X-33
X-33 создавался в рамках программы
Reusable Launch Vehicle (RLV-космический корабль
многоразового использования).
Lockheed Martin получила от NASA
контракт на постройку X-33 в июле 1996 г. NASA планировало потратить на этот проект 941 млн дол.,
Lockheed Martin собиралась инвестировать в него еще как
минимум 220 млн дол. Первый полет космического корабля X-33 первоначально был запланирован на
март 1999 г. Потом старт был отодвинут на июль, декабрь, а затем на середину 2000 г.
X-33 не планируется выводить на орбиту.
Он проведет серию полетов в атмосфере над западной территорией США для проверки работы
всех своих систем. Намечено 15 испытательных
полетов. Стартуя вертикально с авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии, X-33 должен достигать
скорости 15М на высотах до 100 км (60 миль). Посадочные полосы расположены на испытательном
полигоне Dugway, UT, и базе ВВС Malmstrom, MT. Строительство
Центра испытательных полетов X-33 началось в ноябре 1997 г.
X-33 является уменьшенной вдвое моделью будущего корабля многоразового использования VentureStar, решение о создании которого будет принято на основании результатов испытательных полетов X-33. Он создается для испытания ряда важных технологий для будущих космических кораблей многоразового использования, в частности двигателя, композитных топливных баков, систем тепловой защиты и алюминиевого топливного бака для жидкого кислорода.
Как уже говорилось, первый полет неоднократно переносится. Он был отложен как минимум на 6 месяцев до декабря 1999 из-за проблем в двигателе. Задержка увеличила затраты на этот проект на 36 млн дол.
Проблемы вызваны недостаточной надежностью крепления друг с другом деталей V-образного сопла двигателя XRS-2200, которые должны выдерживать высокую температуру.

В декабре 1998 г. во время испытаний при высокой температуре внутренняя стенка одного из двух баков для жидкого водорода потеряла герметичность. Представители Lockheed Martin считают, что в браке виноват изготовитель баков — субподрядчик компания Alliant Techsystems. После расследования инцидента было решено заменить композитные баки на более надежные алюминиевые. Поэтому сроки первого полета этого корабля были сдвинуты на 2003 г (вместо марта 1999 г. согласно первоначальным планам).
1 марта 2001 года NASA объявило о прекращении финансирования проектов X-33 и X-34. Такое решение было принято после объявления новой стратегии NASA по переориентации своей деятельности на разработку корабля многоразового использования нового поколения в рамках «инициативы космического запуска» (Space Launch Initiative, SLI).

Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Locheed — Martin | |
Обозначение | X-33 | |
Тип | Экспериментальный суборбитальный самолет | |
Экипаж, чел | -7 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 25,3 | |
Размах крыла, м | 28 | |
Высота, м | 8,2 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | линейный ЖРД XRS-2200 | |
Тяга, кН | на уровне моря | 1917 |
в вакууме | 2200 | |
Максимальная скорость полета на высоте, М= | 15 | |
Потолок, км | 100 |
Источники информации:
- Программа RLV
- Дорогой «Бурана»
Космоплан Локхид X-33 и проект VentureStar
Был вариант взлета с Боинга. Но по-моему совсем нереалистичный…
После взлета Боинг сгорит…
X-33 — прототип многоразового одноступенчатого аэрокосмического корабля, строившийся по контракту NASA фирмой Lockheed Martin в рамках программы VentureStar. Работы по программе велись с 1995—2001 год. В рамках этой программы предполагалось разработать и испытать гиперзвуковую модель будущей одноступенчатой системы, а в дальнейшем — создать полноценную транспортную систему на основе данной технической концепции.
X-33 — прототип многоразового одноступенчатого аэрокосмического корабля, строившийся по контракту NASA фирмой Lockheed Martin в рамках программы VentureStar. Работы по программе велись с 1995—2001 год. В рамках этой программы предполагалось разработать и испытать гиперзвуковую модель будущей одноступенчатой системы, а в дальнейшем — создать полноценную транспортную систему на основе данной технической концепции.
Два двигателя принципиально новой конструкции типа «линейный аэроспайк» (англ. Linear Aerospike) позволяют «Х-33» превысить скорость звука в 1,5 раза.
Стартовая масса: 131 т
Сухая масса конструкции: 33 т
Длина: 20,7 м
Поперечный размер: 23,1 м
Двигатели: 2×ЖРД Rocketdyne J-2S-LA типа «линейный аэроспайк»
Тяга — по 93 т
Горючее — жидкий водород
Окислитель — жидкий кислород
Отсек полезного груза:
Длина — 3 м
Диаметр — 1,5 м
Двигатель линейный ЖРД XRS-2200
Тяга, кН
на уровне моря 1917
в вакууме 2200
http://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_X-33
Venture star — проект перспективного многоразового космического корабля — одноступенчатой аэрокосмической системы-космолёта (АКС) нового поколения, предложенный Lockheed Martin для создания надёжного и простого средства массового вывода людей и грузов в космос. Начат в 1992 году, в 1996 году был официально представлен публике. Итогом должно было стать создание корабля в 2004 году.
Габариты
Масса на старте — порядка 1000 т.
Длина — 54 м
Размах крыла = 60 м
Высота — 16,8 м
Масса ПГ — 22,5 т
Окончание работ
Финансирование было закрыто и работы были свернуты в 2001 году на стадии изготовления прототипа Х-33 после столкновения с серьёзными техническими затруднениями.
http://ru.wikipedia.org/wiki/VentureStar
Клиновозду́шный ракетный двигатель (англ. Aerospike engine, Aerospike, КВРД) — тип жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с клиновидным соплом, который поддерживает аэродинамическую эффективность в широком диапазоне высот над поверхностью Земли с разным давлением атмосферы. КВРД относится к классу ракетных двигателей, сопла которых способны изменять давление истекающей газовой струи в зависимости от изменения атмосферного давления с увеличением высоты полета (англ. Altitude compensating nozzle). Двигатель с таким типом сопла использует на 25-30 % меньше топлива на низких высотах, где как правило требуется наибольшая тяга. Клиновоздушные двигатели изучались на протяжении длительного времени в качестве основного варианта для одноступенчатых космических систем (ОКС, англ. Single-Stage-To-Orbit, SSTO), то есть ракетных систем, использующих для доставки полезной нагрузки на орбиту только одну ступень. Двигатели этого типа были серьёзным претендентом на использование в качестве основных двигателей на МТКК «Спейс шаттл» при его создании (см.: SSME). Однако на 2012 год, ни одного двигателя этого типа не используется и не производится.[1] Наиболее удачные варианты находятся в стадии доводочных работ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клиновоздушный_ракетный_двигатель
Я так думаю на двигателях проект и погорел. А жалко.
Хотя в Вики пишут: «После дальнейшего развития и программы испытаний, проект был отклонён по причине нерешённости проблем с композитными топливными баками X-33.»
Tags: htol, Двигатели, Изобретательство, Космос, Самолеты, Технологии
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики
Пожертвовать сейчас
Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса.

Национальный музей авиации и космонавтики
6-я улица и проспект Независимости SW
Вашингтон, округ Колумбия 20560
202-633-2214
10:00 — 17:30
Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи
14390 Музей авиации и космонавтики, бульвар
Шантильи, Вирджиния 20151
703-572-4118
10:00 — 17:30
Статья о проведении времени: как астронавт использует Omega Speedmaster X-33 в космосе
Три… Два… Один… Ноль… Зажигание . Тон голоса явно меняется, когда голос управления запуском прерывает свою стоическую речь, чтобы воскликнуть «взлет»! — введение смешанной атмосферы облегчения и ликования, которая соответствует масштабу сцены, транслируемой в прямом эфире на весь мир. Раздается громкое шипение, сопровождаемое столбом белого пара, затем огненный взрыв у основания ракеты, когда ее опорная башня падает. На заднем плане слышны возгласы аплодисментов и аплодисменты, когда прямая трансляция переключается на широкий угол, открывая пространство вокруг стартового комплекса 39.
Наряду со многими бесчисленными гражданскими, военными и аэрокосмическими деятелями за последние шесть десятилетий, Omega Speedmaster сыграл свою уникальную влиятельную роль в этом продолжающемся наследии исследования космоса — и во время запуска SpaceX Demo-2, орел Любители часов с дальнозоркими глазами мельком увидят Speedmaster X-33, привязанный к скафандру астронавта Боба Бенкена, подтверждая, что участие Omega в американской космической программе все еще живо и процветает и не будет отнесено только к годовщинам прошлых лет.
Рекламное сообщение
Эти X-33 вряд ли можно назвать новыми часами, как раз наоборот: астронавты НАСА полагаются на многофункциональный аналого-цифровой гибрид с момента его появления в 1998 году (арт. 3290.50.00). ), его уникальный набор функций и спецификации, первоначально разработанные для Omega генералом Томасом Стаффордом, чье длинное резюме включает командование испытательным проектом «Аполлон-Союз» в 1975 году. Скайуокер» (ref. 318.90.45.79.01.001), на вооружении все еще находится множество часов Gen. 1 X-33, в том числе двое, которые сейчас находятся в космосе вместе с Бенкеном и его коллегой-астронавтом Дугом Херли.
В 57-й серии сериала «Проводя время » на aBlogtoWatch у нас была возможность поговорить с отставным астронавтом Терри Виртсом (не забудьте подписаться на него в Instagram: @astro_terry) — еще одним очень примечательным владельцем X-33 и коллекционером Omega — чтобы узнать точно так же, как современный космонавт полагается на этот Speedmaster в повседневной, часто почасовой , основа для широкого спектра специальных задач во время работы на борту Международной космической станции.
Будучи бывшим командиром МКС, летчиком-истребителем и летчиком-испытателем космического челнока, двуязычный и разносторонне одаренный Виртс также обладает уникальной особенностью: он сделал больше фотографий в космосе, чем кто-либо другой, многие из которых представлены в его великолепная фотокнига View From Above , опубликованная National Geographic (и использованная в этой истории с разрешения). И хотя мы не будем раскрывать все содержание этого специального интервью, вы определенно захотите настроиться, чтобы узнать, как именно Speedmaster X-33 пригодится орбитальному фотографу, пытающемуся сфотографировать пирамиды Египта с высоты птичьего полета. 250 миль над землей, мчась через космос со скоростью почти пять миль в секунду.0073 второй . Дайте всем часам прямо здесь:
Рекламное сообщение
Теперь, как вы узнаете из интервью с Терри, часы X-33, которые носят в космосе, были сертифицированы НАСА для полетов в космос ( точно так же, как когда-то был оригинальный гезалитовый лунный дозор), и поскольку выданное оборудование, являющееся собственностью правительства, должно быть возвращено по окончании миссии. Интересно, что более новый X-33 Skywalker не прошел летную квалификацию НАСА (скорее всего, из-за завершения программы космических шаттлов в 2011 году), поэтому его летная квалификация исходит от Европейского космического агентства, как указано на задней крышке Скайуокера, гарантируя, что Участие Omega в исследовании космоса в течение последнего десятилетия продолжается непрерывно, даже несмотря на то, что космическая программа Америки отодвинута на второй план. Как указал Терри в интервью, именно поэтому, если только личные часы не носились в миссиях, многим американским астронавтам по-прежнему выдаются более старые X-33, в то время как новый вариант Skywalker предоставляется европейскому экипажу на МКС.
Часы Speedmaster X-33 поколения 1 (арт. 3290.50.00 слева) и поколения 2 (арт. 3991.50.06 в центре и арт. 3291.50.00 справа) выполнены из титана и функционально идентичны тот же Omega Calibre 1666 внутри. Их косметические отличия незначительны, о чем свидетельствует отделка кнопок и безеля, а также добавление светящейся отметки на отметке 12:00 для более новых вариантов. Некоторые варианты эталона первого поколения имели традиционную рифленую заводную головку в стиле Seamaster, прежде чем она была заменена на рифленую в стиле «медового ковша», характерную для всех современных версий X-33.
В течение последних 20 лет каждая итерация X-33 придерживалась последовательного принципа возможностей и работы с аналогичным набором функций: несколько календарей и часовых поясов, многочисленные функции хронографа и обратного отсчета, а также громкий цифровой будильник. — все с общей целью дать возможность космонавту оставаться в безопасности и работать более эффективно в космосе. Стоит отметить, что часы не предназначены для выхода в открытый космос (или внекорабельной деятельности), так как ЖК-экран не выдерживает сильного холода. Но для своей работы на борту МКС Терри объяснил, что X-33 Skywalker оптимизирует многие из вышеперечисленных функций, добавляя две ключевые функции хронометража: «прошедшее время миссии» (MET) и «прошедшее время фазы» (PET) — расчеты, которые мало пользы для тех, кому , а не , привязанный к ракете, направляющейся на орбиту.
Изготовленные из сверхлегкого титана Grade 2, часы Skywalker по-прежнему кажутся инструментальными, но заметно более премиальными, чем их предшественники, в первую очередь из-за резкого контраста их обновленного негативного ЖК-экрана, который заметно состарился для цифровых часов, что говорит о многом. Калибр качества и целостности дизайна играют здесь. Помимо эстетики, настоящие обновления от Gen 2 X-33 и Skywalker являются внутренними, с термокомпенсированным калибром 5619.кварцевый механизм, специально разработанный ESA для летной квалификации. На первый взгляд, когда вы начинаете циклически переключаться между различными функциями, нажимая заводную головку в положении «3 часа», эта сложность немного обескураживает. К счастью, если у вас нет командира МКС, доступного для пошагового руководства по настройке через Zoom, есть интерактивное приложение Omega для iPad, которое может научить вас системе меню, показать, как настроить часы, и потренировать кончики пальцев в каждом соответствующем режиме. функцию и контекст, в котором она лучше всего развернута.
Чуть более пяти лет назад Терри завершил свою последнюю космическую миссию: «Союз ТМА-15» / «Экспедиция 43», которая началась 11 марта 2015 года. Он вспоминает последнюю фотографию, которую он сделал на орбите примерно три месяца спустя — тайный момент, который создал эпическую «солнечную звезду», идеально обрамленную солнечными панелями МКС и широкой синей кривизной на рассвете, где-то внизу на Земле. И это было все. Командир был готов вернуться домой навсегда.
В часах X-33 остается довольно интересным то, что, в отличие от многих других часов-инструментов, они используются не как запасной или отказоустойчивый, а скорее как основной инструмент для очень специфического типа конечной цели. пользователь. Даже сам Терри признался, что использовал свой X-33 «больше, чем какой-либо другой инструмент» во время своих двух космических полетов, и, учитывая множество задач, требующих точного хронометража в космосе, это неудивительно.