Построение фигур геометрических рисунок – Ой!

Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)

Разделы: МХК и ИЗО


Перед уроком обязательно должен быть организован просмотр фильма «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел» с целью наблюдения за ходом рисования. Фильм (видеофрагменты общим размером 450 мегабайт) можно получить у автора.

Тип урока: Комбинированный урок конструктивного учебного рисования.

Цель урока:

  • изобразить простым карандашом линейный рисунок натюрморта;
  • сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
  • развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.

Задачи урока:

Познавательные:

  1. Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.
  2. Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).
  3. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать форму предметов.
  2. Осваивать законы изобразительной грамоты.
  3. Формировать пространственное мышление.

Воспитывающие:

  1. Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.

Материалы к уроку:

Для учителя: гипсовые геометрические тела,карандаш и компьютер с проектором, фильм «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.»
Для учащихся: рабочие тетради для терминов по изобразительному искусству, простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А4.

Оформление доски к уроку: Экран. Рисунки прошлых лет.

Задание: Просмотр фрагментов фильма, «Построение с натуры натюрморта из геометрических тел».

ПЕРВЫЙ УРОК

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Объявление темы.
  3. Просмотр фрагментов фильма-урока.
  4. Практическая работа.
  5. Мини-выставка и краткий анализ.
  6. Задание на дом.

Ход урока.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На столе – тетрадь в клеточку, формат А4, набор простых карандашей, ластик. На доске – экран, рисунки прошлых лет.

Объявление темы.

Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?

Куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А кто даст определение натюрморта? Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.

Просмотр фрагментов фильма.

Попробуйте выделить основные этапы построения натюрморта и записать в рабочую тетрадь.

Практическая работа.

На уроке вам нужно решить такие задачи:

  • расположение композиции рисунка;
  • перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;
  • правильная передача взаимного расположения в пространстве;
  • правильное изображение пропорций геометрических тел.

    1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.

  • Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.
  • Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.
  • Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.
  • Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.

    2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.

  • Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
  • Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.

  • Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.
  • Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.

Мини-выставка и краткий анализ.

Поднимите свои рисунки для демонстрации и покажите их мне.

Задание на дом.

Составьте из трёх спичечных коробков натюрморт и сделайте линейную зарисовку. Коробки как бы прозрачные. Покажите на рисунке невидимые рёбра коробков.

ВТОРОЙ УРОК

Цель: Решение в рисунке натюрморта светотени.

Задачи:

  • Передать в рисунке светотеневые отношения, соответствующие отношениям в натуре.
  • Обращать внимание на блик, свет, полутень тень, рефлекс, падающую тень.

План урока.

  • Организационная часть.
  • Объявление темы.
  • Просмотр фрагментов фильма.
  • Практическая работа.
  • Выставка и оценка работ.

Ход урока.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Объявление темы.

Продолжаем рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.

Просмотр фрагментов фильма.

Постараться запомнить порядок нанесения штриховки на рисунке. Обратить внимание на определения: свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.

Практическая работа.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

  • Создаём светлые и серые тона.

Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.

  • Переходим к тёмным тонам.

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.

  • Затемняем задний план и усиливаем тени.

Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.

  • Работаем над контрастным сопоставлением, белого и тёмного.

В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.

  • Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов.

Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.

  • Уточняем тона.

    Продолжаем работу над фоном и усиливаем собственные и падающие тени. Определяем самые тёмные места в натюрморте. Мягким карандашом 4В, углубляя тон, показываем их.
  • Заканчиваем работу над серой поверхностью.

Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

  1. Немного высветлим фон над цилиндром. Готовый рисунок.

Выставка и оценка работ.

За несколько минут до звонка собрать работы и магнитами прикрепить их к классной доске. Заслушать комментарий детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы своих одноклассников.

24.01.2009

urok.1sept.ru

Конспект урока «рисование гипсовых геометрических фигур»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа»

План-конспект открытого урока

«Натюрморт из геометрических тел»

Преподаватель: Яворский А.Н.

Тулун, 2015 г.

Натюрморт из гипсовых геометрических тел.

Цель урока:

  • изобразить простым карандашом линейный рисунок натюрморта;

  • сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;

  • развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.

Задачи урока:

Познавательные:

  1. Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.

  2. Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).

  3. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать форму предметов.

  2. Осваивать законы изобразительной грамоты.

  3. Формировать пространственное мышление.

Воспитывающие:

  1. Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности — объяснительно-иллюстративный.

Формы организации обучения: фронтальная и индивидуальная.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: диалог, живая натура .

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.

  2. Объяснение нового материала (презентация) – 10 минут.

  3. Педагогический рисунок – 3 минуты.

  4. Практическая работа учащихся – 20 минут.

  5. Обсуждение работ, выставка – 5 минут.

ПЕРВЫЙ УРОК

Ход урока.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На столе – тетрадь в клеточку, формат А4, набор простых карандашей, ластик. На доске – экран, рисунки прошлых лет.

Объявление темы.

Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?

Куб, конус и цилиндр

Практическая работа.

На уроке вам нужно решить такие задачи:

  • расположение композиции рисунка;

  • перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;

  • правильная передача взаимного расположения в пространстве;

  • правильное изображение пропорций геометрических тел.

1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.

  • Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.

  • Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали. 

  • Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы. 

  • Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.

2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела. 

  • Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.

  • Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.

  • Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.

  • Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.

Мини-выставка и краткий анализ.

ВТОРОЙ УРОК

Цель: Решение в рисунке натюрморта светотени.

Задачи:

  • Передать в рисунке светотеневые отношения, соответствующие отношениям в натуре.

  • Обращать внимание на блик, свет, полутень тень, рефлекс, падающую тень.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.

  2. Объяснение нового материала (презентация) – 10 минут.

  3. Педагогический рисунок – 3 минуты.

  4. Практическая работа учащихся – 20 минут.

  5. Обсуждение работ, выставка – 5 минут.

Ход урока.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Объявление темы.

Продолжаем рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.

Практическая работа.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.

Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.

В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.

Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.

  • Уточняем тона. 
     
    Продолжаем работу над фоном и усиливаем собственные и падающие тени. Определяем самые тёмные места в натюрморте. Мягким карандашом 4В, углубляя тон, показываем их.

  • Заканчиваем работу над серой поверхностью.

Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, малозаметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

  1. Немного высветлим фон над цилиндром. Готовый рисунок. 

Выставка и оценка работ.

infourok.ru

Натюрморт с геометрическими фигурами

Натюрморт с геометрическими фигурами- как рисовать геометрические фигуры в отдельности мы знаем из этой страницы, также научились применять глазомер и навыки перспективы для построения объемов фигур. Хорошо. А теперь мы возьмем с вами две- три фигуры, расположим ее на предметной плоскости и сделаем рисунок. Скорее всего, когда вы делали макеты геометрических фигур, у вас они получились разных размеров, разные. Для натюрморта с геометрическими предметами нам нужны будут фигуры желательно разные по размеру, так, чтобы в композиции они не имели одинаковых объемов, массы. Так интереснее и гармоничнее.

Я беру шар, конус и куб. Конус- немного одинаков по размеру с шаром, но он устремлен вверх, и если шар- статичная фигура, то конус- динамичная, именно он у меня задает формат- натюрморт в листе будет размещаться вертикально. Ну и третьим я возьму куб. Он будет меньше двух остальных фигур, что даст разнообразие в «ассортименте».

Посмотрите на фото выше. Вот мой натюрморт. Предметная плоскость и фигуры у меня белые, а к этому, сознательно будем считать, что и стена будет тоже белой. Это сделаем для того, что- бы нам не мешали дополнительные тона в рисунке. Сейчас мы будем не срисовывать, а в первую очередь анализировать и передавать в листе то, что уже знаем. А знать к этому моменту мы уже должны- основные законы рисунка. И зная основные правила и законы в рисунке можно уже после стадии построения не прибегать часто к помощи натуры, так как она может давать вам очень много поводов для того, что- бы отвлечь ваше внимание от основного- мы закрепляем знания.

Обратите внимание на освещение натюрморта. Освещение дает нам возможность правильно анализировать форму предметов, тени здесь не конкурируют с светом и довольно гармонично «пойманы»- аккуратны и лаконичны.

Также советую ставить фигуры так, что- бы они не были выстроены вряд, как солдаты. Пусть одна фигура несколько перекрывает другую, в общем, нужно подумать над красотой самого натюрморта, над красотой композиции в рисунке. В этом вам поможет и внутреннее чутье- вам самим должно нравиться то, что сейчас вам- же и предстоит рисовать.

Можете заменить любую фигуру в натюрморте, возьмите цилиндр или призму. Если трудно пока понять как составить удобный к рисованию натюрморт, просто сделайте так как у меня.

Показываю фото моего натюрморта в начальной стадии рисования. Здесь виден весь планшет, вы можете наблюдать, как у меня закомпонованы предметы в листе.

Для такой композиции лучше будет повернуть планшет вертикально, иначе конус, а вернее- его вершина будет плохо сочетаться в горизонтальном расположении листа.

Дальше: как найдено место фигур в листе. Общий объем. А общий объем фигур расположен в листе по центру и несколько вверх, что позволяет ему казаться довольно «устойчивым» в пространстве листа. Ну и дальше- сознательно делаю отступы от краев листа, так, что- бы не казались фигуры слишком большими, «не вылазили» из листа, и не были слишком маленькими- «не терялись».

Не забываем и о падающих тенях, которые определяются и определяют направление освещения. Для них также нужно оставлять место в листе. И о предметной плоскости, которая любезно предоставляет место нашим предметам- все предметы расположены на предметной плоскости- постоянно об этом нужно помнить.

Сейчас предметы кажутся довольно гармоничны в пространстве листа, возможно, можно было сделать фигуры немного больше, самую малость, но не обязательно. А так все хорошо. Анализируйте теперь свою работу.

Дальше: приступаем к каждой фигуре в отдельности. Для начала находим пропорциональные соотношения уже не общего объема, а каждого предмета в листе. Находим пропорции при помощи «трех точек», которые дают нам условные углы для построения, определения пропорций (см. как развивать глазомер). И строим фигуры, находим их конструктивое начало. Рисуем, прорисовываем линии построения, с учетом перспективы, выстраиваем конструкцию фигур. Не забываем о тенях.

Теперь, когда вы решите, что все уже выстроили, оставте свою работу минут на 20, отвлекитесь. Через время посмотрите снова и все проанализируйте, проверьте пропорциональные соотношения при помощи сподручных средств- карандаша или линейки, возможно нужно кое- что подправить, подстраховать свой глазомер, проверить свою наблюдательную перспективу.

Итак, выстраивать вы закончили, ничего не намазали, все линии легки и аккуратны, отлично. У некоторых с первого раза так не получится- дело практики. Главное найдите правильно пропорциональные соотношения и выстройте фигуры.

Справа добавлю еще одну картинку- повторим, как находить пропорциональные соотношения предметов в натюрморте, да и вообще- высоты и ширины самого натюрморта в листе. Что значит- находить пропорции по трем точкам. Этих точек построения и воображаемых углов может быть сколько угодно, хоть миллион, главное правильно и грамотно с помощью них выстроить свой натюрморт. Все эти элементы построения условны и при желании могут только слегка намечаться. Это только инструмент, способ, с помощью которого нашему глазомеру удобнее работать и находить различные соотношения в композиции.

Хорошо. Вы все выстроили. Теперь самое время приступать к разделению света и тени в пространстве листа. Сначала проанализируйте где расположены свет и тень просто глядя на натуру. Дальше берем в руки карандаш. Легоньким штрихом, несильно нажимая на бумагу, все, что относится к слову- «тень» или «в тени», отправляем прямой наводкой в тень, то- есть, заштриховываем. Так мы уже на начальном этапе разграничили и обозначили светотень в натюрморте и дальше уже трудно будет запутаться. Начинающему рекомендую пока так и делать, пока вы не научитесь сразу ориентироваться в светотени, ничего не напутав. Определяя сразу, вручную свето- тень, будет трудно потом пойти на поводу у натуры и начать срисовывать темные и светлые «места», «пятна», совсем не понимая их значение в натюрморте. К тому- же, такой способ начала работы позволяет вести и видеть всю работу цельно, не вдаваясь в детали.

Можно ложить штрих строго в одном направлении, как мы обычно это делали, а можно и попробовать сразу моделируя форму, то- есть, по форме.

Смотрите на рисунок. Допустим, если задний план- стена у нас в принципе ровная поверхность, то ее можно несколько интереснее обыграть, поддержав то, как свет лампы ложится на нее и поддержав округлую форму фигур- конуса и шара. Как вы видите, моделируя форму шара, например, я ложу штрих по его форме, по направлению движения тени. И штриховка заднего плана так- же гармонично поддерживает это.

Смотрим дальше: как ложится штрих по форме куба. На нем нет вертикальных штрихов, так как в этом случае они перебивали бы общее направление штриховки. В данном нашем случае штрих на кубе плавно продолжается на шаре и поддерживается штрихом на стене. Штрих на предметной плоскости поддерживает направление штриха на кубе. На конусе тоже нет вертикально направленных штрихов. Все гармонично.

Опять- же, если вам сейчас трудно так работать, то пока можете моделировать форму с помощью того штриха, который у вас получается. Главное- правильно передайте наше условное пространство в листе- тональные взаимоотношения плоскостей в натюрморте, объемы предметов. Но помните, что в любом случае нужно стремиться к аккуратности в работе, к хорошей культуре штриха. Штрих так- же как и передача пространства в листе должен быть грамотным и помогать восприятию рисунка, а не вносить дисгармонию в композицию.

И еще, напомню- не обязательно использовать такой вид штриха, если вам он не нравится. Возможно просто делать небольшие стежки, пусть они накладываются один на один в различном направлении, но штрих обязательно должен моделировать форму и быть аккуратным. Если выбранный вами штрих не позволяет в достаточной мере удачно «вылепливать» форму, то, возможно, от него следует отказаться.

Дальше: давайте проанализируем, как здесь свет распределяется по объемам и как изменяется с удалением от нас. Вблизи это хорошо видно. На кубе будет самый активный свет. За ним идет шар- он тоже имеет освещенную область, но ее я несколько делаю слабее, так как шар находится за кубом и при этом удален от нас дальше. Видите штрихи на самой светлой части шара? Дальше за шаром идет конус. Он также имеет освещенную область, но свет там еще менее активен, чем на шаре, так как находится позади него. И к тому- же, верхушка конуса еще более удаляется, и мы плавно «вштриховываем» ее в пространство. Эти величины возможно трудно по- началу замечать, когда смотрите на натуру, но всегда нужно самому анализировать все, перед тем, как передавать «жизнь» света у себя в плоскости листа, дабы получить в нем условное пространство. Уже который раз повторяю эти слова, но для того, дабы вы уяснили, что не всему, что видит наш глаз, нужно доверять. Не надо срисовывать, нужно думать. Глаз видит свет на всех фигурах, но каковы тональные отношения между фигурами- должны понимать и анализировать вы сами. Помните правило- не вижу, а знаю, и делаю так, как знаю. Это правило со страницы по цветоведению применимо и здесь.

Стена, допустим, в реальности не белая, а имеет серый цвет. Значит тени там, как вы можете видеть на фото- активнее теней на переднем плане, но только лишь потому, что они на плоскости, которая в реальности имеет цвет, или тон темнее, чем на предметной плоскости или на фигурах. И еще потому, что вы смотрите на фотографию. Так вы видите. А мы сейчас сознательно понимаем ее белой, так как нам нужно не срисовать предметы, не показать цвет и тон каждой плоскости, мы самостоятельно осознанно создаем условное пространство в листе. Это сущность рисунка. А если вы хотите заняться тональным рисунком- где передаются не только форма предмета, но и его тон (как тон и цвет в живописи), то такой тоже существует, но принципы там немного другие. О тональном натюрморте говорится здесь.

Также на этом фрагменте рисунка можно увидеть, как будут вести себя тени. Самая активная- падающая тень от куба. Все тени, которые будут удаляться в пространство, будут терять свою активность, НО! все равно будут оставаться тенями. Не забывайте об этом. Теперь давайте посмотрим на всю работу:

Вот такой натюрморт у вас может получиться.
Давайте еще немного проанализируем. Видите, с какой стороны расположено освещение? Не сложно определить по кубу. Его боковая грань освещена наиболее всего. Значит и источник света расположен больше сбоку, чем сверху. Вот потому и предметная плоскость уже изначально будет иметь тональность темнее, чем стена на заднем плане. Единственный участок самый светлый на предметной плоскости- ближе всего к нам, перед кубом. Там даже есть рефлекс от белой освещенной плоскости куба. Но все равно тональность будет сильнее, чем на этой грани куба. И общий тон предметной плоскости будет темнее тона стены. Вот примерно так можно «играть» штрихом и тоном, создавая пространство в листе.

Кстати, рефлексы имеются и на теневой стороне куба, и на шаре- они рефлексируют от предметной плоскости. Видите? Но это только добавляет живости и реалестичности в рисунке, и по прежнему тень остается тенью- рефлекс не должен иметь тональность, равную тональности освещенной поверхности. Когда вы долго смотрите на этот участок на натуре, то вам зачастую может так и показаться, но на самом деле просто нужно дать вашим глазам отдохнуть, а после посмотреть на всю картину целиком, рассеив взгляд и проанализировав все в общем.

Теперь самый близкий к нам участок- излом предметной плоскости, света она получает достаточно для того, что- бы ее не делать самой темной, но возможно, нам нужно было- бы выделить участок под ней (под столом) как самый темный. Но этого делать мы не будем, так как главное действие у нас происходит не под столом. Я считаю, что достаточно того, как активно показан излом предметной плоскости и насколько много отведено в листе места тени, располагающейся под ней. Важное значение этому участку мы передали и здесь этого достаточно. А также заметьте, как ложится штрих в этом месте: также, подчиняясь общему строю, штрих пожжерживает уже созданное настроение композиции горизонтальным направлением линий. И хоть планшет у нас повернут вертикально, фигуры располагаются тоже поддерживая вертикаль, но такой характер штриха нашу вертикальность никак не портит, наоборот, балансирует и придает порядка и статичности. Все сбалансировано, гармонично и прекрасно уживается между собой.

Вот примерно так мы и выстраиваем пространство в листе. Работайте, у вас все получится. Хороший красивый натюрморт с геометрическими фигурами стоит того, что- бы над его созданием немножко потрудиться.

paintmaster.ru

Натюрморт из геометрических фигур | Artisthall

Постановки из гипсовых геометрических предметов являются основными заданиями первой части программы занятий по рисунку. Композиции составляются из нескольких предметов, от 3 и более фигур, разных форм и размеров, сочетания динамичных по структуре фигур, таких как конусы, многогранные призмы, пирамиды, и статичных: как шар, куб, параллелепипед и цилиндр.

Для гармоничности натюрморта можно использовать разные по масштабу фигуры, так постановка получается более интересной. Первые варианты геометрических натюрмортов могут быть выполнены на ровной белой плоскости и со светлым фоном, чтобы дополнительный тон и фактура не отвлекали внимание от фигур. Последующие постановки можно усложнять, добавляя драпировки с простыми структурными складками, вазы и гипсовые рельефы, розетки в сочетании с простыми формами.

Также для наглядного строения и анализа объемов может быть установлен светильник с направленным светом. Контрастный свет усилит разницу между светом и тенью, что позволит точнее нанести тон.

Цель рисования натюрморта из геометрических тел.

Работа над натюрмортами из геометрических тел закладывает навыки построения композиции, пропорционального размещения предметов на листе, техники моделирования штрихом различных форм, построения теней, передачи пространства и удаления фигур, которые впоследствии пригодятся в следующих заданиях программы, живописных натюрмортах и других видах творческих занятий.

В отличии от рисования единичных гипсовых предметов как куб или ваза, в многопредметных постановках большее значение придается взаимодействию предметов, тональных отношениях между фигурами, расположению падающих теней на гранях, кривых поверхностях и телах вращения, световых рефлексов, разработке передних и задних планов.

Также ученик получает возможность познакомиться с правилами построения и рисования объемов разнообразных геометрических тел, рисовать которые по отдельности заняло бы слишком много времени.

Целью рисования натюрморта из геометрических фигур является натуралистичное изображение предметов, сочетающиеся с анализом формы и структуры предмета.

Интуитивное построение конструкции с последующей моделировкой штрихом пригодятся в следующем задании – Пересечение геометрических тел.

Натюрморт выполняется карандашом или мягким графическим материалом, на листе формата А2.

Все работы представленные в статье выполнены учениками на занятиях по рисунку в нашей мастерской по теме: Многопредметные постановки из геометрических объемных тел.

Смотрите также:

artisthall.ru

ПОСТРОЕНИЕ РИСУНКОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ.

Поиск Лекций

Все практические работы оформляются на форматах А4 и А3 со штампами, заполненными чертежным шрифтом (ГОСТ 2.104-2006).

 

Формат А4

Формат А3

 

Практическая работа № 1

1. Упражнение 1. ФормаА4.

Чтобы быстро и правильно выполнить технический рисунок, необходимо получить навыки проведения линий: параллельно расположенных, под разным наклоном, на разном расстоянии, различной толщины без применения чертежных инструментов, а также, не пользуясь приборами: делить отрезки на равные части, строить наиболее применяемые углы (7°, 30°, 41°, 45°,60° ,90°), делить их на равные части, строить окружности, овалы и др.

 

2. Упражнение 2 ФормаА4.

 

 

Упражнение 3. Формат А4. Не отрывая карандаша от бумаги, заполнить поля, ограниченные окружностями, разными видами кривых линий, меняя их толщину.

 

 

 


Упражнение №4

Рисование линий, углов, деление отрезков

ФормаА3.

Цель задания. Закрепление изученного материала на рисование линий, углов,

деление отрезков и углов на равные части и построение рисунков плоских

фигур.

Содержание задания.

1. Рисование линий – горизонтальных, вертикальных и наклонных.

2. Деление отрезков на равные части: 2, 4, 8, 3, 6, 5.

3. Рисование углов: 90◦ и 45◦, 30◦ и 60◦, 7◦ и 41◦.

4. Рисование плоских фигур, таких, как квадрат, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник, окружность и эллипс.

Краткие методические указания. Лист делят тонкими вертикальными линиями приблизительно на три равные части. Затем первый и третий столбец делят на три равные части двумя горизонтальными прямыми, а средний – на четыре части. В крайнем левом столбце рисуют линии (см. п. 1), ниже показывают деление отрезков, и рисунок углов: 41° и 7°. В следующих вертикальных полях располагают рисунки остальных углов и плоских фигур. Все геометрические тела рисуют примерно одинаковых размеров. Размер стороны квадрата должен быть равен приблизительно 40 — 50 мм.

Практическая работа №2

Построение плоских фигур в аксонометрических проекциях.

Упражнение1. Формат А4.

  1. Показать оси прямоугольных аксонометрических проекций, линии штриховки сечений (наносят наносят параллельно одной из диагоналей проекций квадратов, лежащих в соответствующих координатных плоскостях, стороны которых параллельны аксонометрическим осям).

Оси изометрической прямоугольной проекции Оси диметрической прямоугольной проекции

 

Линии штриховки

 

 


Упражнение2. Формат А4.

 

Постройте проекции плоских фигур в изометрической и диметрической прямоугольной проекции. Размеры фигур 40-50 мм.

 

Построение треугольника

Изометрическая проекция диметрическая проекция

Построение квадрата

Изометрическая проекция диметрическая проекция

Построение прямоугольника

 

Изометрическая проекция диметрическая проекция

 

Упражнение3. Формат А4.

Постройте проекции плоских фигур в изометрической и диметрической прямоугольной проекции. Размеры фигур 40-50 мм.

 

Построение шестиугольника

Построение пятиугольника

Изометрическая проекция

Диметрическая проекция

Упражнение4. Формат А4.

Постройте проекции плоских фигур в изометрической и диметрической прямоугольной проекции. Размеры фигур 40-50 мм.

 

Построение окружности

 


Упражнение5. Формат А4.

Постройте проекции плоских фигур в изометрической и диметрической прямоугольной проекции. Размеры фигур 40-50 мм

 

Упражнение 6 ФОРМАТ А3

  1. Цель задания. Закрепление изученного материала на темы

Рисование плоских фигур в аксонометрических проекциях. Рисование плоских фигур в прямоугольной изометрической и диметрической проекциях.

Содержание задания.

1. Рисование геометрических тел: квадрата, шестиугольника и окружности в

прямоугольной изометрической и диметрической проекциях.

Краткие методические указания: Лист делят тонкими вертикальными линиями на три равные части, а горизонтальной линией пополам. В верхних прямоугольниках располагают рисунки тел в прямоугольной изометрической проекции, в нижних — в прямоугольной диметрической.

 

 

 

Практическая работа №3

ПОСТРОЕНИЕ РИСУНКОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ.

Упражнение1. Формат А4.

Постройте геометрические тела в проекциях, как показано на примере. Самостоятельно укажите виды проекций под рисунками (прямоугольной изометрическая или диметрическая проекция).

Грани геометрических тел L, H = 40…60 мм

Построение куба

 

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Рисование плоских фигур и геометрических тел: Агентство веб дизайна

Техническим рисунком называют выполненное от руки аксонометрическое изображение предмета, используемое для технических (производственных) целей.

Техник-строитель должен свободно владеть техническим рисунком, чтобы в случае необходимости изобразить элементы или узлы строительных конструкций. Умение выполнять технический рисунок позволит технику в наглядной форме выражать свои мысли. В основу технического рисунка, как правило, положены аксонометрические проекции в отличие от художественного рисунка, который основан на методе центрального проецирования (перспективе).

Наглядность технического рисунка зависит от правильности выбора вида аксонометрических проекций. Выбор того или иного вида аксонометрии обусловлен формой изображаемого предмета. Так, при рисовании деталей, включающих четырехгранные призмы или пирамиды, более наглядными будут рисунки, выполненные в диметрической проекции (на рис. 310 они показаны справа).

Детали цилиндрической или конической формы нагляднее изображать в прямоугольной изометрической проекции (рис. 311).

Если сразу трудно определить, какой вид аксонометрии даст более наглядное изображение, рекомендуется выполнить наброски основных контуров предмета в различных видах аксонометрии, а затем выбрать наиболее наглядный.

Наглядность техническому рисунку придают также собственные и падающие тени, которые изображают с помощью тушевки, штриховки или шрафировки (пересекающейся штриховки), см. рис. 310, 311, 315, 316, 317.

Чтобы показать внутреннее устройство изображаемого предмета на техническом рисунке, так же как и в аксонометрических чертежах, рекомендуется по направлению аксонометрических осей делать вырез передней четверти.

Начинать обучаться техническому рисованию следует с развития навыков работы от руки: проведения прямых и кривых линий, деления отрезков и углов на равные части, построения углов в 90, 60, 45 и 30°, изображения окружности, эллипсов и выполнения других геометрических построений, встречающихся в техническом рисунке.

Для приобретения соответствующих навыков нужно от руки, без применения чертежных инструментов, в альбоме для рисования или на гладкой чертежной бумаге выполнить ряд упражнений, которые позволят развить глазомер, приобрести необходимую «твердость» руки.

Так, например, необходимо научиться проводить от руки прямые линии. Для этого сначала намечают начальную и конечную точки отрезка прямой. Затем легкими штрихами наносят нужную линию. Убедившись в правильности намеченной прямой, можно обвести ее линией необходимой толщины. Чтобы линия получилась более ровной, нужно смотреть не на кончик карандаша, а несколько вперед. Рекомендуется сначала провести ряд горизонтальных линий, а затем уже вертикальные. После этого можно упражняться в проведении наклонных линий. Для развития глазомера полезно проводить параллельные линии и линии заданной длины, например 8, 10 или 12 см, контролируя периодически точность построений линейкой.

Полезным упражнением будет деление отрезка на равные части. Сначала рекомендуется делить отрезок на 2, 4, 8, 16, а затем на любое заданное число равных частей.

При построении угла в 90° целесообразно стороны угла продолжить за его вершину (рис. 312, а). При правильном построении получившиеся смежные углы должны быть равны.

Углы в 60, 45 и 30° строят по тангенсам, которые будут соответственно равны 5/3, 1, 3/5.

Для построения углов в 60 и 30° на сторонах прямого угла откладывают пять и три равных отрезка. Через полученные точки А и В проводят прямую, которая

будет наклонена к сторонам прямого угла примерно под углом 60 или 30°

1 (рис. 312,6).

Если на сторонах прямого угла отложить равные отрезки и через их концы провести прямую CD, последняя будет наклонена под углом 45° к сторонам прямого угла (рис. 312, в).

Углы в 45, 60 и 30° можно построить также путем деления прямого угла пополам и на три равные части.

Разделить пополам любой угол, в том числе и прямой, можно, используя следующий прием (рис. 313, а). На сторонах угла откладывают равные отрезки OA и 0В. Отрезок АВ делят пополам. Биссектриса угла АОВ пройдет через точку, расположенную на середине отрезка АВ.

Прямые, делящие прямой угол на три равные части (рис. 313,6), будут проходить через точки А и В, построение которых видно из чертежа.

Рисунок окружности (рис. 314) начинают с изображения вертикальной и горизонтальной осей. Через центр С окружности проводят две прямые линии АВ и DE под углом 45° к осям. От центра на осях и этих прямых откладывают отрезки, равные радиусу R окружности. Тонкими штрихами, проведенными через полученные точки, намечают контуры окружности, а затем обводят ее линией необходимой толщины.

Чтобы нарисовать равносторонний треугольник (рис. 315), на прямой линии отмеряют отрезок АВ, равный длине стороны треугольника. Затем делят его пополам. Из точки D восставляют к этой прямой перпендикуляр, на котором откладывают отрезок, равный 5/3 отрезка AD, для чего делят предварительно отрезок AD на три равные части. Полученная точка С будет вершиной треугольника.

На рис. 316 показано, как нарисовать равносторонний шестиугольник, если задана длина его стороны. Проводят взаимно перпендикулярные оси. На одной из них (в данном случае горизонтальной) отмеряют отрезки OF и ОС, равные длине стороны шестиугольника. Точки F и С будут вершинами шестиугольника. Из середины отрезков OF и ОС — точек М и N — проводят вертикальные прямые, на которых откладывают отрезки, равные 5/з отрезка ОМ или ON, для чего предварительно делят один из указанных отрезков на три равные части. Полученные точки А, В, С, D, Е и F будут вершинами шестиугольника.

Выполнение технического рисунка начинают с нанесения аксонометрических осей.

Как указывалось выше, во фронтальной диметрической проекции оси х и z расположены под углом 90°, а ось у — под углом 45° к ним. Ось у построить несложно: для этого нужно разделить угол между осями х и z пополам.

В изометрической проекции угол между осями равен 120°.

Для построения угла в 120° можно рекомендовать следующий прием. Через точку О (рис. 317) проводят две взаимно перпендикулярные прямые. Вертикальную прямую принимают за ось z. Ниже горизонтальной прямой строят полуокружность с центром в точке О и делят ее на шесть равных частей. Через точки О, D и Е проводят оси изометрии х и у.

Оси х и у можно построить так же, как и гипотенузы прямоугольных треугольников, у которых отношение катетов равно 3:5 (см. отрезок OD на рис. 317).

В прямоугольной диметрической проекции ось х наклонена к горизонтали под углом 7° 10′, а ось у — под углом 41°25′. Построение осей показано на рис. 318. Через точку О проводят взаимно перпендикулярные прямые. Вертикальную принимают за ось z. На горизонтальной прямой от точки О в ту и другую стороны откладывают по восемь равных отрезков. Отложив из точки А вниз один отрезок той же длины, получают точку С, через которую пройдет ось х. Отложив из точки В вниз по вертикали семь отрезков той же длины, получают точку D, через которую пройдет ось у.

Рисунки плоских фигур целесообразно выполнять, используя метод координат, т. е. откладывая вдоль аксонометрических осей соответствующие координаты точек, принадлежащих заданной плоской фигуре. При этом следует помнить, что в диметрических проекциях показатель искажения по оси у равен 0,5 и все размеры, откладываемые вдоль этой оси, необходимо уменьшать в два раза.

На рис. 319 и 320 по заданным ортогональным проекциям методом координат нарисованы квадрат и треугольник.

Для изображения окружности в изометрии и диметрии рекомендуется предварительно нарисовать квадрат, описанный вокруг нее (рис. 321), отметить на середине сторон квадрата точки касания 2, 3 и 4, затем провести диагонали квадрата и на них отметить точки 5, 6, 7 и 8, для этого разделить одну из осей в пределах квадрата на шесть частей и через точки Е и F провести прямые, параллельные сторонам квадрата. Через полученные восемь точек можно провести эллипс.

На рис. 322 показано построение окружностей (оснований цилиндров в изометрии).

Окружность, изображенная на рис. 322, а, параллельна горизонтальной плоскости. Малая ось эллипса вертикальна и по длине равна 3/5 большой оси. На рис. 322,б и в изображены окружности, параллельные фронтальной и профильной плоскостям проекций; малые оси эллипсов наклонены к горизонтали под углом 30° и совпадают с аксонометрической осью, а большие перпендикулярны малым. Изображения окружностей в других видах аксонометрических проекций рассмотрены в гл. VIII.

Примеры рисунков некоторых геометрических тел приведены на рис. 310 и 311. Основания геометрических тел, изображенных на этих рисунках, построены указанным выше методом. Боковые ребра призмы и очерковые образующие цилиндра проведены в данном случае вдоль оси z. Для построения вершин пирамиды и конуса параллельно оси z отложены высоты указанных тел.

parasolya.com

Методы построения геометрических тел в пространстве