8 класс уравнения с модулем: Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса

Квадратные уравнения. Повторение теории. Задачи повышенной сложности 8 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей |

 

 

Тема: Квадратные уравнения

 

Урок: Повторение теории. Задачи повышенной сложности

 

1. Повторение теории

 

 

Как мы с вами помним, основой теории данной темы являются формулы для вычисления корней квадратного уравнения, формула разложения квадратного трёхчлена на множители и теорема Виета.

 

Довольно много задач в математике сводится к решению квадратных уравнений. Некоторые примеры подобных задач мы с вами сейчас рассмотрим.

 

2. Решение задач

 

 

Задача №1

 

Решите уравнение  .

Перед нами обычное квадратное уравнение, которое, однако, имеет некоторое осложнение в виде модуля.

Для начала давайте вспомним, что такое модуль: .

Из определения модуля следует правило решения квадратных уравнений, которые содержат модуль: при решении квадратных уравнений, в которых содержится модуль, необходимо раскрыть этот модуль на основе стандартного определения модуля.

Решение

Мы имеем уравнение  . По определению модуля, он раскрывается на 2 случая, так что теперь рассмотрим эти случаи отдельно:

Если мод модулем у нас стоит число, больше или равное 0, то значок модуля мы можем просто выбросить, при этом не забывая про знак числа.

 (а)

Если мод модулем у нас стоит число отрицательное, то мы убираем значок модуля, но при этом меняем знак числа, находящегося под знаком модуля.

 (б)

После раскрытия модуля мы можем сказать, что исходное уравнение равносильно совокупности систем, полученных после раскрытия модуля, т. е.

 ó  .

Теперь решим каждую из систем отдельно:

(а)

Мы помним, что произведение равно 0 тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен 0, т. е.  => .

Теперь давайте вспомним, что у нас было условие, что  , поэтому после нахождения корней в данном случае мы должны проверить, удовлетворяют ли они нашему условию:

. Таким образом, мы видим, что оба корня удовлетворяют условию, поэтому мы можем сказать, что  – корни заданного уравнения.

Но теперь давайте вспомним, что корней может быть и больше, т. к. есть второй вариант раскрытия модуля. Давайте решим его:

(б)

Как и в случае (а), решаем данное уравнение, получая следующие корни: =>.

Далее вспоминаем об условии решения данной части исходного уравнения () и проверяем, удовлетворяют ли этому условию корни, которые мы получили:

 – это неправильное равенство, поэтому корень  не является корнем исходного квадратного уравнения при условии, что . Проверим второй корень:  – этот корень удовлетворяет условиям, поэтому можем записать следующую систему:  .

Итак, первая система (а) дала нам два корня, вторая система (б) дала один корень, поэтому теперь в ответ мы можем выписать все найденные нами корни исходного квадратного уравнения.

Ответ:  .

Итак, в этом примере мы решили квадратное уравнение, которое было осложнено модулем, где вместо простого решения квадратного уравнения нам пришлось решать две системы уравнений.

Задача №2

Решите уравнение .

Если в данном случае мы просто «в лоб» возведём в квадрат первую скобку, то получим уравнение четвёртой степени, которое решать будет уже сложнее. Помимо этого, мы такого раньше не делали, т. е. это является для нас подсказкой к следующим действиям. Вместо этого мы воспользуемся методом «замены переменных», т. е. вместо какого-то выражения мы подставим на время другую переменную и решим исходное уравнение относительно неё.

Решение

Итак, сделаем следующую замену:  , тогда мы получим следующую систему:

А теперь решим новое квадратное уравнение относительно y с помощью теоремы Виета:

 =>  .

Теперь необходимо вернуться к исходной системе и сделать обратную замену:

Таким образом мы получили корни исходного квадратного уравнения, используя метод замены.

Ответ:  .

Задача №3

Решите уравнение  .

Мы говорили, что в предыдущем примере метод замены был довольно явно виден невооружённым глазом, в данном же случае, на первый взгляд, абсолютно не понятно, как же решать данное уравнение. Однако мы понимаем, что раскрывать скобки и приводить это уравнение к уравнению четвёртой степени – это неправильно и сложно, поэтому будем искать замену переменных.

Решение

Поскольку на первый взгляд нам не понятно, какую же делать замену, можно сделать это наугад, а можно чуть помочь себе, записав исходное уравнение следующим образом:

 , теперь нам видно, что  , поэтому попробуем объединить первую с четвёртой скобки и вторую с третьей.

Теперь мы видим, какую же замену переменных стоит сделать:

Решим новое квадратное уравнение

Решим полученное уравнение с помощью обратной теоремы Виета:

Не забываем, что необходимо проверить, существуют ли корни данного уравнения в принципе, для этого посчитаем дискриминант получившегося квадратного уравнения: , т. е. у данного выражения корни есть.

 =>

Теперь делаем обратную замену.

И подставляем полученные значения вместо  в уравнения:

(б)

Вычислим дискриминант: 

, поэтому в данном случае не существует ни одного корня.

Т. е. в данном случае нет корней (это также можно записать символами  , где  .

(а)

Вычислим дискриминант: 

> 0, поэтому существует два различных вещественных корня. Найдём их.

 .

Ответ:  .

Мы рассмотрели несколько примеров, где решение уравнений осуществляется с помощью приведения их к виду обычного квадратного уравнения путём замены переменных.

Задача №4

Решите уравнение  .

Мы видим, что первая и вторая скобки похожи, но в первой  возведён в квадрат.

Предположительно сделаем следующую замену:

Что же нам теперь делать с первой скобкой? Необходимо тоже выразить её через y. Для этого возведём обе части в квадрат:

Вернёмся к исходному уравнению и запишем его использовав замену:

А теперь решим данную систему:

По теореме Виета находим корни:

 =>

Теперь делаем обратную замену:

Поскольку такие уравнения решать мы умеем, то только наметим их ход решения: сведём их к квадратному, учитывая, что знаменатель не равен 0, и решим каждое в отдельности.

Решением всей задачи будет следующий ответ:  .

Ответ:  .

 

3. Выводы

 

 

Итак, мы повторили теорию, связанную с квадратными уравнениями (основные формулы, теорему Виета и формулы разложения на множители). Затем рассмотрели более сложные задачи, а именно решение квадратных уравнений или тех, которые сводятся к квадратным, методом замены переменных.

 

 

Список литературы

  1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (Источник).
  2. Интернет-портал Egesdam. ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Решите уравнения: а) ; б) ;
  2. Найдите сумму квадратов корней уравнения: а) ; б) ;
  3. Тест к главе 3 Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

Презентация «Уравнения с модулем»

Уравнения с модулем

Способы решения

0 -a, если а0, если а = 0 |a|= 2 «

Определения

  • Модуль числа а – расстояние от точки с координатой а до ноля
  • следствия
  • 1. модуль числа неотрицателен (|a| ≥0)

а

0

a, если а0

-a, если а

0, если а = 0

|a|=

2

Способы решения уравнений с модулями:

  • 1. По определению модуля
  • 2. Возведение обоих частей уравнения в квадрат
  • 3.
    Замена переменной
  • 4. Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства
  • 5. Замена совокупностью систем
  • 6. Важный частный случай

2

1. По определению модуля

|ƒ(x)| = a (а ≥0)

f(x) = a или f(x) = — a

Пример : |3x — 8| = 5

Решение:

3x — 8 = 5 или 3x — 8 = -5;

3x = 13, 3x = 3;

x = 13/3, x = 1.

Ответ: 13/3; 1.

2

Решить по определению модуля

1) |2x — 3| = 5

решение

решение

4) |11 – 2x 2 | = 3

2) |x 2 — 4x| = 5

решение

решение

2

По определению модуля № 1

|2x — 3| = 5

Решение

2x — 3 = 5 или 2x — 3 = -5

2x = 8 2x = -2

x = 4 x = -1

Ответ: -1;4

2

По определению модуля № 2

|x 2 + 4x| = 5

Решение

x 2 + 4x = 5 или x 2 + 4x = -5

x 2 + 4x — 5 = 0

Ответ: -5;1

x 2 + 4x + 5 = 0

D = 16 — 20= -4

D

x = -5

x = 1

2

По определению модуля № 3

Решение

|5x — 1| = 4

5x — 1 = 4 или 5x — 1 = -4

5x = 5 или 5x = -3

x =1 x =-3/5 = -0,6

Ответ: -0,6; 1

2

По определению модуля

По определению модуля № 4

решение

|11 — 2x 2 | = 3

11 — 2x 2 = 3 или 11 — 2x 2 = -3

2x 2 = 8 2x 2 = 14

x = 2 или x = -2 x = 7 x = — 7

Ответ: ; -2; 2;

2

2. Возведение обеих частей в квадрат

Пример |x — 3| = |x + 2|

Решение (x — 3) 2 = (x + 2) 2 *

(x — 3) 2 — (x + 2) 2 = 0

(x — 3 + x + 2)(x — 3 — x — 2) = 0

-5∙(2x – 1) = 0, то (2x – 1) = 0

x = 1/2

Ответ:0,5

*

При возведении обоих частей в квадрат данного уравнения равносильность не нарушается, т.к. модуль всегда неотрицательный, и |а| 2 = a 2

2

Решить возведением обеих частей в квадрат

|x — 4| = |x — 1|

|x + 5| = |2x — 5|

решение

решение

|x 2 – 5x| = |x 2 – x + 4|

|x 2 + 5x +11| = |2x + 1|

решение

решение

2

Решить возведением обеих частей в квадрат

|x — 4| = |x — 1|

(x — 4) 2 – (x — 1) 2 = 0

(x — 4 + x — 1)(x — 4 — x + 1) = 0

-3(2x — 5) = 0

2x — 5 = 0

x = 2,5

Ответ: 2,5

2

Вернуться назад

Решить возведением обеих частей в квадрат

|x + 5| = |2x — 5|

(x + 5) 2 — (2x — 5) 2 = 0

(x + 5 — 2x + 5)(x + 5 + 2x — 5) = 0

(-x + 10) · 3x = 0

-3x(x — 10) = 0

Ответ: 0;10

Вернутся назад

2

Решить возведением обеих частей в квадрат

|x 2 – 5x| = |x 2 – x + 4|

(x 2 — 5x) 2 = (x 2 — x + 4) 2

(x 2 — 5x) 2 — (x 2 — x + 4) 2 = 0

(2x 2 — 6x + 4)(-4x — 4) = 0

-8(x 2 — 3x + 2)(x + 1) = 0

(x — 2)(x — 1)(x + 1) = 0

Ответ: -1; 1; 2

Вернуться назад

2

Решить возведением обеих частей в квадрат

|x 2 + 5x + 11| = |2x + 1|

(x 2 + 5x + 11) 2 = (2x + 1) 2

(x 2 + 5x +11) 2 — (2x + 1) 2 = 0

(x 2 + 7x + 12)(x 2 + 3x +10) = 0

x 2 + 7x + 12 = 0 или x 2 + 3x +10 = 0

Ответ: -4; -3.

2

3.Замена переменной

Пример: x 2 — 7|x| — 8 = 0

Решение: t = |x| условие t ≥ 0

t 2 — 7t — 8 = 0

t 1 + t 2 = 7

t 1 · t 2 = -8

t 1 = -1 не удовлетворяет условию

t 2 = 8

|x| = 8

x = 8 x = -8

Ответ: 8; -8.

2

Решить заменой переменной

x 2 – 3|x| + 2 = 0

x 2 + 3|x| = 10

решение

решение

2

Решить заменой переменной

x 2 — 3|x| + 2 = 0

Решение

Пусть t = |x| , то t ≥ 0

t 2 — 3t + 2 = 0

t = 2 или t = 1.

Тогда:

1) |x| = 2 2) |x| = 1

x = 2 или x = -2; x = 1 или x = -1.

Ответ: -2;-1;1;2

2

Решить заменой переменной

x 2 + 3|x| = 10

Решение

x 2 + 3|x| — 10 = 0

Пусть t = |x| , t ≥ 0

t 2 + 3t – 10 = 0

t = 2 или t = -5 -5

Значит ,

|x|= 2

x = 2 или x = -2

Ответ: -2; 2.

2

4.Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства

  • Универсальный способ

Пример: |x| + |x+1|=1

Найдем нули подмодульных выражений: 0; -1

Решение:

— — +

X

X+1

-1 0

— + +

Ответ: [-1;0].

2

Решить, используя раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства

Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства

2) |x — 3| + 2|x + 1| = 4

1) |5 — x| + |x — 1| = 10

решение

3) |x — 1| + |2x — 3| = 2

решение

2

Раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства № 1

Раскрытие модуля на промежутке знакопостоянства

|5 — x| + |x — 1| = 10

— + +

x — 1

5 — x

+ 1 + 5 —

Если x ≤ 1, то

5 — x –x + 1 = 10

— 2x + 6 = 10

— 2x = 10 – 6

-2x= 4

x = -2

Если 1

5 — x + x — 1 = 10

0x + 4 = 10

0x = 10 – 4

0x= 6

нет решений

Если x ≥ 5, то

-5 + x +x — 1 = 10

2x — 6 = 10

2x = 10 + 6

2x= 16

x = 8

Ответ: — 2 ; 8

2

3, то x — 3 +2x + 2 = 4 3x — 1 = 4 3x = 4+1 3x= 5 x = 5/3 нет решений Ответ: — 1 2 «

Раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства № 2

|x — 3| + 2|x + 1| = 4

— + +

x + 1

x — 3

— -1 — 3 +

Если x ≤ -1, то

3 — x — 2x -2 = 4

— 3x + 1 = 4

— 3x = 4 – 1

-3x= 3

x = — 1

Если -1

3 – x + 2x + 2 = 4

x + 5 = 4

x = 4 – 5

x= -1

нет решений

Если x3, то

x — 3 +2x + 2 = 4

3x — 1 = 4

3x = 4+1

3x= 5

x = 5/3

нет решений

Ответ: — 1

2

1,5, то x — 1 + 2x — 3 = 2 3x — 4 = 2 3x = 2 + 4 3x= 6 x = 2 Ответ: 2/3; 2 2 «

Раскрытие модуля на промежутках знакопостоянства № 3

|x — 1| + |2x — 3| = 2

— + +

x — 1

2x — 3

— 1 — 1,5 +

1. Если x ≤ 1, то

1 — x — 2x + 3 = 2

— 3x + 4 = 2

— 3x = 2 – 4

-3x= — 2

x = 2/3

2 . Если 1

x — 1 + 3 – 2x = 2

— x + 2 = 2

— x = 2 – 2

x= 0

нет решений

3 . Если x 1,5, то

x — 1 + 2x — 3 = 2

3x — 4 = 2

3x = 2 + 4

3x= 6

x = 2

Ответ: 2/3; 2

2

5.Замена совокупностью систем

|ƒ(x)| = g(х)

2

Замена совокупностью систем

Пример: |2x + 7| = 3x + 4

I способ

II способ

2

2

6. Важный частный случай

| f ( x ) | = — f ( x ), тогда f ( x ) ≤ 0

Пример: 7-4 x = |4 x -7|

Решение: т.к. |f ( x )| = -f( x ), то f( x )≤0

4 x — 7 ≤ 0

x ≤ 7/4 , 7/4 = 1,75

2

Удачи!

2

2-x+6 \equiv 0 \pmod{9}$$

Я хочу найти x с помощью модульной арифметики. Как я мог это сделать?

Мое решение:

$$\begin{выравнивание*} х(х-1) &\эквив-6 \pmod{9}\\ х(х-1) &\эквив 3 \pmod{9} \end{выравнивание*}$$

Таким образом, $x$ равно: $$ х \экв 3\pmod{9}$$

или

$$x — 1 \экв 3 \pmod{9}$$

Что равно $x \equiv 4 \pmod{9}$

Я знаю, что сделал очень глупо. Так какое же правильное решение? Дайте мне инструкцию, пожалуйста.

  • модульная арифметика
  • делимость
  • квадратика

$\endgroup$

11

$\begingroup$

Позвольте мне рассказать о том, что вы сделали, а не о том, как это сделать правильно, поскольку другие ответили различными способами найти правильный ответ.

очень неправильное то, что вы сделали, это уйти от $ $ х (х-1) \ эквив 3 \ pmod {9} $ $ к $$x\экв 3 \pmod{9}\quad\text{or}\quad x-1\equiv 3\pmod{9}. 2-5x+6=0$, сказав: 92-5x &= 6\\ х(х-5)&=6 \end{выравнивание*}$$ и, следовательно, $x=6$ или $x-5=6$; поэтому $x=6$ или $x=11$.

Это неправильно. Вы не можете этого сделать, потому что единственный способ получить $0$ при умножении двух действительных чисел, если один из них равен $0$; получение $6$ в результате продукта не означает, что один из факторов должен быть $6$.

Ваш аргумент был бы неверным в реалах; еще одна проблема здесь в том, что это было бы неправильно по модулю $9$ , даже если вы получили сравнение $x(x-1)\equiv 0\pmod{9}$. Причина в том, что когда вы работаете по модулю $9$, возможно для произведения, равного $0$, но ни один из множителей не равен $0$: действительно, $(3)(3)\equiv 0\pmod{ 9}$, например. Поэтому, когда вы работаете по модулю $9$, вы даже не можете использовать этот тип аргумента, когда произведение равно $0$, не говоря уже о том, когда оно не равно $0$.

Таким образом, вы берете неверный аргумент из другой ситуации, которая уже является проблемой, и усугубляете эту проблему, пытаясь использовать ее в ситуации, где 92},\,$ для $\, x = 3j,\,$, т. 2=(92 + 9 q + 8 \экв 0 \pmod9 \; \text{ подразумевает } \; 8 \equiv 0 \pmod9$

Мы заключаем, что $[4]$ и $[6]$ являются решениями $\text{(1)}$.

$\endgroup$

алгоритм — решение системы связанных уравнений с разными модулями

спросил

Изменено 5 лет, 11 месяцев назад

Просмотрено 1к раз

Существует ли какой-нибудь алгоритм решения системы уравнений, выраженной в разных пространствах по модулю? Например, рассмотрим эту систему уравнений:

 (x1 + x2) % 2 = 0
( х2 + х3) % 2 = 0
(х1 + х2 + х3) % 3 = 2
 

Одно из решений этой системы:

 x1 = 0
х2 = 2
х3 = 0
 

Как я мог арифметически найти это решение (без использования алгоритма грубой силы)?

Спасибо

  • алгоритм
  • математика
  • модуль
  • решение уравнений
  • линейное уравнение

1

Вы можете переписать эти уравнения как

 x1 + x2 = 2*n1
х2 + х3 = 2*n2
х1 + х2 + х3 = 3*n3 + 2
 

Итак, это задача о линейном диофантовом уравнении, для которой в литературе есть решения.

Пример: http://www.wikihow.com/Solve-a-Linear-Diophantine-Equation

См. также: https://www.math.uwaterloo.ca/~wgilbert/Research/GilbertPathria.pdf

Алгоритм:

Запишите xi как функцию nks

В этом случае:

 x3 = 3* п3 + 2 - 2*п1
х2 = 2*n2 - (3*n3 + 2 - 2*n1)
x1 = 2*n1 - (2*n2 - (3*n3 + 2 - 2*n1))
 

Поскольку деления в правой части нет, выберите любое (n1, n2, n3), и вы должны получить решение.

4

Первая строка аналогична формуле x1, x2 — все четные или все нечетные числа. Вторая строка аналогична выражению x2, x3 — все четные или все нечетные числа. Следовательно, x1,x2,x3 — все четные или все нечетные числа. С третьей строки мы можем заменить вопрос на «3 нечетных или 3 четных числа, которые в сумме составляют 3k+2».

Вы можете преобразовать свою систему в модуль LCM (наименьшее общее кратное). Просто найдите LCM всех уравнений по модулю и умножьте каждое уравнение соответствующим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *