Основы высшей математики — Высшая математика — Теория, тесты, формулы и задачи
Оглавление:
Основные теоретические сведения
Матрицы
К оглавлению…
Матрицей называют прямоугольную таблицу, заполненную числами. Важнейшие характеристики матрицы – число строк и число столбцов. Если у матрицы одинаковое число строк и столбцов, ее называют квадратной. Обозначают матрицы большими латинскими буквами.
Сами числа называют элементами матрицы и характеризуют их положением в матрице, задавая номер строки и номер столбца и записывая их в виде двойного индекса, причем вначале записывают номер строки, а затем столбца. Например, a14 есть элемент матрицы, стоящий в первой строке и четвертом столбце, a32 стоит в третьей строке и втором столбце.
Главной диагональю квадратной матрицы называют элементы, имеющие одинаковые индексы, то есть те элементы, у которых номер строки совпадает с номером столбца. Побочная диагональ идет «перпендикулярно» главной диагонали.
Особую важность представляют собой так называемые единичные матрицы. Это квадратные матрицы, у которых на главной диагонали стоят 1, а все остальные числа равны 0. Обозначают единичные матрицы E. Матрицы называют равными, если у них равны число строк, число столбцов, и все элементы, имеющие одинаковые индексы, равны. Матрица называется нулевой, если все ее элементы равны 0. Обозначается нулевая матрица О.
Простейшие действия с матрицами
1. Умножение матрицы на число. Для этого необходимо умножить каждый элемент матрицы на данное число.
2. Сложение матриц. Складывать можно только матрицы одинакового размера, то есть имеющие одинаковое число строк и одинаковое число столбцов. При сложении матриц соответствующие их элементы складываются.
3. Транспонирование матрицы. При транспонировании у матрицы строки становятся столбцами и наоборот. Полученная матрица называется транспонированной и обозначается A T. Для транспонирования матриц справедливы следующие свойства:
4. Умножение матриц. Для произведения матриц существуют следующие свойства:
- Умножать можно матрицы, если число столбцов первой матрицы равно числу строк второй матрицы.
- В результате получится матрица, число строк которой равно числу строк первой матрицы, а число столбцов равно числу столбцов второй матрицы.
- Умножение матриц некоммутативно. Это значит, что от перестановки местами матриц в произведении результат меняется. Более того, если можно посчитать произведение A∙B, это совсем не означает, что можно посчитать произведение B∙A.
- Пусть C = A∙B. Для определения элемента матрицы С, стоящего в i-той строке и k-том столбце необходимо взять i-тую строку первой умножаемой матрицы и k-тый столбец второй. Далее поочередно брать элементы этих строки и столбца и умножать их. Берем первый элемент из строки первой матрицы и умножаем на первый элемент столбца второй матрицы. Далее берем второй элемент строки первой матрицы и умножаем на второй элемент столбца второй матрицы и так далее. А потом все эти произведения надо сложить.
Свойства произведения матриц:
Определитель матрицы
Определителем (детерминантом) квадратной матрицы А называется число, которое обозначается detA, реже |A| или просто Δ, и вычисляется определённым образом. Для матрицы размера 1х1 определителем является сам единственный элемент матрицы. Для матрицы размера 2х2 определитель находят по следующей формуле:
Миноры и алгебраические дополнения
Рассмотрим матрицу А. Выберем в ней s строк и s столбцов. Составим квадратную матрицу из элементов, стоящих на пересечении полученных строк и столбцов. Минором матрицы А порядка s называют определитель полученной матрицы.
Рассмотрим квадратную матрицу А. Выберем в ней s строк и s столбцов. Дополнительным минором к минору порядка s называют определитель, составленный из элементов, оставшихся после вычеркивания данных строк и столбцов.
Алгебраическим дополнением к элементу aik квадратной матрицы А называют дополнительный минор к этому элементу, умноженный на (–1)i+k, где i+k есть сумма номеров строки и столбца элемента aik. Обозначают алгебраическое дополнение Aik.
Вычисление определителя матрицы через алгебраические дополнения
Рассмотрим квадратную матрицу А. Для вычисления ее определителя необходимо выбрать любую ее строку или столбец и найти произведения каждого элемента этой строки или столбца на алгебраическое дополнение к нему. А дальше надо просуммировать все эти произведения.
Когда будете считать алгебраические дополнения, не забывайте про множитель (–1)
Расчет алгебраического дополнения может сводиться к расчету определителя размером более чем 2х2. В этом случае такой расчет также нужно проводить через алгебраические дополнения, и так далее до тех пор, пока алгебраические дополнения, которые нужно будет считать, не станут размером 2х2, после чего воспользоваться формулой выше.
Обратная матрица
К оглавлению…
Рассмотрим квадратную матрицу А. Матрица A–1 называется обратной к матрице А, если их произведения равны единичной матрице. Обратная матрица существует только для квадратных матриц. Обратная матрица существует, только если матрица А невырождена, то есть ее определитель не равен нулю. В противном случае обратную матрицу посчитать невозможно. Для построения обратной матрицы необходимо:
- Найти определитель матрицы.
- Найти алгебраическое дополнение для каждого элемента матрицы.
- Построить матрицу из алгебраических дополнений и обязательно транспонировать ее. Часто про транспонирование забывают.
- Разделить полученную матрицу на определитель исходной матрицы.
Таким образом, в случае, если матрица А имеет размер 3х3, обратная к ней матрица имеет вид:
Производная
К оглавлению…
Рассмотрим некоторую функцию f(x), зависящую от аргумента x. Пусть эта функция определена в точке x0 и некоторой ее окрестности, непрерывна в этой точке и ее окрестностях. Рассмотрим небольшое изменение аргумента функции ∆x. Пусть при этом функция изменилась на ∆f(x). Тогда производной функции в данной точке называется следующее отношение:
Если у функции можно рассчитать производную, то функцию называют
Все обозначения равнозначны. Допустимо использовать любое. На практике, конечно, никто не считает производную по определению. Все проще. Для начала необходимо запомнить таблицу производных элементарных функций. По определению, все элементарные функции (те функции, которые Вы изучали в школе) дифференцируемы на всей области определения. Затем также нужно освоить правила дифференцирования.
Таблица производных
Правила вычисления производной
Матрицы. Вся теория и задачи с решениями или ответами
К оглавлению…
Производные. Вся теория и задачи с решениями или ответами
К оглавлению…
educon.by
Высшая математика 1 курс
Замечание 1
Курс высшей математики в вузах различается как продолжительностью изучения, так и наполнением тем для изучения. Но существует определенный неизменяемый перечень тем, обязательных для изучения студентами. Дадим краткую характеристику основным темам, которые изучаются на $1$ курсе вуза.
Линейная алгебра
Матрицы и действия над ними
Рассматриваются матрицы, которые содержат m строк и n столбцов.
Изучаются равные матрицы, квадратные, диагональные, единичные, треугольные и трапецевидные матрицы.
Над матрицами выполняются следующие виды действий:
- сложение матриц одинакового размера;
- умножение матрицы на вектор-столбец;
- умножение матрицы на число;
- умножение матриц, причем вводится понятие согласованности и транспортирования матриц;
Определитель квадратной матрицы
Рассматривается понятие определителя для матриц до 4-го порядка.
Основные свойства определителей:
- Если А и В являются квадратными матрицами, то $|AB|=|BA|=|A| \times |B|$. Причем $AB \ne BA$.
- $|A|=|A^T|$.
- Определитель равен нулю, если он содержит нулевой ряд или $2$ одинаковых параллельных ряда.
- Для диагональной и треугольной матриц определитель равен произведению чисел главной диагонали.
- Общий множитель любого ряда определителя можно вынести за его знак.
Рассматривается понятие минора и теорема Лапласа (о разложении определителя).
Обратная матрица
Алгоритм нахождения обратной матрицы при условии, что матрица $A$ – невырожденная и ее определитель не равен нулю:
- Каждый элемент матрицы заменяется его алгебраическим дополнением, получается союзная матрица.
- Союзная матрица транспонируется.
- Выполняется деление каждого элемента союзной матрицы на определитель матрицы.
Ранг матрицы
Ранг матрицы рассматривается как максимальное число линейно-зависимых строк матрицы и наибольшее из порядков отличных от нуля миноров данной матрицы.
Свойства:
- Ранг матрицы не изменяется при транспонировании.
- При вычеркивании нулевого ряда ранг не изменяется.
- Ранг матрицы не изменяется при выполнении элементарных преобразований.
- Ранг треугольной матрицы равен числу ненулевых элементов, расположенных на главной диагонали.
Метод Крамера решения невырожденных систем СЛАУ
Уравнение $AX=B$, где $|A| \ne 0$ решается так:
$a_k=\frac{|A_k |}{|A|}$ , где $A_k$ можно получить из $A$ заменой какого столбца на столбец свободного члена $B$.
Метод Гаусса
Вводится понятие расширенной матрицы, совместной и определенной системы уравнений, равносильных систем уравнений, однородной системы линейных уравнений.
Правило решения системы уравнений:
Найти ранг основной ($rA$) и расширенной ($r \bar{A}$):
- Если $rA \ne r \bar{A}$, то система несовместна;
- Если $rA=r \bar{A}=r$, то система совместна и находят базисный минор порядка $r$:
- берутся $r$ уравнений, из коэффициентов которых составляется базисный минор, остальные отбрасываются. Неизвестные, коэффициенты которых составляют минор, называются главными. Их записывают слева, а остальные $(n-r)$ – справа;
- выражают главные неизвестные через свободные и получают общее решение системы;
- свободным неизвестным дают произвольное значение и получают частные решения.
Элементы векторной алгебры
Векторы
Изучается понятие вектора, длина и направление вектора, противоположный вектор, нулевой вектор, коллинеарные и компланарные векторы.
Операции над векторами
Рассматриваются операции над векторами:
- умножение вектора на число;
- сумма векторов;
- скалярное, векторное и смешанное произведение векторов.
Аналитическая геометрия
Прямая на плоскости
Несколько видов уравнений описывают прямую на плоскости: уравнение с угловым коэффициентом, уравнение прямой через точку и направление, уравнение через 2 точки, уравнение в отрезках, уравнение через данную точку перпендикулярно вектору, нормальное уравнение прямой.
Традиционно рассматривается формула для нахождения угла между прямыми, условия перпендикулярности и параллельности прямых и расстояния от точки до прямой.
Плоскость в пространстве
Плоскость в пространстве задается с помощью различных видов уравнения: уравнение через точку перпендикулярно к вектору, уравнение через 3 точки, нормальное уравнение плоскости, уравнение в отрезках.
Рассматривается угол между плоскостями и расстояние от точки до плоскости.
Прямая в пространстве
Канонические уравнения прямой или уравнения прямой с направляющими коэффициентами, уравнения в параметрическом виде, общее и векторное уравнение прямой, уравнение прямой через 2 точки в пространстве. Формула угла между прямыми.
Взаимное расположение плоскостей, прямых и прямой и плоскости
Для каждого из вариантов расположения предлагается формула для нахождения угла между плоскостями, прямыми и прямой и плоскостью, а также условия параллельности и перпендикулярности плоскостей, прямых, прямой и плоскости.
Отдельно изучается пересечение прямой с плоскостью и условие принадлежности прямой плоскости.
Линии второго порядка
Эллипс
Кроме основного канонического уравнения эллипса изучаются понятия эксцентриситета и директрис.
Гипербола
Изучается каноническое уравнение гиперболы, уравнения асимптот, понятие эксцентриситета, директрисы и фокальных радиусов.
Парабола
Рассматривается понятие полуфокального диаметра параболы и каноническое уравнение параболы.
Замечание 2
Изучение высшей математики на первом курсе, как правило, заканчивается изучением раздела «Линии второго порядка», но может варьироваться в зависимости от учебных планов, программ и специальностей.
spravochnick.ru
Матрицы — Введение
Каталин Дэвид
Матрица — это прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов, содержащих числа.
Общий вид матрицы выглядит таким образом:
Элементы матрицы обозначаются $a_{n,m}$, где m — номер строки, а n — номер столбца, на пересечении которых находится данный элемент.
Пример 1
$A= \begin{pmatrix} 1 & 0 & 2\\ 3 & 1 & 4\\ \end{pmatrix} $
A — матрица из 2 строк и 3 столбцов, в которой число 2 стоит в первой строке, третьем столбце.
Пример 2
$A= \begin{pmatrix} 1 & 5 & 2\\ 8 & 7 & 3\\ \end{pmatrix} $
B — матрица из 3 строк и 2 столбцов, в которой число 8 стоит во второй строке, втором столбце.
Матрица с равным числом строк и столбцов называется квадратной матрицей.
Пример 3 $A= \begin{pmatrix} 1 & 2 & 3\\ 2 & 5 & 1\\ \end{pmatrix} $
C — матрица из 3 строк и 3 столбцов
D — общий вид квадратной матрицы.
$D= \begin{pmatrix} \color{red}{a_{1,1}} & a_{1,2} & a_{1,3} & . & . & \color{blue}{a_{1,n}}\\ a_{2,1} & \color{red}{a_{2,2}} & a_{2,3} & . & \color{blue}{a_{2,n-1}} & a_{2,n}\\ a_{3,1} & a_{3,2} & \color{red}{a_{3, \color{blue}{3}}} & . & . & a_{3,n}\\ . & \color{blue}{a_{n-1,2}} & . & . & .& .\\ \color{blue}{a_{n,1}} & a_{n,2} & a_{n,3} & . & . & \color{red}{a_{n,n}}\\ \end{pmatrix}$
Элементы главной диагонали выделены красным цветом, а на побочной диагонали — синим.
Квадратная матрица, у которой все элементы главной диагонали равны 1, а все остальные элементы равны 0, называется единичной матрицей.
Пример 4
$A= \begin{pmatrix} 1 & 0 & 2\\ 0 & 1 & 4\\ \end{pmatrix} $
Пример 5
$I_{3}= \begin{pmatrix} 1 & 0 & 0\\ 0 & 1 & 0\\ 0 & 0 & 1\\ \end{pmatrix}$
Транспонированная матрица получается, если в исходной матрице заменить строки на столбцы. Если дана матрица A, то транспонированная матрица A обозначается $A^{T}$.
Пример 6
$A=\begin{pmatrix} 1 & 3\\ 5 & 9 \end{pmatrix}$ | тогда | $A^{T}=\begin{pmatrix} 1 & 5\\ 3 & 9 \end{pmatrix}$ |
www.math10.com
План-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме: Лекция по математике. Раздел 1. Линейная алгебра. Тема: Матрицы и определители.Занятие №1.
Раздел 1. Линейная алгебра
Тема 1.1. Матрицы и определители
Урок№1.
Тема: Понятие матрицы. Виды матриц. Выполнение операций над матрицами.
Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела математики – линейной алгебры. Изучить понятие матрицы, её видов, операции над матрицами.
Задачи:
• развитие творческого профессионального мышления;
• познавательная мотивация;
• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;
• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;
• углубление теоретической и практической подготовки;
• развитие инициативы и самостоятельности студентов.
Вид занятия: Лекция систематического изложения курса.
Ход занятия.
1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;
2.Проверка готовности студентов к занятию;
3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:
› Изучить теоретический материал по теме «Матрицы.Выполнение операций над матрицами».
› Рассмотреть примеры решения типовых заданий.
› Ответить на контрольные вопросы.
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции.
В школьном курсе алгебры 7 – 9 классов рассматриваются различные способы решения систем линейных уравнений: метод подстановки, метод сложения, метод двойного сложения, графический метод, метод сравнения. Возникает вопрос, а существуют ли какие-либо другие способы решения данных систем. Действительно, кроме методов, изучаемых в школе, существуют и другие, доступные для учащихся старших классов методы решения систем линейных уравнений: метод Крамера, метод Гаусса, матричный метод. Эти методы способствуют развитию внимания, памяти. При применении этих методов встречаются новые понятия: «матрица», «определитель», «минор», «дополнение». Возникает необходимость уметь вычислять определители, миноры, дополнения.
При решении систем линейных уравнений методом Гаусса также нужно уметь выполнять преобразования над строками матриц.
Что же такое матрица, какие действия с ними можно выполнять?
2.Изучение нового материала.
Матрицей размеров m x n называется система m n чисел (элементов матрицы), расположенных в прямоугольной таблице из m строк и n столбцов. Если m=n, матрицу называют квадратной матрицей порядка n.
Обозначения: или
Или кратко: А=(аij)mn или А=[aij]. Две матрицы А и В одинаковых размеров равны А=В, если аij=bij для любых i, j.
Матрицы бывают: 0 = — нулевая матрица,
А = — матрица противоположная матрице А,
— матрица – строка, — матрица – столбец,
— верхняя треугольная матрица,
-нижняя треугольная матрица, — диагональная матрица,
Е = — единичная матрица.
Если все аij действительные, то матрица А называется действительной, если хотя бы одно из чисел аij комплексное, то матрица называется комплексной.
ДЕЙСТВИЯ НАД МАТРИЦАМИ
1. Суммой матриц А = (аij) и В = (bij) одинаковых размеров называется матрица С = (сij) тех размеров, у которой сij = аij + bij , для любых i, j.
C = A + B
Свойства сложения матриц:
A +B = B + A
(A +B) +C = A + (B + C)
A + 0 = A
A + (-A) = 0, для любых А, В, С одинаковых размеров.
Транспонирование матриц.
А = Ат =
Ат – транспонированная матрица.
Свойства транспонирования:
1) 3)
2) 4)
Произведением матрицы А = (аij) на число k называется матрица С = (сij)
Тех же размеров, у которой сij = k · aij для любых i,j.
C = k · A
Свойства умножения матрицы на число:
1)
2)
3)
4) для любых А,В одинаковых размеров, любых α, β R
Произведением матрицы А = (аik) размеров mn на матрицу В = (bkj) размеров np называется матрица С = (сij) размеров mp, у которой
cij = ai1b1j + ai2b2j + … + ainbnj.
C = AB
Свойства умножения матриц:
AE = EA = A
A0 = 0A = 0
(AB)D = A(BD)
(A + B)D = AD + BD
D(A + B) = DA + DB (при условии, что все указанные операции имеют смысл).
Для квадратных матриц АВ≠ВА
3.Закрепление нового материала.
Пример 1: Найти сумму матриц: А = и В = .
Решение: С = А + В С =
Чтобы вычесть из матрицы А матрицу В, надо к матрице А прибавить матрицу, противоположную матрице В.
А – В = А + (-В)
Пример 2: Найти разность матриц А – В: А = и В = .
Решение: С = А – В -В = С =
Пример 3: Дана матрица А =. Найти матрицу С = 2А.
Решение: С = 2А =
Пример 4: Даны матрицы: А = и В = .
Найти произведение матриц А и В.
Решение: С = АВ С = С =
4.Итог занятия. Рефлексия.
5.Домашнее задание. Учить определения, составить опорную схему конспекта. Выполнить упражнения:
1.Найти , если .
2.Даны матрицы .
3.Найти: а) б)
4.Найти матрицу , если
а)
б)
nsportal.ru