Сравнение как определить: Что такое сравнение в литературе? Примеры

Содержание

Сравнение в русском языке, примеры из художественной литературы

Сравнение в литературе используется для придания образу яркости, выразительности, наглядности. В его основе лежит сопоставление объектов друг с другом. Примеры применения этого приёма обнаруживаются в художественных произведениях со времён античности, но это не исключает его использования и в повседневной речи:

  • На улице жарко, как в доменной печи.
  • Сосед по коридору прямо слоном протопал.

Литературоведы-сторонники придания термину троп широкого значения причисляют к тропам и сравнение. Остальные причисляют его к художественным приёмам или риторическим фигурам, оставляя в числе тропов только иронию и разновидности метафоры и метонимии.

Содержание

Виды сравнений

Филологическая классификация выделяет два основных вида. В дополнение к ним отмечаются, согласно разным источникам, два и более типов сопоставлений.

ВидПримеры
Основные
ПрямоеА сейчас она спала. Спала не просыпаясь. Как спящая красавица. Как февральский медведь. (С. Сахарнов, Путешествие на «Тригле»)
Тучи носились по небу, как ошалевшие собаки на пикнике.
КосвенноеСосед волком смотрел на подходящих к его калитке.
Извивается она змеёй—полозом да манит к себе диковинным обликом. (Т. Шаов, Былина о попсе)
Дополнительные
БессоюзноеИмя твоё – птица в руке. (М. Цветаева)
Этот перекрёсток – ловушка для неопытного водителя.
ОтрицательноеТо не туча темнеет на горизонте, то идут на Русь полки половецкие.

Помимо перечисленных, в работах исследователей упоминаются:

Развёрнутое

Второе название – гомеровское, поскольку примерами полны ещё «Илиада» и «Одиссея». Суть этого вида в отступлении от сюжета повествования и даже от описываемого предмета настолько, насколько позволит автору его фантазия.

  • Всё в ней дышало покоем и умиротворённостью, как дышит ими жаркий летний день, напоённый солнцем и ароматами луговых трав, чуть колеблющихся под невесомым дыханием тёплого полуденного ветерка.

Наречное

С использованием наречия образа действия.

Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…

(А. Барто, Игра в стадо)

Родительное

Тип, использующий вместо союзных конструкций родительный падеж существительного.

  • Посетитель передвигался по магазину с грацией слона. (Т. е. грация, как у слона.)

Прямое

Прямое сравнение – это привычный в литературе и в быту вид. Выражается с помощью сравнительных союзов.

  • Ветер завывал в трубах, как грешник в аду.
  • Олень замер на краю скалы, словно изваяние.
  • Белые лепестки осыпались с отцветающих вишен, покрывая траву, будто снег.
  • Старый – что малый, знай приглядывай.
  • Льдинки переливались на солнце, точно драгоценные камни.
  • Платье выглядело легче и воздушнее, чем облачко.

Часто употребляемые в речи союзные конструкции вошли в состав устойчивых словосочетаний, утратив при этом запятую перед сравнительным союзом:

  • здоров как бык;
  • хитёр как лиса;
  • смел как лев.

В предложениях союзные конструкции выполняют функции сравнительного оборота или входят в состав сказуемого. Предложения, содержащие сказуемое со сравнением, не требуют постановки запятой перед сравнительным союзом.

  • Деревья точно стройные колонны.

Косвенное

Этот вид вместо союзных оборотов использует беспредложную форму творительного падежа существительного. Взаимозаменяем с прямым сравнением при условии сохранения в языке именительного падежа использованного существительного.

  • Эким ты попугаем вырядился. – Вырядился, как попугай.
  • На радостях Сергей вихрем промчался по коридору. – Сергей промчался по коридору, как вихрь.
  • Новоиспечённый бригадир прошёлся фертом перед изумлёнными коллегами. (Замена невозможна из-за утраты в языке старинного названия буквы Ф – ферт. Именно с ней сравнивался человек, держащий, вопреки этикету, руки в карманах.)

Бессоюзное

Бессоюзное сравнение включено как именная часть в составное именное сказуемое. В отличие от прямого, употреблённого в той же роли, не присоединяется сравнительным союзом, чем и объясняется название.

  • У соседки язык – змеиное жало.
  • Комары в этом лесу – настоящие вампиры.

Отрицательное

В основе этого вида лежит не сопоставление, а противопоставление. Отрицательными вариантами богата народная поэзия, из которой они перекочевали в авторские произведения, стилизованные под народный стиль, в том числе в детскую литературу.

Не лед трещит, не комар пищит – это кум да куме судака тащит.

(Народная песня)

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то моё сердечко стонет…

(С. Стромилов, Лучина)

Примеры сравнения из художественной литературы

Как говорилось выше, сравнения встречаются ещё в произведениях античной литературы, а развёрнутые даже получили второе название в честь Гомера, хотя в его произведениях использованы и другие виды.

Слаще пчелиного мёда текли с языка его речи.

(Гомер, Илиада)

Сравнениями насыщены тексты произведений русского фольклора, в том числе былин.

У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно, а й черным-черно, как чёрна во́рона.

(Илья Муромец и Соловей Разбойник)

Авторская литература не обошла стороной этот приём, добавляющий выразительности и прозе, и стихам.

Нева металась, как больной в своей постели беспокойной.

(А. Пушкин, Медный всадник)

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

(С. Есенин, Пороша)

Развёрнутым сравнением Руси со скачущей тройкой завершает первый том «Мёртвых душ» Гоголь.

Произведения XX и начала XXI веков также отдают дань сравнениям.

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

(Б. Окуджава, Песенка об Арбате)

Сравнение – литературный приём, делающий художественный образ зримым и ярким, и представить себе литературу лишенной этого богатства невозможно.

2 Сравнение как прием определения понятий

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Логика».

Вариант №8

НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

Выполнил: студент 1 курса гр. 900801 Деревянко Д.И.

Проверила преподаватель: Малыхина Г.И.

Минск 2009

Рецензия

СОДЕРЖАНИЕ

Задания контрольной работы…………………………………………………..4

Общая классификация определений……………………………….…………..5

Сравнение как прием определения понятий…………………………………..8

Характеристика как вид неявного определения………………………………11

Описание как операция, сходная с определением……………………………13

Упражнения……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………………….

.18

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Предложенный план выполнения работы:

  1. Сравнение как прием определения понятий;

  2. Характеристика как вид неявного определения;

  3. Описание как операция, сходная с определением.

Упражнения:

1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» Л.Н. Толстой.

2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.

3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.

  1. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

В первом разделе я рассмотрю такую операцию с понятием, как сравнение. Сначала определим, что же такое понятие. Итак, используя предложенную литературу [1], выясняю, что:

Понятие – это мысль об общих существенных признаках предмета.

Это самое простое определение для данного термина в контексте изучаемой дисциплины, можно придумать их бесконечное множество, однако все они будут сводиться именно к этому простейшему определению.

Я только что дал определение понятию понятие. Не пугайтесь, это не тавтология, а логический подход к построению моих мыслей. Тогда возникает вопрос, а что же такое определение понятия? Ответ я нашел в уже упомянутой литературе:

Определение – это логическая операция, посредством которой устанавливаются существенные признаки, входящие в содержание того или иного понятия.

Очень интересно, что даже над самой простейшей формой мысли – понятием, – логика может выполнять множество операций. Коснемся хотя бы операцию определения понятия.

Разнообразных определений больше, чем различных понятий. Но так же, как понятия, они могут быть объединены в некоторые группы по общим признакам. Эти группы и называются видами определений.

Все определения делятся на:

1). Номинальные и реальные.

2). Явные и неявные.

Виды явного определения:

Родо-видовое;

Генетическое.

Виды неявного определения:

Описание;

Сравнение;

Характеристика.

Также логика использует и другие виды определений. Например, в зависимости от иллюстративности или демонстративности определения могут быть остенсивные (от лат. ostensus – показывание) и вербальные. Существует еще много видов определений, не рассмотренных мною.

Более подробно я остановлюсь на неявных определениях, так как один из его видов мне предстоит рассмотреть более подробно в рамках этого раздела. Это сравнение. Итак, виды неявных определений:

  1. Описание – это метод, заключающийся в перечислении как существенных, так и несущественных признаков предмета либо явления. Причем, признаки, используемые в описании, человек воспринимает чувственно. Например, описание грозы, репортаж с места событий, прогноз погоды, описание формы какой-нибудь детали, выраженное словами естественного языка и т. д.;

  2. Сравнение – это определение понятия через сопоставление его с другим понятием, когда признаки второго приписываются первому. За основу этого приема берется аналогия предметов и метод переноса сходных признаком. Это ярко видно на простых примерах: «Жизнь — игра», «Компьютер – очень усовершенствованный арифмометр», «Леса — легкие планеты», «Дневник — лицо ученика», «Нефть — это черное золото» и другие;

  3. Характеристика – это вид неявного определения. В отличие от других приемов она указывает на единичные, уникальные признаки определяемого предмета. Очень широко такой прием используется в художественной литературе, в исторических науках, при определении разнообразных феноменов культуры. Примером может служить характеристика студента, уезжающего учиться за границу, описание действия медицинского препарата на организм, характеристика Наполеона Бонапарта: «Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей.

    Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав свое имя целой эпохе» и так далее.

Сами по себе неявные определения остаются предметом дальнейшей разработки и при наличии возможностей, при первом удобном случае заменяются явными. Так как явные определения раскрывают понятие более конкретно и однозначно. Ведь совершенно любое «лыко в строчку» можно назвать неявным определением, ведь здесь идут в ход даже самые отдаленные и тонкие сравнения и метафоры. Следовательно, неявные определения являются более динамичными и неоднозначными, нежели явные. Именно поэтому эта тема представляет собой весьма плодоносную почву для исследования. Я только что применил в предыдущем предложении метод сравнения (определяемое и определитель выделены курсивом), о котором я буду говорить в следующем разделе.

Лично сам я бы назвал неявные определения красками в языке, ведь именно благодаря всему многообразию методов неявного определения можно красноречиво описать любые предметы.

Теперь приступим к более детальному рассмотрению приема сравнения в логике. Как нам уже известно, сравнение – это определение понятия через сопоставление его с другим понятием, когда признаки второго приписываются первому.

Таким образом, становится ясно, для чего нам нужен этот метод. Все просто. Если нам нужно описать некоторый предмет или явление, но у нас не имеется явного определения для этого, то мы можем сравнить его на основании подобия свойств и признаков этого предмета или явления с другим предметом или явлением, для которого уже существует явное определение.

Везде и всюду мы встречаем этот метод определения. Давайте рассмотрим разнообразные примеры, чтобы показать это более наглядно. Для начала возьмем науку. Это ближе всего для меня, так как я учусь в техническом университете.

В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”; “Почки — небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”. Вот, это показывает еще раз, что метод сравнения базируется на признаках как основании сравнения двух подобных предметов.

Я очень люблю книги Дейла Карнеги, они мне помогли адаптироваться к обществу. К чему я это пишу? Вот к чему! Дейл Карнеги в в своей книге «Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений» советует избегать в выступлениях избитых, затертых выражений и приводит 12 сравнений для характеристики слова «холодный». Цитирую: «Холодный, как лягушка… как грелка поутру… как шомпол… как гробница… как ледяные вершины Гренландии… как глина… как черепаха… как снежный сугроб… как соль… как земляной червь … как заря… как осенний дождь».

В художественной литературе обилие таких примеров вообще поражает. Не побоюсь такого суждения, что при отсутствии метода сравнения в логике и в языке вообще, не было бы и художественной литературы. Вот, пожалуйста:

Иннокентий Анненский (1855-1909) использует такое сравнение: “Как конь попоною, одет рояль, забытый”. Игорь Северянин (1887-1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: “Их лепестки трехгранные — как крылья, как белый шелк”. И совершенно другую ассоциацию вызывает его сравнение из стихотворения “Ахматова”: “Кровь капает, как розы, изо рта”. Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Николая Гумилева (1886-1921): “Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва”. В стихотворении “Каракалла” об императрице он пишет так:

Страстная как юная тигрица,

Нежная, как лебедь сонных вод.

И здесь же совершенно иное сравнение: “Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны”.

Артур Конан Дойль, например, описывая в повести “Знак четырех” преследование Холмсом и Уотсоном преступников, пытавшихся ускользнуть на катере по Темзе, прибегает к таким сравнениям: “Теперь мы шли прямо на них. Огонь в топках гудел, мощная машина стучала, как огромное металлическое сердце. Острый, отвесный нос лодки, как ножом, рассекал спокойную воду, посылая влево и вправо две круглые, длинные, тугие волны.

В такт машине вся лодка вибрировала и вздрагивала, как живое существо…и Впереди нас бежало по воде темное пятно — это была “Аврора”. Вихрь белой пены за ней свидетельствовал о скорости, с какой она шла”.

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно», «как бы» и многие другие.

7 Простые сравнения

  • Когда мы сравниваем группы или факторы, мы должны выбрать статистическую или точечную оценку, которая фиксирует или дает количественную оценку этого сравнения. Например, если у нас есть бинарный результат, мы можем выбрать отношение риска или отношение шансов, если у нас есть непрерывный результат, мы можем сравнить группы, вычислив среднюю разницу. Мы называем эти типы точечных оценок мерами эффекта.
  • Важно проверить предположения, необходимые для получения достоверного доверительного интервала или проверки гипотезы. Два наиболее важных из них: независимые наблюдения и достаточный размер выборки (при использовании нормального приближения). Если допущения нарушаются, следует искать альтернативный подход, иначе вывод может быть лишен внутренней валидности и привести к неверным выводам.
  • Мы используем t-распределение для сравнения средних значений при небольших размерах выборки. Распределение Стьюдента учитывает дополнительную неопределенность в оценке стандартного отклонения генеральной совокупности, которая необходима для оценки стандартной ошибки выборочного распределения. Поскольку t-распределение используется для небольших размеров выборки, мы также должны сделать дополнительное предположение о том, что родительская популяция, из которой была взята выборка, имеет нормальное распределение.
  • Нулевая и альтернативная гипотезы должны быть сформулированы (и обдуманы) в терминах параметров совокупности, поскольку гипотеза касается того, что происходит в совокупности, а данные используются в качестве доказательства против гипотезы.
  • Отношения шансов аппроксимируют отношения рисков, когда исход достаточно редкий (<10%), тем не менее, неправильно интерпретировать их как отношение рисков.
  • Отношения шансов и коэффициенты риска являются относительными показателями связи, они описывают относительное изменение шансов или риска в результате воздействия по сравнению с отсутствием воздействия. Поскольку они являются относительными показателями, их иногда предпочитают использовать в качестве индикатора силы связи для сравнения пропорций с разницей в рисках. Разница рисков измеряет связь между воздействием и результатом с точки зрения абсолютного изменения риска.
  • В популяционных исследованиях представление соотношения рисков без указания разницы рисков может ввести в заблуждение, поскольку это может привести к преувеличению риска, когда исходный риск очень низок. Например, рассмотрим фоновый риск 0,2%, который увеличивается до 0,5% при воздействии фактора; это отношение риска 2,5 или 250% относительное увеличение риска, но только 0,3% увеличение абсолютного риска.
  • Понимание и изучение данных:
    • Иногда вы можете просто посмотреть на данные и увидеть, что нулевая гипотеза явно ложна. (Например, если гистограмма показывает, что каждое наблюдение больше, чем значение нулевой гипотезы). Методы простых сравнений — это способ формализовать то, что вы видите.
    • Чтобы оценить, верны ли определенные предположения для доверительных интервалов и проверок гипотез (например, для t-тестов), нам иногда приходится смотреть на форму, центр и разброс выборочного распределения.
  • Вероятность:
    • Значение p — это условная вероятность; если нулевая гипотеза верна, какова вероятность получения наблюдаемой статистики (или чего-то более экстремального)?
  • Статистический вывод и сбор данных:
    • Методы, использующие нормальное распределение, основаны на выборочных распределениях и центральной предельной теореме. Чтобы предположения были выполнены, нам также необходимо следовать надлежащим методам сбора данных и дизайна исследования, чтобы получить случайную выборку и свести к минимуму систематическую ошибку.
  • Статистическое моделирование:
    • Все параметрические простые сравнения включают статистическую модель, например, мы предполагаем, что выборочное распределение каждого из них следует модели с некоторым гипотетическим средним значением.
  • Оценка исследований:
    • Простые сравнения и измерения эффекта, рассматриваемые в этой теме, широко используются в опубликованной литературе. Таким образом, понимание этих методов позволяет вам оценить, подтверждают ли результаты исследования выводы, сделанные авторами, и поэтому является важным аспектом критической оценки.

Сравнение соотношений — как сравнивать соотношения, методы, используемые для сравнения соотношений, примеры решений, практические вопросы, часто задаваемые вопросы

 

Соотношение слов означает количественное отношение двух сумм или чисел. Понятия отношения, пропорции и вариации очень важны в математике и в повседневной жизни. Соотношение записывается двумя способами — дробью и через двоеточие. Например — 2:3 или 2/3. Сравнение отношений используется, когда для сравнения требуется 3 или более величин. Предположим, что упоминается соотношение между друзьями J и K по набранным баллам и другое отношение между K и S, сравнивая оба отношения, мы можем определить отношения всех трех друзей J, K и S. Чтобы сравнить отношения, нам нужно помнить два шага. Давайте посмотрим, что они из себя представляют.

1. Как сравнить коэффициенты?
2. Методы, используемые для сравнения соотношений
3. Решенные примеры
4. Практические вопросы
5. Часто задаваемые вопросы о сравнении соотношений

Как сравнить коэффициенты?

При сравнении соотношений необходимо помнить о двух шагах. Они следующие:

Шаг 1 : Сделайте консеквент обоих отношений равным. Во-первых, нам нужно найти наименьшее общее кратное (НОК) обоих консеквентов в отношениях. Как только LCM определен, разделите LCM на оба результата отношения. Наконец, умножьте и консеквент, и антецедент обоих отношений на частное, полученное ранее.

Шаг 2 : Сравните 1 st числа, т. е. антецедент обоих соотношений друг с другом. Как только шаг 1 выполнен, мы переходим к шагу 2, чтобы выяснить сравнение между двумя отношениями.

Например, , сравните соотношения данных величин 2:6 и 5:4. Какое из соотношений больше?

Решение: Сначала найдите НОК обоих следствий в отношениях, т. е. 6 и 4. НОК 6 и 4 равно 12

Как только НОК определен, разделите его на оба числа, т. е. 12 ÷ 6 = 2 и 12 ÷ 4 = 3

Следовательно, (2 x 2):(6 x 2) = 4 и 12 (5 x 3):(4 x 3) = 15 и 12

Поскольку 15 > 4, отношение 5:4 больше, чем 2 :6.

Методы, используемые для сравнения соотношений

Сравнение соотношений можно выполнить двумя разными и простыми методами. Давайте рассмотрим оба метода ниже:

Метод сравнения отношений НОК

Этот метод включает 2 шага, где мы сначала находим НОК следствия, делим его на следствия, а затем умножаем полученное частное на отношения.

Сравнение коэффициентов методом перекрестного умножения

Второй метод заключается в том, что мы умножаем антецедент первого коэффициента на консеквент второго коэффициента и консеквент первого коэффициента на антецедент второго коэффициента. Например — 8:9 и 7:8 по этому методу мы умножаем числа. 8 x 8 и 9 x 7.

Сравнение соотношений Связанные темы

Прочтите эти интересные статьи, чтобы узнать больше о сравнении соотношений и связанных с ними темах.

  • Соотношение
  • Процент
  • Дроби
  • Наименее распространенное кратное

Важные моменты

  • Необходимо помнить о двух шагах при сравнении соотношений.
  • Методы сравнения коэффициентов очень просты и используются во все времена.

 

  1. Пример 1 : Сравните данные соотношения и найдите, какое из следующих значений больше: 12:16 или 18:20?

    Решение : Найдем НОК последствий обоих соотношений. НОК 16 и 20 равно 80. Разделите НОК на полученные значения, 80 ÷ 16 = 5 и 80 ÷ 20 = 4. Умножьте ответы на соотношения.

    (12 x 5): (16 x 5) = 60 и 80

    (18 x 4): (20 x 4) = 72 и 80

    Поскольку 72 > 60, отношение 18:20 больше, чем 12 :16.

  2. Пример 2: Используйте метод перекрестного умножения для сравнения отношений и найдите, какое отношение больше? 5:18 или 9:25

    Решение:

    Даны соотношения 5:18 и 9:25. Это может быть записано как 5/18 или 9/25. Используя метод перекрестного умножения, мы получаем 5 х 25 и 9 х 18 = 125 и 162

    Поскольку 162 больше 125. Следовательно, 9:25 больше.

перейти к слайдуперейти к слайду

Разбивайте сложные концепции с помощью простых визуальных средств.

Математика больше не будет сложным предметом, особенно когда вы понимаете концепции с помощью визуализаций.

Записаться на бесплатный пробный урок

перейти к слайдуперейти к слайдуперейти к слайду

 

Часто задаваемые вопросы о сравнении соотношений

Что означает сравнение соотношения?

Сравнение отношений означает сравнение отношения между двумя или более отношениями. Количественное отношение двух количеств или чисел называется отношением, и когда в игру вступают 3 или более количества, необходимо сравнение отношений.

Как сравниваются два коэффициента?

Найдя НОК последствий обоих отношений, разделите НОК на последствия и, наконец, умножьте числитель и знаменатель обоих отношений на ответ, чтобы узнать сравниваемое отношение. Например, если соотношение 6:8 и 5:9. Найдите НОК 8 и 9, что равно 72, разделите 72 на 8 и 9 и умножьте результат на предшественники отношений.

Какие существуют два метода сравнения коэффициентов?

Существует два метода сравнения коэффициентов:

  • Метод LCM
  • Метод перекрестного умножения

Метод сравнения соотношений НОК: Этот метод включает 2 этапа, на которых сначала мы находим НОК вторых чисел, делим его на последующие числа, а затем умножаем на предшествующие соотношения.

Сравнение коэффициентов методом перекрестного умножения: Второй метод заключается в том, что мы умножаем антецедент коэффициента на консеквент второго и консеквент первого коэффициента на антецедент второго коэффициента. Например — 1:9и 5:8 по этому методу мы умножаем числа. 1 x 8 и 9 x 5

В чем важность сравнения соотношений?

Соотношение сообщает нам значение одной величины при заданном значении другой величины, в этом заключается основное значение сравнения соотношений. Путем сравнения мы можем узнать, какое отношение больше или меньше среди данных отношений.

Когда мы используем сравнение отношений?

Соотношение — это метод сравнения двух чисел или величин одного вида. Соотношения используются для сравнения вещей одного типа. Например, мы можем использовать коэффициент, чтобы сравнить количество мальчиков и количество девочек в двух разных классах. Затем мы можем сравнить эти отношения, чтобы выяснить, какой класс имеет большее соотношение по сравнению с другим.

Как может происходить сравнение соотношений?

После того, как задан вопрос, определите известное соотношение в соответствии с упомянутыми фактами. Как только оба отношения будут готовы, используйте метод перекрестного умножения и решите отношения, чтобы узнать, какое отношение больше другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *