X 33: Космоплан Локхид X-33 и проект VentureStar

X-33

    X-33 создавался в рамках программы Reusable Launch Vehicle (RLV-космический корабль многоразового использования).
    Lockheed Martin получила от NASA контракт на постройку X-33 в июле 1996 г. NASA планировало потратить на этот проект 941 млн дол., Lockheed Martin собиралась инвестировать в него еще как минимум 220 млн дол. Первый полет космического корабля X-33 первоначально был запланирован на март 1999 г. Потом старт был отодвинут на июль, декабрь, а затем на середину 2000 г.
    X-33 не планируется выводить на орбиту. Он проведет серию полетов в атмосфере над западной территорией США для проверки работы всех своих систем. Намечено 15 испытательных полетов. Стартуя вертикально с авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии, X-33 должен достигать скорости 15М на высотах до 100 км (60 миль). Посадочные полосы расположены на испытательном полигоне Dugway, UT, и базе ВВС Malmstrom, MT. Строительство Центра испытательных полетов X-33 началось в ноябре 1997 г.

и было завершено в соответствии с предварительными планами чуть более чем через 12 месяцев, причем без перерасхода средств — на строительство было выделено 32 млн.дол.
    X-33 является уменьшенной вдвое моделью будущего корабля многоразового использования VentureStar, решение о создании которого будет принято на основании результатов испытательных полетов X-33. Он создается для испытания ряда важных технологий для будущих космических кораблей многоразового использования, в частности двигателя, композитных топливных баков, систем тепловой защиты и алюминиевого топливного бака для жидкого кислорода.
    Как уже говорилось, первый полет неоднократно переносится. Он был отложен как минимум на 6 месяцев до декабря 1999 из-за проблем в двигателе. Задержка увеличила затраты на этот проект на 36 млн дол.
    Проблемы вызваны недостаточной надежностью крепления друг с другом деталей V-образного сопла двигателя XRS-2200, которые должны выдерживать высокую температуру.
Разработкой двигателя занималась компания Rocketdyne, дочерняя фирма корпорации Boeing. Затраты, связанные с задержкой, были произведены за счет Rocketdyne.
    В декабре 1998 г. во время испытаний при высокой температуре внутренняя стенка одного из двух баков для жидкого водорода потеряла герметичность. Представители Lockheed Martin считают, что в браке виноват изготовитель баков — субподрядчик компания Alliant Techsystems. После расследования инцидента было решено заменить композитные баки на более надежные алюминиевые. Поэтому сроки первого полета этого корабля были сдвинуты на 2003 г (вместо марта 1999 г. согласно первоначальным планам).
    1 марта 2001 года NASA объявило о прекращении финансирования проектов X-33 и X-34. Такое решение было принято после объявления новой стратегии NASA по переориентации своей деятельности на разработку корабля многоразового использования нового поколения в рамках «инициативы космического запуска» (Space Launch Initiative, SLI).
NASA сообщило, что сейчас ведутся переговоры с рядом компаний о заключении контрактов по программе SLI, но ни X-33 ни X-34 по этой программе денег не получат. Правда было объявлено, что Lockheed Martin может при желании самостоятельно финансировать X-33, но сама компания уже заявила о том, что сколько-нибудь продолжительное время ей это делать не удастся. Агентство NASA потратило на программу 912 млн дол., еще 357 млн дол. потратила компания Lockheed Martin (вместо 212 млн, как это предполагалось изначально).

Описание
Разработчик Locheed — Martin
Обозначение X-33
Тип Экспериментальный суборбитальный самолет
Экипаж, чел -7
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 25,3
Размах крыла, м 28
Высота, м 8,2
Силовая установка
Двигатель линейный ЖРД XRS-2200
Тяга, кН на уровне моря 1917
в вакууме 2200
Расчетные летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, М= 15
Потолок, км 100



Источники информации:

  • Программа RLV
  • Дорогой «Бурана»

Космоплан Локхид X-33 и проект VentureStar

Был вариант взлета с Боинга. Но по-моему совсем нереалистичный…
После взлета Боинг сгорит…


X-33 — прототип многоразового одноступенчатого аэрокосмического корабля, строившийся по контракту NASA фирмой Lockheed Martin в рамках программы VentureStar. Работы по программе велись с 1995—2001 год. В рамках этой программы предполагалось разработать и испытать гиперзвуковую модель будущей одноступенчатой системы, а в дальнейшем — создать полноценную транспортную систему на основе данной технической концепции.

X-33 — прототип многоразового одноступенчатого аэрокосмического корабля, строившийся по контракту NASA фирмой Lockheed Martin в рамках программы VentureStar. Работы по программе велись с 1995—2001 год. В рамках этой программы предполагалось разработать и испытать гиперзвуковую модель будущей одноступенчатой системы, а в дальнейшем — создать полноценную транспортную систему на основе данной технической концепции.

Два двигателя принципиально новой конструкции типа «линейный аэроспайк» (англ. Linear Aerospike) позволяют «Х-33» превысить скорость звука в 1,5 раза.
Стартовая масса: 131 т
Сухая масса конструкции: 33 т
Длина: 20,7 м
Поперечный размер: 23,1 м
Двигатели: 2×ЖРД Rocketdyne J-2S-LA типа «линейный аэроспайк»
Тяга — по 93 т
Горючее — жидкий водород
Окислитель — жидкий кислород
Отсек полезного груза:
Длина — 3 м
Диаметр — 1,5 м

Двигатель линейный ЖРД XRS-2200
Тяга, кН
на уровне моря 1917
в вакууме 2200
http://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_X-33


Venture star — проект перспективного многоразового космического корабля — одноступенчатой аэрокосмической системы-космолёта (АКС) нового поколения, предложенный Lockheed Martin для создания надёжного и простого средства массового вывода людей и грузов в космос. Начат в 1992 году, в 1996 году был официально представлен публике. Итогом должно было стать создание корабля в 2004 году.
Габариты
Масса на старте — порядка 1000 т.
Длина — 54 м
Размах крыла = 60 м
Высота — 16,8 м
Масса ПГ — 22,5 т

Окончание работ
Финансирование было закрыто и работы были свернуты в 2001 году на стадии изготовления прототипа Х-33 после столкновения с серьёзными техническими затруднениями.
http://ru.wikipedia.org/wiki/VentureStar


Клиновозду́шный ракетный двигатель (англ. Aerospike engine, Aerospike, КВРД) — тип жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с клиновидным соплом, который поддерживает аэродинамическую эффективность в широком диапазоне высот над поверхностью Земли с разным давлением атмосферы. КВРД относится к классу ракетных двигателей, сопла которых способны изменять давление истекающей газовой струи в зависимости от изменения атмосферного давления с увеличением высоты полета (англ. Altitude compensating nozzle). Двигатель с таким типом сопла использует на 25-30 % меньше топлива на низких высотах, где как правило требуется наибольшая тяга. Клиновоздушные двигатели изучались на протяжении длительного времени в качестве основного варианта для одноступенчатых космических систем (ОКС, англ. Single-Stage-To-Orbit, SSTO), то есть ракетных систем, использующих для доставки полезной нагрузки на орбиту только одну ступень. Двигатели этого типа были серьёзным претендентом на использование в качестве основных двигателей на МТКК «Спейс шаттл» при его создании (см.: SSME). Однако на 2012 год, ни одного двигателя этого типа не используется и не производится.[1] Наиболее удачные варианты находятся в стадии доводочных работ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клиновоздушный_ракетный_двигатель


Я так думаю на двигателях проект и погорел. А жалко.
Хотя в Вики пишут: «После дальнейшего развития и программы испытаний, проект был отклонён по причине нерешённости проблем с композитными топливными баками X-33.»

Tags: htol, Двигатели, Изобретательство, Космос, Самолеты, Технологии

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Групповые туры В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По запросу, по требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились. Учить Программы Учебные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению.
Давать Стать членом Стена чести Способы дать Провести мероприятие
  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи

  • 14390 Музей авиации и космонавтики, бульвар

  • Шантильи, Вирджиния 20151

  • 703-572-4118

  • 10:00 — 17:30

  • Конфиденциальность
  • Условия использования
  • Статья о проведении времени: как астронавт использует Omega Speedmaster X-33 в космосе

    Три… Два… Один… Ноль… Зажигание . Тон голоса явно меняется, когда голос управления запуском прерывает свою стоическую речь, чтобы воскликнуть «взлет»! — введение смешанной атмосферы облегчения и ликования, которая соответствует масштабу сцены, транслируемой в прямом эфире на весь мир. Раздается громкое шипение, сопровождаемое столбом белого пара, затем огненный взрыв у основания ракеты, когда ее опорная башня падает. На заднем плане слышны возгласы аплодисментов и аплодисменты, когда прямая трансляция переключается на широкий угол, открывая пространство вокруг стартового комплекса 39.

    A в Космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде, когда он быстро заполняется турбулентными белыми облаками под SpaceX Dragon, который теперь ускоряется ввысь. На борту ракеты находятся два американских астронавта, которые вскоре станут первым пилотируемым запуском из Соединенных Штатов на орбиту планеты после завершения программы космических шаттлов почти десять лет назад. Только по мере того, как ракета отдаляется от объектива камеры дальнего действия, чувство действительно начинает проникать вглубь: T , его — это долгожданное прибытие новой эры американских космических полетов, которая, наконец, подхватит факел. зажжен двумя предыдущими поколениями освоения космоса.

    Наряду со многими бесчисленными гражданскими, военными и аэрокосмическими деятелями за последние шесть десятилетий, Omega Speedmaster сыграл свою уникальную влиятельную роль в этом продолжающемся наследии исследования космоса — и во время запуска SpaceX Demo-2, орел Любители часов с дальнозоркими глазами мельком увидят Speedmaster X-33, привязанный к скафандру астронавта Боба Бенкена, подтверждая, что участие Omega в американской космической программе все еще живо и процветает и не будет отнесено только к годовщинам прошлых лет.

    .

    Рекламное сообщение

    Эти X-33 вряд ли можно назвать новыми часами, как раз наоборот: астронавты НАСА полагаются на многофункциональный аналого-цифровой гибрид с момента его появления в 1998 году (арт. 3290.50.00). ), его уникальный набор функций и спецификации, первоначально разработанные для Omega генералом Томасом Стаффордом, чье длинное резюме включает командование испытательным проектом «Аполлон-Союз» в 1975 году. Скайуокер» (ref. 318.90.45.79.01.001), на вооружении все еще находится множество часов Gen. 1 X-33, в том числе двое, которые сейчас находятся в космосе вместе с Бенкеном и его коллегой-астронавтом Дугом Херли.

    В 57-й серии сериала «Проводя время » на aBlogtoWatch у нас была возможность поговорить с отставным астронавтом Терри Виртсом (не забудьте подписаться на него в Instagram: @astro_terry) — еще одним очень примечательным владельцем X-33 и коллекционером Omega — чтобы узнать точно так же, как современный космонавт полагается на этот Speedmaster в повседневной, часто почасовой , основа для широкого спектра специальных задач во время работы на борту Международной космической станции.

    Будучи бывшим командиром МКС, летчиком-истребителем и летчиком-испытателем космического челнока, двуязычный и разносторонне одаренный Виртс также обладает уникальной особенностью: он сделал больше фотографий в космосе, чем кто-либо другой, многие из которых представлены в его великолепная фотокнига View From Above , опубликованная National Geographic (и использованная в этой истории с разрешения). И хотя мы не будем раскрывать все содержание этого специального интервью, вы определенно захотите настроиться, чтобы узнать, как именно Speedmaster X-33 пригодится орбитальному фотографу, пытающемуся сфотографировать пирамиды Египта с высоты птичьего полета. 250 миль над землей, мчась через космос со скоростью почти пять миль в секунду.0073 второй . Дайте всем часам прямо здесь:

    Рекламное сообщение


    Теперь, как вы узнаете из интервью с Терри, часы X-33, которые носят в космосе, были сертифицированы НАСА для полетов в космос ( точно так же, как когда-то был оригинальный гезалитовый лунный дозор), и поскольку выданное оборудование, являющееся собственностью правительства, должно быть возвращено по окончании миссии. Интересно, что более новый X-33 Skywalker не прошел летную квалификацию НАСА (скорее всего, из-за завершения программы космических шаттлов в 2011 году), поэтому его летная квалификация исходит от Европейского космического агентства, как указано на задней крышке Скайуокера, гарантируя, что Участие Omega в исследовании космоса в течение последнего десятилетия продолжается непрерывно, даже несмотря на то, что космическая программа Америки отодвинута на второй план. Как указал Терри в интервью, именно поэтому, если только личные часы не носились в миссиях, многим американским астронавтам по-прежнему выдаются более старые X-33, в то время как новый вариант Skywalker предоставляется европейскому экипажу на МКС.

    Часы Speedmaster X-33 поколения 1 (арт. 3290.50.00 слева) и поколения 2 (арт. 3991.50.06 в центре и арт. 3291.50.00 справа) выполнены из титана и функционально идентичны тот же Omega Calibre 1666 внутри. Их косметические отличия незначительны, о чем свидетельствует отделка кнопок и безеля, а также добавление светящейся отметки на отметке 12:00 для более новых вариантов. Некоторые варианты эталона первого поколения имели традиционную рифленую заводную головку в стиле Seamaster, прежде чем она была заменена на рифленую в стиле «медового ковша», характерную для всех современных версий X-33.

    В течение последних 20 лет каждая итерация X-33 придерживалась последовательного принципа возможностей и работы с аналогичным набором функций: несколько календарей и часовых поясов, многочисленные функции хронографа и обратного отсчета, а также громкий цифровой будильник. — все с общей целью дать возможность космонавту оставаться в безопасности и работать более эффективно в космосе. Стоит отметить, что часы не предназначены для выхода в открытый космос (или внекорабельной деятельности), так как ЖК-экран не выдерживает сильного холода. Но для своей работы на борту МКС Терри объяснил, что X-33 Skywalker оптимизирует многие из вышеперечисленных функций, добавляя две ключевые функции хронометража: «прошедшее время миссии» (MET) и «прошедшее время фазы» (PET) — расчеты, которые мало пользы для тех, кому , а не , привязанный к ракете, направляющейся на орбиту.

    Изготовленные из сверхлегкого титана Grade 2, часы Skywalker по-прежнему кажутся инструментальными, но заметно более премиальными, чем их предшественники, в первую очередь из-за резкого контраста их обновленного негативного ЖК-экрана, который заметно состарился для цифровых часов, что говорит о многом. Калибр качества и целостности дизайна играют здесь. Помимо эстетики, настоящие обновления от Gen 2 X-33 и Skywalker являются внутренними, с термокомпенсированным калибром 5619.кварцевый механизм, специально разработанный ESA для летной квалификации. На первый взгляд, когда вы начинаете циклически переключаться между различными функциями, нажимая заводную головку в положении «3 часа», эта сложность немного обескураживает. К счастью, если у вас нет командира МКС, доступного для пошагового руководства по настройке через Zoom, есть интерактивное приложение Omega для iPad, которое может научить вас системе меню, показать, как настроить часы, и потренировать кончики пальцев в каждом соответствующем режиме. функцию и контекст, в котором она лучше всего развернута.

    Чуть более пяти лет назад Терри завершил свою последнюю космическую миссию: «Союз ТМА-15» / «Экспедиция 43», которая началась 11 марта 2015 года. Он вспоминает последнюю фотографию, которую он сделал на орбите примерно три месяца спустя — тайный момент, который создал эпическую «солнечную звезду», идеально обрамленную солнечными панелями МКС и широкой синей кривизной на рассвете, где-то внизу на Земле. И это было все. Командир был готов вернуться домой навсегда.

    В часах X-33 остается довольно интересным то, что, в отличие от многих других часов-инструментов, они используются не как запасной или отказоустойчивый, а скорее как основной инструмент для очень специфического типа конечной цели. пользователь. Даже сам Терри признался, что использовал свой X-33 «больше, чем какой-либо другой инструмент» во время своих двух космических полетов, и, учитывая множество задач, требующих точного хронометража в космосе, это неудивительно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *