\\a_3&a_3-b_3x&c_3\end{vmatrix}+$ $\begin{vmatrix}b_1x&a_1-b_1x&c_1\\b_2x&a_2-b_2x&c_2\\b_3x&a_3-b_3x&c_3\end{vmatrix}=$ 

 

$=\begin{vmatrix}a_1&a_1&c_1\\a_2&a_2&c_2\\a_3&a_3&c_3\end{vmatrix}-$ $\begin{vmatrix}a_1&b_1x&c_1\\a_2&b_2x&c_2\\a_3&b_3x&c_3\end{vmatrix}+$ $\begin{vmatrix}b_1x&a_1&c_1\\b_2x&a_2&c_2\\b_3x&a_3&c_3\end{vmatrix}-$ $\begin{vmatrix}b_1x&b_1x&c_1\\b_2x&b_2x&c_2\\b_3x&b_3x&c_3\end{vmatrix}=$ 

$-\begin{vmatrix}a_1&b_1x&c_1\\a_2&b_2x&c_2\\a_3&b_3x&c_3\end{vmatrix}+$ $\begin{vmatrix}b_1x&a_1&c_1\\b_2x&a_2&c_2\\b_3x&a_3&c_3\end{vmatrix}=$ $-\begin{vmatrix}a_1&b_1x&c_1\\a_2&b_2x&c_2\\a_3&b_3x&c_3\end{vmatrix}-$ $\begin{vmatrix}a_1&b_1x&c_1\\a_2&b_2x&c_2\\a_3&b_3x&c_3\end{vmatrix}=$ 

$-2\begin{vmatrix}a_1&b_1x&c_1\\a_2&b_2x&c_2\\a_3&b_3x&c_3\end{vmatrix}=$ $-2x\begin{vmatrix}a_1&b_1&c_1\\a_2&b_2&c_2\\a_3&b_3&c_3\end{vmatrix}. {3+4}\begin{vmatrix}2&-3&4\\4&-2&3\\3&-1&4\end{vmatrix}=$

$=a(-27-8-8+3+24+24)-b(18+16+24-9-16-48)+$

$+c(-12-4-18+6+4+36)-d(-16-16-27+24+6+48)=$

$=8a+15b+12c-19d.$

Ответ: $8a+15b+12c-19d.$

   {jumi[*4]}

3.61. Вычислить определитель: $\begin{vmatrix}2&1&1&1&1\\1&3&1&1&1\\1&1&4&1&1\\1&1&1&5&1\\1&1&1&1&6\end{vmatrix}.$

Решение.

 Вычислим этот определитель с помощью приведения определителя к треугольному виду:

$\begin{vmatrix}2&1&1&1&1\\1&3&1&1&1\\1&1&4&1&1\\1&1&1&5&1\\1&1&1&1&6\end{vmatrix}=$ от каждой из первых четырех строк отнимем пятую $=\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\1&1&1&1&6\end{vmatrix}=$ от пятой строки отнимем первую, затем пятую строку умножим на два 

$=\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&1&1&1&11\end{vmatrix}=$ $\frac{1}{2}\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&2&2&2&22\end{vmatrix}=$ Далее от пятой строки отнимем вторую, после чего пятую строку умножим на $\frac{3}{2}:$ $=\frac{1}{2}\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&0&2&2&27\end{vmatrix}=$ $\frac{1}{2}\frac{2}{3}\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&0&3&3&40,5\end{vmatrix}=$ Теперь от пятой строки отнимем третью, после чего пятую строку умножим на $\frac{4}{3}:$ $=\frac{1}{3}\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&0&0&3&45,5\end{vmatrix}=$ $\frac{1}{3}\frac{3}{4}\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&0&0&4&\frac{182}{3}\end{vmatrix}=$ Отнимем от пятой строки четвертую и перемножив диагональные элементы получаем ответ: $=\frac{1}{4}\begin{vmatrix}1&0&0&0&-5\\0&2&0&0&-5\\0&0&3&0&-5\\0&0&0&4&-5\\0&0&0&0&\frac{197}{3}\end{vmatrix}=$ $=\frac{1}{4}\cdot2\cdot3\cdot4\cdot\frac{197}{3}=394. 2.$

 

Вычислить определители, используя подходящее разложение по строке или столбцу.

 

3.51. $\begin{vmatrix}-1&5&2\\0&7&0\\1&2&0\end{vmatrix}.$

Ответ: $-14.$

 

3.52. $\begin{vmatrix}2&1&0\\1&2&1\\0&1&2\end{vmatrix}.$

Ответ: $4.$

 

3.54. (б) $\begin{vmatrix}5&a&2&-1\\4&b&4&-3\\2&c&3&-2\\4&d&5&-4\end{vmatrix}.$

Ответ: $2a-8b+c+5d.$

 

3.62. Вычислить определитель: $\begin{vmatrix}5&6&0&0&0\\1&5&6&0&0\\0&1&5&6&0\\0&0&1&5&6\\0&0&0&1&5\end{vmatrix}.$

Ответ: $665.$

  {jumi[*4]}

матриц с примерами и вопросами с решениями

матрицы с примерами и вопросами с решениями
\( \) \( \) \( \) \( \) \( \) \( \)

Приведены примеры и вопросы по матрицам вместе с их решениями.

Определение матрицы

Ниже приведены примеры матриц (множественное число от матрицы ).
Матрица m × n (читается «m на n») представляет собой расположение чисел (или алгебраических выражений) в m строк и n столбцов . Каждое число в данной матрице называется элементом или записью .
Нулевая матрица имеет все элементы, равные нулю.

Пример 1
Следующая матрица имеет 3 строки и 6 столбцов.

Порядок (или размеры, или размер) матрицы указывает количество строк и количество столбцов матрицы. В этом примере порядок матрицы равен 3 × 6 (читается «3 на 6»).

Запись матрицы (или элемент)

Элемент (или элемент) в строке i и столбце j матрицы A (заглавная буква A) обозначается символом \((A)_{ij} \) или \( a_{ij} \ ) (строчная буква а).
Пример 2
В матрице A, показанной ниже, \(a_{11} = 5 \), \(a_{12} = 2 \) и т. д. . .. или \( (A)_{11} = 5 \ ), \( (A)_{12} = 2 \) и т. д. … \[ \textbf{А} = \begin{bматрица} 5 и 2 и 7 и -3 \\ -9 и -2 и -7 и 11\\ \end{bmatrix} = \begin{bmatrix} а_{11} и а_{12} и а_{13} и а_{14} \\ а_{21} и а_{22} и а_{23} и а_{24} \\ \end{bmatrix} \]

Квадратная матрица

Квадратная матрица имеет количество строк, равное количеству столбцов.
Пример 3
Для каждой приведенной ниже матрицы определите порядок и укажите, является ли она квадратной матрицей.
\[ а) \begin{bmatrix} -1 и 1 и 0 и 3 \\ 4 и -3 и -7 и -9\\ \end{bmatrix} \;\;\;\; б) \begin{bmatrix} -6 & 2 & 0 \\ 3&-3&4\ -5 и -11 и 9 \end{bmatrix} \;\;\;\; \\ в) \begin{bmatrix} 1 и -2 и 5 и -2 \end{bmatrix} \;\;\;\; г) \begin{bmatrix} -2 и 0 \\ 0 и -3 \end{bmatrix} \;\;\;\; д) \begin{bmatrix} 3 \end{bmatrix} \]
Решения
а) порядок: 2 × 4. Количество строк и столбцов не равно, поэтому матрица не квадратная.
б) порядок: 3 × 3. Количество строк и столбцов одинаковое, поэтому эта матрица является квадратной матрицей.
c) порядок: 1 × 4. Количество строк и столбцов не равно, поэтому матрица не квадратная. Матрица с одной строкой называется матрицей-строкой (или вектором-строкой).
г) порядок: 2 × 2. Количество строк и столбцов одинаково, поэтому это квадратная матрица.
e) порядок: 1 × 1. Количество строк и столбцов одинаково, поэтому эта матрица является квадратной матрицей.

Матрица идентичности

Единичная матрица I n представляет собой квадратную матрицу размера n × n, в которой все ее элементы по диагонали равны 1, а все остальные элементы равны нулю.
Пример 4
Ниже приведены все матрицы идентичности. \[I_1= \begin{bmatrix} 1\\ \end{bmatrix} \четверка, \четверка I_2= \begin{bmatrix} 1 и 0\\ 0 и 1 \end{bmatrix} \quad , \quad I_3= \begin{bmatrix} 1 и 0 и 0\\ 0 и 1 и 0 \\ 0 и 0 и 1 \end{bmatrix} \]

Диагональная матрица

Диагональная матрица — это квадратная матрица, все элементы которой (элементы) равны нулю, за исключением элементов главной диагонали сверху слева направо снизу. \[A = \begin{bmatrix} 6 и 0 и 0 \\ 0 и -2 и 0 \\ 0 и 0 и 2 \end{bmatrix} \]

Треугольная матрица

Верхняя треугольная матрица — это квадратная матрица, у которой все элементы ниже главной диагонали равны нулю. Матрица U, показанная ниже, является примером верхней треугольной матрицы. Нижняя треугольная матрица — это квадратная матрица, все элементы которой выше главной диагонали равны нулю. Показанная ниже матрица L является примером нижней треугольной матрицы.
\(U = \begin{bmatrix} 6 и 2 и -5 \\ 0 и -2 и 7 \\ 0 и 0 и 2 \end{bmatrix} \qquad L = \begin{bmatrix} 6 и 0 и 0 \\ -2 и -2 и 0 \\ 10 и 9Т\).
Пример 6
Симметричные матрицы \[ \begin{bmatrix} 4&-2&1\ -2&5&7\ 1 и 7 и 8 \end{bmatrix} \]

Вопросы по матрицам: часть A

Учитывая матрицы: \[ А = \begin{bmatrix} -1 и 23 и 10\ 0&-2&-11\ \end{bmatrix} ,\четверка B = \begin{bmatrix} -6&2&10\ 3&-3&4\ -5&-11&9\ 1 и -1 и 9 \end{bmatrix} ,\четверка С = \begin{bmatrix} -3 и 2 и 9 и -5 и 7 \end{bматрица} \\ D = \begin{bmatrix} -2 и 6\ -5 и 2\\ \end{bmatrix} ,\четверка Е = \begin{bmatrix} 3 \end{bmatrix} ,\четверка F = \begin{bmatrix} 3\\ 5\\ -11\ 7 \end{bmatrix} ,\четверка G = \begin{bmatrix} -6&-4&23\ -4 и -3 и 4 \\ 23 и 4 и 9Т\).

Вопросы по матрицам: часть B

1) Учитывая матрицы: \[ А = \begin{bmatrix} 23 и 10\ 0 & -11 \\ \end{bmatrix} ,\четверка B = \begin{bmatrix} -6 & 0 & 0 \\ -1 и -3 и 0 \\ -5 и 3 и -9 \\ \end{bmatrix} ,\четверка С = \begin{bmatrix} -3 и 0\\ 0 и 2 \end{bматрица} \\ ,\четверка D = \begin{bmatrix} -7 и 3 и 2 \ 0 и 2 и 4 \\ 0 и 0 и 9 \\ \end{bmatrix} ,\четверка Е = \begin{bmatrix} 12 & 0 & 0 \\ 0 и 23 и 0 \\ 0 и 0 и -19Т = \begin{bmatrix} -6 и -4 и 23\\ -4 и -3 и 4\\ 23 и 4 и 9 \end{bmatrix} \]

Ответы на вопросы в части B

а) С и Е
б) Б
в) А и Г

Больше Справок и ссылок

  • Сложение, вычитание и скалярное умножение матриц
  • Умножение и мощность матриц
  • Линейная алгебра
  • Операции со строками и элементарные матрицы
  • Матрица (математика)
  • Матрицы, применяемые к электрическим цепям
  • Обратная квадратная матрица

Матрицы и линейная алгебра (математика)

Матрицы и линейная алгебра (математика)
Математика    

Вопросы вычислений

Одной из наиболее важных задач технических вычислений является решение одновременных линейных уравнений. В матричной записи эту задачу можно сформулировать следующим образом.

Для заданных двух матриц A и B существует уникальная матрица X , такая что AX = B или XA = B ?

Поучительно рассмотреть пример 1 на 1.

Уравнение

есть уникальное решение?

Конечно, да. Уравнение имеет единственное решение x = 3. Решение легко получается делением на .

Решение , а не обычно получается путем вычисления обратного 7, то есть 7 -1  = 0,142857…, а затем умножения 7 -1 на 21. , если 7 -1 представлено конечным числом цифр, менее точно. Аналогичные соображения применимы к системам линейных уравнений с более чем одним неизвестным;
MATLAB решает такие уравнения без вычисления обратной матрицы.

Хотя это не стандартная математическая запись, MATLAB использует терминологию деления, известную в скалярном случае, для описания решения общей системы одновременных уравнений. Два символа деления, косая черта , / и обратная косая черта , \ используются для двух ситуаций, когда неизвестная матрица появляется слева или справа от матрицы коэффициентов.

Х = А\В
Обозначает решение матричного уравнения AX = B .
Х = Б/А
Обозначает решение матричного уравнения XA = В .

Вы можете думать о «делении» обеих частей уравнения AX = B или XA = B на A . Матрица коэффициентов A всегда находится в «знаменателе».

Условия совместимости размеров для X = A\B требуют, чтобы две матрицы A и B имели одинаковое количество строк. Решение X имеет то же количество столбцов, что и B , а размерность его строки равна размерности столбца A . Для X = B/A роли строк и столбцов меняются местами.

На практике линейные уравнения вида AX = B встречаются чаще, чем уравнения вида XA = B . Следовательно, обратная косая черта используется гораздо чаще, чем косая черта. Оставшаяся часть этого раздела посвящена оператору обратной косой черты; соответствующие свойства оператора косой черты можно вывести из тождества

  •  (В/А)' = (А'\В')
     

Матрица коэффициентов A не обязательно должна быть квадратной. Если A равно м на n , возможны три случая.

м = п

Квадратная система. Ищите точное решение.

м > п

Переопределенная система.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015 - 2019 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таловская средняя школа»

Карта сайта