Сравнение в русском языке, примеры из художественной литературы
Сравнение в литературе используется для придания образу яркости, выразительности, наглядности. В его основе лежит сопоставление объектов друг с другом. Примеры применения этого приёма обнаруживаются в художественных произведениях со времён античности, но это не исключает его использования и в повседневной речи:
- На улице жарко, как в доменной печи.
- Сосед по коридору прямо слоном протопал.
Литературоведы-сторонники придания термину троп широкого значения причисляют к тропам и сравнение. Остальные причисляют его к художественным приёмам или риторическим фигурам, оставляя в числе тропов только иронию и разновидности метафоры и метонимии.
Содержание
Виды сравнений
Филологическая классификация выделяет два основных вида. В дополнение к ним отмечаются, согласно разным источникам, два и более типов сопоставлений.
Вид | Примеры |
Основные | |
Прямое | А сейчас она спала. Спала не просыпаясь. Как спящая красавица. Как февральский медведь. (С. Сахарнов, Путешествие на «Тригле») Тучи носились по небу, как ошалевшие собаки на пикнике. |
Косвенное | Сосед волком смотрел на подходящих к его калитке. Извивается она змеёй—полозом да манит к себе диковинным обликом. (Т. Шаов, Былина о попсе) |
Дополнительные | |
Бессоюзное | Имя твоё – птица в руке. (М. Цветаева) Этот перекрёсток – ловушка для неопытного водителя. |
Отрицательное | То не туча темнеет на горизонте, то идут на Русь полки половецкие. |
Помимо перечисленных, в работах исследователей упоминаются:
Развёрнутое
Второе название – гомеровское, поскольку примерами полны ещё «Илиада» и «Одиссея». Суть этого вида в отступлении от сюжета повествования и даже от описываемого предмета настолько, насколько позволит автору его фантазия.
- Всё в ней дышало покоем и умиротворённостью, как дышит ими жаркий летний день, напоённый солнцем и ароматами луговых трав, чуть колеблющихся под невесомым дыханием тёплого полуденного ветерка.
Наречное
С использованием наречия образа действия.
Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…
(А. Барто, Игра в стадо)
Родительное
Тип, использующий вместо союзных конструкций родительный падеж существительного.
- Посетитель передвигался по магазину с грацией слона. (Т. е. грация, как у слона.)
Прямое
Прямое сравнение – это привычный в литературе и в быту вид. Выражается с помощью сравнительных союзов.
- Ветер завывал в трубах, как грешник в аду.
- Олень замер на краю скалы, словно изваяние.
- Белые лепестки осыпались с отцветающих вишен, покрывая траву, будто снег.
- Старый – что малый, знай приглядывай.
- Льдинки переливались на солнце, точно драгоценные камни.
- Платье выглядело легче и воздушнее, чем облачко.
Часто употребляемые в речи союзные конструкции вошли в состав устойчивых словосочетаний, утратив при этом запятую перед сравнительным союзом:
- здоров как бык;
- хитёр как лиса;
- смел как лев.
В предложениях союзные конструкции выполняют функции сравнительного оборота или входят в состав сказуемого. Предложения, содержащие сказуемое со сравнением, не требуют постановки запятой перед сравнительным союзом.
- Деревья точно стройные колонны.
Косвенное
Этот вид вместо союзных оборотов использует беспредложную форму творительного падежа существительного. Взаимозаменяем с прямым сравнением при условии сохранения в языке именительного падежа использованного существительного.
- Эким ты попугаем вырядился. – Вырядился, как попугай.
- На радостях Сергей вихрем промчался по коридору. – Сергей промчался по коридору, как вихрь.
- Новоиспечённый бригадир прошёлся фертом перед изумлёнными коллегами. (Замена невозможна из-за утраты в языке старинного названия буквы Ф – ферт. Именно с ней сравнивался человек, держащий, вопреки этикету, руки в карманах.)
Бессоюзное
Бессоюзное сравнение включено как именная часть в составное именное сказуемое. В отличие от прямого, употреблённого в той же роли, не присоединяется сравнительным союзом, чем и объясняется название.
- У соседки язык – змеиное жало.
- Комары в этом лесу – настоящие вампиры.
Отрицательное
В основе этого вида лежит не сопоставление, а противопоставление. Отрицательными вариантами богата народная поэзия, из которой они перекочевали в авторские произведения, стилизованные под народный стиль, в том числе в детскую литературу.
Не лед трещит, не комар пищит – это кум да куме судака тащит.
(Народная песня)
То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то моё сердечко стонет…
(С. Стромилов, Лучина)
Примеры сравнения из художественной литературы
Как говорилось выше, сравнения встречаются ещё в произведениях античной литературы, а развёрнутые даже получили второе название в честь Гомера, хотя в его произведениях использованы и другие виды.
Слаще пчелиного мёда текли с языка его речи.
(Гомер, Илиада)
Сравнениями насыщены тексты произведений русского фольклора, в том числе былин.
У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно, а й черным-черно, как чёрна во́рона.
(Илья Муромец и Соловей Разбойник)
Авторская литература не обошла стороной этот приём, добавляющий выразительности и прозе, и стихам.
Нева металась, как больной в своей постели беспокойной.
(А. Пушкин, Медный всадник)
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.
(С. Есенин, Пороша)
Развёрнутым сравнением Руси со скачущей тройкой завершает первый том «Мёртвых душ» Гоголь.
Произведения XX и начала XXI веков также отдают дань сравнениям.
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
(Б. Окуджава, Песенка об Арбате)
Сравнение – литературный приём, делающий художественный образ зримым и ярким, и представить себе литературу лишенной этого богатства невозможно.
2 Сравнение как прием определения понятий
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Логика».
Вариант №8
НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ
Выполнил: студент 1 курса гр. 900801 Деревянко Д.И.
Проверила преподаватель: Малыхина Г.И.
Минск 2009
Рецензия
СОДЕРЖАНИЕ
Задания контрольной работы…………………………………………………..4
Общая классификация определений……………………………….…………..5
Сравнение как прием определения понятий…………………………………..8
Характеристика как вид неявного определения………………………………11
Описание как операция, сходная с определением……………………………13
Упражнения……………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………….
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Предложенный план выполнения работы:
Сравнение как прием определения понятий;
Характеристика как вид неявного определения;
Описание как операция, сходная с определением.
Упражнения:
1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» Л.Н. Толстой.
2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.
3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
В первом разделе я рассмотрю такую операцию с понятием, как сравнение. Сначала определим, что же такое понятие. Итак, используя предложенную литературу [1], выясняю, что:
Понятие – это мысль об общих существенных признаках предмета.
Это самое простое определение для данного термина в контексте изучаемой дисциплины, можно придумать их бесконечное множество, однако все они будут сводиться именно к этому простейшему определению.
Я только что дал определение понятию понятие. Не пугайтесь, это не тавтология, а логический подход к построению моих мыслей. Тогда возникает вопрос, а что же такое определение понятия? Ответ я нашел в уже упомянутой литературе:
Определение – это логическая операция, посредством которой устанавливаются существенные признаки, входящие в содержание того или иного понятия.
Очень интересно, что даже над самой простейшей формой мысли – понятием, – логика может выполнять множество операций. Коснемся хотя бы операцию определения понятия.
Разнообразных определений больше, чем различных понятий. Но так же, как понятия, они могут быть объединены в некоторые группы по общим признакам. Эти группы и называются видами определений.
Все определения делятся на:
1). Номинальные и реальные.
2). Явные и неявные.
Виды явного определения:
— Родо-видовое;
— Генетическое.
Виды неявного определения:
— Описание;
— Сравнение;
— Характеристика.
Также логика использует и другие виды определений. Например, в зависимости от иллюстративности или демонстративности определения могут быть остенсивные (от лат. ostensus – показывание) и вербальные. Существует еще много видов определений, не рассмотренных мною.
Более подробно я остановлюсь на неявных определениях, так как один из его видов мне предстоит рассмотреть более подробно в рамках этого раздела. Это сравнение. Итак, виды неявных определений:
Описание – это метод, заключающийся в перечислении как существенных, так и несущественных признаков предмета либо явления. Причем, признаки, используемые в описании, человек воспринимает чувственно. Например, описание грозы, репортаж с места событий, прогноз погоды, описание формы какой-нибудь детали, выраженное словами естественного языка и т. д.;
Сравнение – это определение понятия через сопоставление его с другим понятием, когда признаки второго приписываются первому. За основу этого приема берется аналогия предметов и метод переноса сходных признаком. Это ярко видно на простых примерах: «Жизнь — игра», «Компьютер – очень усовершенствованный арифмометр», «Леса — легкие планеты», «Дневник — лицо ученика», «Нефть — это черное золото» и другие;
Характеристика – это вид неявного определения. В отличие от других приемов она указывает на единичные, уникальные признаки определяемого предмета. Очень широко такой прием используется в художественной литературе, в исторических науках, при определении разнообразных феноменов культуры. Примером может служить характеристика студента, уезжающего учиться за границу, описание действия медицинского препарата на организм, характеристика Наполеона Бонапарта: «Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей.
Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав свое имя целой эпохе» и так далее.
Сами по себе неявные определения остаются предметом дальнейшей разработки и при наличии возможностей, при первом удобном случае заменяются явными. Так как явные определения раскрывают понятие более конкретно и однозначно. Ведь совершенно любое «лыко в строчку» можно назвать неявным определением, ведь здесь идут в ход даже самые отдаленные и тонкие сравнения и метафоры. Следовательно, неявные определения являются более динамичными и неоднозначными, нежели явные. Именно поэтому эта тема представляет собой весьма плодоносную почву для исследования. Я только что применил в предыдущем предложении метод сравнения (определяемое и определитель выделены курсивом), о котором я буду говорить в следующем разделе.
Лично сам я бы назвал неявные определения красками в языке, ведь именно благодаря всему многообразию методов неявного определения можно красноречиво описать любые предметы.
Теперь приступим к более детальному рассмотрению приема сравнения в логике. Как нам уже известно, сравнение – это определение понятия через сопоставление его с другим понятием, когда признаки второго приписываются первому.
Таким образом, становится ясно, для чего нам нужен этот метод. Все просто. Если нам нужно описать некоторый предмет или явление, но у нас не имеется явного определения для этого, то мы можем сравнить его на основании подобия свойств и признаков этого предмета или явления с другим предметом или явлением, для которого уже существует явное определение.
Везде и всюду мы встречаем этот метод определения. Давайте рассмотрим разнообразные примеры, чтобы показать это более наглядно. Для начала возьмем науку. Это ближе всего для меня, так как я учусь в техническом университете.
В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”; “Почки — небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”. Вот, это показывает еще раз, что метод сравнения базируется на признаках как основании сравнения двух подобных предметов.
Я очень люблю книги Дейла Карнеги, они мне помогли адаптироваться к обществу. К чему я это пишу? Вот к чему! Дейл Карнеги в в своей книге «Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений» советует избегать в выступлениях избитых, затертых выражений и приводит 12 сравнений для характеристики слова «холодный». Цитирую: «Холодный, как лягушка… как грелка поутру… как шомпол… как гробница… как ледяные вершины Гренландии… как глина… как черепаха… как снежный сугроб… как соль… как земляной червь … как заря… как осенний дождь».
В художественной литературе обилие таких примеров вообще поражает. Не побоюсь такого суждения, что при отсутствии метода сравнения в логике и в языке вообще, не было бы и художественной литературы. Вот, пожалуйста:
Иннокентий Анненский (1855-1909) использует такое сравнение: “Как конь попоною, одет рояль, забытый”. Игорь Северянин (1887-1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: “Их лепестки трехгранные — как крылья, как белый шелк”. И совершенно другую ассоциацию вызывает его сравнение из стихотворения “Ахматова”: “Кровь капает, как розы, изо рта”. Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Николая Гумилева (1886-1921): “Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва”. В стихотворении “Каракалла” об императрице он пишет так:
Страстная как юная тигрица,
Нежная, как лебедь сонных вод.
И здесь же совершенно иное сравнение: “Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны”.
Артур Конан Дойль, например, описывая в повести “Знак четырех” преследование Холмсом и Уотсоном преступников, пытавшихся ускользнуть на катере по Темзе, прибегает к таким сравнениям: “Теперь мы шли прямо на них. Огонь в топках гудел, мощная машина стучала, как огромное металлическое сердце. Острый, отвесный нос лодки, как ножом, рассекал спокойную воду, посылая влево и вправо две круглые, длинные, тугие волны.
Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно», «как бы» и многие другие.
7 Простые сравнения
- Когда мы сравниваем группы или факторы, мы должны выбрать статистическую или точечную оценку, которая фиксирует или дает количественную оценку этого сравнения. Например, если у нас есть бинарный результат, мы можем выбрать отношение риска или отношение шансов, если у нас есть непрерывный результат, мы можем сравнить группы, вычислив среднюю разницу. Мы называем эти типы точечных оценок мерами эффекта.
- Важно проверить предположения, необходимые для получения достоверного доверительного интервала или проверки гипотезы. Два наиболее важных из них: независимые наблюдения и достаточный размер выборки (при использовании нормального приближения). Если допущения нарушаются, следует искать альтернативный подход, иначе вывод может быть лишен внутренней валидности и привести к неверным выводам.
- Мы используем t-распределение для сравнения средних значений при небольших размерах выборки. Распределение Стьюдента учитывает дополнительную неопределенность в оценке стандартного отклонения генеральной совокупности, которая необходима для оценки стандартной ошибки выборочного распределения. Поскольку t-распределение используется для небольших размеров выборки, мы также должны сделать дополнительное предположение о том, что родительская популяция, из которой была взята выборка, имеет нормальное распределение.
- Нулевая и альтернативная гипотезы должны быть сформулированы (и обдуманы) в терминах параметров совокупности, поскольку гипотеза касается того, что происходит в совокупности, а данные используются в качестве доказательства против гипотезы.
- Отношения шансов аппроксимируют отношения рисков, когда исход достаточно редкий (<10%), тем не менее, неправильно интерпретировать их как отношение рисков.
- Отношения шансов и коэффициенты риска являются относительными показателями связи, они описывают относительное изменение шансов или риска в результате воздействия по сравнению с отсутствием воздействия. Поскольку они являются относительными показателями, их иногда предпочитают использовать в качестве индикатора силы связи для сравнения пропорций с разницей в рисках. Разница рисков измеряет связь между воздействием и результатом с точки зрения абсолютного изменения риска.
- В популяционных исследованиях представление соотношения рисков без указания разницы рисков может ввести в заблуждение, поскольку это может привести к преувеличению риска, когда исходный риск очень низок. Например, рассмотрим фоновый риск 0,2%, который увеличивается до 0,5% при воздействии фактора; это отношение риска 2,5 или 250% относительное увеличение риска, но только 0,3% увеличение абсолютного риска.
- Понимание и изучение данных:
- Иногда вы можете просто посмотреть на данные и увидеть, что нулевая гипотеза явно ложна. (Например, если гистограмма показывает, что каждое наблюдение больше, чем значение нулевой гипотезы). Методы простых сравнений — это способ формализовать то, что вы видите.
- Чтобы оценить, верны ли определенные предположения для доверительных интервалов и проверок гипотез (например, для t-тестов), нам иногда приходится смотреть на форму, центр и разброс выборочного распределения.
- Вероятность:
- Значение p — это условная вероятность; если нулевая гипотеза верна, какова вероятность получения наблюдаемой статистики (или чего-то более экстремального)?
- Статистический вывод и сбор данных:
- Методы, использующие нормальное распределение, основаны на выборочных распределениях и центральной предельной теореме. Чтобы предположения были выполнены, нам также необходимо следовать надлежащим методам сбора данных и дизайна исследования, чтобы получить случайную выборку и свести к минимуму систематическую ошибку.
- Статистическое моделирование:
- Все параметрические простые сравнения включают статистическую модель, например, мы предполагаем, что выборочное распределение каждого из них следует модели с некоторым гипотетическим средним значением.
- Оценка исследований:
- Простые сравнения и измерения эффекта, рассматриваемые в этой теме, широко используются в опубликованной литературе. Таким образом, понимание этих методов позволяет вам оценить, подтверждают ли результаты исследования выводы, сделанные авторами, и поэтому является важным аспектом критической оценки.
Сравнение соотношений — как сравнивать соотношения, методы, используемые для сравнения соотношений, примеры решений, практические вопросы, часто задаваемые вопросы
Соотношение слов означает количественное отношение двух сумм или чисел. Понятия отношения, пропорции и вариации очень важны в математике и в повседневной жизни. Соотношение записывается двумя способами — дробью и через двоеточие. Например — 2:3 или 2/3. Сравнение отношений используется, когда для сравнения требуется 3 или более величин. Предположим, что упоминается соотношение между друзьями J и K по набранным баллам и другое отношение между K и S, сравнивая оба отношения, мы можем определить отношения всех трех друзей J, K и S. Чтобы сравнить отношения, нам нужно помнить два шага. Давайте посмотрим, что они из себя представляют.
1. | Как сравнить коэффициенты? |
2. | Методы, используемые для сравнения соотношений |
3. | Решенные примеры |
4. | Практические вопросы |
5. | Часто задаваемые вопросы о сравнении соотношений |
Как сравнить коэффициенты?
При сравнении соотношений необходимо помнить о двух шагах. Они следующие:
Шаг 1 : Сделайте консеквент обоих отношений равным. Во-первых, нам нужно найти наименьшее общее кратное (НОК) обоих консеквентов в отношениях. Как только LCM определен, разделите LCM на оба результата отношения. Наконец, умножьте и консеквент, и антецедент обоих отношений на частное, полученное ранее.
Шаг 2 : Сравните 1 st числа, т. е. антецедент обоих соотношений друг с другом. Как только шаг 1 выполнен, мы переходим к шагу 2, чтобы выяснить сравнение между двумя отношениями.
Например, , сравните соотношения данных величин 2:6 и 5:4. Какое из соотношений больше?
Решение: Сначала найдите НОК обоих следствий в отношениях, т. е. 6 и 4. НОК 6 и 4 равно 12
Как только НОК определен, разделите его на оба числа, т. е. 12 ÷ 6 = 2 и 12 ÷ 4 = 3
Следовательно, (2 x 2):(6 x 2) = 4 и 12 (5 x 3):(4 x 3) = 15 и 12
Поскольку 15 > 4, отношение 5:4 больше, чем 2 :6.
Методы, используемые для сравнения соотношений
Сравнение соотношений можно выполнить двумя разными и простыми методами. Давайте рассмотрим оба метода ниже:
Метод сравнения отношений НОК
Этот метод включает 2 шага, где мы сначала находим НОК следствия, делим его на следствия, а затем умножаем полученное частное на отношения.
Сравнение коэффициентов методом перекрестного умножения
Второй метод заключается в том, что мы умножаем антецедент первого коэффициента на консеквент второго коэффициента и консеквент первого коэффициента на антецедент второго коэффициента. Например — 8:9 и 7:8 по этому методу мы умножаем числа. 8 x 8 и 9 x 7.
Сравнение соотношений Связанные темы
Прочтите эти интересные статьи, чтобы узнать больше о сравнении соотношений и связанных с ними темах.
- Соотношение
- Процент
- Дроби
- Наименее распространенное кратное
Важные моменты
- Необходимо помнить о двух шагах при сравнении соотношений.
- Методы сравнения коэффициентов очень просты и используются во все времена.
Пример 1 : Сравните данные соотношения и найдите, какое из следующих значений больше: 12:16 или 18:20?
Решение : Найдем НОК последствий обоих соотношений. НОК 16 и 20 равно 80. Разделите НОК на полученные значения, 80 ÷ 16 = 5 и 80 ÷ 20 = 4. Умножьте ответы на соотношения.
(12 x 5): (16 x 5) = 60 и 80
(18 x 4): (20 x 4) = 72 и 80
Поскольку 72 > 60, отношение 18:20 больше, чем 12 :16.
Пример 2: Используйте метод перекрестного умножения для сравнения отношений и найдите, какое отношение больше? 5:18 или 9:25
Решение:
Даны соотношения 5:18 и 9:25. Это может быть записано как 5/18 или 9/25. Используя метод перекрестного умножения, мы получаем 5 х 25 и 9 х 18 = 125 и 162
Поскольку 162 больше 125. Следовательно, 9:25 больше.
перейти к слайдуперейти к слайду
Разбивайте сложные концепции с помощью простых визуальных средств.
Математика больше не будет сложным предметом, особенно когда вы понимаете концепции с помощью визуализаций.
Записаться на бесплатный пробный урок
перейти к слайдуперейти к слайдуперейти к слайду
Часто задаваемые вопросы о сравнении соотношений
Что означает сравнение соотношения?
Сравнение отношений означает сравнение отношения между двумя или более отношениями. Количественное отношение двух количеств или чисел называется отношением, и когда в игру вступают 3 или более количества, необходимо сравнение отношений.
Как сравниваются два коэффициента?
Найдя НОК последствий обоих отношений, разделите НОК на последствия и, наконец, умножьте числитель и знаменатель обоих отношений на ответ, чтобы узнать сравниваемое отношение. Например, если соотношение 6:8 и 5:9. Найдите НОК 8 и 9, что равно 72, разделите 72 на 8 и 9 и умножьте результат на предшественники отношений.
Какие существуют два метода сравнения коэффициентов?
Существует два метода сравнения коэффициентов:
- Метод LCM
- Метод перекрестного умножения
Метод сравнения соотношений НОК: Этот метод включает 2 этапа, на которых сначала мы находим НОК вторых чисел, делим его на последующие числа, а затем умножаем на предшествующие соотношения.
Сравнение коэффициентов методом перекрестного умножения: Второй метод заключается в том, что мы умножаем антецедент коэффициента на консеквент второго и консеквент первого коэффициента на антецедент второго коэффициента. Например — 1:9и 5:8 по этому методу мы умножаем числа. 1 x 8 и 9 x 5
В чем важность сравнения соотношений?
Соотношение сообщает нам значение одной величины при заданном значении другой величины, в этом заключается основное значение сравнения соотношений. Путем сравнения мы можем узнать, какое отношение больше или меньше среди данных отношений.
Когда мы используем сравнение отношений?
Соотношение — это метод сравнения двух чисел или величин одного вида. Соотношения используются для сравнения вещей одного типа. Например, мы можем использовать коэффициент, чтобы сравнить количество мальчиков и количество девочек в двух разных классах. Затем мы можем сравнить эти отношения, чтобы выяснить, какой класс имеет большее соотношение по сравнению с другим.
Как может происходить сравнение соотношений?
После того, как задан вопрос, определите известное соотношение в соответствии с упомянутыми фактами. Как только оба отношения будут готовы, используйте метод перекрестного умножения и решите отношения, чтобы узнать, какое отношение больше другого.