Ввел в научный оборот понятие социология: Математическое Бюро. Страница 404

Содержание

Социология как наука. Предмет и функции социологии. Контрольная.

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Общая социология 👈
  4. Социология как наука. Предмет и функции социологии. Контрольная.
  5. Введение

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Социология — молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления.

Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. О. Конт придерживался принципа «порядок и прогресс», который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми. О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага.

В настоящее время с термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т.

д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Введение

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Введение

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Введение

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Материалы 5
  • Меню

Введение
Понятие социологии.
Объект и предмет социологии
Социология и другие науки об обществе

Функции социологии
Заключение
Политическая система общества. Государство как политический институт.

Сущность и  структура политической системы общества
Функции политической системы в жизни общества
Единство государственной власти и разделение властей

Материалы по теме:

Введение Контрольная работа

Введение Контрольная работа

Введение Контрольная работа

Введение Контрольная работа

Введение. Контрольная работа

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Социология как наука об обществе. Основные понятия социологии презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Курс лекций по дисциплине «Социология»

Лекция № 1

Социология как наука об обществе. Основные понятия социологии


Слайд 2
Текст слайда:

Цель лекции: выяснить специфику предметной области социологии как науки о законах, закономерностях и механизмах возникновения, развития, функционирования общества в целом, социальных институтов, групп, общностей, личности.
План лекции:
Предпосылки возникновения социологии как науки.
Время и место возникновения социологии, мыслители, оказавшие наиболее явное влияние на формирование социологии как науки.

Научно-теоретические подходы к пониманию объекта и предмета социологической науки.
Понятие «социальное», объект и предмет социологии.
Структура социологического знания и взаимосвязь социологии с другими науками.
От эмпирического исследования к социологической теории.
Основные функции социологии.
Социология как научная дисциплина и как сфера деятельности.

План лекции и логика изложения


Слайд 3
Текст слайда:

Термин «социология»

Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.
Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Одна из основных причин возникновения социологии – развитие методического аппарата естественных наук.
Основная идея «Системы позитивной философии» Огюста Конта – уподобить изучение общества изучению природы.


Слайд 4
Текст слайда:

Исторический фон событий

Французский абсолютизм (1643—1789)
Французская революция (1789—1799)
Первая республика (1792—1804)
Первая империя (1804—1814)
Реставрация Бурбонов (1814—1830)
Июльская монархия (1830—1848)
Вторая республика (1848—1852)
Вторая империя (1852—1870)
Третья республика (1870—1940)

Родился Огюст Конт (1798)

Сотрудничество с А.Сен-Симоном (1819-1828)
Публикация «Курса позитивной философии» (1830-1842)
Публикация «Системы позитивной политики» (1851-1854)

Умер Огюст Конт (1857)


Слайд 5
Текст слайда:

Предпосылки возникновения социологии

Политические и социальные предпосылки.
Смена строя в странах Западной Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.
Формирование парламентской республики во Франции.
Экономические предпосылки.
Развитие капитализма, рост урбанизации,
Усложнение структуры общества и городского населения.
Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
Научные предпосылки.
Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».
Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.


Слайд 6
Текст слайда:

Место социологии в системе наук

Историческая логика развития наук (по О.Конту) состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет в предшествующих необходимую предпосылку.

Математика

Астрономия

Химия

Биология

Социология («социальная физика»)

Позитивистская доктрина О.Конта направлена на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории.
Социология должна быть основана на фактах и их связи, изучаемых методами сравнения, эксперимента, точного измерения.
Общество рассматривается как эволюцио-нирующий социальный организм, законы которого имеют общность с природными.

Физика


Слайд 7
Текст слайда:

«Социальная физика» Огюста Конта

Социология («социальная физика») относится к группе «обобщающих наук».
Также «обобщающими науками» являются математика, астрономия, физика, химия, биология.
«Обобщающие» науки выше «описательных» — географии, ботаники, зоологии, истории и т.д.
В «социальной физике» выделяются два основных раздела.
«Социальная статика» — изучает «существование» («Как возможно общество?», «Как оно поддерживает свое единство, почему не распадается на отдельные элементы?»).
«Социальная динамика» — изучает причины и закономерности общественных изменений (по Конту, социальная динамика – позитивистская теория истории).
Первичный фактор социальной динамики – духовное, умственное развитие. Вторичные факторы – климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения и т.д.


Слайд 8
Текст слайда:

Понятие о «позитивизме»

«Реальное в противоположность химерическому».
Позитивизм посвящает «себя исследованиям, истинно доступным нашему уму».
«Полезное в противовес негодному».
«Необходимое назначение всех наших здоровых умозрений – беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства».
Достоверное в противоположность сомнительному.
Способность «самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления».
«Точное в противовес смутному»
Желание «добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям».
«Положительное в противоположность отрицательному»
Стремление «не разрушать, но организовывать».


Слайд 9
Текст слайда:

Развитие человеческого духа

Теологическая (фиктивная) стадия

Метафизическая (отвлеченная) стадия

Научная (позитивная) стадия

Согласно учению Конта, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую (фиктивную), метафизическую (отвлеченную) и научную (позитивную).

На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).
На второй стадии – при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.
На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы.


Слайд 10
Текст слайда:

Основные идеи и предшественники

«Проект социологии» Огюста Конта был результатом объединения четырех фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий.
Идеи «общества» как самостоятельного объекта научного изучения.
Идеи естественного закона, по которому функционирует общество.
Идеи прогресса («закон трех стадий»).
Идеи метода как познавательного инструмента.
В первую очередь, идеи Огюста Конта основывались на работах ученых Нового времени.
Шарль Луи де Монтескьё (детерминизм, «дух законов»).
Анна Робер, Жак Тюрго и Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (идея прогресса, закон «трех стадий»).
Анри де Сен-Симон (примат науки, концепция социального физицизма).


Слайд 11
Текст слайда:

Основные идеи и предшественники

«Проект социологии»
Огюста Конта

Идея общества как самостоятельного объекта изучения

Идеи научного метода как познавательного инструмента

Идея «естественного закона», по которому функционирует общество

Идея прогресса, поступательного развития общества


Слайд 12
Текст слайда:

Основные положения концепции Конта

Наука должна быть «позитивной», изучать факты: как протекают явления, а не «почему» или «зачем» они протекают.
«…Не человечество нужно объяснять, исходя из человека, а… человека, исходя из человечества».
История должна рассматриваться не как история людей, а как история идей («Идеи управляют и переворачивают мир»).
Могут быть выделены этапы развития общества, которые соответствуют этапам развития науки и мировоззрения
теологический этап (фетишизм, политеизм, монотеизм, власть фикций и иллюзий),
метафизический (власть абстракции, общих рассуждений),
позитивный (власть реального, «позитивного» знания).
Основной принцип позитивной философии выражается «в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель наших усилий».


Слайд 13
Текст слайда:

Объект и предмет науки

Объект познания в науке.
Все то, на что направлена деятельность исследователя, что, противостоит ему в качестве объективной реальности.
Объект – это отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством.
Каждая наука отличается от другой своим предметом.
Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.
Предмет изучения в науке не может быть тождественен ее объекту.
Предмет науки — воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.


Слайд 14
Текст слайда:

Объект и предмет социологии

Объектом изучения в социологии (равно как и в ряде других наук) является общество.

Предмет социологии

Позитивистский подход (О.Конт): законы общественного развития

Объективный подход (Э.Дюркгейм): социальные факты

Субъективный подход (М.Вебер): социальное взаимодействие

Обобщающий подход: социальные связи

Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.


Слайд 15
Текст слайда:

«Социальное» как предмет социологии

«Социальное» — характеризующее общественную жизнь и отличающее «общественное» от «природного».
«Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни…» (Г.В.Осипов и др.)
«Социальное» — проявляющееся во взаимодействии людей.
«Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. … Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества». (Бороноев А.О. и др.).
«…Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (В.А.Ядов).


Слайд 16
Текст слайда:

Определения социологии

Социология – наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов (Геннадий Васильевич Осипов).

Социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей (Владимир Александрович Ядов).


Слайд 17
Текст слайда:

Определения социологии

Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ (Энтони Гидденс).

«Социология и антропология – прежде всего науки о связях, поэтому они входят в кибернетику. Частный раздел социологии, известный под названием экономики и отличающийся от других главным образом более аккуратным использованием числовых мер для рассматриваемых величин, также представляет раздел кибернетики благодаря кибернетическому характеру самой социологии» (Н.Винер).


Слайд 18
Текст слайда:

Социология в системе наук об обществе

Экономика

Этнография

Этика

Психология

История

Правовые науки

Политология

Философия

Социология

Социология – социально-гуманитарная наука, имеющая ряд общих черт как с естественными, так и с техническими науками.


Слайд 19
Текст слайда:

Цель и принципы социологии

Основная цель социологии – дать рациональное объяснение поведения социальных объектов и определить механизмы решения социальных проблем.
Очевидно, о «цели» социологии можно говорить лишь в приложении к решению конкретных практических задач.
Сама по себе наука иной «цели», кроме познания мира, иметь не может и не должна.
Основные принципы исследования в социологии:
Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов.
Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений.
Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.


Слайд 20
Текст слайда:

Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.

Функции социологии

Гносеологическая (теоретико- познавательная)

Прогностическая функция

Прикладная (управленческая) функция

Идеологическая (воспитательная) функция

Функция социального контроля (информационная)


Слайд 21
Текст слайда:

Функции социологии

Познавательная функция.
Социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.
Прикладная (практическая) функция.
Социология не только познает реальность. Социологическое знание может быть использовано в принятии управленческих решений.
Функция социального контроля.
Социологическая информация обеспечивает обратную связь между обществом и органами власти.
Идеологическая (воспитательная) функция.
Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей.
Прогностическая функция.
Социология предоставляет инструменты прогнозирования закономерностей развития социальных процессов.


Слайд 22
Текст слайда:

Структура социологического знания

Социология как теоретическая дисциплина и практическая деятельность

Фундаментальная социология

Уровень изучаемых процессов

Уровень получаемого знания

Цели и задачи исследователя

Прикладная социология

Теоретические исследования

Эмпирические исследования

Теории среднего уровня

Микросоциология

Макросоциология


Слайд 23
Текст слайда:

Структура социологического знания

Общетеоретическая социология (макросоциология).
Теоретическое макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого.
Социология «среднего уровня» (теории среднего уровня).
Специальные социологические теории, включая отраслевые социологии. Исследования меньшей степени общности, направленные на изучение отдельных структурных частей социальной системы.
Микросоциология.
Микросоциология – изучение социальных явлений и процессов сквозь призму действия и поведения отдельных людей.
Эмпирические (прикладные) исследования.
Прикладные проекты по различной проблематике, направленные на решение практических задач и/или проверку гипотез, связанных с исследованиями на более высоких уровнях («среднем» или «общетеоретическом»).


Слайд 24
Текст слайда:

Контрольные вопросы

В чем специфика социологии как научной и учебной дисциплины?
Какие науки заложили фундамент социологии?
Кого называют «отцом социологии»? В чем основная заслуга этого мыслителя?
Когда возникла социология как наука? Почему она возникла именно в это время?
Что является объектом и предметом социологии как научной дисциплины?
Какова структура социологии как науки? По каким основаниям выделяются различные направления в социологических исследованиях?
В чем ее основные функции?
В чем заключаются сходства и различия между социологией, а также естественными и техническими науками?


Слайд 25
Текст слайда:

Литература по теме занятия

Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России / И. Ф. Девятко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 35–37.
Кастельс, М. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. – 2001. – № 1. – С. 35–66.
Орлов, Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г. П. Орлов// Социологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 109–116.
Оспанов, С. И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление / С. И. Оспанов // Социологические исследования. – 1998. – № 3. – С. 62–72.
Подвойский, Д. Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д. Г. Подвойский // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 3–12.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.
Современная западная социология: словарь / сост.: Ю. Н. Давыдов [и др.]. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 5–16.


Скачать презентацию

Развитие социологии | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Опишите развитие социологии через работу и теории классических социологов

Рисунок 1 . Люди думали как социологи задолго до того, как социология стала отдельной академической дисциплиной: Платон и Аристотель, Конфуций, Хальдун, Вольтер и Мэри Волленскрафт подготовили почву для современной социологии. (Источник: A, B, C и E Wikimedia Commons; D: publicdomainfiles.com.)

Создание дисциплины: европейские теоретики

Огюст Конт (1798–1857)

Рисунок 2. Огюст Конт многими считается отцом социологии. (Фото предоставлено Викискладом)

В 1838 году француз Огюст Конт ввел термин социология , происходящий от латинского socius (компаньон или партнер) и греческого термина logia (изучение речи). Конт считал, что социология может объединить другие науки и улучшить общество. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., сильно повлияли на Конта, как и промышленная революция в Европе (1760-1840). Вопросы, связанные с экономическим классом, социальным статусом, урбанизацией и опасностями фабричного труда, подняли новые вопросы об обществе и социальном взаимодействии.

Подобно другим мыслителям, находящимся под влиянием Просвещения (философского движения 17 и 18 веков, делавшего упор на разум и индивидуализм), Конт считал, что общество развивается поэтапно. В Курс позитивной философии (1830–1842) и Общий взгляд на позитивизм (1848 г.), Конт описал Закон трех стадий следующим образом:

  1. богословская стадия, на которой люди принимают религиозные взгляды на общество
  2. метафизическая стадия, когда люди понимали общество как естественное (не сверхъестественное)
  3. научная или позитивистская стадия, когда общество управлялось бы надежными знаниями и понималось бы в свете знаний, производимых наукой, в первую очередь социологией.

Первоначально граф учился на инженера, но позже стал учеником социального философа Клода Анри де Рувруа графа де Сен-Симона (1760–1825). Они оба думали, что социологи могут изучать общество, используя те же научные методы, которые используются в естественных науках. Конт также верил в потенциал социологов в улучшении общества. Он считал, что как только ученые определят законы, управляющие обществом, социологи смогут заняться такими проблемами, как плохое образование и бедность.

Конт назвал научное изучение социальных моделей позитивизмом . Он считал, что использование научных методов для выявления законов, по которым взаимодействуют общества и индивиды, откроет новую научно ориентированную «позитивистскую» эпоху истории. С этой точки зрения рациональные утверждения рассматриваются как научно и систематически проверяемые и противопоставляются метафизическим и/или сверхъестественным объяснениям. Хотя большая часть « Курсов» , шеститомного трактата, была отвергнута, в особенности крайне упрощенный и недостаточно изученный подход к социальному развитию, непреходящим вкладом Конта в социологию стала его классификация наук. Он представил иерархию наук с социологией во главе списка, который начинается с математики, а затем переходит к астрономии, физике, химии и биологии. Он утверждал, что сложности наук увеличиваются, а общность уменьшается по мере продвижения вверх по иерархии, и что они строятся на каждой из фундаментальных наук ниже. Конт объявил социологию самой сложной наукой за ее попытку объединить все другие науки, чтобы объяснить все более сложные законы природы.

Гарриет Мартино (1802–1876)

Гарриет Мартино была писательницей, которая затронула широкий круг проблем социальных наук. Она была одним из первых наблюдателей социальных практик, включая экономику, социальный класс, религию, самоубийство, правительство и права женщин. Ее писательская карьера началась в 1831 году с серии рассказов под названием Иллюстрации политической экономии , в которых она пыталась рассказать простым людям о принципах экономики.

Мартино был первым, кто перевел сочинения Конта с французского на английский и тем самым познакомил англоязычных ученых с социологией. Ей также приписывают первые систематические методологические международные сравнения социальных институтов в двух ее самых известных социологических работах: Общество в Америке (1837 г.) и Retrospect of Western Travel (1838 г.). Мартино нашел работу капитализма в противоречии с провозглашаемыми моральными принципами Соединенных Штатов; она выявила недостатки системы свободного предпринимательства, в которой рабочие эксплуатировались и обеднели, а владельцы бизнеса разбогатели. Далее она отметила, что вера в то, что все созданы равными, несовместима с отсутствием прав женщин. Как и Мэри Уоллстонкрафт, Мартино в свое время часто недооценивали мужское доминирование в академической социологии.

Карл Маркс (1818–1883)

Рис. 3. Карл Маркс был одним из основателей социологии. Его идеи о социальном конфликте актуальны и сегодня. (Фото предоставлено Джоном Мэйоллом/Wikimedia Commons)

Карл Маркс был немецким социальным философом и экономистом. В 1848 году он и Фридрих Энгельс (1820–1895) написали в соавторстве T Коммунистический манифест , который является одним из самых влиятельных политических манускриптов в истории. В ней представлена ​​теория общества Маркса, которая отличалась от предложенной Контом.

Маркс отверг позитивизм Конта. Он считал, что общества растут и изменяются в результате борьбы различных социальных классов, стремящихся получить контроль над средствами производства. В то время, когда он разрабатывал свои теории, промышленная революция и подъем капитализма привели к большому неравенству в богатстве между владельцами фабрик и рабочими. Капитализм, экономическая система, характеризующаяся частной или корпоративной собственностью на товары и средства их производства, развивалась во многих странах.

Маркс предсказывал, что капиталистическое неравенство станет настолько крайним, что рабочие в конце концов поднимут восстание. Это привело бы к краху капитализма, на смену которому пришел бы коммунизм. Коммунизм — это экономическая система, при которой нет частной или корпоративной собственности на средства производства. Вместо этого экономические ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются по мере необходимости. Маркс считал, что коммунизм был более справедливой системой, чем капитализм.

Хотя его экономические предсказания, возможно, не сбылись в то время или в тех местах, которые он предсказал, идея Маркса о том, что экономический, основанный на классах конфликт ведет к изменениям в обществе, до сих пор остается одной из основных теорий, используемых в современной социологии.

Герберт Спенсер (1820–1903)

В 1873 году английский философ Герберт Спенсер опубликовал The Study of Sociology , первую книгу со словом «социология» в названии. Спенсер отверг большую часть философии Конта, а также теорию классовой борьбы Маркса и его поддержку коммунизма. Вместо этого он поддерживал форму правления, которая позволяла рыночным силам контролировать капитализм. Его работа оказала влияние на многих ранних социологов, включая Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Спенсер, используя работу Чарльза Дарвина в качестве сравнения, сказал: «Это выживание наиболее приспособленных, которое я пытался здесь выразить в терминах механики, есть то, что г-н Дарвин назвал «естественным отбором», или сохранением привилегированных рас в Борьба за жизнь.» (Спенсер, 1864 г.) Это утверждение часто неверно истолковывается и принимается теми, кто верит в превосходство одной расы над другой.

Георг Зиммель (1858–1918)

Георг Зиммель был немецким искусствоведом, который также много писал на социальные и политические темы. Зиммель занял антипозитивистскую позицию и затронул такие темы, как социальный конфликт, функция денег, индивидуальная идентичность в городской жизни и европейский страх перед посторонними (Stapley 2010). Большая часть его работы была сосредоточена на теориях микроуровня и анализировала динамику групп из двух и трех человек. В его работах также подчеркивалась индивидуальная культура как творческие способности людей (Ritzer and Goodman, 2004).

Эмиль Дюркгейм (1858–1917)

Дюркгейм помог узаконить и определить социологию как формальную академическую дисциплину, основав первую европейскую кафедру социологии в Университете Бордо в 1895 году и опубликовав свои Правила социологического метода  (1895). В другой важной работе « Разделение труда в обществе » (1893) Дюркгейм сформулировал свою теорию трансформации общества из первобытного состояния в капиталистическое индустриальное общество. Согласно Дюркгейму, люди поднимаются до должного уровня в обществе благодаря своим заслугам.

Дюркгейм считал, что социологи могут изучать объективные «социальные факты». Он также считал, что с помощью таких исследований можно будет определить, является ли общество «здоровым» или «патологическим». Он считал здоровые общества стабильными, в то время как в патологических обществах наблюдается нарушение социальных норм между людьми и обществом.

В 1897 году Дюркгейм попытался продемонстрировать эффективность своих правил социальных исследований, опубликовав работу под названием « Самоубийство 9».0024 . Дюркгейм изучил статистику самоубийств в разных полицейских округах, чтобы исследовать различия между католическими и протестантскими общинами. Он приписывал различия социально-религиозным силам, а не индивидуальным или психологическим причинам.

Макс Вебер (1864–1920)

Выдающийся социолог Макс Вебер в 1919 году основал в Германии отделение социологии в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. Вебер писал на многие темы, включая политические изменения в России и социальные силы, влияющие на фабричных рабочих. Он наиболее известен своей книгой Протестантская этика и дух капитализма (1904 г.). Теория, изложенная Вебером в этой книге и описывающая, как религиозные убеждения формируют рабочие привычки и, таким образом, влияют на более широкий социальный, политический и экономический мир, до сих пор вызывает споры. Некоторые считают, что Вебер утверждал, что верования многих протестантов, особенно кальвинистов, привели к созданию капитализма. Другие интерпретируют это просто как заявление о том, что идеологии (то есть системы верований) капитализма и протестантизма дополняют друг друга.

Вебер считал, что трудно, если вообще возможно, использовать стандартные научные методы для точного предсказания поведения групп. Эта точка зрения противостояла позитивизму, который применял систематические научные рамки интерпретации к социальным явлениям в том же смысле, в каком их можно было бы применить к явлениям природы. Вместо этого Вебер предложил более эмпатический метод интерпретации, который учитывал бы собственные культурные предубеждения и ориентации. Вместе с коллегой-социологом Вильгельмом Дильтеем Вебер представил концепцию verstehen , немецкое слово, означающее глубокое, чуткое понимание. В поисках verstehen внешние наблюдатели социального мира — целой культуры или небольшого окружения — пытаются понять его с точки зрения инсайдера.

В своей книге «Природа социального действия » (1922) Вебер описал социологию как стремление «интерпретировать значение социального действия и тем самым дать каузальное объяснение того, как оно протекает, и результатов, которые оно производит». Он и другие социологи-единомышленники предложили философию антипозитивизм , согласно которому социальные исследователи будут стремиться к субъективности, работая над представлением социальных процессов, культурных норм и социальных ценностей. Этот подход привел к некоторым методам исследования, целью которых было не обобщение или предсказание (как это принято в науке), а систематическое получение глубокого понимания социальных миров.

Различные подходы к исследованиям, основанные на позитивизме или антипозитивизме, часто считаются основой различий, обнаруживаемых сегодня между количественной и качественной социологией. Количественная социология использует статистические методы, такие как опросы с большим числом участников. Исследователи анализируют данные, используя статистические методы, чтобы увидеть, могут ли они раскрыть закономерности человеческого поведения. Качественная социология стремится понять человеческое поведение, изучая его с помощью подробных интервью, фокус-групп и анализа источников контента (таких как книги, журналы, журналы и популярные СМИ).

Должны ли мы поднять минимальную заработную плату?

Во время своей упорной кампании 2020 года президент Джо Байден пообещал американцам, что повысит федеральную минимальную заработную плату. Противники повышения минимальной заработной платы утверждают, что некоторые работники будут получать более высокие зарплаты, в то время как другие потеряют работу, а компании с меньшей вероятностью будут нанимать новых работников из-за увеличения затрат на их оплату. Байден и другие сторонники повышения минимальной заработной платы утверждают, что некоторая потеря рабочих мест будет в значительной степени компенсирована положительным влиянием на уровень жизни низкооплачиваемых работников и сокращением разрыва в доходах между богатыми и бедными.

Социологи также могут рассматривать вопрос о минимальной заработной плате с разных точек зрения. Насколько сильно повлияет повышение минимальной заработной платы на мать-одиночку? Некоторые могли бы изучить экономические последствия, такие как ее способность оплачивать счета и держать еду на столе. Другие могут посмотреть, как снижение экономического стресса может улучшить семейные отношения. Некоторые социологи могут исследовать влияние на статус владельцев малого бизнеса. Все это может быть примером публичной социологии, отрасли социологии, которая стремится вывести социологический диалог на публичные форумы. Цели публичной социологии заключаются в том, чтобы улучшить понимание социальных факторов, лежащих в основе социальных проблем, и помочь в поиске решений. По словам Майкла Буравоя (2005), задача публичной социологии состоит в том, чтобы вовлечь множество людей разными способами.

Попробуйте

Применение дисциплины: американские теоретики и практики

Рисунок 4 . Слева направо: Уильям Самнер, W.E.B. Дюбуа и Джейн Адамс. (Источник A, B и C: Wikimedia Commons.)

В начале 1900-х годов социология достигла университетов в Соединенных Штатах. Уильям Самнер был первым профессором социологии (Йельский университет), Франклин Гиддингс был первым профессором социологии (Колумбийский университет), а Альбион Смолл написал первый учебник по социологии. Ранние американские социологи проверяли и применяли теории европейцев и стали лидерами социальных исследований. Лестер Уорд (1841–1919 гг.)13) разработал методы социальных исследований и выступил за использование научного метода и количественных данных (глава 2) для демонстрации эффективности политики. Социальные исследователи понимали, что для того, чтобы социология завоевала уважение в американской академии, они должны принять эмпирические подходы.

В.Э.Б. Дюбуа (1868-1963)

Уильям Эдвард Бургхардт (W.E.B.) Дюбуа, историк, получивший образование в Гарварде, первым применил строгую эмпирическую методологию в социологии. Его новаторские 189Исследование афроамериканского сообщества в Филадельфии, проведенное 6-1897 г., включало сотни интервью, проведенных Дюбуа для документирования семейных и трудовых структур и оценки основных проблем сообщества. Эти новые комплексные методы исследования резко контрастировали с менее научной практикой того времени, которую Дюбуа критиковал как аналогичную проведению исследований, как если бы они проводились через окно движущейся машины. Его научный подход оказал большое влияние на целые школы социологических исследований и считается предшественником современных практик. Кроме того, Дюбуа 189В публикации 9 представлены эмпирические доказательства, опровергающие псевдонаучные представления о биологическом расизме (Morris, 2015; Green & Wortham, 2018), которые использовались в качестве оправдания для угнетения людей разных рас.

Дюбуа также сыграл видную роль в усилиях по расширению прав чернокожих. Обеспокоенный медленными темпами прогресса и советами некоторых чернокожих лидеров быть более сговорчивыми с расизмом, Дюбуа стал лидером того, что позже будет известно как Ниагарское движение. В 1905, он и другие составили декларацию, призывающую к немедленному политическому, экономическому и социальному равенству для афроамериканцев. Несколько лет спустя он помог основать Национальную ассоциацию содействия развитию цветных людей (NAACP) и был ее директором по публикациям.

Торстейн Веблен (1857–1929)

После непродолжительного пребывания в качестве безработного выпускника колледжа Торстейн Веблен начал изучать экономику через социальную призму, написав о праздном классе, бизнес-классе и других областях, которые касались самой идеи «работы». Он исследовал хронически безработных, безработных в настоящее время, рабочий класс и рабочий класс.

Джейн Аддамс (1860-1935)

Джейн Аддамс основала Hull House , центр, который обслуживал нуждающихся иммигрантов через социальные и образовательные программы, предоставляя при этом широкие возможности для социологических исследований. Основанная в Чикаго, Аддамс тесно сотрудничала с Чикагской школой социологии Чикагского университета. Эта школа мысли придает большое значение среде, в которой развиваются отношения и поведение. Исследования, проведенные в Hull House, предоставили информацию о детском труде, иммиграции, здравоохранении и других областях государственной политики.

Чарльз Хортон Кули (1864-1929)

Чарльз Хортон Кули утверждал, что люди сравнивают себя с другими, чтобы проверить себя на соответствие социальным стандартам и оставаться частью группы. Назвав эту идею «зазеркальем», Кули утверждал, что мы «видим» себя по реакциям других, с которыми взаимодействуем. Если кто-то положительно отреагирует на наше поведение, теоретически мы продолжим это поведение. Он много писал о том, что он считал порядком жизни в Человеческая природа и общественный порядок (1902 г.), за которым последовала Социальная организация  в 1909 г. Он был очень обеспокоен растущим индивидуализмом и конкурентоспособностью американского общества, опасаясь, что это разрушит семьи, поскольку основные группы потеряли свое значение.

Джордж Герберт Мид (1863–1931)

Джордж Герберт Мид был философом и социологом, чья работа была сосредоточена на том, как разум и личность развивались в результате социальных процессов (Cronk, n.d.). Он утверждал, что то, как человек начинает воспринимать себя, в очень большой степени основано на взаимодействии с другими. Хотя Мид принял концепцию «зеркала» Кули, Мид считал, что реакция человека на положительное или отрицательное отражение зависит от того, кем был «другой». Индивиды, которые оказали наибольшее влияние на жизнь человека, были значимыми другими, в то время как обобщенные другие представляли собой организованное и обобщенное отношение социальной группы. Мид часто разделяет титул отца символического интеракционизма с Кули и Ирвингом Гоффманом.

Ида Б. Уэллс-Барнетт (1862-1931)

Рисунок 5 . Ида Б. Уэллс была педагогом-революционером и журналистом, которая пролила свет на многие социологические проблемы, особенно на расовое и гендерное неравенство.

90 008 Ида Б. Уэллс родилась в рабстве в штате Миссисипи, ее родители были освобождены после Гражданской войны и продолжали заниматься политической деятельностью во время Реконструкции (1865–1877). Родители и младший брат Уэллс умерли во время эпидемии желтой лихорадки в 1878 году, когда ей было всего 16 лет. Она стала учителем в начальной школе для чернокожих (Уэллс училась в каком-то колледже до смерти ее родителей), чтобы ее пятеро других братьев и сестер не были разлучены и отправлены в приемные семьи.0181 [1] . Она переехала из Миссисипи в Мемфис, штат Теннесси, чтобы получать более высокую заработную плату и продолжить образование.

В 1884 году, когда Уэллс было всего 24 года, она отказалась уступить свое место в женском вагоне первого класса, и впоследствии проводник и двое мужчин вытащили ее из вагона. После предъявления уголовного обвинения Уэллс вел дело вплоть до Верховного суда Теннесси на основании Закона о гражданских правах 1875 года, который запрещал расовую дискриминацию в общественных местах. Хотя Уэллс проиграла после того, как Верховный суд отменил решение суда низшей инстанции, ее страсть к равенству и социальной справедливости стала только сильнее и влиятельнее. (Ее прямое действие повторит гражданское неповиновение Розы Паркс 71 год спустя.) В 189 г.1, она была уволена с преподавательской работы за критику качества школ Мемфиса, предназначенных только для чернокожих, и, таким образом, начала новую карьеру в журналистике, начав с газеты Memphis Free Speech and Headlight , совладельцем которой она позже стала.

После линчевания трех ее друзей в 1892 году Уэллс стала одним из самых громких национальных активистов против линчевания. Она начала обширное расследование линчевания и опубликовала свои выводы в брошюре под названием «Южные ужасы: закон Линча во всех его фазах» в 189 году.2 [2] . Уэллс разоблачил линчевание как варварскую практику белых на Юге, используемую для запугивания и угнетения афроамериканцев, которые представляли собой экономическую и политическую конкуренцию — и последующую угрозу укоренившейся иерархической власти — для белых. Белая мафия в конечном итоге разрушила ее редакцию газеты и прессу, хотя это не заглушило ее голос и не помешало ее журналистским расследованиям найти национальную аудиторию, особенно через сеть распространения газет, принадлежащих чернокожим.

Уэллс была одним из членов-основателей Национальной ассоциации содействия развитию цветных людей (NAACP) в 1908 году, но ее имя не было включено в список членов-основателей. Она также работала над тем, чтобы чернокожие женщины были полностью включены в движение за избирательное право женщин, и участвовала в Марше избирательного права 1913 года перед Белым домом. Хотя формально Уэллс не обучалась как академический социолог, она была воплощением публичного социолога, потому что она исследовала расовое и гендерное неравенство и сделала их публичными проблемами. В Южные ужасы: Законы Линча во всех его фазах она заявила: «Люди должны знать, прежде чем они смогут действовать, и нет педагога, который мог бы сравниться с прессой» (1892 г. ). Это дальновидное заявление является одним из ее многочисленных достижений в области социологии.
Роберт Э. Парк (1864–1944)

Роберт Э. Парк наиболее известен как основатель социальной экологии. Работая в Чикагской школе, Парк сосредоточился на том, как люди жили в своей среде. Один из первых социологов, сосредоточившихся на этнических меньшинствах, он писал о бельгийском угнетении конголезцев. Когда он вернулся в США, он и Эрнест Берджесс исследовали внутреннюю часть города, чтобы показать, что независимо от того, кто там жил, социальный хаос преобладал. Таким образом, не жители вызвали хаос, а окружающая среда.

Дальнейшие исследования

Многие социологи помогли сформировать дисциплину. Чтобы узнать больше о выдающихся социологах и о том, как они изменили социологию, ознакомьтесь с Профилями могущественных социологов.

Попробуйте

Подумайте об этом

  • Что вы думаете о вкладе Карла Маркса в социологию? С какими представлениями о Марксе вы сталкивались в своем обществе и как эти представления влияют на ваши взгляды?
  • Ида Б. Уэллс 100 лет назад подчеркивала важность прессы как средства обучения. Насколько это утверждение верно сегодня? Как можно не согласиться с тем, что ни один учитель не может сравниться с прессой?

Глоссарий

антипозитивизм:
мнение, что социальные исследователи должны стремиться к субъективности, когда они работают над представлением социальных процессов, культурных норм и социальных ценностей
обобщенные другие:
организованное и обобщенное отношение социальной группы
позитивизм:
научное исследование социальных моделей
качественная социология:
глубинные интервью, фокус-группы и/или анализ источников контента как источника своих данных
количественная социология:
статистические методы, такие как опросы с большим числом участников
значимые другие:
конкретных лиц, влияющих на жизнь человека
в другом месте:
немецкое слово, означающее глубокое понимание

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. «Биография Иды Б. Уэллс», по состоянию на 10 сентября 2018 г., A&E Television Networks. https://www.biography.com/people/ida-b-wells-9527635 ↵
  2. Steptoe, Tyina (2007). Ида Уэллс Барнетт. БлэкПаст. Получено с https://www.blackpast.org/african-american-history/barnett-ida-wells-1862-1931/ ↵

1.2: История социологии

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    57030
    • Безграничный
    • Безграничный
      Уильям Джеймс: Уильям Джеймс был одним из первых американцев, которые научно исследовали человеческие отношения.
        Огюст Конт: Огюст Конт был одним из основателей социологии. Гарриет Мартино, 1802–1876: Гарриет Мартино представила Конта англоязычному миру, переведя его работы. Герберт Спенсер: Герберт Спенсер построил теорию эволюции Дарвина, экстраполируя его к сферам этики и общества. Вот почему теории Спенсера часто называют «социальным дарвинизмом».

        Ссылку на элемент YouTube можно найти в разделе «Участники и авторство».

        Ссылку на элемент YouTube можно найти в разделе «Участники и авторство».

        Жан Кальвин, первый капиталист?: Вебер видел избирательную близость между капитализмом и протестантизмом, особенно кальвинизмом.
        «Настоящая цель науки — принести пользу человеку. Наука, которая этого не делает, сколь бы приятным ни было ее изучение, безжизненна. Социология, которая из всех наук должна приносить наибольшую пользу человеку, рискует попасть в класс вежливых развлечений или мертвых наук. Целью этой работы является указать метод, с помощью которого можно вдохнуть дыхание жизни в его ноздри.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *