Системы с параметрами уравнений: § 3. Решение систем с параметром и с модулями — ЗФТШ, МФТИ

Содержание

Системы уравнений с параметром | Учебно-методический материал по алгебре (11 класс):

Опубликовано 18.04.2021 — 13:32 — Мурзина Наталья Юрьевна

Дидактический материал по теме «Системы уравнений с параметром». ЕГЭ задание № 18. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение систем уравнений с параметром.

  1. Решите систему  уравнений

  1. Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений

имеет ровно 2 решения.

  1. Найдите все значения а, при каждом из которых система уравнений

     имеет более двух решений.

  1. Найдите все значения параметра а, при которых система

       имеет единственное решение.

  1. При каких значениях параметра а система

 имеет ровно 2 решения?

  1. Решите  систему уравнений

         

Ответ:  при а = 0,  

              при а = 6,

  1. Найдите все значения а, при каждом из которых система уравнений

     имеет ровно 2 различных  решения.

 Ответ: [ — 4 ; 0 ]

  1. При каких значениях параметра а система

                      имеет ровно 2 решения?

Ответ:   — 6.

Решение систем уравнений с параметром.

  1. Решите систему  уравнений

  1. Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений

имеет ровно 2 решения.

  1. Найдите все значения а, при каждом из которых система уравнений

     имеет более двух решений.

  1. Найдите все значения параметра а, при которых система

       имеет единственное решение.

  1. При каких значениях параметра а система

 имеет ровно 2 решения?

  1. Решите  систему уравнений

         

Ответ:  при а = 0,  

              при а = 6,

  1. Найдите все значения а, при каждом из которых система уравнений

     имеет ровно 2 различных  решения.

 Ответ: [ — 4 ; 0 ]

  1. При каких значениях параметра а система

                      имеет ровно 2 решения?

Ответ:   — 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»

Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики.      Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн…

Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами

Методическая разработка на тему: «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами»…

Линейные уравнения, неравенства и системы линейных уравнений с параметром.

Тестовые задания….

Курсовая итоговая работа «Проектирование многоуровневой системы задач с параметром в 7 классе. Линейные уравнения»

Зачетная итоговая работа была представлена на курсах повышения квалификации по ИОЧ, ВБ «Методические особенности обучения решению задач с параметром в условиях перехода к новым образовательным ст. ..

«Многоуровневая система задач с параметрами при решении линейных уравнений в 7 классе»

работа по самообразованию…

Конспект учебного занятия по теме: «Система линейных уравнений с параметром»

дана система заданий на отработку правила Крамера; рассматривается решение систем линейных уравнений с параметром с помощью правила Крамера…

Методическая разработка: Системы линейных уравнений с параметрами в курсе Алгебры 7-го класса

В данной методической разработке разобраны решения систем линейных уравнений с параметрами двумя способами: способом сложения и способом подстановки….


Поделиться:

 

11 класс. Алгебра. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства с параметром. — Уравнения и неравенства с параметром, простейшие примеры.

Комментарии преподавателя

Урав­не­ния и нера­вен­ства с па­ра­мет­ром, про­стей­шие при­ме­ры

На­пом­ним смысл вы­ра­же­ния «ре­шить с па­ра­мет­ром» – можно ре­шать урав­не­ния, нера­вен­ства, си­сте­мы с па­ра­мет­ром.

Ре­шить за­да­чу, на­при­мер урав­не­ние  или нера­вен­ство  с па­ра­мет­ром а – озна­ча­ет «пе­ре­брать» все зна­че­ния па­ра­мет­ра и для каж­до­го из них ука­зать ответ.

По­яс­ним на про­стей­ших при­ме­рах.

При­мер 1 – ре­шить урав­не­ние с па­ра­мет­ром:

За­да­ча со­сто­ит в том, чтобы для каж­до­го зна­че­ния па­ра­мет­ра  ре­шить урав­не­ние от­но­си­тель­но .

Пусть , тогда имеем про­стей­шее ли­ней­ное урав­не­ние:

В общем слу­чае в дан­ном урав­не­нии воз­мож­ны два ва­ри­ан­та ре­ше­ния – когда можно де­лить на ко­эф­фи­ци­ент а и когда нель­зя, необ­хо­ди­мо пе­ре­брать все до­пу­сти­мые зна­че­ния па­ра­мет­ра а ()

Рас­смот­рим два слу­чая. При  мы не имеем права раз­де­лить еди­ни­цу на ко­эф­фи­ци­ент а, по­это­му под­став­ля­ем зна­че­ние ноль в за­дан­ное урав­не­ние и изу­ча­ем его. При любых дру­гих зна­че­ни­ях а имеем право вы­пол­нить де­ле­ние:

Ответ: при  ре­ше­ний нет, при 

Рас­смот­рим ре­ше­ние про­стей­ше­го нера­вен­ства с па­ра­мет­ром.

Рас­смот­рим ре­ше­ние про­стей­ше­го нера­вен­ства с па­ра­мет­ром.

При­мер 2 – ре­шить нера­вен­ство с па­ра­мет­ром:

Если а – кон­крет­ное число, мы можем легко ре­шить за­дан­ное нера­вен­ство, на­при­мер:

у нас же есть ко­эф­фи­ци­ент а в общем виде. Рас­смот­рим три слу­чая:

Ответ: при  ре­ше­ний нет; при  ; при  

При­мер 3 – ре­шить урав­не­ние с па­ра­мет­ром:

Дробь равна нулю тогда и толь­ко тогда, когда чис­ли­тель ее равен нулю, а зна­ме­на­тель не равен нулю:

Зна­че­ние па­ра­мет­ра может быть любым. Рас­смот­рим два слу­чая:

При этом по­лу­ча­ем в пер­вом слу­чае: х с одной сто­ро­ны равен пяти, т. к. , а с дру­гой сто­ро­ны не равен пяти, т. к. зна­ме­на­тель дроби не может быть равен нулю, кроме того по­лу­ча­ем вы­ра­же­ние , а та­ко­го вы­ра­же­ния не су­ще­ству­ет.

Когда , про­ти­во­ре­чий не воз­ни­ка­ет

Ответ: при  ре­ше­ний нет, при 

При­мер 4 – ре­шить урав­не­ние с па­ра­мет­ром:

Зна­че­ние а может быть любым, но квад­рат­ный ко­рень – это стро­го неот­ри­ца­тель­ное число. Сле­до­ва­тель­но, рас­смат­ри­ва­ем два слу­чая:

Ответ: при  ; при   

Решим ир­ра­ци­о­наль­ное нера­вен­ство с па­ра­мет­ром.

При­мер 5 – ре­шить нера­вен­ство с па­ра­мет­ром:

Ис­сле­ду­ем дан­ное нера­вен­ство.

х стоит под зна­ком квад­рат­но­го корня, зна­чит до­пу­сти­мые зна­че­ния по х  — все неот­ри­ца­тель­ные зна­че­ния. а может при­ни­мать любые зна­че­ния. рас­смот­рим три слу­чая. Если  мень­ше нуля и ко­рень су­ще­ству­ет, то нера­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся. Если , любой неот­ри­ца­тель­ный х удо­вле­тво­ря­ет нера­вен­ству. Если же  боль­ше нуля, имеем право воз­ве­сти в квад­рат:

Ответ: при  ; при  

Рас­смот­рим ре­ше­ние дан­но­го нера­вен­ства гра­фи­че­ским ме­то­дом. Для этого сна­ча­ла стро­им гра­фик функ­ции, сто­я­щей в левой части: , об­ласть опре­де­ле­ния дан­ной функ­ции . Рас­се­ка­ем по­лу­чен­ную кри­вую се­мей­ством пря­мых  и на­хо­дим точки пе­ре­се­че­ния.

По ри­сун­ку оче­вид­но, что когда  , кри­вая на­хо­дит­ся над пря­мой при всех до­пу­сти­мых х, то есть при всех до­пу­сти­мых х нера­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся.

Если а по­ло­жи­тель­но, кри­вая имеет един­ствен­ную точку пе­ре­се­че­ния с пря­мой и кри­вая на­хо­дит­ся выше пря­мой пра­вее точки пе­ре­се­че­ния, абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния , по­это­му ре­ше­ни­ем нера­вен­ства яв­ля­ет­ся 

Оче­вид­но, что ответ сов­па­да­ет с от­ве­том при ре­ше­нии ана­ли­ти­че­ским спо­со­бом.

 

При­мер 6 – ре­шить урав­не­ние с па­ра­мет­ром:

Про­из­ве­де­ние двух мно­жи­те­лей равно нулю тогда и толь­ко тогда, когда хотя бы один из мно­жи­те­лей равен нулю, а вто­рой при этом су­ще­ству­ет.

Рас­смат­ри­ва­ем два ва­ри­ан­та – либо , но ко­рень при этом дол­жен су­ще­ство­вать, либо , в таком слу­чае а – любое число:

Ответ: при  ; при 

Итак, мы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние раз­лич­ных про­стых задач, в ко­то­рых при­сут­ству­ет па­ра­метр.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/uravneniya-i-neravenstva-sistemy-uravneniy-i-neravenstv/uravneniya-i-neravenstva-s-parametrom-prosteyshie-primery

http://www. 2 & 3a \\ -4 & 3 & 1 & -5\конец{матрица}\справа]$$ 92}$$

Решение системы линейных уравнений с параметрами

Не производя дальнейших вычислений, можно заметить, что сложением первого и третьего уравнений получается $$(3-\лямбда)x_1+(3-\лямбда)x_3=2.$$ Для $\lambda=3$ это уравнение $0=2$. Итак, вы знаете, что при $\lambda=3$ система не имеет решений.

Если вы предпочитаете работать с матрицами, вы можете добавить первую строку матрицы к третьей строке, и новая матрица будет содержать строку $\begin{pmatrix} 3-\lambda & 0 & 3-\lambda & 2 \ end{pmatrix}$, что приводит точно к такому же выводу. 92-6\лямбда-3)$. Итак, мы знаем, что система имеет единственное решение для всех значений, не являющихся корнями этого полинома, т.е. для $\lambda \ne 3, 3\pm2\sqrt3$. (Определитель сам по себе не является достаточной информацией, чтобы сказать нам, будем ли мы иметь ноль или бесконечно много решений для этих значений. Что неудивительно, поскольку в этом вычислении RHS вообще не использовалась.

2(\ lambda+1)$ и система имеет единственное решение при $\lambda\ne-1,5$.

Должен сказать, что вычисление определителя не намного проще, чем исключение Гаусса-Жордана. (Определитель можно вычислять с помощью элементарных операций со строками. Если мы вычисляем его таким образом, то, по сути, единственное отличие состоит в том, что здесь мы игнорировали RHS.) Но мы можем проверить наши ручные вычисления, используя какое-нибудь программное обеспечение, способное решать такие вещи (например, WolframAlpha). Вы даже можете попросить WolframAlpha решить систему из вашего вопроса или модификацию, которую я предложил, или вторую предложенную мной модификацию.


Итак, я думаю, что в книге опечатка, и предполагается, что это та система, которую я предложил; или что-то подобное, что приводит к хорошему решению.

Другая возможность заключается в том, что вы не должны решать систему полностью для каждого значения параметра $\lambda$. Возможно, авторы ожидают, что вы просто скажете, что для $\lambda=3$ решения нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *