Кусочная функция — что это, определение и ответ
Кусочная функция – это функция, части которой заданы на определенном промежутке.
Например, рассмотрим две функции: \(y = 3x\ –\ 5\ \)и\(\ y = \frac{x}{2}\)
Данные функции не являются кусочными. Это две линейные функции. Построим их на одной координатной плоскости:
Можем сделать из двух функций одну, для этого зададим для каждой функции промежуток.
Пример №1:
\(y = \left\{ \begin{matrix} 3x\ –\ 5,\ если\ x \geq 2 \\ \frac{x}{2},\ если\ x < 2 \\ \end{matrix} \right.\ \)
Получим новую функцию, которая задается кусочками двух линейных. Она и будет являться кусочной. Чтобы её построить, рассмотрим таблицу точек для этих функции по отдельности.
1. y = 3x – 5, если x ≥ 2.
Из условия мы видим, что минимальный x равен 2. Точка x = 2 будет закрашенной, так как знак нестрогий. Меньше это точки мы брать не будем:
2.
y = 0,5x, если x < 2.
Для данной функции x = 2 – будет максимальным значением, при этом x ≠ 2, так как знак неравенства строгий. Возьмем эту точку. На графике для этой функции она будет выколотой.
Видим, что закрашенная точка x = 2 у первого графика перекрывает пустую точку второго графика, значит у этой кусочной функции нет разрывов и она называется неразрывна.
Пример №2:
Если задать другие промежутки для кусочной функции, она поменяет свой вид:
\(y = \left\{ \begin{matrix} 3x\ –\ 5,\ если\ x \leq 2 \\ \frac{x}{2},\ если\ x > 2 \\ \end{matrix} \right.\ \)
1. y = 3x – 5, если x ≤ 2.
Теперь у этой функции x = 2 – максимально возможная абсцисса:
2. y = 0,5x, если x > 2.
А для этой функции, наоборот, x = 2 – минимальная абсцисса. Аналогично первому примеру эта точка будет выколота, но перекроется точкой первого графика:
Кусочные функции, представленные выше, называются непрерывными, так как одна линейная функция заканчивается там, где начинается вторая, т.
е. между кусочками функции нет разрыва.
Пример №3:
Примером кусочной разрывной функции может служить следующая функция:
\(y = \left\{ \begin{matrix} 3x\ –\ 5,\ если\ x > 2 \\ \frac{x}{2},\ если\ x < 2 \\ \end{matrix} \right.\ \)
Этот график будет выглядеть так же, как график в примере №1, но с одним отличием. Точка x = 2 не принадлежит ни одной из функций, поэтому в этой точке как раз находится разрыв.
1. y = 3x – 5, если x > 2.
2. y = 0,5x, если x < 2.
Пример №4:
Или, например, такая функция тоже является разрывной и кусочной:
\(y = \left\{ \begin{matrix} 3x\ –\ 5,\ если\ x > 3 \\ \frac{x}{2},\ если\ x < \ –2 \\ \end{matrix} \right.\ \)
1. y = 3x – 5, если x > 3.
Здесь будем брать все значения x больше 3. Сама точка x = 3 будет выколотой:
2.
y = 0,5x, при x < –2.
Значение x = –2 – максимальное. А сама эта точка тоже выколотая:
Урок. 8 класс. Построение графиков «кусочных» функций.
Построение графиков «кусочных функций».
Цель урока: повторить, закрепить и обобщить умения обучающихся строить и читать графики кусочных функций, решать задания из ГИА.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи:
Образовательные — обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие — способствовать формированию умения применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные — содействовать воспитанию интереса к математике и информатике, активности, умения общаться, общей культуры.
Методы обучения: использование ИКТ, частично — поисковый. Работа по обобщающей схеме, создание презентаций, работа по решению экзаменационных заданий, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, указка.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Построение графиков кусочных функций мы изучали еще в 7 классе, а в экзаменационных материалах содержатся задачи по данной теме. Поэтому сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать, приводить в систему изученный материал, решать задания из ГИА.
Итак, проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
а)У доски: задание из ГИА: Для каждого графика укажи соответствующую ему формулу.
А | Б | 1 | |||||||
2 | |||||||||
В | Г | 3 | |||||||
4 | |||||||||
А | Б | В | Г | ||||||
б) заполни таблицу
№ | Формула | Название графика | Схематические рисунки |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 |
Учитель: Вспомним, какие основные алгебраические функции мы изучали и что представляют графики этих функций?
/ Идет опрос класса по обобщающей схеме на интерактивной доске (слайд 2)/
Учитель: А теперь посмотрим, как справились с домашнем заданием.
/ Проверка таблицы и устного задания/
3.Построение графиков.
Учитель: В чем особенность графиков кусочных функций? Повторим как строить графики кусочных функций.
/ Идет работа по слайдам./
Задание 1: построить график функции (слайд 3,4)
Задание 2: построить график функции. Задать пошаговые команды компьютеру. (слайд 5,6)
Обычно на экзамене дают и какое- либо дополнительное задание. Например, определите при каких значениях К прямая у = К имеет с графиком функции только одну общую точку. (слайд 7)
Учитель: А теперь решим задание из ГИА.И.В. Ященко, вариант 9, №22.
Мы видим, что выполнение таких заданий достаточно трудоемко и требует много времени. Поэтому, следующее задание из сборника Е.А. Бунимович, вариант 6, № 21подготовили заранее в виде презентации под руководством учителя информатики Костюрина В. и Гончарова А. (слайд 8-19)
Учитель информатики: Почему при решении задачи по математике вы в своей работе ставите цель моделирования?
А на следующей презентации рассмотрим построение еще одной кусочной функции.
(слайд 20 — 24)
1. Построить график функции
2.Укажите промежуток, на котором функция возрастает.
Учитель информатики: Какую модель получили в результате решения задачи?
4. Обучающая работа в группах.
Учитель Сегодня на уроке мы повторили как по формуле построить график, а бывает обратная задача: по графику определить формулу задающею функцию.
Задание: График функции состоит из двух лучей, исходящих из точек А и В и части параболы. Задайте эту функцию формулой.
П рограмму данного задания из ГИА приготовил заранее Фадеев А. (слайд 31 — 37)
Рассмотрим луч, исходящий из т. А.
— Каким уравнением можно задать этот луч?
у=кх + в
Значит, нам надо определить к и в. Для этого по графику выберем по две точки с координатами выраженными целыми числами.
Решить систему методом сложения.
Значит, уравнение первой части графика у = 5х + 7, при х -1.
Для определения остальных частей графика разобьемся на группы:
1 вариант определяют часть АВ,
2 вариант- луч исходящий из т.
В.
Проверим правильность выбранных ответов.
6. Итог урока.
Итак, сегодня мы с вами повторили, как строить графики кусочных функций.
Какой алгоритм мы будем при этом применять?
7. Домашнее задание.
Ященко, вариант 10. №22, вариант3, № 22, вариант 2, №22.
Кусочная функция — Как построить график? Примеры, вычисление
Кусочная функция — это функция, график которой состоит из нескольких частей кривых. Это означает, что он имеет разные определения в зависимости от значения ввода. т. е. кусочная функция ведет себя по-разному для разных входных данных.
Давайте узнаем больше о кусочной функции, а также о том, как построить ее график, как ее оценить и как найти ее область определения и диапазон.
| 1. | Что такое кусочная функция? |
| 2. | Кусочно-функциональный график |
| 3. | Домен и диапазон кусочной функции |
4.![]() | Оценка кусочной функции |
| 5. | Кусочно-непрерывная функция |
| 6. | Часто задаваемые вопросы о кусочной функции |
Что такое кусочная функция?
Кусочная функция — это функция f(x), которая имеет разные определения в разных интервалах x. График кусочной функции имеет разные части, соответствующие каждому из ее определений. Функция абсолютного значения — очень хороший пример кусочной функции. Давайте разберемся, почему он так называется. Мы знаем, что функция абсолютного значения есть f(x) = |x| и определяется как: \(f(x)=\left\{\begin{array}{ll}
х, & \текст { если } х \geq 0 \\
-x, & \text { если } x < 0
\end{массив}\right.\). Мы должны читать эту кусочную функцию как
- f(x) равно x, когда x больше или равно 0 и
- f(x) равно -x, когда x меньше 0
Тогда график функции абсолютного значения f(x) состоит из двух частей: одна соответствует x (когда x находится в интервале [0, ∞) ), а другая часть соответствует -x (когда x находится в интервале ( -∞, 0)).
Кусочно-функциональный график
Мы уже знаем, что график кусочной функции состоит из нескольких частей, каждая из которых соответствует своему определению на интервале. Вот шаги для построения графика кусочной функции.
- Во-первых, поймите, что представляет собой каждое определение функции. Например, f(x) = ax + b представляет собой линейную функцию (которая дает прямую), f(x) = ax 2 + bx + c представляет квадратичную функцию (которая дает параболу) и т. д., так что мы будем иметь представление о том, к какой форме приведет часть функции.
- Запишите интервалы, показанные в определении функции, вместе с их определениями.
- Создайте таблицу с двумя столбцами, помеченными x и y, соответствующими каждому интервалу. Обязательно включать конечные точки интервала. Если конечная точка исключена из интервала, обратите внимание, что мы получаем открытую точку, соответствующую этой точке на графике.

- В каждой таблице возьмите больше чисел (случайных чисел) в столбце x, которые лежат в соответствующем интервале, чтобы получить идеальную форму графика. Если кусок представляет собой прямую линию, то достаточно двух значений x. Возьмите 3 или более чисел для x, если кусок НЕ является прямой линией. 9{2} и х>0
\end{массив}\right.\).Решение:
f(x) имеет 3 определения:
- -2 x , когда x меньше -2, и это экспоненциальная функция.
- -|х| когда -2 меньше или равно x меньше или равно 0, и это функция абсолютного значения.
- 2-x 2 , когда x больше 0 и это квадратичная функция.
Запишем интервалы и соответствующие им определения. Кроме того, давайте создадим таблицы, которые включают конечные точки интервалов, а также несколько других случайных чисел из каждого интервала. Мы будем вычислять значение y в каждом случае, используя соответствующее определение.
Теперь давайте нанесем все эти точки на график, имея в виду общие формы соответствующих функций.
Обратите внимание, что мы должны поставить открытые точки в (-2, -0,25) (первая таблица) и (0, 2) (последняя таблица), поскольку их соответствующие координаты x исключены из интервала. Кроме того, расширьте график в соответствующих интервалах за пределы точек, показанных в таблицах, где это необходимо.Обратите внимание, что самая левая (светло-оранжевая) кривая расширена влево, поскольку она соответствует интервалу x < -2. Кроме того, крайняя правая (синяя) кривая расширена в интервале x > 0. Средняя (темно-оранжевая) кривая НЕ расширена ни в одну из сторон, так как принадлежит интервалу -2 ≤ x ≤ 0,9.0003
Домен и диапазон кусочной функции
Чтобы найти область определения кусочной функции, мы можем просто посмотреть на определение данной функции. Возьмите объединение всех интервалов с x, и это даст нам домен. В приведенном выше примере область определения f(x) равна {x | х < -2} U {х | -2 ≤ х ≤ 0} U {х | х > 0}. Объединение всех этих множеств есть просто множество всех действительных чисел.
Таким образом, область определения f(x) (в приведенном выше примере) равна R.Чтобы найти диапазон кусочной функции, проще всего построить ее график и посмотреть на ось y. Посмотрите, какие значения y охватываются графиком. В приведенном выше примере все значения y меньше 2 (исключая 2, так как в точках (0, 2) есть открытая точка) покрываются графиком. Таким образом, его диапазон равен {y | y < 2} (или) (-∞, 2).
Точно так же мы можем найти область определения и область значений любой кусочной функции, просто построив ее график.
Оценка кусочной функции
Чтобы вычислить кусочную функцию на любом заданном входе,
- сначала посмотрите, какому из заданных интервалов (или неравенств) принадлежит данный вход.
- Затем просто подставьте данный ввод в определение функции, соответствующее этому конкретному интервалу.
Вот пример для понимания шагов. 92, \text { если } x<0 \\-2 \sqrt{x}, \text { если } x>0 \\ 5, \text { если } x=0\end{массив}\right.
\) .Решение:
Нам нужно найти f(4). Здесь x = 4, и оно удовлетворяет условию x > 0. Таким образом, соответствующая функция равна f(x) = -2√x.
Замените x = 4 в этом определении:
f(4) = -2 √4 = -2 (2) = -4.
Следовательно, f(4) = -4.
Кусочно-непрерывная функция
Кусочно-непрерывная функция, как следует из ее названия, является кусочно-непрерывной функцией. Это означает, что ее график состоит из разных частей, но тем не менее мы сможем нарисовать график, не отрывая карандаша. Вот пример кусочно-непрерывной функции.
\(f(x)=\left\{\begin{array}{l} x-1, \text {if } x<-2 \\-3, \text {if } x\geq -2\ конец {массив}\справа.\).
Его график показан ниже.
Важные замечания по кусочным функциям
- Чтобы оценить кусочную функцию на входе, посмотрите, какому интервалу она принадлежит, и подставьте его в соответствующее определение функции.
- При построении графика кусочной функции используйте незакрашенные точки в точках, координаты x которых не принадлежат соответствующим интервалам.
Открытая точка в точке означает, что конкретная точка НЕ является частью функции. - Чтобы найти область определения кусочной функции, просто возьмите объединение всех интервалов, заданных в определении функции.
- Чтобы найти диапазон кусочной функции, просто постройте ее график и найдите значения y, которые охватываются графиком.
☛ Похожие темы:
- Калькулятор графических функций
- Калькулятор квадратичных функций
- Графический калькулятор
- Калькулятор линейной функции 92-2 & \text { если } x \geq 3
\end{массив}\right.\).Как строить графики кусочных функций?
Чтобы нарисовать кусочный график функции:
- Составьте таблицу (с двумя столбцами x и y) для каждого определения функции в соответствующих интервалах.
- Включить конечные точки (в столбце x) каждого интервала в соответствующую таблицу вместе с несколькими другими случайными числами из интервала.

- Подставьте каждое значение x в соответствующее выражение f(x), которое дает значение в столбце y.
- Нанесите на график все точки (поставьте открытые точки для исключенных значений x) и соедините их кривыми.
- Если левая/правая конечная точка равна ∞ или -∞, то соответственно удлините кривую с этой стороны.
Как решать кусочные функции?
Чтобы решить значение кусочной функции на определенном входе:
- Просто посмотрите, в каком из заданных интервалов находится этот вход.
- Возьмите соответствующую функцию.
- Заменить данный ввод в функции из последнего шага.
Приведите пример кусочно-линейной функции.
Кусочно-линейная функция — это кусочно-линейная функция, в которой все части соответствуют прямым линиям. Например, функция абсолютного значения, ступенчатая функция (функция минимального значения или функция наибольшего целого числа), функция потолка и т. д. являются примерами кусочно-линейных функций.

Что такое кусочно-непрерывная функция?
Кусочно-непрерывная функция — это кусочно-непрерывная функция. Его график состоит более чем из одной части, и все же его можно изобразить, не отрывая карандаша.
Как найти область определения и область значений кусочной функции?
Область определения кусочной функции — это объединение всех интервалов, указанных в ее определении. Диапазон — это набор всех значений y, которые покрывает его график. Итак, чтобы найти диапазон кусочной функции, сначала нарисуйте ее график.
Кусочные функции
Кусочные функцииДополнительно
Показать рекламу
Скрыть рекламу
О рекламеФункция может состоять из частей
Мы можем создавать функции, которые ведут себя по-разному в зависимости от входного значения (x).
Функция, состоящая из 3 штук
Пример:
- Когда x меньше 2, он дает x 2 ,
- , когда x ровно 2, дает 6
- , когда x больше 2 и меньше или равно 6, это дает строку 10-x
Выглядит так:
(сплошная точка означает «включая»,
открытая точка означает «не включая»)Вот как мы это запишем:
Домен (все значения, которые могут войти в функцию) — это все действительные числа до 6 включительно, которые мы можем записать так:
Дом( f) = (-∞, 6] (с использованием интервальной нотации)
Dom(f) = {x | x ≤ 6} (с использованием нотации Set Builder)
Вот несколько примеров значений:
X Д −4 16 −2 4 0 0 1 1 2 6 3 7 Пример: Вот еще одна кусочная функция:
, которая выглядит так: Что такое h(−1)?
x ≤ 1, поэтому мы используем h(x) = 2, поэтому h(−1) = 2
Что такое h(1)?
x ≤ 1, поэтому мы используем h(x) = 2, поэтому h(1) = 2
Что такое h(4)?
x > 1, поэтому мы используем h(x) = x, поэтому h(4) = 4
Кусочные функции позволяют нам создавать функции, которые делают все, что мы хотим!
Пример: Плата за услуги врача зависит от продолжительности лечения.




Обратите внимание, что мы должны поставить открытые точки в (-2, -0,25) (первая таблица) и (0, 2) (последняя таблица), поскольку их соответствующие координаты x исключены из интервала. Кроме того, расширьте график в соответствующих интервалах за пределы точек, показанных в таблицах, где это необходимо.
Таким образом, область определения f(x) (в приведенном выше примере) равна R.
\) .
Открытая точка в точке означает, что конкретная точка НЕ является частью функции.

