Случайные шахматы | это… Что такое Случайные шахматы?
Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess), или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер-рэндом — вариант шахмат, предложенный 11-м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но начальная расстановка фигур выбирается случайным образом, с определёнными ограничениями. Изменены правила рокировки.
Один из 960 вариантов расстановки фигур. |
Содержание
|
История
О необходимости изменения правил классических шахмат говорилось многократно, практически с момента, когда классические правила были полностью сформированы. Причиной, побуждающей к нововведениям, было активное развитие шахматной теории, которое заставляло опасаться, что в скором времени шахматы ждёт ничейная смерть. К концу XX века стало, в общем, понятно, что ничейная смерть шахматам не будет грозить ещё долго, но появились два других мотива изменения правил: повышение увлекательности игры и защита от компьютера. Развитие дебютной теории привело к тому, что реальная борьба в партии начинается только на втором десятке ходов. В некоторых вариантах анализ проведён буквально до эндшпиля, большинство дебютов проанализировано настолько глубоко, что не оставляют места экспериментам и творчеству в начальной части партии; шахматист может лишь выбирать из известных, заученных вариантов. Компьютерные шахматы также создают игре массу проблем; дело даже не в том, что компьютер обыгрывает лучших шахматистов-людей, а в том, что появилась возможность использовать в турнирах компьютерные подсказки.
Одна из причин силы компьютеров — то, что они могут хранить и оперативно использовать огромные массивы готовых вариантов, непосильные для человека.Изобретением новых видов и модификаций шахмат увлекались и просто любители, и теоретики, занимающиеся изучением игр, и сильнейшие шахматисты. Так, например, Хосе Рауль Капабланка предлагал несколько вариантов новых шахмат, один из которых известен как шахматы Капабланки. В основном нововведения шли по нескольким направлениям, иногда одновременно: изменение правил ходов, изменение доски (размеров, а иногда и формы), введение новых фигур, изменение начальной позиции партии. Предлагались как весьма экзотические варианты, такие как гексагональные шахматы, так и просто шахматы по обычным правилам, но на сильно увеличенной доске.
Общий недостаток большинства «радикальных» вариантов — они представляют собой, фактически, новые игры, в которых от шахмат сохраняется только внешний вид и основные принципы. Это не умаляет самостоятельного значения и достоинств данных игр, но препятствует их широкому распространению среди шахматистов и делает крайне маловероятным массовый переход к ним от классических шахмат. Довольно давно известны «косметические» варианты реформы шахмат, разработчики которых стремились сохранить максимум от существующей игры. В этих вариантах ход партии меняется лишь за счёт нестандартной начальной расстановкой фигур и пешек. Вариантов довольно много, от необычных фиксированных расстановок (простейший вариант — поменять местами коней и слонов) до полностью случайной расстановки фигур и пешек по всей доске (малоприменимо для серьёзных игр, так как на исход партии начинает слишком сильно влиять случайность). Наиболее консервативные из них предусматривают произвольное размещение фигур на первой и восьмой горизонталях за фиксированным пешечным рядом и, возможно, некоторые ограничения на порядок расстановки. Предлагались варианты:
- Произвольная расстановка фигур — она даёт до 25 миллионов начальных позиций.
- Произвольная расстановка фигур с обязательно разнопольными слонами.
- Произвольная симметричная расстановка фигур с разнопольными слонами.
Возможен вариант расстановки фигур «в открытую» — когда игроки перед партией ставят фигуры по одной, соблюдая очерёдность и зная, куда поставил фигуру соперник (при симметричном расположении игрок сначала ставит свою фигуру напротив поставленной противником, затем выбирает место для очередной своей), и «втёмную» — когда доска перед игрой разделяется непрозрачным экраном, игроки расставляют фигуры, после чего экран убирается.
19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, по-русски употребляются названия «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера», «Случайные шахматы», «Случайные шахматы Фишера», «СШФ»). Особенности именно фишеровского варианта следующие:
- Расстановка фигур не зависит от игроков — она случайна.
- Чёрные и белые фигуры расставляются симметрично.
- Слоны обязательно разнопольные.
- Добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей.
- Сохранена рокировка, правила которой максимально приближены к правилам классических шахмат.
Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении.
Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.Правила
Поле, фигуры, ходы
В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.
Начальная позиция
Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии. Это можно сделать с помощью компьютерной программы «Fischerandom Chess Computerized Shuffler». Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие ограничения:
- Пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях), фигуры размещаются за рядом своих пешек;
- Одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях a и h).
- Слоны должны находиться на полях разного цвета.
- Начальные позиции белых и чёрных являются симметричными относительно горизонтальной линии, проходящей по середине доски (то есть чёрные фигуры должны стоять на тех же вертикалях, на которых стоят одноимённые белые).
Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку чёрных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.
В условиях заданных ограничений возможно 960 различных начальных позиций (отсюда вариант названия игры «Шахматы 960»). Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.
При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную, например, с помощью игральных костей или монет. Ниже приведена одна из таких процедур, предложенная Гансом Бодландером (Hans L. Bodlaender).
- Случайным образом выбрать одно из четырёх чёрных полей для слона. Для этого можно использовать игральную кость: выпавшая единица означает первое слева чёрное поле (a1 в шахматной нотации), двойка — следующее чёрное поле (c1) и т. д. Если выпадет 5 или 6, то бросать кость ещё раз, пока не выпадет грань от 1 до 4.
- Аналогично найти место для белопольного слона.
- Случайным образом выбрать одно из свободных полей для ферзя. Число от 1 до 6, выпавшее на грани означает номер свободного поля, считая слева.
- Случайным образом выбрать одно из свободных полей для коня. Перебрасывать кость, если выпадет 6.
- Случайным образом выбрать одно из свободных полей для второго коня. Перебрасывать кость, если выпадет 5 или 6.
- На оставшиеся три поля поставить короля и ладей так, чтобы король оказался между ладьями.
- Расставить пешки.
- Расставить чёрные фигуры симметрично белым.
Нетрудно убедиться, что данная процедура позволяет получить каждую из 960 начальных позиций, причём с равной вероятностью.
Правила рокировки
Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие:
- Независимо от фактического положения короля и ладей, рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «a» (для белых — слева, для чёрных — справа) традиционно называется «длинной рокировкой» (обозначается «0-0-0»), а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «h» (для белых — справа, для чёрных — слева) — «короткой рокировкой» («0-0»).
- В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль g, рокируемая ладья — на вертикаль f. В результате длинной рокировки король всегда ставится на вертикаль c, рокируемая ладья — на вертикаль d. Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах.
- Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже стоит на конечном поле рокировки, то в результате рокировки она остаётся на этом поле, и перемещается только вторая фигура.
- Рокировка допустима при следующих условиях:
- Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода (в том числе не рокировались).
- Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур.
- Конечные поля для короля и ладьи свободны (рокировка не может проводиться со взятием).
- Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находиться под боем).
- Король не находится под шахом перед рокировкой (запрещена рокировка «из-под шаха»).
- Король не находится под шахом после рокировки (запрещена рокировка «под шах»).
В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:
- Король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два шага, как в обычных шахматах).
- Король и ладья меняются местами.
- Рокировка короля (когда перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции).
- Рокировка ладьи (когда перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции).
В соответствии с этим, возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твёрдо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля, и только потом переключать часы. При игре без контроля времени игрок, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «рокируюсь» или «делаю рокировку».
Нотация
Обозначения полей доски и порядок записи партий полностью аналогичны классическим шахматам (алгебраическая нотация).
Анализ
Свою основную задачу — сделать непригодными старые дебютные наработки и лишить смысла проработку новых вариантов дебюта, — шахматы Фишера выполняют. Хотя 960 начальных позиций — это, в принципе, немного, особенно при наличии компьютера, даже этого разнообразия оказывается вполне достаточно, чтобы глубокий анализ вариантов дебюта стал бесполезным. Практически невозможно глубоко проанализировать все возможные дебюты, а прорабатывать варианты для каких-то конкретных начальных позиций бессмысленно — нет никакой гарантии, что в реальной партии будет встречена именно эта позиция. Безусловно, со временем начальные позиции будут классифицированы и для различных их типов будут сформулированы рекомендации и, возможно, даже просчитаны некоторые варианты, но глубина проработки вряд ли достигнет нынешнего «классического» уровня. Некоторые шахматисты высказывали надежду, что такое положение благотворно скажется на развитии теории дебютов, поскольку от механического перебора вариантов она вынужденно перейдёт к глубокому анализу более общих закономерностей дебютной борьбы и формулированию более общих критериев оценки позиции.
Характер борьбы в дебюте сильно зависит от выпавшей начальной расстановки фигур. Как показали уже довольно многочисленные турниры по шахматам Фишера, «классическая» начальная позиция оптимальна с точки зрения богатства вариантов и возможностей. Многие начальные позиции, сильно отличающиеся от классической, практически однозначно определяют оптимальную стратегию игры в дебюте, и шахматисту остаётся выбрать наиболее действенный способ реализации этой стратегии.
В миттельшпиле и, особенно, эндшпиле никакой разницы между шахматами Фишера и классическими шахматами нет. К третьему десятку ходов позиция приобретает достаточно обычный вид, а к началу эндшпиля часто уже невозможно определить, по каким правилам — классическим или фишеровским, — играется эта партия.
К интересным результатам привёл факт сохранения в шахматах Фишера несимметричной рокировки. Она явно обогатила игру, так как из-за неё даже зеркально-симметричные позиции являются существенно различными и приводят к разным продолжениям.
Мнения профессиональных шахматистов о шахматах Фишера
Мнения профессионалов и любителей шахмат о случайных шахматах Фишера высказываются различные — от восторженных до резко негативных. Но большинство известных шахматистов относится к ним, как явствует из их высказываний, как минимум, со сдержанным оптимизмом. Высказывались критические замечания по поводу особенностей правил. Так, некоторые шахматисты-профессионалы оказались недовольны случайным выбором начальной позиции на каждую партию; они высказывали предложения проводить турниры по шахматам Фишера, в которых начальная позиция выбиралась бы одна на весь турнир, причём определялась и сообщалась игрокам заранее (за несколько дней или недель до начала турнира). Такие правила позволили бы предварительно подготовиться к турниру, снизив затраты времени на обдумывание дебютных ходов. В то же время эффект отказа от дебютной теории сохранился бы — за короткое время провести полный анализ позиции невозможно, волей-неволей пришлось бы ограничиться только общими намётками.
Анатолий Карпов
Имеют ли «шахматы Фишера» будущее, сказать трудно. Сейчас проводят отдельные турниры по правилам Фишера. Идея есть, но насколько она будет воспринята в будущем, сказать трудно, потому что есть и плюсы, и минусы.
Плюс совершенно очевиден: в пору компьютеров Фишер пытается уйти от домашней подготовки и считает, что таким образом он снимает важность набора какой-то команды, работы с компьютером.[1]
Собственно, к «шахматам Фишера» готовиться особенно не надо. Эндшпильными позициями и эндшпильными знаниями и в «шахматах Фишера» можно пользоваться и даже с большим успехом. А вот что касается дебютной теории, то здесь, конечно, все ломается. И здесь основные принципы — кто лучше и быстрее понимает и принимает решения, у кого интуиция, кто лучше подготовится к битве. Поэтому готовиться особенно не нужно, главное — быть в отличном состоянии, чтобы голова работала, ноги-руки двигались.[2]
Гарри Каспаров
По мнению Гарри Каспарова, у шахмат Фишера есть будущее, главным образом потому, что они дают человеку более равную позицию для игры с компьютером — компьютер уже не сможет опираться на накопленную столетиями дебютную базу. Тем не менее, экс-чемпион предрёк большие потрясения при введении новых шахмат.
Но главное мое замечание такое: новые шахматы — это мечта двоечника! Ведь каждый двоечник думает про отличника, что тот зубрит книжку и поэтому у него лучше оценки. Те, кому просто лень учить теорию, не понимают, что в так называемых «шахматах Фишера» резко возрастёт разрыв между шахматистами очень сильными и шахматистами просто сильными. Ведь сегодня определённое выравнивание между этими игроками происходит потому, что они примерно на равных проходят дебютную стадию. Каждый выучил свой вариант и может на «своей территории» бороться успешно даже с чемпионом мира.[3]
Владимир Крамник
Владимир Крамник предлагал свой вариант снижения эффекта домашней подготовки и компьютерного анализа отдельных дебютных систем: жеребьёвка дебютов, при которых из классической начальной позиции случайным образом, но тоже с определёнными ограничениями, исключающими заведомо сомнительные начала, задаётся несколько первых ходов. Затем шахматисты играют как обычно. По поводу шахмат Фишера Крамник сказал:
Я немножко поиграл в «Фишер-рэндом». Безусловно, это полностью сбивает дебютную подготовку. Но проблема в том, что теряется некоторая гармония игры. Трудно объяснить это словами, но, когда в начальной позиции слон стоит на h8, конь на g8 и ладья на f8, то теряется ощущение эстетики шахмат. Кстати, я спрашивал шахматистов — у многих возникает то же ощущение: что-то «не то», как-то некрасиво… Да и любители привыкли к красоте взаимодействия фигур при обычной начальной расстановке.
Поэтому, если уж мы хотим убирать дебютную подготовку, то жеребьёвка представляется мне более удачным выходом. В этом случае изучение теории начал пойдёт в более общем направлении: вряд ли шахматист станет изучать жёсткие форсированные варианты с большим числом разветвлений где-нибудь в защите Бенони просто потому, что их невозможно запомнить. Скорее, люди начнут изучать дебюты с позиционной точки зрения: общие планы, стратегия. Вряд ли будет много партий, где шахматист на 25 ходов потратит одну минуту. Это заставит людей больше играть за доской.[4]
Борис Спасский
К шахматам Фишера отношусь положительно, потому что это те же условия игры, просто вы освобождаетесь от теории и творите. Кстати, идеи мягко реорганизовать классические шахматы были ещё и до Фишера. Что там говорить, если мой родной дядя призывал: давайте, меняйте слонов местами с конями и все у вас будет хорошо. У Фишера, правда, там ещё целый ряд гениальных изобретений — с часами, например. Вообще, он, в отличие от нынешних чемпионов, всегда бился за качество игры.[5]
Марк Тайманов
Возможно, «шахматы Фишера» — панацея от компьютерного засилья в игре, возврат к импровизационному творчеству. С классическими шахматами ничего не произойдёт, как ничего не случится с историей. Любители, как и прежде, будут наслаждаться произведениями великих мастеров, изучая партии прошлых лет… А это будет, конечно, немного другая игра. Предложение Фишера позволяет преодолеть чудовищную закомпьютеризированность дебютной стадии, преодолеть рутину. Вам нравится, когда играют два известных гроссмейстера и до 26 хода повторяют все, что записано у них в картотеке компьютера? Это — что? Борьба? Творчество? Сейчас шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем… Новшество позволит начать шахматную партию со 2-го хода, а не с 26-го. Но, как я себе представляю, где-то с 12 хода начнётся обычная шахматная игра по обычным шахматным законам. Я думаю, шахматы Фишера — шахматы XXI века![5]
Соревнования
- Начиная с 2000 года высококвалифицированные шахматисты начали играть показательные партии в шахматы Фишера. Обычно такие встречи проводились в качестве дополнений к каким-либо обычным шахматным турнирам.
- В 2001 году в Майнце состоялся матч Леко — Адамс, в котором Леко победил со счётом 4½:3½.
- В 2002 году прошёл первый официальный турнир по случайным шахматам. Он, кстати, сразу же показал, что сильнейшие шахматисты берут отнюдь не памятью на дебютные системы — первые места заняли наиболее квалифицированные игроки.
- В 2003 году был проведён первый матч на первенство мира по шахматам Фишера между победителями двух предыдущих опен-турниров — Леко и Свидлером. Победил Свидлер, со счётом 4½:3½.
- В 2004 году в очередном матче Свидлер — Аронян чемпион отстоял своё звание.
- В 2005 году Свидлер повторно защитил титул в матче с Алмаши.
- В 2006 году Аронян выиграл матч у Свидлера со счётом 5:3 и стал новым чемпионом мира.
- В 2007 году Аронян выиграл матч у Ананда со счётом 3½:2½ и остался чемпионом мира.
- В 2009 году Накамура выиграл матч у Ароняна со счётом 3½:½ и стал новым чемпионом мира.
Действующий чемпион мира по «Шахматам 960» — гроссмейстер Хикару Накамура.
Игра постепенно набирает популярность в мире. Начиная с 2005 года в России периодически проводятся турниры по шахматам Фишера, в том числе любительские и детские.
Ссылки
- Правила игры в шахматы Фишера
- Шахматы 960 на МФО (по переписке)
- FICGS — Fischer Random Chess tournaments
Примечания
- ↑ Интервью Анатолия Карпова
- ↑ Интервью Анатолия Карпова
- ↑ Интервью с Гарри Каспаровым
- ↑ Интервью Владимира Крамника
- ↑ 1 2 О шахматах Фишера
См. также
Шахматы втёмную
Случайная статья. История шахмат. Часть 2
Случайная статья. История шахмат. Часть 2Профиль
Избранное
3 августа 2020, 20:00 3 августа 2020, 21:00 3 августа 2020, 22:00 3 августа 2020, 23:00 4 августа 2020, 00:00 4 августа 2020, 01:00 4 августа 2020, 02:00 4 августа 2020, 03:00 4 августа 2020, 04:00 4 августа 2020, 05:00 4 августа 2020, 06:00
Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра – чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов. Часть вторая.
Смотрим всё
Авто-геолокация
Введение в случайные шахматы Фишера
С 25 по 30 октября этого года в Рейкьявике, Исландия, будет проходить второй в истории чемпионат мира ФИДЕ по случайным шахматам.
Если вы спрашиваете себя: «Что такое случайные шахматы Фишера?», то в этом посте мы расскажем об истории и правилах этого новаторского варианта шахмат.
Что такое шахматы Фишера?
Случайные шахматы Фишера, также известные как Шахматы-960, — это разновидность шахмат, изобретенная покойным и великим чемпионом мира по шахматам Бобби Фишером.
Фишер впервые объявил об этом варианте в 1996 году, спустя много лет с тех пор, как он в последний раз соревновался в классических шахматах.
Фишер долгое время считал, что дебютная теория ограничивает творческий потенциал в шахматах, поскольку элитные игроки запоминают первые ходы игры. Таким образом, он хотел сохранить то, что он считал духом шахмат, убрав дебютную теорию, не меняя существенно правила и создав совершенно новую игру.
Идея Fischer Random состоит в том, чтобы рандомизировать начальное положение фигур, чтобы можно было не запоминать дебюты.
«Я люблю шахматы, и я изобрел случайные шахматы Фишера не для того, чтобы уничтожать шахматы. Я изобрел случайные шахматы Фишера, чтобы шахматы продолжали существовать». – Бобби Фишер
Как устроена доска
На доске в случайных шахматах Фишера есть все те же фигуры, что и в стандартных шахматах на доске 8×8. В этом варианте не вводятся новые фигуры, и все фигуры ходят так, как в обычной шахматной игре.
На второй горизонтали (7-я для черных) пешки сохраняют то же положение, что и в классических шахматах.
Однако вариант отличается по первой горизонтали (8-я для черных) с размещением фигур случайным образом.
До случайных шахмат Фишера существовали варианты, известные как «шаффл-шахматы», в которых фигуры располагались случайным образом. Однако Fischer Random стремится быть как можно более верным классическим шахматам, и поэтому обеим сторонам разрешена рокировка. Обе стороны также сохраняют слонов обоих цветов.
Вариант также известен как Chess960 из-за того, что на доске имеется 960 возможных стартовых позиций. Есть 4 светлых поля для одного слона, 4 темных поля для другого слона, 6 оставшихся полей для ферзя, 10 способов разместить двух одинаковых коней на оставшихся 5 полях и 1 способ разместить двух ладей и короля на остальные 3 поля, так как король должен быть между ладьями.
Таким образом, вы получаете 4 × 4 × 6 × 10 × 1 = 4 × 4 × 15 × 4 × 1, что равняется 960 возможным исходным позициям.
Доска часто создается с помощью компьютерного программного обеспечения, как это было на чемпионате мира по случайным числам Fischer 2019 года.
Однако нет необходимости использовать компьютерную программу для определения исходной позиции. Можно использовать многогранные кости без переброса; например, 4×12×20, или 6×8×20, или 8×10×12.
Вот пример одной из многих возможных настроек платы:
Теория
Теория должна пройти долгий путь в случайных шахматах Фишера. Классическая шахматная теория развивалась на протяжении сотен лет из статичного положения, поэтому рандомизация фигур действительно меняет дело.
Дебютные принципы классических шахмат остаются в силе, т.е. защищая своего короля, контролируя центр и в первую очередь развивая легкие фигуры.
В некоторых стартовых позициях в шахматах Фишера преимущество белых может быть больше, чем в классических шахматах. Таким образом, с каждой стартовой позиции играют по две игры, причем каждый игрок играет по одной игре каждого цвета.
Учитывая, что теория находится на начальной стадии, многие игроки считают, что игра больше подходит для более длительного контроля времени, поскольку им требуется больше времени на размышления, чем в стандартных шахматах.
Формат чемпионата мира ФИДЕ по случайным шахматам Фишера 2022 года
Общий призовой фонд чемпионата мира этого года составляет 400 000 долларов, из которых победитель получает домой 150 000 долларов.
В турнире принимают участие четыре игрока прямого посева. Это действующий чемпион Fischer Random американский гроссмейстер Уэсли Со, лучший в мире гроссмейстер по стандартным шахматам, норвежец Магнус Карлсен и сильнейший исландский гроссмейстер Хьорвар Стейнн Гретарссон. Четвертый игрок получит wild card от президента ФИДЕ. При этом четвертым игроком является российский гроссмейстер Ян Непомнящий.
Помимо этих четырех сеяных игроков, примут участие два игрока из онлайн-квалификации Chess. com, а также два игрока из онлайн-квалификации Lichess. Среди игроков, участвующих в этих отборочных турнирах, следует отметить GM Хикару Накамура.
Турнир начинается с восьми игроков, разделенных на две группы. Это двойное круговое соревнование, означающее, что каждый игрок встречается с другими в своей группе дважды; один раз черными фигурами и один раз белыми фигурами. После этого турнир переходит в плей-офф, в серии до четырех побед. При необходимости Армагеддон используется в качестве тай-брейка. В этом формате каждый игрок делает ставку на количество минут до 15, а игрок с более низкой ставкой будет черным, и ему нужно будет только сыграть вничью, чтобы выиграть матч. У игрока с белыми будет 15 минут, и ему нужно будет выиграть партию, чтобы выиграть матч.
Контроль времени во всех играх, кроме тай-брейков Армагаддона, составляет 25 минут на каждого игрока на первые 30 ходов. Начиная с 31-го хода, каждый игрок получает дополнительные 5 минут на часах и прибавку 5 секунд на каждый ход.
Если вы хотите следить за турниром Fischer Random World Championship в прямом эфире, Chess24 будет транслировать его в прямом эфире.
Будущее случайных шахмат Фишера
С момента своего создания в середине 90-х интерес к случайным шахматам Фишера значительно вырос, хотя они все еще сильно отстают от стандартных шахмат.
В 2008 году руководящий орган шахмат, ФИДЕ, добавил случайные шахматы Фишера в свое приложение к законам шахмат, что помогло официально принять этот вариант.
До первого Чемпионата мира по случайным шахматам Фишера 2019 года проводились различные турниры, не санкционированные ФИДЕ, что помогло привлечь внимание к этому варианту.
Ожидается, что в связи с проведением в этом году 2-го чемпионата по случайным шахматам Фишера интерес только возрастет.
Многие обычные шахматисты в дополнение к классическим шахматам занимаются случайными шахматами Фишера.
Уэсли Со, трехкратный чемпион США по шахматам, является действующим чемпионом по шахматам Фишера. На самом деле, у него даже есть курс Chessable по Fischer random, если вы хотите научиться играть.
Так, наряду со многими другими игроками, выразили мнение, что Fischer Random вполне может стать будущим шахмат. Со заявил: «С развитием компьютеров я предсказал, что, возможно, через 50 лет не будет больше профессиональных шахмат высокого уровня. Ты знаешь. Как шахматы будут настолько хорошо проанализированы».
Другие игроки, такие как действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен, выразили похожее мнение: «Я думаю, что в целом будущее классических шахмат в их нынешнем виде немного сомнительно. Я бы хотел, чтобы больше шахмат Фишера играли за доской в классическом формате».
Похоже, у Chess960 большое будущее, но ему еще далеко до того, чтобы превзойти по популярности стандартные шахматы. Стандартные шахматы существовали веками, но неясно, какое влияние компьютеры окажут на шахматы в ближайшие десятилетия. Может ли случай Фишера стать самым популярным шахматным вариантом в ближайшие годы?
Статистика случайных партий в шахматы
Статистика случайных партий в шахматыФрансуа Лабель
Я смоделировал 29,28 миллиарда случайных шахматных партий, состоящих из случайных ходов, выбранных единообразно среди всех допустимых ходов. Мое главное открытие заключается в том, что белые чуть чаще ставят мат, чем черные (7,7340% против 7,7293%), а количество смоделированных игр достаточно велико, чтобы сделать разницу статистически значимой (достоверность 21 сигма).
Общая статистика
В приведенной ниже таблице я разбил прекращение игры по типу с соответствующим номером статьи из Правил шахмат ФИДЕ. Я не привожу ничьих по правилу 3-кратного повторения (статьи 5.2г, 9.2) или по правилу 50 ходов (статьи 5.2д, 9.3), потому что эти ничьи не являются автоматическими: их должен заявить один из игроков. Поскольку заявлять об этих розыгрышах необязательно, я решил, что мои синтетические игроки предпочтут продолжать делать больше случайных ходов. С другой стороны, я должен принять во внимание правило 5-кратного повторения и правило 75-ти ходов, которые являются автоматическими версиями предыдущих правил. Я не удосужился запрограммировать правило 5-кратного повторения, потому что оно применимо к последовательных повторения, и небольшое размышление показывает, что для его запуска требуется полностью определенная последовательность примерно из 20 слоев, которая вряд ли произойдет случайно. Правило 75 ходов появилось недавно (2014 год) и несколько условно, поэтому статистику я привожу и без него.
Причина | Артикул | Дробь (%) | Без правила 75 ходов (%) | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
checkmate | 5.1a | 15.4633 ± 0.0002 | 15.5546 ± 0.0002 | ||||||||||||||
stalemate | 5.2a | 6.5364 ± 0.0001 | 6.7708 ± 0.0001 | ||||||||||||||
5-fold repetition | 9.6a | ~ 0% | ~ 0% | ||||||||||||||
Правило 75-Move | 9,6B | 12,0118 ± 0,0002 | 0% | ||||||||||||||
НАСТОЯЩИЙ САМОЖИТЕЛЬНЫЙ | ..7 | 65,9886 ± 0,0003 | 77,6742 ± 0,0002 | ||||||||||||||
Заблокированная позиция | ~ 0% | 0,000504 ± 0,000001 |
Заблокированные позиции
«Недостаточно материала» и «заблокированная позиция» — две причины ничьей из-за невозможности поставить мат. Заблокированные позиции должны немедленно заканчивать игру в соответствии с законами шахмат, но это слишком сложно запрограммировать, поэтому вместо этого заблокированные позиции обнаруживались, когда игра достигала 10 000 партий, и не заканчивалась ни по какой другой причине. Это означает, что я могу обнаруживать только заблокированные позиции без правила 75 ходов, и я не могу сказать, какой игрок вызвал заблокированную позицию. В заблокированных позициях, обнаруженных с помощью моделирования, было от 8 до 17 фигур. Ниже приведен пример заблокированной позиции, которая была достигнута случайным образом. Я выбрал необычную позицию с одним конем и двумя слонами.
Играть в шахматы онлайн
Разбивка по слоям
Ниже приведен график вероятности каждого типа эндшпиля для каждого слоя. Интеграл (площадь под кривой) дает общую вероятность из таблицы выше.
Вероятность мата для маленьких слоев
Кривая мата заслуживает увеличения. Самый короткий мат ставится черными на 4-м слое, поэтому черные начинают впереди, но позже мы видим всплески на нечетных слоях, что означает, что белые быстро получают преимущество.
Точные вероятности
Для небольших слоев я смог напрямую вычислить вероятность завершения игры (в отличие от оценки ее с помощью случайных игр).
exact probability of checkmate (rounded to 20 digits) | |
---|---|
ply 4 | 0.00003252384994744927 |
ply 5 | 0.00005203302269729754 |
ply 6 | 0.00007899349825993504 |
ply 7 | 0.00010589732376673660 |
ply 8 | 0.000110156924506 |
ply 9 | 0.00013844617672015683 |
ply 10 | 0. 00012747076885663533 |
точная вероятность мата (в сокращенной дроби) | |
---|---|
слой 4 | 32183 / 989520000 |
слой 5 | 275062568550753939939673 / 5286307700225917781095680000 |
слой 6 | 1259539137236405179073987700010718679274361 / 15944845651622885777913335913827610574080000000 |
слой 7 | 6795731819624501622630615704494673542714026017897565393648480103 |
слой 8 | 3818593265767102093368612685666117391523629781132931725412676010453615047621183598650346577 / 3466503144622716660608223633927182653224148168059329710598726149157780336438867555840000000000000 |
слой 9 | 31494207802758087192623063743043282156405 | 337026021569331565948455752627553337270739207779937146392240937497806337 / 22748340581782742679157419640484185516104744278278613034770353637876350749173248300031515491241529792081166336000000000000
слой 10 | 85450562846936719424225491089505539944466158797276373130175540777100978755580105049204295386124545191772347455404439217507855630585020328655443 / 670354180910619798429732866521176768382607715033428649372376951710178762965984271245861665225558829532239206105291521824473984532480000000000000000 |
Знаменатели всегда разлагаются на маленькие простые числа. Например, знаменатель слоя 4 равен 2 7 × 3 × 5 90 298 4 90 299 × 7 × 19 × 31, а знаменатель слоя 5 равен 2 90 298 11 90 299 × 3 90 298 4 90 299 × 5 90 298 4 90 299 × 7 90 298. 2 ×11 3 ×13 2 ×17 2 ×19 2 ×29×31 2 ×37×43. Это можно объяснить в два этапа:
- Вероятность получения определенного мата равна 1 произведению количества возможных ходов (разветвлений) на каждом слое, ведущем к мату.
- Вероятность мата на слое n равна сумме вероятностей отдельных матов.
Отличия игроков
Здесь мы смотрим ту же статистику, но отдельно для белых и для черных (игрок, сделавший ход, закончивший партию).
Reason | Fraction white (%) | Fraction black (%) | Difference (%) |
---|---|---|---|
checkmate | 7.7340 ± 0. 0002 | 7.7293 ± 0.0002 | 0.0047 ± 0.0002 |
stalemate | 3,2497 ± 0,0001 | 3,2866 ± 0,0001 | −0,0369 ± 0,0001 |
Правило 75 ходов | 6,0109 ± 0,00010114 | 6.0009 ± 0.0001 | 0.0100 ± 0.0002 |
insufficient material | 33.0453 ± 0.0003 | 32.9432 ± 0.0003 | 0.1021 ± 0.0004 |
Причина | Дробь белых (%) | Дробь черных (%) | Разница (%) |
---|---|---|---|
мат | 7,7795 ± 0,0007 20 | 0114 | 0.0045 ± 0.0002 |
stalemate | 3.3667 ± 0.0001 | 3.4041 ± 0.0001 | −0.0374 ± 0.0001 |
insufficient material | 38.8966 ± 0.0003 | 38.7776 ± 0.0003 | 0. 1189 ± 0.0004 |
Различия небольшие, но статистически значимые, поэтому должно быть объяснение. Во-первых, давайте посмотрим на разбивку по слоям.
Разбивка по слоям
Смещение игрока на слой определить сложнее. Один из способов состоит в том, чтобы посмотреть на разницу между значением на слое n и средним значением соседних значений на слоях n−1 и n+1 и инвертировать его для черных, чтобы всегда получать положительное число, когда разница в пользу белых . Точнее, для произвольной функции f(n) я определяю смещение игрока g(n) на слое n равным 9.0003
g(n) = [−0,25 f(n−1) + 0,5 f(n) − 0,25 f(n+1)] (-1) n+1 .
Константы подобраны так, что
… + g(0) + g(1) + g(2) + g(3) + … = … − f(0) + f(1) − f(2) + f(3) − …
, а интеграл соответствует общей разнице между белыми и черными из таблицы выше.
Одна из теорий состоит в том, что развитие белых всегда на один шаг впереди черных, что дает белым матовое преимущество в начале, но каждый шах, который не ставит мат, скорее всего, будет наказан взятием шаха (противник должен сыграть случайный ход среди тех, кто защищается от шаха), что в итоге дает черным материальный перевес и матовый перевес. Этот разворот происходит слишком поздно, чтобы полностью стереть первоначальное матовое преимущество белых, но он происходит как раз вовремя, чтобы дать черным патовое преимущество.
Количество партий, закончившихся матом, патом
Набор игр, полученных через n случайных слоев, не является равномерно случайной выборкой всех возможных игр после n слоев, потому что игры, которые имеют большие разветвления, с меньшей вероятностью будут выбраны случайным образом. Отслеживая произведение разветвлений во время моделирования, можно компенсировать это и получить объективную оценку количества игр после n слоев. Ниже приведены такие оценки, полученные из 11,65 млрд случайных игр. Кривая пата зашумлена, и чтобы дать представление о неопределенностях, я построил два отдельных прогона примерно по 6 миллиардов игр в каждом.
Самая короткая патовая игра, полученная случайным образом, имела длину 42 слоя, и эта конкретная игра имела произведение разветвлений 9,017791×10 51 , что примерно указывает на то, что существует 9,017791×10 51 / (11,65×10 9 ) игр, заканчивающихся патом на 42-м слое.