НОУ ИНТУИТ | Лекция | Задачи линейной алгебры
< Лекция 12 || Лекция 5: 123456789
Аннотация: Познакомимся с инструментами Octave, предназначенными для работы с векторами и матрицами, а также с возможностями, которые предоставляет пакет при непосредственном решении задач линейной алгебры.
5.1 Ввод и формирование векторов и матриц
Векторы и матрицы в Octave задаются путём ввода их элементов. Элементы вектора-строки отделяют пробелами или запятыми, а всю конструкцию заключают в квадратные скобки:
>>> a =[2 -3 5 6 -1 0 7 -9] a = 2 -3 5 6 -1 0 7 -9 >>> b =[ -1,0,1] b = -1 0 1
Вектор-столбец можно задать, если элементы отделять друг от друга точкой с запятой:
>>> c=[-pi; -pi / 2; 0; pi / 2; pi ] c = -3.14159 -1.57080 0.00000 1.57080 3.14159
Обратиться к элементу вектора можно указав имя вектора, а в круглых скобках — номер элемента, под которым он хранится в этом векторе:
>>> a( 1 ) ans = 2 >>> b( 3 ) ans = 1 >>> c( 5 ) ans = 3.1416
Ввод элементов матрицы также осуществляется в квадратных скобках, при этом элементы строки отделяются друг от друга пробелом или запятой, а строки разделяются между собой точкой с запятой:
>>> Matr=[0 1 2 3; 4 5 6 7 ] Matr = 0 1 2 3 4 5 6 7
Обратиться к элементу матрицы можно указав после имени матрицы, в круглых скобках, через запятую, номер строки и номер столбца, на пересечении которых элемент расположен:
>>> Matr ( 2, 3 ) ans = 6 >>> Matr ( 1, 1 ) ans = 0 >>> Matr ( 1, 1 )=pi; Matr ( 2, 4 )= _pi; >>> Matr Matr = 3.1416 1.0000 2.0000 3.0000 4.0000 5.0000 6.0000 -3.1416
Матрицы и векторы можно формировать, составляя их из ранее заданных матриц и векторов:
>>> a=[-3 0 2 ]; b=[3 2 -1]; c =[5 -2 0 ]; >>> M=[a b c ] % Горизонтальная конкатенация векторов–строк M = -3 0 2 3 2 -1 5 -2 0 % результат — вектор–строка >>> N=[a; b; c ] % Вертикальная конкатенация векторов–строк, % результат — матрица N = -3 0 2 3 2 -1 5 -2 0 >>> Matrica =[N N N] % Горизонтальная конкатенация матриц Matrica = -3 0 2 -3 0 2 -3 0 2 3 2 -1 3 2 -1 3 2 -1 5 -2 0 5 -2 0 5 -2 0 >>> Tablica =[M;M;M] % Вертикальная конкатенация матриц Tablica = -3 0 2 3 2 -1 5 -2 0 -3 0 2 3 2 -1 5 -2 0 -3 0 2 3 2 -1 5 -2 0intuit.ru/2010/edi»>Важную роль при работе с матрицами играет знак двоеточия «:». Примеры с подробными комментариями приведены в листинге 5.1.
>>> Tabl =[ -1.2 3.4 0.8; 0.9 -0.1 1.1; 7.6 -4.5 5.6; 9.0 1.3 -8.5] Tabl = -1.20000 3.40000 0.80000 0.90000 -0.10000 1.10000 7.60000 -4.50000 5.60000 9.00000 1.30000 -8.50000 >>> Tabl( :, 3 ) % Выделить из матрицы 3-й столбец ans = 0.80000 1.10000 5.60000 -8.50000 >>> Tabl( 1, : ) % Выделить из матрицы 1-ю строку ans = -1.20000 3.40000 0.80000 >>> Matr=Tabl( 2 : 3, 1 : 2 ) % Выделить из матрицы подматрицу Matr = 0.90000 -0.10000 7.60000 -4.50000 % Вставить подматрицу в правый нижний угол исходной матрицы >>> Tabl( 3 : 4, 2 : 3 )=Matr Tabl = -1.20000 3.40000 0.80000 0.90000 -0.10000 1.10000 7.60000 0.90000 -0.10000 9.00000 7.60000 -4.50000 >>> Tabl( :, 2 ) = [ ] % Удалить из матрицы 2-й столбец Tabl = -1.20000 0.80000 0.90000 1.10000 7.60000 -0.10000 9.00000 -4.50000 >>> Tabl( 2, : ) = [ ] % Удалить из матрицы 2-ю строку Tabl = -1.20000 0.80000 7.60000 -0.10000 9.00000 -4.50000 >>> Matr % Представить матрицу в виде вектора–столбца Matr = 0.90000 -0.10000 7.60000 -4.50000 >>> Vector=Matr ( : ) Vector = 0.90000 7.60000 -0.10000 -4.50000 >>> V=Vector( 1 : 3 ) % Выделить из вектора элементы со 1-го по 3-й V = 0.90000 7.60000 -0.10000 >>> V( 2 ) = [ ] % Удалить из массива 2-й элемент V = 0.90000 -0.10000
Листинг 5.1. Пример использования знака двоеточия «:»
Дальше >>
< Лекция 12 || Лекция 5: 123456789
свойства векторов и линейные действия над векторами (сложение, вычитание, умножение)
О чем статья
Скалярные и векторные величины
Векторные величины – величины, для характеристики которых указывается как числовое значение, так и направление в пространстве. Например, сила, скорость, ускорение, напряженность поля (магнитного, электромагнитного) и т. п.
Скалярные величины – это величины, для характеристики которых достаточно только числовое значение в соответствующих единицах измерения. Например, масса, температура, длина, площадь, объём, количества тепла и т. д.
Рис. 1
Вектор – это геометрическое изображение векторной величины в заданном масштабе.
На рис. 1 А – начальная точка вектора, В – конец вектора. Вектор обычно обозначается стрелочками, которые ставят вверху букв, но многие люди для удобства ставят обычные чёрточки. Иногда вектор обозначают одной буквой: . Расстояние от точки к точке называют длиной или модулем вектора, а обозначается так: или
Если начало и конец вектора совпадают, тогда такой вектор называется нулевым и обозначается Направление нулевого вектора может быть произвольным.
Два ненулевых вектора, которые лежат на параллельных прямых или на одной прямой называются коллинеарными, а обозначаются
Нулевой вектор считается коллинеарным производного вектора.
Векторы, которые параллельны одной и той же плоскости, или те, которые лежат в одной плоскости, называются компланарными.
Равными называются векторы, если они удовлетворяют такие условия:
1) они коллинеарны;
2) их модули равны;
3) они направлены в одну сторону, то есть:
= = ,
Например, на рис. 2, где ABCD – параллелограмм,
Рис. 2
где векторы = , = .
Если = , , тогда векторы и – противоположные.
Вектор противоположный вектору обозначают . Вектор противоположен вектору и записывается =
Из определения равенства векторов следует, что вектор можно переносить в пространстве параллельно самому себе, такие векторы называются свободными.
Вектор, модуль которого равен единице называется единичным, или ортом, и обозначается :
= ,
Линейные операции над векторами: сложение векторов, вычитание и умножение
Линейные операции над векторами или ещё говорят действия над векторами – это сложение векторов, вычитание и умножение вектора на число (скаляр).
Сложение векторов
Пусть заданы два вектора и . Отложим с некоторой точки вектор = , а тогда из точки отложим вектор = и рассмотрим вектор = .
Рис. 3
Сумма двух векторов и называется вектор = , начало которого находится в начале вектора , а окончание в конце вектора при условии, что начало находится в конце .
Согласно рис. 3 вектор = и замыкает ломаную MNP, направление вектора берётся в конец последнего слагаемого .
По принципу замыкания находится сумма большего числа слагаемых.
Рис. 4
Вычитание векторов
Рис. 5
Посмотрите на рис. 5. Мы поместили начало векторов и в одну точку , и построили замыкающий вектор .
Разница двух векторов – это , которые выходят с одной точки, называются замыкающим вектором (обозначается ), направление которого выбирается в сторону уменьшаемого.
Умножение вектора на число
Произведением ненулевого вектора на число называется вектор и обозначается (), коллинеарный вектору , модуль которого .
Направление вектора совпадает с направлением вектора , если , и противоположному направлению вектора , если .
При , или считается, что – нулевой вектор.
Рис. 6
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена работы
Свойства векторов
Мы рассмотрели линейные операции над векторами и теперь можно рассмотреть свойства векторов, без которых невозможно решить многие задачи.
1).
Рис. 7
Свойство 1 называется переставным или коммутативным, понятно с рис. 7, что разрешается прибавлять векторы по правилу параллелограмма.
2). – ассоциативное или соединительное свойство (см. рис. 8).
Рис. 8
3). .
4). .
5). x .
6). = .
7). x .
8). .
Свойства 3 – 8 вы уже сможете проверить самостоятельно.
Примеры
Пример 1
За данными вектора и построить векторы:
а) ,
б) .
Решение покажем на рисунке:
Первый рисунок решения a:
Второй рисунок решения б:
Пример 2
В треугольнике проведена медиана (см. на рис. ниже). Выразить вектор через векторы и .
Решение:
Согласно определению о разнице векторов – , тогда = = – .
Согласно определению суммы векторов с у нас получается:
x = x .
Сложение векторов, вычитание и скалярное умножение
Перейти к основному содержанию
Домашняя страница Технологического института Онтарио
nool
Пример:
youtube.com/embed/jvdu7J3iLCE»>Графические методы – Колледж физики
Резюме
- Понимание правил сложения, вычитания и умножения векторов.
- Применять графические методы сложения и вычитания векторов для определения перемещения движущихся объектов.
На рис. 2 показано такое графическое представление вектора
ВЕКТОРОВ В ЭТОМ ТЕКСТЕ
В этом тексте мы будем представлять вектор переменной, выделенной жирным шрифтом. Например, мы представим количественную силу вектором [latex]\textbf{F},[/latex], который имеет как величину, так и направление. Величина вектора будет представлена переменной, выделенной курсивом, например [латекс]{F},[/латекс], а направление переменной будет задано углом [латекс]{\тета}.[/латекс ]
Рисунок 2. Человек проходит 9 кварталов на восток и 5 кварталов на север. Водоизмещение 10,3 блока под углом 29.1 o к северу от востока.
Метод «голова к хвосту» представляет собой графический способ добавления векторов, описанный на рис. 4 ниже и в следующих шагах. Конец вектора является начальной точкой вектора, а заголовок (или кончик) вектора является конечным заостренным концом стрелки.
Рисунок 4. Метод «голова к хвосту»: метод «голова к хвосту» графического сложения векторов проиллюстрирован для двух перемещений человека, идущего по городу, рассмотренного на рисунке 2.
Шаг 1. Нарисуйте стрелку, представляющую первый вектор (9 блоков на восток), используя линейку и транспортир .
Рисунок 5. Шаг 2. Теперь нарисуйте стрелку, представляющую второй вектор (5 блоков на север). Поместите конец второго вектора в начало первого вектора .
Шаг 3. Если имеется более двух векторов, продолжайте этот процесс для каждого добавляемого вектора. Обратите внимание, что в нашем примере у нас есть только два вектора, поэтому мы закончили размещать стрелки от начала до конца .
Шаг 4. Проведите стрелку от конца первого вектора к началу последнего вектора . Это результат или сумма других векторов.
Рисунок 7.Шаг 5. Чтобы получить величину равнодействующей, измерьте ее длину линейкой. (Обратите внимание, что в большинстве вычислений мы будем использовать теорему Пифагора для определения этой длины.)
Шаг 6. Чтобы получить направление равнодействующей, измерьте угол, который она образует с системой отсчета, используя транспортир. (Обратите внимание, что в большинстве расчетов мы будем использовать тригонометрические отношения для определения этого угла. )
Точность графического сложения векторов ограничена только точностью, с которой могут быть выполнены чертежи, и точностью измерительных инструментов. Это справедливо для любого количества векторов.
Пример 1. Графическое добавление векторов методом «голова к хвосту»: женщина на прогулке 9o}[/latex] к северу от востока. Наконец, она поворачивается и проходит 32,0 м в направлении 68,0° к югу от востока.
Стратегия
Представьте каждый вектор смещения графически стрелкой, обозначив первый [latex]\textbf{A},[/latex], второй [latex]\textbf{B},[/latex] и третий [latex]\text{C},[/latex] делая длины пропорциональными расстоянию и направлениям, указанным относительно линии восток-запад. Описанный выше метод «голова к хвосту» позволяет определить величину и направление результирующего смещения, обозначаемого [latex]\textbf{R}.[/latex]
Решение
(1) Нарисуйте три вектора смещения.
Рисунок 8.
(2) Разместите векторы от начала до конца, сохранив их первоначальную величину и направление.
Рисунок 9.(3) Нарисуйте результирующий вектор, [latex]\textbf{R}.[/latex]
Рисунок 10.(4) Используйте линейку для измерения величины [latex]\ textbf{R},[/latex] и транспортир для измерения направления [latex]\textbf{R}.[/latex] Хотя направление вектора можно указать разными способами, проще всего измерить угол между вектором и ближайшей горизонтальной или вертикальной осью. Поскольку результирующий вектор находится к югу от оси, направленной на восток, мы переворачиваем транспортир вверх ногами и измеряем угол между осью, направленной на восток, и вектором. 9o}[/latex] к югу от востока.
Обсуждение
Графический метод сложения векторов «голова к хвосту» работает для любого количества векторов. Также важно отметить, что результирующая не зависит от порядка добавления векторов. Следовательно, мы можем добавлять векторы в любом порядке, как показано на рис. 12, и все равно получим то же решение.
Здесь мы видим, что при сложении одних и тех же векторов в другом порядке результат будет тот же. Эта характеристика верна в любом случае и является важной характеристикой векторов. Сложение векторов равно коммутативный . Векторы можно добавлять в любом порядке.
[latex]{\textbf{A}+\textbf{B}=\textbf{B}+\textbf{A}}.[/latex]
(Это справедливо и для сложения обычных чисел— вы получите тот же результат, если вы добавите, например, [латекс]{2+3}[/латекс] или [латекс]{3+2},[/латекс]).
Вычитание векторов — это прямое расширение сложения векторов. Чтобы определить вычитание (скажем, мы хотим вычесть [латекс]\textbf{B}[/латекс] из [латекс]\текстбф{А},[/латекс], записанного [латекс]{\текстбф{А}-\текстбф{В }}[/latex], мы должны сначала определить, что мы подразумеваем под вычитанием.0037 отрицательный вектора [latex]\textbf{B}[/latex] определяется как [latex]{-\textbf{B}};[/latex], то есть графически отрицательный элемент любого вектора имеет той же величины, но в противоположном направлении , как показано на рисунке 13. Другими словами, [latex]\textbf{B}[/latex] имеет ту же длину, что и [latex]{-\textbf{B}},[/latex ] но указывает в противоположном направлении. По сути, мы просто переворачиваем вектор так, чтобы он указывал в противоположном направлении.
Затем вычитание вектора [latex]\textbf{B}[/latex] из вектора [latex]\textbf{A}[/latex] просто определяется как сложение [latex]{-\ textbf{B}}[/latex] в [latex]\textbf{A}.[/latex] Обратите внимание, что вычитание векторов — это добавление отрицательного вектора. Порядок вычитания не влияет на результат.
[латекс]{\textbf{A}-\textbf{B}=\textbf{A}+(-\textbf{B})}.[/latex]
Это аналогично вычитанию скаляров (где, например, [латекс]{5-2=5+(-2)}[/латекс] ). o}[/латекс] к западу от севера). Если женщина совершает ошибку и путешествует в в противоположном направлении для второго этапа поездки, где она окажется? Сравните это место с расположением дока.
Стратегия
Мы можем представить первый этап пути с помощью вектора [latex]\textbf{A},[/latex] и второй этап пути с помощью вектора [latex] \textbf{B}.[/latex] Док находится в месте [latex]{\textbf{A}\:+\:\textbf{B}}.[/latex] Если женщина по ошибке путешествует в напротив 9o}[/latex] к югу от востока. Мы представляем это как [латекс]{-\textbf{B}},[/латекс], как показано ниже. Вектор [latex]{-\textbf{B}}[/latex] имеет ту же величину, что и [latex]\textbf{B}[/latex], но направлен в противоположном направлении. Таким образом, она окажется в месте [latex]{\textbf{A}+(-\textbf{B})},[/latex] или [latex]{\textbf{A}-\textbf{B}} .[/latex]
Рисунок 15. Мы выполним сложение векторов, чтобы сравнить местоположение дока, [latex]{\textbf{A}+\textbf{B}},[/latex] с местоположением в которую по ошибке прибывает женщина, [латекс]{\textbf{A}+(-\textbf{B})}. [/latex]
Решение
(1) Чтобы определить место, куда случайно попала женщина, нарисуйте векторы [latex]\textbf{A}[/latex] и [latex]{-\textbf{B}}.[ /latex]
(2) Разместите векторы «голова к хвосту».
(3) Нарисуйте результирующий вектор [latex]\textbf{R}.[/latex]
(4) Используйте линейку и транспортир для измерения величины и направления [latex]\textbf{R}.[/ латекс]
Рисунок 16.к югу от востока. 9o}[/latex] к северу от востока.
Мы видим, что женщина окажется на значительном расстоянии от пристани, если она отправится в противоположном направлении на второй этап поездки.
Обсуждение
Поскольку вычитание вектора аналогично сложению вектора с противоположным направлением, графический метод вычитания векторов работает так же, как и сложение.
Если бы мы решили пройти в три раза больше расстояния на первом этапе пути, рассматриваемого в предыдущем примере, то мы бы прошли [латекс]{3 \times 27,5\text{ м}},[/latex] или 82,5 м, в направлении [латекс]{66. o}[/латекс] к северу от востока. Это пример умножения вектора на положительное число 9.0009 скаляр . Обратите внимание, что величина меняется, но направление остается прежним.
Если скаляр отрицательный, то умножение на него вектора изменяет величину вектора и дает новому вектору направление, противоположное . Например, если умножить на -2, величина удвоится, но изменится направление. Мы можем обобщить эти правила следующим образом: когда вектор [latex]\textbf{A}[/latex] умножается на скаляр [latex]{c},[/latex]
- модуль вектора становится абсолютным значением [latex]{cA},[/latex]
- , если [latex]{c}[/latex] положительный, направление вектора не меняется,
- , если [latex]{c}[/latex] имеет отрицательное значение, направление меняется на противоположное.
В нашем случае [латекс]{с=3}[/латекс] и [латекс]{\текстбф{А}=27,5\текст{м}}.[/латекс] Во многих случаях векторы умножаются на скаляры. Обратите внимание, что деление является обратным умножению. Например, деление на 2 равносильно умножению на значение (1/2). Правила умножения векторов на скаляры такие же, как и при делении; просто рассматривайте делитель как скаляр между 0 и 1.
В приведенных выше примерах мы добавляли векторы для определения результирующего вектора. Однако во многих случаях нам нужно будет сделать обратное. Нам нужно будет взять один вектор и найти, какие другие векторы, сложенные вместе, дают его. В большинстве случаев это включает определение перпендикулярных компонентов одного вектора, например, x – и y -компонентов, или компонентов север-юг и восток-запад. 9o}[/latex] к северу от востока и хотите узнать, сколько кварталов нужно было пройти на восток и север. Этот метод называется нахождением компонентов (или частей) смещения в восточном и северном направлениях, и это процесс, обратный процессу, применяемому для нахождения полного смещения. Это один из примеров нахождения компонентов вектора. В физике есть много приложений, где это может оказаться полезным. Мы скоро увидим это в главе 3.4 «Движение снаряда» и многое другое, когда мы рассмотрим 9.0009 заставляет в Главе 4 Динамика: Законы движения Ньютона. Большинство из них включают поиск компонентов вдоль перпендикулярных осей (например, север и восток), так что задействованы прямоугольные треугольники. Аналитические методы, представленные в главе 3.3 Сложение и вычитание векторов: аналитические методы, идеально подходят для нахождения компонент вектора.
PHET EXPLORATIONS: MAZE GAME
Узнайте о положении, скорости и ускорении на «Арене боли». Используйте зеленую стрелку, чтобы переместить мяч. Добавьте больше стен на арену, чтобы усложнить игру. Постарайтесь достичь цели как можно быстрее.
Рисунок 18. Игра «Лабиринт»- Графический метод сложения векторов [latex]\textbf{A}[/latex] и [latex]\textbf{B}[/latex] включает рисование векторов на графике и их сложение с использованием прямого метод хвоста.
Результирующий вектор [latex]\textbf{R}[/latex] определяется таким образом, что [latex]{\textbf{A}+\textbf{B}=\textbf{R}}.[/latex] Величина и направление [latex]\textbf{R}[/latex] затем определяются с помощью линейки и транспортира соответственно.
- графический метод вычитания вектора [latex]\textbf{B}[/latex] из [latex]\textbf{A}[/latex] включает добавление противоположного вектора [latex]\textbf{B},[/latex] ] который определяется как [latex]{-\textbf{B}}.[/latex] В этом случае [latex]{\textbf{A}-\textbf{B}=\textbf{A}+(-\ textbf{B})=\textbf{R}}.[/latex] Затем обычным образом применяется метод сложения головы к хвосту для получения результирующего вектора [latex]\textbf{R}.[/ латекс]
- Сложение векторов коммутативно , такое что [латекс]{\textbf{A}+\textbf{B}=\textbf{B}+\textbf{A}}.[/latex]
- Метод «голова к хвосту» сложения векторов включает рисование первого вектора на графике и последующее размещение хвоста каждого последующего вектора в начале предыдущего вектора.