«Площадь прямоугольного треугольника». 4-й класс
4. Поиск решения проблемы. Работа в парах.— На партах модель прямоугольника АВСД.
— Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см).
— Найдите площадь прямоугольника. (20 см2).
— Проведите диагональ АС.
— Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?
— Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны).
— Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения).
— Какие углы образует треугольник?
— Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный).
Работа по учебнику. С. 94, !.
— Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза).
Слайд 8.
— Имеют треугольники площадь?
— Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а * в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а * в) : 2)
— Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради)
— Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.
— Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.
Sтр = (а * в) : 2
Слайд 9.
5. Первичное закрепление.
Работа по учебнику. С. 95 № 7 ( а )
АВ = 30 ммВС = 4 см
S тр. — ?
S тр. = (а x b) : 2
4см=40мм
S тр. = 30мм x 40мм
S тр. = 1200 мм кв.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок математики в 4 -м классе «Площадь треугольника»
Разделы: Начальная школа
Цель:
- Сформировать понятие площади треугольника.
- Вывести формулу S треугольника.
- Повторить основные математические понятия (катеты, гипотенуза, высота…)
- Тренировать навыки быстрого счета
- Развитие мыслительных операций: (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Ход урока
— У нас сегодня большое количество гостей, поздороваемся с ними. (Дети здороваются и садятся).
— Как думаете, какое количество гостей присутствует на нашем уроке? (Дети не считая отвечают и дают примерный результат).
— 1/6 часть всего кол-ва, это учителя нашей школы. Сколько их?
— Что мы сейчас делали? (Считали гостей).
— Всегда ли ваши ответы были точными? (Нет).
— По какой причине? (Не было времени считать, сделали прикидку, на глаз оценили).
— Используем ли мы данный прием на уроках? (Да).
— В каких ситуациях? (Нехватка времени, нет иного способа действия).
— Но математика наука точная, еще древний философ Платон говорил: «Математика приближает разум к истине». А значит ответы все же должны быть верными.
— А вот современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…».
— Вы согласны с этим утверждением? (Нет, тогда что мы на уроках делаем?)— Дело в том, что у этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл , но вот какой и какое же у фразы продолжение мы узнаем в конце урока.
II этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Быстрый счет. (Конечный ответ цепочки примеров дети фиксируют на планшете).
- Внимание на экран. Какое из слов может быть лишним и почему?
(демонстрация № 1)
(Погода ,т.к не имеет к математике отношения).
— Но и не все оставшиеся слова будут иметь отношение к сегодняшнему уроку математики. Определить круг ключевых слов урока нам поможет арифметический диктант.
Арифметический диктант: (1 за доской, остальные работают в тетради)
— третья часть 18 6, 15, 7, 70, 24
— 1% числа 700
— 7 % от 1000
— 1/6 часть числа это 4, найди все число
(Проверка числового ряда, на экране исчезают лишние слова и числа).
— Что объединяет оставшиеся числа? (Целые, натуральные).
— На какие две группы можно разбить? (Дети предлагают варианты).
— А вот оставшиеся слова объединены темой сегодняшнего урока. Чтобы нам ее сформулировать как можно точнее, давайте вспомним основные математические понятия и поиграем в математическое лото.
(Детям предлагаются карточки двух цветов, вопросы и ответы).
Основанием треугольника называется |
Сторона, на которую опущен перпендикуляр |
Сторона треугольника, лежащая против прямого угла называется… |
гипотенузой |
Площадь… |
Это место, которое фигура занимает на плоскости |
формула |
Это равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами |
Тупоугольным называется треугольник, у которого |
Один из углов тупой |
Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются |
катетами |
Перпендикулярные линии это |
Линии, которые при пересечении образуют прямой угол |
Высота треугольника |
Перпендикуляр, опущенный из любой вершины на противоположную сторону |
Остроугольным называют треугольник |
У которого все углы острые |
В зависимости от длины сторон треугольники бывают |
Равносторонние, разносторонние, равнобедренные |
Прямоугольным называют треугольник, у которого |
Один из углов прямой |
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо |
Длину умножить на ширину |
Предлагаю поиграть еще в одну игру, которую придумали китайцы, всегда слывшие хорошими математиками. Она называется «Танграм».
Суть ее состоит в собирании фигур из более мелких геометрических фигур. Работать будем в парах. Откройте конверт №1 и выложите все фигуры перед собой. Перечислите все, что перед вами. (4 маленьких и 2 больших прямоугольных треугольника разного цвета).
— Соберите из всех фигур:
1 ряд – квадрат
2 ряд – прямоугольник
3 ряд – треугольник
(Практическая работа в парах, проверка построений с помощью компьютера).
(демонстрация № 2)
— Что объединяет все получившиеся фигуры? (Многоугольники, состоят из равного кол-ва фигур).
— Сравните их по площади. (Равные, т.к. состоят из одинаковых частей).
— Как называются такие фигуры? (Равновеликие).
— Взгляните на фигуры. (демонстрация № 3)
— Можете ли вы утверждать, что данные фигуры также равновеликие? (нет, другая ситуация, иной значит способ действия).
— Используете знания свои и сравните фигуры по площади).
(Дети без труда по формуле находят S квадрата и прямоугольника, но возникает проблема при работе с треугольником).
III
— Почему возникло затруднение? (Не знаем как найти S треугольника, можем только найти неточный результат).
— Значит какова цель сегодняшнего урока? ( научиться находить S треугольника).
— На основе поставленной цели и ключевых слов урока, попробуйте как можно точнее сформулировать тему сегодняшнего урока.
(S прямоугольного треугольника).
IV этап: Проектирование и фиксация нового знания.
(демонстрация № 4)
Расскажите все о треугольнике, который перед вами. (Прямоугольный, разносторонний).
— В группах попробуйте найти способ нахождения S прямоугольного треугольника, создать формулу и прокомментировать свои действия.
(Результаты вывешиваются на доску, в громкой речи проговаривается способ действия).
— Что такое стороны а и в? (Катеты).
— Сформулируйте свои выводы в знаковой и словесной форме.
— S = ( а в ) : 2 , Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов).
— Сверим свою формулировку с предложенной в учебнике (стр. 95).
— Площадь какого треугольника мы находили? (Прямоугольного).
— А для других треугольников эта формула будет верна? (Нет, т.к. нет катетов).
— Тогда давайте составим алгоритм наших действий.
Алгоритм.
- Выдели прямой угол
- Измерь длину катетов
- Найди S по формуле.
V этап: Первичное закрепление во внешней речи.
Выполняется в парах задание из учебника (стр. 95 № 5).
(демонстрация № 5)
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.
— Сравните фигуры по площади.
(Появляются в тетрадях записи:
S = ( 4 * 3 ): 2 = 6 кв.см
S = ( 2 * 6 ): 2 = 6 кв.см
S = S
VII этап: Включение в систему знаний и повторение.
— Вернемся к заданию, вызвавшему затруднение. Выполните расчеты в тетради и сравните площади данных фигур.
S = 2 * 2 = 4 кв.см
S = 1 * 3 = 3 кв.см
S = (3 * 2 ) : 2 = 3 кв.см
— Что можете сказать о S прямоугольника и треугольника? (Она одинаковая, значит фигуры равновеликие).
(демонстрация № 6)
Что вы можете сказать о данном треугольнике?
(Разносторонний, тупоугольный).
— Можем ли мы воспользоваться нашим алгоритмом для нахождения его площади?
(Нет, т.к. должен быть треугольник прямоугольным).
— А нельзя ли с помощью построений сделать из данного треугольника два прямоугольных?
(Можно, надо провести высоту).
Чему будет равна площадь всего треугольника?
(Сумме S двух прямоугольных треугольников, их S мы умеем находить).
S = ( а* h ) : 2
S = ( а * h ) : 2
S = ( ( а + а ) * h ) : 2
( а + а ) -основание , значит
S = ( а * в ) : 2, где а – катет основание; в – катет высота
— Давайте дополним алгоритм.
Алгоритм.
VII этап: Рефлексия деятельности.
— Какова была цель урока?
— Удалось ли нам ее выполнить?
— А теперь узнаем окончание фразы «Математику нельзя изучить, наблюдая как это делает сосед».
— Вы согласны с этим утверждением. (да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали)
— Что на уроке было главным, а что интересным?
Д/З : (На выбор). – Найди S фигур и сравни фигуры по S.
(Задание в конвертах, на основе демонстрации дети выбирают нужное для себя, определив уровень понимания темы на данном этапе и берут задание из конверта)
23.01.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку по математике (4 класс) на тему: Презентация. Урок математики 4 класс Площадь . Нахождение площади прямоугольника».
Слайд 1
Урок разработала Кузнецова Н. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории Г. Нижнекамск МБОУ «СОШ №1» им. Максимова Н. М. Площадь. Решение задач на нахождение площади фигур.Слайд 2
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждение по очереди по кругу) Восстановить пословицу. 12.05.2014 2 320 360 660 760 с е м ь 25 140 720 р а з 80 780 700 810 860 13600 о т м е р ь 4 17 900 36 о д и н 9 19 580 р а з 3 40 222 288 32 693 о т р е ж ь 25 6 ____ .
Слайд 3
Конерс (углы) — Те, кто считают, что эта пословица относится только к математике, займите место в переднем левом углу, а те, кто отнёс бы её к любой области нашей жизни, займите место в переднем правом углу. — Постарайтесь доказать свой выбор 12.05.2014 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Слайд 4
ВЫВОД — В математике можно измерить длину, ширину, а затем узнать площадь или периметр; можно измерить высоту, температуру — Все в жизни сталкиваются с моментом, когда нам нужно решать какую-то проблему, чтобы прийти к действительно правильному решению. Эта проблема не всегда касается математических измерений. Человек должен всё хорошо обдумать, просчитать все ошибки, возможные неудачи и только потом принять решение. 12.05.2014 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Слайд 5
Цель урока: — закрепить вычислительные навыки, отрабатывать умения решать задачи на построение, опираясь на знание формул и зрительное представление задачи, способствовать умению рассуждать и логически мыслить — способствовать воспитанию умения работать в парах и группах; — способствовать развитию умения рассуждать и логически мыслить. 12.05.2014 5
Слайд 6
Работа с числительным 591213 12.05.2014 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Слайд 7
Работа с партнёром по плечу 12.05.2014 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 591213
Слайд 8
Формулы вычисления площадей S =a*b S =( a * b ): 2 S = a * a 12.05.2014 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
Слайд 9
5+9+1+2+1+3= S = a * b S =( a * b ): 2 S = a * a а= b = а= b = а = b = а= b = а= b = а= b = ? 12.05.2014 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 21
Слайд 10
МИКС ПЭА ШЭА ( Релли Робин) смешиваемся под музыку, когда она прекращается образуем пару и обсуждаем предложенный вопрос. Как найти сторону прямоугольника , зная площадь и вторую сторону? Назовите формулу для вычисления периметра квадрата. Как, по известному периметру и стороне найти другую сторону? Назовите формулу для вычисления периметра прямоугольного треугольника. Назовите формулу для вычисления площади прямоугольника. Если фигура состоит из нескольких других фигур, как найти её. площадь? 12.05.2014 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
Слайд 11
Решить задачу На участке прямоугольной форм длиной 120 м и шириной 80 м построили открытый стадион. На стадионе построили хоккейную площадку длиной 15 м и шириной 40 м . По углам стадиона установили крытые одинаковые по площади треугольные трибуны, забрав от сторон, образующих прямой угол, 7 м и 6 м. Чему равна свободная площадь стадиона? 12.05.2014 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11
Слайд 12
Чертёж к задаче 12.05.2014 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12
Слайд 13
Найдите верный ответ 900м ² 9579 м ² 8916 м ² 8916м ² 12.05.2014 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13
Слайд 14
САМЫЙ БОЛЬШОЙ СТАДИОН В МИРЕ 12.05.2014 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 Стадион «Первого мая». Пхеньян. С еверная Корея. Построен 1 мая 1989 года. Площадь 207000 м ². Вмещает 150000зрителей.
Слайд 15
12.05.2014 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 САМЫЙ БОЛЬШОЙ СТАДИОН В РОССИИ Стадион «Лужники» в Москве. Построен 28 июля 1957 года. Площадь после реконструкции к 2018 году составит 166000 м ²
Слайд 16
Самостоятельная работа с взаимопроверкой 12.05.2014 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16
Слайд 17
ПРОВЕРИМ СЕБЯ S большого прямоугольника =48см 2 S прямоугольного треугольника = 24см 2 S квадрата = 36см 2 S маленького прямоугольника = 16см 2 S =52см 2 = 36см 2 +16см 2 S =64 см 2 = 48см 2 + 16см 2 . S = 60 см 2 = 24см 2 + 36см 2 12.05.2014 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17
Слайд 18
Оценка работы группы 12.05.2014 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18
Слайд 19
САМООЦЕНКА 12.05.2014 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19
Слайд 20
Дополнительные задания 12.05.2014 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
Слайд 21
12.05.2014 21
Слайд 22
12.05.2014 22
nsportal.ru
Методическая разработка по математике (4 класс) по теме: Памятка для учащихся 3-4 классов по математике
Математика
Компоненты арифметических действий и их взаимосвязь.
- Компоненты при сложении:
1слагаемое, 2слагаемое, сумма.
- Компоненты при вычитании:
уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Компоненты при умножении:
1 множитель, 2множитель, произведение.
- Компоненты при делении:
делимое, делитель ,частное.
- Назвать результаты всех действий:
при сложении — сумма
при вычитании — разность
при умножении — произведение
при делении – частное
- Как найти неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Х+4=12 или 4+х=12
Х=12-4 х=12-4
Х=8 х=8
8+4=12 4+8=12
12=12 12=12
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Х-7=3
Х=3+7
Х=10
10-7=3
3=3
- Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
8-х =5
х=8-5
х=3
8-3=5
5=5
9 Как найти неизвестный множитель?
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
х·3=6 4·х=8
х=6:3 х=8:4
х=2 х=2
2·3=6 4·2=8
6=6 8=8
10 Как найти неизвестное делимое?
Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
х:5=3
х=3·5
х=15
15:5=3
3=3
- Как найти неизвестный делитель?
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
6:х=2
х =6:2
х=3
6:3=2
2=2
Геометрический материал.
- Что такое квадрат?
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Что такое прямоугольник?
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны.
- Что такое треугольник?
Треугольник – многоугольник, у которого три угла и три стороны.
15 Что такое четырёхугольник?
Четырёхугольник – геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.
- Что такое периметр?
Периметр( Ρ) – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.
- Что такое площадь?
Площадь(S) – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры
(прямоугольника, квадрата и т.д)
- Как найти периметр квадрата?
У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ□ разделить на 4.
a□ = Ρ□ : 4
- Как найти периметр прямоугольника?
Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить все 4 стороны прямоугольника
Или
сложить длину и ширину прямоугольника и умножить на 2.
Ρ▬=a+b+a+b
или
Ρ▬=(a+b)·2
- Как найти периметр треугольника?
Чтобы найти периметр треугольника, нужно сложить все 3 стороны.
- Как найти сторону квадрата, если известен периметр?
У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.
a=Ρ:4
- Как найти сторону прямоугольника, если известен периметр и другая сторона?
Чтобы найти сторону прямоугольника, нужно Ρ▬разделить на 2 и вычесть другую сторону.
a▬=Ρ▬:2 – b
b▬=Ρ▬:2 – a
22 В каких единицах измеряется периметр?
Периметр измеряется в мм, см, дм, метрах.
23 Как найти площадь квадрата?
Площадь квадрата равна произведению двух его сторон.
S□ = a · a
24 Как найти площадь прямоугольника?
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину прямоугольника умножить на его ширину.
S█ = a · b
25 Как найти сторону прямоугольника, если известна площадь и другая его сторона?
Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону.
a▬=S▬ : b
b▬= S ▬ : a
26 В каких единицах измеряется площадь?
Площадь измеряется в квадратных единицах: мм², см², дм², м².
27 Назвать единицы длины.
Единицы длины — мм, см, дм, м, км.
28 Рассказать таблицу мер длины.
1см = 10мм
1дм = 10см
1дм = 100мм
1м = 10 дм
1м = 100 см
1км = 1000м
29 Сколько квадратных сантиметров
в 1квадратном метре?
1м² = 10 000см²
30 Сколько квадратных дециметров
в 1 квадратном метре?
1м² = 100дм²
31 Рассказать таблицу мер площади.
1м² = 100дм² = 10 000см²
1дм² = 100см² = 10 000мм²
1см² = 100мм²
Масса.
32 Назвать единицы массы.
Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах, тоннах.
33 Рассказать таблицу мер массы.
1кг = 1000г
1ц = 100кг
1т = 10ц
1т = 1000кг
Время.
34 Назвать единицы измерения времени.
Время измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками.
35 Рассказать таблицу мер времени.
1мин = 60сек.
1час = 60мин
1час = 3600сек.
1сут. = 24часа
1год = 12мес. = 365сут. или 366сут.
1век = 100лет
Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.
36 Как найти скорость?
Чтобы найти скорость ( v ), надо расстояние ( S ) разделить на время ( t ), затраченное в пути.
v = S : t
37 Как найти время?
Чтобы найти время ( t ), надо расстояние ( S ) разделить на скорость ( v ).
t = S : v
38 Как найти расстояние?
Чтобы найти расстояние ( S ), нужно скорость ( v ) умножить на время ( t ).
S = v · t
Взаимосвязь цены, количества, стоимости.
39 Что такое цена?
Цена – стоимость одного предмета, единицы товара.
40 Как найти стоимость?
Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.
Ст = Ц · К
41 Как найти цену?
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.
Ц = Ст : К
42 Как найти количество?
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.
К = Ст : Ц
Задачи на дроби.
43
Дробь — ⅔
2 – числитель
3 – знаменатель
44 Как найти дробь числа?
Чтобы найти дробь числа, нужно число разделить на знаменатель, а потом умножить на числитель.
45 Как найти число по дроби?
Чтобы найти число по дроби, нужно число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
Взаимосвязь работы, времени и производительности.
46 Что такое производительность?
Как найти производительность?
Производительностью ( v ) называют работу, выполненную за единицу времени.
Чтобы найти производительность ( v ), надо всю выполненную работу разделить на время.
v = A : t
47 Как найти выполненную работу?
Выполненная работа равна производительности, умноженной на время работы.
A = v · t
48 Как найти время работы?
Чтобы узнать время работы, надо работу разделить на производительность.
t = A : v
49 Как найти среднее арифметическое?
Чтобы найти среднее арифметическое надо сумму разделить на число слагаемых.
nsportal.ru
Урок математики, 4 класс. «Площадь прямоугольника»
Урок математики в 4 «Б» классе
учитель Малиновская Н. В.
Тема. Площадь прямоугольника.
Место урока в изучаемой теме: 4-ый урок в теме «Единицы измерения площади».
Цель. Знакомство с формулой площади прямоугольника.
Задачи:
уточнить значение понятия «площадь» фигуры и его отличие от понятия «периметр»;
актуализировать знание учащихся единиц измерения площади и их соотношения, умение выражать значение площади в единицах других наименований;
познакомить с формулой площади прямоугольника;
способствовать формированию способности к интеллектуальной деятельности (логического, знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи;
вырабатывать умение выбирать аргументации, определять истинность и ложность суждений, строить суждения;
развивать стремление использовать математические знания в повседневной жизни, через практико-ориентированные задания.
Создать условия для формирование коммуникативных умений через организацию групповой формы работы.
Планируемый результат: готовность учащихся на завершающем этапе урока выполнить проверочный тест по теме «Единицы измерения площади».
Тип урока. Урок новых знаний.
Оборудование и обеспечение урока: распечатка урока из «Рабочей тетради» Г. Л. Муравьёвой и др.; палетки, геометрические фигуры – весёлые и грустные; карточки мини-теста и проверочного теста.
План урока
I. Организационно-мотивационный этап. Весёлые и грустные геометрические фигуры.
II. Чистописание. На материале домашнего задания.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Перевод одних единиц измерения площади в другие.
Мини-тест «Плюс/минус».
Проверка решения задачи в группах
IV. Физкультпауза:
V. Постановка учебной задачи. Актуализация субъективного опыта учащихся. На базе домашней задачи.
VI. Создание проблемной ситуации. Актуализация ранее изученных (3-4 кл.) способов определения площади.
VII. Определение нового способа вычисления площади. Работа с учебником. Знакомство с понятием «формула», с формулой площади прямоугольника.
Применение полученных знаний и способов действия. (Работа в парах)
Усложнение задачи.
VIII. Создание ситуации успеха. Домашнее задание (дифференцированное по уровням сложности).
IX. Проверочный тест. Взаимоконтроль (выбор партнёра по желанию). Оценивание.
X. Рефлексия. Подтверждение достижения цели урока. Определение практической значимости урока для каждого учащегося.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
— На любом уроке, в любом деле нам необходимо внимание, собранность, умение логически мыслить и гибкость ума. А ещё –позитивный настрой на результат своего труда. Именно поэтому предлагаю посмотреть на доску: что это? (Геометрические фигуры)
-Что в них необычного? (На них изображены лица)
-На какие две группы по этому признаку их можно разделить? (Лица веселые и грустные)
— Посмотрите внимательно, запомните. Закройте глаза. (Убираю грустные лица)
-Что изменилось? (Остались фигуры веселые, радостные)
-Какое настроение они дарят?
-Я тоже желаю вам хорошего рабочего настроения! Пусть на этом уроке у вас всё получится, и вы сможете проявить себя наилучшим образом!
II. Чистописание. (Написание этих цифр получается хуже всего)
9 – 90 800 – 8 600 – 6 7 – 7000 20 000 – 20 4 – 40 000
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Внимательно всмотритесь в эту запись и подумайте, где вы могли встречаться уже с такими же парами чисел? (В Д/З) Что нужно было сделать? (Урок 38 рабочей тетради).
— Какие равенства оказались неверными? (Подчеркнуть пары)
Взаимоконтроль, взаимооценка в парах.
— Какие знания и умения вам понадобились, чтобы выполнить это задание без ошибок?
— Обязательно ли всю таблицу перевода одних единиц измерения площади в другие зазубривать? (Это нерационально. Нужно лишь твёрдо знать соотношение единиц длины, а площадь – легко потом вычислить!)
— Допустим, я знаю, что в 1 дм – 10 см, как узнать, сколько в 1 дм² — см²? (10 · 10 = 100 см²).
— Молодцы! Я уверена, что все вы самостоятельно и ответственно подошли к выполнению этого задания дома. Полученные знания и отработанные умения вам пригодятся сейчас при самоконтроле. Мини-тест «Плюс/минус»
1. 7 дм² = 70 см² — (700 см²)
2. 18дм ² = 1800 см² +
3. 6 м² = 60 000 см² +
4. 30 м² = 3 000 дм² +
5. 25 000 см² = 25 дм² — (2 500 см²)
— Кому ещё нужно время и тренировки, чтобы твёрдо усвоить соотношения единиц площади?
— Оценки в журнал ставим по желанию, т.к. перевод единиц площади сложен, а мы лишь 1 урок тренировались.
План 1
Картофель
Морковь
Морковь
Свёкла
Морковь
План 2
Картофель
Свёкла
Морковь
Морковь
— Какой из двух планов выбрали? Аргументируйте свой выбор?
— Проверьте решение задачи в группах. Взаимопроверка и взаимооценка.
— У меня получилось так: под свёклой занято 80 м² огорода. Права ли я? (Нет, это оставшаяся часть. Надо 80 : 4, т.к. свёкла занимает ¼ часть)
— На прошлом уроке мы ставили перед собой цель – научиться устанавливать соотношения между различными единицами площади и закрепить умение решать задачи, связанные с площадью. Цель, по-вашему, достигнута? Молодцы, вам удалось продемонстрировать неплохие знания темы. Можем двигаться вперёд!
IV. Физкультпауза:
V. Постановка учебной задачи. Актуализация субъективного опыта учащихся.
— Сегодня мы расширим и углубим знания о площади фигур. Научимся определять площадь прямоугольника по-новому. Заодно узнаем, зачем надо уметь определять площадь. К концу урока вы сможете выполнить проверочный тест по теме урока.
— Вернёмся к домашней задаче. Посмотрите на план огорода. (План 1)
— Предположим, бабушкин огород был следующих размеров: длина – 10 м, а ширина – 12 м. Дедушка решил огородить его, т.к.козы постоянно норовят похрустеть свёколкой. Но он не может определиться, какой же длины должна быть ограда, а значит, не может купить нужное количество металлической сетки. Кто возьмётся рассчитать? (У доски решает)
— Что мы сейчас находили? (Периметр) Докажите.
— Совсем недавно внук, Володя, сказал бабуле, что её огород занимает большую площадь, что слишком много сил они с дедом тратят на его обработку, и надо бы уменьщить эту самую площадь огорода, заодно и экономия будет: не надо так много сетки покупать! Что имелл ввиду Володя – что такое площадь?
— Чем площадь отличается от периметра?
VI. Создание проблемной ситуации.
— (Показываю палетки) Что это такое? Для чего? Когда использовали?
— Предлагаю бабушкин огород измерить палеткой. (Нерационально!!!) Тогда, на глаз определить. Мы в 3 классе учились сравнивать площади фигур наложением. Подойдёт?
— Существует другой, более рациональный способ для данной ситуации.
VII. Определение нового способа вычисления площади. Работа с учебником.
— Итак, мы познакомились с правилом вычисления площади прямоугольника в виде буквенного равенства. Это равенство в математике называют ФОРМУЛОЙ. Данную формулу можно использовать для вычисления площади ЛЮБОГО ПРЯМОУГОЛЬНИКА!
— Как вы думаете, удобнее узнавать площадь прямоугольника с помощью мерок или пользуясь формулой? Почему?
Запись на доске и в тетрадях 3 · 1 = 3 см² 3 · 2 = 6 см² 2 · 1 = 2 см²
— Размеры огорода предположила я. А какими ещё могут быть стороны огорода, чтобы его площадь была 120 м²? (3 м и 40 м; 6 м и 20 м)
— С какой целью мы выполняли это задание? В жизни мы очень часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда приходится определять площадь. Можете привести примеры? (Допустим, чтобы покрасить пол, мы должны знать, сколько краски понадобится. А для этого нужно вычислить площадь. Ламинат или линолеум положить. Обои поклеить. Вагонкой или гипсокартоном обшить стены.) В строительстве, на дачном участке, в ремонтных работах.
VIII. Создание ситуации успеха. Домашнее задание (дифференцированное по уровням сложности).
– В будущем мы все должны научиться решать задачи на нахождение периметра и площади только на 10! Дома у вас будет возможность потренироваться в вычислении площади, выполнив №2 (стр. 77), а также не забыть приёмы вычислений с многозначными числами: №1.
– Кто заинтересован в более прочных знаниях и любит выполнять задания поинтересней и посложней, выполнит задания из рабочей тетради (стр. 39)
IX. Проверочный тест. Каждый сейчас определит для себя: научился он вычислять площадь прямоугольника или нет.
Проверочный тест
Найди единицы измерения площади
А) см Б) см² В) кг²
Найди верное определение площади:
А) Площадь фигуры – это величина, которая показывает, чему равна сумма длин всех сторон фигуры.
Б) Площадь фигуры – это величина, которая показывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
В) Площадь фигуры – это величина, которая показывает, чему равна масса фигуры.
Выбери верное высказывание. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо:
А К длине прибавить ширину.
Б) Длину и ширину умножить на 2 и результаты сложить.
В) Длину умножить на ширину.
Выбери формулу вычисления площади прямоугольника:
А) а · б
Б) (а + б) · 2
В) а · 2 + б · 2
Длина прямоугольника – 5 см, ширина – 4 см. Чему равна его площадь?
А) 9 см² Б) 18 см² В) 20 см²
Ключ к проверке: 1 Б, 2 Б, 3 В, 4 А, 5 В. Взаимоконтроль (выбор партнёра по желанию)
X. Рефлексия.
–Вернёмся к началу урока: какую цель ставили? Достигли?
– Что удалось нам сегодня открыть на уроке? Расскажите, в чём практическая польза этого урока для вас лично? (Решали практические задачи, учились строить модели, взаимодействовать друг с другом в группах, учились обосновывать свой выбор, сравнивать, упорядочивать информацию)
– Какое задание показалось наиболее трудным? А какое наиболее интересным.
Всегда напоминаю вам: уроки математики учат нас знаниям, навыкам, что нам может пригодиться и найти применение в нашей жизни.
infourok.ru
Формула стоимости С = а • n C-стоимость a-цена n-количество
| Формула работы A = v • t A – работа V-производительность t- время 1)Чтобы найти производительность, надо работу разделить на время v = A : t 2) Чтобы найти время, надо работу разделить на производительность t= А : v |
Формула пути S = v • t S –расстояние(путь) v-скорость t- время 1)Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время v = S : t 2)чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость t = S : v | Формула площади прямоугольника S = а • b Формула площади квадрата S = а • a Формула площади прямоугольного треугольника S = (а • b) : 2 (Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов) |
Формула периметра прямоугольника P = a + a +b +b P= (a + b) • 2 P = a •2 + b •2 Формула периметра квадрата P = a • 4 | Формула объёма прямоугольного параллелепипеда V = a • b • c а — длина b — ширина c — высота |
1км •1000 1м •10 1дм •10 1см •10 1мм | 1 м2 •100 1дм2•100 1см2•100 1мм2 |
Сравнение дробей 1.Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. 2 5 4 > 1 6 6 6 6 2.Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше. 2 2 2 2 6 3 12 5 | 1.Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби. 2. Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби. 3. 1 — это 1% (процент) 100 Целое число – это 100%. |
trig.zodorov.ru
Урок математики в 4 классе «Нахождение площади прямоугольного треугольника»
Ширшикова Ольга Анатольевна
МОУ «Лицей № 26» г.о.Саранск Республики Мордовия
Учитель начальных классов
Урок математики в 4 А классе
Урок – путешествие по лицею
Тема: «Нахождение площади прямоугольного треугольника»
Цель урока: развивать у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем изучения площади треугольника и применения этих знаний при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с понятиями “катет” и “гипотенуза”;
вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;
научиться применять открытую формулу при решении задач;
обобщить знания о единицах площади;
Развивающие:
развивать аналитическое мышление, умение находить сходство и различие, классифицировать;
развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений;
создавать условия для развития навыков общения и совместной деятельности;
развивать способность к самоконтролю и самооценке.
Воспитательные:
создать условия для того, чтобы дети поверили в свои силы, осознали, что у каждого из них есть все необходимые знания для решения любой задачи;
воспитывать познавательный интерес к предмету, побуждать инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;
воспитывать любовь к родному лицею.
Оборудование: учебник Т. Е. Демидовой и др. «Математика, 4 класс», интерактивная доска Panasonic elite Panaboard, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для ОС Школа 2100 «Игры и задачи, 1-4 кл.», цветные карандаши, ножницы, карточки для сильных учеников, карточки со схемой к задаче, карточки с мини-тестом.
Ход урока
На ИД – 1 стр.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Давайте повернемся и улыбнемся им всем. Садитесь.
Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос этот такой:
— Что самое ценное на Земле?
Вот какой ответ дал известный учёный Ал — Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
— У нас урок математики – урок открытия нового знания.
Открытие нового знания
— Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…». Вы согласны с этим утверждением? Почему?
— У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл. Это мы узнаем в конце урока.
2.Актуализация знаний.
Работа с ИД. (стр.2)
На доске расположены именованные числа, которые надо расположить в порядке возрастания (единицы площади- см², дм², м², а, га, км²).
Проверка: — Если вы правильно выполнили работу, то, перевернув карточки, у нас получится слово (юбилей)
-Как связано полученное слово с нашим лицеем? (ему в этом году исполнилось 40 лет)
— (ИД — стр.3) Да, действительно, наш лицей основан в 1972 году. Мы уже много говорили об этом событии, узнали много интересного о его истории, а на сегодняшнем уроке мы совершим заочное путешествие по лицею. Начнем его в нашем кабинете: сейчас это кабинет математики.
3. Проблема, формулирование темы и цели урока.
— Вернемся к доске. Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади). О какой величине пойдет разговор на уроке? ( О площади фигур)
— Посмотрите на доску. Под каждой фигурой запишите формулу нахождения ее площади. (стр. 4 – дети работают с ИД).
S = a · a S = a · b S = ?
— В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника)
-Определим тему урока (Площадь треугольника).
— А вот какого именно треугольника, узнаем, выполнив задание 1 на стр. 94 в учебнике.
— На какие группы можно разделить эти треугольники по их углам?
— Как можно найти прямой угол? ( ЦОР, 1 слайд).
— Так значит о каком треугольнике пойдет сегодня речь? (о прямоугольном).
— Сформулируем окончательно тему урока. (Площадь прямоугольного треугольника – ИД — стр.5).
-Какова цель нашего урока? (Научиться находить площадь прямоугольного треугольника).
4. Сообщение новых знаний.
— Для нашей работы нам потребуется узнать кое-что новое о прямоугольном треугольнике.
— В каком помещении лицея можно найти сведения о чем-то совсем новом, неизвестном? (в библиотеке). Отправимся в библиотеку. (ИД — стр. 6).
Работа с ЦОР ( 2 слайд)
Стороны, которые образуют прямой угол прямоугольного треугольника, называются катетами.
Сторона, которая лежит напротив прямого угла, называется гипотенузой.
— Начертите себе в тетрадь прямоугольный треугольник. Катеты обозначьте красным цветом, а гипотенузу – зеленым.
— Как же называются стороны прямоугольного треугольника? (работа с 7 стр. на ИД).
5. Открытие новых знаний.
— Мы узнали много нового о прямоугольном треугольнике, но выяснили ли мы, как находить его площадь? (нет)
— Чтобы сделать это, давайте отправимся в конструкторское бюро (ИД — стр. 8). Недавно в нашем лицее было открыто конструкторское бюро, работают там старшеклассники. Ну а мы уже попробуем конструировать уже сейчас.
Практическая работа в парах.
-У вас на партах прямоугольники. Найдите их площадь. Что для этого надо сделать?(измерить его стороны и их перемножить).
(Дети выполняют).
— Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали.
– Сколько фигур получилось? (2)
– Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники).
– Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (Они равны)
– Докажите. Как это сделать? (Наложить треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны).
– Какую часть составляет каждый прямоугольник от прямоугольника?(1/2 часть)
– Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (Да)
– Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a · b
– А площадь одного прямоугольно треугольника? S = (a · b) : 2
– Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью этих терминов. (Проговаривание формулы учащимися – «Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить полученную величину на 2»)
– Давайте проверим правильность наших выводов.
Работа с ЦОР (3 слайд)
5. Первичное закрепление
-Составим алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника.
Нахождение площади прямоугольного треугольника
Измерить катеты.
2 Перемножить два катета
3. Разделить на 2
— Применим наши знания – ИД, стр.9.
Учебник – стр.95, №7 а) –фронтально, б) –в парах в) – самостоятельно.
В это время сильные учащиеся отвечают на вопрос карточки:
— А как найти площадь непрямоугольного треугольника?
(надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых мы вычислить можем).
6. Физминутка.
— А теперь давайте побываем в спортивном зале нашего лицея (ИД, 10 стр.). Посмотрите, какой он стал красивый после ремонта.(ссылка на физминутку на стр.10).
7. Закрепление изученного.
— Давайте перейдем в зал торжественных церемоний (ИД, стр. 11).
-Решим задачу (ИД, стр. 12).
Общая площадь спортивного зала и зала торжественных церемоний составляет 544 м². Площадь спортивного зала на 50 м² больше. Чему равна площадь каждого зала в отдельности?
(Один ученик решает задачу у доски.
Некоторым ученикам в помощь — схема).
— Оцените работу вашего товарища.
8. Мини-проверка.
А теперь выполним мини-проверку. Каждый из вас выполняет тест (у каждого на партах листочки с тестом).
-Кто выполнил, оставляет на краю парты, а на перемене сдает учителю.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Достигли мы их?
— Как же найти площадь прямоугольного треугольника?
-Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Полностью эта фраза звучит так: «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».
— Вы согласны с этим? (Да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали).
-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите своего человечка на лесенке успешности (ИД, стр. 13)
Лесенка успешности.
-Благодарю всех за работу. Многие из вас на уроке были активными, внимательными. Проверив ваши тесты, я выставлю вам оценки, учитывая вашу самооценку за все задания на уроке.
-А вам осталось поработать дома. Домашнее задание – стр. 95, №9.
— Закончить наш урок я хочу гимном нашего лицея (звучит гимн — ИД, стр. 14-18). Все мы: и учителя, и ученики, очень гордимся тем, что являемся
продолжателями традиций лицейского образования.
Использованные источники:
http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615 — физминутка для глаз «Футбол»
Образовательный комплекс «Игры и задачи. 1 – 4 классы» (на DVD-диске) «1С: Образование. Дом»
Песня С.Я.Терханова «В уголке России есть школа № 26…»
globuss24.ru