Примеры уравнений решения показательных уравнений: Как решать показательные уравнения. Методы и способы решения

Содержание

Элементарная алгебра

Элементарная алгебра
  

С.Т. Завало. Элементарная алгебра. Изд-во «Просвещение», М., 1964 г.

В основу этой книги положен курс лекций по элементарной алгебре, читавшийся мною на протяжении ряда лет в Черкасском государственном педагогическом институте.

Первая глава книги — вступительная. В ней сжато изложены сведения о некоторых математических понятиях, с которыми читателю придется встретиться в последующих главах. В главах II—X изложен учебный материал по элементарной алгебре, предусмотренный программой специального курса элементарной математики для студентов-математиков педагогических институтов.

Книга рассчитана на студентов-математиков педагогических институтов. Она может быть также пособием для учителей математики средней школы.




Оглавление

Глава I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
§ 2. Понятия кольца и поля
§ 3. Упорядоченные поля
§ 4. Понятие функции и аналитического выражения
§ 5. Элементарные функции и их классификация
§ 6. Метод математической индукции
Глава II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УРАВНЕНИЯХ
§ 1. Понятие уравнения. Решения уравнения
§ 2. Классификация уравнений, изучаемых в элементарной математике
§ 3. Равносильность уравнений
§ 4. Преобразование уравнений при их решении
Глава III. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ И ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ
§ 1. Алгебраические уравнения n-й степени с одним неизвестным
§ 2. Корни квадратного трехчлена
§ 3. Исследование квадратного трехчлена над полем действительных чисел
§ 4. Двучленные уравнения
§ 5. Трехчленные уравнения, приводящиеся к квадратным
§ 6. Симметрические уравнения
§ 7. Алгебраическое уравнение n-й степени с рациональными коэффициентами
§ 8. Частные приемы решения уравнений высших степеней
§ 9. Дробно-рациональные уравнения
Глава IV. ТЕОРИЯ СОЕДИНЕНИЙ
§ 2. Перестановки
§ 3. Сочетания
§ 4. Размещения
§ 5. Перестановки с повторениями
§ 6. Сочетания с повторениями
§ 7. Размещения с повторениями
Глава V. БИНОМ НЬЮТОНА И ПОЛИНОМИАЛЬНАЯ ТЕОРЕМА
§ 1. Бином Ньютона
§ 2. Биномиальные коэффициенты и их основные свойства
§ 3. Треугольник Паскаля
§ 4. Полиномиальная теорема
§ 5. Вычисление сумм степеней первых n чисел натурального ряда
Глава VI. МНОГОЧЛЕНЫ ОТ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ
§ 1. Многочлен от нескольких переменных и его каноническая форма
§ 2. Однородный многочлен от n переменных и число его членов
§ 3. Число членов в каноническом представлении многочлена от n переменных
§ 4. Тождественность двух многочленов
§ 5. Тождественные преобразования многочленов. Тождество Лагранжа
§ 6. Применение метода неопределенных коэффициентов при выполнении алгебраических действий над многочленами
Глава VII. СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ С НЕСКОЛЬКИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
§ 1. Понятие системы уравнений
§ 2. Равносильность систем уравнений
§ 3. Уравнения и системы уравнений, являющиеся следствием данной системы уравнений
§ 4. Основные элементарные методы решения систем уравнений
§ 5. Решение нелинейных систем алгебраических уравнений элементарными методами
1. Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными, из которых одно—второй степени, а другое — первой.
2. Решение системы двух уравнений второй степени с двумя неизвестными, которые не имеют членов первой степени.
3. Решение системы двух уравнений второй степени с двумя неизвестными в общем виде.
4. Решение системы двух однородных уравнений с двумя неизвестными.
5. Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными, одно из которых однородное, а второе не однородное.
7. Решение нелинейной системы алгебраических уравнений, в состав которой входят линейные уравнения.
8. Решение нелинейной системы алгебраических уравнений, левая часть одного из которых представляется в виде произведения.
§ 6. Графическое решение нелинейных систем алгебраических уравнений с двумя неизвестными
Глава VIII. НЕРАВЕНСТВА
§ 1. Основные свойства неравенств
§ 2. Тождественные неравенства
§ 3. Применение неравенств для определения наибольших и наименьших значений
§ 4. Решение неравенств
§ 5. Решение алгебраических неравенств с одним неизвестным первой и второй степени
§ 6. Решение систем алгебраических неравенств первой степени с двумя неизвестными
§ 7. Применение неравенств для задания числовых и точечных множеств
Глава IX. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ НАД ПОЛЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
§ 1. Корни с натуральными показателями в поле действительных чисел
§ 2. Тождественные преобразования иррациональных выражений в поле действительных чисел
§ 3. Решение иррациональных уравнений и систем, в состав которых входят иррациональные уравнения, в поле действительных чисел
Глава X. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ В ПОЛЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
§ 1. Теоретические основы решения показательных и логарифмических уравнений
§ 2. Решение показательных уравнений с одним неизвестным
§ 3. Решение логарифмических уравнений с одним неизвестным
§ 4. Решение трансцендентных уравнений, приводящихся к показательным и логарифмическим уравнениям
§ 5. Решение некоторых трансцендентных систем уравнений
§ 6. Графические способы решения трансцендентных уравнений и систем
ЛИТЕРАТУРА

Решение показательных уравнений различными методами. | Методическая разработка по алгебре (11 класс):

Решение показательных уравнений различными методами.

1. Метод вынесения общего множителя за скобки.

Пример 1.  Решить уравнение  + 4 ·  + 2 ·  = 19 ·  – 4 · .

Решение. Преобразуем данное уравнение, перенеся члены с одинаковыми основаниями в одну и ту же часть уравнения и вынося  за скобки степень с наименьшим показателем, к виду:

 + 4 ·  + 4 · = 19 ·  – 2 ·   (9 + 4 · 3 + 4) = 19 – 2 · 5)      

                                          25 =   9.

Запишем последнее равенство в виде пропорции и получим:

 =   = .

Это уравнение равносильно уравнению х – 2 = 2, откуда х = 4.   Ответ: 4.

Пример 2. Решить уравнение   –   =   – .

Решение. Сгруппируем члены, содержащие степени с одинаковыми основаниями с разных сторон равенства:                      +   =  + .

Выносим общие множители за скобки:

(1 + ) = (1 + 3)

  = ∙ 4.

Разделим это уравнение на выражение, стоящее в правой части, получим  = 1.

Таким образом, находим  = 0; следовательно,  – единственный корень исходного уравнения.             Ответ: .

2. Метод использования монотонности показательной функции.

Пример 1. Решить уравнение   +  +  = 9.

Решение. Можно заметить, что х = 1 – корень данного уравнения. Покажем, что других корней уравнение не имеет.

     Рассмотрим функцию f(x) =  +  + . Она монотонно возрастает на всем множестве действительных чисел и f (1) = 9. Поэтому, х = 1 – единственный корень данного уравнения.

Ответ: 1.

Пример 2. Решить уравнение  +  = 34.

Решение. Заметим, что корнем уравнения является число х = 2 (32 + 52 = 34). Докажем, что других корней уравнение не имеет. Каждая из функций   и   является возрастающей, следовательно, их сумма – тоже возрастающая функция. При х = 2 левая часть равна 34, при х 2 – больше 34. Итак, уравнение имеет единственный корень.

Ответ: 2.

Пример 3.   Решить уравнение   +  =

Решение. Убеждаемся, что х = 1 – корень уравнения. Можно доказать, что других корней уравнение не имеет.  

Если х > 1, то вследствие убывания функции у =  имеем

 +  +  = 2,

а вследствие возрастания функции у =  имеем   Поэтому, при х > 1 левая часть уравнения строго меньше 2, а правая строго больше 2.  Следовательно, при х > 1 уравнение корней не имеет. Аналогично, при х

Ответ: 1.

Пример 4. Решить уравнение.  = .

Решение. Подбором находим х = 1. Других корней это уравнение не имеет, поскольку функция f(х)= монотонно убывает, а функция  h(x)= монотонно возрастает (h/(x)=(·3×2).

Ответ: 1.

Пример 5.  Решить уравнение.  –  = 32.

Решение.  

Так как > 0, то разделим обе части уравнения на , тогда получим    – 1 = ;              – 1 = .  Теперь видно, что левая часть монотонно возрастает, а правая монотонно убывает, поэтому решение уравнения х = 2 – единственное.

Ответ: 2.  

Пример 6. Решить уравнение    –  = 15.

Решение. Запишем уравнение в виде = 15.

Рассмотрим функцию f(x) =  и ее поведение на различных интервалах,

где она меняет свое поведение.

1) При х  2, т.е. х + 2 ; f(x) .  Решений нет.

2) При  2  х , |х| 2. Тогда  х2 – 4  0,  1.   (1)

При этом     х + 2 ,                   (2)

Рассмотрим поведение функции у =  при  х  

 Заметим, что при  х  функция у(х) строго убывает, при  х   функция у(х) строго возрастает.        

Перемножив (1) и (2), получим f(x) , что означает отсутствие корней при  2  х .

3) При х  0 функции  и   будут монотонно возрастающими и  непрерывными, поэтому их произведение – функция f(x) также будет непрерывной и возрастающей. Следовательно, уравнение f(x) = 15 может иметь только один корень, который можно найти подбором: х = 2.

Ответ: 2.

3. Метод логарифмирования для решения показательных уравнений.

     В основе этого метода лежит следующее утверждение: если выражения f(x)  и  h(x) положительны на множестве D, то уравнение f(x)  =  h(x) равносильно уравнению = на множестве D, где >0 и  1.

Пример1.    Решите уравнение     = .

Решение. Область допустимых значений уравнения х. Так как обе части уравнения положительные, то, прологарифмировав уравнение, например, по основанию 2, получим равносильное ему уравнение:

3х – 2 = (3 – х) · .

Решая это уравнение с помощью равносильных переходов, имеем:

3х – 2 = 3  3х + 3 +2  х(3 +  = 3 + 2  х = .         Ответ: .

Пример 2. 

 Решить уравнение    ·  = 500.

Решение. Прологарифмируем это уравнение по основанию 5 или 2. (Можно логарифмировать по любому основанию, но не совсем удачный выбор основания может привести к громоздким преобразованиям).

Тогда имеем следующее уравнение х + 3 ·   = 3 + 2

х2 + х( – 3) –  3 = 0,

   Дискриминант D = ( – 3)2 + 12 = ( + 3)2, следовательно, корни уравнения будут     х1,2 =           отсюда   х1 = 3, х2 = –

Ответ: –

     Это же уравнение можно решить другим способом, представив правую часть равенства в виде: 500 = . Тогда получим    · 

 = ;    = ;  (     

Ответ: –  

Пример 3.Решить уравнение  (х-1 = .

Решение. Обе части данного уравнения положительны. Прологарифмируем обе части этого уравнения по основанию 5:

(х – 1) +   =  – , т.е. уравнение

х( – 1) –  + 1 –   +  =  х – 1 –  ,

равносильное исходному уравнению. Отсюда получаем

х =  , т.е.  х = .     Ответ: . 

4.Решение показательно-степенных уравнений.

Пример 1.  

 Решить уравнение  = 9.

Решение. Область допустимых значений уравнения: .

Поскольку обе части уравнений положительны, то прологарифмируем по основанию 3:

) =  2,  ( +  = ,  = 1 и  = 2, следовательно,

(1 +  = 2,  +  – 2 = 0,

Сделаем замену  = у, тогда у2 + у – 2 = 0, корнями которого являются числа

 у1 = – 2 и у2 = 1. Возвращаемся к нашей замене и получаем:

 = – 2 или  = 1.

Тогда х1 =  и х2 = 3.  Ответ: ; 3.

Пример 2.    Решить уравнение  | = 1.

Решение. Понятно, что х  3,следовательно, |х – 3|  0. Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10, тогда (3х2 – 10х + 3) = 0, откуда

3х2 – 10х + 3 = 0 или  = 0. Корнями квадратного уравнения 3х2 – 10х + 3 = 0 будут

х1 =  и х2 = 3 (не удовлетворяет условию х  3) . Из уравнения  = 0 находим |х – 3| =1  х – 3 = – 1 или х – 3 = 1.

Поэтому х3 = 2, х4 = 4.

Ответ: ; 2; 4.

Пример 3. Решить уравнение, в ответе указать наибольший  корень 

Решение. Поскольку область определения данного уравнения: х > 14, то

Наибольший корень уравнения равен 24.       Ответ: 24.

Пример 4. Решить уравнение (2 = 1.

Решение. Запишем уравнение в виде (2.

Тогда           .          

  Ответ: + , .

5. Нестандартные методы решений показательных уравнений.

Пример 1.   Решите уравнение  3  + (3х – 10) + 3 – х = 0.

Решение. Данное уравнение кроме показательных функций содержит линейные функции у = 3х – 10 и у = 3 – х. Можно заметить, что относительно р =  оно является квадратным:

3р2 + (3х – 10) р + 3 – х = 0

и поэтому

р =  =  =

=  =  =

= ,

откуда р = , р = 3 – х.

     Таким образом, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений:

 =  ,  = 3 – х.

     Корень первого уравнения х = . Второе уравнение имеет корень х = 1, а других корней не имеет, т. к. его левая часть – всюду возрастающая функция, а правая – всюду убывающая.

Ответ: 1; .

Пример 2. 

 Решить уравнение     + х = 2.

Решение. Применив основное логарифмическое тождество, получим уравнение                                               х2 – 2х – 1 + х = 2,                                                                                          (*)

корни которого                                      х1 =  и х2 = .

Теперь достаточно проверить, какое из полученных чисел удовлетворяет неравенству:

                                                                 х2 – 2х – 1  0.                                  (**)

Это можно сделать проще (не подставляя в неравенство полученные числа). Перепишем уравнение (*) в виде             х2 – 2х – 1 = 2 – х,

тогда видим, что выражение    х2 – 2х – 1 положительно тогда и только тогда, когда х  2. Таким образом, вместо проверки неравенства (**) можно проверить условие х  2. Теперь видно, что только х =  является корнем данного уравнения.   Ответ: .

Пример 3.  Решить уравнение     = .

Решение. В данном уравнении удобно применить следующий прием: разделив числители и знаменатели в обеих частях уравнения на   0,получим равносильное исходному уравнение:

 =.

Далее сделаем замену  = у, у0 и получаем  =.  (*)

Можно заметить, что у  1, у  . Таким образом, получаем равносильное (*) уравнение

(5 + 5у) (2 – 3у) = 4 – 4у;   10 – 5у – 15у2 – 4 + 4у = 0;  

15у2 + у – 6 = 0; D = 1 + 360 = 361;

у1=   у2= ;   у1 =  , у2 0.

Вернемся к нашей замене, получим уравнение  = , откуда х = 1.

Ответ: 1.

Пример 4. Решить уравнение    + =  + 1.

Решение. Перепишем данное уравнение в виде:

 +  =  + 1.

Сделаем замену  = ; = b, b тогда  + -1 – 2 – 1 = 0;

2b + b – 3 –  = 0;   2(b – ) + (b – ) = 0;   (b – )(2 + 1) = 0, откуда b =  поскольку уравнение 2 + 1 = 0 корней не имеет.

Таким образом, =  и   х2 + 1 = 2х. Очевидно, что х = 1.

Ответ: 1.

Пример 5.  Решить уравнение   6 ·  + 8 · = 48.

Решение. Разделим обе части уравнения на 24, получим уравнение

+  = 2.

Применяя неравенство ||| + |b| (его легко доказать возведением обеих частей в квадрат), получим |х – 2| + |х – 4|  |х – 2 – (х – 4)| = 2 и

|х – 1| + |х – 3|  |х – 1 – (х – 3)| = 2, поэтому  1 и  1.

Тогда, исходное уравнение равносильно системе уравнений:

    .      Ответ:

Пример 5.   Решить уравнение   х2 – 2х + 2 = 2 ·  –  

Решение. Представим уравнение в виде ( – 1)2 + (х – 1)2 = 0. Это уравнение равносильно системе:   откуда  х = 1.

Ответ: 1.

Пример 6.     Решить уравнение     +  +  = 6,5 + 3,25 + 1,625 + …(выражение в правой части – бесконечная геометрическая прогрессия).  

Решение. В правой части – сумма членов бесконечной убывающей геометрической прогрессии S, где b1 = 6,5; q =  = 0,5  S =  =  = 13.

Теперь перепишем уравнение в виде  +  +  = 13   · =13,  = 16,

откуда х = 4.     Ответ: 4.      

Пример 7. Решить уравнение   3 ·  + 37 ·  = 26 · .

Решение. Для того, чтобы решить данное уравнение разделим обе его части на . Получаем

                        3 ·  + 37 · – 26 = 0.                                    (*)

   Пусть  t = , t  тогда уравнение (*)  принимает вид  

3t2 + 37t – 26 = 0,

корнями которого являются числа   .

 Итак, исходное уравнение равносильно уравнению:

 =  ,

  из которого находим единственный корень  исходного уравнения:    =    =    х = .   Ответ: .

6. Решение показательных уравнений с параметром.

Пример 1.   Найти решение уравнения 3  + 27 =   · при всех  значениях  Решение. Запишем уравнение в виде    3  –   · =  – 27  

 (3 – ) · = – 27     = , где   0.

Прологарифмировав обе части уравнения по основанию 4, получим:

 = )  х – 2 = ), х = 2 + ), где   0.

Решим полученное неравенство методом интервалов и получим .

Ответ: 2 + ), где при  уравнение решений не имеет.

Пример 2.  Решить уравнение     · =    при всех действительных значениях

Решение. Уравнение имеет смысл при  Тогда запишем уравнение в виде:

 · =    =     =    х = ,

где  –  3, учитывая область допустимых значений

Ответ:  при ; нет корней при ;

Пример 3.  Решить уравнение  = 1.

Решение. Если  – 1 = 1, т.е.  = 2, тогда х..

Если , то х2 – х + 1 = 0 и х1,2 = .

Ответ: х, при  = 2; , при при (;  уравнение решений не имеет.

Пример 4. При каких значениях параметра р уравнение

 = 2 имеет единственное решение?

Решение. Поскольку:

,

сделав замену , тогда получим уравнение вида:

 = 2    +  = (  )2 = 0  

 =  . Прологарифмировав обе части уравнения, получим: х = х          (*)

     При любом значении параметра р есть решение х = 0, поэтому для единственности решения уравнения необходимо и достаточно, чтобы второе уравнение совокупности не имело решений.

Область допустимых значений (*):

Если  то

Если , то

     Данное уравнение имеет единственное решение(х = 0 – решение исходного уравнения при любом значении р), если уравнение  не имеет решений, что происходит тогда, когда 9р2 -24 Ответ:

Пример 5.  При каждом значении параметра  решить уравнение

 + 1 = .

Решение. Запишем уравнение в виде:   = . Тогда если  уравнение  обращается в тождество, верное при любом значении переменной, т.е. х.. При

разделим обе части  уравнения на . Получим  =. Обозначим р =   Учитывая, что 0 получим, что , или 1Таким образом, 1 , следовательно 3  Теперь сделаем обратную замену при плученных значениях , тогда . Решения уравнения :

х =

Ответ:  при  ; (-  при  при других значениях  уравнение решений не имеет.

Решение экспоненциальных уравнений — Алгебра II

Все ресурсы по Алгебре II

10 Диагностических тестов 630 практических тестов Вопрос дня Карточки Learn by Concept

← Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Следующая →

Алгебра II Помощь » Математические отношения и основные графики » Экспоненты » Решение экспоненциальных уравнений и построение графиков » Решение экспоненциальных уравнений

Решите уравнение для .

Возможные ответы:

Правильный ответ:

Объяснение:

Начните с признания того, что обе части уравнения имеют корневой член .

Используя правило степени, мы можем установить степени равными друг другу.

Сообщить об ошибке

Решите уравнение для .

Возможные ответы:

Правильный ответ:

 

Объяснение:

Начните с признания того, что обе части уравнения имеют один и тот же корневой член, .

Мы можем использовать правило степени для объединения показателей степени.

Установить степени равными друг другу.

Сообщить об ошибке

В 2009 г., популяция рыб в пруду составляла 1034 особи. В 2013 году их было 1711.

Напишите экспоненциальную функцию роста вида , которую можно использовать для моделирования популяции рыб через количество лет, прошедших с 2009 года.

Объяснение:

Найдите значения a и b :

В 2009 г.  и  (ноль лет с 2009 г.). Подставьте это в экспоненциальную форму уравнения:

. Решите, чтобы получить .

В 2013 г.  и . Следовательно,

  или   . Найдите  , чтобы получить

.

Тогда функция экспоненциального роста равна  

.

Сообщить об ошибке

Решить для .

Возможные ответы:

Правильный ответ:

Объяснение:

8 и 4 являются степенью числа 2.

Отчет о ошибке

Решение для:

Возможные ответы:

916

. Правильный ответ. Объяснение:

Поскольку обе части уравнения имеют одно и то же основание, приравняйте члены.

Прибавьте 9 к обеим сторонам: 

Затем вычтите 2x с обеих сторон: 

Наконец, разделите обе стороны на 3:

Отчет о ошибке

Решение для:

Возможные ответы:

Нет решения

Правильно.

Объяснение:

125 и 25 обе степени числа 5.

Следовательно, уравнение можно переписать как

.

Использование свойства распределения,

.

Так как обе стороны теперь имеют одинаковое основание, установите два показателя степени равными друг другу и решите:

Прибавьте 30 к обеим частям:

Прибавьте  к обеим сторонам:

Разделите обе части на 20: 

Отчет Ошибка

Решить .

Возможные ответы:

Нет решения

Правильный ответ:

4

5

5

5 Объяснение:

И 27, и 9 являются степенями числа 3, поэтому уравнение можно переписать как

.

Использование Распределительного свойства, 

.

Теперь, когда обе части имеют одинаковое основание, приравняйте два показателя степени и решите.

Добавить 12 к обеим сторонам:

Вычитается с обеих сторон:

Отчет о ошибке

Возможные ответы:

Правильный ответ:

0016 Объяснение:

Первый шаг в этой задаче — разделить обе части на три: . Затем поймите, что 8 можно переписать и с основанием 2 (). Следовательно, ваш ответ – 3.

Сообщить об ошибке

Решить для .

Возможные ответы:

Правильный ответ:

Объяснение:

Преобразуем в основание.

Нам известно следующее:

Упрощение.

Решить.

 

Сообщить об ошибке

Решить для .

Возможные ответы:

Правильный ответ:

Объяснение:

Преобразуем в основание.

Мы знаем следующее:

Упростим.

Решить.

.

Сообщить об ошибке

← Предыдущий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Далее →

Уведомление об авторских правах

Все ресурсы по Алгебре II

10 Диагностические тесты 630 практических тестов Вопрос дня Карточки Learn by Concept

Объяснение урока: Решение экспоненциальных уравнений с использованием свойств показателей

В этом пояснении мы научимся решать показательные уравнения, используя свойства показателей.

Давайте начнем с нескольких примеров экспоненциальных уравнений. В одном 10=100, в другом 3=9––, а третья – 36=6||. Обратите внимание, что переменная 𝑥 входит в показатель степени в левой части первого уравнения, переменная 𝑎 входит в показатель степени в обеих частях второго уравнения, а переменная 𝑦 входит в показатель степени в правая часть третьего уравнения. Эти три примера показательных уравнений приводят нас к следующему определению.

Определение: Экспоненциальное уравнение

Экспоненциальное уравнение — это уравнение, в котором переменная используется в одном или нескольких показателях степени.

Чтобы определить набор решений показательного уравнения, часто бывает полезно переписать его так, чтобы каждая сторона состоит из того же основания , возведенного в степень . Для этого нам часто приходится вспоминать некоторые правила показателей ниже.

Свойства: Правила экспонентов

Производство 

Обратите внимание, что каждое правило в левом столбце включает операции с двумя показателями степени.

  • Правило произведения гласит, что при умножении экспоненциальных выражений с одним и тем же основанием мы сохранить основание и найти сумму показателей. Мы будем использовать правило произведения , чтобы найти, что 2×2=2=2.
  • Точно так же правило частных утверждает, что при делении экспоненциальных выражений с одинаковыми базу, сохраняем базу и находим разность показателей. Мы будем использовать частное правило найти, что 55=5=5.
  • Правило мощности гласит, что при возведении степени основания в другую степень мы сохраняем основание и найти произведение показателей. Мы воспользуемся степенным правилом , чтобы найти, что 7=7=7×.

Правила в правом столбце позволяют нам упростить или переписать выражение, включающее основание, возведенное в определенный вид власти.

  • Правило нулевой степени утверждает, что любое основание, возведенное в степень 0, равно 1. Мы бы использовали правило нулевой степени , чтобы найти, что 3=1.
  • Правило отрицательной степени гласит, что любое основание, возведенное в отрицательную степень, равно 1 больше основание возводится в аддитивную обратную экспоненте. Мы использовали бы правило отрицательного порядка , чтобы найти, что 6 = 16.
  • Наконец, правило дробной экспоненты утверждает, что любое основание, возведенное в дробную степень с числитель 1 равен корню из основания. Степень корня является знаменателем показателя степени.
    Мы воспользуемся правилом дробной экспоненты , чтобы найти, что 2=√2.

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров того, как эти правила используются при решении показательных уравнений.

Пример 1. Поиск решения системы экспоненциальных уравнений

Учитывая, что 2=32, найдите значение 𝑥.

Ответ

Чтобы найти значение 𝑥, мы должны начать с переписывания уравнения так, чтобы обе части состоят из одного и того же основания, возведенного в степень. Левая часть уравнения уже представляет собой основание, возведенное в степень — основание 2 возводится в степень 𝑥. Таким образом, мы должны определить, является ли правая часть уравнения также можно записать в виде основания 2, возведенного в степень. Если сможет, то у нас не будет переписать левую часть уравнения. Нам нужно будет только переписать правую часть.

Рассмотрим первые пять положительных целых степеней числа 2: 2=22=2×2=42=2×2×2=82=2×2×2×2=162=2×2×2×2×2=32

Мы видим, что 32 можно переписать как основание 2, возведенное в степень 5. Это означает, что мы можем оставить левую часть уравнения 2=32 без изменений и переписать уравнение как 2=2.

Теперь мы можем найти значение 𝑥, поскольку показатели в обеих частях уравнения должно быть одинаковым. Значение 𝑥 равно 5,9.0005

Проверка

Мы можем проверить наш ответ, подставив 5 в исходное уравнение для 𝑥. Это дает 2=32, что можно переписать как 32=32, поэтому наш ответ должен быть правильным.

Обратите внимание, что мы также можем найти значение 𝑥, взяв корень пятой степени из обеих частей оригинала уравнение, хотя этот метод не так прост и требует использования двух из правила показателей. Во-первых, мы получаем √2=√32, что можно переписать как √2=√2,√2=2.или

Правило дробной экспоненты позволяет нам переписать √2 как (2), поэтому уравнение принимает вид (2)=2, а правило мощности позволяет нам переписать (2) как 2, поэтому уравнение становится 2=2.

Переписав 2 как 2, мы получим 2=2. Приравнивание показателей дает нам 𝑥5=1, а умножение обеих частей 𝑥5=1 на 5 дает нам 𝑥=5, тот же ответ, который мы получили раньше.

В следующем примере мы будем вычислять экспоненциальное выражение после решения пары экспоненциальных уравнения.

Пример 2. Вычисление показательных выражений после решения показательных уравнений

Учитывая, что 8=4=64, найдите значение 𝑦+𝑧.

Ответ

Чтобы найти значение 𝑦+𝑧, мы должны начать с перезаписи 8=4=64 как два отдельных уравнения: 8=648=4.и

Давайте сначала рассмотрим уравнение 8=64. Мы можем начать решать ее, переписав ее так что обе стороны состоят из одного и того же основания, возведенного в степень. Левая сторона уже является основанием, возведенным в степень — основание 8 возводится в степень 𝑦. Таким образом, мы должны определить, может ли правая часть также быть записана как основание 8 возведено в степень. Если сможет, то нам нужно будет переписать только эту сторону, а не левую.

Поскольку 8=8×8=64, мы можем оставить левую часть уравнения 8=64 без изменений. и перепишем уравнение как 8=8.

Приравнивая степени, мы можем заключить, что 𝑦=2.

Теперь рассмотрим уравнение 8=4. Опять же, мы должны переписать его так, чтобы обе части состояли из то же основание, возведенное в степень. Поскольку 2=2×2=4 и 2=2×2×2=8, мы можем переписать уравнение как 2=2, с каждой стороны, имеющей основание 2. степенное правило Экспоненты позволяет нам переписать 2 как 2 и 2 как 2, поэтому уравнение принимает вид 2=2. 

Поскольку показатели степени в обеих частях уравнения должны быть одинаковыми, мы знаем, что 3𝑦=2𝑧.

Напомним, что мы получили 𝑦=2 как решение уравнения 8=64. Потому что мы уже зная значение 𝑦, мы можем подставить его в уравнение 3𝑦=2𝑧, чтобы получить 3(2)=2𝑧 или 6=2𝑧. Разделив обе части 6=2𝑧 на 2 дает нам 𝑧=3.

Обратите внимание, что мы также можем найти значение 𝑧, переписав 8=4=64 в виде уравнений 8=644=64.и

Чтобы решить 4=64, мы можем оставить левую часть уравнения без изменений и использовать тот факт, что 4=4×4×4=64, чтобы переписать уравнение как 4=4.

Приравнивая степени, мы можем заключить, что 𝑧=3. Это то же значение 𝑧, что мы пришли ранее.

Поскольку теперь мы знаем значения как 𝑦, так и 𝑧, мы можем подставить их в выражение 𝑦+𝑧 и упростить: 2+3=5. Значение 𝑦+𝑧 равно 5,9.0005

Теперь давайте рассмотрим задачу с биномиальными показателями .

Пример 3. Поиск набора решений экспоненциального уравнения с биномиальными показателями

Найдите значение 𝑥, для которого 81=13.

Ответ

Нас попросили найти значение 𝑥, для которого 81=13. В левой части этого уравнения основание 81 возводится в степень 𝑥+5. Поскольку 𝑥+5 имеет два члена, это биномиальный показатель.

Справа основание 13 возводится в степень 𝑥. Поскольку и 81, и 13 являются степенями числа 3, проще всего было бы переписать уравнение так, что 3 является основанием с обеих сторон.

При этом получаем 3=3.

Затем мы можем использовать правило степени показателей степени, чтобы переписать уравнение как 3=3() и распределите в экспоненте с левой стороны, чтобы получить 3=3.

Приравняв показатели друг к другу, мы получим уравнение 4𝑥+20=−𝑥 и позволяет нам решить для 𝑥. Мы должны вычесть 20 с обеих сторон, чтобы получить 4𝑥=−𝑥−20 а затем добавьте 𝑥 к обеим сторонам, чтобы получить 5𝑥=−20.

Наконец, разделив обе части на 5, мы можем найти значение 𝑥, для которого 81=13. Значение 𝑥 равно −4.

Следующая задача похожа на ту, которую мы только что рассмотрели, но уравнение, которое мы будем решать включает два биномиальных показателя вместо одного.

Пример 4. Поиск набора решений экспоненциального уравнения с биномиальными показателями

Найдите значение 𝑥, для которого 8=2. Дайте ответ с точностью до десятых.

Ответ

Мы можем найти значение 𝑥, для которого 8=2 сначала переписав уравнение так, чтобы каждая сторона состояла из одного и того же основания, возведенного в степень. В этом случае мощность с каждой стороны будет представлена ​​биномиальным показателем.

Так как 2=2×2×2=8, мы можем переписать уравнение как 2=2.

Теперь обе части уравнения имеют основание 2, поэтому нет необходимости переписывать правую часть.

Далее мы можем использовать правило мощности степени переписать 2 как 2(), что дает нам уравнение 2=2,() и мы можем затем распределить 3 в экспоненте с левой стороны, чтобы получить 2=2. 

Приравнивание двух биномиальных показателей дает нам уравнение 3𝑥+6=𝑥+4, что позволяет нам решить для 𝑥. Во-первых, вычитание 𝑥 с обеих сторон дает нам уравнение 2𝑥+6=4.

Тогда, вычитая по 6 с обеих сторон, получаем 2𝑥=−2.

Наконец, разделив обе части на 2, мы можем найти значение 𝑥, для которого 8=2. Значение 𝑥 равно –1.

Проверить

Теперь давайте проверим наш ответ. Подстановка –1 в уравнение для 𝑥 дает нам 8 = 2––, и после упрощения биномиального показателя с каждой стороны, получаем 8=2. Поскольку 8=8 и 2=2×2×2=8, мы можем переписать уравнение как 8=8. Таким образом, наше значение 𝑥 должно быть правильным.

Иногда в экспоненциальных уравнениях используются символы абсолютного значения. В следующем примере мы рассмотрим такое уравнение.

Пример 5. Решение экспоненциальных уравнений с абсолютным значением с использованием законов экспонент

Найдите набор решений 2=8|–|–.

Ответ

Начнем с того, что перепишем уравнение 2=8|–|– так что одно и то же основание возводится в степень с каждой стороны. Мы можем использовать тот факт, что 2=2×2×2=8 переписать уравнение как 2=2.||

Теперь, когда с каждой стороны имеется основание 2, мы можем использовать правило степени степени для замены 2 с 2(), давая нам уравнение 2=2,||() и после распределения 3 в экспоненте с правой стороны, мы получаем 2=2.||

Поскольку показатели степени должны быть равны друг другу, мы знаем, что уравнение |8𝑥–12|=12𝑥–12 должно быть верным.

Уравнение |8𝑥–12|=12𝑥–12 является уравнением с абсолютной величиной, поэтому мы должны рассмотреть два разные случаи: когда 8𝑥–12 положительно и когда отрицательно. Когда он положительный, мы получаем уравнение 8𝑥–12=12𝑥–12, а когда оно отрицательное, мы получаем уравнение –(8𝑥–12)=12𝑥–12. Каждое из этих уравнений можно решить относительно 𝑥 как показано ниже: 8𝑥−12=12𝑥−128𝑥−12+12=12𝑥−12+128𝑥=12𝑥8𝑥−8𝑥=12𝑥−8𝑥0=4𝑥04=4𝑥40=𝑥−(8𝑥−12)=12−2𝑥1−1−2−2=𝑥1−12−8

Решение уравнений показывает, что 𝑥 может быть равно 0 или 65. Однако мы должны заменить каждое значение в уравнение |8𝑥–12|=12𝑥–12 и упростить следующим образом, чтобы быть уверенным: |8(0)−12|=12(0)−12|0−12|=0−12|−12|=−1212=−12|||865−12|||=1265 −12|||935−12|||=1425−12|||−225|||=225225=225

Поскольку 12=–12 ложно, а 225=225 верно, мы знаем, что только 65, а не 0, входит в систему решений уравнения 2=8|–|–. Следовательно, набор решений равен 65.

Наконец, давайте рассмотрим еще один пример показательного уравнения с биномиальными показателями.

Пример 6. Поиск набора решений экспоненциального уравнения с биномиальными показателями

Определите набор решений 𝑥=6.

Ответ

Обратите внимание, что показатель степени в обеих частях уравнения 𝑥=6 𝑥–64. Поскольку показатель степени с одной стороны такой же, как с другой, мы знаем, что один элемент набора решений уравнения должен быть равен 6. Это связано с тем, что значение 6 для 𝑥 приведет к тому, что одно и то же основание будет возведено в одну и ту же степень с каждой стороны. Подставляя 6 в уравнение для 𝑥 дает нам 6=6, и частичное упрощение дает 6=6,6=6.или

Предположим, однако, что вместо 𝑥 мы заменили –6. После частичного упрощения мы получим (−6)=6.

Поскольку –28 – четное число, и –6, и 6, возведенные в эту степень, дадут один и тот же результат. Этот означает, что другой элемент набора решений должен быть равен –6.

Мы также должны помнить, что правило нулевой степени гласит, что любое основание, возведенное в степень 0, равно равным 1. Таким образом, любые значения 𝑥, приводящие к показателю степени 𝑥–64 равный 0, также будет в наборе решений уравнения 𝑥=6–. В этом случае значение основания в левой части уравнения не имеет значения. Мы можем решить уравнение 𝑥–64=0 следующим образом, чтобы найти эти дополнительные элементы набора решений: 𝑥−64=0𝑥−64+64=0+64𝑥=64𝑥=±√64𝑥=±8.

Таким образом, два дополнительных элемента набора решений равны 8 и –8, так что теперь мы знаем полное множество решений 𝑥=6. Набор решений {6,–6,8,–8}.

Проверка

Мы можем проверить, что 8 и –8 действительно являются значениями 𝑥, которые составляют уравнение 𝑥=6 верно, если подставить их в уравнение и упростить. Замена 8 на 𝑥 дает 8=6, который можно упростить до 8=6,8=6.или

Замена -8 на 𝑥 дает (−8)=6,()() который можно упростить до (−8)=6,(−8)=6.или Используя правило нулевой степени , как 8=6, так и (−8)=6 можно упростить до 1=1, что верно. Таким образом, и 8, и –8 на самом деле элементы набора решений.

Теперь давайте закончим, повторив некоторые ключевые моменты.

Ключевые моменты

  • Показательное уравнение — это уравнение, в котором переменная используется в одном или нескольких показателях степени.
  • Чтобы определить набор решений показательного уравнения, часто бывает полезно переписать его так: что каждая сторона состоит из одного и того же основания, возведенного в степень.
  • Переписать экспоненциальное уравнение так, чтобы каждая сторона состояла из одного и того же основания, возведенного в степени, иногда необходимо использовать одно или несколько правил экспоненты.
  • Экспоненциальное правило, которое обычно используется при решении показательных уравнений, это силовое правило , или (𝑎)=𝑎. В нем говорится, что когда возводя степень основания в другую степень, мы сохраняем основание и находим произведение показателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *