Как читать карту? Часть 1. Масштаб. — Инфокарт
Инфокарт » Заметки картографа
Автор Карта На чтение 3 мин. Опубликовано Обновлено
На этот раз попробуем вместе разобраться в некоторых определениях и научимся вычислять масштаб топографических карт, а на десерт вас ожидает парочка роликов посвященных недавней сенсации под названием «Карта создателя», исходя из специфики сайта, я просто не мог пройти мимо 🙂
Читать карту, не зная масштаба, это все равно, что читать рассказ, не зная где и когда происходят события. Местность на карте изображается в определенном масштабе. Масштаб показывает во сколько раз изображение на местности уменьшено при изображении на карте.
В нашей стране приняты следующие масштабы топографических карт: 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000, 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000. Этот ряд масштабов называется стандартным. Раньше этот ряд включал масштабы 1:300 000, 1:5000 и 1:2000.
Обычно масштаб указывается как в численной форме в виде дроби, так и в линейной:
Численный масштаб (например, 1:50 000) фиксирует соотношение между линией на карте и соответствующей ей линией на отображаемой картой местности. Так, одна единица длины на карте масштаба 1:50 000 соответствует 50 тысячам тех же единиц на местности. Иными словами, реальный мир воспроизводится на карте в одну пятидесятитысячную своего действительного размера.
Таким образом 1 см на карте масштаба 1:50 000 представляет 50 000 см (то есть 500 м, или полкилометра) на местности.Линейный масштаб имеет вид простой линии или полосы, разделенной на единицы длины (обычно на километры или мили). Измерить по карте расстояние между двумя точками можно с помощью циркуля-измерителя (либо совместив с обеими точками край листа и отметив карандашом расстояние между ними по карте), который затем накладывается на линейный масштаб со считыванием значения реального расстояния на местности в привычных единицах измерения расстояний.
Часто для иллюстрации обзорных статей в газетах и журналах приводятся две или даже три карты разных масштабов. Это дает возможность читателю рассмотреть во всех подробностях небольшую страну или ее часть и в то же время узнать ее местоположение на карте мира.
Сообразите, какой из них крупнее и во сколько раз.Более крупным считается тот масштаб, в котором одни и те же географические объекты изображаются крупнее. В самом деле, масштаб представляет собой дробь, в числителе которой единица. А из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель. Значит масштаб 1:500 000 крупнее масштаба 1:10 000 000 в 20 раз.
А если вам встретится такое выражение: «Масштаб карты более 1 км в 1 см», что же это будет за карта? Крупнее или мельче, чем карта масштаба 1:100 000, у которой 1 см точно соответствует 1 км? Оказывается мельче, потому что, чем больше знаменатель, тем мельче масштаб карты.
По численному масштабу очень легко узнать именованный масштаб (число километров, соответствующее 1 см карты). Километр, как известно, содержит 100 000 см. Значит, знаменатель масштаба надо разделить на 100 000, т. е. у знаменателя нужно зачеркнуть последние пять нулей.
А далее видео…
Раз:
И два:
Масштаб карты
Для изображения поверхности Земли на картах картографам предстояло решить математическую задачу.
Нужно было уменьшить изображение и определить, какие объекты при том или ином уменьшении можно показать на географической карте.
Зачем нужен масштаб?
На старинных картах и планах реальная местность показана в уменьшенном виде. Но различные участки уменьшены по-разному. Поэтому по старинным картам можно определить очертания объектов, но не их размеры. Чтобы измерить длину реки или расстояние между городами, требуется уменьшать изображение местности и всех объектов в определённое число раз. Для этого необходимо использовать масштаб.
Масштаб — это отношение двух чисел, например 1:100 или 1:1000. Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого. Масштаб 1:100 означает, что изображение меньше изображаемого объекта в сто раз, а масштаб 1:1000 — в тысячу раз. Чем меньше число, показывающее уменьшение, тем крупнее масштаб, и наоборот. Масштаб 1:100 крупнее масштаба 1:1000 и мельче масштаба 1:50.
Масштаб на плане, карте, глобусе показывает, во сколько раз длина каждой линии уменьшена по сравнению с её действительной длиной на местности.
С помощью масштаба можно измерять расстояния между отдельными географическими объектами и определять размеры самих объектов.
Как записывают масштаб?
Масштаб на планах и картах обычно изображают в трёх видах: численном, именованном, линейном.
Численный масштаб записывают как отношение чисел: 1:100, 1:500, 1:100 000. В таком масштабе первое число — расстояние на изображении, а второе число — реальное расстояние на местности в тех же единицах измерения. При масштабе 1:100 000 расстояние 1 сантиметр на карте соответствует 100 000 сантиметрам на местности. 100 000 сантиметров — это 1000 метров, или 1 километр. Масштаб, выраженный в виде слов «в 1 сантиметре 1 километр», называют именованным масштабом.
Линейным масштаб — линия, разделённая на сантиметровые отрезки. Отрезки справа от нуля показывают, какое расстояние на местности соответствует 1 сантиметру на плане или карте. Отрезок слева от нуля для большей точности измерений разделён на пять более мелких частей.
Измеряя расстояние между объектами с помощью циркуля-измерителя, можно прикладывать его к линейному масштабу и получать расстояния на местности. Используя линейный масштаб, определяют длину кривых линий (береговой линии моря, реки или дороги).
Масштаб и подробности изображения
В зависимости от масштаба меняется степень подробности изображения. Чем крупнее масштаб, тем подробнее изображены участки Земли со всеми географическими объектами. Но на изображениях крупного масштаба (1:200 000 и крупнее) умещается лишь небольшая площадь земной поверхности. На картах мелкого масштаба (мельче 1:1000 000), где 1 сантиметр соответствует нескольким тысячам километров на местности, можно показать даже всю поверхность Земли. Однако количество деталей и подробностей местности здесь невелико.
Часто в учебных и практических целях приходится создавать планы и карты разной степени подробности и, следовательно, масштаба.
Как читать масштабные диаграммы
В этом уроке мы рассмотрим, как интерпретировать масштабные диаграммы.
Диаграммы масштаба часто используются на этом сайте, поэтому важно понимать, как их читать.
Прежде чем мы приступим к делу, важно понять, что правила написания гамм различаются в зависимости от того, кто их пишет. Основным моментом вариации является направление, в котором расположены струны и лады. Некоторые люди размещают струны на диаграммах горизонтально, лады вертикально, а некоторые наоборот.
Масштабные диаграммы
Вот пример масштабной диаграммы в формате, принятом на этом сайте.
Это (просто для примера) одна позиция минорной пентатоники. Вертикальные линии представляют строки. Горизонтальные линии (или промежутки между ними) обозначают лады. Круги с цифрами в них представляют пальцы, причем каждая цифра является ссылкой на соответствующий палец (на левой руке).
Если это кажется немного запутанным, обратите внимание на следующую схему с маркировкой.
Это довольно ясно демонстрирует, что все такое. Возможно, вы еще не знаете, что делать с диаграммой, но мы скоро к этому вернемся.
Если вам удобно читать диаграммы аккордов, формат точно такой же. Меняется только то, что вы на самом деле делаете с информацией. С диаграммой аккордов вы играете все ноты одновременно. С масштабной диаграммой вы играете каждую ноту одну за другой.
Как интерпретировать масштабные диаграммы
Теперь, когда вы знаете, что означают все линии и цифры, вам нужно знать, что с ними делать. Что мы собираемся сделать сейчас, так это сыграть минорную пентатонику, используя фигуру(ы) выше, в течение одной октавы.
Кружки с цифрами в них означают взятие ноты пальцем с таким же номером. Каждый круг пересекает число и строку. Когда мы видим круг, мы просто играем на ладу и струне, которые пересекает круг, используя палец с тем же номером.
Давайте посмотрим на исходную диаграмму масштаба. В левом верхнем углу диаграммы есть кружок с цифрой «1». Он выровнен по первому ладу на 6-й струне (ми). Поэтому, чтобы сыграть эту ноту, мы просто играли бы на 1-м ладу 6-й струны нашим 1-м пальцем.
Это так просто.
Вам следует потренироваться играть несколько нот на диаграмме, выбирая ноты наугад и убедившись, что вы используете правильный палец для игры на ладу и струне, с которой он совмещен.
Основные ноты
Конечно, когда мы интерпретируем масштабные диаграммы, мы не просто играем ноты наугад. Мы играем каждую ноту по порядку.
Прежде чем мы рассмотрим порядок нот, нам нужно обратить внимание еще на одну вещь — основные ноты.
Основные ноты говорят нам, какую гамму мы играем. Например, когда мы играем пентатонику соль минор, основной нотой будет «соль». Когда мы играем «миксолидийскую гамму», корневая нота — «ля». Когда мы играем дорийскую гамму C#, основная нота — C#. Вы поняли. Думайте об основной ноте как о «домашней» ноте. Это также говорит нам, где мы должны начать шкалу.
В масштабных диаграммах основная нота (ноты) обычно отличается цветом от остальных нот. На приведенных выше диаграммах основные ноты темнее остальных. Причина, по которой на исходных диаграммах три основных ноты, заключается в том, что основной тон встречается в нескольких разных октавах.
По сути, это одна и та же нота каждый раз, но в другом диапазоне.
Order Of Notes
Итак, начинаем играть. Посмотрим на исходную схему минорной пентатоники без маркировки:
Вы должны знать, что означают все линии, кружки и цифры (если вы этого не знаете, вы можете перечитать объяснения, предшествующие этому пункту). Теперь все, что вам нужно знать, это порядок нот.
Мы собираемся сыграть гамму более одной октавы. Это означает, что мы начнем с самой низкой основной ноты и перейдем к следующей основной ноте, а затем остановимся. Как только вы узнаете, как применять порядок нот, вам будет легко пройтись по другим нотам, но сейчас мы будем использовать только одну октаву.
Первый шаг — найти самый низкий основной тон. Под самым низким я подразумеваю самый низкий по высоте. Это может сбивать с толку, потому что легко спутать «самый низкий по высоте» с «самый низкий по высоте или номеру (номеру струны)». Например, 6-я струна ниже по высоте, чем 5-я струна.
Тон 5-й струны ниже, чем 4-й и т. д.
Чтобы найти самую низкую основную ноту, просто найдите самую низкую (по высоте тона) струну, в которой есть основная нота. На нашей диаграмме выше основная нота встречается в следующих местах:
- 6 -я строка (e String)
- 4th String (D String)
- 1 -й строка (E SNITH)
Поэтому мы начинаем с основной ноты, которая находится на 6-й струне. Поскольку эта нота выровнена по 1-му ладу и представлена кружком с «1» внутри, мы начинаем с игры ноты «а» на 1-м ладу 6-й струны нашим 1-м пальцем.
Мы сыграли первую ноту. Большой. Теперь нам просто нужно сыграть другие ноты в порядке высоты тона, пока мы не достигнем следующей основной ноты. В основном это означает, что нам нужно сыграть любые другие ноты, оставшиеся на той же струне, в порядке номеров ладов, затем мы переходим к соседней струне (более высокой по высоте) и играем каждую из этих нот в порядке ладов, затем переходим к следующая строка и так далее.
Несмотря на то, что это довольно просто, это очень трудно объяснить, не представив, что это сложнее, чем есть на самом деле. По этой причине я включил другую версию той же шкалы, но с дополнительными цифрами красного цвета, указывающими порядок нот.
Порядок нот на приведенной выше шкале должен быть достаточно ясен. это логично. Проигрывание гаммы, по одной ноте за раз, таким образом приведет к следующему результату:
Помните, что до сих пор мы играли только одну октаву, а это значит, что на диаграмме все еще есть ноты, которые мы еще не воспроизвели. используется еще. Кроме того, мы сыграли «восходящую» гамму, что просто означает, что мы повысили высоту тона по гамме. Если бы мы возвращались вниз тем же путем, которым пришли, по одной ноте за раз, мы бы тогда «нисходили».
Почему формы? Почему не вкладки?
Возможно, вы спросите: «Зачем возиться с масштабными диаграммами, когда можно просто использовать вкладки, как вы только что сделали?». Хороший вопрос.
Прелесть масштабных диаграмм или «фигур», как их иногда называют, в том, что они подвижны. Это означает, что вы можете интерпретировать их так, чтобы они играли на разных позициях. Вкладки отлично подходят для того, чтобы рассказать нам, как играть гамму в определенном месте, но они по своей сути не перемещаются, как диаграммы.
На исходной диаграмме с маркировкой 1-я, 2-я, 3-я и 4-я струны были снабжены комментариями для упрощения, но на самом деле эти лады могут быть любыми соседними наборами из четырех ладов, в зависимости от того, где вы хотите сыграть гамму. Посмотрите на следующие три схемы, сюда я включил исходную схему с маркировкой, а также еще две схемы, расположенные в разных позициях
По сути, вы можете использовать любой набор соседних ладов, чтобы изменить положение гаммы, в которой вы играете. Приведенные выше три примера интерпретируют диаграмму, начиная с 1-го лада, затем начиная с 5-го лада, затем начиная с 8-го лада, что дает следующий результат:
Начало 1-го лада
Начало 5-го лада
Начиная с 8-го лада
Как узнать, какую гамму мы играем при переходе на другую позицию? Корневая нота говорит нам.
Если основной нотой является «ля», мы будем играть (используя эту форму) «ля минорную пентатонику». Если мы затем перейдем к другой позиции, и основная нота будет «Ре-бемоль», мы теперь будем играть «Пентатонику ре-минор минор».
Очевидно, это требует от вас знакомства с нотами на грифе, чтобы знать, какую ноту вы на самом деле играете.
Иногда указывается позиция, в которой должна воспроизводиться диаграмма. Например, я мог бы сказать: «Пентатоническую гамму соль минор можно сыграть, используя следующую форму, начиная с 3-го лада».
Здесь вы можете видеть, что «3-й» со стрелкой рядом с ним указывает нам, где находится 3-й лад.
Диаграммы, где основной тон не является самой низкой нотой
Приведенная выше «форма» была простой для начала, потому что самая низкая основная нота также была самой низкой нотой на диаграмме. Это не всегда так.
Давайте посмотрим на другую форму, где самая низкая основная нота не является самой низкой нотой в диапазоне.
Это еще одна форма минорной пентатоники. Это тот же масштаб, но фактически другой способ игры.
Как вы должны видеть, самая низкая основная нота на этой диаграмме не является самой нижней нотой на диаграмме.
Все это означает, что мы все равно должны начинать с самой низкой корневой ноты (но не с самой нижней общей ноты) при интерпретации диаграммы.
Снова посмотрите на диаграмму, но с порядком нот, выделенным красным:
Опять же, это подвижная форма, и основной тон определяет, какую гамму мы играем. Вот как выглядит гамма, начиная с 10-го лада. Так как основная нота будет «соль», мы будем играть пентатонику «соль минор».
Использование других примечаний на схеме
До сих пор мы учились интерпретировать диаграммы гаммы, играя более одной октавы. Как я упоминал ранее, есть и другие заметки, которые мы также можем использовать.
Лучший способ практиковать гаммы, повторяя все ноты в форме, но не добавляя ни одной из других позиций, — это следовать этому процессу.
- Начать с самой низкой основной ноты
- Подняться вверх до самой высокой доступной ноты (не обязательно основной)
- Спуститься вниз до самой низкой доступной ноты (не обязательно основной)
- Возврат к исходной основной ноте (если самая нижняя нота на диаграмме не является основной нотой)
Вот пример применения этого процесса к форме гаммы, которую мы только что рассмотрели, начиная снова с 10-го лада .
Если это кажется немного запутанным, есть еще один пост, который объясняет этот процесс более подробно. Теперь, когда вы можете интерпретировать масштабные диаграммы, пост должен быть простым для понимания. Прочтите это здесь.
Причина, по которой важно играть каждую ноту формы, заключается в том, что это означает, что вы действительно знаете форму целиком. Конечно, вы можете играть только одну октаву, если хотите, или две, если хотите, но мы, гитаристы, склонны учиться чему-то, основываясь на позициях. Как только вы узнаете форму и все ноты внутри, вы можете использовать ее по своему усмотрению.
Диаграммы весов в открытом положении
Последнее, что мы собираемся рассмотреть, это то, как интерпретировать диаграммы весов в открытом положении. Это означает, что мы будем рассматривать масштабные диаграммы, в которых есть открытые струны. Из-за открытых струн эти фигуры неподвижны. Давайте посмотрим на гамму до мажор в открытой позиции.
Единственная реальная разница при игре этих типов форм заключается в том, что вам нужно следить за открытыми струнами и включать их при игре гаммы. Они представлены буквой «О», которая выровнена по струне (но не на самом ладу, потому что открытые струны по своей сути не включают лады). Когда вы играете по гамме, думайте об открытых нотах как о «нолях». Поскольку ноль стоит перед любым числом, если рядом с ним есть строка с буквой «О», вы играете эту ноту перед тем, как играть другие ноты на этой конкретной строке.
Когда вы прочитаете несколько диаграмм в открытом масштабе, вы увидите, что они почти идентичны подвижным диаграммам в том, как вы их интерпретируете.
Давайте посмотрим на порядок нот гаммы до мажор в открытой позиции на протяжении одной октавы.
Как видите, процесс применения порядка нот такой же, как и с диаграммами подвижной гаммы, но также задействованы открытые струны. Вот так выглядит открытая гамма до мажор в виде табулатур.
Основные ноты также могут быть открытыми струнами. Давайте посмотрим на диаграмму ля-мажорной гаммы в открытой позиции. Самая низкая основная нота играется как открытая струна A. Поэтому это наша отправная точка. Также обратите внимание, что не каждая струна на этой диаграмме должна играться как открытая струна.
Вот как вы читаете масштабные диаграммы. Помните, что вы часто будете видеть вариации того, как они написаны. Обычно на диаграммах гаммы струны располагаются горизонтально, а лады — вертикально. Но независимо от того, если вы научитесь читать масштабные диаграммы одного типа, чтение другого типа потребует лишь быстрого умственного переключения.
Дополнительная литература
- Как практиковать гаммы, оставаясь в одном положении – тот же урок, о котором я упоминал ранее.

- Страница гитарных гамм — страница гамм на этом сайте. Весов больше, чем тыкнешь палкой!
Как читать масштабные диаграммы
Перейти к содержимомуВ этом уроке мы рассмотрим, как читать масштабные диаграммы. Диаграммы мензуры используются повсюду на этом сайте для визуального представления форм и узоров мензуры на гитаре. Важно полностью понимать, как их интерпретировать, чтобы получить максимальную пользу от этого сайта.
Основы построения шкалы
В первую очередь масштабные диаграммы представляют собой графическое изображение грифа гитары. Эти диаграммы упрощают визуальное соединение нот, форм и рисунков, представленных графически, с трехмерным грифом гитары.
Ориентация грифа
Диаграммы строя представлены в двух ориентациях: вертикальной (как если бы гитара стояла прямо вверх и вниз) и горизонтальной (как если бы гитара лежала у вас на коленях).
Струны и лады на грифе Схема
Как и следовало ожидать, диаграммы гамм для гитары включают визуальное представление каждой из шести гитарных струн.
На всех схемах грифа на этом сайте также указана толщина струны, чтобы было легче определить правильную струну.
В вертикальном положении самая левая струна — самая левая, а самая правая — самая высокая.
В горизонтальной ориентации нижняя струна ми находится внизу диаграммы, а высокая ми — вверху.
Лады обычно обозначаются цифрами слева от вертикальных диаграмм и внизу горизонтальных диаграмм. Соответствующие вкладыши также показаны на схемах.
Обозначения масштабных диаграмм
В основе понимания масштабных диаграмм лежит понимание обозначений. Маркеры нот используются для обозначения ряда различных характеристик гаммы, от нот, составляющих гамму, до интервалов гаммы или аппликатуры для гаммы.
Давайте начнем с изучения записи интервалов, так как я считаю, что это наиболее важно для понимания.
Интервальное обозначение
Интервальное обозначение используется на этом сайте чаще, чем любой другой тип обозначения шкалы. Абсолютно необходимо иметь практические интервалы знаний на гитаре, поскольку это основа понимания того, что отличает гамму/аккорд мажор от минора к уменьшению и т.
д.
Маркеры интервалов обозначаются цифрами и символами, как показано на схеме ниже.
Обозначение интерваловНа этой диаграмме показаны все интервалы хроматической гаммы, то есть все интервалы, которые вы встретите на гитаре. Давайте рассмотрим каждый, чтобы вы могли понять, что означают символы.
- R
- R означает основной тон, ноту, на которой построена гамма. На диаграммах на этом сайте основная нота также выделена оранжевым маркером.
- ♭2
- Символ ♭ указывает на плоский или малый интервал. Этот интервал является минорной 2-й.
- ▵2
- Символ ▵ указывает на старший интервал. Этот интервал является мажорной секундой.
- ♭3
- Минорный 3-й интервал
- p4
- Р означает перфект. Это идеальный четвертый интервал.
- ♭5
- Flat 5th interval
- p5
- Perfect 5th interval
- ♭6
- Minor 6th interval
- ▵6
- Major 6th interval
- ♭7
- Минорный 7-й интервал
- ▵7
- Мажорный 7-й интервал
Вооружившись одним из основных представлений о представлении мажорной шкалы, приведенным ниже, вы можете теперь разобраться в этом.
Зачем использовать интервальную запись?
Интервалы универсальны для шкалы. Другими словами, интервалы мажорной гаммы остаются одинаковыми независимо от тональности. Таким образом, гамма соль мажор содержит те же интервалы, что и гамма до мажор, те же интервалы, что и гамма ре мажор, и так далее. Меняются только ноты для каждой гаммы.
Интервалы для гамм соль, до и ре мажорЭто значительно упрощает транспонирование гаммы в новую тональность. Интервалы гаммы остаются прежними, и они остаются в том же месте относительно основной ноты гаммы. Масштабные диаграммы — отличный способ показать эту взаимосвязь.
Обозначение ноты
Обозначение ноты более прямолинейно, чем обозначение интервала, поскольку это просто названия нот, указанные на маркерах.
Масштабная диаграмма с обозначением нотВ названиях нот вы встретите два символа:
- #
- Обозначает ноту-диез или ноту, повышенную на 1/2 шага
- 0 ♭
- Обозначает сглаженную ноту или ноту, пониженную на 1/2 шага
Основные ноты выделены оранжевыми маркерами, чтобы их было легче различить.
Ознакомьтесь с уроком «Изучение нот на грифе гитары» для получения дополнительной информации о названиях нот.
Нотация пальцев
Масштабные диаграммы, использующие нотацию пальцев, показывают, какой палец следует использовать для ладинга данной ноты.
Масштабная диаграмма с использованием обозначений пальцевМаркеры нот помечены следующим образом:
- 1 – указательный палец
- 2 — средний палец
- 3 — безымянный палец
- 4 — мизинец
Иногда вы также можете увидеть букву T, обозначающую ноту, которую следует грести большим пальцем, но это не очень общий.
Опять же, основные ноты выделены оранжевыми маркерами.
На приведенной ниже диаграмме вы можете получить четкое представление о том, как соотносятся все три типа нотной записи, и лучше понять гаммы на гитаре.
Все 3 формы обозначения масштабных диаграммОграничения масштабных диаграмм
Несмотря на то, что масштабные диаграммы чрезвычайно полезны, они имеют некоторые ограничения.

