Урок по математике «Повторение и закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».1 класс
Урок математики
с использованием интерактивных технологий в 1 классе
Составила: Мельникова Ирина Валерьевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
учитель-методист
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»
35 лет я работаю в школе и на протяжении этих лет стремлюсь посеять в душе детей ростки красоты, любви, доброты и человечности. Девизом своей педагогической деятельности считаю слова А. Эйнштейна «Умеет учить тот, кто учит интересно». Поэтому пытаюсь творчески, по-новому решать актуальные задачи современного просвещения, которые направлены на гуманизацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса в школе, что является для меня мощным импульсом для развития творчества, поиска новых форм и методов преподавания, отказа от шаблонных, однотипных, строго регламентированных уроков.
Сегодня уже невозможно учить традиционно: в центре учебно-воспитательного процесса должен быть ученик. От его творческой активности на уроке, умения доказательно мыслить, обосновывать свои мысли, умения общаться с учителем, учениками класса зависит успех в сознательном овладении школьной программой. А это требует организации обучения в соответствии со способностями и талантом ребенка. Необходима переориентация на то, чтобы создать возможности каждому стать самим собой. Этого можно достичь, используя инновационные технологии – технологии интерактивного обучения, преобразовывая традиционный урок в интерактивный. Хотелось бы поделиться с коллегами своими наработками в этом направлении.
Тема: Повторение и закрепление изученного по теме
«Сложение и вычитание в пределах 10»
Цель:
— Повторять и закреплять изученный материал;
формировать вычислительные навыки в пределах 10.
— Выявить у учащихся уровень знаний состава чисел в пределах 10.
— Развивать умение решать и составлять простые задачи.
— Активизировать познавательную деятельность детей с помощью логических
заданий.
— Развивать математическую речь, логическое мышление, память,
воображение, внимание учащихся.
— Влиять на традиционный процесс обучения, повышать его эффективность
путем использования интерактивных технологий.
— Воспитывать чувства дружбы, товарищества, взаимовыручки.
— Посредством занимательного материала, игры воспитывать интерес к
знаниям, к науке математике.
I Организационный момент
Учитель:
— Ребята, сегодня у нас много гостей. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
На уроке активно участвуйте.
Мы посмотрим друг на друга,
Здесь – мой друг, моя подруга!
— Повернитесь, пожмите друг другу руки и улыбнитесь своим товарищам.
А чтобы урок был интересным и содержательным, какими будут мои ученики
на уроке?
Дети:
Будем мы внимательными
И во всем старательными!
Учитель:
— Молодцы, ребята! Мне приятно учить того, кто хочет учиться.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
II Сообщение темы и задач урока
Учитель:
— К нам в гости сегодня пришла царица Математика. И урок будет необычный. Вы любите путешествовать? Вам хотелось бы отправиться в трудное, но интересное путешествие? Какое? По стране Математики! Вы не боитесь? Не переживайте, мы будем не одни. Вместе с нами в путь отправятся лягушата Плюс, Минус и Угадайка.
Раньше они веселились в детском лягушатнике, но пришло время идти в лягушиную школу. А народ они шустрый, не все легко им дается. Хорошо, если рядом с ними будут такие старательные ученики, как вы.
Прежде чем оправиться в путь, познакомимся с нашими героями лягушатами. У каждого есть свое имя.
Я – Плюс
И этим я горжусь!
И для сложения гожусь.
Я добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
* * *
Я – Минус, тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль я выполняю.
— Путешествуя по стране Математики, мы будем совершенствовать навыки счета, учиться решать примеры и задачи.
III Контроль и коррекция знаний
Учитель:
— А как же мы попадем в страну Математики? Предлагаю на паровозе! Срочно покупаем билеты. Так как страна наша необычная, билеты у нас математические.
1 Игра «Микрофон»
Повторение состава числа 9 и 10
(Дети передают друг другу микрофон, называя числа, которые могут быть в составе чисел 9 и 10).
Учитель:
— А как же путешествовать без карты? Чтобы получить карту, нужно выполнить задания царицы Математики.
2 Порядковый счет
А) Посчитайте от 0 до 10 через 1 (вместо 1- хлопок).
Б) Посчитайте от 1 до 10 через 1 (вместо 1- квакнуть).
В) Числовой ряд.
Проверим вас на внимательность. На математическом веере покажите пропущенные цифры.
3 Игра «Поймай мяч»
— Назвать предыдущее число 1, 5, 10
— Назвать последующее число 0, 6, 9
— Назвать соседей числа 5, 9, 1
— Молодцы! Вот и наша карта. В путь!
IV Каллиграфическая минутка
Учитель:
— Вот мы и приехали в эту сказочную страну. Дальше пойдем пешком. Но чтобы путешествие было интересным, нам понадобятся помощницы – это наши цифры. (Выбегают дети с цифрами в руках).
* * *
Цифра вроде буквы О –
Это нуль, иль ничего.
* * *
Вот одни, иль единица
Очень тонкая, как спица.
* * *
А вот это цифра два,
Полюбуйся какова.
* * *
А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
* * *
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
* * *
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
* * *
Цифра шесть – дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек.
* * *
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
* * *
У восьмерки два кольца
Без начала и конца
* * *
Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка.
* * *
Круглый нуль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
Учитель:— Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку!
Конкурс «Цифры-красавицы»
— Прописать цифры в прямом и обратном порядке. Обменяться тетрадями, выбрать самую красивую цифру и нарисовать над ней корону.
V Актуализация и закрепление математических знаний
1 Сравнение чисел
Учитель:
— И вот мы с вами вышли на дорогу Сравнения, и неожиданно пошел снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Вместо снежинок поставь знаки >, <, =. Испытайте себя. Может быть, тогда снег растает.
2 * 2 3*9 6*8
1 * 1 7*4 6*5
— Снежинки растаяли, а тропинка вывела нас к замку Сложения и Вычитания, где нас встречает лягушонок Плюс.
— Как называются числа при сложении?
Что будет если одно из слагаемых нуль?
2 Работа в парах
а) Составление и решение примеров по числовому отрезку
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ = + + =
— Составьте и решите пример, затем продиктуйте его своему товарищу. Решите и сравните ответы.
б) Взаимосвязь сложения и вычитания
— Лягушонок Минус тоже приготовил вам задание. Из своего примера на сложение составить два примера на вычитание (самостоятельная работа).
3 Работа в группах
Решение задачи в стихотворной форме.
Учитель:
— Ребята, в стране Математики начался шторм. Большие волны океана Задач нахлынули на замок. Попытайтесь быстро решить задачу, чтобы не утонуть.
Жители океана предлагают поупражняться в решении веселых задач.
* * *
Повезло опять Егорке –
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре окунька!
Сколько рыб в ведерко
Наловил Егорка?
Задания группам
1 группа – найти условие задачи
2 группа – найти вопрос задачи
3 группа – решение задачи
4 группа – ответ задачи
5 группа – придумать свою аналогичную задачу
Самостоятельное решение по группам, озвучивание заданий по группам, проверка решения задачи.
4 Задание с логической нагрузкой
Учитель:
— Молодцы, ребята! Благодаря вам закончился шторм. Все жители вышли встречать вас с цветами и бусами. Лягушонок Угадайка предлагает собрать эти бусы.
* * *
Из разных цифр вам дарят бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
Дети составляют и записывают примеры по рядам.
5 Работа с геометрическим материалом
Учитель:
— На Геометрическом острове в нашу честь подняли флаг.
Из каких геометрических фигур он состоит?
Сколько треугольников на рисунке?
6 Математическая эстафета
Учитель:
— Царица Математика приглашает вас на бал. Каждый ряд получает пригласительный билет. Вы решаете пример и передаете билет на следующую парту. Последний отдает его гостям. А гости посмотрят, какой ряд первым попадет на бал.
I ряд II ряд III ряд
6 — 3 2 + 3 3 + 3
+ 0
— 1 — 1
2 +
0 + 2 +
— 1
+ 1 + 0
— 4
— — 5 — 7
КОНЕЦ КОНЕЦ КОНЕЦ
VI Итог урока
Учитель:
— Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Не огорчайтесь, что сегодня путешествие закончилось. Это только начало интересного и увлекательного пути по стране Математики.
«Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление».
«Сложение и вычитание в пределах 10»
(урок-сказка)
План конспект открытого урока по математике в 1 классе.
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление».
Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка, урок-игра.)
Тип урока: урок-закрепление изученного материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Педагогические технологии: игровая технология, технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения,
информационные технологии.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint к уроку, карточки для парной работы «Состав чисел», разноуровневые карточки с задачами для групповой работы, карточки для индивидуальной работы «Найди ошибки», «дерево успеха» с листочками, смайлики для оценивания.
Цель изучения темы: обобщение изученных вычислительных приёмов сложения и вычитания в пределах 10.
Цели урока:
Образовательная:
систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10» – повторить состав чисел, табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10, умение решать задачи изученных видов, равенства и неравенства посредством игры.
Развивающая
развивать вычислительные навыки, память, логическое и критическое мышление, мыслительные навыки, внимание, математическую речь, интерес детей к математике;
учить сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать творчество и заинтересованность учащихся в приобретении знаний;
создавать положительную мотивацию на уроке; вовлекать класс в активный процесс познания.
Воспитательная:
воспитывать интерес к сказкам своего народа;
воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т. е. воспитание умения помогать тем, кто в этом нуждается;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимовыручку, бережное отношение к природе и животным, ответственность за них;
прививать навыки работы в группах, в парах, доброжелательность, самостоятельность; чувство взаимопомощи и сотрудничества; осуществлять проверку, самопроверку, умение слушать других.
Планируемые результаты:
Предметные Учащиеся научатся:
— считать в пределах 10;
— решать задачи изученных видов;
— сравнивать выражения и записывать результат сравнения используя знаки ,
— грамотно излагать свои мысли.
Метапредметные Учащиеся научатся:
— анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;
— концентрировать внимание на различных объектах урока;
— правильно составлять высказывания;
— в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить
итог урока.
Личностные Учащиеся научатся:
— проявлять интерес к сказкам своего народа;
— оказывать помощь ближнему;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
— находить выходы из спорных ситуаций;
— самостоятельно оценивать свои знания.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
общеучебные: осмысление математических действий; умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; решение задач, выявление и корректировка причин собственного затруднения.
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные УУД:
работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать, слышать и понимать партнёра, вступать в диалог, уметь планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; уметь выражать свои мысли и уметь договариваться.
Регулятивные УУД:
контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в парах; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке; воспитывать умение преодолевать трудности; развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, правильность выполнения заданий, контролировать и исправлять ошибки.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим
знаниям; положительной самооценки своих возможностей на основе
успешности учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный этап (психологический настрой на урок).
— Здравствуйте, ребята.
— Скажите, ребята, а вы любите сказки? (Да)
— Сегодня урок у нас немного необычный, мы отправимся в гости в сказку.
Наш урок будет похож на сказку, Слайд № 2
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку .
Отправляемся туда.
— Вы готовы отправиться в сказку? (Да)
— Какие качества мы должны взять с собой на урок? ( Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание и т.д.)
— А скажите, какое у вас настроение?
— Каким бы вы хотели видеть наш урок?
— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь новому дню и соседу по парте. Возьмите друг друга за руки и скажите: Слайд № 3
-«Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу».
— И наше весёлое солнышко тоже желает вам хорошего настроения на весь день, говоря вам: «Улыбнись новому дню!»
2. Актуализация знаний. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
— Ну что ж, сейчас мы отправимся с вами в сказку. Сегодня на уроке мы
будем вспоминать одну очень известную сказку. А что это за сказка и кто её
главный герой вы узнаете, если выполните задание.
Слайд № 4
Устный счёт
2 + 2 = к 10 – 2 = б
4 + 3 = о 8 – 3 = о
5 + 5 = л 7 – 1 = к
6 + 4 = о 6 – 3 = !
— Считаем пример устно, говорим ответ и узнаем героя сказки.
(Ребята устно считают примеры и узнают в ответах – героя русской народной
сказки «Колобок».)
— Какую сказку мы будем сегодня вспоминать? (Колобок) Слайд № 5
— Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто написал? (русский народ)
— А какие ещё русские народные сказки вы знаете? (Репка, теремок, курочка-ряба, лиса и волк, три медведя, волк и семеро козлят и т. д.) Слайд № 6
3. Определение темы урока и постановка целей урока (Целеполагание).
— Молодцы, ребята, вы поразмышляли, много вспомнили, а сейчас внимательно посмотрите на примеры, которые мы решали устно. Слайд № 7
— А на какие две группы можно разделить все эти примеры? (1 группа – примеры на сложение, 2 группа на вычитание).
— А с какими числами записаны примеры на сложение и вычитание? (с числами 1, 2, 3, 4 и т.д. числами от 1 до 10).
— Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети пробуют сформулировать тему урока). Слайд № 8
Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление».
— Как вы считаете, какие цели мы должны поставить на урок? Давайте их
вместе с вами сформулируем:
закрепить знания таблицы сложения от 1 -10;
закрепить знания состава чисел в пределах 10;
закрепить умение решать задачи изученных видов.
— Цели мы поставили, в конце урока подведём итоги.
4. Работа по теме урока. Включение в систему знаний и повторение (систематизация и обобщение знаний, закрепление изученного материала). Слайд № 9
— А сейчас вместе с колобком, отправляемся в сказку. Но наша сказка на
новый лад. Давайте вспомним, куда, положила бабка, студится колобок,
когда она его испекла. (На окошко). Надоело колобку лежать. Он и
покатился. Катится Колобок, катится, а навстречу ему … Угадайте, кто?
Любит морковку, Слайд № 10
Прыгает так ловко…(Заяц)
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, лучше дай задание выполнить!
— Вот тебе задание, но оно очень сложное, если ты его не выполнишь – я тебя съем!
— Ребята, поможем Колобку выполнить задание Зайца?
карточке. Игра «Засели домики».
— Работать вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в паре:
1.Работать дружно.
2.Слушать друг друга.
3.Не ссориться.
4. Помогать друг другу.
Я вам выдаю карточки. На них домики – их вам нужно заселить. Для этого вам нужно вспомнить состав чисел в пределах 10. Каждой паре даю разные числа. (10, 9, 8, 7, 6, 5 и 4).
— Та пара, которая закончит работу, дружно возьмётся за руки и поднимет их вверх. Ещё на партах у вас лежат смайлики жёлтого, зелёного и красного цвета. Слайд № 11
Жёлтый цвет – задание выполнено без ошибок
зелёный цвет – 1-2 ошибки
красный цвет – 3-4 ошибки, нужно постараться.
(После выполнения задания идёт проверка, ребята оценивают каждую пару, поднимая соответствующие смайлики). Слайд № 12-15
— Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за помощь и пожелал ему счастливого пути. А колобок устал немного и предлагает отдохнуть.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть
Раз, два, раз, два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.
Раз, два, раз, два. Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал, зайка прыг и убежал.
— Отдохнул колобок вместе с ребятами и покатился дальше. А навстречу
ему… Слайд № 17
Серый, ворчливый…
Он зимой холодной
Бродит по лесу голодный? (Волк)
— Ребята волк действительно очень злой, он сидит и не может решить задачи уж очень они трудные и говорит волк колобку:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Волк, давай я лучше помогу тебе задачи решить!
Согласился волк и дал колобку задание.
— Ребята, вы готовы помочь Колобку выполнить задание Волка – решить
задачи? Очень хорошо! Но сначала давайте вспомним составные части
задачи. (Дети вспоминают). Слайд № 18-19
— Работать будем в группах. У меня на доске записаны на разноцветных карточках задачи разной сложности. Вам нужно внимательно их прочитать, решить и в карточке записать решение.
1 группа – Детям купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. На сколько больше было куплено билетов в цирк, чем в театр? (6 – 4 = 2)
2 группа – Коле 7 лет, а его брат Саша на 3 года старше. Сколько лет Колиному брату Саше? (7 + 3 = 10)
3 группа – У Оли было 5 значков, 2 значка она подарила подруге Ане. Сколько значков осталось у Оли? (5 – 2 = 3)
4 группа – В кружок по вокалу записалось 5 мальчиков и столько же девочек. Сколько всего ребят будет ходить в вокальный кружок?
(5 + 5 = 10)
После решения задач идёт проверка. Группы взаимно оценивают друг друга
смайликами.
— Молодцы! Снова мы выручили Колобка, задание выполнили.
— И покатился Колобок дальше – только Волк его и видел!
Катится Колобок, катится, а навстречу ему…: Слайд № 20
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь).
— Ребята, Мишенька – медведь решал примеры, вот только он не знает, правильно он их решил, или нет. Проверить то некому. Если вы проверите, правильно ли он решил примеры, то медведь колобка не съест и пропустит его дальше. Давайте проверим примеры медведя и поможем колобку.
— Я раздаю карточки, на карточках примеры, вы каждый самостоятельно считаете примеры, если пример решён правильно его ответ так и оставляете, если же вы найдёте ошибку, то зачёркиваете неправильный ответ и пишите свой, правильный ответ. Потом проверим. Начинаем.
После этого идёт проверка. Дети зачитывают свои примеры и говорят в каких примерах медведь допустил ошибки. Слайд № 21
3 + 6 – 2 = 7 8 – 3 + 4 = 10 9
2 + 5 – 4 = 4 3 10 – 2 + 1 = 9
Слайд № 22-23
Гимнастика для глаз
— Ребята, вы писали и у вас устали глазки, давайте дадим глазкам отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз. Весёлое солнышко нам поможет.
— Молодцы, ребята, помогли колобку, медведь очень рад и отпустил колобка.
Покатился колобок дальше, а навстречу ему…. Слайд № 24
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла и с собой унесла. (Лиса).
— Конечно лиса. Лиса хитро, ласково так заговорила:
— “Здравствуй колобок, румяненький бочок. Слышала – по лесу гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки Волку решаешь. А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”.
Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы. Пришлось ему соглашаться. Давайте и мы поможем колобку. А задание лисы не простое – нужно сравнить числа и числовые выражения, в том, месте где должны стоять знаки, сидят птички, если вы правильно поставите знак больше, меньше или равно, то птичка улетит.
7 – 2 = 5 9 4
8 6 8
5+3 7 2 + 2 = 4
5 5 + 1 = 6
Дети по очереди вычисляют равенство или неравенство, ставят нужный знак
и птичка улетает.
— Молодцы, ребята с заданием справились, птички улетели. Колобок очень рад, что вы ему помогаете, что вы такие умные и сообразительные ребята. А вот знаете ли вы, спрашивает Колобок, что птицам надо помогать, ведь сейчас зима, холодно и голодно птичкам. Как вы помогаете им зимой? (Развешиваем кормушки, в кормушки кладём корм: хлебные крошки, семена разных ягод, зёрнышки). И ещё Колобка интересует как можно назвать одним словом героев сказки Зайчика, Волка, Медведя и Лису? (Это звери – животные тело которых покрыто шерстью, а ещё группы животных это насекомые, птицы и рыбы). Слайд № 26
— Молодцы, ребята, вы много знаете, со всеми заданиями справились, помогли колобку и лиса его не съела. Ведь недаром гласит народная мудрость: В знании – сила! (читают пословицу хором)
Вы согласны с этой пословицей? (Да)
— Если бы не было знаний, мы не смогли бы помочь колобку. И лиса
наверняка бы его съела. Расстроилась лиса, что осталась без обеда, да делать
нечего …. А вам за помощь спасибо. Заканчивается наша сказка хорошо.
Колобок остался цел и невредим, все задания выполнены.
5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
— Ребята, а у какого зверя было самое трудное задание?
— У какого зверя было самое интересное задание?
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами очень плодотворно поработали. Сделали
очень много. Давайте подведём итог нашего урока.
— Какая тема урока была сегодня? (Сложение и вычитание в пределах 10)
— Какие цели мы ставили в начале урока?
— Достигли мы этих целей? Пусть каждый из вас скажет, что он сегодня для себя с урока взял. (Да. Мы повторили таблицу сложения и вычитания чисел в
пределах 10, повторили состав чисел в пределах 10, повторили решение
разных видов задач, учились сравнивать числа и числовые выражения).
Слайд № 27
— А сейчас давайте оценим свои достижения на уроке. Используется
рефлексия «Дерево успеха». На дерево дети прикрепляют листочки разного
цвета, оценивают как они работали на уроке. А учитель подводит итоги.
— Жёлтый цвет – ошибок нет.
— Зелёный цвет – 1 – 2 ошибки
— Красный цвет – 3 – 4 ошибки
— Наше путешествие в сказку состоялось!
— Ребята, вам понравилась наша сказка?
— Я хочу вам сказать спасибо за такое удивительное общение. Спасибо
что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. И помните:
В мире много сказок грустных и смешных.
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
— Ребята, вначале урока нам улыбалось весёлое солнышко, желало нам хорошего настроения и нам было хорошо. И в конце нашего урока, если вы получили удовольствие от общения друг с другом, со мной, если вы считаете, что уносите в душе хорошее настроение, если на уроке вам было хорошо, интересно, если вам было легко работать, и если вы для себя с урока унесли, хотя бы частичку нового знания, то улыбнитесь друг другу, гостям и громко похлопайте в ладоши. Слайд № 28
А на память о нашем уроке в сказку, о приятном общении с вами я дарю
вам частичку тепла, вот такое маленькое весёлое солнышко. Если вам будет
когда-нибудь грустно, то посмотрите на своё солнышко, вспомните наш
сегодняшний урок, улыбнитесь, и вы увидите, как у вас поднимется
настроение. Будьте всегда таким же старательными и внимательными, как
сегодня, хорошо работайте и всегда получайте только хорошие оценки.
— Всего вам доброго. Урок закончен.
Список литературы
«Дидактические карточки-задания по математике» Н. Б. Истомина
1 класс.
«Для тех, кто любит математику». М. И. Моро, С. И. Волкова. 1 класс, пособие для учащихся.
«Контрольно-измерительные материалы» (КИМы). Математика.
1 класс. К учебнику М. И. Моро.
«Математика» Моро М. И., 1 класс, в 2-х частях (в комплекте с электронным приложением).
«Математика» Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. Методическое пособие к комплекту «Математика» 1 класс с поурочными разработками.
«Математика» 1 класс, Моро М. И., Волкова С. И. рабочая тетрадь в
2-х частях.
«Математика». Проверочные работы. Волкова С. И. 1 класс
«Самостоятельные работы по математике» Л. Ю. Самсонова. К учебнику «Математика» М. И. Моро. 1 класс.
Как научить детей и подростков решать проблемы
Будь то конфликт, связанный с игрушкой, сложное математическое уравнение или негативное давление со стороны сверстников, дети ВСЕХ возрастов ежедневно сталкиваются с проблемами и проблемами.
Как родители или учителя, мы не всегда можем решить каждую проблему для наших детей. На самом деле это не наша работа. Наша работа состоит в том, чтобы НАУЧИТЬ наших детей решать проблемы самостоятельно . Таким образом, они могут стать уверенными, независимыми и успешными людьми.
Вместо того, чтобы сдаваться или разочаровываться, когда они сталкиваются с проблемой, дети с навыками решения проблем управляют своими эмоциями, творчески мыслят и упорствуют, пока не найдут решение. Естественно, эти способности идут рука об руку с мышлением роста.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете загрузить наш БЕСПЛАТНО Your Words Matter Volume 2 Kit. С помощью этих 10 одностраничных руководств для родителей вы будете точно знать, как разговаривать со своим ребенком, чтобы помочь ему постоять за себя, стать более уверенным в себе и развить мышление роста.
Итак, КАК вы обучаете детей навыкам решения проблем?
Ну, это зависит от их возраста . По мере того, как когнитивные способности и масштаб проблем ребенка со временем растут/развиваются, должен меняться и ваш подход к обучению навыкам решения проблем.
Читайте дальше, чтобы узнать об основных стратегиях обучения детей решению проблем, а также о некоторых идеях и занятиях для разных возрастов.
3 Общие стратегии обучения решению проблем в любом возрасте
1. Модель эффективного решения проблем
Когда ВЫ сталкиваетесь с проблемой, сделайте «думай вслух» на благо вашего ребенка. ПОКАЗЫВАЙТЕ, как применять те же навыки решения проблем, над которыми вы работали вместе, приводя примеры из реальной жизни, которые она может применить в своей жизни.
В то же время покажите ребенку готовность к ошибкам. У всех бывают проблемы, и это нормально. Иногда первое решение, которое вы попробуете, не сработает, и это тоже нормально!
Когда вы моделируете решение проблем, объясните, что есть некоторые вещи, которые неподвластны нашему контролю. Когда мы решаем насущную проблему, мы должны сосредоточиться на вещах, которые мы действительно МОЖЕМ контролировать.
Вы и ваш ребенок можете прослушать 35-ю серию подкаста Big Life Kids, чтобы узнать, как сосредоточиться на том, что вы можете контролировать.
2. Спросите совета
Спросите совета у детей, если у вас возникнет проблема. Это учит их тому, что совершать ошибки и сталкиваться с трудностями – обычное дело. Это также дает им возможность практиковать навыки решения проблем.
Кроме того, если вы укажете, что их идеи оценены , они обретут уверенность в своих силах, чтобы попытаться решить проблемы самостоятельно.
3. Не давайте «ответ»
Как бы трудно это ни было, позвольте вашему ребенку бороться, иногда терпеть неудачи и, в конечном счете, УЧИТЬСЯ на последствиях.
Теперь давайте взглянем на некоторые возрастные стратегии и занятия. Возраст, указанный ниже, является общим ориентиром, не стесняйтесь выбирать любые стратегии или занятия, которые, по вашему мнению, будут работать для ВАШЕГО ребенка.
3–5 летИспользуйте тренинг эмоций
Чтобы научиться решать проблемы, маленькие дети должны сначала научиться управлять своими эмоциями. Ведь маленькому ребенку сложно логически обдумать пути решения проблемы, если он в истерике.
Один из способов добиться этого — использовать процесс эмоционального коучинга , описанный Джоном Готтманом.
Во-первых, научите своих детей тому, что ВСЕ эмоции допустимы. НЕТ «плохих» эмоций. Даже кажущиеся негативными эмоции, такие как гнев, печаль и разочарование, могут преподать нам ценные уроки. Важно то, как мы реагируем на эти эмоции.
Во-вторых, следуйте этому процессу:
- Шаг 1. Назовите и подтвердите эмоции. Когда ваш ребенок расстроен, помогите ему понять, что он чувствует. Скажите, например, «Я понимаю, что ты расстроен, потому что Джессика играет с той игрушкой, которую ты хотел».
- Шаг второй: Обработка эмоций. Направляйте ребенка в ее успокаивающее место. Если у нее его нет, это хорошая идея создать его. Позвольте ей успокоить свое тело и обработать свои эмоции, чтобы она могла решать проблемы, учиться и расти.
- Шаг третий: решение проблем. Обсудите с ребенком решения, СЛУШАЯ больше, чем говоря во время разговора. Это позволяет вашему ребенку практиковать свои навыки решения проблем, и он с большей вероятностью действительно реализует решения, которые придумал сам.
Скажите: «Покажи мне самое сложное»
Когда ваш ребенок испытывает трудности или чувствует разочарование, попробуйте метод, предложенный мамой и блогером по вопросам воспитания Лорен Тамм. Проще говоря, «Покажи мне самое сложное».
Это поможет вашему ребенку определить КОРЕНЬ проблемы, что сделает ее менее пугающей и более легкой для решения.
Повторите то, что говорит ваш ребенок, «Итак, вы говорите…»
Как только вы оба поймете реальную проблему, предложите ребенку придумать решения . «Должен быть какой-то способ исправить это…» или «Должно быть что-то, что вы можете сделать…»
Теперь, когда ваш ребенок определил «сложную часть», он, вероятно, сможет ответить с раствором. Если нет, помогите ей обдумать некоторые идеи. Вы можете попробовать задать вопрос, «Если бы вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знали, что бы вы подумали?» и посмотрите, что она придумает.
Решение проблем с помощью творческой игры
Позвольте вашему ребенку выбирать занятия и игры на основе его интересов . Свободная игра предоставляет множество возможностей для навигации и творческого решения проблем.
Часто дети лучше всего учатся в игре. Играя с такими предметами, как кубики, простые головоломки и переодевание, вы можете научить вашего ребенка решать проблемы.
Даже во время игры ваш ребенок мыслит критически: Где находится этот фрагмент головоломки? Что это делает? Я хочу нарядиться королевой. Что мне надеть? Куда я положил свою тиару? Это под диваном?
Решайте проблемы с помощью сборников рассказов
Читайте соответствующие возрасту истории о персонажах, которые испытывают проблемы, например:
- Ladybug Girl and Bumblebee Boy от Джеки Дэвиса: история двух друзей, которые хотят играть вместе, но не могут найти игру, о которой можно было бы договориться. По очереди внося предложения, они приходят к игре, в которую оба хотят сыграть: девочка-божья коровка и мальчик-шмель.
- Любопытный Джордж Серия Маргарет и Е.П. Рей: Любопытная маленькая обезьянка сталкивается с дилеммами и решает их, обучая детей находить собственные решения проблем.
- Айра спит более Бернарда Вабера: Айра очень рад провести ночевку в доме своего друга Реджи. Но есть одна проблема: должен он или не должен принести своего плюшевого мишку? Это может показаться незначительным, но это та ранняя социальная проблема, с которой может столкнуться ваш ребенок.
Соедините этот опыт с аналогичными событиями в жизни вашего ребенка и СПРОСИТЕ своего ребенка, КАК персонажи этих историй могут решить свои проблемы. Поощряйте различные решения и обсуждайте возможные результаты каждого из них.
Это форма чтения диалогов , или активного ВОВЛЕЧЕНИЯ вашего ребенка в процесс чтения. Взаимодействие с текстом вместо пассивного слушания может «турбировать» развитие навыков грамотности, таких как понимание у детей дошкольного возраста.
Задавая вопросы о проблемах персонажей, вы также можете повысить способность своего ребенка решать проблемы.
Вы даже можете предложить своему ребенку ролевую ролевую игру с проблемой и возможными решениями, чтобы закрепить урок.
Рекомендуемые книги см. в нашем списке 85 лучших книг о развитии мышления для детей и взрослых.
5–7 летОбучение шагам решения задач
Придумайте простой процесс решения задач для вашего ребенка, который вы сможете последовательно реализуем . Например, вы можете попробовать выполнить следующие пять шагов:
- Шаг 1: Что я чувствую? Помогите ребенку понять, что он чувствует в данный момент (разочарование, гнев, любопытство, разочарование, волнение и т. д.). Если вы заметите и назовете эмоции, это рассеет их заряд и даст ребенку возможность сделать шаг назад.
- Шаг 2: В чем проблема? Научите ребенка определить конкретную проблему . В большинстве случаев помогите ей взять на себя ответственность за происшедшее, а не указывайте пальцем. Например, вместо «Джоуи доставил мне неприятности на перемене», ваш ребенок может сказать: «У меня неприятности на перемене из-за того, что я поссорился с Джоуи».
- Шаг 3: Каковы решения? Поощряйте ребенка придумывать как можно больше решений. На данный момент они даже не должны быть «хорошими» решениями. Здесь они просто проводят мозговой штурм, еще не оценивая сгенерированные идеи.
- Шаг 4: Что произойдет, если…? Что произойдет, если ваш ребенок попробует каждое из этих решений? Является ли решение безопасным и справедливым? Как это повлияет на других? На этом этапе вы также можете попробовать ролевую игру. Вашему ребенку важно учитывать КАК положительные, так и отрицательные последствия своих действий.
- Шаг 5: Какой из них я попробую? Попросите ребенка выбрать одно или несколько решений. Если решение не сработало, обсудите ПОЧЕМУ и перейдите к другому решению. Поощряйте ребенка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.
Постоянно практикуйте эти шаги, чтобы они стали вашей второй натурой, и таким же образом моделируйте решение собственных проблем. Это хорошая идея отразить : Что сработало? Что не так? Что вы можете сделать по-другому в следующий раз?
Решение задач с помощью материалов для творчества
Создание предметов — еще одна форма игры, которая может научить детей творчески решать проблемы.
Предложите ребенку маркеры, глину для лепки, картонные коробки, скотч, бумагу и т. д. С этими простыми материалами он сможет придумывать всевозможные интересные поделки и изобретательные игры.
У этих «открытых игрушек» нет «правильного способа игры», что позволяет вашему ребенку проявлять творческий подход и генерировать идеи самостоятельно .
Задавайте открытые вопросы
Задавая открытых вопросов , вы улучшаете способность ребенка мыслить критически и творчески, что в конечном итоге помогает ему лучше решать проблемы. Примеры открытых вопросов включают:
- Как мы могли бы работать вместе, чтобы решить эту проблему?
- Как вам это удалось? или Откуда ты это знаешь?
- Расскажите мне о том, что вы построили, сделали или создали.
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Как вы думаете, что произойдет, если…?
- Чему ты научился?
- Что было легко? Что было тяжело?
- Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?
Открытые вопросы не имеют правильного ответа, и на них нельзя ответить простым «Да» или «Нет».
Вы можете задавать открытые вопросы, даже когда ваш ребенок в данный момент не решает задачу, чтобы помочь ему попрактиковаться в мыслительных навыках, которые пригодятся ему, когда ему исполнится 9 лет.0007 у есть проблема, которую нужно решить.
Если вам нужны советы о том, как стимулировать развитие мышления у вашего ребенка, не забудьте загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ набор Your Words Matter Volume 2 Kit.
7–9 летРазбейте проблемы на части
Эта стратегия представляет собой более продвинутую версию стратегии «Покажи мне сложную часть».
Чем больше становится ваш ребенок, тем больше становятся и его проблемы. Когда ваш ребенок сталкивается с проблемой, которая кажется непосильной или непреодолимой, предложите ему разбить ее на более мелкие, более сложные задачи.0034 управляемых кусков.
Допустим, у вашего ребенка плохая оценка по истории. Почему такая низкая оценка? Каковы причины этой проблемы?
Как обычно, СЛУШАЙТЕ, как ваш ребенок проводит мозговой штурм, задавая открытых вопроса , чтобы помочь, если он застрянет.
Если низкая оценка является результатом невыполненных заданий, возможно, ваш ребенок может составить список этих заданий и выполнять их по одному. Или, если проблема заключается в тестах, что заставляет вашего ребенка испытывать трудности на экзаменах?
Возможно, она отвлекается на друзей в классе, не может попросить о помощи и не проводит достаточно времени за учебой дома. Как только вы определите эти «фрагменты», помогите ребенку решать их по одному, пока проблема не будет решена.
Покажите «Видео о сломанном эскалаторе»
Обсудите важность самостоятельного решения проблем и решения проблем с помощью «Видео о сломанном эскалаторе».
На видео неожиданно ломается эскалатор. Люди на эскалаторе «застревают» и кричат о помощи. В этом возрасте вполне вероятно, что вашему ребенку видео покажется забавным, и он сразу же предложит решение: «Просто гуляй! Слезь с эскалатора!»
Скажите ребенку, что это простой пример того, как люди иногда поступают в трудных ситуациях. Спросите: «Как вы думаете, почему они не сошли с эскалатора?» (они не знали как, они ждали помощи и т. д.)
Иногда ваш ребенок может чувствовать себя «застрявшим» при столкновении с проблемами. Они могут остановиться и попросить о помощи еще до того, как попытаются найти решение. Вместо этого поощряйте ребенка принимать вызовы и решать проблемы.
9-11 летРешение проблем с помощью подсказок
Предоставьте вашему ребенку или группе детей такие материалы, как соломинки, ватные шарики, пряжа, прищепки, скотч, скрепки, стикеры, палочки для эскимо и т. д.
Только с этими материалами , предложите своим детям решить необычные задачи, такие как:
- Сделать ловушку для лепрекона
- Создать трамплин для автомобилей
- Создайте свою собственную игру с правилами
- Сделать устройство для общения двух человек друг с другом
Это увлекательный способ попрактиковаться в критическом мышлении и творческом решении проблем. Скорее всего, потребуется несколько попыток, чтобы найти работающее решение, применимое практически к любому аспекту жизни.
Заставьте их работать на это
Когда ваш ребенок просит новую игрушку, технологию или одежду, пусть он сам составит план получения желаемого предмета. Вашему ребенку не только придется проводить мозговой штурм и оценивать решения, но он также обретет уверенность.
Спросите своего ребенка, КАК он может заработать деньги на покупку желаемого предмета, и поощряйте его на пути к своей цели.
Изложите это на бумаге
Пусть ваш ребенок запишет свои проблемы на бумаге и обдумает возможные решения.
Но теперь она продвинулась в этом процессе на шаг вперед: после попытки каждого решения какое из них оказалось успешным? Какие оказались неудачными? Почему ?
Это поможет вашему ребенку задуматься о различных результатах, узнать, что работает, а что нет. Уроки, которые она усвоит здесь, пригодятся ей, когда она столкнется с подобными проблемами в будущем.
Возраст 12+Играйте в шахматы вместе
Научиться играть в шахматы — это отличный способ для детей научиться решать проблемы, И развить их мозг одновременно. Это требует от игроков критического мышления, творчества, анализа доски, распознавания закономерностей и многого другого. Существуют онлайн-версии игры, книги о том, как играть, видео и другие ресурсы. Не знаете, как играть? Научитесь вместе с подростком соединять и решать проблемы вместе!
Пусть они научатся программировать
Наши подростки уже разбираются в технологиях и могут использовать свои навыки для решения проблем, обучаясь кодированию. Программирование способствует творчеству, логике, планированию и настойчивости . Существует множество отличных инструментов, а также онлайн или личных программ, которые могут улучшить навыки программирования вашего ребенка.
Поощряйте начать значимый проект
Этот проект должен быть значимым для вашего подростка, например, создание канала на YouTube. Ваш подросток будет практиковать навыки решения проблем, поскольку он выясняет, как расширить свою аудиторию, как сделать так, чтобы его видео были обнаружены, и многое другое.
В Big Life Journal — Teen Edition есть раздел, который поможет им спланировать свой канал на YouTube и начать процесс решения проблем.
Применение метода SODAS
Ищете план игры, который может использовать ваш подросток, когда он сталкивается с проблемой? Метод SODAS можно использовать для больших и малых проблем. Просто запомните эту простую аббревиатуру и следуйте этим идеям:
- S ситуация
- O части
- D isПреимущества
- A Преимущества
- S раствор
Поощряйте участие в группах по решению проблем
Нравится ли вашему подростку решать проблемы в команде? Пусть они присоединятся к группе или клубу , который поможет им отточить свои навыки в различных условиях — от науки и робототехники до дискуссий и международных отношений. Вот некоторые примеры групп:
- Одиссея разума
- Модель ООН
- Команда дебатов
- Научная Олимпиада
Ищете дополнительные ресурсы? Набор «Бестселлер» включает в себя три самых популярных набора для печати, в которые входят задания, руководства и поделки для детей. Наши комплекты для развития мышления , комплекты для повышения устойчивости и комплекты для решения задач работают вместе как комплексная система, разработанная специально для детей в возрасте от 5 до 11 лет.
Решите задачи, данные в примере 1
Решение:
Задача в примере 1 была следующей:
Представьте математически следующие ситуации:
(i) Джон и Дживанти вместе имеют 45 шариков. Оба они потеряли по 5 шариков каждый, и произведение количества шариков, которое у них теперь есть, равно 124. Мы хотели бы узнать, сколько шариков у них было в начале.
(ii) Кустарное производство производит определенное количество игрушек в день. Себестоимость производства каждой игрушки (в рупиях) составила 55 минус количество игрушек, произведенных за день. В конкретный день общая стоимость производства составила 750 ₹. Мы хотели бы узнать количество игрушек, произведенных в этот день.
Дано:
(i) Пусть у Джона было x шариков.
Количество шариков у Дживанти будет = 45 — x
Оба потеряли по 5 шариков каждый:
Шарики с Джоном = x — 5
Шарики с Дживанти = 45 — x — 5 = 40 — x
Произведение текущего количества шариков = 124
. Используем это условие, чтобы составить квадратное уравнение.
(x — 5) (40 — x) = 124
(i) (x — 5) (40 — x) = 124
⇒ 40x — x 2 — 200 + 5x = 124
⇒ -x 2 + 45x — 200 -124 = 0
⇒ -x 2 + 45x — 324 = 0
получаем
⇒ х 2 — 45х + 324 = 0
⇒ х 2 — 36х — 9х + 324 = 0
⇒ х(х — 36) — 6 = 9 (х — 0
⇒ (x — 36) (x — 9) = 0
⇒ x — 36 = 0 и x — 9 = 0
⇒ x = 36 и x = 9
Джон и Дживанти начали с 36 и 9мраморы.
(ii) Пусть количество игрушек, произведенных за день, равно x.
Стоимость каждой игрушки = (55 — x) рупий
Общая стоимость производства = стоимость каждой игрушки × общее количество игрушек
⇒ (55 — x) (x) = 750
⇒ 55x — x 2 = 750
⇒ 55x — x 2 — 750 = 0
⇒ x 2 — 25x — 30x + 750 = 0
⇒ (x — 25) (x — 30) = 0
x — 25 = 0 и x — 30 = 0
x = 25 и x = 30
Количество игрушек, произведенных в этот день, равно 25 или 30.
☛ Проверка: NCERT Solutions Класс 10 Математика Глава 4
Видео Решение:
класс 10 Математика Ncert Solutions Глава 4. у них 45 шариков, и каждый из них потерял по 5 шариков, а произведение количества шариков, которое у них теперь есть, равно 124, тогда количество шариков, с которыми они должны были начать, равно 9 и 36.