Возведение в степень | Математика
6. Подобно тому, как сложение одинаковых чисел привело к новому действию – к умножению, так точно умножение одинаковых чисел может привести к мысли о необходимости создания нового действия. Это новое действие, заменяющее собой умножение одинаковых чисел, называется возведением в степень.
Вместо a ∙ a ∙ a ∙ a пишут a4,
что читают: «возвести число a в четвертую степень». Также точно:
172 = 17 ∙ 17 = 289; 63 = 6 ∙ 6 ∙ 6 = 216; 35 = 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 = 243;
; и т. п.
Для возведения в степень задаются 2 числа: одно выражает каждый множитель, – и оно называется основанием степени, другое показывает число одинаковых множителей, – оно называется показателем степени; в результате возведения в степень получается новое число, выражающее произведение одинаковых множителей – оно называется степенью. Вот пример, где указано значение этих названий:
Если показатель степени = 2, то вместо «возвести во вторую степень» говорят «возвести в квадрат», а вместо слова «степень» употребляют название «квадрат». Также точно вместо «третьей степени» употребляют название «куб» («возвести в куб»).
Читают:
a2. . . . . квадрат числа a
b3. . . . . куб числа b
x4. . . . . четвертая степень числа x
cn. . . . . n-ая степень числа c и т. д.
Вот более сложные формулы:
a2 + b2 . . . . сумма квадратов чисел a и b
(a + b)2 . . . . квадрат суммы чисел a и b
(a + b + c)3 . . куб суммы трех чисел
. . . частное от деления разности квадратов двух чисел на сумму квадратов тех же чисел
a + a2 + a3 + a4 . . . сумма первой, второй, третьей и четвертой степеней числа a и т. д.
Возведение в степень не обладает переместительным законом, т. е. ab не равно b a. Это видно из простейших примеров:
32 = 3 ∙ 3 = 9, но 23 = 2 ∙ 2 ∙ 2 = 8.
maths-public.ru
Что такое степень числа Возведение в степень отрицательного числа Порядок действий в примерах со степенями — Арифметика
Обращаем ваше внимание, что в данном разделе разбирается понятиестепени только с натуральным показателем и нулём.
Понятие и свойства степеней с рациональными показателями (с отрицательным и дробным) будут рассмотрены в уроках для 8 класса.
Итак, разберёмся, что такое степень числа. Для записи произведения числа самого на себя несколько раз применяют сокращённое обозначение. Так, вместо произведения шести одинаковых множителей 4 • 4 • 4 • 4 • 4 • 4 пишут 46 и произносят «четыре в шестой степени».
4 • 4 • 4 • 4 • 4 • 4 = 46Выражение 46 называют степенью числа, где:
- 4 — основание степени;
- 6 — показатель степени
В общем виде степень с основанием «a» и показателем «n» записывается с помощью выражения:
Степенью числа «a» с натуральным показателем «n», бóльшим 1, называется произведение «n» одинаковых множителей, каждый из которых равен числу «a».
Запись an читается так: «а в степени n» или «n-ая степень числа a».
Исключение составляют записи:
- a2 — её можно произносить как «а в квадрате»;
- a3 — её можно произносить как «а в кубе».
Конечно, выражения выше можно читать и по определению степени:
- a2 — «а во второй степени»;
- a3 — «а в третьей степени».
Особые случаи возникают, если показатель степени равен единице или нулю (n = 1; n = 0).
Степенью числа «а» с показателем n = 1 является само это число:
a1 = a
Любое число в нулевой степени равно единице.
a0 = 1
Ноль в любой натуральной степени равен нулю.
0n = 0
Единица в любой степени равна 1.
1n = 1
Выражение 00 (ноль в нулевой степени) считают лишённым смыслом.
- (-32)0 = 1
- 0253 = 0
- 14 = 1
При решении примеров нужно помнить, что возведением в степень называется нахождение значения степени.
Пример. Возвести в степень.
- 53 = 5 • 5 • 5 = 125
- 2.52 = 2.5 • 2.5 = 6.25
- (
)4 =
•
•
•
=
=3 • 3 • 3 • 3 4 • 4 • 4 • 4
Возведение в степень отрицательного числа
Основание степени (число, которое возводят в степень) может быть любым числом — положительным, отрицательным или нулём.
При возведении в степень положительного числа получается положительное число.
При возведении нуля в натуральную степень получается ноль.
При возведении в степень отрицательного числа в результате может получиться как положительное число, так и отрицательное число. Это зависит от того чётным или нечётным числом был показатель степени.
Рассмотрим примеры возведения в степень отрицательных чисел.
Из рассмотренных примеров видно, что если отрицательное число возводится в нечётную степень, то получается отрицательное число. Так как произведение нечётного количество отрицательных сомножителей отрицательно.
Если же отрицательное число возводится в чётную степень, то получается положительное число. Так как произведение чётного количество отрицательных сомножителей положительно.
Отрицательное число, возведённое в чётную степень, есть число положительное.
Отрицательное число, возведённое в нечётнуюстепень, — число отрицательное.
Квадрат любого числа есть положительное число или нуль, то есть:
a2 ≥ 0 при любом a.
- 2 • (- 3)2 = 2 • (- 3) • (- 3) = 2 • 9 = 18
- — 5 • (- 2)3 = — 5 • (- 8) = 40
Обратите внимание!
При решении примеров на возведение в степень часто делают ошибки, забывая, что записи (- 5)4 и -54 это разные выражения. Результаты возведения в степень данных выражений будут разные.
Вычислить (- 5)4 означает найти значение четвёртой степени отрицательного числа.
(- 5)4 = (- 5) • (- 5) • (- 5) • (- 5) = 625В то время как найти -54 означает, что пример нужно решать в 2 действия:
- Возвести в четвёртую степень положительное число 5.
54 = 5 • 5 • 5 • 5 = 625 - Поставить перед полученным результатом знак «минус» (то есть выполнить действие вычитание).
-54 = — 625
Пример. Вычислить: — 62 — (- 1)4
— 6- 62 = 6 • 6 = 36
- -62 = — 36
- (- 1)4 = (- 1) • (- 1) • (- 1) • (- 1) = 1
- — (- 1)4 = — 1
- — 36 — 1 = — 37
Порядок действий в примерах со степенями
Вычисление значения называется действием возведения в степень. Это действие третьей ступени.
В выражениях со степенями, не содержащими скобки, сначала выполняют вовзведение в степень, затем умножение и деление, а в конце сложение и вычитание.
Если в выражении есть скобки, то сначала в указанном выше порядке выполняют действия в скобках, а потом оставшиеся действия в том же порядке слева направо.
Пример. Вычислить:
Для облегчения решения примеров полезно знать и пользоватьсятаблицей степеней, которую вы можете бесплатно скачать на нашем сайте.
intellect.icu
Основные арифметические действия
СложениеСложение – одна из основных операций, позволяющая объединить два слагаемых.
Запись сложения: 8
+ 3
= 11
8
и 3
– слагаемые
11
– сумма
Вычитание – действие, обратное сложению.
Запись: 15
–7
= 8
15
– уменьшаемое
7
– вычитаемое
8
– разность
Если разность 8
, сложить с вычитаемым 7
, это даст уменьшаемое 15
. Операция сложения 8
+ 7
= 15
является контрольной проверкой вычитания 15
– 7
= 8
.
Умножение – арифметическое действие в виде краткой записи суммы одинаковых слагаемых.
Запись: 12
× 5
= 60
или 12
• 5
= 60
12
– множимое
5
– множитель
60
– произведение
12
× 5
= 12
+ 12
+ 12
+ 12
+ 12
В случае если множимое и множитель поменять ролями, произведение остается одним и тем же. Например:
2
× 5
= 2
+ 2
+ 2
+ 2
+ 2
= 10
5
× 2
= 5
+ 5
= 10
Поэтому и множитель, и множимое называются «сомножителями».
ДелениеДеление – арифметическое действие обратное умножению.
Запись: 48
: 6
= 8
или 48
/ 6
= 8
48
– делимое
6
– делитель
8
– частное
В данном случае произведение делителя 6
и частного 8
, в качестве проверки, дает делимое 48
Если в результате операции деления, частное является не целым числом, то его можно представить дробью 3
/ 5
. Если частное является целым числом, в таком случае говорят, что первое из озвученных чисел нацело делится или, проще говоря, делится на второе.
Например, число 35
полностью делится на 5, ибо частное это целое число 7
.
Второе число в данном случае называется делителем первого, первое же – кратным второго.
Пример 1
Число 5
является делителем чисел 25
, 60
, 80
и не действует в качестве делителя для чисел
, 13
, 42
, 61
.
Пример 2
Число 60
кратное чисел 15
, 20
, 30
и не является кратным для чисел 17
, 40
, 90
.
В случае, когда делимое не делится полностью, иногда применяют так называемое деление с остатком. Деление с остатком, это отыскание наибольшего подходящего целого числа, которое в произведении с делителем дает нужное число, не превышающее делимое.
Такое искомое число называется неполным частным. Разность между делимым и произведением делителя на неполное частное называется остатком, которое всегда меньше делителя.
Возведение в степеньВозведение степень – операция умножения числа на самого себя несколько (n
) раз.
Основание степени называется число, которое повторяется сомножителем определённое количество раз.
Показателем степени называется число, которое указывает, сколько раз берется одинаковый множитель.
Степенью называется число, получаемое в результате взаимодействия основания и показателя степени.
Запись: 34
= 81
3
– основание степени
4
– показатель степени
81
– степень
34
= 3
× 3
× 3
× 3
Вторая степень называется иначе квадратом, третья степень – кубом. Первой степенью числа называют само это число.
Извлечение корняИзвлечение корня – арифметическое действие, обратное возведению в степень.
Запись:4√81
= 3
81
– подкоренное число
4
– показатель корня
3
– корень
З4
= 81
– возведение числа 3 в четвертую степень дает 81 (проверка извлечения корня)
2√16
= 4
– корень второй степени называется – квадратным.
При знаке квадратного корня показатель корня принято опускать: √16
= 4
3√8
= 2
– корень третьей степени называется – кубичным.
Сложение и вычитание, умножение и деление, а так же возведение в степень и извлечение корня попарно представляют собой обратными действиями.
Правила первых четырех действий регулирующие взаимодействия с целыми числами предполагаются известными. Возведение в степень выполняется повторным умножением.
simple-math.ru
Действия, обратные возведению в степень
7. В виду последней особенности действий возведения в степень для него можно составить 2 обратных задачи. Напр.:
1) Я задумал число, возвел его в третью степень (или: в куб), получилось 64; какое число я задумал?
Эту задачу можно записать в виде
(?)3 = 64
2) Я взял число 3, возвел его в некоторую степень, – получилось 81. В какую степень было возведено число 3.
Эту задачу можно записать в виде:
3? = 81
Теперь уже, так как возведение в степень не обладает переместительным законом, эти две задачи следует считать совершенно различными.
Сначала решать их можно подбором: попробуем число 1, 13 = 1, а не 64, след., 1 не годится; 23 = 8, а не 64, след., 2 не годится, 33 = 27, а не 64, след., 3 не годится; 43 = 64, след., в 1 задаче было задумано число 4. Также выясним, что во второй задаче число 3 было возведено в 4-ую степень.
Так как таких задач можно составить очень много, то для их решения необходимо изобрести новые действия. Эти действия обратны возведению в степень. Итак, для возведения в степень существуют два обратных действия: первое из них называется извлечением корня и служит для решения вопросов, подобных первой из наших задач; второе называется нахождением логарифма и служит для решения вопросов, подобных второй задаче.
Если мы обратим внимание на то, что в первой задаче нам даны степень 64 и показатель степени 3, то мы установим определение:
Извлечением корня называется действие, обратное возведению в степень, при помощи которого по данной степени и по данному показателю находят основание степени.
Также точно: во второй задаче даны степень (81) и основание степени (3), а надо найти показателя степени. Поэтому
нахождением логарифма называется действие, обратное возведению в степень, при помощи которого по данной степени и по данному основанию находится показатель степени.
maths-public.ru
Возведение в степень чисел | Математика
Возьмем сначала какое-либо положительное число, напр., +3, и станем его возводить в разные степени:
(+3)² = (+3) ∙ (+3) = +9; (+3)³ = (+3) ∙ (+3) ∙ (+3) = +27; (+3)4 = (+3) ∙ (+3) ∙ (+3) ∙ (+3) = +81 и т.д.
Из этих примеров уже становится совершенно ясным, что при возведении в любую степень положительного числа результат всегда получается положительным.
Возьмем затем отрицательное число, напр., –3, и станем его возводить в разные степени:
(–3)² = (–3) ∙ (–3) = +9; (–3)³ = (–3) ∙ (–3) ∙ (–3) = –27; (–3)4 = (–3) ∙ (–3) ∙ (–3) ∙ (–3) = +81; (–3)5 = (–3) ∙ (–3) ∙ (–3) ∙ (–3) ∙ (–3) = –243 и т. д.
Рассматривая эти примеры, придем к общему заключению, что при возведении отрицательного числа в четную степень (во 2-ую, в 4-ую, в 6-ую и т. д.) результат получается положительный, а при возведении его в нечетную степень (в 3-ю, в 5-ую, в 7-ую и т. д.) результат получается отрицательным.
Вот еще примеры:
Выполним два примера на вычисление, где помимо, возведения в степень, входят и другие действия.
Сначала надо выполнить действия внутри каждых скобок, причем внутри квадратных скобок пришлось бы сначала выполнить умножение , но второй множитель еще не вычислен – надо, поэтому, предварительно вычислить его. Итак,
Будем вычислять по множителям. Первый множитель есть a²b – ab². Здесь написана разность между произведением квадрата числа a на число b и произведением числа a на квадрат числа b. Согласно этому, и следует вести вычисления: сначала число a возвести в квадрат, полученный результат умножить на число b, – получим уменьшаемое; затем число b возвести в квадрат, умножить число a на полученный результат, – получим вычитаемое, после чего надо выполнить вычитание:
Действия, обратные возведению в степень, будут разучиваться в дальнейшем курсе.
maths-public.ru