Генплан Омска. Официальный портал Администрации города Омска
В настоящее время численность населения в трудоспособном возрасте составляет 755,8 тыс. человек, а занятых в экономике города Омска — примерно 73% от их числа, или 556 тыс. человек. По прогнозу, численность населения в трудоспособном возрасте к 2025 году может уменьшиться на 124 тыс. человек. Если в перспективе удельный вес занятых в экономике города увеличится с 73 до 75%, то потенциальная численность экономически активного населения уменьшится с 556 до 474 тыс. человек, или на 82 тыс. человек.
Прогноз численности населения в трудоспособном возрасте и потенциальной численности экономически активного населения в целом по городу Омску дает возможность сделать следующие основные выводы:
- уменьшение потенциальной численности экономически активного населения до 2010 года практически не отразится на работе всего хозяйственного комплекса города Омска, поскольку составит всего 10 тыс. человек, а сейчас еще имеются официально зарегистрированные безработные;
- если проблемы с трудовыми ресурсами действительно возникнут, то это может начаться только после 2015 года, поэтому есть еще время для давно назревшей необходимости осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий, чтобы обеспечить рост производительности труда;
- потенциальная численность экономически активного населения даже при существенном улучшении коэффициентов рождаемости и смертности в расчетный период не повлияет на прирост трудовых ресурсов, а прогнозируемое положительное сальдо внешней миграции за весь период даст дополнительно около 20 тыс. человек экономически активного населения.
Ситуация действительно складывается сложная, но далеко не такая критическая, чтобы решать ее за счет привлечения мигрантов. Об этом наглядно свидетельствует анализ структуры занятости в экономике города Омска, которая приведена ниже в таблице № 4.
Административный округ | Среднесписочная численность работников | Кол-во предпринимателей | Работающие у предпринимателей | Оценка реально работающих у предпринимателей | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|
крупных и средних организаций** | малых организаций | |||||
Кировский | 40,9 | 10,2 | 10,8 | 8,3 | 16,6 | 78,5 |
Ленинский | 43,0 | 10,4 | 6,7 | 5,3 | 70,8 | |
Октябрьский | 48,5 | 12,4 | 6,5 | 11,2 | 22,5 | 89,9 |
Советский | 75,1 | 18,4 | 8,4 | 5,2 | 10,5 | 112,4 |
Центральный | 137,0 | 29,7 | 11 | 9 | 26,9 | 204,6 |
Итого | 344,6 | 81,2 | 43,3 | 39,1 | 87,1 | 556,2 |
* — расчет департамента городской экономической политики Администрации города Омска, 2006 г. ** — по данным Омскстата на начало 2006 г. |
Наиболее важными для экономики города являются крупные и средние организации, на долю которых приходится 62% общего числа занятых. Как видно из представленной ниже таблицы № 5, на обрабатывающие производства приходится больше всего занятых, а всего в производственной сфере работает почти треть от их общего числа, т.е. примерно 112 тыс. человек.
Декабрь 2004 г. | Декабрь 2005 г. | 2005 г. к 2004 г. (%) | Доля (%) | |
---|---|---|---|---|
Всего | 340869 | 344619 | 101,1 | 100 |
в т.ч. по видам экономической деятельности: | ||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 2314 | 1777 | 76,8 | 0,5 |
обрабатывающие производства | 80636 | 78056 | 96,8 | 22,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 17875 | 15337 | 85,8 | 4,5 |
строительство | 16351 | 17267 | 105,6 | 5,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 12090 | 13480 | 111,5 | 3,9 |
гостиницы и рестораны | 2274 | 2174 | 95,6 | 0,6 |
транспорт и связь | 46918 | 46871 | 99,9 | 13,6 |
из него связь | 11237 | 11282 | 100,4 | 3,3 |
финансовая деятельность | 6243 | 6842 | 109,6 | 2,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 29714 | 30605 | 103 | 8,9 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 30671 | 104,6 | 8,9 | |
образование | 46212 | 46674 | 101 | 13,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 40432 | 41888 | 103,6 | 12,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 10479 | 12921 | 123,3 | 3,8 |
В непроизводственной сфере больше всего работников (36%) приходится на образование, здравоохранение и транспорт.
Высокий процент занятых отмечается также в государственном управлении и операциях с недвижимым имуществом (почти 18%). В то же время явно есть резервы роста числа работников в финансовой сфере.Структура работников по крупным и средним организациям в рассматриваемой перспективе принципиально не изменится. Но при этом имеются огромные резервы для сокращения численности работников практически по всем видам экономической деятельности, и в первую очередь в производственной сфере за счет роста производительности труда в результате модернизации и технического перевооружения производства. Этот процесс неизбежен по мере нарастания реальной конкуренции между производителями продукции (работ, услуг).
Что касается непроизводственной сферы, то в условиях, когда численность населения города в лучшем случае сохранится на современном уровне, вряд ли может идти речь об увеличении численности занятых. Причем и здесь в первую очередь будут качественные преобразования, а не рост работников социальной сферы и государственного управления, что происходило повсеместно в последние годы.
На втором месте после крупных и средних организаций по своему значению для экономики города стоят малые организации, хотя по численности работников они и уступают сектору индивидуального предпринимательства. Если в 1990-е годы их деятельность была связана в основном с торговлей и общепитом, то сейчас она расширяется. Исходя из статистических данных о структуре работников в малом предпринимательстве по Омской области (по городу такой информации нет) следует, что из 81 тыс. работников малых организаций города примерно 40% приходится на обрабатывающие производства и строительство, 26% — на розничную и оптовую торговлю, примерно столько же и в индивидуальном предпринимательстве, 17% — на операции с недвижимым имуществом.
В перспективе можно ожидать роста числа занятых в отраслях обрабатывающих производств. В целом же численность работников малых организаций, уменьшающаяся с начала 2000-х годов, стабилизируется или незначительно возрастет.
В секторе индивидуального предпринимательства занято 130 тыс. человек, или 23% от общей численности экономически активного населения, и в перспективе существенно уменьшится.
Основной вывод заключается в том, что потребность крупных, средних и малых организаций в работниках, число которых составляет сейчас 426 тыс. человек, или почти 77% в общей структуре занятых, в перспективе уменьшится. Как уже отмечалось, то же самое должно произойти и в секторе индивидуального предпринимательства. Поэтому в городе не будет ограничений по трудовым ресурсам не только на развитие действующих, но и размещение новых промышленных предприятий. Для этого необходима четкая программа действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Оценка сложившейся в городе Омске ситуации с трудовыми ресурсами и потенциальной численности экономически активного населения показала, что даже если не будет притока внешних мигрантов, как минимум до 2015 года не может быть речи о каком-то дефиците трудовых ресурсов. При этом надо учитывать, что на начало 2005 года численность только официально зарегистрированных безработных составляла 3,6 тыс. человек. Причем с 2001 года их число незначительно, но росло, и увеличилось на 700 человек, что свидетельствует о сохраняющемся дефиците рабочих мест. Аналогичное положение и в Омской области, где с 2001 года численность безработных, включая город Омск, увеличилась с 16,1 до 23,9 тыс. человек. Поэтому основной задачей ближайших лет является создание новых рабочих мест.
Как уже отмечалось, особого внимания заслуживает вопрос соответствия рабочих мест в административных округах города Омска потенциальной численности проживающего на их территории экономически активного населения. В представленной таблице № 6 достаточно четко видна диспропорция между количеством рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения в округах города Омска.
Административный округ | Численность работающего населения на начало 2006 г. | Количество рабочих мест | ||
---|---|---|---|---|
в 2006 г.* | в 2015 г. | в 2025 г. | ||
Кировский | 120,5 | 78,5 | 116,0 | 121,6 |
Ленинский | 98,6 | 70,8 | 87,8 | 67,5 |
Октябрьский | 81,0 | 89,9 | 72,4 | 60,9 |
Советский | 125,8 | 112,4 | 113,2 | 97,4 |
Центральный | 130,9 | 204,6 | 126,4 | 128,1 |
город Омск | 556,7 | 556,2 | 515,7 | 475,4 | * — принято равным численности занятых в экономике каждого округа. |
В настоящее время количество рабочих мест меньше потенциальной численности экономически активного населения в трех административных округах: Кировском — на 42, Ленинском — на 28 и Советском — примерно на 13 тыс. человек. Это означает, что как минимум 83 тыс. человек (без учета межокружного обмена работниками) приезжают на работу в Центральный и Октябрьский административные округа, где потенциальная численность экономически активного населения соответственно на 74 и 9 тыс. человек меньше количества рабочих мест. Если в Центральном административном округе к числу приезжающих на работу добавить еще примерно 40 тыс. обучающихся здесь студентов высшего и среднего профобразования, то не удивительно, что этот округ перегружен и здесь большие транспортные проблемы. Поскольку в рассматриваемый период нет оснований ожидать резкого сокращения количества рабочих мест в Центральном административном округе, то увеличение численности населения округа позволит несколько уменьшить разрыв между наличием рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения, уменьшить нагрузку на транспорт.
Особо следует выделить Кировский административный округ, где в случае роста числа жителей разрыв между количеством рабочих мест и численностью экономически активного населения станет еще больше. А если из округа будет вынесен аэропорт, то численность активного населения еще возрастет. Поэтому на территории этого округа предусматривается преимущественное размещение новых производственных объектов, строительство которых будет осуществляться в городе Омске в рассматриваемый период. Это касается также тех предприятий, которые намечается вынести из центральной части города.
Положение с рабочими местами в административных округах отражает приведенная таблица № 7. В ней показано, сколько потенциально экономически активного населения приходится на одно рабочее место, при условии, что количество рабочих мест в рассматриваемой перспективе сохранится на сегодняшнем уровне. Здесь выделяются Кировский и Ленинский административные округа.
Административныйокруг | 1* | 2** | 1* | 2** | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2006 г. | 2006 г. | 2015 год | 2025 г. | 2015 год | 2025 г. | |
Кировский | 1,5 | 2,9 | 1,5 | 1,5 | 2,8 | 3,0 |
Ленинский | 1,4 | 2,3 | 1,2 | 1,0 | 2,0 | 1,6 |
Октябрьский | 0,9 | 1,7 | 0,8 | 0,7 | 1,5 | 1,3 |
Советский | 1,1 | 1,7 | 1,0 | 0,9 | 1,5 | 1,3 |
Центральный | 0,6 | 1,0 | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 0,9 |
город Омск | 1,0 | 1,6 | 0,9 | 0,9 | 1,5 | 1,4 | 1* — к общему количеству рабочих мест. 2** — к количеству рабочих мест на крупных и средних предприятиях. |
Если рассматривать перспективу, то реализация предложенной в генеральном плане внутригородской системы расселения позволит во всех административных округах, кроме Кировского, привести количество рабочих мест примерно в соответствие с потенциальной численностью экономически активного населения. Это позволит жителям города Омска тратить меньше времени на переезды, связанные с работой, а также снизить нагрузку на транспорт.
ЗАНЯТОСТЬ • Большая российская энциклопедия
ЗА́НЯТОСТЬ, совокупность отношений, связанных с участием населения в трудовой деятельности, выражающих степень потребностей экономики в работниках и личных потребностей в рабочих местах. Как социально-экономич. явление З. отражает участие человека в следующих видах трудовой деятельности: в наёмном труде, предпринимательской деятельности, самозанятости и произ-ве ради личного потребления. В статистике под З. понимается любой вид деятельности, приносящий заработок или доход. З. определяется рациональным использованием трудового потенциала общества и развитием человеческого капитала; она включает уровень экономич. активности населения (по признакам пола, возраста, уровня образования, семейного положения), уровень безработицы и вторичной занятости населения. На эти характеристики, кроме экономич. ситуации, влияют нац.-культурные особенности, социальное и экономич. положение социально-демографич. групп населения, гос. политика З. и политика на рынке труда, проводимая государством и негосударственными экономич. (корпорации, предприятия, учреждения) и социальными (союзы трудящихся, работодателей, фонды) институтами.
Характеристики З., прежде всего её уровень, зависят от мн. факторов, первым из которых является разделение всего населения страны на экономически активное население (состоит из занятого населения и безработных) и экономически неактивное население. Для измерения и статистич. учёта экономически активного и неактивного населения важно установление нижней границы возраста начала трудовой деятельности, которая обусловлена как нац. законодательством, так и междунар. конвенциями. В большинстве стран миним. возраст составляет 14–15 лет, в экономически развитых странах – обычно 16 лет, в РФ – 15 лет, последний соответствует миним. возрасту приёма на работу, установленному Конвенцией МОТ в 1973, предусматривающей также для недостаточно развитых экономик снижение порога до 14 лет или возраста окончания обязат. школьного образования. По оценке МОТ (2-я пол. 1990-х гг.), более 1/2 населения мира в трудоспособном возрасте приходится на страны с низким уровнем дохода – ок. 2 млрд. чел., из них ок. 1/3 не работают; в этих странах занято не менее 50–60 млн. детей. 40% трудоспособного населения в мире занято в семейных фермерских хозяйствах и неформальном (нерегистрируемом) секторе экономики.
Со 2-й пол. 19 в. в странах, прошедших пром. революцию, снижалась З. в с. х-ве и соответственно падала его доля: 50% в 1870, 14% в 1970 и менее 5% в 2000. При значит. росте З. в сфере услуг уменьшалась доля занятых в пром-сти: 40% в 1970 и менее 30% в сер. 1990-х гг. В наиболее развитых странах (группа стран – членов ОЭСР) в сфере услуг сосредоточено более 1/2 всех занятых и рост З. продолжается параллельно с возникновением потребности в новых видах услуг.
С 1960 самый высокий рост З. был свойствен Сев. Америке (1,8% ежегодно) и Океании (1,7%), промежуточные темпы были в Японии (1,2%), самые низкие в странах Европ. ассоциации свободной торговли (0,6%) и ЕС (0,3%). Со 2-й пол. 1990-х гг. страны, входящие в ОЭСР, стремятся к высокому уровню З. через реализацию спец. стратегий и политик, в соответствии с которыми прежде всего должны создаваться высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, требующие высокой квалификации.
Новое отношение государств с развитой рыночной экономикой к проблеме З. после 2-й мировой войны связано с теорией Дж. М. Кейнса, включившего З. в число осн. макроэкономич. параметров и обосновавшего возможность её регулирования вместе с такими показателями, как совокупный спрос, доходы, реальная заработная плата, цены, инвестиции.
В РФ значит. изменения в З. произошли в связи с переходом к рыночной экономике. Численность экономически активного населения, границы которого в рос. статистике ограничены возрастом 15–72 лет, в годы экономич. кризиса (до 1998) сокращалась, её стабильный рост начался с 2002, таким же был и тренд уровня занятости.
В отличие от стран Вост. и Центр. Европы, рос. экономика в годы глубокого экономич. кризиса 1990-х гг. не испытала такого высокого уровня безработицы, несмотря на его рост в этот период более чем в 2 раза, а снижение уровня З. в отраслях экономики не соответствовало объёмам снижения произ-ва. В ряде отраслей, напр. в топливно-энергетич. комплексе, численность занятых даже возрастала в периоды сокращения произ-ва. Отраслевая структура занятости менялась в период трансформации рос. экономики (табл. 1).
Таблица 1. Структура занятого населения в отраслях экономики РФ (%)* | |||||
1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Промышленность | 32,5 | 30,3 | 25,9 | 22,6 | 21,9 |
Сельское и лесное хозяйство | 15 | 13,2 | 15,1 | 13,4 | 11,1 |
Строительство | 9,6 | 12 | 9,3 | 7,8 | 7,9** |
Транспорт и связь | 9,6 | 7,7 | 7,9 | 7,8 | 8 |
Торговля, общественное питание | 8,3 | 7,8 | 10,1 | 14,6 | 17,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание | 3,9 | 4,3 | 4,5 | 5,2 | 4,8 |
Здравоохранение и социальное обеспечение | 4,8 | 5,6 | 6,7 | 7 | 7,1** |
Образование, культура, искусство | 8,2 | 9,6 | 11 | 10,8 | 9 |
Наука и научное обслуживание | 4,5 | 4,2 | 2,5 | 1,9 | 1,8** |
Финансы, кредит, страхование | 0,5 | 0,5 | 1,2 | 1,2 | 1,3 |
Управление | 1,6 | 2,1 | 2,8 | 4,5 | 5,2 |
Другие отрасли | 1,9 | 3,1 | 3 | 3,1 | 3,8** |
* Данные в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). ** 2004. |
Концепция новых источников З. на основе развития сферы услуг, возникшая в европ. странах в нач. 1970-х гг., отразила важнейшую роль этой сферы в развитии совр. экономики, прежде всего информационных, рекреационных и туристич. услуг. Сфера услуг в зап.-европ. странах расширялась с 1971 ежегодно более чем на 1 млн. рабочих мест; в сер. 1990-х гг. только услуги местного значения по улучшению условий обитания создали в странах ЕС 3 млн. рабочих мест. В РФ доля сферы услуг к нач. 21 в. не достигла четверти всех занятых; данные о занятых в этой сфере в рос. статистике отсутствуют, публикуются лишь данные о видах деятельности – графа «прочие коммунальные, социальные и персональные услуги» – численность занятых по оказанию этих услуг составила 2,46 млн. чел. (2005).
В связи с переходом к рыночной экономике в России значительно изменилась структура З. по разл. формам собственности (табл. 2). Закономерным было сокращение З. в смешанном секторе экономики; с 2001 стала сокращаться численность и доля занятых в обществ. организациях.
Таблица 2. Структура занятости по формам собственности, РФ (%) | |||||
1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | |
Всего занято в экономике В том числе: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Государственная, муниципальная | 90,4 | 82,6 | 42,1 | 37,8 | 33,7 |
Частная | 9,6 | 12,5 | 34,4 | 46,1 | 54,1 |
Общественных организаций (объединений) | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,6 | |
Иностранная, совместная российская и иностранная | 0,1 | 0,6 | 2,7 | 3,8 | |
Смешанная российская | 4 | 22,2 | 12,6 | 7,8 |
Важная характеристика З. и рынка труда – текучесть рабочей силы (доля тех, кто пребывал в должности менее года). В странах с более высокой текучестью зафиксирована и бо́льшая величина этого показателя (ок. четверти в Канаде и более четверти в США) по сравнению с европ. странами, где текучесть ниже (Франция ок. 17%, Германия ок. 13%). В странах с более строгими законами в области З. (Франция, Италия, Швеция) динамика текучести имеет циклич. характер. Достаточно развитое законодательство по охране З. уменьшает в отношении постоянных работников возможность сокращения рабочих мест, т. к. делает мероприятия по их ликвидации процедурой со значит. затратами; такого же явления в отношении работающих по врем. контрактам не наблюдается. Обследования стран ОЭСР показывают, что замены постоянных рабочих мест на временные в значит. объёме не наблюдается, за исключением Испании, где это явление имеет достаточные масштабы для потенциального влияния на уровень текучести рабочей силы.
Регулирование З. в РФ осуществляется на основе двух законов: Закона о занятости населения (1991), регулирующего социально-экономич. проблемы безработицы, и Трудового кодекса (2002), регулирующего социально-трудовые отношения, в отличие, напр., от Японии, где сферу занятости регулирует ок. 30 законов. Условия занятости иностр. граждан в РФ определяет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002), а также двусторонние правительств. соглашения.
Частичная, или «неполная», З. существует в виде добровольной З., связанной с потребностью работника ограничить по времени своё участие в наёмном труде, и вынужденной З., связанной с потребностями фирмы (предприятия). Неполная З. не занимает значит. объёма, так, в ср. в странах ЕС занято на условиях неполного рабочего времени ок. 6% всех занятых, но её развитие сильно отличается как по странам, так и по характеру труда занятых на этих условиях. В РФ, кроме экономически добровольной неполной З., которая не получила необходимого развития, широко распространена неполная З. в виде работающих неполное рабочее время по инициативе администрации и работников, которые отправлены в т. н. административные отпуска. Эти виды неполной занятости во многом компенсировали рост регистрируемой безработицы в 1990-е гг. В 2000 численность занятых неполное рабочее время составила 77% по отношению к 1995, численность работников в адм. отпусках – 104%, в 2005 по сравнению с 1995 – соответственно 23 и 41%, что, несмотря на уменьшение, для стабильно растущей экономики составляет весомую величину.
В 1994–95 Россия, Украина, затем др. страны СНГ начали вводить новые стандартные нац. системы классификации занятий на базе междунар. модели, за которую приняли Междунар. стандартную классификацию занятий, 1988 (ИСКО-88).
В структуре занятых по видам экономич. деятельности (табл. 3) особенно заметно отставание России от высокоразвитых зап. стран в сфере финансовой деятельности, операциях с недвижимым имуществом и услугах по аренде, в предоставлении социальных и персональных услуг, в т. ч. в здравоохранении.
Таблица 3. Структура численности занятых по видам экономической деятельности (2004, % к итогу)* | ||||||
Россия*** | Велико- британия | Германия | США | Франция | Швеция | |
Сельское хозяйство** | 9,7 | 1,2 | 2,3 | 1,6 | 4,1 | 2,1 |
Обрабатывающие производства | 17,8 | 13,5 | 22,8 | 11,8 | 16,9 | 16,1 |
Строительство | 6,8 | 7,7 | 6,8 | 7,7 | 6,7 | 5,7 |
Торговля, ремонт | 15,6 | 15,5 | 14,0 | 15,0 | 13,6 | 12,6 |
Гостиницы, рестораны | 1,8 | 4,4 | 3,4 | 6,6 | 3,3 | 2,9 |
Финансовая деятельность | 1,5 | 4,2 | 3,6 | 5,0 | 2,7 | 2,1 |
Операции с имуществом | 6,2 | 11,3 | 9,2 | 12,3 | 10,0 | 12,9 |
Образование | 9,3 | 9,1 | 5,7 | 8,7 | 6,9 | 11,2 |
Здравоохранение и социальные услуги | 7,0 | 12,0 | 11,4 | 12,0 | 11,8 | 16,2 |
Коммунальные, социальные, персональные услуги | 3,2 | 5,6 | 5,4 | 9,4 | 4,3 | 5,1 |
* Приводится неполный перечень видов, поэтому сумма не равна 100%. | ||||||
** Включая рыболовство и рыбоводство. | ||||||
*** Россия — 2005. Данные по РФ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанным на основе международного классификатора ИСКО-88. |
Для регулирования осн. составляющих З. государство осуществляет политику З., направленную на полное и эффективное использование рабочей силы в ряду др. факторов произ-ва для достижения высоких темпов экономич. роста. В послевоенный период развитые государства стремились содействовать расширению гибкой, неполной З. на добровольной основе, поощряли вовлечение женщин в обществ. произ-во. Гос. политика З. пытается влиять на спрос и предложение рабочей силы, её перераспределение с целью наиболее продуктивного использования. Осн. программами обычно являются программы создания новых рабочих мест, реструктуризации занятости для формирования более эффективной структуры экономики, программы переобучения и переквалификации работников. В 1990-е гг. развитые страны Европы, испытавшие кризис З., приняли новые инициативы и одобрили модель поддержки произ-ва с интенсивной З. (employment-intensive pattern), признав, что увеличение численности занятых при любом уровне экономич. роста желательно с экономич. и социальной точек зрения. Затраты на гос. регулирование занятости в странах ОЭСР в 1990-е гг. были весьма значительными и колебались по отношению к ВВП от 1,6% в Италии до 3,1% во Франции.
В соответствии с конвенциями МОТ нац. правительства должны содействовать формированию полной, продуктивной и свободно избранной З., что можно рассматривать как общую парадигму политики З., в макс. степени отвечающей нац. интересам. Европ. государствами эта политика строится на основе Европ. пакта занятости (1999), в котором достижение полной занятости названо целью этой политики. Политика З. решает такие вопросы, как правовой регламент рабочего времени, миним. уровень оплаты труда, возрастные границы занятости и т. п. на общефедеральном уровне.
Наиболее полные данные о З. могут формироваться в результате спец. обследований, проводимых в развитых странах не менее 4 раз в год (в ряде стран, напр. в Финляндии, Швеции, – ежемесячно). В РФ с 1992 проводится ежегодное «Выборочное обследование населения по проблемам занятости», с 1999 – 4 раза в год.
Уровень участия в рабочей силе: цель, формула и тенденции
Что такое уровень участия в рабочей силе?
Уровень участия в рабочей силе является оценкой активной рабочей силы в экономике. Формула представляет собой количество людей в возрасте 16 лет и старше, которые работают или активно ищут работу, деленное на общее количество неинституционализированного гражданского трудоспособного населения.
По данным Бюро статистики труда США (BLS), которое ежемесячно публикует данные, за 12 месяцев, закончившихся в феврале 2023 года, уровень участия в рабочей силе США колебался от 62,1% до 62,5%. По состоянию на февраль 2023 года он составляет 62,5%.
С 2013 г. ежемесячные показатели оставались стабильными на уровне около 63% после резкого снижения после Великой рецессии; однако в начале 2020 года уровень участия в рабочей силе резко упал с 63,4% до 61,4% в первой половине года в результате пандемии COVID-19. Его низшая точка была достигнута в апреле 2020 года, когда ставка опустилась до 60,2%.
Ключевые выводы
- Уровень участия в рабочей силе показывает процентную долю всех людей трудоспособного возраста, которые работают или активно ищут работу.
- В сочетании с данными по безработице это может дать некоторое представление о состоянии экономики.
- Начиная с 2013 года уровень участия в рабочей силе США оставался стабильным на уровне около 63%, пока не разразилась пандемия COVID-19. По состоянию на февраль 2023 года он составлял 62,5%.
- Показатель меняется со временем в зависимости от социальных, демографических и экономических тенденций.
- Участие в рабочей силе в мире неуклонно снижается с 1990 года.
Уровень участия
Понимание уровня участия в рабочей силе
Уровень участия в рабочей силе является важным показателем для использования при анализе данных о занятости и безработице, поскольку он измеряет количество людей, которые активно ищут работу, а также тех, кто в настоящее время работает. Он не включает людей, находящихся в лечебных учреждениях (в тюрьмах, домах престарелых или психиатрических больницах) и военнослужащих.
Он включает всех других людей в возрасте 16 лет и старше и сравнивает долю тех, кто работает или ищет работу вне дома, с теми, кто не работает и не ищет работу вне дома.
Поскольку он учитывает людей, которые отказались от поиска работы, это может сделать уровень участия в рабочей силе несколько более надежным показателем, чем уровень безработицы. Цифры по безработице не учитывают тех, кто отказался от поиска работы.
Некоторые экономисты утверждают, что уровень участия в рабочей силе и данные о безработице следует рассматривать вместе, чтобы лучше понять реальный статус занятости в экономике.
Коэффициент участия в рабочей силе Формула
Формула участия в рабочей силе:
( Количество занятых + Ищу работу ) × 100 Гражданское неинституциональное население \begin{aligned}&\frac{ ( \text{Число работающих} + \text{Число ищущих работу} ) \times 100 }{ \text{Гражданское неинституциональное население} } \\\end{aligned} Гражданское неинституциональное население (количество работающих+количество ищущих работу) × 100
Это относится ко всем членам населения в возрасте 16 лет и старше. ( Количество занятых + Ищу работу ) × 100 Гражданское неинституциональное население \frac{ ( \text{Число занятых} + \text{Число ищущих работу} ) \times 100 }{ \text{Гражданское неинституциональное население} } Гражданское неинституциональное население (количество работающих + количество ищущих работу) × 100
Факторы, влияющие на уровень участия
Участие в рабочей силе не существует в вакууме. Вместо этого на него влияют различные социальные, экономические и демографические факторы. По мере изменения этих факторов участие в рабочей силе может увеличиваться или уменьшаться. Эти изменения могут происходить быстро или медленно. Они могут иметь краткосрочное влияние на участие в рабочей силе или могут привести к долгосрочным изменениям.
Экономические факторы
Краткосрочные и долгосрочные экономические тенденции могут влиять на уровень участия в рабочей силе. В долгосрочной перспективе влияние могут оказать индустриализация и накопление богатства.
Индустриализация имеет тенденцию к увеличению участия, создавая возможности для трудоустройства. Высокий уровень накопленного богатства может снизить участие, потому что более состоятельным людям просто меньше нужно работать, чтобы зарабатывать на жизнь.
В краткосрочной перспективе на уровень участия влияют деловые циклы и уровень безработицы. Во время экономического спада уровень участия в рабочей силе имеет тенденцию к снижению, потому что многие уволенные работники разочаровываются и перестают искать работу. Экономическая политика, такая как жесткое регулирование рынка труда и щедрые программы социальных пособий, также может привести к снижению участия в рабочей силе.
Социальные факторы
Социальные ожидания и изменения этих ожиданий могут повлиять на то, кто доступен для участия в рабочей силе. Поскольку ожидается, что разные группы будут работать или нет, уровень участия в рабочей силе будет повышаться или понижаться.
Например, если считается, что женатые мужчины несут ответственность за содержание своих семей, а замужние женщины остаются дома, то женщины перестанут работать после замужества или после рождения детей, что снижает уровень участия в рабочей силе. Однако если предполагается, что оба родителя должны иметь возможность работать, то некоторые родители любого пола уйдут с рынка труда, а другие останутся.
Ожидания в отношении образования также могут повлиять на уровень участия в рабочей силе. Если большинство молодых людей изучают профессию или семейный бизнес по мере взросления, а затем ожидается, что они будут работать сразу после окончания средней школы, тогда взрослые начнут работать в возрасте от 17 до 19 лет. В странах или демографических группах однако там, где обучение в колледже более распространено, больше молодых людей продолжают свое образование после окончания средней школы. Участие в рабочей силе снизится, потому что они не присоединятся к рабочей силе до тех пор, пока им не исполнится двадцать или около двадцати пяти лет.
Демографические факторы
Изменения численности населения трудоспособного возраста от поколения к поколению также влияют на участие в рабочей силе. По мере того, как большие возрастные когорты достигают пенсионного возраста, уровень участия в рабочей силе может снижаться.
Например, выход на пенсию постоянного потока бэби-бумеров привел к сокращению участия в рабочей силе. Бэби-бумеры составляют одну из крупнейших демографических групп населения. Поскольку поколения после бэби-бумеров меньше, они не будут заменены таким же количеством активных молодых работников, когда они уйдут на пенсию.
Тенденции участия
Уровень участия в рабочей силе изменился в зависимости от экономических, социальных и демографических тенденций в долгосрочной перспективе. Он неуклонно рос во второй половине 20-го века, достигнув пика в 67,3% в апреле 2000 года. Когда в 2008 году разразилась Великая рецессия, уровень участия несколько лет резко снижался, стабилизировавшись на уровне около 63% к 2013 году.
Тенденция участия женщин в рабочей силе во многом соответствует долгосрочным тенденциям для всего населения. Уровень участия женщин в рабочей силе почти удвоился с 32% до 60% за 50 лет с 1948 по 1998 год. С тех пор этот показатель упал до 54,6% в апреле 2020 года с 57,9% в феврале 2020 года. По состоянию на февраль 2023 года он в настоящее время составляет 57,2%.
Уровень участия в рабочей силе США, составлявший 62,5% в феврале 2023 года, включал 57,2% участия женщин и 68,0% участия мужчин.
Почему снизился уровень участия
По данным Федеральной резервной системы, доля людей трудоспособного возраста (от 25 до 54 лет) в рабочей силе достигла пика в 72% в 1919 году.95 и с тех пор снижается. Это примерно соответствует некоторым тенденциям снижения участия в рабочей силе в 21 веке. Есть ряд причин, по которым уровень участия в рабочей силе снизился.
- Великая рецессия : Во время Великой рецессии с 2007 по 2009 год безработица выросла с 5% до 10%. В последующее десятилетие рынок труда восстановился. Но многие работники, покинувшие рынок труда, так и не вернулись к работе на полный рабочий день, даже после того, как рабочие места появились. Хотя общая безработица вернулась к докризисному уровню, уровень долгосрочной безработицы увеличился, поскольку рабочие, потерявшие работу, оставались вне рабочей силы в течение более длительных периодов времени.
- COVID-19 : В начале 2020 года произошло еще одно резкое падение участия в рабочей силе, поскольку пандемия COVID-19 остановила экономику США. Многие уязвимые работники не могли или не желали оставаться на постоянной работе, в то время как другие увольнялись с работы, чтобы заботиться о членах семьи дома. Из-за ожиданий ухода женщины уходили с работы чаще, чем мужчины.
- Выход на пенсию : Бэби-бумеры составляют самый большой сегмент населения. По мере того, как они достигают пенсионного возраста и уходят из состава рабочей силы, уровень участия снижается, так как не хватает более молодых работников, чтобы заменить их. По данным Совета экономических консультантов при президенте, с 2007 по 2014 год сокращение участия в рабочей силе почти наполовину было результатом старения рабочей силы.
- Колледж : Еще одним фактором, снижающим участие в рабочей силе, является увеличение посещаемости колледжей среди представителей младшего возраста. Поступление в колледжи в возрасте от 18 до 24 лет увеличилось примерно с 35% до 41% с 2000 по 2018 год; однако уровень зачисления в бакалавриат снизился из-за пандемии: с осени 2020 года по осень 2021 года количество зачисленных в бакалавриат снизилось на 7,8%. По состоянию на октябрь 2022 года оно продолжало падать, но более медленными темпами.
Национальный уровень безработицы в США в феврале 2023 года составил 3,6%.
Участие в глобальной рабочей силе
Участие в рабочей силе в мире неуклонно снижается с 1990 года. По данным Всемирного банка, уровень участия в рабочей силе в мире составлял 59% в конце 2021 года по сравнению с 62% в 2010 году.
В следующей таблице показаны страны с самым высоким и самым низким уровнем участия в рабочей силе по состоянию на 2021 год (последние данные):
Страны с самым высоким и самым низким уровнем участия в рабочей силе (2021 г.) | |||
---|---|---|---|
Страна (самый высокий) | Ставка | Страна (самая низкая) | Ставка |
Катар | 88% | Джибути | 31% |
Мадагаскар | 85% | Сомали | 34% |
Соломоновы Острова | 84% | Йемен | 38% |
Танзания | 82% | Иордания | 40% |
Объединенные Арабские Эмираты | 81% | Ирак | 40% |
Эфиопия | 80% | Непал | 40% |
Бурунди | 79% | Алжир | 40% |
Мозамбик | 78% | Пуэрто-Рико | 40% |
Эритрея | 77% | Мавритания | 41% |
Ангола | 77% | Молдова | 41% |
Территория США Пуэрто-Рико также попала в список, заняв место среди стран с самым низким уровнем участия в рабочей силе на уровне 40%.
Что измеряет уровень участия в рабочей силе?
Уровень участия в рабочей силе измеряет активную рабочую силу страны, состоящую из людей в возрасте 16 лет и старше. Он учитывает людей, которые перестали искать работу, но все еще хотят работать, в отличие от уровня безработицы.
Что влияет на уровень участия в рабочей силе?
На показатель влияют три основных фактора: экономический, демографический и социальный. Например, недавний выход на пенсию большого числа бэби-бумеров привел к снижению этого показателя, в то время как появление большого числа женщин на рынке труда во второй половине 20-го века увеличило этот показатель. В апреле 2020 года, после того как в США поразила пандемия COVID-19, показатель снизился более чем на 3% по сравнению с началом того же года.
Насколько уровень участия в рабочей силе США соотносится с показателями других стран?
Согласно последним данным Всемирного банка за 2021 год, США находятся в середине списка с показателем 61%, что на несколько пунктов опережает мировой показатель в 59%. Самый высокий показатель был у Катара (88%), а самый низкий у Джибути (31%).
Как измеряется уровень участия в рабочей силе?
Уровень участия в рабочей силе измеряется Бюро статистики труда на основе ежемесячного обследования домохозяйств, проводимого Бюро переписи населения США. В этом опросе респондентов спрашивают об их возрасте и о том, работают ли они или ищут работу. На этой основе правительство может оценить уровень участия в рабочей силе.
Почему снижается уровень участия в рабочей силе?
Уровень участия неуклонно снижался с конца 1990-х годов, в основном из-за выхода на пенсию бэби-бумеров и других демографических изменений. В 2020 году произошло резкое падение участия в рабочей силе из-за пандемии COVID-19, которая закрыла многие предприятия и вынудила многих уязвимых людей уйти с рынка труда.
Практический результат
Уровень участия в рабочей силе измеряет процент взрослых, которые либо работают, либо активно ищут работу. Он не включает тех, кто находится в армии, тюрьмах или иным образом вне обычного рынка труда. Он также учитывает людей, которые не ищут работу, что делает его более надежной статистикой, чем обычный уровень безработицы.
Полная занятость: определение, виды и примеры
Что такое полная занятость?
Полная занятость – экономическая ситуация, при которой все имеющиеся трудовые ресурсы используются максимально эффективно. Полная занятость означает наибольшее количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, которая может быть задействована в экономике в любой момент времени.
Настоящая полная занятость — это идеальная — и, вероятно, недостижимая — ситуация, при которой каждый, кто хочет и может работать, может найти работу, а безработица равна нулю. Это теоретическая цель, к которой должны стремиться лица, определяющие экономическую политику, а не реально наблюдаемое состояние экономики. С практической точки зрения экономисты могут определить различные уровни полной занятости, связанные с низким, но ненулевым уровнем безработицы.
Ключевые выводы
- Полная занятость — это когда все имеющиеся трудовые ресурсы используются максимально эффективно.
- Полная занятость означает наибольшее количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, которая может быть задействована в экономике в любой момент времени.
- Экономисты определяют различные типы полной занятости на основе своих теорий как цели экономической политики.
- Многие современные экономисты согласны с тем, что некоторая безработица необходима, чтобы избежать инфляции и позволить работникам переходить с одной работы на другую, получать образование или повышать квалификацию.
- Уровень безработицы 5% или ниже часто считается полной занятостью в реальном мире.
Полная занятость
Полная занятость
Полная занятость рассматривается как идеальный уровень занятости в экономике, при котором ни один работник не является вынужденно безработным. Полная занятость труда является одним из компонентов экономики, которая работает с полным производственным потенциалом и производит в точке на границе своих производственных возможностей. Если есть какая-либо безработица, то экономика не работает в полную силу, и возможно некоторое повышение экономической эффективности.
Однако, поскольку ликвидировать всю безработицу из всех источников практически невозможно, полная занятость может оказаться недостижимой. Для многих экономистов более новое понимание полной занятости требует определенного уровня безработицы, чтобы сдерживать инфляцию и позволять работникам переходить с одной работы на другую, продолжать свое образование или повышать квалификацию.
Уровень безработицы в 5% часто считается полной занятостью. Этого уровня безработицы достаточно, чтобы свести к минимуму инфляцию и позволить работникам перемещаться между работами, но те, кто хочет работать полный рабочий день, должны иметь возможность найти работу на полный рабочий день (даже если это не их любимая профессия).
Инвестопедия / Сабрина Цзян.Кривая Филлипса
Что касается циклической безработицы, многие макроэкономические теории представляют полную занятость как цель, достижение которой часто приводит к инфляционному периоду. Связь между инфляцией и безработицей является важной частью монетаристской и кейнсианской теорий. Эта инфляция является результатом того, что рабочие имеют более высокий располагаемый доход, что, согласно концепции кривой Филлипса, приведет к росту цен.
Это создает потенциальную проблему для разработчиков экономической политики, таких как Федеральная резервная система США, у которых есть двойной мандат на достижение и поддержание как стабильных цен, так и полной занятости. Если на самом деле существует компромисс между занятостью и инфляцией в соответствии с кривой Филлипса, то одновременная полная занятость и ценовая стабильность могут быть невозможны.
Австрийская школа
С другой стороны, некоторые экономисты также выступают против чрезмерного стремления к полной занятости, особенно за счет чрезмерной экспансии денег и кредита посредством денежно-кредитной политики. Экономисты австрийской школы считают, что это приведет к разрушительным перекосам в финансовом и производственном секторах экономики. Это может даже привести к увеличению безработицы в долгосрочной перспективе, спровоцировав последующую рецессию, поскольку ограничения реальных ресурсов вступают в противоречие с искусственно повышенным спросом на различные виды капитальных благ и дополняющую рабочую силу.
Виды безработицы
Безработица может быть вызвана циклическими, структурными, фрикционными или институциональными причинами. Политики могут сосредоточиться на уменьшении основных причин каждого из этих видов безработицы, но при этом они могут столкнуться с компромиссами по отношению к другим целям политики.
Структурный
Желание поощрять технический прогресс может вызвать структурную безработицу. Например, когда работники устаревают из-за автоматизации заводов или использования искусственного интеллекта.
Институциональный
Институциональная безработица возникает в результате институциональной политики, влияющей на экономику. Это могут быть государственные программы, продвигающие социальную справедливость и предлагающие щедрые социальные льготы, а также явления на рынке труда, такие как объединение в профсоюзы и дискриминационный прием на работу.
Фрикционный
Некоторая безработица может быть полностью неизбежна для политиков, например, фрикционная безработица, вызванная тем, что работники добровольно меняют работу или впервые входят в состав рабочей силы. Поиск новой работы, набор новых сотрудников и подбор подходящего работника на подходящую работу — все это часть этого.
Циклический
Циклическая безработица — это колеблющийся тип безработицы, который увеличивается и уменьшается в рамках нормального хода делового цикла. Эта безработица возрастает, когда экономика находится в рецессии, и снижается, когда экономика растет. Следовательно, чтобы экономика была при полной занятости, она не может находиться в рецессии, вызывающей циклическую безработицу.
Кривая Филлипса циклична. Он утверждает, что полная занятость неизбежно приводит к более высокой инфляции, что, в свою очередь, приводит к росту безработицы.
По большей части лица, определяющие макроэкономическую политику, сосредоточены на сокращении циклической безработицы, чтобы приблизить экономику к полной занятости. В этом случае они могут столкнуться с компромиссами против роста инфляции или риска искажения других секторов экономики.
Циклическую безработицу, которая обусловлена изменениями в экономических циклах, не следует путать с «сезонной безработицей», когда изменения в составе рабочей силы предсказуемо происходят в течение года. Например, рабочие места в секторе розничной торговли обычно сокращаются после традиционного периода -до праздника торговый сезон заканчивается после Нового года. Безработица возрастает, когда люди, нанятые на праздники, больше не нужны для удовлетворения спроса.
Типы полной занятости
Из-за сложности и сомнительной желательности достижения истинной полной занятости экономисты разработали другие, более прагматичные цели экономической политики.
Естественная ставка
Естественный уровень безработицы представляет собой только количество безработных из-за структурных и фрикционных факторов на рынках труда. Естественный уровень служит достижимым приближением к полной занятости, принимая во внимание, что технологические изменения и нормальные транзакционные издержки на рынках труда всегда будут означать некоторую умеренную безработицу в любой данный момент времени.
Неускоряющийся уровень инфляции
Уровень безработицы без ускорения инфляции (NAIRU) представляет собой уровень безработицы, который согласуется с низким и стабильным уровнем инфляции цен. NAIRU полезен в качестве цели политики для экономических политиков, которые действуют в рамках двойного мандата, чтобы сбалансировать полную занятость и стабильные цены.
Это не полная занятость, но это максимально приближенная экономика к полной занятости без чрезмерного повышательного давления на цены из-за повышения заработной платы. Современные экономисты часто имеют в виду NAIRU, когда говорят о полной занятости. Обратите внимание, что NAIRU имеет смысл только концептуально и как цель политики, если и когда действительно существует стабильный компромисс между безработицей и инфляцией, как это утверждает кривая Филлипса.
Преимущества полной занятости
Полная занятость может обеспечить ряд преимуществ как для отдельных лиц, так и для общего социально-экономического баланса страны. По мере того, как занятость увеличивается до уровня полной занятости, преимущества включают:
- Сокращение бедности, если все работники имеют доступ к работе на уровне или выше преобладающей ставки оплаты труда
- Повышение заработной платы и условий труда, которые работодатели должны обеспечить для работников
- Предотвращение демотивации безработных или потери ценных навыков
- Рост ВВП по мере того, как работники могут позволить себе товары и услуги
- Сокращение государственных расходов на пособия по безработице и программы социального обеспечения
- За вычетом государственных займов из-за увеличения поступлений от подоходного налога
Примеры полной занятости
Полная занятость – идеальное условие. В результате реальных примеров полной занятости нет. Страны работают над увеличением занятости до полной занятости и снижением уровня безработицы.
Однако есть примеры того, что экономисты считают полной занятостью, когда безработица в стране настолько близка к нулю, насколько позволяют реальные условия, не вызывая инфляции или других экономических трудностей. В целом, полная занятость в реальном мире часто считается занятостью 95% или выше.
К концу 2021 года в число стран, чьи зарегистрированные уровни безработицы можно было считать полной занятостью, входили Бахрейн (1,9%), Бенин (1,6%), Куба (2,8%), Германия (3,5%), Япония (2,8%), Мальта (3,5%). %), Мексика (4,4%), Нидерланды (4%), Норвегия (5%), Польша (3,4%) и Таиланд (1,4%).
В Соединенных Штатах уровень безработицы составлял 3,4% в январе 2023 года, что является одним из самых низких исторических показателей с 1948 года. Самый низкий уровень безработицы в США с 1948 года составлял 2,7% в 1952 году. Оба эти уровня будут рассматриваться экономистами как полная занятость. .
Однако данные по безработице не учитывают тех, кто полностью выбыл из состава рабочей силы, поскольку перестал искать работу, даже если они предпочли бы иметь работу, или тех, кто работает неполный рабочий день, но предпочел бы полный рабочий день. время работы. В реальных условиях полной занятости любой желающий мог бы найти работу с полной занятостью.
Какая ставка считается полной занятостью?
Многие экономисты считают уровень безработицы 5% или ниже максимальной занятостью или максимально близкой к полной занятости, насколько это возможно в реальном мире. Это означает, что уровень полной занятости составляет 95% или выше.
Как узнать, есть ли полная занятость?
В Соединенных Штатах Бюро трудовой статистики считает, что полная занятость имеет место, когда уровень безработицы равен NAIRU, отсутствует циклическая безработица и ВВП страны находится на своем потенциале. Для многих стран эти условия выполняются, когда уровень безработицы составляет 5% или ниже.
Почему существует безработица при полной занятости?
Полная занятость и нулевая безработица в реальном мире не одно и то же. Некоторые виды безработицы неизбежны или даже необходимы для предотвращения инфляции, позволяют работникам переходить с одной работы на другую или дают людям возможность улучшить свое образование или профессиональные навыки. Отрасли и компании также меняются, что меняет имеющиеся рабочие места, и этот процесс в конечном итоге приносит пользу экономике, даже если он оставляет некоторых работников временно безработными.
Итог
Полная занятость — это когда все имеющиеся трудовые ресурсы используются максимально эффективно, не вызывая инфляции. Это теоретическое состояние, в котором каждый, кто хочет найти работу на полный рабочий день, может это сделать, а уровень безработицы составляет 0%.
Многие современные экономисты согласны с тем, что некоторая безработица необходима, чтобы избежать инфляции. Временная безработица также может дать работникам время, чтобы сменить работу, пойти в школу или иным образом улучшить свои навыки. В реальном мире уровень безработицы 5% или ниже часто считается полной занятостью. Этот уровень безработицы предотвращает инфляцию и позволяет работникам перемещаться между работами, но он достаточно низок, чтобы те, кто хочет работать полный рабочий день, могли найти какую-то работу на полный рабочий день.