Элективный курс «Программируем на Паскале»
Автор: учитель информатики Хаустова Татьяна Федоровна г.Стерлитамак Башкортостан
[к списку элективных курсов]
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием целого
ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный
характер и формирование которых – одна из приоритетных задач
современной школы. Изучение программирования развивает мышление
школьников, способствует формированию у них многих приемов
умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли
математики в школьном образовании. Поэтому не использовать
действительно большие возможности программирования для развития
мышления школьников, формирования многих общеучебных,
общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное,
неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Цели и задачи курса
- Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
- Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.
- Формирование алгоритмической культуры учащихся.
- Развитие алгоритмического мышления учащихся.
- Обучение школьников структурному программированию как
методу, предусматривающему создание понятных, локально
простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями
которых являются модульность, использование унифицированных
структур следования, выбора и повторения, отказ от
неструктурированных передач управления, ограниченное
использование глобальных переменных.
- Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.
- Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.
- Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Паскале» включает следующие учебные пособия:
- Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ — Санкт-Петербург, 1998.
- Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
- Турбо-Паскаль в примерах : Кн. Для учащихся 10-11 кл.
/
А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. – М. :
Просвещение, 2002.
Программа курса
- Среда программирования Turbo Pascal 7.0. (4 ч.)
- Управляющие структуры. (9 ч.)
- Массивы. (11 ч.)
- Символы и строки. (9 ч.)
- Подпрограммы. (10 ч.)
- Файлы. (7 ч.)
- Процедуры и функции для работы в графическом режиме (9ч.)
- Итоговое повторение курса. (9 ч.)
Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимому для успешного изучения элективного курса
Учащиеся должны знать:
- Базовые алгоритмические структуры.
- Запись алгоритма в виде блок-схем.
Тематическое планирование
|
№ урока |
Тема урока |
Среда программирования TURBO PASCAL
7. 0. (4) |
|
| 1/1 |
Диалоговые окна.
Начальная настройка среды программирования. |
| 2/2 | Ввод текста и внесение изменений в текст программы. |
|
Сохранение текста программы в файле. Загрузка текста программы. |
|
| 4/4 | Компиляция. Пробный запуск программы на выполнение. |
| Управляющие структуры (9) | |
| 5/1 | Условие как выражение типа BOOLEAN. |
| 6/2 |
Выбор. Инструкция IF. |
| 7/3 | Выбор. Инструкция CASE. |
| 8/4 | Циклы. Инструкция FOR. |
| 9/5 | Циклы. Инструкция WHILE. |
| 10/6 | Циклы. Инструкция REPEAT. Вложенные циклы. |
| 11/7 | Циклы. Инструкция GOTO. |
| 12/8 | Решение задач с использованием циклов. |
| 13/9 | Практическая работа «Циклы». |
| Массивы (11) | |
| 14/1 |
Объявление массива.![]() |
| 15/2 | Ввод и вывод массива. |
| 16/3 | Сортировка методом прямого выбора. |
| 17/4 | Сортировка методом прямого обмена. |
| 18/5 | Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному условию. |
| 19/6 | Поиск минимального (максимального) элемента массива. |
| 20/7 | Многомерные массивы. |
| 21/8 | Многомерные массивы. |
| 22/9 |
Ошибки при использовании массивов.![]() |
| 23/10 | Решение задач с использованием массивов. |
| 24/11 | Практическая работа «Массивы». |
| Символы и строки (9) | |
| 25/1 | Символьная информация. Переменные типа CHAR. |
| 26/2 |
Массив символов. Преобразование строчных букв в прописные. |
| 27/3 | Переменные типа STRING. |
| 28/4 |
Функция LENGTH. Процедура
DELETE.![]() |
| 29/5 | Функции POS, COPY. |
| 30/6 | Процедура VAL. |
| 31/7 | Решение задач с использованием символов и строк. |
| 32/8 | Решение задач с использованием символов и строк. |
| 33/9 | Практическая работа «Символы и строки» |
| Подпрограммы (10) | |
| 34/1 | Встроенные арифметические и тригонометрические функции. |
| 35/2 |
Функции, создаваемые программистом.![]() |
| 36/3 | Процедуры. Механизм параметров. |
| 37/4 | Процедуры. Фактические и формальные параметры. |
| 38/5 | Процедура или функция? |
| 39/6 | Составление программ с использованием подпрограмм. |
| 40/7 | Понятие рекурсии. |
| 41/8 | Решение задач с использованием подпрограмм. |
| 42/9 | Решение задач повышенной сложности. |
| 43/10 |
Практическая работа «Подпрограммы».![]() |
| Файлы (7) | |
| 44/1 | Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода. |
| 45/2 | Стандартные текстовые файлы. |
| 46/3 | Операции над текстовыми файлами. |
| 47/4 | Решение задач. |
| 48/5 |
Типизированные файлы.
Операции перемещения по файлу. |
| 49/6 | Типизированные файлы. Решение задач. |
| 50/7 |
Практическая работа «Файлы».![]() |
| Процедуры и функции для работы в графическом режиме (9) | |
| 51/1 |
Модуль GRAPH. Основные процедуры группы настройки режимов. |
| 52/2 | Процедуры, используемые для построения фигур. |
| 53/3 |
Функции и процедуры сохранения и последующей выдачи изображений. |
| 54/4 | Установочные процедуры. |
| 55/5 | Информационные процедуры и функции. |
| 56/6 |
Процедуры и функции вывода текста.![]() |
| 57/7 | Модуль CRT. Процедуры и функции. |
| 58/8 | Решение задач. Построение графиков. |
| 59/9 | Решение задач. Построение изображений. |
| Итоговое повторение (9) | |
| 60/1 | Практикум по решению задач по теме «Выбор» |
| 61/2 | Практикум по решению задач по теме «Циклы» |
| 62/3 |
Практикум по решению задач по теме «Управляющие структуры» |
| 63/4 | Практикум по решению задач по теме «Массивы» |
| 64/5 | Практикум по решению задач по теме «Массивы» |
| 65/6 |
Практикум по решению задач по теме «Многомерные массивы» |
| 66/7 |
Практикум по решению задач по теме «Символы и строки» |
| 67/8 | Практикум по решению задач по теме «Подпрограммы» |
| 68/9 | Практикум по решению задач по теме «Подпрограммы» |
Организация учебного процесса
В основу организации учебного процесса положена система
лекционно-семинарских занятий.
Данная система позволяет
максимально приблизить учащихся к форме обучения в высших
учебных заведениях.
Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы;
- внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.
Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Рецензия на элективный курс«Программируем на Паскале», разработанный учителем информатикипервой категории МОУ «СОШ №20» Хаустовой Т.
Ф.
Представленный элективный курс рассчитан для учащихся 11 класса, ранее не изучавших программирование на Паскале. Содержит 68 часов, 2 часа в неделю. Предполагается изучение в классах физико-математического или информационно-технологического профилей.
Целями данного курса является развитие алгоритмического мышления учащихся, обучение структурному программированию, освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.
Элективный курс включает такие важные разделы как «Управляющие структуры», «Массивы», «Символы и строки», рассмотрены все виды подпрограмм, «Процедуры и функции для работы в графическом режиме».
В программе подробно представлены темы, выходящие за рамки
традиционного курса программирования: обработка символьной
информации, работа с файлами.
Положительным моментом является отведение достаточного количества часов компьютерному практикуму, где учащимся предоставлена возможность почувствовать себя настоящими программистами.
Рецензент Наумова Ольга Леонидовна, учитель информатики высшей категории МОУ «СОШ №5».
[к списку элективных курсов]
Олимпиада школьников «Шаг в будущее»
Материалы для подготовки
- Статья 7 интернет-ресурсов и книг для подготовки к олимпиадам по информатике
- AlgoList — ресурс, содержащий хорошую подборку алгоритмов, знание которых может пригодиться на олимпиаде: http://algolist.ru/
- Советы от организаторов московской олимпиады по программированию прошлых лет, которые могут пригодиться и Вам: https://olympiads.ru/zaoch/2006/example.shtml
Задачи по программированию
Решением для каждой задачи должна являться одномодульная программа (в виде одного файла) на одном из допустимых языков программирования.
При проверке решений участников жюри будет использовать следующие компиляторы (интерпретаторы):
- Язык Си — gcc (GNU C) 9.4.0
- Язык Си++ — g++ (GNU C++) 9.4.0
- Язык Паскаль — fpc (Free Pascal) 3.0.4
- Python 3.8.
Ввод/вывод программы должен осуществляться с помощью стандартных потоков ввода и вывода.
Завершаться программа должна с кодом возврата 0.
Все задачи проверяются, исходя из ограничения времени выполнения в 3 секунды и использования оперативной памяти до 512 Мб.
Среды разработки, доступные на площадках проведения:
- Code::blocks,
- lazarus,
- idle,
- pycharm.
Версии на различных площадках могут отличаться.
О системе проверки задач
Использующаяся на сайте olymp.bmstu.ru система проведения олимпиад по программированию активно развивается. На текущий момент она обеспечивает поддержку вышеуказанных компиляторов и следующие возможности:
- при сдаче участником решения задачи производится автоматическая компиляция отправленной программы соответствующим компилятором, в случае ошибки компиляции участник получает соответствующее сообщение с приложением вывода компилятора;
- после завершения олимпиады выполняется автоматическая проверка всех присланных решений по массиву тестов, соответствующих задачам.

Решения принимаются в виде файлов с исходным кодом на разрешённых языках программирования. Допустимые расширения файлов : .c, .cpp, .pas, .py.
Вниманию участников, основным языком программирования которых является PascalABC
Используемый в системе компилятор Free Pascal не обладает совместимостью с возможностями языка PascalABC, подробнее можно прочитать здесь
Решение задач на Pascal
Для языка программирования Pascal и его диалектов существует несколько различных сред разработки со своими особенностями. Необходимо иметь в виду, что системой принимаются только файлы исходного кода с расширением .pas, поэтому если Ваша среда сохраняет файлы с другим расширением — перед отправкой в проверочную систему их необходимо переименовать (или скопировать с расширением .pas).
Решение задач на C/C++
Свободные компиляторы gcc/g++ могут не быть совместимы в полной мере с теми, к которым вы привыкли.
Например, не все программы, написанные в Microsoft Visual Studio, пройдут компиляцию. Поэтому пользователям ОС Windows для подготовки к олимпиаде рекомендуем использовать свободную среду разработки Code::Blocks в сочетании с компилятором MinGW, который является близким аналогом gcc.
Решение задач на Python
Проверка решений, написанных на языке Python, осуществляется интерпретатором версии 3.7. Использование модулей (библиотек), требующих отдельной установки (например, numpy), не разрешается, подобные программы проверены не будут.
Pascal Assignment Help Online
На сайте Programmingassignment.net мы предоставляем всестороннюю помощь по присваиванию Pascal на каждом этапе проекта. Независимо от того, хотите ли вы пройти тест, написать полную статью или только главу, или выполнить задачу по кодированию любой сложности, вы можете положиться на нашу преданную команду в поисках подходящего решения.
Запросить цену
Живой чат
Что такое Pascal?
Pascal — это язык программирования высокого уровня общего назначения, изначально разработанный для обучения программированию как систематической дисциплине и для разработки надежных и эффективных программ.
Популярность Паскаля в педагогическом и академическом мире возросла по целому ряду причин, в том числе:
- Легко научиться
- Структурированный язык
- Он производит прозрачные, эффективные и надежные программы
- Может быть скомпилирован на различных компьютерных платформах
Pascal позволяет программистам определять сложные структурированные типы данных и создавать динамические и рекурсивные структуры данных, такие как списки, деревья и графики. Pascal предлагает такие функции, как записи, перечисления, поддиапазоны и динамически выделяемые переменные со связанными указателями и наборами. Он также позволяет определять вложенные процедуры любого уровня глубины. Это обеспечивает отличную среду программирования для изучения программирования как систематической дисциплины. Вот некоторые из способов реализации Pascal:
Доступна помощь по программированию на Паскале
Студенты, изучающие программирование, имеют хорошие шансы столкнуться с программированием на Паскале во время учебы из-за популярности Паскаля в академическом мире.
Для тех студентов, которые сталкиваются с проблемами при изучении Паскаля, есть помощь. Мы предлагаем помощь в программировании на Pascal, в том числе:
- Домашние задания на Pascal — Наши программисты могут оказать помощь и помочь вам решить проблемы с программированием на Pascal.
- Проекты по программированию – Проекты по программированию на Pascal не проблема для наших профессиональных программистов. Наши специалисты по программированию на Pascal могут выполнять как простые, так и сложные проекты
- Индивидуальное обучение . Для тех, кто считает, что им нужна более интенсивная помощь в программировании, могут быть организованы индивидуальные занятия по языку программирования Pascal. Персональное обучение настраивается для каждого студента в зависимости от его уровня программирования и опыта. Сеансы репетиторства планируются в зависимости от вашего свободного времени, чтобы удовлетворить ваши потребности.

Наши программисты и преподаватели обладают исключительно высокой квалификацией, чтобы оказать помощь в любом аспекте программирования на языке Pascal.
Получите лучшую доступную помощь по программированию на Pascal
Команда программистов, которую мы собрали, лежит в основе нашей службы программирования. Каждый программист является выпускником признанного и авторитетного учебного заведения. Кроме того, все наши программисты имеют многолетний опыт программирования в этой области, что расширило и улучшило их навыки программирования. Их академическая подготовка в сочетании с обширным опытом программирования делает их незаменимым помощником в программировании Delphi. Преимущества использования нашего сервиса не заканчиваются на наших программистах. Среди других преимуществ:
- Гарантирует, что вся работа, которую мы предоставляем, удовлетворительно отвечает всем вашим требованиям
- Поддержка клиентов, которая всегда доступна 24 часа в сутки, 7 дней в неделю
- Доступные тарифы, соответствующие бюджету студента
- Полная конфиденциальность клиента
Если вам нужна помощь в программировании любого рода, включая помощь в программировании на Pascal , мы всегда готовы протянуть вам руку помощи!
Проектирование решений Pascal: пример из практики
- Идентификатор корпуса: 609
@inproceedings{Clancy1992DesigningPS,
title={Проектирование решений Pascal: подход к изучению примера},
автор = {Майкл Дж.
Клэнси и Марсия С. Линн},
год = {1992}
} - M. Clancy, M. Linn
- Опубликовано в 1992 г.
- Computer Science
Designing PASCAL Solutions предназначен для использования в качестве дополнения к стандартным текстам CSI Pascal для предоставления реалистичных моделей для решения проблем. Работая с кейсами, студенты узнают, как анализировать проблемы и интегрировать различные навыки, а не просто запоминать один навык за раз. Они приобретут более глубокое понимание . язык программирования и научитесь думать как программисты. Текст идеален для студентов курсов по основам компьютерных наук и…
Раннее обучение объектам и шаблонам проектирования в Java с использованием тематических исследований
- Кристофер Х. Невисон, Барбара Уэллс
Информатика
ITiCSE ’03
- 2000 90414 90 объектно-ориентированное программирование может обеспечить контекст с простотой внутри сложности, так что простые версии программы тематического исследования или простые части более сложной программы могут использоваться для обучения концепциям на вводном уровне.

Поддержка программирования на языке Pascal с помощью интерактивной библиотеки шаблонов и тематических исследований
Разработана онлайновая сеть шаблонов для программирования на Pascal, называемая библиотекой шаблонов, которая тестируется на субъектах как в качестве отдельного ресурса, так и в сочетании с конкретными примерами программирования. , предполагая, что представления шаблонов помогали испытуемым запоминать и повторно использовать информацию.
Дисфункциональное программирование: обучение программированию с использованием формальных методов для специальностей, не связанных с информатикой
- Майкл Барнетт, П. Уиндли
Информатика
Вычисл. науч. Образовательный
- 1994
Осенью 1992 года в этой анекдотической статье сообщается об опыте и идеях будущих попыток преподавания вводного курса программирования на основе формальных спецификаций с неформальным переводом на Паскаль в качестве языка реализации.

Могут ли средства трассировки способствовать повышению уровня владения программированием? Средство моделирования оценки LISP
Описан LISP Evaluation Modeler (LEM), интерактивный инструмент отслеживания, предназначенный для того, чтобы помочь новичкам сформировать понимание и удобство в процессе оценки LISp, а также помочь всем программистам в разработке и отладке программ.
Тематические исследования в классе
- М. Клэнси, М. Линн
Социология
SIGCSE ’92
- 1992
Интеграция знаний во вводное программирование: CodeProbe и интерактивные тематические исследования
LISP-KIE отражала концептуальную структуру, которая включала поддержку учащихся, поскольку они контролировали собственное обучение, а не сообщали учащимся, что они должны знать, и действия, вовлекающие учащихся в решение экспертных задач.
решать практики, а не упражнения, подчеркивающие синтаксис и небольшие проблемы.ScriptABLE: поддержка неформального обучения с помощью кейсов
- Брайан Дорн
Информатика
ICER
- 2011
Представлен проект нового CBLA под названием ScriptABLE, а результаты первоначальной оценки изложены в отношении его способности развивать как навыки программирования, так и более экспертное понимание вычислительных концепций.
Внедрение мегапрограммирования в средней школе и на уровне бакалавриата
- M. Eward, S. Wartik
Образование
CSEE
- 1994
В этом документе обсуждается проект по внедрению повторного использования программного обеспечения в форме мегапрограммирования для старшеклассников и студентов университетов путем разработки одно-двухнедельного экспериментального курса, который преподается в нескольких средних школах.


/
А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. – М. :
Просвещение, 2002.
0. (4)
Инструкция IF.








Клэнси и Марсия С. Линн},
год = {1992}
} 

решать практики, а не упражнения, подчеркивающие синтаксис и небольшие проблемы.