Численность занятых в экономике это: Статистические издания

Содержание

Генплан Омска. Официальный портал Администрации города Омска

В настоящее время численность населения в трудоспособном возрасте составляет 755,8 тыс. человек, а занятых в экономике города Омска — примерно 73% от их числа, или 556 тыс. человек. По прогнозу, численность населения в трудоспособном возрасте к 2025 году может уменьшиться на 124 тыс. человек. Если в перспективе удельный вес занятых в экономике города увеличится с 73 до 75%, то потенциальная численность экономически активного населения уменьшится с 556 до 474 тыс. человек, или на 82 тыс. человек.

Прогноз численности населения в трудоспособном возрасте и потенциальной численности экономически активного населения в целом по городу Омску дает возможность сделать следующие основные выводы:

  • уменьшение потенциальной численности экономически активного населения до 2010 года практически не отразится на работе всего хозяйственного комплекса города Омска, поскольку составит всего 10 тыс. человек, а сейчас еще имеются официально зарегистрированные безработные;
  • основное сокращение численности потенциально экономически активного населения в период до 2025 года, а это более половины всего числа, придется на 2011–2020 годы;
  • если проблемы с трудовыми ресурсами действительно возникнут, то это может начаться только после 2015 года, поэтому есть еще время для давно назревшей необходимости осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий, чтобы обеспечить рост производительности труда;
  • потенциальная численность экономически активного населения даже при существенном улучшении коэффициентов рождаемости и смертности в расчетный период не повлияет на прирост трудовых ресурсов, а прогнозируемое положительное сальдо внешней миграции за весь период даст дополнительно около 20 тыс. человек экономически активного населения.

Ситуация действительно складывается сложная, но далеко не такая критическая, чтобы решать ее за счет привлечения мигрантов. Об этом наглядно свидетельствует анализ структуры занятости в экономике города Омска, которая приведена ниже в таблице № 4.

Таблица № 4. Численность занятых в экономике города Омска в 2005 году (среднегодовая, тыс. человек)*
Административный округСреднесписочная численность работниковКол-во предпринимателейРаботающие у предпринимателейОценка реально работающих у предпринимателейИтого
крупных и средних организаций** малых организаций
Кировский 40,9 10,2 10,8 8,3 16,6 78,5
Ленинский 43,0 10,4 6,7 5,3
10,7
70,8
Октябрьский 48,5 12,4 6,5 11,2 22,5 89,9
Советский 75,1 18,4 8,4 5,2 10,5 112,4
Центральный 137,0 29,7 11 9 26,9 204,6
Итого 344,6 81,2 43,3 39,1 87,1 556,2
* — расчет департамента городской экономической политики Администрации города Омска, 2006 г.

** — по данным Омскстата на начало 2006 г.

Наиболее важными для экономики города являются крупные и средние организации, на долю которых приходится 62% общего числа занятых. Как видно из представленной ниже таблицы № 5, на обрабатывающие производства приходится больше всего занятых, а всего в производственной сфере работает почти треть от их общего числа, т.е. примерно 112 тыс. человек.

Таблица № 5. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Омска по видам экономической деятельности (человек)
  Декабрь 2004 г. Декабрь 2005 г. 2005 г. к 2004 г. (%) Доля (%)
Всего 340869 344619 101,1 100
в т.ч. по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2314 1777 76,8 0,5
обрабатывающие производства 80636 78056 96,8 22,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 17875 15337 85,8 4,5
строительство 16351 17267 105,6 5,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 12090 13480
111,5
3,9
гостиницы и рестораны 2274 2174 95,6 0,6
транспорт и связь 46918 46871 99,9 13,6
из него связь 11237 11282 100,4 3,3
финансовая деятельность 6243 6842 109,6 2,0
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 29714 30605 103 8,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
29322
30671 104,6 8,9
образование 46212 46674 101 13,5
здравоохранение и предоставление социальных услуг 40432 41888 103,6 12,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 10479 12921 123,3 3,8

В непроизводственной сфере больше всего работников (36%) приходится на образование, здравоохранение и транспорт.

Высокий процент занятых отмечается также в государственном управлении и операциях с недвижимым имуществом (почти 18%). В то же время явно есть резервы роста числа работников в финансовой сфере.

Структура работников по крупным и средним организациям в рассматриваемой перспективе принципиально не изменится. Но при этом имеются огромные резервы для сокращения численности работников практически по всем видам экономической деятельности, и в первую очередь в производственной сфере за счет роста производительности труда в результате модернизации и технического перевооружения производства. Этот процесс неизбежен по мере нарастания реальной конкуренции между производителями продукции (работ, услуг).

Что касается непроизводственной сферы, то в условиях, когда численность населения города в лучшем случае сохранится на современном уровне, вряд ли может идти речь об увеличении численности занятых. Причем и здесь в первую очередь будут качественные преобразования, а не рост работников социальной сферы и государственного управления, что происходило повсеместно в последние годы.

На втором месте после крупных и средних организаций по своему значению для экономики города стоят малые организации, хотя по численности работников они и уступают сектору индивидуального предпринимательства. Если в 1990-е годы их деятельность была связана в основном с торговлей и общепитом, то сейчас она расширяется. Исходя из статистических данных о структуре работников в малом предпринимательстве по Омской области (по городу такой информации нет) следует, что из 81 тыс. работников малых организаций города примерно 40% приходится на обрабатывающие производства и строительство, 26% — на розничную и оптовую торговлю, примерно столько же и в индивидуальном предпринимательстве, 17% — на операции с недвижимым имуществом.

В перспективе можно ожидать роста числа занятых в отраслях обрабатывающих производств. В целом же численность работников малых организаций, уменьшающаяся с начала 2000-х годов, стабилизируется или незначительно возрастет.

В секторе индивидуального предпринимательства занято 130 тыс. человек, или 23% от общей численности экономически активного населения, и в перспективе существенно уменьшится.

Основной вывод заключается в том, что потребность крупных, средних и малых организаций в работниках, число которых составляет сейчас 426 тыс. человек, или почти 77% в общей структуре занятых, в перспективе уменьшится. Как уже отмечалось, то же самое должно произойти и в секторе индивидуального предпринимательства. Поэтому в городе не будет ограничений по трудовым ресурсам не только на развитие действующих, но и размещение новых промышленных предприятий. Для этого необходима четкая программа действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.

Оценка сложившейся в городе Омске ситуации с трудовыми ресурсами и потенциальной численности экономически активного населения показала, что даже если не будет притока внешних мигрантов, как минимум до 2015 года не может быть речи о каком-то дефиците трудовых ресурсов. При этом надо учитывать, что на начало 2005 года численность только официально зарегистрированных безработных составляла 3,6 тыс. человек. Причем с 2001 года их число незначительно, но росло, и увеличилось на 700 человек, что свидетельствует о сохраняющемся дефиците рабочих мест. Аналогичное положение и в Омской области, где с 2001 года численность безработных, включая город Омск, увеличилась с 16,1 до 23,9 тыс. человек. Поэтому основной задачей ближайших лет является создание новых рабочих мест.

Как уже отмечалось, особого внимания заслуживает вопрос соответствия рабочих мест в административных округах города Омска потенциальной численности проживающего на их территории экономически активного населения. В представленной таблице № 6 достаточно четко видна диспропорция между количеством рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения в округах города Омска.

Таблица № 6. Потенциальная численность экономически активного населения в административных округах города Омска (тыс. человек)
Административный округ Численность работающего населения на начало 2006 г. Количество рабочих мест
в 2006 г.* в 2015 г. в 2025 г.
Кировский 120,5 78,5 116,0 121,6
Ленинский 98,6 70,8 87,8 67,5
Октябрьский 81,0 89,9 72,4 60,9
Советский 125,8 112,4 113,2 97,4
Центральный 130,9 204,6 126,4 128,1
город Омск 556,7 556,2 515,7 475,4
* — принято равным численности занятых в экономике каждого округа.

В настоящее время количество рабочих мест меньше потенциальной численности экономически активного населения в трех административных округах: Кировском — на 42, Ленинском — на 28 и Советском — примерно на 13 тыс. человек. Это означает, что как минимум 83 тыс. человек (без учета межокружного обмена работниками) приезжают на работу в Центральный и Октябрьский административные округа, где потенциальная численность экономически активного населения соответственно на 74 и 9 тыс. человек меньше количества рабочих мест. Если в Центральном административном округе к числу приезжающих на работу добавить еще примерно 40 тыс. обучающихся здесь студентов высшего и среднего профобразования, то не удивительно, что этот округ перегружен и здесь большие транспортные проблемы. Поскольку в рассматриваемый период нет оснований ожидать резкого сокращения количества рабочих мест в Центральном административном округе, то увеличение численности населения округа позволит несколько уменьшить разрыв между наличием рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения, уменьшить нагрузку на транспорт.

Особо следует выделить Кировский административный округ, где в случае роста числа жителей разрыв между количеством рабочих мест и численностью экономически активного населения станет еще больше. А если из округа будет вынесен аэропорт, то численность активного населения еще возрастет. Поэтому на территории этого округа предусматривается преимущественное размещение новых производственных объектов, строительство которых будет осуществляться в городе Омске в рассматриваемый период. Это касается также тех предприятий, которые намечается вынести из центральной части города.

Положение с рабочими местами в административных округах отражает приведенная таблица № 7. В ней показано, сколько потенциально экономически активного населения приходится на одно рабочее место, при условии, что количество рабочих мест в рассматриваемой перспективе сохранится на сегодняшнем уровне. Здесь выделяются Кировский и Ленинский административные округа.

Таблица № 7. Соотношение потенциальной численности экономически активного населения и количества рабочих мест в административных округах (человек на 1 место)
Административныйокруг 1* 2** 1* 2**
2006 г. 2006 г. 2015 год 2025 г. 2015 год 2025 г.
Кировский 1,5 2,9 1,5 1,5 2,8 3,0
Ленинский 1,4 2,3 1,2 1,0 2,0 1,6
Октябрьский 0,9 1,7 0,8 0,7 1,5 1,3
Советский 1,1 1,7 1,0 0,9 1,5 1,3
Центральный 0,6 1,0 0,6 0,6 0,9 0,9
город Омск 1,0 1,6 0,9 0,9 1,5 1,4
1* — к общему количеству рабочих мест.
2** — к количеству рабочих мест на крупных и средних предприятиях.

Если рассматривать перспективу, то реализация предложенной в генеральном плане внутригородской системы расселения позволит во всех административных округах, кроме Кировского, привести количество рабочих мест примерно в соответствие с потенциальной численностью экономически активного населения. Это позволит жителям города Омска тратить меньше времени на переезды, связанные с работой, а также снизить нагрузку на транспорт.

ЗАНЯТОСТЬ • Большая российская энциклопедия

ЗА́НЯТОСТЬ, со­во­куп­ность от­но­ше­ний, свя­зан­ных с уча­сти­ем на­се­ле­ния в тру­до­вой дея­тель­но­сти, вы­ра­жаю­щих сте­пень по­треб­но­стей эко­но­ми­ки в ра­бот­ни­ках и лич­ных по­треб­но­стей в ра­бо­чих мес­тах. Как со­ци­аль­но-эко­но­мич. яв­ле­ние З. от­ра­жа­ет уча­стие че­ло­ве­ка в сле­дую­щих ви­дах тру­до­вой дея­тель­но­сти: в на­ём­ном тру­де, пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, са­мо­за­ня­то­сти и про­из-ве ра­ди лич­но­го по­треб­ле­ния. В ста­ти­сти­ке под З. по­ни­ма­ет­ся лю­бой вид дея­тель­ности, при­но­ся­щий за­ра­бо­ток или до­ход. З. оп­ре­де­ля­ет­ся ра­цио­наль­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем тру­до­во­го по­тен­циа­ла об­ще­ст­ва и раз­ви­ти­ем че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла; она вклю­ча­ет уро­вень эко­но­мич. ак­тив­но­сти на­се­ле­ния (по при­зна­кам по­ла, воз­рас­та, уров­ня об­ра­зо­ва­ния, се­мей­но­го по­ло­же­ния), уро­вень без­ра­бо­ти­цы и вто­рич­ной за­ня­то­сти на­се­ле­ния. На эти ха­рак­те­ри­сти­ки, кро­ме эко­но­мич. си­туа­ции, влия­ют нац.-куль­тур­ные осо­бен­но­сти, со­ци­аль­ное и эко­но­мич. по­ло­же­ние со­ци­аль­но-де­мо­гра­фич. групп на­се­ле­ния, гос. по­ли­ти­ка З. и по­ли­ти­ка на рын­ке тру­да, про­во­ди­мая го­су­дар­ст­вом и не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми эко­но­мич. (кор­по­ра­ции, пред­при­ятия, уч­ре­ж­де­ния) и со­ци­аль­ны­ми (сою­зы тру­дя­щих­ся, ра­бо­то­да­те­лей, фон­ды) ин­сти­ту­та­ми.

Ха­рак­те­ри­сти­ки З., пре­ж­де все­го её уро­вень, за­ви­сят от мн. фак­то­ров, пер­вым из ко­то­рых яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние все­го на­се­ле­ния стра­ны на эко­но­ми­че­ски ак­тив­ное на­се­ле­ние (со­сто­ит из за­ня­то­го на­се­ле­ния и без­ра­бот­ных) и эко­но­ми­че­ски не­ак­тив­ное на­се­ле­ние. Для из­ме­ре­ния и ста­ти­стич. учё­та эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го и не­ак­тив­но­го на­се­ле­ния важ­но ус­та­нов­ле­ние ниж­ней гра­ни­цы воз­рас­та на­ча­ла тру­до­вой дея­тель­но­сти, ко­то­рая обу­слов­ле­на как нац. за­ко­но­да­тель­ст­вом, так и ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция­ми. В боль­шин­ст­ве стран ми­ним. возраст со­став­ля­ет 14–15 лет, в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах – обыч­но 16 лет, в РФ – 15 лет, по­след­ний со­от­вет­ст­ву­ет ми­ним. воз­рас­ту приё­ма на ра­бо­ту, ус­та­нов­лен­но­му Кон­вен­ци­ей МОТ в 1973, пре­ду­смат­ри­ваю­щей так­же для не­дос­та­точ­но раз­ви­тых эко­но­мик сни­же­ние по­ро­га до 14 лет или воз­рас­та окон­ча­ния обя­зат. школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. По оцен­ке МОТ (2-я пол. 1990-х гг.), бо­лее 1/2 на­се­ле­ния ми­ра в тру­до­спо­соб­ном воз­рас­те при­хо­дит­ся на стра­ны с низ­ким уров­нем до­хо­да – ок. 2 млрд. чел., из них ок. 1/3 не ра­бо­та­ют; в этих стра­нах за­ня­то не ме­нее 50–60 млн. де­тей. 40% тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния в ми­ре за­ня­то в се­мей­ных фер­мер­ских хо­зяй­ст­вах и не­фор­маль­ном (не­ре­ги­ст­ри­руе­мом) сек­то­ре эко­но­ми­ки.

Со 2-й пол. 19 в. в стра­нах, про­шед­ших пром. ре­во­лю­цию, сни­жа­лась З. в с. х-ве и со­от­вет­ст­вен­но па­да­ла его до­ля: 50% в 1870, 14% в 1970 и ме­нее 5% в 2000. При зна­чит. рос­те З. в сфе­ре ус­луг умень­ша­лась до­ля за­ня­тых в пром-сти: 40% в 1970 и ме­нее 30% в сер. 1990-х гг. В наи­бо­лее раз­ви­тых стра­нах (груп­па стран – чле­нов ОЭСР) в сфе­ре ус­луг со­сре­до­то­че­но бо­лее 1/2 всех за­ня­тых и рост З. про­дол­жа­ет­ся па­рал­лель­но с воз­ник­но­ве­ни­ем по­треб­но­сти в но­вых ви­дах ус­луг.

С 1960 са­мый вы­со­кий рост З. был свой­ст­вен Сев. Аме­ри­ке (1,8% еже­год­но) и Океа­нии (1,7%), про­ме­жу­точ­ные тем­пы бы­ли в Япо­нии (1,2%), са­мые низ­кие в стра­нах Ев­роп. ас­со­циа­ции сво­бод­ной тор­гов­ли (0,6%) и ЕС (0,3%). Со 2-й пол. 1990-х гг. стра­ны, вхо­дя­щие в ОЭСР, стре­мят­ся к вы­со­ко­му уров­ню З. че­рез реа­ли­за­цию спец. стра­те­гий и по­ли­тик, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми пре­ж­де все­го долж­ны соз­да­вать­ся вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ные и вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мые ра­бо­чие мес­та, тре­бую­щие вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции.

Но­вое от­но­ше­ние го­су­дарств с раз­ви­той ры­ноч­ной эко­но­ми­кой к про­бле­ме З. по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны свя­за­но с тео­ри­ей Дж. М. Кейн­са, вклю­чив­ше­го З. в чис­ло осн. мак­ро­эко­но­мич. па­ра­мет­ров и обос­но­вав­ше­го воз­мож­ность её ре­гу­ли­ро­ва­ния вме­сте с та­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми, как со­во­куп­ный спрос, до­хо­ды, ре­аль­ная за­ра­бот­ная пла­та, це­ны, ин­ве­сти­ции.

В РФ зна­чит. из­ме­не­ния в З. про­изо­ш­ли в свя­зи с пе­ре­хо­дом к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Чис­лен­ность эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния, гра­ни­цы ко­то­ро­го в рос. ста­ти­сти­ке ог­ра­ни­че­ны воз­рас­том 15–72 лет, в го­ды эко­но­мич. кри­зи­са (до 1998) со­кра­ща­лась, её ста­биль­ный рост на­чал­ся с 2002, та­ким же был и тренд уров­ня за­ня­то­сти.

В от­ли­чие от стран Вост. и Центр. Ев­ро­пы, рос. эко­но­ми­ка в го­ды глу­бо­ко­го эко­но­мич. кри­зи­са 1990-х гг. не ис­пы­та­ла та­ко­го вы­со­ко­го уров­ня без­ра­бо­ти­цы, не­смот­ря на его рост в этот пе­ри­од бо­лее чем в 2 раза, а сни­же­ние уров­ня З. в от­рас­лях эко­но­ми­ки не со­от­вет­ст­во­ва­ло объ­ё­мам сни­же­ния про­из-ва. В ря­де от­рас­лей, напр. в то­п­лив­но-энер­ге­тич. ком­плек­се, чис­лен­ность за­ня­тых да­же воз­рас­та­ла в пе­рио­ды со­кра­ще­ния про­из-ва. От­рас­ле­вая струк­ту­ра за­ня­тости ме­ня­лась в пе­ри­од транс­фор­ма­ции рос. эко­но­ми­ки (табл. 1).

 

Таблица 1. Структура занятого населения в отраслях экономики РФ (%)*
 19801990199520002005
  Всего в экономике100100100100100
  Промышленность32,530,325,922,621,9
  Сельское и лесное хозяйство1513,215,113,411,1
  Строительство9,6129,37,87,9**
  Транспорт и связь9,67,77,97,88
  Торговля, общественное питание8,37,810,114,617,2
  Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание3,94,34,55,24,8
  Здравоохранение и социальное обеспечение4,85,66,777,1**
  Образование, культура, искусство8,29,61110,89
  Наука и научное обслуживание4,54,22,51,91,8**
  Финансы, кредит, страхование0,50,51,21,21,3
  Управление1,62,12,84,55,2
  Другие отрасли1,93,133,13,8**
  * Данные в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства   (ОКОНХ).
  ** 2004.
 

Кон­цеп­ция но­вых ис­точ­ни­ков З. на ос­но­ве раз­ви­тия сфе­ры ус­луг, воз­ник­шая в ев­роп. стра­нах в нач. 1970-х гг., от­ра­зи­ла важ­ней­шую роль этой сфе­ры в раз­ви­тии совр. эко­но­ми­ки, пре­ж­де все­го ин­фор­ма­ци­он­ных, рек­реа­ци­он­ных и ту­ри­стич. ус­луг. Сфе­ра ус­луг в зап.-ев­роп. стра­нах рас­ши­ря­лась с 1971 еже­год­но бо­лее чем на 1 млн. ра­бо­чих мест; в сер. 1990-х гг. толь­ко ус­лу­ги ме­ст­но­го зна­че­ния по улуч­ше­нию ус­ло­вий оби­та­ния соз­да­ли в стра­нах ЕС 3 млн. ра­бо­чих мест. В РФ до­ля сфе­ры ус­луг к нач. 21 в. не дос­тиг­ла чет­вер­ти всех за­ня­тых; дан­ные о за­ня­тых в этой сфе­ре в рос. ста­ти­сти­ке от­сут­ст­ву­ют, пуб­ли­ку­ют­ся лишь дан­ные о ви­дах дея­тель­но­сти – гра­фа «про­чие ком­му­наль­ные, со­ци­аль­ные и пер­со­наль­ные ус­лу­ги» – чис­лен­ность за­ня­тых по ока­за­нию этих ус­луг со­ста­ви­ла 2,46 млн. чел. (2005).

В свя­зи с пе­ре­хо­дом к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке в Рос­сии зна­чи­тель­но из­ме­ни­лась струк­ту­ра З. по разл. фор­мам соб­ст­вен­но­сти (табл. 2). За­ко­но­мер­ным бы­ло со­кра­ще­ние З. в сме­шан­ном сек­то­ре эко­но­ми­ки; с 2001 ста­ла со­кра­щать­ся чис­лен­ность и до­ля за­ня­тых в об­ществ. ор­га­ни­за­ци­ях.

Таблица 2. Структура занятости по формам собственности, РФ (%)
 19801990199520002005
  Всего занято в экономике
  В том числе:
100100100100100
    Государственная, муниципальная90,482,642,137,833,7
    Частная9,612,534,446,154,1
    Общественных организаций (объединений)    0,80,70,80,6
    Иностранная, совместная российская
    и иностранная
 0,10,62,73,8
    Смешанная российская 422,212,67,8

Важ­ная ха­рак­те­ри­сти­ка З. и рын­ка тру­да – те­ку­честь ра­бо­чей си­лы (до­ля тех, кто пре­бы­вал в долж­но­сти ме­нее го­да). В стра­нах с бо­лее вы­со­кой те­ку­че­стью за­фик­си­ро­ва­на и бо́ль­шая ве­личи­на это­го по­ка­за­те­ля (ок. чет­вер­ти в Ка­на­де и бо­лее чет­вер­ти в США) по срав­не­нию с ев­роп. стра­на­ми, где те­ку­честь ни­же (Фран­ция ок. 17%, Гер­ма­ния ок. 13%). В стра­нах с бо­лее стро­ги­ми за­ко­на­ми в об­лас­ти З. (Фран­ция, Ита­лия, Шве­ция) ди­на­ми­ка те­ку­че­сти име­ет цик­лич. ха­рак­тер. Дос­та­точ­но раз­ви­тое за­ко­но­да­тель­ст­во по ох­ра­не З. умень­ша­ет в от­но­ше­нии по­сто­ян­ных ра­бот­ни­ков воз­мож­ность со­кра­ще­ния ра­бо­чих мест, т. к. де­ла­ет ме­ро­прия­тия по их ли­к­ви­да­ции про­це­ду­рой со зна­чит. за­тра­та­ми; та­ко­го же яв­ле­ния в от­но­ше­нии ра­бо­таю­щих по врем. кон­трак­там не на­блю­да­ет­ся. Об­сле­до­ва­ния стран ОЭСР по­ка­зы­ва­ют, что за­ме­ны по­сто­ян­ных ра­бо­чих мест на вре­мен­ные в зна­чит. объ­ё­ме не на­блю­да­ет­ся, за ис­клю­че­ни­ем Ис­па­нии, где это яв­ле­ние име­ет дос­та­точ­ные мас­шта­бы для по­тен­ци­аль­но­го влия­ния на уро­вень те­ку­че­сти ра­бо­чей си­лы.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние З. в РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве двух за­ко­нов: За­ко­на о за­ня­то­сти на­се­ле­ния (1991), ре­гу­ли­рую­ще­го со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­бле­мы без­ра­бо­ти­цы, и Тру­до­во­го ко­дек­са (2002), ре­гу­ли­рую­ще­го со­ци­аль­но-тру­до­вые от­но­ше­ния, в от­ли­чие, напр., от Япо­нии, где сфе­ру за­ня­то­сти ре­гу­ли­ру­ет ок. 30 за­ко­нов. Ус­ло­вия за­ня­то­сти иностр. граж­дан в РФ оп­ре­де­ля­ет Фе­де­раль­ный за­кон «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (2002), а так­же дву­сто­рон­ние пра­ви­тельств. со­гла­ше­ния.

Час­тич­ная, или «не­пол­ная», З. су­ще­ст­ву­ет в ви­де доб­ро­воль­ной З., свя­зан­ной с по­треб­но­стью ра­бот­ни­ка ог­ра­ни­чить по вре­ме­ни своё уча­стие в на­ём­ном тру­де, и вы­ну­ж­ден­ной З., свя­зан­ной с по­треб­но­стя­ми фир­мы (пред­при­ятия). Не­пол­ная З. не за­ни­ма­ет зна­чит. объ­ё­ма, так, в ср. в стра­нах ЕС за­ня­то на ус­ло­ви­ях не­пол­но­го ра­бо­че­го вре­ме­ни ок. 6% всех за­ня­тых, но её раз­ви­тие силь­но от­ли­ча­ет­ся как по стра­нам, так и по ха­рак­те­ру тру­да за­ня­тых на этих ус­ло­ви­ях. В РФ, кро­ме эко­но­ми­че­ски доб­ро­воль­ной не­пол­ной З., ко­то­рая не по­лу­чи­ла не­об­хо­ди­мо­го раз­ви­тия, ши­ро­ко рас­про­стра­не­на не­пол­ная З. в ви­де ра­бо­таю­щих не­пол­ное ра­бо­чее вре­мя по ини­циа­ти­ве ад­ми­ни­ст­ра­ции и ра­бот­ни­ков, ко­то­рые от­прав­ле­ны в т. н. ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные от­пус­ка. Эти ви­ды не­пол­ной за­ня­то­сти во мно­гом ком­пен­си­ро­ва­ли рост ре­ги­стри­руе­мой без­ра­бо­ти­цы в 1990-е гг. В 2000 чис­лен­ность за­ня­тых не­пол­ное ра­бо­чее вре­мя со­ста­ви­ла 77% по от­но­ше­нию к 1995, чис­лен­ность ра­бот­ни­ков в адм. от­пус­ках – 104%, в 2005 по срав­не­нию с 1995 – со­от­вет­ст­вен­но 23 и 41%, что, не­смот­ря на умень­ше­ние, для ста­биль­но рас­ту­щей эко­но­ми­ки со­став­ля­ет ве­со­мую ве­ли­чи­ну.

В 1994–95 Рос­сия, Ук­раи­на, за­тем др. стра­ны СНГ на­ча­ли вво­дить но­вые стан­дарт­ные нац. сис­те­мы клас­си­фи­ка­ции за­ня­тий на ба­зе ме­ж­ду­нар. мо­де­ли, за ко­то­рую при­ня­ли Ме­ж­ду­нар. стан­дарт­ную клас­си­фи­ка­цию за­ня­тий, 1988 (ИСКО-88).

В струк­ту­ре за­ня­тых по ви­дам эко­но­мич. дея­тель­но­сти (табл. 3) осо­бен­но за­мет­но от­ста­ва­ние Рос­сии от вы­со­ко­раз­ви­тых зап. стран в сфе­ре фи­нан­со­вой дея­тель­но­сти, опе­ра­ци­ях с не­дви­жи­мым иму­ще­ст­вом и ус­лу­гах по арен­де, в пре­дос­тав­ле­нии со­ци­аль­ных и пер­со­наль­ных ус­луг, в т. ч. в здра­во­охра­не­нии.

 

Таблица 3. Структура численности занятых по видам экономической деятельности (2004, % к итогу)*
 Россия***Велико-  британияГерманияСШАФранцияШвеция
  Сельское хозяйство**9,71,22,31,64,12,1
  Обрабатывающие производства17,813,522,811,816,916,1
  Строительство6,87,76,87,76,75,7
  Торговля, ремонт15,615,514,015,013,612,6
  Гостиницы, рестораны1,84,43,46,63,32,9
  Финансовая деятельность1,54,23,65,02,72,1
  Операции с имуществом6,211,39,212,310,012,9
  Образование9,39,15,78,76,911,2
  Здравоохранение и социальные услуги7,012,011,412,011,816,2
  Коммунальные, социальные, персональные услуги3,25,65,49,44,35,1
     * Приводится неполный перечень видов, поэтому сумма не равна 100%.
   ** Включая рыболовство и рыбоводство.
 *** Россия — 2005. Данные по РФ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической
      деятельности (ОКВЭД), разработанным на основе международного классификатора ИСКО-88.
 

Для ре­гу­ли­ро­ва­ния осн. со­став­ляю­щих З. го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет по­ли­ти­ку З., на­прав­лен­ную на пол­ное и эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ра­бо­чей си­лы в ря­ду др. фак­то­ров про­из-ва для дос­ти­же­ния вы­со­ких тем­пов эко­но­мич. рос­та. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од раз­ви­тые го­су­дар­ст­ва стре­ми­лись со­дей­ст­во­вать рас­ши­ре­нию гиб­кой, не­пол­ной З. на доб­ро­воль­ной ос­но­ве, по­ощ­ря­ли во­вле­че­ние жен­щин в об­ществ. про­из-во. Гос. по­ли­ти­ка З. пы­та­ет­ся вли­ять на спрос и пред­ло­же­ние ра­бо­чей си­лы, её пе­ре­рас­пре­де­ле­ние с це­лью наи­бо­лее про­дук­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния. Осн. про­грам­ма­ми обыч­но яв­ля­ют­ся про­грам­мы соз­да­ния но­вых ра­бо­чих мест, ре­ст­рук­ту­ри­за­ции за­ня­то­сти для фор­ми­ро­ва­ния бо­лее эф­фек­тив­ной струк­ту­ры эко­но­ми­ки, про­грам­мы пе­ре­обу­че­ния и пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков. В 1990-е гг. раз­ви­тые стра­ны Ев­ро­пы, ис­пы­тав­шие кри­зис З., при­ня­ли но­вые ини­циа­ти­вы и одоб­ри­ли мо­дель под­держ­ки про­из-ва с ин­тен­сив­ной З. (employment-intensive pattern), при­знав, что уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти за­ня­тых при лю­бом уров­не эко­но­мич. рос­та же­ла­тель­но с эко­но­мич. и со­ци­аль­ной то­чек зре­ния. За­тра­ты на гос. ре­гу­ли­ро­ва­ние за­ня­то­сти в стра­нах ОЭСР в 1990-е гг. бы­ли весь­ма зна­чи­тель­ны­ми и ко­ле­ба­лись по от­но­ше­нию к ВВП от 1,6% в Ита­лии до 3,1% во Фран­ции.

В со­от­вет­ст­вии с кон­вен­ция­ми МОТ нац. пра­ви­тель­ст­ва долж­ны со­дей­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию пол­ной, про­дук­тив­ной и сво­бод­но из­бран­ной З., что мож­но рас­смат­ри­вать как об­щую па­ра­диг­му по­ли­ти­ки З., в макс. сте­пе­ни от­ве­чаю­щей нац. ин­те­ре­сам. Ев­роп. го­су­дар­ст­ва­ми эта по­ли­ти­ка стро­ит­ся на ос­но­ве Ев­роп. пак­та за­ня­то­сти (1999), в ко­то­ром дос­ти­же­ние пол­ной за­ня­то­сти на­зва­но це­лью этой по­ли­ти­ки. По­ли­ти­ка З. ре­ша­ет та­кие во­про­сы, как пра­во­вой рег­ла­мент ра­бо­че­го вре­ме­ни, ми­ним. уро­вень оп­ла­ты тру­да, воз­рас­тные гра­ни­цы за­ня­то­сти и т. п. на об­ще­фе­де­раль­ном уров­не.

Наи­бо­лее пол­ные дан­ные о З. мо­гут фор­ми­ро­вать­ся в ре­зуль­та­те спец. об­сле­до­ва­ний, про­во­ди­мых в раз­ви­тых стра­нах не ме­нее 4 раз в год (в ряде стран, напр. в Фин­лян­дии, Шве­ции, – еже­ме­сяч­но). В РФ с 1992 про­во­дит­ся еже­год­ное «Вы­бо­роч­ное об­сле­до­ва­ние на­се­ле­ния по про­бле­мам за­ня­то­сти», с 1999 – 4 раза в год.

Уровень участия в рабочей силе: цель, формула и тенденции

Что такое уровень участия в рабочей силе?

Уровень участия в рабочей силе является оценкой активной рабочей силы в экономике. Формула представляет собой количество людей в возрасте 16 лет и старше, которые работают или активно ищут работу, деленное на общее количество неинституционализированного гражданского трудоспособного населения.

По данным Бюро статистики труда США (BLS), которое ежемесячно публикует данные, за 12 месяцев, закончившихся в феврале 2023 года, уровень участия в рабочей силе США колебался от 62,1% до 62,5%. По состоянию на февраль 2023 года он составляет 62,5%.

С 2013 г. ежемесячные показатели оставались стабильными на уровне около 63% после резкого снижения после Великой рецессии; однако в начале 2020 года уровень участия в рабочей силе резко упал с 63,4% до 61,4% в первой половине года в результате пандемии COVID-19. Его низшая точка была достигнута в апреле 2020 года, когда ставка опустилась до 60,2%.

Ключевые выводы

  • Уровень участия в рабочей силе показывает процентную долю всех людей трудоспособного возраста, которые работают или активно ищут работу.
  • В сочетании с данными по безработице это может дать некоторое представление о состоянии экономики.
  • Начиная с 2013 года уровень участия в рабочей силе США оставался стабильным на уровне около 63%, пока не разразилась пандемия COVID-19. По состоянию на февраль 2023 года он составлял 62,5%.
  • Показатель меняется со временем в зависимости от социальных, демографических и экономических тенденций.
  • Участие в рабочей силе в мире неуклонно снижается с 1990 года.
Уровень участия

Понимание уровня участия в рабочей силе

Уровень участия в рабочей силе является важным показателем для использования при анализе данных о занятости и безработице, поскольку он измеряет количество людей, которые активно ищут работу, а также тех, кто в настоящее время работает. Он не включает людей, находящихся в лечебных учреждениях (в тюрьмах, домах престарелых или психиатрических больницах) и военнослужащих.

Он включает всех других людей в возрасте 16 лет и старше и сравнивает долю тех, кто работает или ищет работу вне дома, с теми, кто не работает и не ищет работу вне дома.

Поскольку он учитывает людей, которые отказались от поиска работы, это может сделать уровень участия в рабочей силе несколько более надежным показателем, чем уровень безработицы. Цифры по безработице не учитывают тех, кто отказался от поиска работы.

Некоторые экономисты утверждают, что уровень участия в рабочей силе и данные о безработице следует рассматривать вместе, чтобы лучше понять реальный статус занятости в экономике.

Коэффициент участия в рабочей силе Формула

Формула участия в рабочей силе:

( Количество занятых + Ищу работу ) × 100 Гражданское неинституциональное население \begin{aligned}&\frac{ ( \text{Число работающих} + \text{Число ищущих работу} ) \times 100 }{ \text{Гражданское неинституциональное население} } \\\end{aligned} ​Гражданское неинституциональное население (количество работающих+количество ищущих работу) × 100​​

Это относится ко всем членам населения в возрасте 16 лет и старше. ( Количество занятых + Ищу работу ) × 100 Гражданское неинституциональное население \frac{ ( \text{Число занятых} + \text{Число ищущих работу} ) \times 100 }{ \text{Гражданское неинституциональное население} } Гражданское неинституциональное население (количество работающих + количество ищущих работу) × 100​

Факторы, влияющие на уровень участия

Участие в рабочей силе не существует в вакууме. Вместо этого на него влияют различные социальные, экономические и демографические факторы. По мере изменения этих факторов участие в рабочей силе может увеличиваться или уменьшаться. Эти изменения могут происходить быстро или медленно. Они могут иметь краткосрочное влияние на участие в рабочей силе или могут привести к долгосрочным изменениям.

Экономические факторы

Краткосрочные и долгосрочные экономические тенденции могут влиять на уровень участия в рабочей силе. В долгосрочной перспективе влияние могут оказать индустриализация и накопление богатства.

Индустриализация имеет тенденцию к увеличению участия, создавая возможности для трудоустройства. Высокий уровень накопленного богатства может снизить участие, потому что более состоятельным людям просто меньше нужно работать, чтобы зарабатывать на жизнь.

В краткосрочной перспективе на уровень участия влияют деловые циклы и уровень безработицы. Во время экономического спада уровень участия в рабочей силе имеет тенденцию к снижению, потому что многие уволенные работники разочаровываются и перестают искать работу. Экономическая политика, такая как жесткое регулирование рынка труда и щедрые программы социальных пособий, также может привести к снижению участия в рабочей силе.

Социальные факторы

Социальные ожидания и изменения этих ожиданий могут повлиять на то, кто доступен для участия в рабочей силе. Поскольку ожидается, что разные группы будут работать или нет, уровень участия в рабочей силе будет повышаться или понижаться.

Например, если считается, что женатые мужчины несут ответственность за содержание своих семей, а замужние женщины остаются дома, то женщины перестанут работать после замужества или после рождения детей, что снижает уровень участия в рабочей силе. Однако если предполагается, что оба родителя должны иметь возможность работать, то некоторые родители любого пола уйдут с рынка труда, а другие останутся.

Ожидания в отношении образования также могут повлиять на уровень участия в рабочей силе. Если большинство молодых людей изучают профессию или семейный бизнес по мере взросления, а затем ожидается, что они будут работать сразу после окончания средней школы, тогда взрослые начнут работать в возрасте от 17 до 19 лет. В странах или демографических группах однако там, где обучение в колледже более распространено, больше молодых людей продолжают свое образование после окончания средней школы. Участие в рабочей силе снизится, потому что они не присоединятся к рабочей силе до тех пор, пока им не исполнится двадцать или около двадцати пяти лет.

Демографические факторы

Изменения численности населения трудоспособного возраста от поколения к поколению также влияют на участие в рабочей силе. По мере того, как большие возрастные когорты достигают пенсионного возраста, уровень участия в рабочей силе может снижаться.

Например, выход на пенсию постоянного потока бэби-бумеров привел к сокращению участия в рабочей силе. Бэби-бумеры составляют одну из крупнейших демографических групп населения. Поскольку поколения после бэби-бумеров меньше, они не будут заменены таким же количеством активных молодых работников, когда они уйдут на пенсию.

Тенденции участия

Уровень участия в рабочей силе изменился в зависимости от экономических, социальных и демографических тенденций в долгосрочной перспективе. Он неуклонно рос во второй половине 20-го века, достигнув пика в 67,3% в апреле 2000 года. Когда в 2008 году разразилась Великая рецессия, уровень участия несколько лет резко снижался, стабилизировавшись на уровне около 63% к 2013 году.

Тенденция участия женщин в рабочей силе во многом соответствует долгосрочным тенденциям для всего населения. Уровень участия женщин в рабочей силе почти удвоился с 32% до 60% за 50 лет с 1948 по 1998 год. С тех пор этот показатель упал до 54,6% в апреле 2020 года с 57,9% в феврале 2020 года. По состоянию на февраль 2023 года он в настоящее время составляет 57,2%.

Уровень участия в рабочей силе США, составлявший 62,5% в феврале 2023 года, включал 57,2% участия женщин и 68,0% участия мужчин.

Почему снизился уровень участия

По данным Федеральной резервной системы, доля людей трудоспособного возраста (от 25 до 54 лет) в рабочей силе достигла пика в 72% в 1919 году.95 и с тех пор снижается. Это примерно соответствует некоторым тенденциям снижения участия в рабочей силе в 21 веке. Есть ряд причин, по которым уровень участия в рабочей силе снизился.

  • Великая рецессия : Во время Великой рецессии с 2007 по 2009 год безработица выросла с 5% до 10%. В последующее десятилетие рынок труда восстановился. Но многие работники, покинувшие рынок труда, так и не вернулись к работе на полный рабочий день, даже после того, как рабочие места появились. Хотя общая безработица вернулась к докризисному уровню, уровень долгосрочной безработицы увеличился, поскольку рабочие, потерявшие работу, оставались вне рабочей силы в течение более длительных периодов времени.
  • COVID-19 : В начале 2020 года произошло еще одно резкое падение участия в рабочей силе, поскольку пандемия COVID-19 остановила экономику США. Многие уязвимые работники не могли или не желали оставаться на постоянной работе, в то время как другие увольнялись с работы, чтобы заботиться о членах семьи дома. Из-за ожиданий ухода женщины уходили с работы чаще, чем мужчины.
  • Выход на пенсию : Бэби-бумеры составляют самый большой сегмент населения. По мере того, как они достигают пенсионного возраста и уходят из состава рабочей силы, уровень участия снижается, так как не хватает более молодых работников, чтобы заменить их. По данным Совета экономических консультантов при президенте, с 2007 по 2014 год сокращение участия в рабочей силе почти наполовину было результатом старения рабочей силы.
  • Колледж : Еще одним фактором, снижающим участие в рабочей силе, является увеличение посещаемости колледжей среди представителей младшего возраста. Поступление в колледжи в возрасте от 18 до 24 лет увеличилось примерно с 35% до 41% с 2000 по 2018 год; однако уровень зачисления в бакалавриат снизился из-за пандемии: с осени 2020 года по осень 2021 года количество зачисленных в бакалавриат снизилось на 7,8%. По состоянию на октябрь 2022 года оно продолжало падать, но более медленными темпами.

Национальный уровень безработицы в США в феврале 2023 года составил 3,6%.

Участие в глобальной рабочей силе

Участие в рабочей силе в мире неуклонно снижается с 1990 года. По данным Всемирного банка, уровень участия в рабочей силе в мире составлял 59% в конце 2021 года по сравнению с 62% в 2010 году.

В следующей таблице показаны страны с самым высоким и самым низким уровнем участия в рабочей силе по состоянию на 2021 год (последние данные):

Страны с самым высоким и самым низким уровнем участия в рабочей силе (2021 г.)
Страна (самый высокий) Ставка Страна (самая низкая) Ставка  
Катар 88% Джибути 31%
Мадагаскар 85% Сомали 34%
Соломоновы Острова 84% Йемен 38%
Танзания 82% Иордания 40%
Объединенные Арабские Эмираты 81% Ирак 40%
Эфиопия 80% Непал 40%
Бурунди 79% Алжир 40%
Мозамбик 78% Пуэрто-Рико 40%
Эритрея 77% Мавритания 41%
Ангола 77% Молдова 41%
Источник: Всемирный банк

Территория США Пуэрто-Рико также попала в список, заняв место среди стран с самым низким уровнем участия в рабочей силе на уровне 40%.

Что измеряет уровень участия в рабочей силе?

Уровень участия в рабочей силе измеряет активную рабочую силу страны, состоящую из людей в возрасте 16 лет и старше. Он учитывает людей, которые перестали искать работу, но все еще хотят работать, в отличие от уровня безработицы.

Что влияет на уровень участия в рабочей силе?

На показатель влияют три основных фактора: экономический, демографический и социальный. Например, недавний выход на пенсию большого числа бэби-бумеров привел к снижению этого показателя, в то время как появление большого числа женщин на рынке труда во второй половине 20-го века увеличило этот показатель. В апреле 2020 года, после того как в США поразила пандемия COVID-19, показатель снизился более чем на 3% по сравнению с началом того же года.

Насколько уровень участия в рабочей силе США соотносится с показателями других стран?

Согласно последним данным Всемирного банка за 2021 год, США находятся в середине списка с показателем 61%, что на несколько пунктов опережает мировой показатель в 59%. Самый высокий показатель был у Катара (88%), а самый низкий у Джибути (31%).

Как измеряется уровень участия в рабочей силе?

Уровень участия в рабочей силе измеряется Бюро статистики труда на основе ежемесячного обследования домохозяйств, проводимого Бюро переписи населения США. В этом опросе респондентов спрашивают об их возрасте и о том, работают ли они или ищут работу. На этой основе правительство может оценить уровень участия в рабочей силе.

Почему снижается уровень участия в рабочей силе?

Уровень участия неуклонно снижался с конца 1990-х годов, в основном из-за выхода на пенсию бэби-бумеров и других демографических изменений. В 2020 году произошло резкое падение участия в рабочей силе из-за пандемии COVID-19, которая закрыла многие предприятия и вынудила многих уязвимых людей уйти с рынка труда.

Практический результат

Уровень участия в рабочей силе измеряет процент взрослых, которые либо работают, либо активно ищут работу. Он не включает тех, кто находится в армии, тюрьмах или иным образом вне обычного рынка труда. Он также учитывает людей, которые не ищут работу, что делает его более надежной статистикой, чем обычный уровень безработицы.

Полная занятость: определение, виды и примеры

Что такое полная занятость?

Полная занятость – экономическая ситуация, при которой все имеющиеся трудовые ресурсы используются максимально эффективно. Полная занятость означает наибольшее количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, которая может быть задействована в экономике в любой момент времени.

Настоящая полная занятость — это идеальная — и, вероятно, недостижимая — ситуация, при которой каждый, кто хочет и может работать, может найти работу, а безработица равна нулю. Это теоретическая цель, к которой должны стремиться лица, определяющие экономическую политику, а не реально наблюдаемое состояние экономики. С практической точки зрения экономисты могут определить различные уровни полной занятости, связанные с низким, но ненулевым уровнем безработицы.

Ключевые выводы

  • Полная занятость — это когда все имеющиеся трудовые ресурсы используются максимально эффективно.
  • Полная занятость означает наибольшее количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, которая может быть задействована в экономике в любой момент времени.
  • Экономисты определяют различные типы полной занятости на основе своих теорий как цели экономической политики.
  • Многие современные экономисты согласны с тем, что некоторая безработица необходима, чтобы избежать инфляции и позволить работникам переходить с одной работы на другую, получать образование или повышать квалификацию.
  • Уровень безработицы 5% или ниже часто считается полной занятостью в реальном мире.
Полная занятость

Полная занятость

Полная занятость рассматривается как идеальный уровень занятости в экономике, при котором ни один работник не является вынужденно безработным. Полная занятость труда является одним из компонентов экономики, которая работает с полным производственным потенциалом и производит в точке на границе своих производственных возможностей. Если есть какая-либо безработица, то экономика не работает в полную силу, и возможно некоторое повышение экономической эффективности.

Однако, поскольку ликвидировать всю безработицу из всех источников практически невозможно, полная занятость может оказаться недостижимой. Для многих экономистов более новое понимание полной занятости требует определенного уровня безработицы, чтобы сдерживать инфляцию и позволять работникам переходить с одной работы на другую, продолжать свое образование или повышать квалификацию.

Уровень безработицы в 5% часто считается полной занятостью. Этого уровня безработицы достаточно, чтобы свести к минимуму инфляцию и позволить работникам перемещаться между работами, но те, кто хочет работать полный рабочий день, должны иметь возможность найти работу на полный рабочий день (даже если это не их любимая профессия).

Инвестопедия / Сабрина Цзян.

Кривая Филлипса

Что касается циклической безработицы, многие макроэкономические теории представляют полную занятость как цель, достижение которой часто приводит к инфляционному периоду. Связь между инфляцией и безработицей является важной частью монетаристской и кейнсианской теорий. Эта инфляция является результатом того, что рабочие имеют более высокий располагаемый доход, что, согласно концепции кривой Филлипса, приведет к росту цен.

Это создает потенциальную проблему для разработчиков экономической политики, таких как Федеральная резервная система США, у которых есть двойной мандат на достижение и поддержание как стабильных цен, так и полной занятости. Если на самом деле существует компромисс между занятостью и инфляцией в соответствии с кривой Филлипса, то одновременная полная занятость и ценовая стабильность могут быть невозможны.

Австрийская школа

С другой стороны, некоторые экономисты также выступают против чрезмерного стремления к полной занятости, особенно за счет чрезмерной экспансии денег и кредита посредством денежно-кредитной политики. Экономисты австрийской школы считают, что это приведет к разрушительным перекосам в финансовом и производственном секторах экономики. Это может даже привести к увеличению безработицы в долгосрочной перспективе, спровоцировав последующую рецессию, поскольку ограничения реальных ресурсов вступают в противоречие с искусственно повышенным спросом на различные виды капитальных благ и дополняющую рабочую силу.

Виды безработицы

Безработица может быть вызвана циклическими, структурными, фрикционными или институциональными причинами. Политики могут сосредоточиться на уменьшении основных причин каждого из этих видов безработицы, но при этом они могут столкнуться с компромиссами по отношению к другим целям политики.

Структурный

Желание поощрять технический прогресс может вызвать структурную безработицу. Например, когда работники устаревают из-за автоматизации заводов или использования искусственного интеллекта.

Институциональный

Институциональная безработица возникает в результате институциональной политики, влияющей на экономику. Это могут быть государственные программы, продвигающие социальную справедливость и предлагающие щедрые социальные льготы, а также явления на рынке труда, такие как объединение в профсоюзы и дискриминационный прием на работу.

Фрикционный

Некоторая безработица может быть полностью неизбежна для политиков, например, фрикционная безработица, вызванная тем, что работники добровольно меняют работу или впервые входят в состав рабочей силы. Поиск новой работы, набор новых сотрудников и подбор подходящего работника на подходящую работу — все это часть этого.

Циклический

Циклическая безработица — это колеблющийся тип безработицы, который увеличивается и уменьшается в рамках нормального хода делового цикла. Эта безработица возрастает, когда экономика находится в рецессии, и снижается, когда экономика растет. Следовательно, чтобы экономика была при полной занятости, она не может находиться в рецессии, вызывающей циклическую безработицу.

Кривая Филлипса циклична. Он утверждает, что полная занятость неизбежно приводит к более высокой инфляции, что, в свою очередь, приводит к росту безработицы.

По большей части лица, определяющие макроэкономическую политику, сосредоточены на сокращении циклической безработицы, чтобы приблизить экономику к полной занятости. В этом случае они могут столкнуться с компромиссами против роста инфляции или риска искажения других секторов экономики.

Циклическую безработицу, которая обусловлена ​​изменениями в экономических циклах, не следует путать с «сезонной безработицей», когда изменения в составе рабочей силы предсказуемо происходят в течение года. Например, рабочие места в секторе розничной торговли обычно сокращаются после традиционного периода -до праздника торговый сезон заканчивается после Нового года. Безработица возрастает, когда люди, нанятые на праздники, больше не нужны для удовлетворения спроса.

Типы полной занятости

Из-за сложности и сомнительной желательности достижения истинной полной занятости экономисты разработали другие, более прагматичные цели экономической политики.

Естественная ставка

Естественный уровень безработицы представляет собой только количество безработных из-за структурных и фрикционных факторов на рынках труда. Естественный уровень служит достижимым приближением к полной занятости, принимая во внимание, что технологические изменения и нормальные транзакционные издержки на рынках труда всегда будут означать некоторую умеренную безработицу в любой данный момент времени.

Неускоряющийся уровень инфляции

Уровень безработицы без ускорения инфляции (NAIRU) представляет собой уровень безработицы, который согласуется с низким и стабильным уровнем инфляции цен. NAIRU полезен в качестве цели политики для экономических политиков, которые действуют в рамках двойного мандата, чтобы сбалансировать полную занятость и стабильные цены.

Это не полная занятость, но это максимально приближенная экономика к полной занятости без чрезмерного повышательного давления на цены из-за повышения заработной платы. Современные экономисты часто имеют в виду NAIRU, когда говорят о полной занятости. Обратите внимание, что NAIRU имеет смысл только концептуально и как цель политики, если и когда действительно существует стабильный компромисс между безработицей и инфляцией, как это утверждает кривая Филлипса.

Преимущества полной занятости

Полная занятость может обеспечить ряд преимуществ как для отдельных лиц, так и для общего социально-экономического баланса страны. По мере того, как занятость увеличивается до уровня полной занятости, преимущества включают:

  • Сокращение бедности, если все работники имеют доступ к работе на уровне или выше преобладающей ставки оплаты труда
  • Повышение заработной платы и условий труда, которые работодатели должны обеспечить для работников
  • Предотвращение демотивации безработных или потери ценных навыков
  • Рост ВВП по мере того, как работники могут позволить себе товары и услуги
  • Сокращение государственных расходов на пособия по безработице и программы социального обеспечения
  • За вычетом государственных займов из-за увеличения поступлений от подоходного налога

Примеры полной занятости

Полная занятость – идеальное условие. В результате реальных примеров полной занятости нет. Страны работают над увеличением занятости до полной занятости и снижением уровня безработицы.

Однако есть примеры того, что экономисты считают полной занятостью, когда безработица в стране настолько близка к нулю, насколько позволяют реальные условия, не вызывая инфляции или других экономических трудностей. В целом, полная занятость в реальном мире часто считается занятостью 95% или выше.

К концу 2021 года в число стран, чьи зарегистрированные уровни безработицы можно было считать полной занятостью, входили Бахрейн (1,9%), Бенин (1,6%), Куба (2,8%), Германия (3,5%), Япония (2,8%), Мальта (3,5%). %), Мексика (4,4%), Нидерланды (4%), Норвегия (5%), Польша (3,4%) и Таиланд (1,4%).

В Соединенных Штатах уровень безработицы составлял 3,4% в январе 2023 года, что является одним из самых низких исторических показателей с 1948 года. Самый низкий уровень безработицы в США с 1948 года составлял 2,7% в 1952 году. Оба эти уровня будут рассматриваться экономистами как полная занятость. .

Однако данные по безработице не учитывают тех, кто полностью выбыл из состава рабочей силы, поскольку перестал искать работу, даже если они предпочли бы иметь работу, или тех, кто работает неполный рабочий день, но предпочел бы полный рабочий день. время работы. В реальных условиях полной занятости любой желающий мог бы найти работу с полной занятостью.

Какая ставка считается полной занятостью?

Многие экономисты считают уровень безработицы 5% или ниже максимальной занятостью или максимально близкой к полной занятости, насколько это возможно в реальном мире. Это означает, что уровень полной занятости составляет 95% или выше.

Как узнать, есть ли полная занятость?

В Соединенных Штатах Бюро трудовой статистики считает, что полная занятость имеет место, когда уровень безработицы равен NAIRU, отсутствует циклическая безработица и ВВП страны находится на своем потенциале. Для многих стран эти условия выполняются, когда уровень безработицы составляет 5% или ниже.

Почему существует безработица при полной занятости?

Полная занятость и нулевая безработица в реальном мире не одно и то же. Некоторые виды безработицы неизбежны или даже необходимы для предотвращения инфляции, позволяют работникам переходить с одной работы на другую или дают людям возможность улучшить свое образование или профессиональные навыки. Отрасли и компании также меняются, что меняет имеющиеся рабочие места, и этот процесс в конечном итоге приносит пользу экономике, даже если он оставляет некоторых работников временно безработными.

Итог

Полная занятость — это когда все имеющиеся трудовые ресурсы используются максимально эффективно, не вызывая инфляции. Это теоретическое состояние, в котором каждый, кто хочет найти работу на полный рабочий день, может это сделать, а уровень безработицы составляет 0%.

Многие современные экономисты согласны с тем, что некоторая безработица необходима, чтобы избежать инфляции. Временная безработица также может дать работникам время, чтобы сменить работу, пойти в школу или иным образом улучшить свои навыки. В реальном мире уровень безработицы 5% или ниже часто считается полной занятостью. Этот уровень безработицы предотвращает инфляцию и позволяет работникам перемещаться между работами, но он достаточно низок, чтобы те, кто хочет работать полный рабочий день, могли найти какую-то работу на полный рабочий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *