ОРТ
Образовательные Ресурсы и Технологический тренинг
ОРТ
С 2000 года на базе нашей школы работает Технологический центр Всемирного ОРТа, открытый по проекту Regeneration-2000. Мы — единственная школа в республике Татарстан, которая сотрудничает с ОРТом. Необходимо отметить, что ОРТ оснастил школу самым современным техническим оборудованием, и при его поддержке на базе школы бесплатно работают кружки по углубленному изучению математики, физики, информатики, робототехнике, а также полноценно функционирует современная телевизионная студия.
Робототехника
Кружок по робототехнике при поддержке ОРТ
Компьютер, став неотъемлемой частью жизни, является средством познания и самовыражения. Конструирование и программирование помогают развивать системное и творческое мышление.
Сегодня на занятиях робототехники мы изучаем новые технологии, работая с моделями роботов, учимся читать чертежи (схемы сборки), планировать свои действия, организовывать совместную работу.
Ребенок становится усидчивым, думает, прежде чем что-то сделать, формирует планы и алгоритмы действий. Ставя эксперименты, проводя опыты, и создавая бесподобных роботов, ребенок приобретает несказанный успех и радость за свои труды.
Занятие робототехникой – это дружеская и теплая атмосфера в классе, непринужденное общение на равных учеников и учителя.
На кружке робототехники ребенок развивает:
— логическое мышление,
— мелкую моторику рук,
— наблюдение и изучение причинно-следственных связей.
— воображение.
Преподаватель: Найман Михаил Олегович
Занятия ведутся бесплатно для всей начальной школы по следующему расписанию:
группа №1 — понедельник, 14:30 – 15:35
группа №2 — вторник, 13:35 – 14:40
группа №3 — вторник, 14:45 – 15:50
группа №4 — среда, 13:35 – 14:40
группа №5 — среда, 14:45 – 15:50
Информатика
При поддержке ОРТ в нашей школе открыл двери кружок по информатике.
Теперь даже ученики 5-6 классов, у которых еще не начался этот интереснейший предмет, смогут начать его изучать, а ученики 7-11 – познакомиться с ним поближе.
Что общего у творчества и программирования? Разработка любого продукта не обходится без творчества – у каждого из нас свой уникальных подход к решению самых простых и самых сложных задач.
А в творчестве не обойтись без алгоритмов, правил и устоявшихся законов: из барабана не получится скрипка, а из скрипки — рояль. Да даже спектр цветов ограничен в свой бесконечности. На занятиях вы узнаете об играх и анализе данных, разберетесь кому и зачем это нужно, и поймете, что программировать совсем не страшно, а очень даже увлекательно.
Преподаватель, Анохина Анастасия Николаевна, имеет опыт в программировании и анализе данных, в игровой индустрии и руководстве различными IT-проектами. Так что, не стесняйтесь, а смелее отправляйтесь на информатику.
Занятия ведутся бесплатно по следующему расписанию:
5-6 классы – понедельник, 7 урок;
7-8 классы – пятница, 7 урок;
9-11 классы – пятница, 8 урок
Мы благодарим ОРТ за возможность наших учеников заниматься информатикой в углубленном интересном формате. Очень верим, что наши ребята достигнут высоких результатов в этой сфере!
Математика
Для учеников пятых классов ОРТ «Мишпахтейну» открыл двери математический кружок Course Syllabus, организованный при содействии R&D ORT FSU, Одесского центра ОРТ и отделения ОРТ в России.
Каждое занятие в нем будет посвящено или соответствующей теме задач, или определенному типажу математических игр и состязаний. На встречах будут разбираться различные темы вне рамок школьной программы. Например, «Четность», «Решение с конца», «Разрезания», «Принцип Дирихле», «Игры: симметрия», «Логика – рыцари и лжецы», «Графы» и многие другие, образующие полный курс кружка олимпиадной математики, разработанный специалистами ОРТ.
Преподаватель кружка, Марданов Марат Вадимович, является участником международного вебинара по олимпиадной математике, организованного ОРТ
Время занятий: каждая пятница с 14.30 до 15.15.
Возраст участников: 5 класс»
Мы благодарим ОРТ за возможность наших учеников заниматься математикой в углубленном формате. Очень верим, что наши ребята достигнут высоких результатов!
Занимательная физика
Ученики 7-11 классов вместе изучают одну из главных фундаментальных наук — физику, а также учатся создавать проекты.
Физика крайне важна для человека, ведь она объясняет главные принципы функционирования нашего мира и помогает решать многие бытовые ситуации. А особенно она необходима людям, которые хотят связать свою жизнь с наукой — без физики невозможно полноценно изучать нашу вселенную и окружающий человечество мир.
Именно для изучения такого важного для детей предмета в нашей школе и действует кружок «Занимательная физика», который способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности данного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой.
Основными средствами воспитания творческой активности учащихся и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. К тому же, учащиеся приобретают опыт в создании проектов, что немаловажно не только в школе, но и в будущей учебе в университете и в профессиональной деятельности.
Кружок работает по понедельникам с 15.25 до 17.25.
Школьные СМИ
На базе школы активно работают и развиваются школьные СМИ: школьное телевидение и инстаграм.
В специально оборудованной студии ребята учатся снимать видео, монтировать ролики, работать в кадре, писать сценарии. Притом, для обучения им предоставлено высококлассное профессиональное оборудование: камеры, микрофоны, компьютеры с лицензированной программой для монтажа, штативы, хромакей (зеленый фон). Ученики ОРТ «Мишпахтейну» с удовольствием познают азы тележурналистики и успешно применяют свои знания для съемок видео о школьной жизни, посмотреть которые вы можете на нашем youtube-канале.
Те ребята, кого больше привлекает фотожурналистика, реализуют свой потенциал на страницах школьного инстаграм и в фоторепортажах о школьных мероприятиях (их работы вы можете увидеть в разделе сайта «Фотогалерея»).
Ученики студии регулярно становятся победителями всероссийских и международных конкурсов и конференций.
Занятия проходят в понедельник, среду и пятницу с 14:30 до 16:10.
Вернуться на главную |
Математика в стиле модерн | Статья в журнале «Юный ученый»
Библиографическое описание:Федин, Ю. И. Математика в стиле модерн / Ю. И. Федин, В. В. Краснова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6.1 (9.1). — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/623/ (дата обращения: 15. 01.2023).
Архитектура — это искусство, это красота. Но прежде чем построить такую красоту, мало иметь вдохновение, нужно точно знать где, как и сколько потребуется для строительства пусть даже обычного дома. В своих творениях архитекторы должны совместить функциональность, красоту, гармоничность, комфортность, экономичность и, конечно же, долговечность. В этом им и помогают знания геометрии. А в чём же всё-таки проявляется эта помощь?
Например, для измерения площади земельного участка, архитектору необходимы знания формулы расчета площади и, конечно же, единиц измерения.
При расчете размеров помещения архитектору необходимо учитывать средний рост человека, приблизительно 175 см. Значит, в данном случае он должен знать формулу вычисления среднего арифметического действия.
В нашей стране нашло широкое распространение прогрессивного метода строительства по типовым проектам, который наряду с уменьшением объема проектных работ позволяет унифицировать строительные изделия и способствует индустриализации строительства.
Примером выполнения и оформления строительных чертежей могут служить чертежи типовых проектов, разрабатываемые ведущими проектными организациями.
Объекты, изображаемые на строительных чертежах — всевозможные здания и сооружения, состоят из отдельных частей — конструкций. Примерами конструкций здания могут служить его фундаменты (стены, перегородки), перекрытия, крыша.
Еще в древности люди занимались измерениями земного участка. Это было необходимо настолько, что позже возник один из самых важных разделов математики — геометрия, что в переводе означает «землемерие». Архитектура — это тоже несколько землемерие, поэтому все употребляющиеся в этом виде искусства единицы измерения будут схожи с геометрическими.
Модерн же – это художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века.
Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Один из старейших зданий в России выполненный в стиле модерн — это Особняк С. П. Рябушинского. Построен по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. К оформлению интерьера был привлечен М. А. Врубель. Шехтель пытался создать иллюзию подводного мира в холле. Самым ярким примером является «тающая» парадная лестница холла, сделанная из белого мрамора в форме волны. Люстра, подвешенная высоко над парадной лестницей, напоминает медузу, стены здания выкрашены в зеленоватый цвет, ручки дверей отлиты в виде морских коньков.
В интерьерах в стиле Модерн изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по, полу, декору, стенам, мебели, лестницам, потолку и даже окнам. Узоры концентрируются в местах их сопряжения, объединяют интерьерные плоскости, активизируют пространство квартиры или дома. Линии декора интерьера несут духовно эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным, живое с неживым. У мастеров венского модерна Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы Четверо во главе с Макинтошем, строго геометрический орнамент в стиле модерн варьирует мотивы квадрата и круга. Для стиля модерн характерно взаимопроникновение станковых и декоративно прикладных форм. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера в стиле модерна.
Примеры геометрии в стиле модерн:
Окружность представляет собой сечение конуса плоскостью, перпендикулярной его оси. Эксцентриситет окружности равен 0. Окружность можно считать предельным случаем эллипса, в котором фокальное расстояние равно 0, а длина полуосей, a и b, равны. Окружность единственная кривая, касательная к которой в любой точке образует прямой угол с радиусом, проведенным в эту точку.
Рис. 1. Окружность
Фокусы эллипса на следующем рисунке обозначены F₁(0;c) и F₂(0;-c). Для эллипса выполняется следующее соотношение между a, b и c: a²=b²+c². Значение 2c называется фокальным расстоянием. Следовательно, в эллипсе, изображенном на рисунке, значение эксцентриситета равно:
9² =6²+c²; c²=9²-6²=81–36=45; c=45=6,71
Фокальное расстояние эллипса равно: F₁F₂=2c=13,42.
Рис. 2. Эллипс
Спираль Архимеда — это траектория точки, равномерно движущейся вдоль прямой на плоскости, в то время как эта прямая равномерно вращается вокруг одной из своих точек. Точка (0;0) является центром вращения и одновременно предельным случаем эвольвенты окружности радиуса r=0 для начального угла ϴ=0. Спираль, изображенная на рисунке, в полярных координатах описывается уравнением r=50 имеет шаг в 10П ≈ 31,41.
Рис. 3. Спираль Архимеда
А сколько общих свойств имеют математика и архитектура. Это и внутренняя логика, и красота, и гармония, и многое другое. Единственное их различие — личностный характер творчества, который присутствует в архитектуре, но отсутствует в геометрии.
Подводя итоги выше перечисленного, можно сделать вывод, что между математикой и архитектурой много общих черт. Это и используемые в двух сферах единицы измерения, и используемые и математиком, и архитектором инструменты, понятия, методы и свойства. Что еще раз доказывает тесную связь между геометрией и архитектурой. На примере архитектуры в стиле модерн, мы узнали, что характерными чертами нового стиля стало гармоническое соединение разных вещей и в этом его прелесть и уникальность. А также использование геометрических фигур в построении и планировании зданий для их согласованности в интерьере.Литература:
- http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitekturnyj_stil_modern/
- http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post58867282
- https://ru. wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BD
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78556/ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F
- http://www.yaklass.ru/p/geometria
- http://matematikaiskusstvo.ru/geometryandart.html
Основные термины (генерируются автоматически): модерн, фокальное расстояние, архитектура, стиль.
орта — Викисловарь
Азербайджанский[править]
Кириллица орта Персидско-арабский اورتا Этимология[править]
От прототюркского *ortu («средний»).
Произношение
Аудио | (файл) |
Существительное
- средний
- otağın ortasında ― в середине комнаты
- Həftə Ortası ― Средняя недели
Склонение [РЕДАКТИРОВАТЬ]
ДАВИДЕНИЯ . 0004 | единственное число | во множественном числе | Именительный падеж | или | орталар | определенный винительный падеж | Ортани | орталары | дательный | ортая | орталара | местный | ортада | Орталарда | аблатив | ортадан | орталардан | определенный родительный падеж | Ортанин | орталарин | |
---|
Притяжательные формы орта | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
именительный | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортам | орталарым | ||||||
sənin («твой») | ортан | орталарин | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасы | орталары | ||||||
бизим («наш») | ортамыз | орталарымиз | ||||||
размер («ваш») | Ортаниз | орталарыниз | ||||||
onların («их») | ортасы или орталары | орталары | ||||||
винительный падеж | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортами | Орталарымы | ||||||
sənin («твой») | Ортани | Орталарини | ||||||
ортасины | Орталарини | |||||||
бизим («наш») | ортамизы | орталарымызы | ||||||
размер («ваш») | Ортанызы | орталарынизы | ||||||
onların («их») | ортасы или орталары | Орталарини | ||||||
дательный | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортама | орталарима | ||||||
sənin («твой») | ортана | Орталарина | ||||||
онун («его/ее/его») | Ортасина | Орталарина | ||||||
бизим («наш») | ортамиза | Орталарымыза | ||||||
размер («ваш») | Ортаниза | Орталариниза | ||||||
onların («их») | ортасина или орталарина | Орталарина | ||||||
местный | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортамда | Орталарымда | ||||||
sənin («твой») | ортанда | орталаринда | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасинда | орталаринда | ||||||
бизим («наш») | Ортамизда | Орталарымизда | ||||||
размер («ваш») | Ортанызда | орталаринизда | ||||||
onların («их») | ортасинда или орталаринда | орталаринда | ||||||
аблатив | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортамдан | орталаримдан | ||||||
sənin («твой») | Ортандан | орталариндан | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасиндан | орталариндан | ||||||
бизим («наш») | ортамыздан | Орталарымыздан | ||||||
размер («ваш») | Ортаныздан | орталариниздан | ||||||
onların («их») | ортасиндан или орталариндан | орталариндан | ||||||
родительный падеж | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортамин | орталаримин | ||||||
sənin («твой») | Ортанин | орталарин | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасынин | орталарин | ||||||
бизим («наш») | ортамизин | орталарымызин | ||||||
размер («ваш») | Ортанызин | орталарынизын | ||||||
onların («их») | ортасин или орталарин | орталарин |
Производные термины[править]
- günorta («полдень»)
- ortalıq («средний»)
Прилагательное[править]
orta
- средний
- орта məktəb ― средняя школа
- kiçik və orta sahibkarlıq ― малый и средний бизнес
- üç uşağı olan ailənin orta övladı ― средний ребенок в семье из трех детей
- средний
- orta səviyyə ― средний уровень
- орта американский ― средний американский
балийский
- новости
эсперанто0094
Прилагательное [Прайти]
ORTA ( Актуальное единственное число ORTAN , ORTAJ , ACCUSATION Plural777777777777777777777777777777777777777777777777777777777.
- (угла) правый
Причастие[править]
орта
- перегиб ortus :
- именительный/звательный падеж женского рода единственного числа
- именительный/винительный/звательный падеж среднего рода множественного числа
Причастие[править]
орта
- ablative feminine singular of ortus
References[edit]
- orta in Charles du Fresne du Cange’s Glossarium Mediæ et Infimæ Latinitatis (augmented edition with additions by D. P. Carpenterius, Adelungius and others, edited by Léopold Фавр, 1883–1887)
Древнескандинавский[править]
Глагол[править]
орта
- Первопроводящий в одиночестве в прошлом Активном показателе/сослагательном настройке Yrkja
Турции [Редактировать]
Etymology [Edit]
от Otmon Turkish اestreststtion.
от Otmon Turkish اese. от пратюркского *ortu («средний»), от пратюркского *or- . Родственный древнетюркскому 𐰆𐰺𐱃𐰆 (орту, «средний»).
Произношение0020
Прилагательное[править]
orta
- центральный
- Orta güvertede yangın çıkınca panik başladı. ― Когда вспыхнул пожар на центральной станции , началась давка.
- средний
- O yıllarda orta direk, yılda yüzde altmışa varan enflasyonun altında inliyordu. ― В то время средний класс больше всего пострадал от инфляции 60 процентов в год.
Существительное
- средний
- центр
- (образование) CC класс
- Matematikten orta aldıysan çalışman gerekir. ― Если вы получили CC по математике, вам нужно учиться.
- (образование) куча групп страниц, как некоторые тетради состоят из
- Türkçe (dersi) için istenen sekiz ortalı defterin beşi yıl sonunda boş kalmıştı. ― Пять пачек из восьми тетради для [этой] турецкой (лекции) остались пустыми.
- (футбольный) центр футбольного поля
- Oyunda antrenör, Ahmet’i ortada oynatacak. ― Тренер разрешит Ахмету сыграть в центре .
- (футбольный) крест
- Alex’in ortasıyla topu alan Lefter, 15 metreden topu aglara gönderdi. ― Лефтер, получивший мяч через кросс Алекса, нашел сетку с 15 метров
Склонение
Притяжательные формы | ||
---|---|---|
Именительный падеж | ||
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | ортам | орталарым |
2-е единственное число | ортан | орталарин |
3-е единственное число | ортасы | орталары |
1-е множественное число | ортамыз | орталарымиз |
2-е множественное число | Ортаниз | орталарыниз |
3-е множественное число | орталары | орталары |
Определенный винительный падеж | ||
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | ортами | орталарымы |
2-е единственное число | Ортани | Орталарини |
3-е единственное число | ортасины | Орталарини |
1-е множественное число | ортамизы | орталарымызы |
2-е множественное число | Ортанызы | орталарынизы |
3-е множественное число | Орталарини | Орталарини |
Дательный падеж | ||
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | ортама | орталарима |
2-е единственное число | ортана | Орталарина |
3-е единственное число | Ортасина | Орталарина |
1-е множественное число | ортамиза | Орталарымыза |
2-е множественное число | Ортаниза | Орталариниза |
3-е множественное число | Орталарина | Орталарина |
Местный | ||
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | ортамда | Орталарымда |
2-е единственное число | ортанда | орталаринда |
3-е единственное число | ортасинда | орталаринда |
1-е множественное число | Ортамизда | Орталарымизда |
2-е множественное число | Ортанызда | орталаринизда |
3-е множественное число | орталаринда | орталаринда |
Аблатив | ||
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | ортамдан | орталаримдан |
2-е единственное число | Ортандан | орталариндан |
3-е единственное число | ортасиндан | орталариндан |
1-е множественное число | ортамыздан | Орталарымыздан |
2-е множественное число | Ортаныздан | орталариниздан |
3-е множественное число | орталариндан | орталариндан |
Родительный падеж | ||
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | ортамин | орталаримин |
2-е единственное число | Ортанин | орталарин |
3-е единственное число | ортасынин | орталарин |
1-е множественное число | ортамизин | орталарымызин |
2-е множественное число | Ортанызин | орталариниз |
3-е множественное число | орталарин | орталарин |
Предикативные формы | ||
---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |
1-е единственное число | Ортайым | орталарым |
2-е единственное число | ортасин | Орталарсын |
3-е единственное число | Орта Ортадир | орталар орталардир |
1-е множественное число | Ортаиз | орталариз |
2-е множественное число | ортасыниз | орталарсыниз |
3-е множественное число | орталар | Орталардыр |
Связанные термины[править]
- ortalı
- ортасиз
- Орталык
- орталамак
- Ortacı
ORTA — Wiktionary
См. Также: ORTA и ORTA —
Содержание
- 1 Azerbaijani
- 1.1 Этимология
- 1.2 Произношение
- 1.3 Существительное
- 1.3.1 Склонение
- 1.3.2 Производные термины
- 1.4 Прилагательное
- 2 балийских
- 2.1 Существительное
- 3 эсперанто
- 3.1 Произношение
- 3.2 Прилагательное
- 4 Латинский
- 4.1 Причастие
- 4.2 Причастие
- 4.3 Каталожные номера
- 5 Древнескандинавский
- 5.1 Глагол
- 6 Турецкий
- 6.1 Этимология
- 6.2 Произношение
- 6.3 Прилагательное
- 6.4 Существительное
- 6.4.1 Склонение
- 6.4.2 Связанные термины
Азербайджанский[править]
Кириллица | орта | |
---|---|---|
Персидско-арабский | اورتا |
Этимология[править]
От прототюркского *ortu («средний»).
Произношение
Аудио | (файл) |
Существительное
- средний
- otağın ortasında ― в середине комнаты
- həftə ortası ― середина недели
Склонение[править]
Склонение орта | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
единственное число | во множественном числе | |||||||
Именительный падеж | или | орталар | ||||||
определенный винительный падеж | Ортани | орталары | ||||||
дательный | ортая | орталара | ||||||
местный | ортада | Орталарда | ||||||
аблатив | ортадан | орталардан | ||||||
определенный родительный падеж | Ортанин | орталарин |
Притяжательные формы орта | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
именительный | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортам | орталарым | ||||||
sənin («твой») | ортан | орталарин | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасы | орталары | ||||||
бизим («наш») | ортамыз | орталарымиз | ||||||
размер («ваш») | Ортаниз | орталарыниз | ||||||
onların («их») | ортасы или орталары | орталары | ||||||
винительный падеж | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортами | Орталарымы | ||||||
sənin («твой») | Ортани | Орталарини | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасины | Орталарини | ||||||
бизим («наш») | ортамизы | орталарымызы | ||||||
размер («ваш») | Ортанызы | орталарынизы | ||||||
onların («их») | ортасы или орталары | Орталарини | ||||||
дательный | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортама | орталарима | ||||||
sənin («твой») | ортана | Орталарина | ||||||
онун («его/ее/ее») | Ортасина | Орталарина | ||||||
бизим («наш») | ортамиза | Орталарымыза | ||||||
размер («ваш») | Ортаниза | Орталариниза | ||||||
onların («их») | ортасина или орталарина | Орталарина | ||||||
местный | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортамда | Орталарымда | ||||||
sənin («твой») | ортанда | орталаринда | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасинда | орталаринда | ||||||
бизим («наш») | Ортамизда | Орталарымизда | ||||||
размер («ваш») | Ортанызда | орталаринизда | ||||||
onların («их») | ортасинда или ортасинда | орталаринда | ||||||
аблатив | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортамдан | орталаримдан | ||||||
sənin («твой») | Ортандан | орталариндан | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасиндан | орталариндан | ||||||
бизим («наш») | ортамыздан | Орталарымыздан | ||||||
размер («ваш») | Ортаныздан | орталариниздан | ||||||
onların («их») | ортасиндан или орталариндан | орталариндан | ||||||
родительный падеж | ||||||||
единственное число | во множественном числе | |||||||
mənim («мой») | ортамин | орталаримин | ||||||
sənin («твой») | Ортанин | орталарин | ||||||
онун («его/ее/его») | ортасынин | орталарин | ||||||
бизим («наш») | ортамизин | орталарымызин | ||||||
размер («ваш») | Ортанызин | орталарынизын | ||||||
onların («их») | Ортасынин или орталарин | орталарин |
Производные термины[править]
- günorta («полдень»)
- ortalıq («средний»)
Прилагательное[править]
orta
- средний
- орта məktəb ― средняя школа
- kiçik və orta sahibkarlıq ― малый и средний бизнес
- üç uşağı olan ailənin orta övladı ― средний ребенок в семье из трех детей
- средний
- orta səviyyə ― средний уровень
- орта американский ― средний американский
балийский
- новости
Эсперанто[править]
Произношение[править]
Audio (file)
Adjective[edit]
orta ( accusative singular ortan , plural ortaj , accusative plural или )
- (угла) правый
Причастие[править]
орта
- перегиб ortus :
- именительный/звательный падеж женского рода единственного числа
- именительный/винительный/звательный падеж среднего рода множественного числа
Причастие[править]
ortā
- ablative feminine singular of ortus
References[edit]
- orta in Charles du Fresne du Cange’s Glossarium Mediæ et Infimæ Latinitatis (augmented edition with additions by D. P. Carpenterius, Adelungius and others, edited by Léopold Фавр, 1883–1887)
Древнескандинавский[править]
Глагол[править]
орта
- Первопроводящий в одиночестве в прошлом Активном показателе/сослагательном настройке Yrkja
Турции [Редактировать]
Etymology [Edit]
от Otmon Turkish اestreststtion.
от Otmon Turkish اese. от пратюркского *ortu («средний»), от пратюркского *or- . Родственный древнетюркскому 𐰆𐰺𐱃𐰆 (орту, «средний»).
Произношение
Прилагательное[править]
orta
- центральный
- Orta güvertede yangın çıkınca panik başladı. ― Когда вспыхнул пожар на центральной станции , началась давка.
- средний
- O yıllarda orta direk, yılda yüzde altmışa varan enflasyonun altında inliyordu. ― В то время средний класс больше всего пострадал от инфляции в 60 процентов в год.
Существительное
- средний
- центр
- (образование) CC класс
- Matematikten orta aldıysan çalışman gerekir. ― Если у вас есть CC из математики, ты должен учиться.
- (образование) куча групп страниц, как некоторые тетради состоят из
- Türkçe (dersi) için istenen sekiz ortalı defterin beşi yıl sonunda boş kalmıştı. ― Пять пачек из восьми тетради для [этой] турецкой (лекции) остались пустыми.
- (футбольный) центр футбольного поля
- Oyunda antrenör, Ahmet’i ortada oynatacak. ― Тренер разрешит Ахмету сыграть в центре .