Умножение и деление степеней с натуральным показателем
Конспект урока по теме:
«Умножение и деление степеней с натуральным показателем»
Цель урока:
Формировать умение умножать и делить степени с одинаковыми основаниями
Задачи:
Образовательные: на основе имеющихся знаний учащихся вывести правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями; ввести понятие нулевой степени числа ≠ 0; используя эти правила, учить умножать и делить степени с одинаковыми основаниями и способствовать выработке их практического применения.
Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, способствовать развитию кратковременной памяти, концентрации внимания, логического мышления, вычислительных навыков, формировать навыки познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, взаимоконтроль, самооценку, аккуратность ведения записей в тетрадях.
План урока:
Организационный момент. (3 мин.)
Актуализация знаний (5 мин)
Устный счет (3 мин)
Сообщение темы и цели урока (1 мин)
Изучение нового материала с первичным закреплением (17мин)
Самостоятельная работа (3мин)
Рефлексия и домашнее задание. (5 мин)
Выставление оценок (2мин)
Ход урока
I. Организационный момент
1)ПРИВЕТСТВИЕ:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Ребята, поприветствуйте наших гостей: Доброе утро! Здравствуйте! Привет всем! Мы рады вас видеть! Доброе утро!
2)ПРОВЕРКА готовности к уроку.
Ответьте ДА или НЕТ на мои вопросы: Слушайте внимательно!
(обращаюсь по имени к каждому ученику и задаю вопрос)
У тебя 2 аппарата?Сейчас урок геометрии?
Учебники есть у всех?
Мы на алгебре изучаем треугольники?
Сейчас зима?
Все здоровы?
Вопрос ко всем: ВСЕ ГОТОВЫ К УРОКУ?
МОЛОДЦЫ, К УРОКУ ГОТОВЫ
3)ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА: Ц-Ч
Назовите дежурные звуки. (один ученик произносит)
Ребята, произнесите правильно дежурные звуки.
(Каждый произносит дежурные звуки)
Не забывайте все остальные звуки тоже говорить правильно.
Прочитайте словосочетания с дежурными звуками: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА, ЧЁТНЫЕ ЧИСЛА, НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА, ПРЕЖНЕЕ.
(читают словосочетания и приводят примеры)
В каком слове нет дежурных звуков? – ПРЕЖНЕЕ
Что оно означает? (ученики не знают)
Учитель даёт толкование этого слова в контексте изучаемой темы: ПРЕЖНЕЕ = ТО ЖЕ САМОЕ,
Дополните недостающим словом следующие два правила, изученные на прошлом уроке:
( с выходом к И/ доске) ( сначала вставляют недостающее слово)
СТЕПЕНЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЧИСЛА С ЧЁТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЕСТЬ ЧИСЛО ……. (положительное)
СТЕПЕНЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЧИСЛА С НЕЧЁТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЕСТЬ ЧИСЛО ……. (отрицательное)
Прочитайте с правильным логическим ударением.
(Один или два ученика читают)
II. Актуализация знаний
Учитель: — Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Определение степени с натуральным показателем.
Учитель: — Что было задано?
— Учить правила.
У: Давайте вспомним, что мы знаем:
1.Составьте предложения, которые являются правилами и прочитайте с правильным логическим ударением.
(Работа на И/доске)
(Выполняют по цепочке с выходом к доске и находят окончания предложений и читают с правильным логическим ударением)
1 часть:
Повторяющийся множитель степени называется…(основанием степени)
Число повторяющихся множителей степени называется…(показателем степени)
Степенью числа а с показателем 1 называется …(само число а)
При возведении в степень положительного числа получается …. (положительное число).
При возведении в степень нуля получается (нуль)
Квадрат любого числа есть…(положительное число или нуль)
2 часть:
…. показателем.
…. само число а.
….. положительное число.
….. нуль.
….. положительное число или нуль.
Всё ли верно? Ошибки есть? Посмотрите внимательно…
Если всё верно, – МОЛОДЦЫ!
III. Устный счет.
1. Вычислите:
23 = 2∙2∙2 = 8 (- 2)2 = 4
43 = 64 (- 1)5 = — 1 23 + 22 = 8 + 4 = 12
2. Представьте в виде степени: а) 8= б) 9= в) 16=
(Учащиеся выполняют устные вычисления). Ситуация успеха.
(Создание проблемной ситуации:)
А представьте в виде степени такие выражения…
г) 23∙ 22 = ??? д) 35 : 32 = ???
Как посчитать?
(Ученики могут сказать ответ в г) 45 или 46или 8∙4 = 32; но в задании д) у них ответа не будет)
Посмотрите внимательно, какие действия надо выполнить ?
В г) – УМНОЖЕНИЕ, а в д) — ДЕЛЕНИЕ
А как их выполнить? Не знаете? Хотите узнать?
IV. Постановка темы и определение цели урока.
Это и будет темой нашего урока.
Откройте, пожалуйста, тетради, напишите в них число, классная работа и тему урока: Умножение и деление степеней.
(и фиксируем на доске)
Пишите красиво и аккуратно
Какую мы поставим цель? Что будем делать?
Ученики: — УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ
Учитель: — Правильно, УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ при помощи правил. (фиксируем эту цель на доске)
V. Изучение нового материала
Вернёмся к нашим примерам:
23 ∙ 2
Что вы заметили?
Чему равно основание? : везде 2 и было 2 и осталось 2
А что стало с показателем?
Как мы его получили? З + 2 = 5 — Мы их сложили.
23 ∙ 22 = 23 + 2 = 25
Т. е.(учитель говорит слово, — ученики дополняют) основание, мы оставили… прежним, а показатели степеней ……сложили.
Откройте учебник на стр. 93 и посмотрите, такое ли там правило?
Прочитайте его. (Все читают правило в учебнике)
ПРИ УМНОЖЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ОСНОВАНИЕ ОСТАВЛЯЮТ ПРЕЖНИМ, А ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДЫВАЮТ
В тетрадях запишем это правило в буквенном выражении:
аn
∙ аm = аn + m для любого а и натуральных m и n(на доску вывешиваю таблицу с правилом)
Приведите по одному примеру на это правило и запишите их в тетради.
(Ребята записывают примеры, затем несколько учеников зачитывают свои примеры.)
Это правило можно применять при умножении двух и более степеней
Например: 54 ∙53 ∙ 5 = 54+3+1 = 58
Давайте решим у доски несколько примеров:
26 ∙23 ∙ 2 = 26+3+1 = 210
310 ∙35 = 310+5= 315
х7 ∙ х5 ∙ х2 = х7+5+2 = х14 (трое учеников по очереди выходят к доске, решают и читают свои примеры)
Какое действие мы учились выполнять? (жду ответа, потом показываю на цель урока на слово УМНОЖАТЬ)
— Ребята, как умножаются степени, мы с вами теперь знаем?
Чему еще сегодня будем учиться?
-ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ.
Вернёмся к нашему примеру на деление степеней.
35 : 32 = (запишем в виде дроби: в числителе делимое, а в знаменателе делитель) = = и сократим = 3∙3∙3 = 33
Посмотрите внимательно, основание степени у нас изменилось?
Ученики: — НЕТ, оно осталось прежним
А чему равен показатель степени?
Ученики: 5-2 = 3
Какое у нас получается правило?
Вы начните его, а я помогу закончить:
ПРИ ДЕЛЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ОСНОВАНИЯ ОСТАВЛЯЮТ ПРЕЖНИМ, А….. ИЗ ПОКАЗАТЕЛЯ ДЕЛИМОГО ВЫЧИТАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЛИТЕЛЯ
Откройте учебник на стр. 94 и посмотрите, такое ли там правило?
Прочитайте его.
В тетрадях запишем это правило в буквенном выражении:
аn : аm = аn — m при условии, что а ≠ 0 m n
(на доске фиксирую таблицу с правилом)
Приведите по одному примеру на это правило и запишите их в тетради.
(Одного ученика попросить прочитать свой пример)
Если m=n, то можно записать: аm : аm = аm – m = а0 = 1 при а ≠ 0 (т.к. 00 не имеет смысла)
Например: 60 = 1 2,70 = 1 х0 = 1 (х≠0)
(фиксируем на доске и в тетрадях)
Какое ещё действие мы учились выполнять? – ДЕЛИТЬ степени
(жду ответ и показываю на цель урока на слово ДЕЛИТЬ)
Самостоятельно: Подойдите и возьмите карточки для самостоятельной работы. (в карточках по 4 примера на умножение и деление степеней)
Выполните задания в тетрадях: (работа в парах)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли решили?
У кого есть ошибки?
Объясните соседу по парте как исправить ошибку.
Давайте ещё раз прочитаем правила: (обращаемся к таблицам с правилами, которые расположены на доске или (слайд 4))
VI.