Готовые программы Pascal ABC. Примеры, задачи.
Готовые программы Pascal ABC. Примеры, задачи.- Главная
- Готовые программы Pascal ABC
- Пересечение 2-х отрезков
- Сформировать массив из чисел, больших среднего
- Упростить программу. Избавиться от Goto
- Определить, принадлежит ли точка заданной области
- Напишите программу, которая находит все различные цифры в символьной строке
- Найти периметры и площади трех прямоугольников с противоположными вершинами
- Напечатать те слова последовательности, которые отличны от первого слова и удовлетворяют заданному свойству
- Определите функцию, которая вычисляет и возвращает длину гипотенузы прямоугольного треугольника
- Вывести пять строк разной длины из разных цифр
- Заполнить числами, начиная с единицы, квадратный массив из NxN элементов «змейкой»
- Кости домино
- Напишите условие, определяющее заштрихованную область
- Вычислить сумму ряда
- Как присвоить к ответу название детали?
- Вывести ответ «Да», если все цифры четные, и ответ «Нет» в остальных случаях.
- Нахождение площади прямоугольника по его вершинам
- Нарисовать трапецию.
- Обнулить элементы матрицы, лежащие одновременно выше главной и побочной диагоналей — Pascal
- Составить программу вычисления функции
- Определить, совпадают ли в числе вторая и последняя цифры
- Нарисовать кота и цветок
- Удалить из массива строку и столбец, на пересечении которых находится минимальный элемент
- Вывести на экран сообщение, превышает ли наибольшее из имеющихся чисел заданную величину Q.
- В возрастающем порядке напечатайте все целые числа
- Напишите программу, которая выводит на экран круговую диаграмму
- Дано целое число. Вывести на экран значение самой младшей его цифры
- Написать программу перевода целого числа a из цифрового формата в прописной
- Вычислить корень квадратный второй цифры трехзначного числа
- Программа вычисления функции при заданных значениях
- Найти минимальное значение среди корней этих уравнений.
- Создать одномерный числовой массив из 6 элементов.
- Найти сумму целых положительных чисел из промежутка от А до B, кратных 4.
- Сдвиг вправо через процедуры в массивах
- Дано натуральное число, определите сколько раз в нём встретится последняя цифра
- Как переделать программу, чтобы внешний цикл был repeat.until, а цикл for вложенным? Паскаль
- Определить по координатам точек, являются ли они вершинами параллелограмма
- Составьте программу, которая бы определяла, сколько кубиков с каждой возможным количеством окрашенных граней.
- Шифр Виженера. Устранить скобку и запятые в результате
- Нельзя преобразовать тип real к integer
- Как записать формулу
- Написать программу формирования ОПЗ и расчета полученного выражения
- Системы счисления
- Запись и вывод данных в/из типизированного файла
- Пожалуйста, проверьте программу. Что то не так с форматным выводом
- Выдает ошибку
- Вычеркните из строки X те символы, которые используются в строке X дважды
- Составьте программу, которая определяет, попадает ли точка с заданными координатами в закрашенную область
- Точка пересечения отрезков
- Округление чисел
- Возрастание или убывание элементов в массиве через процедуры
Линейные алгоритмы паскаль примеры
Линейный алгоритм
Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода.
Структура программы на языке Паскаль
Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, которая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } х := 3; { установка значения х } у := 5; { установка значения у } z := х + у; { вычисление суммы } write(z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Заголовок программы
Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.
Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.
Раздел описания переменных
Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.
Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.
В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.
Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.
Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.
Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.
Тело программы
Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.
Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение
Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).
Вывод результата выполняет команда write.
Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой».
Команды ввода и вывода
Команда Read
В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.
Модифицируем код программы из примера выше.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } read(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры } z := х + у; { вычисление суммы } write(z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.
При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.
Команда Write
В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление суммы двух чисел'); write('Введите два целых числа через пробел'); readln(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры } z := х + у; { вычисление суммы } write('Сумма = ',z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.
У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.
Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.
Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы
Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.
Решение:
program zadanie1; var х,у,k,z,p:integer; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление суммы и произведения трех чисел'); write('Введите три целых числа через пробел'); readln(x,y,k); { ввод значений х,y,k с клавиатуры } z := x + y + k; { вычисление суммы } p := x * y * k; { вычисление произведения } write('Сумма = ',z); {вывод результата сложения на экран } write('Произведение = ',p); {вывод результата произведения на экран } end. { конец программы }
Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a3 и площадь его поверхности S=6a2.
Решение:
program zadanie2; var a,v,s:real; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление объема и площади поверхности куба'); write('Введите длину ребра куба'); readln(a); { ввод значения a с клавиатуры } v := a * a * a; { вычисление объема } s := 6 * a * a; { вычисление площади } write('Объем куба = ',v); {вывод результата объем куба } write('Площадь поверхности = ',s); {вывод результата площадь поверхности } end. { конец программы }
Посмотрите еще примеры линейных алгоритмов.
Хотите подробнее узнать о системе PascalABC и начать писать в ней свои первые программы, тогда статья «Знакомство с PascalABC» для вас.
Следующая тема для изучения Условный оператор
Тест «Линейный алгоритм»
Лимит времени: 0
Информация
Проверь свои знания по теме «Линейный алгоритм»
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 5
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Рубрики
- Линейный алгоритм 0%
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Примеры программ на Паскале » 4ЕГЭ
Небольшие готовые программы на Паскале с демонстрациями — как идет выполнение программы.
• Линейный алгоритм. Площадь и периметр прямоугольника.
• Линейный алгоритм. Перемена местами двух значений.
• Условный оператор. Минимум из двух значений.
• Условный оператор. Двузначное ли число?
• Условный оператор. Четное ли число?
• Оператор выбора. Наименование сезона по номеру месяца.
• Циклы со счетчиком. Случайные числа.
• Вложенные циклы. Таблица умножения.
• Циклы со счетчиком. Сумма чисел.
• Циклы со счетчиком. Факториал числа.
• Циклы со счетчиком. Группировка с помощью begin и end.
• Циклы с условием. Сумма цифр числа.
• Циклы с условием. Строки. Двоичная запись числа.
• Циклы с условием. Перестановка цифр в числе в обратном порядке.
• Циклы с условием. Табуляция функции.
• Циклы с условием. Факториал числа.
• Циклы с условием. Разветвляющийся алгоритм. Алгоритм Евклида.
• Циклы с постусловием. Сумма цифр числа.
• Ввод (случайные числа) и вывод одномерного массива.
• Ввод (c клавиатуры) и вывод одномерного массива.
• Ввод и вывод одномерного массива, сумма элементов массива.
• Обработка одномерных массивов. Кол-во четных элементов массива.
• Ввод и вывод одномерного массива, поиск максимального значения в массиве.
• Ввод и вывод одномерного массива, поиск максимального значения и его индекса в массиве.
• Сортировка массива простыми обменами, сортировка пузырьком.
• Сортировка выбором (упрощенный вариант).
• Сортировка выбором (с условием).
• Обработка двумерных массивов. Количество четных элементов массива.
• Обработка двумерных массивов. Количество значений больше 5
• Обработка двумерных массивов. Поиск максимального значения.
• Обработка двумерных массивов. Перестановка строк.
• Обработка двумерных массивов. Перестановка столбцов.
• Обработка одномерных массивов. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010.
• Обработка одномерных массивов. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011.
• Обработка одномерных массивов. Подготовка к ЕГЭ.
Смотреть примеры отдельно на www.klyaksa.net
Скачать архив со всеми программами с www.klyaksa.net.
ЕГЭ портал рекомендует:
Программа для тех кто изучает Pascal.
Книги для начинающих по Паскалю.
Паскаль основы программирования языка, паскаль для начинающих, операторы и команды Pascal для чайников, примеры программ для школьников
Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.
Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля», «Паскаль для чайников» и другие).
История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.
С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.
Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.
Что такое язык программирования Паскаль
Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.
Особенности системы PascalABC.NET
Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.
Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:
- Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
- Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
- В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
- В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
- В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.
Примеры программ на PascalABC.NET
Сумма вводимых целых чисел
Произведение целых чисел
Сколько нечетных среди n введенных
Защита от неверного ввода
Вывод 10 первых степеней двойки
Найти сумму цифр целого положительного числа m
Разложение числа на простые множители
Паскаль для начинающих – основные понятия
Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.
Рабочая область
Как выглядит рабочее пространство?
Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.
Алфавит Паскаль
Что нужно знать? Алфавит это набор символов, необходимый при составлении программы.
Что к ним относится:
- Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
- Арифметические символы (0, 1, 2…).
- Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
- Неделимые символы (:=, ˃=…).
- Служебные слова:
- and – и,
- array – массив,
- begin – начало,
- do – выполнить,
- else – иначе,
- for – для,
- if – если,
- of – из,
- or – или,
- procedure – процедура,
- program – программа,
- repeat – повторять,
- then – то,
- to – до,
- until – до (= пока),
- var – переменная,
- while – пока.
Cледует учесть: константы, операции не должны носить те же названия, что и служебные слова (длина – любая).
Структура программы
Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?
По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:
- название,
- данные,
- действия.
Обратите внимание: переменные нужно перечислять через запятую, а после через «:» указать их тип. Завершить написанное «,».
Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.
Структуру можно представить так:
Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.
Операторы write, writeln, read, readln
Выясним, как происходит вывод и ввод информации.
Вывод
Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.
В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.
Ввод
Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).
Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).
Целый тип данных
Выделяют 3 основных вида:
- Integer.
- Byte.
- Longint.
С ними также проводят простые действия:
- сложение – «+»,
- вычитание – «-»,
- умножение – «*»,
- деление – «div».
Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно ˃ =).
Вещественные типы данных
К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.
Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10у) 10 заменяется Е и число имеет запись:
х Е у.
С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:
- квадратный корень – sqrt,
- абсолютная величина – abs,
- квадратичная функция – sqr,
- синус – sin,
- косинус – cos,
- арктангенс – arctan,
- натуральный логарифм – ln,
- экспонента – exp.
Обработка данных
Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:
- целая часть числа – int,
- дробная часть числа – frac,
- получение целой части числа – trunc,
- округление до целого – round,
- преобразование порядкового типа – ord,
- преобразование кода в символьный тип – chr,
- определение предыдущего значения величины – pred,
- определение последующего значения величины – succ.
Математические операции
Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.
Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?
Простые включают в себя подтипы:
- целые – integer,
- логические – boolean,
- символьные – char,
- перечисляемые,
- интервальные,
- вещественные.
Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.
Структурированные делят на:
- массивы – array,
- записи – record,
- множества – set,
- файл – file.
Для каждого типа характерны свои наборы операций.
Условия
Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.
Схема представлена на рисунке ниже.
Логические операции
Операции основаны на истине факта или его лжи.
Выделяют 3 вида таких функций:
- Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
- Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
- Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).
Функции управления программой
Какие еще существуют процедуры:
- Inc – увеличение числа,
- Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы,
- Uses crt – запуск clscr,
- Length – возвращение длины строки,
- Val – преобразование строки в число,
- Pos – отыскать в строке первое преобразование,
- Assign – связывание переменной с файлом,
- Upcase перевод строчных букв в заглавные.
Заключение
Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.
Готовые программы Free Pascal. Примеры, задачи.
Готовые программы Free Pascal. Примеры, задачи.- Главная
- Готовые программы Free Pascal
- Дан массив A(N). Получить массив B(N), i-й элемент которого равен среднему арифметическому первых i элементов
- Ошибка exitcode 201
- Вывести календарь на экран
- Напечатать первые вхождения букв в текст, сохраняя их взаимный порядок
- Определить, на какой день улитка доползёт до вершины шеста?
- Заполнить массив на 200 элементов случайными числами от 20 до 80
- Найти среди чисел a, b, c наименьшее и заменить им число, большее из них
- Найти все автоморфные числа через процедуру
- Мерцание при обновлении экрана в модуле crt
- Обработка массива
- Не могу найти ошибку в программе
- Ввести x с клавиатуры и определить, сколько чисел в промежутке от 1 до 100 делятся без остатка на x, x-1 или x
- Описать функцию
- Найти количество различных членов одномерного массива
- Обработка аппаратных прерываний
- Даны четыре точки. Определить, являются ли они вершинами параллелограмма
- Работа с элементами массивов. Удаление элемента массива
- Деление элементов массива друг на друга
- Одномерный массив. Посчитать средний возраст студентов группы
- Определить, сколько существует различных маршрутов, ведущих из левого верхнего в правый нижний угол
- Продублировать символ
- Подсчитать количество вхождений заданного слова в строку
- Написать программу, разделяющую буквы прочерками
- Определить номера станков, требующих одинакового времени наладки
- Сформировать одномерные массивы А1 и B1 из элементов главных диагоналей матриц А и B
- Доработка программы. Заменить подстроку в строке на инверсную
- Определить, в какой из 3 матриц среднее арифметическое положительных элементов больше
- Текстовый редактор
- Wrong Number of parametrs
- Напечатать номер последней буквы к и количество этих букв в тексте
- Проверить будут ли все цифры числа различны.
- Получить новую последовательность X, выбросив из исходной все числа, большие заданного числа R
- Не могу понять в чем ошибка
- СЛАУ по Гауссу, чтение массива из файла
- Как сравнить первую букву группы с последней, если первая буква заглавная.
- Программа работает некорректно. Числа в порядке A>=B>=C
- Использование процедур и функций
- Построение множества из целых чисел, кратных 7, но не кратных 5 и 9 из диапазона от 1 до 200
- Впишите пропущенную строку для вычисления суммы элементов массива
- Определить количество бактерий на заданный момент времени
- Движение точки по окружности.
- Программа работает некорректно
- Убрать интервал в ответе (программу PascalABC перенести в FreePascal)
- Процедура: нахождение целой положительной степени числа 10
- Некорректное чтение из типизированного файла
- Написать функцию InvertDigits(k:longInt):LongInt меняющую порядок следования цифр целого положительного числа
- Вывести количество, чисел равных заданным
- Найти наибольший и наименьший элементы в заштрихованной части матрицы
- Составить программу возведения натурального числа в квадрат
- Интерполяционный многочлен Лагранжа в точке
Структура программы на языке Паскаль
На занятии рассматривается понятие «структура программы на языке Паскаль», происходит знакомство с основными компиляторами для работы: turboPascal и pascal abc
В сети Интернет Вы найдете большое количество информации, посвященной языку Pascal. Цель нашего портала заключается в последовательном логичном изложении кратких теоретических сведений по теме с обязательным закреплением материала в виде практических заданий на основе решенных примеров. Представленные на сайте labs-org.ru задания и уроки по Паскалю выстроены последовательно по мере увеличения сложности, а готовые решенные примеры позволят с легкостью пройти материал даже новичку. Сайт можно использовать в качестве вспомогательного наглядного пособия для учителей и преподавателей.
Структура программы на языке Паскаль
Паскаль — язык структурного программирования. Это означает, что для написания программы, необходимо предварительно составить алгоритм ее решения для компьютера. Синтаксисом предусмотрена определенная структура программы на языке Паскаль:
- [ Заголовок программы ]
- [ Раздел описаний ]
1 2 3 4 | раздел меток ( label ) раздел констант ( const ) раздел типов ( type ) раздел переменных ( var ) |
раздел меток ( label ) раздел констант ( const ) раздел типов ( type ) раздел переменных ( var )
- [ Раздел процедур и функций ]
(раздел может быть пропущен, если в программе не предусмотрено использование процедур или функций)
- [ Раздел операторов ]
1 2 3 | begin операторы; end. |
begin операторы; end.
Заголовок со служебным словом program
в программе можно опускать.
Структура программы на языке Паскаль
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы.
В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var
(сокращ. от англ. variable — переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале, которые будут описаны дальше.
Раздел меток, типов и описание констант происходит, естественно, только при их наличии в программе.
Раздел операторов — основная часть программы, которая всегда начинается со служебного слова begin
в Паскале (begin — в переводе с англ. начало). Соответственно заканчивается этот раздел служебным словом end
(с англ. конец).
Рассмотрим примеры из раздела описаний:
Раздел меток ( label ):
Раздел констант ( const ):
1 | const a1 = 55; a2 = 3.14; … |
const a1 = 55; a2 = 3.14; …
Раздел типов ( type ):
1 2 | type t1 = вид_типа; t2 = вид_типа; |
type t1 = вид_типа; t2 = вид_типа;
Раздел переменных ( var ):
1 2 | var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; … |
var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; …
Таким образом, порядок составления программ на Pascal должен соответствовать указанной структуре программы.
Рекомендуемые компиляторы Паскаля
Известно, что программы не могут быть сразу обработаны процессором. Сначала они переводятся на машинный язык при помощи специальных программ-трансляторов. Для языка Pascal (и ряда других) такая программа называется компилятором (другой вид трансляторов — интерпретаторы), которых существует достаточно много. Но все они действуют примерно по одному принципу: необходимо сначала написать целую программу от начала до конца, затем, если имеются ошибки — исправить их, и только потом запустить работу компилятора, и программа выдаст результат.
Первые компиляторы были разработаны в 1992 г. фирмой Borland International: выпущены два пакета программирования — Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.
Наиболее популярным транслятором до недавнего времени, используемым во всех школах и вузах, являлся компилятор Turbo Pascal или по-русски Турбо Паскаль, который имел англоязычный интерфейс и стандартное окно которого выглядело примерно так:
На современных компьютерах некоторые модули Turbo Pascal 7.0 (например, модуль CRT) работают некорректно. Служебное слово uses
подключает к программе тот или иной модуль. Uses crt в Паскале — модуль, позволяющий выводить цветные символы на цветном экране при использовании текстового режима.
Для очистки окна в компиляторе Турбо Паскаль используется функция ClrScr
. Интегрированная среда Турбо Паскаль постепенно вымещается более современными компиляторами.
Сегодня всё большую популярность набирает русскоязычный компилятор PascalABC и его новая версия PascalABC net, скачать которую можно на официальном сайте. Среда разработки Паскаль abc или, как часто ее называют, Паскаль абс (и даже так: авс и абц), выгодно отличается замечательным справочным материалом, синтаксической подсветкой и, как уже было сказано, русским языком. Кроме того, это целая платформа (framework), позволяющая работать в визуальном редакторе с элементами управления.
Модуль crt в pascal abc не подключается, и в целом работа с модулями значительно упрощена по сравнению с Turbo pascal.
Таким образом, среда программирования Pascal abc выгодно отличается от всех своих предшественников.
PascalABC.NET
- The new generation Pascal programming language that combines simplicity of classic Pascal, a great number of modern extensions and broad capabilities of Microsoft .NET Framework.
- Free, simple and powerful IDE.
- Built-in form designer for rapid development of Windows desktop applications.
- Free LGPLv3 license.
Important links:
Learn Programming with PascalABC.NET! |
Key features of PascalABC.NET
- Several extensions of the Pascal language, including the foreach operator, in-block variable definitions, auto type deduction in variable definitions, simplified syntax of units, method implementations inside classes and records, a new operator for object construction, anonymous classes, auto-classes, BigIntegers etc.
- The most modern features of programming languages: n-dimensional dynamic arrays, generics, interfaces, operator overloading, exceptions, garbage collection, lambda expressions.
- Efficient code generation for .NET platform.
- High compatibility with Delphi Object Pascal.
- High speed of program execution.
- Access to a huge number of .NET libraries.
- IDE with integrated debugger, IntelliSense system, code templates and code auto-formatting.
- Built-in form designer for rapid development of Windows desktop applications.
- Simple and efficient bitmap and vector graphics library.
- Some OpenMP directives for parallel programming.
- Robot and Drawman units for school informatics.
- Built-in Programming Taskbook — the electronic problem book on programming that contains 1100 learning tasks and covers almost all sections of a basic programming curriculum.
- Subsystem for automatic correctness checking of results computed by pupil’s programs.
- Command-line PascalABC.NET compiler that is available on Windows (under .NET) and Linux (under Mono).
PascalABC.NET is a joint development of Russian and German programmers. In Russia, the development center is located at the Institute of Mathematics, Mechanics and Computer Science, Southern Federal University.
PascalABC.NET is used in a great number of secondary schools and universities of Russia and neighboring countries. In Southern Federal University, it is used as the main language for teaching students of Information technology in the course «Fundamentals of programming» and for teaching children in one of the largest computer schools in Russia.
Simple, powerful, free — this is PascalABC.NET!
Паскаль — Прогопедия — Энциклопедия языков программирования
Pascal (названный в честь Блеза Паскаля) — это чисто процедурный язык программирования, часто используемый для обучения структурному программированию.
Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1970 году как учебный язык. Он был основан на АЛГОЛ. Первоначально программы на Паскале компилировались в байт-код.
В 1983 году первым стандартом языка был принят ISO 7185: 1983 (часто называемый Standard Pascal).Он был направлен не на добавление новых функций в язык, а, скорее, на формализацию существующих. В 1990 году последовал второй стандарт ISO / IEC 10206 (Extended Pascal), добавивший концепцию модулей.
Pascal был одним из первых языков с строгой типизацией и средствами структурного программирования, а также интуитивно понятным синтаксисом с минимальным количеством двусмысленных элементов. Однако изначально в нем было много ошибок: отсутствие массивов переменной длины, отсутствие средств для динамического распределения памяти, ограниченные возможности ввода-вывода, отсутствие средств для использования функций, написанных на других языках и т. Д.
Диалект Object Pascal был разработан в 1985 году для добавления в язык возможностей объектно-ориентированного программирования. В настоящее время существует несколько реализаций Паскаля, и этот язык пользуется популярностью.
Примеры:
Факториал:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0.4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 4.0, Турбо Паскаль 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904В этом примере используется определение рекурсивного факториала.
Обратите внимание, что этот пример работает во всех заданных реализациях Паскаля, но дает несколько разные результаты. В gpc все работает отлично. Turbo Pascal и Free Pascal имеют арифметическое переполнение для факториала чисел больше 12, но Free Pascal сообщает об ошибке:
13! = Ошибка выполнения 215 при $ 004013C7
$ 004013C7
$ 00401449
$ 004063E0
, в то время как Turbo Pascal не обнаруживает ошибку и просто печатает неправильные значения:
13! = 1932053504
14! = 1278945280
15! = 2004310016
16! = 2004189184
Этот пример не работает в Turbo Pascal 3.0 и ранее из-за отсутствия в этих версиях типа данных longint
.
В GNU Pascal эта программа работает без проблем.
программный факториал;
функция fact (n: целое число): longint;
начать
если (n = 0), то
факт: = 1
еще
факт: = n * факт (n - 1);
конец;
вар
n: целое число;
начать
для n: = от 0 до 16 сделать
Writeln (п, '! =', факт (п));
конец.
Привет, мир !:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0,4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904 программа helloworld;
начать
Writeln ('Привет, мир!');
конец.
Числа Фибоначчи:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0.4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Турбо Паскаль 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904В этом примере используется рекурсивное определение чисел Фибоначчи.
программа Фибоначчи;
функция fib (n: целое число): целое число;
начать
если (n <= 2), то
fib: = 1
еще
фиб: = фиб (п-1) + фиб (п-2);
конец;
вар
я: целое число;
начать
для i: = от 1 до 16 сделать
напишите (fib (i), ',');
Writeln ('... ');
конец.
Факториал:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0.4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Турбо Паскаль 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904 Этот пример точно такой же, как и основной рекурсивный пример для реализаций Паскаля, за исключением того, что он использует тип данных real
для хранения значений факториала. Команда Writeln (f: -1: 0)
выводит число с плавающей запятой f
с 0 цифрами после десятичной точки и выравнивает его по левому краю.
программный факториал;
функция fact (n: целое число): вещественное;
начать
если (n = 0), то
факт: = 1
еще
факт: = n * факт (n - 1);
конец;
вар
n: целое число;
начать
для n: = от 0 до 16 сделать
Writeln (n, '! =', fact (n): - 1: 0);
конец.
Квадратное уравнение:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0,4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Турбо Паскаль 6.0, gpc 20070904 Pascal имеет встроенный комплексный тип данных complex
, но его использование в данном случае неудобно, поскольку Writeln
не может напрямую выводить комплексные числа, и придется использовать функции Re
и Im
.В этом примере вычисления производятся в реальных числах. Библиотечная функция halt
(добавлена в Extended Pascal) выполняет выход из текущего блока (в более поздних версиях он заменяется на exit
).
программа Quadratic;
вар
A, B, C, D: целое число;
начать
написать ('A =');
readln (А);
если (A = 0), то
начать
Writeln («Не квадратное уравнение»);
остановка;
конец;
написать ('B =');
readln (B);
написать ('C =');
readln (C);
D: = В * В-4 * А * С;
если (D = 0), то
начать
Writeln ('х =', -B / 2.0 / А);
остановка;
конец;
если (D> 0), то
начать
Writeln ('x1 =', (- B + Sqrt (D)) / 2.0 / A);
Writeln ('x2 =', (- B-Sqrt (D)) / 2.0 / A);
конец
еще
начать
Writeln ('x1 = (', -B / 2.0 / A, ',', Sqrt (-D) /2.0/A, ')');
Writeln ('x2 = (', -B / 2.0 / A, ',', - Sqrt (-D) /2.0/A, ')');
конец;
конец.
Camel Ящик:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.2.0, Турбо Паскаль 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, gpc 20070904Этот пример аналогичен предыдущему, но для проверки букв используются наборы символов. Это делает код более читабельным.
Обратите внимание, что в серии Turbo Pascal эта программа работает только с Turbo Pascal 4.0 и выше из-за того, что более ранние версии не имели типа данных char
.
программа Camelcase;
вар
текст, копия: строка [100];
c: char;
я: целое число;
lastSpace: логический;
верхний, нижний: набор знаков;
начать
верхний: = ['A' .. 'Z'];
нижний: = ['a' .. 'z'];
readln (текст);
lastSpace: = true;
cc: = '';
for i: = 1 to Length (text) do
начать
c: = текст [я];
если (c внизу) или (c вверху), то
начать
if (lastSpace) then {преобразовать в верхний регистр}
начать
если (с ниже), то
c: = chr (ord (c) - 32);
конец
else {преобразовать в нижний регистр}
если (c в верхнем), то
c: = chr (ord (c) + 32);
cc: = cc + c;
lastSpace: = false;
конец
еще
lastSpace: = true;
конец;
Writeln (CC);
конец.
Camel Ящик:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, gpc 20070904 В этом примере строка char обрабатывается символом char и работает с кодами ASCII, чтобы определить, являются ли они буквами верхнего или нижнего регистра. ord
возвращает ASCII-код символа, а chr
преобразует данный ASCII-код в символ. Емкость строки опущена и по умолчанию установлена на 255.
Обратите внимание, что в серии Turbo Pascal эта программа работает только с Turbo Pascal 4.0 и выше из-за того, что более ранние версии не имели типа данных char
.
программа Camelcase;
вар
текст, копия: строка;
c: char;
я: целое число;
lastSpace: логический;
начать
readln (текст);
lastSpace: = true;
cc: = '';
for i: = 1 to Length (text) do
начать
c: = текст [я];
if ((c> = # 65) and (c <= # 90)) или ((c> = # 97) and (c <= # 122)), то
начать
если (lastSpace) то
начать
если ((c> = # 97) и (c <= # 122)), то
c: = chr (ord (c) - 32);
конец
еще
если ((c> = # 65) и (c <= # 90)), то
c: = chr (ord (c) + 32);
cc: = cc + c;
lastSpace: = false;
конец
еще
lastSpace: = true;
конец;
Writeln (CC);
конец.
.Free Pascal - реализация языка программирования Pascal - Progopedia
Free Pascal (он же FPC Pascal или FPK Pascal) - это 32- и 64-битный компилятор Pascal, написанный на языке Pascal.
Free Pascal совместим с Borland Pascal 7 и большинством версий Borland Delphi, но имеет ряд дополнительных функций (перегрузка операторов, перегрузка функций, глобальные свойства и т. Д.).
Пакеты и библиотека времени выполнения подпадают под измененную публичную лицензию GNU для библиотек, позволяющую использовать статические библиотеки при создании приложений.Сам исходный код компилятора распространяется под Стандартной общественной лицензией GNU.
Примеры:
Факториал:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0.4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904В этом примере используется определение рекурсивного факториала.
Обратите внимание, что этот пример работает во всех заданных реализациях Паскаля, но дает несколько разные результаты. В gpc все работает отлично. Turbo Pascal и Free Pascal имеют арифметическое переполнение для факториала чисел больше 12, но Free Pascal сообщает об ошибке:
13! = Ошибка выполнения 215 при $ 004013C7
$ 004013C7
$ 00401449
$ 004063E0
, в то время как Turbo Pascal не обнаруживает ошибку и просто печатает неправильные значения:
13! = 1932053504
14! = 1278945280
15! = 2004310016
16! = 2004189184
Этот пример не работает в Turbo Pascal 3.0 и ранее из-за отсутствия в этих версиях типа данных longint
.
В GNU Pascal эта программа работает без проблем.
программный факториал;
функция fact (n: целое число): longint;
начать
если (n = 0), то
факт: = 1
еще
факт: = n * факт (n - 1);
конец;
вар
n: целое число;
начать
для n: = от 0 до 16 сделать
Writeln (п, '! =', факт (п));
конец.
Привет, мир !:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0,4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904 программа helloworld;
начать
Writeln ('Привет, мир!');
конец.
Числа Фибоначчи:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0.4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Турбо Паскаль 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904В этом примере используется рекурсивное определение чисел Фибоначчи.
программа Фибоначчи;
функция fib (n: целое число): целое число;
начать
если (n <= 2), то
fib: = 1
еще
фиб: = фиб (п-1) + фиб (п-2);
конец;
вар
я: целое число;
начать
для i: = от 1 до 16 сделать
напишите (fib (i), ',');
Writeln ('... ');
конец.
Факториал:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0.4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Турбо Паскаль 5.5, Турбо Паскаль 6.0, Турбо Паскаль 7.0, gpc 20070904 Этот пример точно такой же, как и основной рекурсивный пример для реализаций Паскаля, за исключением того, что он использует тип данных real
для хранения значений факториала. Команда Writeln (f: -1: 0)
выводит число с плавающей запятой f
с 0 цифрами после десятичной точки и выравнивает его по левому краю.
программный факториал;
функция fact (n: целое число): вещественное;
начать
если (n = 0), то
факт: = 1
еще
факт: = n * факт (n - 1);
конец;
вар
n: целое число;
начать
для n: = от 0 до 16 сделать
Writeln (n, '! =', fact (n): - 1: 0);
конец.
Квадратное уравнение:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.0,4, Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 1.0, Турбо Паскаль 2.0, Turbo Pascal 3.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Турбо Паскаль 6.0, gpc 20070904 Pascal имеет встроенный комплексный тип данных complex
, но его использование в данном случае неудобно, поскольку Writeln
не может напрямую выводить комплексные числа, и пришлось бы использовать функции Re
и Im
.В этом примере вычисления производятся в реальных числах. Библиотечная функция halt
(добавлена в Extended Pascal) выходит из текущего блока (в более поздних версиях заменяется exit
).
программа Квадратичная;
вар
A, B, C, D: целое число;
начать
написать ('A =');
readln (А);
если (A = 0), то
начать
Writeln («Не квадратное уравнение»);
остановка;
конец;
написать ('B =');
readln (B);
написать ('C =');
readln (C);
D: = В * В-4 * А * С;
если (D = 0), то
начать
Writeln ('х =', -B / 2.0 / А);
остановка;
конец;
если (D> 0), то
начать
Writeln ('x1 =', (- B + Sqrt (D)) / 2.0 / A);
Writeln ('x2 =', (- B-Sqrt (D)) / 2.0 / A);
конец
еще
начать
Writeln ('x1 = (', -B / 2.0 / A, ',', Sqrt (-D) /2.0/A, ')');
Writeln ('x2 = (', -B / 2.0 / A, ',', - Sqrt (-D) /2.0/A, ')');
конец;
конец.
Camel Ящик:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.2.0, Турбо Паскаль 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, gpc 20070904Этот пример аналогичен предыдущему, но для проверки букв используются наборы символов. Это делает код более читабельным.
Обратите внимание, что в серии Turbo Pascal эта программа работает только с Turbo Pascal 4.0 и выше из-за того, что более ранние версии не имели типа данных char
.
программа Camelcase;
вар
текст, копия: строка [100];
c: char;
я: целое число;
lastSpace: логический;
верхний, нижний: набор знаков;
начать
верхний: = ['A' .. 'Z'];
нижний: = ['a' .. 'z'];
readln (текст);
lastSpace: = true;
cc: = '';
for i: = 1 to Length (text) do
начать
c: = текст [я];
если (c внизу) или (c вверху), то
начать
if (lastSpace) then {преобразовать в верхний регистр}
начать
если (с ниже), то
c: = chr (ord (c) - 32);
конец
else {преобразовать в нижний регистр}
если (c в верхнем), то
c: = chr (ord (c) + 32);
cc: = cc + c;
lastSpace: = false;
конец
еще
lastSpace: = true;
конец;
Writeln (CC);
конец.
Camel Ящик:
Пример для версий Бесплатный Паскаль 2.2.0, Turbo Pascal 4.0, Turbo Pascal 5.0, Turbo Pascal 5.5, Турбо Паскаль 6.0, gpc 20070904 В этом примере строка char обрабатывается символом char и работает с кодами ASCII, чтобы определить, являются ли они буквами верхнего или нижнего регистра. ord
возвращает ASCII-код символа, а chr
преобразует данный ASCII-код в символ. Емкость строки опущена и по умолчанию установлена на 255.
Обратите внимание, что в серии Turbo Pascal эта программа работает только с Turbo Pascal 4.0 и выше из-за того, что более ранние версии не имели типа данных char
.
программа Camelcase;
вар
текст, копия: строка;
c: char;
я: целое число;
lastSpace: логический;
начать
readln (текст);
lastSpace: = true;
cc: = '';
for i: = 1 to Length (text) do
начать
c: = текст [я];
if ((c> = # 65) and (c <= # 90)) или ((c> = # 97) and (c <= # 122)), то
начать
если (lastSpace) то
начать
если ((c> = # 97) и (c <= # 122)), то
c: = chr (ord (c) - 32);
конец
еще
если ((c> = # 65) и (c <= # 90)), то
c: = chr (ord (c) + 32);
cc: = cc + c;
lastSpace: = false;
конец
еще
lastSpace: = true;
конец;
Writeln (CC);
конец.
.