Модули в математике как решать – Как решать уравнения с модулем

Уравнения с модулями. Модули

Модуль (абсолютное значение) позитивного числа или нуля есть это число, а модуль отрицательного числа есть противоположное ему число, то есть

|a| = a если a ≥ = 0 and
|a| = -a если a

Из определения понятно, что абсолютная величина любого рационального числа, отличного от нуля, есть положительное число. Поэтому противоположные числа имеюь равные модули. Рассмотрим следующие уравнения |ax + b| = c


Задача 1 Решите уравнения:
A) |x| = 5
B) |3x + 4| = 7
C) |1 / 3x + 4| = 0
D) |2 — 5x| = — 3
E) –|3x – 1| = — 11
F) |3x — 3(x — 1)| = 3

Решение:

Для решения этих уравнений мы будем использовать определение модуля рационального числа.

A) Если |x| = 5, тогда x = 5 или x = — 5, потому что модуль 5 и -5 есть 5.
Кроме того, больше нет других чисел с таким модулем;

B) Из |3x + 4| = 7 мы получаем, что 3x + 4 = 7 или 3x + 4 = -7
Из первого уравнения мы находим, что 3x = 7 — 4 3x = 3 x = 1,

а их второго уравнения: 3x = — 7 — 4 3x = -11 x = -11/3

C) |1/3x + 4| = 0 означает, что
1/3x + 4 = 0
1/3x = -4 x = -12

D) |2 — 5x| = -3 не имеет решения, потому что из теории мы знаем, что не существует числа, модуль которого является отрицательным значением

E) -|3x – 1| = — 11 |3x — 1| = 11,
отсюда 3x — 1 = 11 или 3x — 1 = -11
Из решения последних двух уравнений
x = 4 или x = -10/3

F) |3x — 3x + 3| = 3 |3| = 3.
Поэтому любое x есть решением


Задача 2 Решите уравнения:
A) 3|5x|+ 4|5x| = 35
B) |2x|/3 + 3|2x|/2 = 1/2
C) 3.7|x| – 2.2|x| = 22.5
D) |(x + 1)/3| = 5

Решение:

A) 3|5x| + 4|5x| = 35
(3 + 4)|5x| = 35
7 |5x| = 35
|5x| = 35/7 |5x| = 5
Из последнего уравнения мы получаем 5x = 5 или 5x = — 5.
И мы находим, что x = 1 или x = -1

B) |2x|/3 + 3|2x|/2 = 1/2
2|2x| + 9|2x| = 3
11|2x| = 3 равно |2x| = 3/11
Поэтому 2x = 3/11 или 2x = — 3/11,
откуда x = 3/22 или x = — 3/22

C) 3.7|x| – 2,2|x| = 22.5
(3.7 — 2,2)|x| = 22.5
1.5|x| = 22.5
|x| = 22.5/1.5 |x| = 15,
откуда x = 15 или x = — 15

www.math10.com

Уравнения с модулем в 6 классе

Уравнения с модулем в 6 классе сводятся к простейшим уравнениям, решение которых опирается на определение модуля. Рассмотрим некоторые из таких уравнений.

Начнем с такого вида:

   

Решаем это уравнение как линейное: неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

   

Теперь обе части уравнения делим на число, стоящее перед модулем икса:

   

Получили простейшее уравнение с модулем.

Примеры:

   

   

   

   

Ответ: 9;-9.

   

   

   

   

Ответ: 4; -4.

   

   

   

   

Данное уравнение не имеет решений, так как модуль не может быть отрицательным числом.

Ответ: нет решений.

Также в 6 классе встречаются уравнения с модулем вида

   

Это уравнение — почти простейшее уравнение с модулем, соответственно, решаем его аналогично:

   

 

   

   

Примеры:

   

Каждое из полученных уравнений — линейное. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

   

   

   

Ответ:2; -0,8.

   

   

   

Ответ:3.

   

Более сложные уравнения с модулем в 6 классе представляют собой сочетание обоих видов.

Примеры:

   

Сначала рассмотрим это уравнение как линейное (все выражение, стоящее под знаком модуля, считаем одним неизвестным):

   

   

Данное уравнение решим как простейшее уравнение с модулем:

   

 

   

   

   

Ответ: 2; -4/7.

   

   

   

   

   

 

   

   

Ответ: 2,5; -3,5.

www.for6cl.uznateshe.ru

Занятие элективного курса «Методы решения уравнений. содержащих модуль»

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • познакомить с методами решения уравнений, содержащих под знаком модуля выражение с переменной;
  • формирование умения решать данные уравнения, научить выбирать наиболее рациональный метод решения уравнений;
  • развитие логического мышления, речи;
  • создание условий, способствующих воспитанию у учащихся внимательности и аккуратности в решении уравнения.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: самопроверка самостоятельно решенных задач.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, папка с файлами (практикум), презентация урока (слайды).

Ход занятия

Фронтальный опрос.

Сформулируйте определение модуля числа.

Сформулируйте геометрическое истолкование модуля.

Может ли быть отрицательным значение суммы 2+?

Может ли равняться нулю значение разности 2-?

Как сравниваются два отрицательных числа?

Устная работа. Раскрыть модуль:

Проверка домашнего задания (класс разбит на 6 групп, каждая группа готовила презентацию по заранее выбранному методу, которая и будет представлять, и защищать ее).

Изучение нового материала.

1. Метод интервалов

Для того, чтобы решить уравнение, содержащее неизвестную под знаком модуля, необходимо освободиться от знака модуля, используя его определение. Для этого следует:

1) Найти критические точки, т.е. значение неизвестной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль;

2) Разбить область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак;

3) На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его.

Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения.

Пример 1. Решите уравнение: |x+4|=2x -10.

Ответ: 14.

Пример 2. Решите уравнение: х 2-5|x|+6=0

Ответ: 2; 3.

Пример 3. Решите уравнение: |5-2x|+|x+3|=2-3x

5-2x=0 x+3=0

х=2,5 х=-3

  (- ;-3) [-3;+2,5) [-2,5;+ )
5-2х + +
х+3 + +
(- ;-3)
[-3;+2,5) [-2,5;+ )
5-2х-х-3-2+3х=0

0х=0

х-любое число

(- ;-3)

5-2x+x+3-2+3x=0

2х=-6

х=-3 [-3;2,5)

2х-5+х+3-2+3х=0

6х=4

x=2/3 [2,5;+ )

(- ;-3) {-3}=(- ;-3]

Ответ: (- ;-3].

2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

Для того, чтобы решить уравнение содержащее модуль, необходимо освободиться от знака модуля. Для этого следует: возвести в квадрат обе части уравнения, решить его. Но не забывать, что при возведении в квадрат появляются лишние корни, поэтому, надо найти ОДЗ и выявить принадлежат ли корни данному условию.

Пример 4. Решите уравнение: |x+4|=2x-10.

Возведем в квадрат обе части уравнения

X2 +8x+16=4x2 -40x+100

3x2 -48x+84=0 /3

X2 -16x+28=0

X1=14, X2=2

Найдём ОДЗ:

2x-100;

2×10 ;

x5.

x1=14 [5;+ ), х2=2 [5;+ )

Ответ:14

Пример 5. Решите уравнение: |x+3|=2x-3

Возведем в квадрат обе части уравнения

х2 +6x+9=4x2 -12x+9; 3x2 -18x=0 /:3

х2 -6x=0; x(x-6)=0

x=0, x=6.

Найдём ОДЗ: 2х-30, 2×3, x1,5

x=0 [1,5;+)

x=6 [1,5;+ )

Ответ: 6.

3. Метод введения новой переменной

Иногда уравнение, содержащее переменную под знаком модуля, можно решить довольно просто, используя метод введения новой переменной.

Продемонстрируем данный метод на конкретных примерах:

Пример 6. Решите уравнение: х2 -5|x|+6=0.

Пусть |x |=t,тогда

|x|2 =x2 =t2 ,тогда уравнение примет вид:

t2 -5t+6=0

t1=2, |x |=2, x1,2= 2,

t2=3, |x |=3, x3,4= 3.

Ответ: 2, 3.

Пример 7. Решите уравнение: (x-2)2 — 8|x-2|+15=0.

Пусть |x-2|=t ,|x-2|2 =(x-2)2 =t2 ,

тогда уравнение примет вид: t2 -8t+15=0, D=16-15=1.

t1=3, t2=5.

t1

=3, |x-2|=3, x1=5, x2=-1.

t2=5, |x-2|=5, x3=7, x4=3.

Ответ: -1; 3; 5; 7.

4. Метод замены уравнения совокупностью систем.

Рассмотрим ещё один метод решения подобных уравнений — метод замены уравнения совокупностью систем. Методом замены уравнения совокупностью систем можно решать уравнения вида

(2)

Причём данное уравнение можно заменять совокупностью систем двумя способами.

I способ:

II способ:

Если в уравнении функция имеет более простой вид, нежели функция , то имеет смысл исходное уравнение заменять первой совокупностью систем, а если более простой вид имеет функция , тогда исходное уравнение следует заменять второй совокупностью систем.

В частности, используя определение модуля, уравнение: ,

при С 0 равносильно совокупности уравнений и , т.е.

при С=0

при С0 уравнение решений не имеет.

Воспользуемся данным методом при решении следующих уравнений.

Пример 8. Решите уравнение: 2|х2+2х-5|=х-1.

Данное уравнение равносильно совокупности систем:

Ответ: .

Пример 9. Решите уравнение: |2|x-1|-3|=5.

Используя определение модуля уравнение <=> совокупности двух уравнений:

Первое уравнение совокупности равносильно совокупности двух уравнений:

Второе уравнение совокупности решений не имеет, т.к.

Ответ: -3; 5.

5. Графический метод

Существует ещё один метод решения уравнений с модулем. Он основан на геометрической интерпретации понятия абсолютной величины числа, а именно модуль х равен расстоянию от точки с координатой х до точки с координатой 0 на числовой прямой Ох. Используя геометрическую интерпретацию, легко решаются уравнения вида:

(4)

(5)

(6) где а,в,с — числа.

Решить уравнение (4) — это значит найти все точки на числовой оси Ох, которые отстоят от точки с координатой а на расстояние с.

При уравнение решений не имеет;

при уравнение имеет один корень;

при уравнение имеет два корня

Решить уравнение (5) — это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний от неё до точки с координатами а и в равна с.

Аналогично интерпретируется решение уравнения вида (6).

Пример 12. Решите уравнение: |x-1|-|x-3|=2

Для того, чтобы решить данное уравнение, нужно на числовой оси Ох найти все такие точки, для каждой из которых разность расстояния от нее до точки с координатой 1 и расстояния от неё до точки с координатой 3 равна 2. Так как длина отрезка [1;3] равна 2,то ясно, что любая точка с координатой х3 удовлетворяет данному уравнению, а любая точка с координатой х<3 не удовлетворяет ему. Таким образом, решением исходного уравнения является множество чисел промежутка [3;+ ).

Ответ: [3;+ ).

Рассмотренный метод можно отнести к графическим методам решения уравнения. Все необходимые построения здесь производились на числовой оси. Рассмотрим теперь метод решения уравнения, в котором будем использовать построения на координатной плоскости. Этим методом, теоретически, можно решать уравнения с модулем любого вида, однако практическая реализация метода иногда бывает довольно сложной.

Суть метода состоит в следующем. Решить уравнение f(х)=q(x) это значит найти все значения х, для которых значение функций y=f(x) и y=q(x) равны, т.е. найти абсциссы всех точек пересечения графиков этих функций. Если же графики не имеют общих точек, то уравнение не имеет корней. Следует, однако, иметь в виду, что точное построение графиков функций практически невозможно, поэтому решение, найденное графическим способом требует проверки подстановкой.

Воспользуемся этим методом для решения уравнения вида (3).

Пример 13. Решите уравнение: |- 1| = 3.

Решение. Построим графики двух функций y=|-1| и y=3

Из чертежа видно, что графики имеют 2 общие точки. Координаты одной точки: (8; 3) , другой: (-4; 3).

Следовательно, исходное уравнение имеет два решения: х1=8, x2= -4. Как уже говорилось, при каждом методе значения корней уравнения определяются приблизительно, и только проверка позволит доказать, что найденные значения действительно являются корнями исходного уравнения. При подстановке х1=8, x2= -4 в уравнение получаем, соответственно два верных числовых равенства: |-3|=3 и |3|=3.

Ответ: -4; 8.

Так как при графическом методе решения зачастую не удается найти точное значение корня, но применение данного метода бывает обосновано, если требуется найти не сами корни, а всего лишь определить их количество.

6. Решение уравнений, содержащих модуль под знаком модуля.

При решении уравнения, в котором под знаком модуля находится выражение, также содержащее модуль, можно сначала освобождаться от внутренних модулей, а затем в полученных уравнениях раскрывать оставшиеся модули.

Пример 10. Решите уравнение: |x-|4-х||- 2x = 4

Уравнение |x-|4-х||-2x=4 совокупности двух систем:

Ответ: .

Иногда внимательный взгляд на уравнение позволяет упростить процесс нахождения его корней.

Пример 11. Решите уравнение: |2|х|-6| =- 4-х.

Левая часть уравнения неотрицательна для всех х, следовательно правая часть его должна быть такой же: .

Значит . т.е. |-2 х — 6 | =- 4 — х, , значит

, -2 х — 6 =- 4 — х,

-х = 2 , х = — 2 .

Ответ: корней нет.

Закрепление. Решить самостоятельно (двумя способами):

Самопроверка (на слайде презентации):

1 способ: Решим методом интервалов:

1. Найдем значения переменной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль:

, , .

2. Разобьем область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак:

  (- ;0) [0;1) [1;2) [2;+ )
х2 — х + + +
х — 2 +

3. На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его.

(-

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вебинар по задачам 18: модуль и окружности

Всем, кто не смог прийти на вебинар (или не смог подключиться — такое тоже бывает), предлагаю просмотреть запись всего, что происходило в эти 2 часа. От себя добавлю: вебинар получился очень содержательным и вообще одним из лучших за все время проведения подобных мероприятий.

Благодарю всех, кто пришел на этот вебинар. В следующий раз мы разберем задачи C4 — постараюсь, чтобы было еще лучше.:)

Друзья! Приглашаю вас на вебинар по задачам C5, который состоится в воскресенье, 17 ноября, в 18:00 по московскому времени. Мы научимся работать с модулем, уравнением окружности, строить пересечения и грамотно выбирать значения параметров.

Ориентировочная продолжительность вебинара — 1 час, не более. Наш предыдущий вебинар растянулся на 3 часа — это слишком много, таких долгих уроков больше не будет.

Участие в вебинаре абсолютно бесплатное — достаточно заполнить заявку, которая находится в конце этой страницы.

Для кого этот вебинар?

  1. Для всех учеников 11-х классов, которым в этом году предстоит сдавать ЕГЭ по математике;
  2. Материал также будет полезен ученикам 10-х классов, которые сейчас изучают графики функций и задачи с параметрами.

Что будет на вебинаре?

  1. Основные прием работы с графиками: сдвиги по вертикали и горизонтали, а также растяжение вдоль осей;
  2. Модуль и окружность: их графики и «хитрости» для быстрого построения;
  3. Грамотная работа с касательными и нахождение расстояний на плоскости;
  4. Быстрый переход от геометрических построений к алгебраической интерпретации.

Чего точно не будет?

  1. Задач, рассчитанных на решение с помощью алгебраических методов;
  2. Метод областей — это вообще отдельная тема, для нее будет свой вебинар;
  3. Супернавороченных задач C5, в которых, например, координаты центра окружности являются функцией от параметра. Такие задачи, безусловно, интересны, но на настоящем ЕГЭ по математике не встречаются.

Как попасть на вебинар?

Очень просто. Заполните предложенную ниже форму — и через несколько секунд вы получите уведомление о регистрации. Если по каким-то причинам письмо к вам не пришло — ничего страшного. Я вышлю все данные за сутки до начала вебинара и еще раз — за час до начала.

Смотрите также:

  1. Как решать задачу 18: графический подход
  2. Задача 18: две окружности и модуль
  3. Что такое числовая дробь
  4. Пробный ЕГЭ 2012. Вариант 11 (без логарифмов)
  5. Пробный ЕГЭ по математике 2015: 7 вариант
  6. Процент: налоги и зарплата. Считаем с помощью коэффициентов

www.berdov.com

«Как я учу детей решать уравнения с модулем»

Из опыта работы учителя математики:

«Как я учу детей решать уравнения с модулем»
Не секрет, что в настоящее время для успешной сдачи экзамена по математике недостаточно освоить программу в объеме общеобразовательной средней школы. Сложность задач, предлагаемых на экзаменах, постоянно возрастает. Для их решения требуется применять методы и приемы, знания которым в процессе обучения на уроках уделяется мало внимания.

Существенной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области является понятие его абсолютной величины (модуля).

Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических наук. Так, в математическом анализе одно из первых и фундаментальных понятий – понятие предела – в своем определении содержит понятие абсолютной величины числа. В теории приближенных вычислений первым, важнейшим понятием, является понятие абсолютной погрешности приближенного числа. В механике основным первоначальным понятием является понятие вектора, важнейшей характеристикой которого служит его абсолютная величина (модуль).

Практически каждый учитель знает, какие проблемы вызывают у учащихся задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах. Несмотря на то, что тема «Модуль числа» проходит «красной нитью» через весь курс школьной и высшей математики, для ее изучения по программе отводится очень мало времени (в 6 классе -2 часа, в 8 классе — 4 часа). В то же время на ЕГЭ задачи с модулем предлагаются все чаще и чаще. Задачи, связанные с абсолютной величиной, часто встречаются и на математических олимпиадах.

Несмотря на кажущуюся простоту определения модуля числа, решение уравнений и неравенств, содержащих неизвестные под знаком модуля, вызывает у учащихся определенные трудности. По-видимому, они связаны с тем, что решение задач подобного рода предполагает элементарные навыки исследования, логического мышления, заключающиеся в переборе различных возможных случаев, так как в подавляющем большинстве задач одно уравнение или неравенство с модулем равносильно совокупности или системе нескольких уравнений и неравенств, освобожденных от знака модуля.

Исходя из всего вышесказанного, учителю необходимо использовать различные подходы и методы в обучении решению задач с модулем. Разнообразие методов будет способствовать сознательному усвоению математических знаний, вовлечению учащихся в творческую деятельность, а также решению ряда методических задач, встающих перед учителем в процессе обучения, в частности, реализации внутрипредметных связей (алгебра-геометрия), расширению области использования графиков, повышению графической культуры учеников.
Наша задача – научить детей основным приемам решения задач с модулем. Учитывая свой опыт подготовки учащихся к экзаменам, осмелюсь утверждать, что обучать учеников решению уравнений с модулем можно и нужно уже в 7 классе при изучении таких тем, как «Линейное уравнение с одной переменной», «Линейная функция и её график», хотя еще раз отмечу, что, модули — трудная тема для учеников. Приступая к работе с ней, учитель должен понимать, что основные сложности учащиеся испытывают не при вычислении модуля, а при проведении алгебраических преобразований с ним. Я предлагаю Вашему вниманию наработанный материал и свою методику объяснения основного способа снятия модуля: разбора случаев по подмодульному выражению, которые я применяю на факультативных занятиях в 7 классе.

Итак. Понятие модуля вводится в 6 классе.

учащиеся уже знают:

-положительные и отрицательные числа;

-умеют отмечать эти числа на координатной прямой;

-умеют находить числа, противоположные данным;

-Понятие «модуль» водится как расстояние от начала координат до данной точки (геометрический смысл модуля).

Модулем числа a называется расстояние в единичных отрезках от начала координат до точки А(а).

Модуль числа не может быть отрицательным (расстояние не может быть отрицательным). Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного – противоположному числу.

Противоположные числа имеют равные модули: | -а | = а.

Определение модуля как расстояние позволяет сформулировать следующее правило нахождения модуля действительного числа:

-модуль положительного числа равен самому этому числу,

-модуль нуля равен 0;

-модуль отрицательного числа равен числу, противоположному данному, т.е.

Это правило является классическим определением модуля действительного числа.

В учебнике 7 класса (Алгебра 7 класс, Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.) задания с использование абсолютной величины встречаются нечасто, в основном, это задания повышенной сложности.

№ 219

Верно ли что для любых чисел a и b

№220

Известно, что , верно ли, что х = у?

№221

Известно, что , верно ли, что а

№222

Известно, что . Возможно ли, чтобы было а

№225

Объясните, почему равенство является тождеством:

№226

Является ли тождеством равенство:

Мне такие задания позволяют углубить понимание абсолютной величины, а также дают возможность познакомить детей с некоторыми свойствами модуля:

Модуль суммы двух чисел не больше суммы модулей этих чисел

Модуль разности двух чисел не меньше разности модулей этих чисел

Модуль произведения двух чисел равен произведению модулей этих чисел

Модуль частного двух чисел равен частному модулей этих чисел

, b
Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, изображающими эти числа

Из этого свойства следует важное равенство

В частности, .
Покажу, в каких темах 7 класса я обучаю детей решению задач с модулем.

В теме «Сравнение выражений» они знакомятся со строгими и нестрогими неравенствами, учатся работать с двойными неравенствами, поэтому я ввожу задания

и

— а х

И, конечно, вспоминаем неравенства вида и .

Покажу, как я учу детей раскрывать понятие модуля в выражении: например,.

Выражение х — 6 обращается в 0 при х = 6.

Разобьем числовую прямую на 2 луча

х и х > 6

При х выражение х – 6

При x выражение х – 6 .
Обычно это записывают так:
=

В дальнейшем я учу детей раскрывать модуль в выражении, содержащем несколько модулей

например, .

Решение:

Выражения х — 7 и х + 9 обращаются в 0 при х = 7 и х = — 9 соответственно. Разобьем числовую прямую точками — 9 и 7 на три промежутка:

Чтобы было удобнее раскрывать модуль, знаки выражений х — 7 и х + 9 запишем в таблицу:


х



х > 7

х — 7





+

х + 9



+

+

В первой строке таблицы указываем числовые промежутки, на которые точки х = 7 и х = — 9 разбивают числовую прямую. Расставляем знаки в строках таблицы. Выбираем произвольное значение х из рассматриваемого промежутка, подставляем его в выражение и определяем знак выражения. Если меньше 0, то ставим знак « », если больше 0, то знак «». Значения х из соответствующих промежутков выбираем произвольно, но так, чтобы было удобно вычислять.

Полезно показать учащимся и другой способ записи данного этапа решения — когда знаки подмодульных выражений заносятся не в таблицу, а сразу непосредственно наносятся на числовую прямую (соответственно). В дальнейшем это упростит процесс решения уравнений такого вида, даст наглядное представление о выполняемой ими процедуре и научит контролировать несколько числовых потоков одновременно, хотя этот контроль и имеет многоэтапный, даже виртуальный характер, без участия в нем самих чисел.

После того, как знаки в таблице (на числовой прямой) расставлены, пользуемся классическим определением модуля:

при х

— ( х – 7)+( х + 9) = — х + 7 + х + 9 = 16

при получаем:

— ( х – 7)-( х + 9) = — х + 7 — х – 9 = -2 х – 2

при х > 7получаем:

( х – 7)-( х + 9) = х — 7 — х – 9 = -16

=
Такой метод раскрытия модулей носит название «метод интервалов».

В теме «Линейные уравнения с одной переменной» я приступаю к решению уравнений.

Вспомним основные понятия, используемые в данной теме. Уравнением с одной переменной называют равенство, содержащее переменную. Корнями уравнения называются значения переменной, при которых уравнение обращается в верное равенство. Решить уравнение – значит, найти все его корни или доказать, что корней нет. Уравнением с модулем называют равенство, содержащее переменную под знаком модуля.

В учебнике математики есть задания с которых целесообразно начать первое занятие по данной теме:

№ 236

Почему не имеет корней уравнение:

а) б) ?

№237

Решите уравнение:

а) б) .

Задания такого уровня мы обычно разбираем устно. Далее переходим к более сложным уравнениям.

При решении уравнений, содержащих знак абсолютной величины, мы будем основываться на определении модуля числа и свойствах абсолютной величины числа.

Существует несколько способов решения уравнений с модулем. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
|а|=а, если а ≥ 0;

|а|=-а, если а

Метод последовательного раскрытия модуля.

Опорная информация:
Пример 1: Решим уравнение |х-5|=4.

Исходя из определения модуля, произведем следующие рассуждения.


  1. Если выражение, стоящее под знаком модуля неотрицательно, т.е. х-5≥0, то уравнение примет вид х-5=4.

  2. Если значение выражения под знаком модуля отрицательно, то по определению оно будет равно – (х-5)=4 или х-5= -4.

Решая полученные уравнения, находим: х1=9, х2=1.

Ответ: 9; 1.

Решим этим же способом уравнение, содержащее «модуль в модуле».

Пример 2: Решим уравнение ||2х-1|-4|=6.

Рассуждая аналогично, рассмотрим два случая.

1). |2х-1|-4=6, |2х-1|=10. Используя еще раз определение модуля, получим: 2х-1=10 либо 2х-1= -10. Откуда х1=5,5, х2= -4,5.

2). |2х-1|-4= -6, |2х-1|= -2. Понятно, что в этом случае уравнение не имеет решений, так как по определению модуль всегда неотрицателен.

Ответ: 5,5; -4,5.
Метод интервалов.

|а| = а, если а ≥ 0;

|а| = -а, если а

Опорная информация:
Метод интервалов – это метод разбиения числовой прямой на промежутки, в которых по определению модуля знак абсолютной величины можно будет снять. Для каждого из промежутков необходимо решить уравнение и сделать вывод относительно получившихся корней. Корни, удовлетворяющие промежуткам, и дадут окончательный ответ.

Пример 3. Решим уравнение |х+3|+|х-1|=6.

Найдем корни (нули) каждого выражения, содержащегося под знаком модуля: х+3=0, х= -3; х-1=0, х=1. Эти значения х разбивают числовую прямую на три промежутка:
— — -3 + — 1 ++

Решим уравнение отдельно в каждом из получившихся промежутков. В первом промежутке (х

-х-3-х+1=6. Откуда х= -4. Число -4 является решением данного уравнения, так как оно принадлежит рассматриваемому промежутку. Во втором промежутке (-3 ≤ х

Пример 4. Решим уравнение |2-х|=2х+1.

Прежде всего, следует установить область допустимых значений. Возникает естественный вопрос, почему в предыдущих примерах не было необходимости этого делать. В этом уравнении в правой части стоит выражение с переменной, которое может быть отрицательным. Таким образом, область допустимых значений – это промежуток [-½; +∞). Найдем нуль выражения, стоящего под знаком модуля: 2-х=0, х=2.

+ 2 —

В первом промежутке: 2-х=2х+1, х=⅓. Это значение принадлежит ОДЗ, значит, является корнем уравнения.

Во втором промежутке: -2+х=2х+1, х= -3. -3 не принадлежит ОДЗ, а следовательно не является корнем уравнения. Ответ: ⅓.

3 способ. Графический метод.

Знакомство с графиком линейной функции дает мне возможность ввести построение графиков линейных функций, содержащих модули, и изучить влияние модуля на поведение графиков функции.

Я начинаю с графика функции y.

Т.к. то графиком данной функции являются биссектрисы первой и второй координатных четвертей.

Построим графики функций:

а) у=4x-2;

б) у= 4-2;

в) у= и выведем алгоритм построения графиков функций у = f и у =.

Дети знают, какая функция является линейной, умеют строить ее график по двум точкам, находить пересечение графика функции с осями координат.

а) у = 4х-2 — линейная функция. График – прямая. Для ее построения отметим точки пересечения графика функции с осями координат: (0;-2) и (0,5;0)

б) у=4-2.

Вспоминаем определение модуля: .

Смена знака выражения, стоящего под модулем, происходит при х = 0, т.е.

у (х) =

На каждом из интервалов построим графики соответствующих функций и получим

Анализируя полученный график, можно заметить, что он может быть получен путем симметричного отображения относительно оси Оy графика функции у = 2х-1, расположенного справа от оси Оу.

После построения нескольких графиков такого типа можно сделать вывод: для построения графика функции у=f достаточно построить график функции у=f при и отобразить его симметрично относительно оси ординат.

в) у=

Раскроем модуль. Для этого приравняем к 0 выражение, стоящее под знаком модуля, и узнаем, при каком значении х оно меняет знак:

4х — 2 = 0,

х =.

При х , у = 4х — 2, при х, у = — 4х+2.

Это значит, что при х мы будем строить график функции у=4х — 2, а при х — график функции у = — 4х+2.

Анализируя полученный график, можно заметить, что он может быть получен путем симметричного отражения относительно оси абсцисс графика функции у = 4х — 2, расположенного ниже оси Ох.

После построения нескольких графиков такого типа можно сделать вывод: для построения графика функции у= достаточно построить график функции у=f и его часть, расположенную в нижней полуплоскости, отобразить симметрично относительно оси Ох.

После того как учащиеся освоят построения графиков такого вида, можно перейти к построению более сложных примеров:

График функции у=, b > a, имеет вид «корыта», поставленного на квадрат со стороной b-a. Технология построения таких графиков схожа с решением уравнения методом интервалов:

— необходимо найти корни (нули) каждого выражения, содержащегося под знаком модуля. Эти значения х разбивают числовую прямую на промежутки.

На каждом из данных промежутков определяем знаки подмодульных выражений, раскрываем модули и определяем функцию. Таким образом для каждого промежутка строится свой график.

Например: у=|х+3|+|х-1|

Найдем корни (нули) каждого выражения, содержащегося под знаком модуля: х+3=0, х= -3; х-1=0, х=1. Эти значения х разбивают числовую прямую на три промежутка:
— — -3 + — 1 ++

При х

При -3≤ х ≤ 1 у=х+3-х+1, у= 4

При х> 1 у= х+3+х-1, у= 2х +2.

Получаем график:

Аналогично строим график функции вида у=, который похож на «ступеньки»:

Например, у=|х+3|-|х-1|

Или график функции у=, m, n > 0 имеет вид «косого корыта» — перекос происходит из-за различия коэффициентов m и n.

у=3|х-3|+2|х-1|

Если учащиеся освоили построение графиков функций с модулем, то можно переходить к графическому способу решения уравнений. Суть данного метода заключается в использовании графиков функций для нахождения корней уравнения. Этот метод реже других применяют для решения уравнений, содержащих модуль, так как, во-первых, он занимает достаточно много времени и не всегда рационален, а, во-вторых, результаты, полученные при построении графиков, не всегда являются точными.

Пример 5. Решим уравнение |х+1|=2.

Построим графики функций у=|х+1| и у=2.

Для построения графика у=|х+1|, построим график функции у=х+1, а затем отразим часть прямой, лежащую ниже оси ОХ. Абсциссы точек пересечения графиков и есть корни уравнения: х1=1, х2= -3. Ответ: 1; -3.

Рассмотрим еще один пример: |х-7|-|х-8|=1.

Решим это уравнение двумя способами.

а) метод интервалов: Найдем концы интервалов: х=7 и х=8. Отметим эти числа на координатной прямой, а затем решим уравнение в каждом из получившихся промежутков:

-х+7+х-8=1, х-7+х-8=1, х-7-х+8=1,

-1≠1, 2х=16, 1=1,

х=8 х – любое число

Ответ: [8;+∞).

б) графический метод: для решения уравнения построим в одной системе координат графики функций у = |х-7|-|х-8| и у=1


Завершая рассмотрение различных способов решения уравнений, содержащих знак модуля, еще раз отметим тот важный факт, что ни один из них не является универсальным и для получения наилучших результатов необходимо добиваться того, чтобы ученик овладел возможно большим количеством методов решения, оставляя право выбора решения за собой.

Над проблемой применения различных способов для решения уравнений с модулем я работаю четвертый год. За это время мною разработана и внедрена в практику методика обучения учащихся решению уравнений с модулем, которую я применяю на факультативных занятиях. Цель внедрения данной методики заключается в стремлении повысить качество умения решать уравнения, содержащие абсолютную величину. За это время я убедилась, что решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины, составляет большую трудность для учащихся. В начале обучения использованию различных методов для решения уравнений ученики относились к ним настороженно, стараясь, как можно чаще использовать один метод для решения всех уравнений, что иногда приводило к затруднениям. Однако, со временем, поняв, что к каждому уравнению можно подобрать наиболее эффективный метод решения, дети стали использовать для решения все способы в зависимости от уравнения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: систематическое использование различных способов для решения уравнений, содержащих абсолютную величину, приводит не только к повышению интереса к математике, повышению творческой активности школьников, но и повышает уверенность детей в собственных силах, так как у них имеется возможность выбора того способа решения, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

Приложение

Зачетная работа по теме: «Решение уравнений с модулем»
Решите уравнение с модулем:

Вариант 1

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)
Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

al.na5bal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *