Тест человек в системе социальных связей – Тест по обществознанию Человек в системе социальных связей для 10 класса

Тест по обществознанию Человек в системе социальных связей для 10 класса

Тест по обществознанию Человек в системе социальных связей для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности — это

1) объект
2) личность
3) индивид
4) гражданин

2. Процесс освоения социальных ролей и культурных норм — это

1) социализация
2) адаптация
3) самореализация
4) самосознание

3. Укажите признак, характеризующий социальное поведение

1) не оказывает воздействия на людей
2) является способом преобразования и подчинения человеком внешнего мира
3) основывается на нравах и обычаях
4) порождает нечто новое, никогда ранее не существовавшее

4. Самосознание характеризуется

1) стремлением к объективной истине
2) способностью изучать окружающий мир во всём его многообразии

3) способностью поставить себя на место
4) готовностью нести ответственность за принимаемые решения

5. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация осуществляется с младенчества до 25 лет.
Б. Социализация является обучением детей, подготовкой их к взрослой жизни.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в выборе чело-веком своего жизненного пути.
Б. Свобода личности — это величайший дар и бремя, от которых человек может отказаться.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность личности уменьшается по мере развития человеческой свободы.
Б. Ответственность личности проявляется во внутреннем контроле человека за своими помыслами и поступками.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Гражданин Н. утверждал: «Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошим семьянином, деловым партнёром, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая всё это не в лабораторных, а в реальных условиях». Данное утверждение иллюстрирует процесс

1) социализации
2) самосознания
3) самореализации
4) творчества

9. Гражданин Д. был известен своей ответственностью за собственные поступки, определённой независимостью в отношении окружающих его людей. Неотъемлемой чертой гражданина Д. являлась система ценностей, среди которых честь, достоинство, социальная справедливость занимали ведущее место. Все знали, что он способен принимать самостоятельные решения. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин Д. является личностью?

1) конкретный носитель всех психологических черт человечества
2) наличие неповторимых своеобразных черт проявлений человека
3) единичный представитель человеческого рода
4) наличие социальных ролей

10. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос 50-летних мужчин и женщин. Был задан вопрос: «В какой сфере социализация осуществлялась наиболее успешно?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Мнение о том, что социализация осуществлялась наиболее успешно в сфере самосознания, разделяют как мужчины, так и женщины.
2) Большее число опрошенных женщин считает, что социализация осуществлялась более успешно в сфере общения, чем в сфере деятельности.

3) Менее половины опрошенных мужчин утверждали, что социализация осуществлялась наиболее успешно в сфере деятельности.
4) Второе место по популярности среди обеих групп опрошенных заняла сфера общения, в которой социализация осуществлялась наиболее успешно.

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Название понятияЕго сущность
ИндивидуальностьНеповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности
Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «свобода личности».

Выбор, альтернатива, произвол, ответственность, познание.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «свобода личности».

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. (Б) Каждая социальная роль содержит множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. (В) Вот почему к социализации, скорее всего, более применим термин «освоение», а не «обучение». (Г) Он включает в себя обучение как одну из частей.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответы на тест по обществознанию Человек в системе социальных связей для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-1
3-3
4-4
5-4
6-3
7-2
8-1
9-4
10-4
Задания с кратким ответом
1. личность
2. произвол
3. 2121

testschool.ru

Тест по обществознанию Человек в системе социальных связей

Тест по обществознанию Человек в системе социальных связей для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

Часть 1

1. Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам, к своим поступкам называется

1) поведением
2) самооценкой
3) самообладанием
4) самолюбием

2. Когда начинается самопознание?

1) с рождения
2) с появления осознанной речи
3) с момента поступления в образовательное учреждение
4) с момента получения паспорта (удостоверения личности)

3. Способность анализировать свое внутреннее состояние называется

1) рефлексией
2) самостоятельностью
3) интуицией
4) интроспекцией

4. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи называется

1) рефлексией
2) самостоятельностью
3) интуицией
4) интроспекцией

5. Что из перечисленного используется человеком при самопо­знании?

1) сравнение с другими
2) то, как человек воспринимается окружающими
3) рефлексия
4) все вышеперечисленное

6.

Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения называется

1) рефлексией
2) самостоятельностью
3) интуицией
4) интроспекцией

7. Непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их (самонаблюдение) называется

1) рефлексией
2) самостоятельностью
3) интуицией
4) интроспекцией

8. К «инструментам» самопознания относится(ятся)

1) ведение дневника
2) написание автобиографии
3) сновидения
4) все вышеперечисленное

9. Первым предложил идею «Я-концепции»

1) У. Джемс
2) К. Поппер
3) К. Юнг
4) О. Конт

10. Кому принадлежит высказывание «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека»?

1) В. Белинскому
2) Ф. Достоевскому
3) Н. Чернышевскому
4) В. Ключевскому

11. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутрен­ние переживания

1) экстраверт
2) интроверт
3) софист
4) психоаналитик

12. Человек, ориентированный на изучение внешнего мира, на­зывается

1) экстравертом
2) интровертом
3) софистом
4) психоаналитиком

13. Совокупность свойств саморегуляции, связанных с осозна­нием личностью самой себя, называется

1) самоконтролем
2) самостоятельностью
3) самооценкой
4) самонаблюдением

14. Зрелая личность

1) обладает способностью к самопознанию
2) имеет четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях
3) имеет положительное представление о самой себе
4) обладает всеми вышеперечисленными чертами

15. «Какое слово пропущено? Самооценка представляет собой формулу, где успех делится на уровень __________».

1) притязаний
2) мышления
3) интуиции
4) верного ответа нет

Часть 2

1.

Кому принадлежат эти строки?

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.

2. Вставьте пропущенное слово:» __________ — это удача в достижении чего-либо, общественное признание».

3. Вставьте пропущенное словосочетание: «__________ представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе».

4. Соотнесите установки человека на самого себя.

А) реальное «Я»
Б) социальное «Я»
В) идеальное «Я»

1) каким человеку хотелось бы быть
2) каким себя представляет человек на данный момент
3) как, по мнению человека, его представляют другие люди

5. Вставьте пропущенное слово: «__________, включающее восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации — проявлению своего «Я» в деятельности».

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное путешествие внутрь самого себя» (Ф. Феллини).

2. «Угрызение совести — это эхо утраченной добродетели» (А. Пушкин).

3. «Высший суд — суд совести» (В. Гюго).

Ответы на тест по обществознанию Человек в системе социальных связей
Часть 1
1-2, 2-1, 3-1, 4-2, 5-4, 6-3, 7-4, 8-4, 9-1, 10-1, 11-2, 12-1, 13-1, 14-4, 15-1.
Часть 2
1. Франсуа Вийон
2. Успех
3. «Я-концепция»
4. 231
5. Самопознание

testschool.ru

Тренировочный тест с ответами по теме «человек в системе социальных связей»

Человек в системе социальных связей

Часть 1

  1. Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам , к своим поступкам , это

1)поведение 2) самооценка 3) самообладание 4) самолюбие

2. Когда начинается самопознание?

1) с рождения 2) с появления осознанной речи

3) с поступления в школу 4) после получения паспорта

3. Способность анализировать свое внутреннее состояние , это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

4. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи , это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

5. Что из перечисленного используется человеком при самопознании?

1) сравнение с другими 2) то, как человек воспринимается окружающими

3) рефлексия 4) все вышеперечисленное

6. Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения , это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

7. Непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их ( самонаблюдение) это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

8. К «инструментам» самопознания относится

1) ведение дневника 2) написание автобиографии 3) сновидения 4) все вышеперечисленное

9. Первым предложил идею « Я-концепции»

1) У.Джемс 2) К.Поппер 3) К.Юнг 4) О.Конт

10. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека». Чье это высказывание?

1) В. Белинский 2).Ф.Достоевский 3) Н.Чернышевский 4) В. Ключевский

11. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания

1)экстраверт 2)интроверт 3) софист 4) психоаналитик

12. Человек , ориентированный на изучение внешнего мира, это

1)экстраверт 2)интроверт 3) софист 4) психоаналитик

13. Совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя , это

1) самоконтроль 2) самостоятельность 3) самооценка 4) самонаблюдение

14. Зрелая личность

1) обладает способностью к самопознанию 2) знает свои сильные и слабые стороны

3) имеет положительное представление о себе 4) обладает всем перечисленным

15. Вставьте пропущенное слово: « Самооценка представляет собой формулу, где успех делится на уровень_____»

1) притязаний 2) мышления 3) интуиции 4) нет верного ответа

Часть 2

  1. Кому принадлежат эти строки?

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя, только

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, не себя.

  1. Вставьте пропущенное слово: « __________-это удача в достижении чего-либо, общественное признание».

  2. Вставьте пропущенное словосочетание : «_______________ представляет собой относительно устойчивое , в большей или меньшей степени сознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе».

  3. Установите соответствие

А. реальное «Я»

Б. социальное «Я»

В. Идеальное «Я»

1) каким человеку хотелось бы быть

2) каким себя видит человека сейчас

3) как, по мнению человека, его представляют другие люди

А

Б

В

  1. Вставьте пропущенное слово: «_________, включающее восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации – проявлению своего «Я» в деятельности»

Часть 3

Напишите эссе : « Угрызение совести- это эхо утраченной добродетели» ( А.Пушкин)

ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

1

1

2

4

3

4

4

1

1

2

1

1

4

1

Часть2: 1:Франсуа Вийон 2,Успех 3. Я-Концепция 4.-231 5. самопознание

infourok.ru

Тест по обществознанию (10 класс) на тему: тест для 10 класса по темам «Деятельность, виды деятельности», «Мировоззрение, его виды и формы», «Человек в системе социальных связей».

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.  

Источники материалов:

  1. Баранов П. А., С. В. Шевченко. ЕГЭ -2015: Обществознание: Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 126, (2) с. – (Государственная итоговая аттестация).
  2. Лазебникова А. Ю. Обществознание. Типовые задания / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 255 (1) с.

Деятельность, индивид, личность, свобода, мировоззрение

1. Какое из перечисленных проявлений относится к сфере бессознательного?

1) твёрдое убеждение

2) благородное намерение

3) целенаправленное припоминание

4) творческое озарение

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

А. Индивидуальность может не включать в себя понятие индивида.

Б. Индивидуальность включает в себя понятие личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о видах деятельности?

А. Практическая деятельность включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

Б. Духовная деятельность включает в себя материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Определение: «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию

1) человек

2) личность  

3) индивидуальность  

4) индивид

5. Верны ли следующие суждения о видах деятельности?

А. Практическая деятельность включает в себя материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.

Б. Духовная деятельность включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную, прогностическую деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Известный писатель работает над новым произведением. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?

1) экономическая  

2) политическая  

3) социальная    

4) духовная

8. Найдите в приведенном списке базовые потребности человека применительно к духовной сфере общественной жизни и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) потребность в законе

2) потребность в общении

3) потребность в нравственном совершенствовании

4) потребность во взаимодействии

5) потребность в достижении истины

6) потребность в возрастании добра

Ответ:___________________________

9. Верны ли следующие суждения об общении?

А. В процессе общения происходит обмен идеями, эмоциями, материальными предметами.

Б. В процессе общения осуществляется социализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл

1) обыденное  

2) религиозное  

3) научное  

4) философское

11. Определение: «Развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей» относится к понятию

1) формация        

2) общество                      

3) государство            

4) культура  

12. Верны ли следующие суждения о человеке и личности?

А. Не всякий человек является личностью.

Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе — это пример деятельности

1) ценностно-ориентировочной

2) познавательной

3) прогностической

4) материально-производственной

14. Верны ли следующие суждения о степени свободы людей?

А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами (благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и др.).

Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами (знаниями, умениями, способностями и др.).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается.

Б. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с самого человека на коллектив людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о соотношении общения и деятельности?

А. Общение и деятельность являются двумя сторонами социального бытия человека.

Б. Общение представляет собой элемент любой деятельности, одновременно деятельность является условием общения вообще.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о творчестве?

А. Творчество — это компонент какой-либо деятельности.

Б. Творчество — это самостоятельная деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения об убеждениях?

А. Убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения.

Б. Убеждения присущи человеку только с обыденным типом мировоззрения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. К признакам научного мировоззрения не относится

1) прочная обоснованность достижениями науки

2) реальность содержащихся целей и идеалов

3) недостаточная системность

4) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью людей

20. Верны ли следующие суждения о практической деятельности?

А. Практическая деятельность связана с изменением сознания людей.

Б. Практическая деятельность включает в себя материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие обыденное знание

1) назидание

2) личный опыт

3) образ

4) традиция

5) эксперимент

6) формализация

Ответ:___________________________

22. Политолог анализирует перспективы современного мирового порядка. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?

1) социально-преобразовательная

2) ценностно-ориентировочная

3) прогностическая

4) материально-производственная

23. Установите соответствие между понятиями «индивид» и «личность» и их характерными чертами:

Характерные черты

Понятия

А) конкретный носитель всех социальных и психологических черт

Б) единичный представитель человеческого рода

В) социальная индивидуальность

Г) формируется в процессе социализации

Д) отдельный живой организм, особь

1) индивид

2) личность

Ответ:___________________________

24. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

1) мораль      

2) традиция        

3) обычай        

4) табу

25. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями:  

Проявления

Виды деятельности

А) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

В) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделирования

Д) совершенствование технологий производства

1) практическая

2) духовная

Ответ:___________________________

26. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки    

2) влечения    

3) мотивы    

4) эмоции

27. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Б. Способности могут существовать только в постоянном развитии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Понятие «индивид» обозначает

1) единственного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа

2) любого, то принадлежит  человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности, человека под влиянием конкретной социокультурной среды

29. Человеческие возможности и способности

1) зависят только от личных усилий человека

2) всецело обусловлены биологически

3) определяются как наследственными признаками, социальной средой, так и волей человека

4) полностью обусловлены социальной средой

30. Верны ли следующие суждения о таланте?

А. Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность.

Б. Талант — это отдельная, изолированная, очень высокоразвитая способность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

31. Верны ли следующие суждения о субъекте деятельности?

А. Субъектом деятельности могут быть сферы жизни общества.

Б. Субъектом деятельности могут быть государственные органы и само государство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32. К признакам религиозного мировоззрения не относится

1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

2) наличие обобщенных итогов достижений человеческого познания

3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

4) тесная связь с мировым культурным наследием

33. Верны ли следующие суждения о духовной деятельности?

А. Духовная деятельность направлена на преобразование объектов природы и общества.

Б. Духовная деятельность включает в себя материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответы:

  1. 4)
  1. 4)
  1. 4)
  1. 2)
  1. 3)
  1. 3)
  1. 4)
  1. 356
  1. 2)
  1. 1)
  1. 2)
  1. 3)
  1. 3)
  1. 4)
  1. 1)
  1. 3)
  1. 3)
  1. 4)
  1. 3)
  1. 2)
  1. 124
  1. 3)
  1. 21221
  1. 4)
  1. 22121
  1. 3)
  1. 3)
  1. 1)
  1. 3)
  1. 1)
  1. 2)
  1. 2)
  1. 4)

nsportal.ru

Урок обществознания в 10-м классе. Базовый уровень по теме «Человек в системе социальных связей»

Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Презентация.

— Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

— А вы можете сказать, что такое человек?

— Что станет темой нашего урока? Человек:

— Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

— Итак, тема урока «Человек в системе социальных связей».

II. Цель и задачи урока.

— Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

— А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

П л а н:

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. ? (Личность).

— На уроке вы будете работать в группах.

Критерии оценивания работы группы:

  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение сотрудничать с группой;
  • умение выражать своё мнение.

III. Изучение нового материала.

— Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке — противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

Задание 1

  • 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
  • 2 группа — биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

По ходу работы заполнить таблицу:

 

— Проверим Таблицу.

— Сделайте вывод. Человек — особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

— Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

Задание 2

— Оцените следующие суждения и сделайте вывод.

1) Тип современного человека homo sapiens — человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.

2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

— Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны — убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

Задание 3

— При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1 группа

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)

2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества — разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)

— Одно из определений записать.

2 группа

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

— Одно из определений записать.

Задание 4

— Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

  • 1 группа — индивидуальность, 2 группа — индивида
  • 1 группа — индивидуальность — высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
  • 2 группа — индивида — глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

Задание 5

-Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищещь, Диоген?». «Ищу человека», отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

— Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

П л а н:

1. Биологическое и социальное в человеке.

2.Личность.

— Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

Задание 6

— Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

  • способность делать выбор (сила воли, характер)
  • несет ответственность за свои дела, поступки
  • трудолюбие
  • целеустремленность
  • творческий подход к жизни
  • неудовлетворенность существующем положением
  • стремление к совершенствованию, к развитию
  • самообразование, самовоспитание
  • проявление активности
  • независимость
  • инициатива
  • предприимчивость
  • своё мнение

Задание 7

 — Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность — человек с социально значимыми качествами.

Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

Личность — социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

— Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

— Одно из определений записать.

Задание 8

— Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй — 2 группа.

— Первое значение понятия «личность» выражает сущность человека — самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

— Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

— Какое из определений личности отражает оба подхода?

Задание 9

— Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

Структура личности

  • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
  • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
  • Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

— Легко ли быть личностью?

— Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность — это непрекращающееся усилие.

Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

Задание 10

— Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?

— Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них «Личностью» (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.

— Как Вы понимаете разницу между понятиями «человеческая личность» и «Личность» (с большой буквы)?

— Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.

— А себя вы можете назвать личностью и почему?

— Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

Задание 11

— Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.

1 группа

1. Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. В.Шекспир

2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер

3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери

4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский

5. П.И.Чайковский писал: «:в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна».

6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

2 группа

1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.

2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ

3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо

4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок

5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр

6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах

Факторы формирования личности.

1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе — других).

2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

3. Сам человек.

Пути:

— деятельность

— общение

— творчество

— Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

IV. Закрепление изученного.

Задание 12

1 группа

Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

«Человек — это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая — инициативой, от бегемота — беспокойством, а от муравья - размерами».

(Человек — двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

2 группа

А.Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».

Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.

(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

Задание 13

1 группа

Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.

«Индивидуальность — это неповторимый набор красок для шедевра под названием «Личность», но еще вовсе не сам шедевр».

2 группа

Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.

И.Кант говорил о личности «Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».

(Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека — честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).

Задание 14

— Выполните тест.

Тест

1. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты

Б) обладает потребностями

В) не зависит от природных условий

Г) обладает членораздельной речью

2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

А) биологические особенности

Б) тип нервной системы

В) жизненный опыт

Г) состояние здоровья

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек есть природный, биологический факт.

Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения:

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

V. Итог урока

— Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

:Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно:» Вывод: — Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: «Что такое человек?». Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет «веком человека». Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе «Личность — та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая» И.Ефремов.

urok.1sept.ru

«Тренировочный тест с ответами по теме «человек в системе социальных связей»


Человек в системе социальных связей
Часть 1
Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам , к своим поступкам , это
1)поведение2) самооценка3) самообладание4) самолюбие
2. Когда начинается самопознание?
1) с рождения2) с появления осознанной речи
3) с поступления в школу4) после получения паспорта
3. Способность анализировать свое внутреннее состояние , это
1) рефлексия2) самостоятельность3) интуиция4) интроспекция
4. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи , это
1) рефлексия2) самостоятельность3) интуиция4) интроспекция
5. Что из перечисленного используется человеком при самопознании?
1) сравнение с другими2) то, как человек воспринимается окружающими
3) рефлексия4) все вышеперечисленное
6. Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения , это
1) рефлексия2) самостоятельность3) интуиция4) интроспекция
7. Непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их ( самонаблюдение) это
1) рефлексия2) самостоятельность3) интуиция4) интроспекция
8. К «инструментам» самопознания относится
1) ведение дневника2) написание автобиографии3) сновидения4) все вышеперечисленное
9. Первым предложил идею « Я-концепции»
1) У.Джемс2) К.Поппер3) К.Юнг4) О.Конт10. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека». Чье это высказывание?
1) В. Белинский2).Ф.Достоевский3) Н.Чернышевский 4) В. Ключевский
11. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания
1)экстраверт2)интроверт3) софист4) психоаналитик
12. Человек , ориентированный на изучение внешнего мира, это
1)экстраверт2)интроверт3) софист4) психоаналитик
13. Совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя , это
1) самоконтроль2) самостоятельность3) самооценка4) самонаблюдение
14. Зрелая личность
1) обладает способностью к самопознанию2) знает свои сильные и слабые стороны
3) имеет положительное представление о себе4) обладает всем перечисленным
15. Вставьте пропущенное слово: « Самооценка представляет собой формулу, где успех делится на уровень_____»
1) притязаний2) мышления3) интуиции4) нет верного ответа
Часть 2
Кому принадлежат эти строки?
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя, только
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, не себя.
Вставьте пропущенное слово: « __________-это удача в достижении чего-либо, общественное признание».
Вставьте пропущенное словосочетание : «_______________ представляет собой относительно устойчивое , в большей или меньшей степени сознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе».
Установите соответствие
А. ре

schoolfiles.net

Человек в системе социальных связей

Обществознание

10 класс

1 группа — отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.

2 группа — биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

  Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

Человек как отдельная особь среди других людей.

Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества — разума, воли, потребностей, интересов и т.д. 

Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. 

Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.

Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. 

  Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность.

Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумие, рост, интерес, активность

высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумие, активность

(отличия внешние и психологические)

глаза, потребности, характер, рост, интерес

(внешние и психологические признаки, которые

есть у всех)

Определите еще один важный признак человека.

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищещь, Диоген?». «Ищу человека», отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

  Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность —  социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

  Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

Одно из определений записать.

Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

(образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)

(место человека в системе общественных отношений)

(потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

Личность и социализация

  • Личность -это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
  • Личность -это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
  • Социализация -это процесс превращения индивидов в личность.

Стадии социализации

  • Адаптация -это приспособление к окружающей среде
  • Индивидуализация -это осознание собственного Я
  • Интеграция -это когда он занимает своё место в обществе
  • Трудовая -это стадия, когда человек работает
  • Послетрудовая -пенсия

Человек

Индивид

Личность

Социализация

Личность и факторы, влияющие на ее формирование

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный.

  • Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д.
  • Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Личность и факторы, влияющие на ее формирование

  • Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Итак, существует три фактора формирования личности :

  • Деятельность
  • Общение
  • Творчество

Самосознание и самореализация

  • Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самосознание и самореализация

  • Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества.

Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание .

На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

  • В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода

Свобода -это возможность совершать любые действия, не запрещённые законом.

Золотое правило свободы :

Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Единство свободы и ответственности личности

  • Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Единство свободы и ответственности личности

  • Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Ответственность

  • Ответственность-это обратная сторона свободы, осознание себя как причина совершаемых поступков.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *